Что мы теряем если речевое взаимодействие неэффективно

3 основные причины неэффективных взаимоотношений, или 3 способа достижения результатов в отношениях

Чем проще, короче и знакомо, тем сложнее это заметить и соблюдать?

Ответьте сами на вопрос: почему то, что написано ниже, люди чаще всего не выполняют? Из практики эти 3 момента губят любые отношения.

Даже уже после этой строчки вы думаете, что можно дальше не читать, и так все ясно?

Как часто мы всё-таки продолжаем «дальше» слушать, читать.

Каждый из нас имеет свою точку зрения, своё мнение, подкреплённое опытом, информацией из разных источников…

Есть все основания считать, что каждый из нас прав. Тут ключевой момент «каждый»! У каждого есть основания.

И как часто вы выясняете эти основания, и что ещё эффективнее — видите плюсы, выгодные моменты другой точки зрения или другой стратегии?

Представьте, человек имел негативный опыт, и теперь учитывает какую-то мелочь, а, может, просто боится и не делает. Какова вероятность вашего с ним эффективного взаимодействия, если вы даже предположить не можете эту мелочь и уж тем более учитывать её в своей стратегии построения отношения с данным человеком?

Эффективные действия: каждый раз, при расхождении во мнениях, искать выгоду, ресурс в стратегии другого, как бы она абсурдной вам не казалась, выяснять основания другого. И потом строить стратегию отношений, учитывая эти основания, преподносить свою позицию на основе убеждений, страхов, оснований другого.

Люди строят гипотезы, как будет разворачиваться будущее, основываясь на причинно-следственных связях из своего опыта, книг…

У каждого есть убеждения, логические цепочки, почему мир устроен именно так.

Но насколько эти цепочки последовательны и логически верны, отсутствует «разрыв»?

Из личной жизни: верно ли «он не позвонил, значит, не любит»? Что пропущено?

Из бизнеса: «продаж нет — реклама плохая» (другие причины не учитываются?), или «продавец плохо продаёт — его надо научить продавать» (а, может, он умеет, но у него нет мотивации?).

Если вы строите отношения, исходя из «порванной» цепочки причинно-следственных связей, есть вероятность непонимания другой стороны, неэффективное донесение, недоверие. Другой человек не может увидеть ваши отсутствующие звенья цепи, почему именно так? И возникают отсутствие сонастройки на другого, риски неточности результатов. Когда понимания нет, сложнее что-то корректировать.

Эффективные действия: выписать все цепочки причинно-следственных связей ваших рассуждений и предполагаемых рассуждений второй стороны. И посмотреть, где есть «разрыв», «неоднозначность», почему именно так?

По данным цепочкам можно строить стратегию отношений и легко вносить корректировки.

Самый распространённый вопрос, которым мне задают во время консультации по отношениям,» «а можно ли изменить другого?» или «может, он ли изменится?». Люди учатся манипулировать, давить, влиять…

Но может ли лев превратится в птицу?

Однако есть случаи, когда дикий зверь заботился о том, кто в природе является его «врагом», «едой».

Поведение можно изменить, но суть, природный мотив человека, когда он не может не делать, потому что так создан природой… Этим можно управлять, но изменить суть? Я не знаю таких способов.

Под мотивом я имею ввиду не материальную выгоду, которую как раз обычно все просчитывают, а то внутреннее, что движет по жизни человека, без чего человек жить не может. Это его таланты, его предназначение.

Эффективные действия: задать вопросы, проясняющие суть, природный мотив человека, его ценности. И выстраивать на этом всю свою стратегию, найти общее между вашим мотивом и второй стороны.

Всё это не ново. Я лишь хотела напомнить и предложить своё участие в построении логических схем, поиска мотива для успешной стратегии в отношениях.

Источник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Эффективность речевого взаимодействия современных подростков секция «Русский язык»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа »

речевого взаимодействия современных подростков

секция « Русский язык»

Автор: Газиева Халимат Газимагомедовна,

ученица 9 класса МКОУ «Междуреченская СОШ»

учитель русского языка и литературы МКОУ «Междуреченская СОШ»

Цунтинский район, с. Китлярата

2018-2019 учебный год.

Экологические аспекты речевого общения………..…….5

Особенности речевого общения современного подростка ……8

Искусство речевого общения

Источники засорения речи современного подростка………..10

К сожалению, речь современных подростков, моих сверстников, далеко несовершенна. И для выражения чувств, переживаний они используют десятки жаргонизмов, н е понимая, что это не красиво.

Актуальность данной темы заключается в том, что большая часть моих сверстников часто встречается с трудностями публичного выступления при устных ответах, докладах и защите проектов, испытывает определенные психологические проблемы при общении, а информированность о приемах успешного речевого взаимодействия поможет им развить риторические навыки при общении, создаст условия для выбора будущей профессии, будет способствовать успешному осуществлению дальнейших жизненных планов.

Объектом исследования является речевое общение.

Предметом исследования выступает процесс речевого взаимодействия среди подростков.

Цель: обосновать эффективность речевого взаимодействия современных подростков.

познакомиться с понятием экологии речи;

выявить особенности речевого общения подростков;

проанализировать источники засорения речи подростков;

рассмотреть условия возрождения искусства речевого общения;

распространить различные приемы успешного взаимодействия;

Гипотезой исследования является следующее предположение о том, что если организовать целенаправленную, последовательную и систематическую работу по формированию риторических умений, повышению уровня речевой культуры и развитию навыков эффективной коммуникации, то это будет способствовать эффективному взаимодействию подростков, создаст условия для выбора профессии и успешному осуществлению дальнейших жизненных планов.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования :

теоретический (теоретический анализ исторических источников и печатных изданий по изучаемой теме);

исследования социолингвистики (анкетирование, наблюдение);

математический метод обработки и представления изученных данных

После того как мы обработали результаты нашего опроса и подвели итоги, мы убедились, что исследуемая нами проблема актуальна для старшеклассников и наша работа важна не только для нас самих.

Знание секретов успешного речевого взаимодействия дает возможность подросткам контролировать и оценивать свои коммуникативные возможности, развивать риторические умения для эффективного общения и реализации успешного поведения в различных сферах жизни.

Экологические аспекты речевого общения.

Культура речи в ее традиционном понимании — это
степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими,
лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее
эффективного общения в различных условиях коммуникации.

Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта культуры речи, если понимать его широко и обобщенно.
Предметом лингвистической экологии является культура
мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и “оздоровление” литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи.

В наши дни активно формируется экология культуры или, шире, духовная экология. Она связана с сохранением (или возрождением) накопленных ценностей, а также с рациональным регулированием технического прогресса, который не должен отрицательно влиять на человека.

Культура языка, речевая культура входит в экологию культуры как важная составляющая часть. В самом деле, ведь если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства и т. д., то закрепляются эти достижения в языке и в слове.

История самого термина «экология» восходит
к 60-м годам XIX в. Как известно, термин экология, или ойкология
(от греч. oikos “жилище”, “место обитания” и logos “учение”)
предложил в 1866 г известный немецкий естествоиспытатель Эрнст
Геккель (1834—1919).

В России впервые об экологии слова заговорил в 80-х годах ХХ века Д.С.Лихачев: «Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы».

Итак, экологический подход к вопросам речевого общения включает:

а) Лингвистическая экология – это бережное отношение к языковым традициям, любовь к родному языку, забота о нем.

б) Духовная экология – это сохранение, возрождение духовных ценностей.

в) Экология культуры – сохранение русского литературного языка.

1.2. Особенности речевого общения современного подростка.

Коммуникативное поведение выступает одной из важных сторон этого общения, т.е. совокупностью приемов и способов поведения подростка, прежде всего, по отношению к сверстникам. Отношение подростка к коллективу можно рассматривать как некий результат реализации коммуникативного поведения, степень достижения целей этого поведения.

Формирование культуры коммуникативного поведения, обучение правилам речевого этикета и формирование навыков выполнения этих правил наибольшую значимость приобретает в работе с подростками. Находясь на пороге взрослой жизни, школьники начинают более осмысленно относиться к взаимоотношениям с людьми. Значительная часть из них уже делает свой жизненный и профессиональный выбор и приступает к освоению выбранной профессии. Для подростков характерно проявление интереса к требованиям, предъявляемым профессией к работнику, и тому, насколько они сами, их знания, умение вести себя в стандартных коммуникативных ситуациях соответствуют этим требованиям. В связи с этим представляется актуальным формировать культуру коммуникативного поведения у учащихся подросткового возраста, так как у них есть стремление и мотивация к повышению культуры своего общения.

Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей.

Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству.

Таким образом, адекватность понимания процесса общения и поведения подростков, определяется уровнем коммуникативной толерантности. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных способностей.

Глава II . Искусство речевого общения.

2.1.Источники засорения речи современного подростка.

Одной из причин небрежного отношения к языку стали средства массовой информации, а именно: ошибки в устной речи телеведущих, не говоря уже о гостях телепередач, в рекламе, письменных публикациях. Все СМИ насыщены сленгом, что, по мнению моих сверстников, влияет на речь молодежи. Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления. Например: «совершенно дешевые билеты, безумно приятный человек». На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и нелитературные слова.

Обилие иноязычных слов в текстах современных российских СМИ может быть связано не только с необходимостью обозначения новых реалий действительности, но и с тем, что многие говорящие или пишущие воспринимают «заморскую лексику» как более престижную по сравнению с русскими словами. Вследствие непривычности, «непрозрачности» иноязычного слова его смысл является зашифрованным, непонятым для многих носителей языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык современных средств массовой коммуникации свидетельствует о новой ступени эволюции русской речи, когда литературная норма становится менее определенной и обязательной.

На улице, в транспорте, с телеэкранов и даже среди наших друзей мы слышим ненормативную лексику. Раньше сквернословие было главным образом, специфическим языком преступников, опустившихся людей. Сквернословие становится нормой.

Жаргонная лексика характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранение этих слов из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.

Особое место сегодня занимает сетевой сленг жаргонные слова, при помощи которых общаются люди в сети. Из всех видов такого общения наиболее часто употребляемым в устной речи стал «албанский язык». «Албанский язык» (также его называют удафф.)-русский язык с непреднамеренными ошибками.

Хочется обратить внимание на транслитерацию т. е. конверсию систем письма, при которой каждый графический элемент (знак) одной системы письма заменяется одним и тем же графическим элементом другой системы письма.

Это тоже стало явлением массовой культуры, т.к. школьникам навязываются такие товары, как тетради и дневники, оформленные буквами, взятыми из 2-х алфавитов.

Это ведет к тому, что ребенок, пользуясь каждый день предметами с подобными надписями, усваивает такие образцы написания, в которые заведомо включена ошибка. И эти ошибки он потом переносит в устную речь.

Источник

Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого этикета

Что мы теряем если речевое взаимодействие неэффективно

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 16540 раз

Библиографическое описание:

Борзунова, А. К. Коммуникативные неудачи как следствие нарушения речевого этикета / А. К. Борзунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5176/ (дата обращения: 09.12.2021).

В последние десятилетия резко изменилась коммуникационная и, соответственно, языковая ситуация в обществе. Это связано с демократизацией общественной жизни, возросшей социальной активностью населения (особенно, молодёжи). Возросла значимость культуры общения, различных этикетных форм. В крупных городах появились учебные заведения, в которых всех желающих обучают этикету (отношениям с окружающими, формам обращения и приветствий, поведению в общественных местах, манерам, умению одеваться). Другими словами, современные экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности каждого человека. В зависимости от того, участие в какой группе он принимает, различаются виды общения (семейное, школьное, спортивное, дружеское, деловое и т.д.).

Уровень культуры речи человека становится визитной карточкой в профессиональном, деловом общении, определяет успешность делового взаимодействия, а, следовательно, становится одной из составляющей успешной карьеры. От искусства делового общения зависит успешная деятельность фирмы (организации): от того, соблюдается ли речевой этикет в устной и письменной речи, правильно ли ведутся переговоры, деловые беседы и прочее. В последние годы активно разрабатываются проблемы служебного и административного этикета.

Общество предписывает своим членам использовать для общения в определённых ситуациях конкретные нормы речевого поведения. Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) называется этикетом.

Требования этикета не являются безусловными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. К тому же по мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры правила поведения преобразовываются, и то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот.

В процессе трудовой, профессиональной деятельности люди вступают в деловое общение (коммуникацию).

Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Специфичность взаимодействия людей в процессе всех видов общения (и делового в том числе) состоит в использовании языка. Так, успешная деятельность организации, ее облик в определенной степени зависят от того, насколько правильным языком разговаривают ее руководители и служащие, насколько грамотно и литературно они ведут переписку.

Менеджер находится в постоянном общении: в непосредственном диалоге он вступает в общение (коммуникацию) с подчиненными, руководителем, сослуживцами, посетителями офиса; при опосредованном общении менеджер использует телефон, факс, электронную почту. В общении с другими людьми менеджер проводит значительную часть рабочего времени, поэтому ему необходимо владеть правилами речевого этикета.

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

Речевой этикет формируется под воздействием ряда факторов. Например, Л.А. Введенская выделяет следующие факторы:


Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

Каждой формуле речевого этикета соответствует техника её реализации. Важно правильное сочетание мимики и жестов с тональностью речи и ее содержанием, т.е. вербального и невербального компонентов. Это залог правильной коммуникации в общении.

Другой особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений – «ты» и «вы», которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор формы общения предписывают эндогенные и экзогенные условия: степень знакомства партнёров, официальность обстановки общения, характер взаимоотношений, равенство или неравенство ролевых отношений (по возрасту, положению).

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение форм речевого этикета создают благоприятный климат для взаимоотношений, способствуют эффективности, результативности деловых отношений.

Речевой этикет тесно связан с культурой общения. Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Общение понимается и характеризуется а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность.

Следует отметить, что проводится различие между понятиями общение и коммуникация. Общение как сложная система взаимодействия двух и более людей рассматривается как субъектно-субъектное отношение. Коммуникация же определяется как один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. И в этом смысле коммуникация предстаёт как субъектно-объектное отношение.

Итак, общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Говоря о культуре общения, необходимо сказать, что само по себе понятие культура очень многогранно. Культура в широком смысле – это совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения (формы этикета, общественные ритуалы, обряды, коммуникативные этнические обычаи и проч.). В узком смысле – это степень владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в конкретном обществе. Отсюда культура общения – это некий свод правил, соблюдение которых является показателем уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Культура общения подразумевает соблюдение определённых правил вербального, при котором используется речь, – и невербального общения, проявляющегося в мимике, жестах, позах тела и т.п.

Вербальное общение – это естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством общения. Она одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Речевая коммуникация это своего рода искусство, которому терпеливо и настойчиво нужно учиться.

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Что же необходимо, чтобы правильно общаться? Ответ прост: соблюдать этикет, в том числе речевые этикетные нормы. Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения, а также как соблюдаются нормы речевого этикета. В первом случае речь идет о таких принципах, как вежливость, тактичность, деликатность, уважительность, доброжелательность, терпимость, предупредительность, выдержанность и многое другое. Во втором – о речевых формулах общения, применяемых в различных ситуациях и формах общения. Не все эти принципы могут быть реализованы в одном речевом акте: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но быть тактичным, корректным, уважать собеседника необходимо.

Вежливость – важнейший принцип речевого этикета, форма проявление уважения к другому (собеседнику, партнёру, попутчику и т.п.). Она предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.

Тактичность – это этическая норма, чувство меры, предсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. В общении предписывается понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, не обсуждать темы, которые могут вызвать неприятные чувства и ассоциации у него.

Предупредительность – прежде всего любезность, готовность всегда оказать внимание, услугу. В общении это качество связано с умением предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, с согласием подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость, или толерантность, состоит в способности мириться с возможными расхождениями во мнениях, в стремлении избегать излишней категоричности и резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность – умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора. Дружелюбное отношение к собеседнику позволяет достичь вершины общения и по форме и по содержанию, если правильно подбирать слова и интонацию. Один из важных элементов доброжелательности – искусство сказать то, что нужно.

1. Интонация речи. Именно она оказывает позитивное или негативное влияние на собеседника. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. Общая тональность зависит от сферы общения и может быть строго официальной, нейтральной, фамильярно-дружеской. Следует подчеркнуть, что люди редко обращают внимания на то, каким тоном они говорят, иногда и просто не умеют модулировать голос, т.е. управлять интонацией. Важно управлять интонацией при деловом общении, выбирая основным тоном при строго официальных отношениях спокойный, ровный, сдержанный тон, при менее строгих официальных отношениях – спокойный, доброжелательный, приветливый. Повышенный, напористый, безапелляционный тон свидетельствует о неверно избранной коммуникативной стратегии.

2. Умение слушать собеседника. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. Это умение важно в любой сфере деятельности, а также в повседневной жизни. Однажды О. де Бальзак заметил, что не слушать – это не только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения.

3. Невербальные средства общения. К ним относится язык жестов, который включает в себя выражение лица, жесты, позы и т.п., а также другие визуальные знаки, такие как причёска, макияж, одежда и прочие аксессуары. Когда выявляется несоответствие между словами и другими средствами общения, то сеются семена сомнений. Так, если человек при встрече утверждает, что рад вас видеть, но при этом смотрит мимо вас на остальных присутствующих и невнимательно вас слушает, вы, скорее всего, будете судить о его отношении к вам на основании его поведения, а не слов.

4. Умение ценить время собеседников и слушателей. Поэтому заранее надо обдумывать предмет речевого общения, свои аргументы, возможные вопросы и наиболее убедительные ответы на них.

5. Терпимость (или толерантность). Этот принцип связан с одним из важнейших функции этикета – снятие агрессии. Рекомендуется смягчать свою речь, снимая излишнюю категоричность. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно. Поэтому вместо реплик «это чушь!», «этого не может быть!», «чепуха!» рекомендуется использовать такие конструкции, как «мне кажется это не вполне убедительным»; «боюсь, что не могу согласиться с вами»; «едва ли это возможно» и т.п.

В литературе встречаются и другие правила (принципы, нормы) речевого этикета при общении. Речевой этикет регламентирует культуру общения. Поэтому человек должен владеть определённой речевой культурой, уметь выбирать правильный тон общения, с тем, чтобы избежать коммуникативной неудачи.

По мнению лингвистов, к ней приводит отступление от этикетных правил поведения и нарушение этикетных норм речевого общения. При рассмотрении речевых конфликтов (коммуникативных неудач) важно учитывать также социальные роли и социальные ожидания (т.е. те требования, которые общество вправе предъявлять каждому, исполняющему ту или иную роль).

В современной научной литературе разработана подробная и широкая классификация конфликтов. Конфликт подразумевает столкновение сторон, состояние противоборства партнёров в процессе коммуникации по поводу несовпадающих интересов, мнений и взглядов, коммуникативных намерений, которые проявляются в ситуации общения. В перечне конфликтов выделяются и конфликты коммуникации, обусловленные барьерами речевого общения, которые часто называются коммуникативной неудачей.

Коммуникативная неудача – это ситуация, когда участники общения не могут реализовать свои намерения или коммуникативные ожидания, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Сложность проблемы в том, что коммуникативную неудачу невозможно рассматривать в «чистом» виде: в ней переплетаются правила вербального и невербального общения, этикет и многое другое. Исследователи в области социально-экономических наук называют коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации, искажение смысла сообщения барьерами.

Коммуникативные барьеры (препятствия, неудачи) возникают по различным причинам.

Помехой в общении может стать чуждая коммуникативная среда. Собеседники чувствую дискомфорт, затрудняются определить тональность своего речевого поведения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета. Такими местами могут быть клубная вечеринка, театральная премьера, светский ужин, деловое совещание, общение с иностранцами и др. Поиски «общего языка» могут затруднить малая степень знакомства, совершенно не совмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом. При общении в чужой коммуникативной среде из-за различий в образовании, понимании нравственных норм, из-за разницы мнений, оценок весьма сложно добиться согласия в беседе.

Коммуникативная неудача может быль следствием нарушения паритетности общения (эту неудачу следует рассматривать не только с точки зрения лингвистики, но и учитывать социально-психологические, этические и другие моменты). Данное нарушение проявляется в доминировании одного из участников разговора, нарушении условий коммуникативной заинтересованности. Другими словами, нельзя перебивать собеседника, следует дослушать его до конца, особенно если он чем-то раздражен. Перебивая собеседника, участник общения не только сбивает его с мысли, но и сам может упустить часть важной информации.

Опыт показывает, что коммуникативный барьер возникает и тогда, когда говорящий не соблюдает ритуальную коммуникацию, то есть не придерживается установленного порядка совершения общения, формул речевого этикета (приветствие, приглашение, извинение и т.п.), не проверяет ценность своего высказывания по вниманию слушателя, грешит банальными суждениями, безапелляционными высказываниями. Мгновенно высказанное безапелляционное суждение никак не свидетельствует о глубине ума, мудрости, основанной на большом жизненном опыте. Для руководителя особенно важно не торопиться с окончательными суждениями по поводу того или иного предложения, высказанного подчиненным. Некоторые руководители ошибочно полагают, что категоричность и безапелляционность суждений – главный фактор, способствующий авторитету. В действительности же тот руководитель, который допускает ошибки, явившиеся следствием непродуманных оценок, решений, теряет свой авторитет. Совершенно очевидно, что любое проявление категоричности суждений, раздражительность в разговоре с подчиненным противопоказано этике деловых взаимоотношений.

Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего. Небрежно брошенная реплика, замечание с оттенками пренебрежения могут послужить причинами незаслуженной обиды, огорчения, вызвать раздражение, досаду. К сожалению, подобная практика неэффективной коммуникации присуща отдельным руководителям, что исключает атмосферу доверия и уважительности в деловом разговоре.

Препоной на пути эффективной коммуникации может быть привычка употреблять книжную лексику, сложные, неясные для слушателя слова с абстрактным значением, слова-термины. Типичным случаем коммуникативной неудачи можно считать насыщение речи иностранными словами, например, употребление слов «индифферентно» вместо «равнодушно», «диверсификация» вместо «разнообразие». Сознавая ущербность своей речевой культуры, участники общения часто включают в свою речь иностранные и книжные слова без учета их лексического значения, например: без консенсуса не договоришься; мы без вашего контингента обойдемся; конкретно сделали и т.п. Данное непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, вполне преодолимо.

Дискомфорт общения и отчуждение возникают при отсутствии учёта того факта, что языковое осмысление у разных людей различно, индивидуальна и манера речевого сжатия. Не принимая во внимание возможности слушателя воспринимать смысл высказываний, говорящий не достигнет ожидаемого эффекта, возникнет негативное состояние, порожденное тем, что участнику общения не была предоставлена возможность передохнуть, сосредоточиться. Поэтому стоит отказаться от слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта, например, «вам, наверное, интересно узнать…», «вы, конечно, знаете…»; «вам, возможно, известно…», «как видите…»; «обратите внимание…» и т.п.

К коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести использование в речи определённых слов (нарушение речевых табу, непечатной лексики), а также слов-паразитов. Табуированная лексика строго запрещена в деловом общении. Руководитель, употребляющий короткие крепкие, так привычные для него выражения, не пользуется успехом у подчинённых. Употребление сотрудниками табуированных слов свидетельствует ко всему прочему о низкой корпоративной культуре в целом. Засорение речи словами-паразитами «ну», «это самое», «как бы», «так сказать» и др. не украшают её, а отбирают у нее силу и эмоциональность и лишают убедительности.

Коммуникативными неудачами следует признать и так называемые деструктивные формы общения. К ним можно отнести:

речевую агрессию (угроза, оскорбление, осуждение);

открытое выражение негативных эмоциональных установок по отношению к партнёру (ненависть, неприязнь, антипатия);

донос (заявление, анонимка, сигнал);

брань (перебранка, ругань, хула).

Агрессивное поведение – эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение, желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить; враждебность. Речевая агрессия – это, следовательно, агрессия, инструментом которой является не сила, а слово. Это деструктивное воздействие, которое способно нанести урон тому, против кого оно направлено. Агрессивная реакция может быть обусловлена оборонительной реакцией, например, когда сотрудник стремиться оправдаться в ответ на замечание руководителя, или когда человек ищет выход, чтобы «сохранить свое лицо».

Использование бранных слов (не обязательно табуированных) можно расценивать по-разному: как средство вербальной агрессии; как эмоционально-экспрессивную реакцию на неожиданные и неприятные события или действия. Используется брань и как средство понижения социального статуса адресата, как средство наделения определённого лица отрицательными характеристиками.

Говоря о речевой агрессии, можно отметить, «что слово, словно стрела, пущенная из лука, попадая в цель, вонзается в душу и наносит ей рану. Стелы брани влекут за собой гнев, если же слово вскрывает твое несчастье, то возникает и объемлет душу печаль. Стрела упрёка наносит рану, называемую стыдом. И хотя раны, нанесённые словами бескровны, но след их очень глубок» (Ахилл Татий).

Таким образом, коммуникативные неудачи в общении (коммуникативные барьеры общения) возникают из-за нарушений формул речевого этикета, несоблюдения правил культурного общения, недостатков воспитания и пренебрежения самовоспитанием. Последнее никогда не бывает лишним, и заниматься им никогда не поздно.

Динамизм современной жизни требует от человека собранности, целеустремлённости, коммуникабельности. Успех сопутствует тем, кто много трудится для достижения своей цели. Эта расхожая сентенция не так банальна, как кажется. Чтобы овладеть речью на родном языке, не достаточно говорить на нём с детства. Необходимо научиться говорить красиво, соблюдать речевой этикет. Чтение хорошей литературы, обязательно русских классиков, позволяет ознакомиться с образцами правильной и красивой речи. Первые навыки речевого этикета и культуры общения также можно почерпнуть из классической литературы. «Лёгкость ума и прелесть в разговоре являются либо даром природы, либо плодом воспитания, начатого в колыбели», – утверждал О. де Бальзак. Поэтому овладение формулами речевого этикета и навыками общения могут стать благоприобретёнными любым человеком.

Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Л. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *