Что мы тебе ландскнехты наемные
Что мы тебе ландскнехты наемные
А что, мы тебе ландскнехты наемные?-цитата из известного фильма.
10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»
Получила имя «Фрундсберг», в честь командующего ландскнехтами Фрундсберга.
Полностью уничтожена на Западном фронте в августе 1944 года, как и ещё 8 немецких танковых дивизий.
А начиналось всё для «Фрундсберг» хорошо.
На формирование и боевую подготовку ушёл год.
Потом весной 1944 отправили на Восточный фронт.
Отправили как обычно, без половины танковых подразделений. Часть дивизии «Фрундсберг», котрая должна была получать «Пантеры», осталась во Франции и на Восточный фронт уехал только батальон четвёрок.
Весной 1944 года дивизия «Фрундсберг» была использована для прорыва советского кольца вокруг Каменец-Подольского котла, в котором оказались части 1-й немецкой танковой армии. При этом потери «Фрундсберга» за пару месяцев боёв на Восточном фронте составили примерно 600 человек убитыми.
В мае 1944 «Фрундсберг» планировалось использовать в наступлении у Ковеля. На 1 июня 1944 года в рядах «Фрундсберга» насчитывалось 17 023 человек.
В июне 1944 года Гитлер отменил запланированное наступление на Ковель и приказал перекинуть II танковый корпус СС на Западный фронт.
«Фрундсберг» выводят в тыл и готовят к переброски в Нормандию.
Готовясь к переброске, часть личного состава «Фрундсберга» была привлечена к действиям по борьбе с партизанами и парашютистами НКВД и ликвидировала отряд советских партизан. Тогда же, при проведении операций «Фрундсберг» уничтожил, между делом, и отряд Украинской повстанческой армии (причем бандеровский), численностью около 200 человек.
Потом для «Фрундсберга» был Западный фронт.
Процесс переброски частей II танкового корпуса СС с Восточного фронта во Францию проходил с 12 по 23 июня 1944 года. Танки Pz-IV из 2-го батальона 10-го танкового полка СС «Фрундсберг»на станциях Сокол и Кристиновичи были погружены в шесть железнодорожных эшелонов, это
180 платформ, то есть вообще все танки «Фрундсберг» уехали обратно. На переброску 2-го батальона 10-го танкового полка СС ушло 5 дней, а 10-й разведывательный батальон СС перебрасывали 4 дня, в пяти эшелонах (тот, что во вложении)
На 1 июня 1944 года в рядах «Фрундсберга» насчитывалось 17 023 человек. На 30 июня часть персонала дивизии была передана на пополнение других частей и численность сократилась до 13 552 человек.
Про радости западного фронта солдаты из «Фрундсберга» вспоминали: «. Я сбился со счета – сколько же раз противник подвергал нас штурмовке? Мы понесли большие потери в людях и технике. Наши люфтваффе так и не появились.
В России ничего подобного этому не было».
«Мы всегда двигались только по ночам, без света – днем союзные бомбардировщики атаковали все, что двигалось»
«Истребители-бомбардировщики летят, атакуя вдоль дороги, и стреляют по всему, что движется. Солдаты сидят на крышах машин, чтобы иметь возможность сразу же сигнализировать шоферу о появлении вражеских самолетов. Тогда было лето – идеальное время для пилотов. Мы буквально молились о дожде, чтобы избавиться от этих самолетов. Вражеские самолеты-разведчики постоянно висят в воздухе… Если происходит прорыв линии фронта, и наши силы выступают на его ликвидацию, то истребители-бомбардировщики незамедлительно превращают все в крошки. Едва наши боевые машины успевают пройти сотню метров – они уже атакованы»
Уже в этих первых столкновениях с союзниками солдаты «Фрундсберг» ощутили всю их мощь. Для радиста штурммана СС Пауля Хенслера неприятным сюрпризом оказалось то, что немецкие радиопереговоры сразу пеленговалось союзниками, после чего следовал немедленный огневой налет.
В итоге после боёв на Западе к 23 августа 1944 года в «Фрундсберге» осталось всего 3 000 человек из 13 000, танков ноль, пушек ноль, техники ноль.
В Нормандии шла бойня для немцев.
Всего немецкие войска в Нормандии за два месяца боёв к августу 1944 года потеряли убитыми или ранеными около 450 000 солдат и офицеров.
Полмиллиона немцев исчезло всего за два месяца боёв на Западном фронте в 1944 году. Всю немецкую элиту среди которых были и «Лейбштандарт»(как раз тогда погиб Витманн), и «Гитлерюгенд», и «ДасРайх», американцы выбили на Западе за каких-то два месяца.
Фройляйн за гульден.Девочки из обоза ланскнехтов.
Впервые слово «ландскнехт» встречается в документах 1470 года. Армия немецких наемников, которая, собственно, и называлась ландскнехтами, была сформирована королем Максимилианом I в конце XV в. Она вобрала в себя лучшие практики борьбы пеших войск против рыцарской конницы. Был использован опыт военных реформ бургундского герцога Карла Смелого, а также противостоящей ему в Бургундской войне армии Швейцарии. Максимилиан при создании новой армии даже привлек швейцарских военных инструкторов.
Люди из совершенно разных слоев населения становились бок о бок в одном полку. Среди них были крестьяне, ремесленники, дворяне и даже преступники. Кто-то нанимался из-за финансовых нужд, иной обязывался поддержать своего хозяина, а кого-то попросту манила жажда приключений. Жалованье ландскнехтов находилось на довольно высоком уровне. У них имелся военный кодекс, которому они следовали. Основные положения его были взяты из гражданских законов и адаптированы под военные реалии. В полку была своя казна, свое судопроизводство, а с ними казначей и судья.
За ландскнехтами во время военных кампаний следовал огромный обоз. В местах его стоянки всегда разворачивалась активная торговля. Как уже было отмечено, платили наемникам хорошо, и, в то время как гражданским запрещалось носить одежду не по классу, на ландскнехтов никакие ограничения в этом плане не распространялись. Как молодой сынок богатеньких дворян, так и крестьянин, вчера пахавший землю, в полку могли носить пестрые одеяния с модными разрезами (такой стиль с разрезами пришел, предположительно, из Италии), дорогие украшения и широкие головные уборы со страусиными перьями.
Неприступные и непробиваемые квадратные построения, ощетинившиеся во все стороны пиками (скопированные у швейцарцев), ряды солдат, вооруженных новыми смертоносными аркебузами, и мобильная артиллерийская система превратились в стандарт этих новых смертоносных наемных армий. Армия ландскнехтов наводила страх одним своим видом.
Жизнь у ланскнехтов была веселая,пьяная,но не слишком длинная.Денег на себя любимых они не жалели.Ландскнехт жил одним днем, справедливо полагая, что этот день может оказаться последним. Поговорка гласила: «Редко можно найти старого ландскнехта», поэтому зольднер старался жить широко, получая максимальное удовольствие от всех мыслимых бренных радостей жизни. Добытое мечом проживалось очень легко. А где веселые парни с баблом-там и веселые девушки.
В обозе ландскнехтов всегда кроме маркитанток и барыг были и веселые прелестницы.
С немецкой обстоятельностью даже была предусмотрнена твердая плата на их услуги.За порядком следил специальный сержант с зарплатой как у капитана-40 гульденов.
Генеколога и вендиспансера в обозе не имелось,потому армия ланскнехтов растаскивала по всей Европе соответствующие болячки.
В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии обозные девки доказали, что они способны не только обстирывать и ублажать своих солдат.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.
Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами.
Но бозные девки во главе с храбрым хуренвайбелем и рослой баваркой РутТальхайм не оставили своих в беде.
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть,ониодолели швейцарцев.Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.
О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство.
Дайте, пожалуйста, источники на написанное. Википедия не знает не Ruth Talheim, не битву 1579 года у Бибераха-на-Рисе https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Conflicts_in_1579
Сдается мне, что то из написанного сильно недостоверно.
Наемники могут за деньги могут воевать, но за деньги никто не хочет умирать
Генеколога и вендиспансера в обозе не имелось
Я вот даже хз. Если последний факт рассказать феминисткам они обидятся или нет? Ведь вроде шлюхи, а и дрались похлеще мужиков. И глав.бабу даже награли дворянским званием.
А так прочитал с удовольствием, интересная заметка.
Интересно описано! Требую продолжения в том же духе) За заметку спасибо!
>> «Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!»
Интересный пост, спасибо,ТС!
Бизнес на смерти
Passauer Kunst/ Искусство не умирать
Самое важное для солдата
Что было самым главным устремлением средневекового и постсредневекового верующего? Уберечь бессмертную душу от скверны, дабы после смерти гарантировано оказаться в Раю. Сразу же после души на шкале ценностей следовала жизнь — ведь на склоне лет можно покаяться, внести щедрые пожертвования, проплатить молебны и предстать пред ликом Господа сущим праведником, до того вволю нарушая заповеди. Однако до преклонных лет и потери вкуса к жизни надо было ещё дожить.
А ещё можно было договориться: с Богом, богами или другими сущностями, которые являлись как пережитками верований дохристианской эпохи, так и инновационными порождениями — детьми Сатаны. Сущностей этих было превеликое множество, а способов «связи» с ними существовало ещё больше.
Церковь предлагала выход в виде молитв, святых мощей и кусочков дерева от «того самого креста». Но молитвы помогали разве что паладинам вроде Симона де Монфора, а святых мощей на всех не хватало. Да и десять голов Иоанна Крестителя вызывали определённый скепсис даже у истово верующих.
Это культурологическое явление представляло собой систему применения разнообразнейших талисманов и магико-религиозных приёмов, призванных уберечь практикующего их от преждевременной смерти. Такие практики могли быть как узкоспециализированными (к примеру, защищать только от стали или желудочного расстройства), так и широкого спектра действия, уберегая от любых напастей.
Зародилось Пассауское искусство в середине XVI века, вероятнее всего, во Фландрии. Там, на болотах, полуязыческие верования немецких наёмников, веривших как в Христа, так и в Вотана, столкнулись с верованиями испанцев, попадавших туда как беженцы и солдаты. В Испании ещё со времён кастильского короля Альфонсо Мудрого (1221–1284) был широко распространён интерес к оккультным наукам, помноженный на привнесённые арабами и евреями знания и мифологию.
Карта Фландрии, 1609 год
Официальная легенда о возникновении термина Passauer Kunst гласит, что в 1611 году палач из Пассау, некий Каспар Нейхард (Нейхарт), продавал проходившим через город наёмникам записки с колдовскими письменами. Записки требовалось хранить при себе, зашив в кисет или ладанку, или же съедать в критической ситуации — тут показания разнятся.
Якобы именно в этом доме жил хитроумный Каспар. Теперь здесь ресторан и кабаре
Пик популярности Пассауского искусства пришёлся на Тридцатилетнюю войну (1618–1648). Тогда же появились многочисленные книги, которые подробнейшим образом описывали ритуалы и применение амулетов. Одной из самых популярных стала работа Йоханнеса Старициуса (Johannes Staricius) «Сокровища героя». Впервые она увидела свет во Франкфурте в 1615 году и до конца столетия выходила из печати ещё минимум десять раз.
Список рецептов включал в себя как методы лечения колдовством дизентерии, так и способы успешного противодействия оружию. К примеру, чтобы уберечься от турецкой сабли, книга советовала смочить менструальной кровью девственницы льняной платок, ею же сотканный, и обмотать правую руку. Данный амулет приносил ещё и удачу в играх. Разумеется, существовали и контрмеры. Если имелось подозрение, что коварный противник заключил договор с Дьяволом, то рекомендовалось выпачкать клинок свиным навозом, а также зарядить мушкет или аркебузу пулей, предварительно побывавшей в месте, противоположном рту. Особой эффективности этому методу добавляло использование сокровенного места священника.
Со временем появлялась и литература, прилежно фиксировавшая проявления Passauer Kunst в многочисленных войнах XVII столетия. Самым известным трудом такого рода является «Безоар против всяческих страхов и ужасов» за авторством мэра Аусбурга Самуила Циммермана-старшего.
Церковь, что католическая, что протестантская, разумеется, не одобряла подобных действий своей паствы, но всерьёз противодействовать им не могла и ограничивалась проповедями о вреде неверия и ложного благочестия. Общество же понимало данные практики не как чёрную магию, а как магию бытового характера, не имевшую по большому счёту явно негативной направленности. Да, это звучит парадоксально. Но как отмечалось выше, практики наёмников подразумевали синтез языческого наследия, собственных фантазий и христианства.
Самым популярным амулетом являлась гостия — евхаристический хлеб у католиков и протестантов (просфора в православии), а своеобразным местом силы, придававшим амулетам особую мощность, был алтарь. Под него клались записки с «колдовскими знаками». Туда же на несколько дней рекомендовалось заложить и украденную во время причастия гостию. Считалось идеальным, если над ней проходила месса, а то и звучала проповедь об искушениях диавольских.
С гостиями после их «зарядки» поступали по-разному. Кто-то грыз их перед боем, кто-то носил у сердца, а кто-то даже пытался вживить в себя, зарабатывая абсцесс, заражение крови и гарантированное неучастие в бою.
Однако чаще всего «освящённо-осквернённая» гостия использовалась в качестве футлярчика для вышеупомянутых записок. Их писали на вырванном из священных книг пергаменте, желательно кровью. Рисовали кресты, алхимические символы, буквы неведомых алфавитов, в том числе и выдуманных, и, разумеется, в случае помощи обещали Дьяволу душу. Наиболее популярными были надпись INRI — аббревиатура латинской фразы Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm («Иисус Назарянин, Царь Иудейский») — и строки из Евангелия от Иоанна.
Существовали и сборные амулеты, создававшиеся по всем канонам «чернокнижной науки»: с использованием бороды козла, крыльев летучей мыши и других интересных предметов.
Он же — «рубашка последнего боя». Второй по известности амулет, относящийся к Пассаускому искусству, и самый интересный артефакт, ведущий происхождение из дохристианских религиозных практик. Нотхемд представлял собой короткую рубашку с вышитыми на груди человеческими головами: справа голова с бородой, слева — в короне и с рогами («венценосный Вельзевул»). Специалисты по мифологии выводят изображения к германским богам Вотану и Донару. Около голов на рубаху нашивались два креста.
Ткать нотхемд полагалось исключительно девственницам. Преимущественно использовался лён, гораздо реже шерсть. Особой силой наделялась рубаха, сшитая в ночь с 24 на 25 декабря, на католическое Рождество, девочками, которым ещё не исполнилось семи лет. Ещё одним обязательным условием было произнесение вслух, что рубаха изготавливается «во имя чёрта» (im Namen Teufel).
Некоторые руководства рекомендовали одну-две ночи хранить готовое изделие под алтарём, на котором проходят службы. Считалось, что повседневное ношение напрочь убивает рабочие свойства да ещё и навлекает на себя пристальный взгляд Смерти. Соответственно, надевали нотхемд только перед решающими сражениями. Любопытно, что эта же рубаха рекомендовалась роженицам для более лёгкого разрешения от бремени.
К огромному сожалению исследователей, многие важные аспекты Пассауского искусства изучению не поддаются. Проблема заключается в том, что это культурное явление известно исключительно на основе текстовых источников — проповедей и приговоров воинских судов. Такие источники особой объективностью не отличались, да и дознаватели не сильно вдавались в детали. О позднейших «изысканиях» книжников и вовсе не может идти речи — очень уж они фантастичны.
Материальных свидетельств Passauer Kunst практически не осталось. Существующие же на 99% поддельны. Тесто и бумага — не самые стойкие материалы, а нотхемдов из-за сложности их производства вряд ли существовало большое количество. Также следует помнить, что амулеты хранились только до тех пор, пока были эффективны. Когда нужды в них больше не было, эти артефакты или выбрасывались, или захоранивались вместе с владельцем.
На сегодняшний день существует только один предмет, практически без оговорок причисляемый к амулетам. Это найденный в 2003 году в районе Луттера (Германия) артефакт, состоящий из двух спаянных портретных медальонов. На одном из них изображён граф Иоахим фон Ортенбург, умерший в 1600 году. Между медальонами лежала плохо сохранившаяся записка с первыми строками Евангелия от Иоанна.
Ландскнехты: Товарищи по убийству
Ландскнехты — немецкие наёмные пехотинцы Эпохи Ренессанса.Впервые появились в средневековой армии в 1470 году.
Ландскнехты нанимались в основном из представителей низшего сословия (бедноты) в противовес рыцарям—дворянам, хотя последние нередко занимали должности высших офицеров в формированиях ландскнехтов. Кроме того, ландскнехты были своеобразным «немецким ответом» швейцарской пехоте. Стоит отметить неприязнь ландскнехтов к швейцарцам, вследствие чего и те и другие, сражаясь друг с другом, не брали пленных, убивая их. Ландскнехт зарабатывал в месяц больше, чем фермер за год. А ландскнехты, служившие за двойное жалование, назывались доппельсолднерами (нем. Doppelsöldner).
Эти джентльменские соглашения скоро начали исчезать с поля боя в связи с применением тактических хитростей, таких как засады, маскировка отрядов, дезинформация противника, дымовые и пылевые завесы для ослепления противника перед внезапной и массовой атакой, которые впервые появились и были включены в стратегию и боевые формации европейских армий.
Неприступные и непробиваемые квадратные построения, ощетинившиеся во все стороны пиками (скопированные у швейцарцев), ряды солдат, вооруженных новыми смертоносными аркебузами, и мобильная артиллерийская система превратились в стандарт этих новых смертоносных наемных армий. Армия ландскнехтов наводила страх одним своим видом.
Их одеяния славились своим декорированием в стиле «буфы и разрезы», возникшим в результате прорезания верхней одежды и набивкой нижних слоев через эти разрезы. Рукава часто театрально раздувались, как и штаны. Зачастую их рукава различались палитрой цветов и контурами буфов даже один от другого! Штанины иногда также различались. Они носили широкие плоские шляпы, огромных размеров, часто украшенные страусиными перьями. Некоторые носили непристойно огромные мешочки, прикрывающие их гениталии. Даже их обувь была декорирована в стиле разрезы-и-буфы. Внешний эффект зачастую приводил к ощущению искажения зрения.
Стиль «буфы-и-разрезы» в одежде был усвоен также и другими народами, став обычным типом украшений в некоторых частях Европы. Английская знать была частично очарована «буфами и разрезами». Генрих VIII стал одеваться в этом стиле после того, как увидел одежду нанятых им ландскнехтов;
фактически, знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна изображает его в камзоле, декорированном буфами и разрезами.
Авторитет начальников в наемных полках страдал в значительной степени вследствие того, что солдатам было известно, что полковник показывал много большую наличность солдат, чем она была в действительности чтобы присвоить себе содержание мертвых душ. Весьма часто на бумаге части наемных войск были вдвое многочисленнее, чем на самом деле. В случае смотра, для пополнения численности полка, в строй ставились взятые на прокат люди, обычно слуги, иногда переодетые женщины.
Обычаи того времени не позволяли, в случае обнаружения такого мошенничества, вменить его в вину действительно виновным — полковнику и капитану, но устав требовал, чтобы статисту, изображавшему солдата, был отрезан нос, чтобы он не мог продолжать работу подставного лица.
Вооружение и доспехи Ландскнехтов
2. Фламберг (двуручный или полуторный меч с клинком волнистой формы)
3. Гросс-мессер (двуручная сабля)
4. Кацбальгер (или Кошкодёр)
5. Рейтарский меч (мог использоваться как альтернатива кацбальгеру)
6. Пехотная пика (Оружие основной части Банды Ландскнехтов)