Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование

Что является объектом педагогики? Аргументируйте свое мнение

Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование

Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование

Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование

Проанализируйте подходы различных авторов к определению понятия «педагогика». Выработайте собственное определение этого понятия.

Педаго́гика — наука о воспитании и обучении человека.

Есть разные трактовки этого понятия:

наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);

искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Все эти определения содержат одну общую идею: основная цель педагогики – воспитание человека, передача знаний и умений, способствующих социализации индивида в обществе.

Что является объектом педагогики? Аргументируйте свое мнение.

Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем. Существует много определений педагогики, которая является наукой как современной, так и древней, широко используется в практике, является признанной и постоянно повышает свое значение. С момента зарождения педагогики и до середины XX в. объектом педагогики считали детей, их родителей, учителей, работников дошкольного и школьного образования, семьи и их участие в подготовке подрастающего поколения. Она исторически родилась и долгое время росла под напором традиционного подхода, но постепенно стала отступать от него. С XVIII в. в ее круг вступило еще одно понятие – деятельность технических школ, которые готовили квалифицированных мастеров. А уже в XIX в. в объект педагогики стали входить и высшие образовательные учреждения. В 60-х гг. прошлого века интенсивно стала развиваться педагогика взрослого человека, прежде всего военных, а затем к этой категории добавились спортсмены, трудовые коллективы, юристы и многие другие. Новое время, которым стал рубеж третьего тысячелетия, а также происходящие события, как в стране, так и в мире, стали основанием для расширения объективного поля педагогики. Теперь педагогика – не наука о детстве и школе, современная жизнь заставляет ее расширить свои представления и стать наукой о жизни человека. Педагогика стала сталкиваться с принципиально новыми требованиями к жизни человека, с изменившимися условиями существования и развития человека, которые стали оказывать на них значительное социально-педагогическое влияние. Источники новых педагогических сил стали выходить за рамки школы, семьи, стали выпадать из-под контроля, плохо поддаваться целенаправленному педагогическому усовершенствованию, что существенно стало ослаблять силу традиционной школьной и семейной педагогики и повышать роль реалий «педагогики жизни». Объектами исследований и практического применения педагогики становится широкий круг жизни государства, общества, а именно их структура, субъекты, факторы, условия жизнедеятельности, которые оказывают влияние на воспитанность, обученность, развитость граждан, на цивилизованную самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресс страны, человечества. К сожалению, в большинстве изданий еще существует утверждение, что объектом исследования педагогики осталось только образование. Это утверждение можно назвать не только «отставшим от жизни», но и вообще не имеющим под собой методологических и фундаментальных обоснований, поскольку неправомерно сужают объект и признание педагогики в современном обществе. Современное видение объекта педагогики отвечает реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.

Источник

Педагогика: конспект лекций

Что мы считаем объектом педагогики воспитание или образование

Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия и концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником при подготовке к экзамену и успешной его сдаче.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» — «дитя» и «аго» — «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики — ребенок, человек, личность.

Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии — закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

Педагогика — это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект — растущего, развивающегося человека — в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.

Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

Источник

Образование и воспитание как центральные категории педагогики

Это может показаться странным, но до настоящего времени нет четкого ответа на вопросы о том, каково соотношение между категориями «образование» и «воспитание», какое из них является более широким, корневым понятием.

До конца 1980-х гг. в отечественной научной литературе наиболее признанной и аргументированной была точка зрения, все еще широко распространенная и сегодня, согласно которой объектом педагогики – изучаемой ею целостной областью реального мира – является воспитание. При этом в силу многозначности понятия «воспитание» требовалось обязательное уточнение, в каком значении оно может рассматриваться в качестве объекта педагогической науки.

Например, Т.А. Ильина в своем широко распространенном учебнике педагогики выделила четыре основных смысловых уровня в интерпретации воспитания:

В качестве объекта педагогики выступало воспитание в широком педагогическом смысле, которое чаще всего в этом значении определялось как целенаправленно организованный процесс передачи подрастающим поколениям накопленного социального опыта, как педагогическое, целенаправленно организованное руководство процессом становления и развития человека.

П.И. Подласый в своем учебнике, вышедшем в свет в 2003 г. и названном «Новым (!) курсом», определяет педагогику как науку о воспитании человека и предлагает следующие смысловые уровни категории «воспитание»: широкий и узкий социальный смысл, широкий и узкий педагогический смысл.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом здесь понимаются известные людям знания; умения; способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на
человека со стороны общественных институтов с целью подготовки к жизни, формирования
у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого
с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных
учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Долгое время среди отечественных педагогов бытовал получивший отражение практически во всех учебниках по педагогике, а также в энциклопедиях и словарях подход к интерпретации образования, трактовавший его как процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования связывался с обучением в системе различных учебных заведений.

Такое понимание образования во многом явилось следствием рационалистической интерпретации
природы человека. Обретаемый в ходе образовательного процесса образ человека в духе
классической западной интеллектуальной традиции прежде всего соотносился со становлением
человека как разумного и знающего существа.

Осуществляющееся в ходе образования усвоение человеком знаний и развитие его умственных способностей в духе той же традиции рассматривались как необходимейшая и важнейшая основа формирования характера и воли, выработки эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Воспитание в широком педагогическом смысле как объект
педагогики включало в себя и трактуемое таким образом образование, и обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле.

С конца 1980-х гг. все большее число сторонников получает точка зрения, согласно которой в качестве объекта педагогики рассматривается образование как феномен, объемлющийи обучение, и воспитание в узком педагогическом смысле.

В.В. Краевский подчеркивает, что образование является наиболее общим, интегративным термином, который, с одной стороны, вводит объект педагогики в широкий социальный контекст, а с другой – открывает возможность интерпретации этой категории в конкретных педагогических понятиях любого уровня.

Закон об образовании (1992) в преамбуле утверждает, что именно образование должно рассматриваться в качестве наиболее общей педагогической категории: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения…»

Указанный подход, во-первых, позволяет преодолеть односторонне рационалистическую
трактовку образования как процесса и результата усвоения систематизированных научных знаний, умений и навыков познавательной деятельности. Во-вторых, он акцентирует внимание на том, что в данном контексте воспитание не рассматривается как процесс, изначально подчиненный обучению и вообще развитию интеллектуально-познавательной сферы человека. В-третьих, в его рамках в значительной степени преодолевается путаница, связанная
с многозначностью термина «воспитание». И, наконец, в-четвертых, использование понятия
«образование» в качестве центральной категории педагогики вместо воспитания (в
широком педагогическом смысле) позволяет сделать более заметным перенос внимания с
формирующего значения педагогических механизмов на развивающее.

Педагогическая интерпретация образования требует специального анализа подсистем воспитания и обучения в их единстве и различии, ибо именно они и определяют реальные формы педагогического процесса, содержание предметной области педагогики.

Источник

Взаимосвязь объекта и предмета педагогики

Все мы знаем, что наука является формой социального осознания. Фактически, это понятие людей о духовной и физической жизни. Способы передачи понятий и представлений различны:

Процессы и явления природы, общества и человеческой психики сложны и разнообразны. Они часто связаны между собой и являются результатом наблюдения и деятельности человека. Выявленные закономерности полученные на практике и выраженные в человеческом опыте, используются людьми и часто являются обязательными в жизненной практике.

Понятие о предмете и объекте педагогической науки

Воспитание является особенным назначением общества. Оно является предметом педагогики. При этом вопросы образовании исследует не только педагогика. Здесь задействованы философия, социология, психология, экономика и прочие науки.

Значимыми являются достижения всех научных направлений, которые занимаются разработкой вопросов, связанных с образованием. Однако смежные с педагогикой дисциплины в своих исследованиях редко касаются значимых аспектов обучения, которые связаны с каждодневным процессом развития личности, взаимоотношения педагогов и учеников. Это можно объяснить тем, что изучение данных вопросов касается той части образования, которая доступна для исследования только педагогике.

Предмет педагогики

В качестве предмета педагогики выступает обучение как единый педагогический процесс. В этом контексте педагогика выступает в качестве научного направления, которое исследует природу, закономерности, направление и перспективны процесса педагогического воспитания. На практике, педагогика проводит развитие теории и технологии образования, формы и методы работы учителя и учеников, в также способы облегчения взаимодействия всех участников учебного процесса.

Объект педагогики

Объектом педагогики является не сам человек, не его психика, а целостная система явлений из сферы образования и преподавания, которая направлена на развитие человека. Также объектом педагогики можно назвать процесс формирования реальности, которая определяет направление формирования личности и ее органичное встраивание в процесс общественной деятельности.

Педагогика – это наука, которая занимается исследованием обоснованности и целевой практики образования и воспитания личности, знакомство детей с жизнью социума, соединенное с педагогическим процессом и педагогической деятельность.

Исследования, проводимые в рамках педагогической науки, позволяет выбирать и применять на практике наиболее обоснованные способы и методы преподавательской работы. Обнаружение этих наиболее эффективных методов работы и является целью и итогом изучения объекта и предмета педагогики.

Процессы исследования могут отличаться по целям и содержанию, задачам и методикам, исполнение педагогических закономерностей точно отражает источник и сферу внимания и воздействия педагогики.

Утверждения научной педагогики являются базовыми составляющими обучения и воспитания как в учебных учреждениях, так и за их стенами, в семье, в быту. Многие бытовые понятия о правилах воспитания детей, какими должны становиться дети в процессе взросления, основаны на закономерностях, которые были установлены педагогикой.

Установки, имеющиеся в семье, могут развиваться и находить свою реализацию в зависимости лот доходов семьи, ее общественным статусом. В одних семьях считается нормой воспитание детей в строгости. Такой подход может быть следствием личного опыта родителей, их страхом, что избалованные лаской и доверием дети выйдут из-под контроля. В других семьях могут чрезмерное значение придавать доброму отношению, проявлениям любви, отзывчивости, считать эти качества единственными приемлемыми для воспитания.

Есть родители, которые уклоняются от воспитания детей, рассчитывая на школу, вторые верят в действенность личного примера, третьи доверяют обществу и доминирующим в нем веяниям. Есть и те, кто вовсе равнодушен к воспитанию детей, горазды перекладывать вину за проблемы на кого угодно, но только не на самих себя.

Различные мнения об объекте и предмете научной педагогики

Воздействие научной педагогики предполагает проведение анализа и оценки эффективности педагогических явлений и процессов. Если обратиться к сфере внимания научной педагогики, то можно обнаружить сразу несколько различных мнений по поводу объекта и предмета педагогической науки.

Сторонники интуитивной педагогической практики уверены, что объект – это живое общение между участниками педагогического процесса, а предмет – это способы коммуникации, которые более прочих соответствуют целям и содержанию процесса обучения. Важную роль имеет аппарат регулирования в отношениях и коммуникации людей, самоорганизация в группах и коллективах для проведения образовательной деятельности, развития самоанализа и самовоспитания.

Взаимоотношение педагогической науки и педагогической деятельности имеет ряд специфичных черт. С одной стороны они активно выходят за пределы стен учебных заведений, глубоко проникая в жизнь общества. Образ жизни людей, их трудовая деятельность, критерии жизни семьи также являются частью учебно-воспитательного процесса.

С другой стороны, практика педагогики постоянно занимается поиском и внедрением новых решений, которые позволяют учебному процессу удовлетворять запросы общества в плане производства, создания социальных и экономических связей. Новые требования касаются не только набора известных фактов и навыков, но также формирования иной ментальности и отношения к обществу.

Источник

Объект и предмет педагогики

В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».

В условиях Древней Греции словом “учитель” обозначали раба, который занимался тем, что проводил в школу ребенка своего хозяина. Постепенно значение слова «педагогика» приобрело более широкий смысл и стало применяться как определение умения «вести ребенка по жизни», другими словами всячески наставлять, воспитывать и учить. В процессе накопления знаний возникла специальная дисциплина, заключающаяся в образовании детей. Таким образом, педагогике официально присуждают звание науке об умении воспитывать и обучать детей. В теоретической части тоже произошел качественный переход от отдельных фактов к более полным случаям. Подобное понимание педагогики было актуальным приблизительно до середины XX века. Лишь последние десятилетия привели к пониманию людьми того факта, что как детям, так и взрослым необходимо высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и, более того, относительно полное объяснение новейшей педагогики формулируется следующим образом:

Педагогика – это учение о воспитании человека.

Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития. Педагогика может быть определена в качестве учения о правильном обучении детей, о контролировании пути его развития согласно потребностям общества.

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики представляет собой процесс, направленный на совершенствование и развитие личности в ходе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в деятельности. Сформированная группа определяет так называемое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира.

Основное различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. На данный момент понятие предмета педагогики допускает разнообразные трактовки. Например, П.И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую реализуют в условиях учебно-воспитательных организаций. И.Ф. Харламов принимает обучение индивида за особенная деятельность общества. Если исходить из понимания В.А. Андреева, то предмет педагогики представляет собой единую систему воспитания, образования, обучения, социализации, а также творческого самообразования человека.

Б.С. Гершунский уверяет, что это не только работа, заключающаяся в непосредственной деятельностью педагога-практика с воспитанниками, но той же степени и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Согласно В.В. Краевскому предметом педагогической науки является построение таких отношений, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Перед каждым новым поколением людей становятся следующие важные задачи:

Наиболее точное определение понятия «педагогика» выглядит следующим образом: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии представляет собой процесс изучения психологических законов обучения и воспитания. Происходит это как со стороны воспитанника, так и со стороны того, кто производит эти обучение и воспитание.

Объясняя понятие «предмет педагогической науки», стоит также обратить свое внимание и на ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений реальности. К данным категориям можно отнести воспитание как в широком, так и в узком значении, образование, обучение, становление и развитие.

Становление человека является процессом развития его личности посредством оказания воздействия внешними и внутренними, управляемыми и неуправляемыми общественными и природными факторами. Обучение в широком понимании этого слова представляет собой процесс нацеленный на развитие умственных способностей, физических и религиозных сил личности, которые способствуют подготовке к жизни учащегося, активному участию в трудовой деятельности. Короткая формулировка понятия “воспитания” звучит следующим образом: “воспитание является периодическим и направленным воздействием воспитателя на учеников, цель которого заключается в формировании у них правильного отношения к людям и феноменам окружающего мира.

Образование представляет собой процесс и продукт исследования некоторого комплекса знаний и обеспечение на этом базисе нужной степени формирования личности. Воспитание получают обычно в главном процессе обучения в учебных заведениях. Процесс обучения должен находиться под руководством профессиональных педагогов. Несмотря на все вышесказанное, существенное влияние оказывает самообразование, другими словами самостоятельное приобретение знаний.

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика изучает и формирует общие для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций принципы, техники и методы обучения и воспитания. Данная отрасль педагогических знаний занимается разработкой главных правил обучения и воспитания. В качестве оставляющих пунктов общей педагогики выступают теория воспитания и теория обучения, другими словами дидактика. Предметом педагогической психологии можно назвать также определение критериев умственного и иных типов развития личности. Педагогика высшей школы занимается разработкой вопросов обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается решением вопросов перевоспитания осужденных.

Объект в педагогике

Следующее определение объясняет, что является объектом педагогики.

Объект педагогики — это одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно ту из них, которая способствует формированию и развитию личности человека. Таким образом, объект в педагогике— это одно из ключевых понятий.

Педагогика исследует процесс совершенствования личности на базе накопленного людьми социальный опыта, без наличия которого является невозможным любое производство, как материальное, так и духовное, по той причине, что именно человек играет роль субъекта любых возможных социальных отношений. Формируясь параллельно с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, показала свою склонность к усложнению содержания и форм. Если раньше, она не считалась отдельной сферой деятельности, то одновременно с развитием форм активности человека и раскрытием его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли, образование переходит в специализированную сферу и становиться особой профессией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *