Что мы произносим и слышим

«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

«Как научить ребенка слышать звуки«

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Игры для развития фонематических процессов.

«Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах

Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук.Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Игра, похожа на предыдущую,но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Правила те же, только гласный звукнадо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры.После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук [Ж] —

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

«Звуковые песенки»

Цели: развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

«Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем)слова:

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

«Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Что мы произносим и слышимИгры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность.

Источник

«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей

Что мы произносим и слышим Елена Злобина
«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей

ШУМ и ГОЛОС

СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ ЗВ УКИ.

На первый взгляд очень простая тема «Согласные и гласные звуки», но так ли уж она проста! Как доступно объяснить ребёнку, что звуки бывают гласными и согласными? И нужно ли это делать?

Сначала ответим на второй вопрос. Да, нужно! Ведь в русском языке обучение чтению основывается на слиянии гласного и согласного, а при выполнении звукового анализа слов просто необходимо владеть этими понятиями.

Перейдём к ответу на первый вопрос, как объяснить, как различить эти звуки?

Можно объяснить и так: гласный звук тянется, его можно петь, а согласный нельзя!

ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКО.

МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ.

В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЁНКУ БАЮКАТЬ.

НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.

А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ,СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

С-С-С- ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ.

Ш-Ш-Ш- ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ

Р-Р-Р- МОТОРЫ ТАРАХТЯТ.

Ж-Ж-Ж- ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ!

Но, к сожалению, и это верно лишь отчасти.

Таких согласных звуков, которые не тянутся, в полтора раза меньше, чем тех, которые можно тянуть и,если хотите петь: JI-JI-JI.

Между тем,филологи давно подметили такую особенность: все гласные звуки произносятся открытым ртом («ртораскрыватели», а вот почти для всех согласных требуется, чтобы при их произнесении рот хотя бы на мгновение да сомкнулся («ртосмыкатели»). Произнесите сами звуки «Б»,«М»,«В» перед зеркалом. Исключение только звуки: к, г, X!

Подведём итог. Чтобы определить гласный или согласный звук перед нами, должно совпасть несколько пунктов характеристики звука.

СОГЛАСНЫЙ:

— Образуется с помощью шума;

— Есть преграда, «ртосмыкатель»;

— Может быть звонким или глухим;

— Может быть твёрдым или мягким.

ГЛАСНЫЙ:

— В его образовании участвует голос;

— Его можно тянуть, петь;

— Нет преграды, воздушная струя проходит свободно, «ртораскрыватель»;

ВОТ СТРУЯ ВОДЫ ИЗ КРАНА ЛЬЁТСЯ ВОЛЬНО, БЕЗ ПРЕГРАД,

ТАКЖЕ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ И ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ:

ТО СВОБОДНО ПРОПУСКАЮ, ТО ПРЕГРАДЫ СТРОЮ Я.

ЕСЛИ ПУТЬ ШИРОК, СВОБОДЕН- ГЛАСНЫЙ ЗВУК УСЛЫШИШЬ ТЫ: А! О! И! У! Э! Ы!

ЕСЛИ Ж ТОРМОЖУ ЗУБАМИ: 3-3-3,

ЕСЛИ ТОРМОЖУ ГУБАМИ:Б-Б-Б ИЛИ ПРОСТО ЯЗЫКОМ: Р-Р-Р.

ТЫ УСЛЫШИШЬ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ–

ОН С ПРЕГРАДАМИ ЗНАКОМ!

Что мы произносим и слышимБуквенный фриз. Этот буквенный фриз сделан в виде поезда. Паровозик везет вагоны с буквами. Первый вагон это гласные. У всех букв артикуляция звуков (ротик.

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 80 «Повторяем всё, что мы знаем о звуках и буквах»

На уроке ты вспомнишь:

Основные термины и понятия:

Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов.

Чтобы проверить, какой гласной буквой обозначен безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: сова –совы.

Проверяемое слово – слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Согласные бывают твёрдыми и мягкими, а также звонкими и глухими.

Звонкий согласный звук на конце слова превращается в глухой.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017 с. 46-74.

Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о звуках и буквах.

Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это, что мы видим и пишем.

А сколько в русском языке букв?

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, «ь» и «ъ» знаки.

Часть 1. Гласные звуки.

В русском языке 6 гласных звуков. [а][о][у][ы][э][и].

Буквы а,о,у,ы,э,и обозначаются этими звуками.

А буквы е, ё, ю, я обозначаются двумя способами.

Часть 2. Согласные звуки.

Согласных звуков в русском языке 36, а букв 21.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. (парные и непарные).

Согласные звуки парные по признаку твёрдости-мягкости.

Что мы произносим и слышим

Согласные звуки бывают звонкие и глухие парные.

непарные звонкие звуки:

непарные глухие звуки:

Буквы на письме обозначают разные звуки.

Например, слово поляна.

Мы пишем букву о, но слышим звук [а]. [пал’ана].

Чтобы не ошибиться и написать правильно, нужно проверить букву.

Чтобы проверить, какой гласной буквой обозначен безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: поляна – поле.

Слово поляна – проверяемое слово, а слово поле – проверочное.

Также у нас есть опасные места на конце слов.

Звонкий согласный звук на конце слова превращается в глухой.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Слово – флаг – проверяемое, а флаги – проверочное.

Что мы произносим и слышим

Хв..сты, р..га, вр..чи, гл..зной, с..стра.

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова:

м..сной, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет.

Сколько букв и звуков в слове «семья»?

Выбери слова, согласные буквы на конце которых нужно проверить. Запиши проверочные слова.

Источник

Открытый урок на тему: Что мы слышим и произносим? Звуки речи. Слова длинные и короткие

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы произносим и слышим

Калиева Айжан Талгатовна

Талдысайская общеобразовательная средняя школа

Воспитатель предшкольного класса

Актюбинская область, Айтекебийский район, село Талдысай

Тема урока : Что мы слышим и произносим? Звуки речи. Слова длинные и короткие.

Цель : Делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове. Различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предложений. Отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

Создание положительного эмоционального настроя.

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Включение аудиозаписи «Домашние животные».

_ А как этих животные назвать одним словом? (Домашние животные)

— Нас окружают разные звуки, их издают живые существа и неживые предметы.

Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о звуках речи.

Творческое задание. Учебно-ролевая игра «Мы котята»

(развивается воображение, креативное мышление, коммуникативные умения).

— Представьте, что пришла сказочная фея и превратила вас всех в очень симпатичных котят.

— Как же котята будут между собой разговаривать? Покажите. (Инсценирование в парах)

— Ребята, а мы с вами поняли, о чем говорили котята?

(Делается вывод: не можем понять, о чем «говорят» животные, язык животных нам не понятен.)

Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Давайте поиграем в игру «Узнай меня».

Учитель подводит к мысли о том, что звуки, произносимые людьми, нам понятны. Их называют «звуки речи».

— Почему мы не понимаем животных? (Они пользуются другими звуками, не похожими на речевые.)

— Если звуки речи человека называются «речевые», то звуки, которые издают петух, собака, дождь, машина…? (Неречевые)

— Какие новые слова мы сейчас для себя открыли? (речевые и неречевые звуки)

Педагог предлагает рассмотреть картинку в азбуке-тетради.

Чьи песни можно услышать, если озвучить эти картинки? (ду-

дочки, на ней играет Куаныш, барашков, девочки – Айсулу).

Но сама ли дудочка издает звуки? (нет, это пастух дует в нее).

Можно ли догадаться, какую песню поют барашки? (они бле-

Звуки мы слышим и произносим. Звуки нельзя увидеть, их только слышим и произносим

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради, назвать,

кто на них изображен и что они делают.

чит «НО!»? Так погоняют лошадку

Что говорят, когда рубят дрова? («Ух!»)

Кто издает все эти звуки?(Человек)

Где-то собаки рычали:- Р-р-р!

Змеи в лесу шипели: — Шшш!

А комары все пели: — Ззз!

В комнате мухи жужжали: — Жжж!

Куклы кашляют в постели. Днем мороженое ели! — Кхх! Кхх!

-Понравилось ли вам физминутка? Вы немного отдохнули, а теперь садимся на свои места.

— Как называются звуки, которые вы добавили в физминутку? (Неречевые звуки)

Что это за «красные двери» и «белые звери»? (Губы и зубы)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Губы, зубы, язык – это органы речи.

Что еще нужно, чтобы говорить?

Посмотрите на схему и скажите, какие органы принимают участие в говорении (губы, зубы, язык, воздушная струя, голос).(Картинки)

Что же мы слышим и произносим? (звуки)

Если звук тихий – хлопаем, если громкий – топаем.

Тикание часов, шум проезжей машины, стук молотка, шелест листьев, и т.д(Аудиозапись)

Послушайте пословицу, почему так говорят: Хорошую речь

приятно слушать (рассуждения детей).

Педагог делит детей на 2 команды.(картинки)

У каждой команды на столе лежат бумажные прямоугольники

1 задание: командам раздаются картинки.Задача: составит предложение по картинке

2 задание: составить схему предложения.

Игра «Слово можно прошагать».

Дети вместе с педагогом прошагивают слова(Кот,собака). По

пройденному расстоянию определяют, длинное или короткое

слово было сказано.

Произнесите названия картинок, проведите стрелочки от ко-

Рефлексия: Сегодня изучали мир вокруг.

— Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие звуки речи вы узнали?(речевые и неречевые)

Кто произносит речевые звуки?

Кто произносит неречевые звуки?

Оценивание урока: ребята если вам понравился урок поднимите добрый смайлик, если нет то злой.

Источник

Русский язык 2 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть — страница 79

Что мы произносим и слышим

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 79 странице по предмету русский язык за 2 класс. Ответы на задания: 117 и 118.

Что мы произносим и слышим

Учебник 1 часть — Страница 79.

Обратите внимание! Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы — это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
Не произносите звук вместо буквы и не называйте букву вместо звука!

Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами.

Ответ:
Одно и тоже слово записано звуковой записью в квадратных скобках, печатными и письменными буквами.
Звуковая и буквенная запись не совпадают (Эти слова мы пишем не так, как слышим.)

[а] [л] [п] [м] [а] [р] [а] [а] [с]
[л] [а] [м] [п] [а] [р] [а] [с] [а]

Ответ:
Во втором ряду при быстром произнесении звуков по порядку получились слова лампа и роса.
Они обозначают предметы.
Лампа – прибор для освещения.
Роса – природное явление.

(Не совпадет написание и произношение слова роса. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *