Что мы понимаем под политикой это понятие
Прочитайте текст и выполните задания 1–4. Что мы понимаем под политикой?
Политика в широком смысле: «охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время заастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике ум¬ной жены, которая стремится управлять своим мужем.»
Политика по мнению автора: «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»
Три направления государственной политики: сфера общественной жизни (социальная, экономическая) – направлена на конкретную сферу жизни, международная, региональная и так далее – направлена на уровень власти, внешняя и внутренняя (но есть и еще) – направлена внутрь государства или во взаимодействие с другими государствами.
В широком смысле названы следующие субъекты: банки, профсоюзы, муниципалитет, корпорация и так далее.
Государство как институт политической власти:
«о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни — государством»
Условия осуществления власти государством:
«нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам»
«а с другой стороны, — посредством этого подчинения — в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления.»
Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.
Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.
Можно заниматься «политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»… Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий…
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой».
(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия)
Типы политиков | Характеристика | Пример |
1 | «по случаю» | Участвуют в выборах, «политических» собраниях |
2 | «по совместительству» | Доверенные лица, занимающиеся «политикой» лишь в случае необходимости |
3 | «дело жизни» | Члены государственных советов и органов, «работают» по требованию |
Текст к заданиям С1-С4
Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере.… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.
Указаны три функции
Указаны две функции
Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
Возможны иные правильные ответы.
Указаны три позиции
Указаны две позиции
Указана одна функция
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный
Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.
Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…
Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…
С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.
С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.
С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответ должны быть вписаны определения политики:
1) в широком смысле («все виды деятельности по самостоятельному руководству»);
2) в авторском изложении (руководство политическим союзом «государством», стремление к участию во власти).
С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Могут быть указаны следующие субъекты политики:
3) городская и сельская община;
4) правление корпораций;
С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) характеристики государства:
— государство есть отношение господства;
— государство есть инструмент постоянного управления;
2) условия осуществления власти государством:
— государство требует установки человеческого поведения на подчинение;
— государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;
С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Могут быть приведены примеры:
1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН);
2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов),
3) социальная политика (проведение пенсионной реформы).
Возможны иные верные позиции.
Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.
Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.
Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.
C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по ) основные направления социальной мобильности?
C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по ) основные направления социальной мобильности?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);
2) названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.
C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) названы два условия:
— стабильный период развития общества;
— структурная перестройка экономики;
2) дано объяснение, например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.
Может быть приведено другое объяснение.
C3.Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) дано определение, например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;
2) приведены три примера, допустим:
— человек, недавно переехавший жить в город из деревни;
— горожанин, работающий в деревне после окончания института;
— представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.
Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.
C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны быть указаны три проявления, например:
— отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;
— маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;
— маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Могут быть указаны другие проявления.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:
15.1. Политика
Урок 39. Обществознание 10-11 классы. Социальные отношения. Политика ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «15.1. Политика»
Древние греки под политикой понимали искусство управления государством. Такое определение термину дал знаменитый философ Аристотель. Современное понимание сущности политики, по большому счёту, не отличается от первоначального.
Допустим, мы говорим, что «политика – это сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества». Много ли добавлено к словам Аристотеля?
Нужно, правда, иметь ввиду, что термин может употребляться и в широком смысле. Социологи далеко не всегда связывают друг с другом слова «политика» и «государство». Утверждают, что любое действие или явление приобретает политический характер в том случае, если речь идёт об организации людей, координации их действий, о мобилизации ресурсов, без которых достижение поставленной цели (или целей) невозможно.
В своём знаменитом словаре Сергей Иванович Ожегов дал и такое толкование: «Политика – это образ действий, направленных на достижение чего-либо, определяющих отношения с людьми».
«Ну и хитрая же у тебя политика!» – можем мы сказать кому-то. Например, если этот кто-то добивается своей цели не напрямую, а манипулируя другими людьми, подсознательно внушая им какие-то идеи. Короче, заставляя их действовать вместо себя.
Когда администрация школы или другого учебного заведения рассказывает о его политике, разумеется, речь не идёт о борьбе за государственную власть. Имеется в виду совокупность действий, которые предполагается предпринять для достижения определённых результатов, методы, которые при этом будут использоваться.
А вы, кстати, знаете, какова политика вашего образовательного учреждения?
Но сейчас мы с вами углубляемся в политологию, поэтому будем оперировать узким значением термина, связанным с организацией управлением обществом в целом, с государственной властью.
Аргументируем тезис (утверждение): общество не может обойтись без политики.
Общество – сложная система. Времена, когда оно было простым, то есть социальная дифференциация была незначительна, остались в далёком прошлом.
Полного равенства, в принципе, никогда не было: по крайней мере, существовала естественная дифференциация. Но когда человечество начало вырастать из штанишек первобытности, социальная структура стала усложняться. И чем дальше, тем больше.
Различные классы, демографические, этнические, профессиональные группы имеют несовпадающие интересы. Скажем больше: часто эти интересы разнонаправлены, противоположны.
Самый простой пример: продавцы хотят получить за свой товар как можно больше денег, а покупатели стремятся купить товар подешевле, причём без потери качества.
Справедливости ради надо сказать, что это противоречие в условиях рынка решается без вмешательства государства, политической власти. Срабатывают законы спроса и предложения. Работает «невидимая рука» рынка.
Хотя, с другой стороны… Должны действовать подкреплённые силой закона нормы, запрещающие ограничивать экономическую свободу участников рыночных отношений, в том числе и государственным органам. Ну, а если речь идёт о законах, сомневаться не приходится – это политика.
Или так. Одним из признаков свободного рынка является тенденция к его монополизации. Очень привлекательная ситуация для любой фирмы, корпорации – вытеснить или поглотить конкурентов и стать монополистом в производстве того или иного товара (или услуги). Кто защитит рыночную свободу, не даст монополиям диктовать потребителям свои условия?
Для того чтобы борьба интересов не превратилась в «войну всех против всех», нужна особая организация, которая бы регулировала отношения между социальными общностями, предотвращала социальные конфликты или способствовала их разрешению. Обеспечивала общественный порядок, в том числе, опираясь на силу, принуждение.
В этом и заключается главная функция политики. Она удовлетворяет потребность общества в саморегуляции. Предотвращает хаос, а значит, способствует самосохранению общества. Есть даже такое определение: «Политика – это искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
Главная функция – не единственная. Чем ещё важна политическая сфера?
Политика не только способствует сглаживанию разногласий, но и согласованию интересов социальных групп и организаций. Определению целей, достижение которых важно для всех членов общества.
В сфере политики вырабатываются нормы, правила поведения, которые приемлемы для большинства и являются обязательными для всех.
Задача политики – распределить полномочия между различными элементами общества. Или предложить механизм этого распределения и опять же закрепить его в нормах.
И ещё одна: обеспечить связь, обмен информацией и взаимодействие индивидов и социальных групп.
Шарль де Монталамбер (1810–1870 гг.)
Лучше, чем было сказано, как утверждают многие, французским писателем Шарлем Монталамбером, пожалуй, и не придумаешь: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами».
· под политикой будем понимать сферу общественной жизни, связанную с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами;
· и выделять организационную, коммуникативную, интегративную, контролирующую и воспитательную её функции.