Что мы понимаем под направлением вектора

Определение вектора

В статье пойдет речь о том, что такое вектор, что он из себя представляет в геометрическом смысле, введем вытекающие понятия.

Для начала дадим определение:

Вектор – это направленный отрезок прямой.

Исходя из определения, под вектором в геометрии отрезок на плоскости или в пространстве, который имеет направление, и это направление задается началом и концом.

Нулевой вектор

Под нулевым вектором 0 → будем понимать любую точку плоскости или пространства.

Из определения становится очевидным, что нулевой вектор может иметь любое направление на плоскости и в пространстве.

Что мы понимаем под направлением вектора

Длина вектора

Под длиной вектора A B → понимается число, большее либо равное 0, и равное длине отрезка АВ.

Понятия модуль вектора и длина вектора равносильны, потому что его обозначение совпадает со знаком модуля. Поэтому длину вектора также называют его модулем. Однако грамотнее использовать термин «длина вектора». Очевидно, что длина нулевого вектора принимает значение ноль.

Коллинеарность векторов

Два вектора лежащие на одной прямой или на параллельных прямых называются коллинеарными.

Два вектора не лежащие на одной прямой или на параллельных прямых называются неколлинеарными.

Следует запомнить, что Нулевой вектор всегда коллинеарен любому другому вектору, так как он может принимать любое направление.

Коллиниарные векторы в свою очередь тоже можно разделить на два класса: сонаправленные и противоположно направленные.

Направление векторов

Считается, что нулевой вектор является сонаправленым к любым другим векторам.

Что мы понимаем под направлением вектора

Равные и противоположные векторы

Равными называются сонаправленные вектора, у которых длины равны.

Противопожными называются противоположно направленные вектора, у которых их длины равны.

Что мы понимаем под направлением вектора

Введенные выше понятия позволяют нам рассматривать векторы без привязки к конкретным точкам. Иначе говоря, можно заменить вектор равным ему вектором, отложенным от любой точки.

Углы между векторами

Угол φ = ∠ A O B называется углом между векторами a → = O A → и b → = O B → .

Что мы понимаем под направлением вектора

Очевидно, что угол между сонаправленными векторами равен нулю градусам (или нулю радиан), так как сонаправленные векторы лежат на одной или на параллельных прямых и имеют одинаковое направление, а угол между противоположно направленными векторами равен 180 градусам (или π радиан), так как противоположно направленные векторы лежат на одной или на параллельных прямых, но имеют противоположные направления.

Перпендикулярными называются два вектора, угол между которыми равен 90 градусам (или π 2 радиан).

Источник

Характеристики вектора: длина, направление, координаты

У любого вектора есть 2 главные характеристики:

Третья характеристика вектора – это его координаты.

Примечание:

Зная координаты вектора, можно найти его длину и направление. Поэтому, задавать информацию о векторе можно двояко: либо указав его длину и направление, либо его координаты.

Что такое координаты вектора

Координаты вектора – это длины его теней на осях координат (его проекции на оси).

Координаты вектора указывают так:

\( a_ \) – это «x» координата вектора, проекция вектора \( \vec \) на ось Ox;

\( a_ \) — это «y» координата вектора, проекция вектора \( \vec \) на ось Oy;

Что мы понимаем под направлением вектора

Координаты вектора можно получить из координат его начальной и конечной точек:

«координата вектора» = «конец» — «начало»

Пример:

\( A \left( 1;1 \right) \) — начальная точка,

\( B \left( 4;3 \right) \) — конечная точка,

Что мы понимаем под направлением вектора

\[ \overrightarrow = \left\< AB_; AB_ \right\> \]

\[ \begin AB_ = 4 – 1; AB_ = 3 \\ AB_ = 3 – 1; AB_ = 2 \end \]

Что мы понимаем под направлением вектора

Длина вектора (в чем измеряется, как посчитать)

Длину вектора (его модуль) обозначают так:

Как вычислить длину вектора по его координатам

Когда известны координаты вектора, его длину считают так:

\( a_ \) и \( a_ \) — это числа, координаты вектора \( \vec \)

Для двухмерного вектора:

Для трехмерного вектора:

Как вычислить длину вектора с помощью рисунка

Если вектор нарисован на клетчатой бумаге, длину считаем так:

1). Если вектор лежит на линиях клеточек тетради:

— считаем количество клеточек.

Зная масштаб клеток, легко получить длину вектора – умножаем масштаб на количество клеток.

Что мы понимаем под направлением вектора

2). Если вектор не лежит вдоль линий:

— проводим вертикаль и горизонталь пунктиром.

Что мы понимаем под направлением вектора

\( \Delta x \) — горизонталь; \( \Delta y \) — вертикаль;

— затем применяем формулу:

Как указать направление вектора

Указать направление вектора можно с помощью его координат. Так как в его координатах уже содержится информация о длине и направлении вектора.

Бывает так, что координаты вектора неизвестны, а известна только лишь его длина. Тогда направление можно указать с помощью угла между вектором и какой-либо осью.

Для двумерного вектора

Если вектор двумерный, то для указания направления (см. рис. 10) можно использовать один из двух углов:

Что мы понимаем под направлением вектора

Словами указать направление вектора можно так:

Такой способ указания координат используют в полярной системе координат.

Для трехмерного вектора

Когда вектор располагается в трехмерном пространстве, чтобы указать, куда вектор направлен, используют два угла.

Такой способ указания координат используют в сферической системе координат.

Считаем Землю шаром. Расположим ее центр в начале трехмерной системы координат – точке (0 ; 0 ; 0).

Тогда координаты любой точки на поверхности планеты можно указать с помощью радиус-вектора этой точки.

Для указания сферических координат принято использовать:

Источник

Вектор, его направление и длина

Вектором называется упорядоченная пара точек. Первая точка называется началом вектора, вторая — концом вектора. Расстояние между началом и концом вектора называется его длиной. Вектор, начало и конец которого совпадают, называется нулевым, его длина равна нулю. Если длина вектора положительна, то его называют ненулевым. Ненулевой вектор можно определить также как направленный отрезок, т.е. отрезок, у которого одна из ограничивающих его точек считается первой (началом вектора), а другая — второй (концом вектора). Направление нулевого вектора, естественно, не определено.

Ненулевой вектор АВ кроме направленного отрезка определяет также содержащие его луч (с началом в точке ) и прямую (рис.1.1,а).

Коллинеарные векторы

Два ненулевых коллинеарных вектора называются одинаково направленными (сонаправленными), если они принадлежат параллельным прямым и их концы лежат в одной полуплоскости от прямой, проходящей через их начала (рис.1.2,а); либо, если векторы принадлежат одной прямой, и луч, определяемый одним вектором, целиком принадлежит лучу, определяемому другим вектором (рис. 1.2,6). В противном случае коллинеарные векторы называются противоположно направленными (рис.1.2,в,г). Одинаково направленные и противоположно направленные векторы обозначаются парами стрелок и соответственно. Понятия коллинеарных, одинаково направленных векторов распространяются на любое число векторов.

Компланарные векторы

Три ненулевых вектора называются компланарными, если они лежат в одной плоскости или в параллельных плоскостях (рис.1.3,а), в противном случае они называются некомпланарными (рис. 1.3,6). Так как направление нулевого вектора не определено, он считается компланарным с любыми двумя векторами. Понятие компланарных векторов распространяется на любое число векторов.

Равные векторы

Два вектора называются равными, если они:

а) коллинеарны, одинаково направлены;

б) имеют равные длины.

Все нулевые векторы считаются равными друг другу.

Это определение равенства векторов характеризует так называемые свободные векторы. Данный свободный вектор можно переносить, не меняя его направления и длины, в любую точку пространства (откладывать от любой точки), при этом будем получать векторы, равные данному. Таким образом, свободный вектор определяет целый класс равных ему векторов, отличающихся только точкой приложения. Далее будут рассматриваться, как правило, свободные векторы, при этом слово «свободные» будет опускаться.

2. Отношение равенства векторов является отношением эквивалентности. В самом деле, для отношения равенства ( — «вектор равен вектору «), определенного на множестве упорядоченных пар векторов, выполняются следующие условия:

а) каждый вектор равен самому себе (рефлексивность);

Это означает, что множество векторов разбивается на непересекающиеся классы (см. разд.В.З), т.е. с каждым вектором связывается целый класс равных ему векторов, отличающихся только точками приложения. Поэтому говорят [37], что свободный вектор определяет класс равных ему векторов.

Используя это построение, можно дать эквивалентные определения коллинеарности и компланарности. Два ненулевых вектора называются коллинеарными, если после приложения их к одной точке они лежат на одной прямой. Три ненулевых вектора называются компланарными, если после приложения их к одной точке они лежат в одной плоскости.

5. Кроме свободных векторов в приложениях векторной алгебры используются скользящие векторы, связанные (приложенные) векторы и др., которые отличаются от свободных векторов определением равенства. Например, скользящие векторы называются равными, если они лежат на одной прямой, одинаково направлены и имеют равные длины. Другими словами, в отличие от свободного вектора, скользящий вектор можно переносить, не меняя направления и длины, только вдоль содержащей этот вектор прямой. Например, в механике сила, действующая на абсолютно твердое тело, изображается скользящим вектором, а угловая скорость — свободным вектором. Сила, действующая на деформируемое тело, является примером так называемого приложенного вектора. Изменение точки приложения силы приведет к изменению ее воздействия на тело.

Пример 1.1. Дан треугольник (рис. 1.6), точки — середины его сторон. Для векторов, изображенных на рис. 1.6, указать коллинеарные, одинаково направленные, противоположно направленные, равные.

Источник

Что такое вектор: определение, обозначение, виды

В данной публикации мы рассмотрим, что такое вектор, как он обозначается, а также какие виды бывают. Теоретическую информацию сопроводим рисунками для лучшего восприятия.

Определение вектора

Вектор – это направленный отрезок. Другими словами, это отрезок определенной длины, который направлен в конкретную сторону.

У вектора есть начало и конец. На рисунке ниже – это точки A и B, соответственно. Направление вектора показывается соответствующей стрелкой.

Что мы понимаем под направлением вектора

Примечание: нахождение длины вектора (| AB | или | a |) мы подробно рассмотрели в отдельной публикации.

Виды векторов

2. Единичный – вектор, длина которого равна единице. Также называется ортом.

3. Коллинеарные – векторы лежат на одной и той же или на параллельных прямых.

Что мы понимаем под направлением вектора

4. Сонаправленные – коллинеарные векторы, направления которых совпадает. Например, на рисунке ниже a и b являются сонаправленными.

Что мы понимаем под направлением вектора

5. Противоположно направленные – коллинеарные векторы, направления которых противоположны.

Что мы понимаем под направлением вектора

6. Компланарные – векторы, параллельные одной плоскости или лежащие на одной плоскости.

Что мы понимаем под направлением вектора

Примечание: любые два вектора компланарны, так как всегда найдется плоскость, параллельная им обоим.

7. Равные – векторы, имеющие одинаковую длину и направление, а также лежащие на одной или параллельных прямых.

Примечание: для вектора AB в произвольной точке C пространства удастся построить только один единственный вектор (например, CD ) той же длины.

Источник

Векторы для чайников. Действия с векторами.
Координаты вектора. Простейшие задачи с векторами

Наконец-то у меня добрались руки до обширной и долгожданной темы аналитической геометрии. Сначала немного о данном разделе высшей математики…. Наверняка вам сейчас вспомнился курс школьной геометрии с многочисленными теоремами, их доказательствами, чертежами и т.д. Что скрывать, нелюбимый и часто малопонятный предмет для значительной доли учеников. Аналитическая геометрия, как ни странно, может показаться более интересной и доступной. Что означает прилагательное «аналитическая»? На ум сразу приходят два штампованных математических оборота: «графический метод решения» и «аналитический метод решения». Графический метод, понятно, связан с построением графиков, чертежей. Аналитический же метод предполагает решение задач преимущественно посредством алгебраических действий. В этой связи алгоритм решений практически всех задач аналитической геометрии прост и прозрачен, зачастую достаточно аккуратно применить нужные формулы – и ответ готов! Нет, конечно, совсем без чертежей тут не обойдется, к тому же для лучшего понимания материала я постараюсь приводить их сверх необходимости.

Открываемый курс уроков по геометрии не претендует на теоретическую полноту, он ориентирован на решение практических задач. Я включу в свои лекции только то, что с моей точки зрения, является важным в практическом плане. Если вам необходима более полная справка по какому-либо подразделу, рекомендую следующую вполне доступную литературу:

1) Вещь, с которой, без шуток, знакомо несколько поколений: Школьный учебник по геометрии, авторы – Л.С. Атанасян и Компания. Сия вешалка школьной раздевалки уже выдержала 20 (!) переизданий, что, конечно, не является пределом.

2) Геометрия в 2 томах. Авторы Л.С. Атанасян, Базылев В.Т. Это литература для высшей школы, вам потребуется первый том. Из моего поля зрения могут выпадать редко встречающиеся задачи, и учебное пособие окажет неоценимую помощь.

Из инструментальных средств предлагаю собственную разработку – программный комплекс по аналитической геометрии, который значительно упростит жизнь и сэкономит массу времени.

Предполагается, что читатель знаком с базовыми геометрическими понятиями и фигурами: точка, прямая, плоскость, треугольник, параллелограмм, параллелепипед, куб и т.д. Желательно помнить некоторые теоремы, хотя бы теорему Пифагора, привет второгодникам)

А сейчас мы последовательно рассмотрим: понятие вектора, действия с векторами, координаты вектора. Далее рекомендую прочитать важнейшую статью Скалярное произведение векторов, а также Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов и Векторное и смешанное произведение векторов. Не лишней будет и локальная задача – Деление отрезка в данном отношении. На основе вышеуказанной информации можно освоить уравнение прямой на плоскости с простейшими примерами решений, что позволит научиться решать задачи по геометрии. Также полезны следующие статьи: Уравнение плоскости в пространстве, Уравнения прямой в пространстве, Основные задачи на прямую и плоскость, другие разделы аналитической геометрии. Естественно, попутно будут рассматриваться типовые задания.

Более того, по материалам сайта создана книга!

. да, это свершилось! – освойте азы теории и научитесь решать в кратчайшие сроки! Спасибо за поддержку проекта.

Понятие вектора. Свободный вектор

Сначала повторим школьное определение вектора. Вектором называется направленный отрезок, для которого указано его начало и конец:
Что мы понимаем под направлением вектора
В данном случае началом отрезка является точка Что мы понимаем под направлением вектора, концом отрезка – точка Что мы понимаем под направлением вектора. Сам вектор обозначен через Что мы понимаем под направлением вектора. Направление имеет существенное значение, если переставить стрелку в другой конец отрезка, то получится вектор Что мы понимаем под направлением вектора, и это уже совершенно другой вектор. Понятие вектора удобно отождествлять с движением физического тела: согласитесь, зайти в двери института или выйти из дверей института – это совершенно разные вещи.

Отдельные точки плоскости, пространства удобно считать так называемым нулевым вектором Что мы понимаем под направлением вектора. У такого вектора конец и начало совпадают.

. Примечание: Здесь и далее можете считать, что векторы лежат в одной плоскости или можете считать, что они расположены в пространстве – суть излагаемого материала справедлива и для плоскости и для пространства.

Обозначения: Многие сразу обратили внимание на палочку без стрелочки в обозначении Что мы понимаем под направлением вектораи сказали, там же вверху еще стрелку ставят! Верно, можно записать со стрелкой: Что мы понимаем под направлением вектора, но допустима и запись Что мы понимаем под направлением вектора, которую я буду использовать в дальнейшем. Почему? Видимо, такая привычка сложилась из практических соображений, слишком разнокалиберными и мохнатыми получались мои стрелки в школе и ВУЗе. В учебной литературе иногда вообще не заморачиваются клинописью, а выделяют буквы жирным шрифтом: Что мы понимаем под направлением вектора, подразумевая тем самым, что это вектор.

То была стилистика, а сейчас о способах записи векторов:

1) Векторы можно записать двумя большими латинскими буквами:
Что мы понимаем под направлением вектораи так далее. При этом первая буква обязательно обозначает точку-начало вектора, а вторая буква – точку-конец вектора.

2) Векторы также записывают маленькими латинскими буквами:
Что мы понимаем под направлением вектораВ частности, наш вектор Что мы понимаем под направлением вектораможно для краткости переобозначить маленькой латинской буквой Что мы понимаем под направлением вектора.

Длиной или модулем ненулевого вектора Что мы понимаем под направлением вектораназывается длина отрезка Что мы понимаем под направлением вектора. Длина нулевого вектора Что мы понимаем под направлением вектораравна нулю. Логично.

Длина вектора обозначается знаком модуля: Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектора

Как находить длину вектора мы узнаем (или повторим, для кого как) чуть позже.

То были элементарные сведения о векторе, знакомые всем школьникам. В аналитической же геометрии рассматривается так называемый свободный вектор.

Если совсем просто – вектор можно отложить от любой точки:
Что мы понимаем под направлением вектора

Такие векторы мы привыкли называть равными (определение равных векторов будет дано ниже), но чисто с математической точки зрения это ОДИН И ТОТ ЖЕ ВЕКТОР или свободный вектор. Почему свободный? Потому что в ходе решения задач вы можете «пристроить» тот или иной «школьный» вектор в ЛЮБУЮ, нужную вам точку плоскости или пространства. Это очень крутое свойство! Представьте направленный отрезок произвольной длины и направления – его можно «клонировать» бесконечное количество раз и в любой точке пространства, по сути, он существует ВЕЗДЕ. Есть такая студенческая присказка: Каждому лектору в ж**у по вектору. Ведь не просто остроумная рифма, всё почти корректно – направленный отрезок можно пристроить и туда. Но не спешите радоваться, чаще страдают сами студенты =)

Итак, свободный вектор – это множество одинаковых направленных отрезков. Школьное определение вектора, данное в начале параграфа: «Вектором называется направленный отрезок…», подразумевает конкретный направленный отрезок, взятый из данного множества, который привязан к определённой точке плоскости или пространства.

Далее, если не оговаривается иное, речь пойдёт только о свободных векторах.

Действия с векторами. Коллинеарность векторов

В школьном курсе геометрии рассматривается ряд действий и правил с векторами: сложение по правилу треугольника, сложение по правилу параллелограмма, правило разности векторов, умножения вектора на число, скалярное произведение векторов и др. Для затравки повторим два правила, которые особенно актуальны для решения задач аналитической геометрии.

Правило сложения векторов по правилу треугольников

Рассмотрим два произвольных ненулевых вектора Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора

Требуется найти сумму данных векторов. В силу того, что все векторы считаются свободными, отложим вектор Что мы понимаем под направлением вектораот конца вектора Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора

Суммой векторов Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектораявляется вектор Что мы понимаем под направлением вектора. Для лучшего понимания правила в него целесообразно вложить физический смысл: пусть некоторое тело совершило путь по вектору Что мы понимаем под направлением вектора, а затем по вектору Что мы понимаем под направлением вектора. Тогда сумма векторов Что мы понимаем под направлением векторапредставляет собой вектор результирующего пути Что мы понимаем под направлением векторас началом в точке отправления и концом в точке прибытия. Аналогичное правило формулируется для суммы любого количества векторов. Как говорится, тело может пройти свой путь сильно поддатым по зигзагу, а может и на автопилоте – по результирующему вектору суммы.

Кстати, если вектор Что мы понимаем под направлением вектораотложить от начала вектора Что мы понимаем под направлением вектора, то получится эквивалентное правило параллелограмма сложения векторов.

Умножение вектора на число

Сначала о коллинеарности векторов. Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Грубо говоря, речь идёт о параллельных векторах. Но применительно к ним всегда используют прилагательное «коллинеарные».

Представьте два коллинеарных вектора. Если стрелки данных векторов направлены в одинаковом направлении, то такие векторы называются сонаправленными. Если стрелки смотрят в разные стороны, то векторы будут противоположно направлены.

Обозначения: коллинеарность векторов записывают привычным значком параллельности: Что мы понимаем под направлением вектора, при этом возможна детализация: Что мы понимаем под направлением вектора(векторы сонаправлены) или Что мы понимаем под направлением вектора(векторы направлены противоположно).

Произведением ненулевого вектора Что мы понимаем под направлением векторана число Что мы понимаем под направлением вектораявляется такой вектор Что мы понимаем под направлением вектора, длина которого равна Что мы понимаем под направлением вектора, причём векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением векторасонаправлены при Что мы понимаем под направлением вектораи противоположно направлены при Что мы понимаем под направлением вектора.

Правило умножения вектора на число легче понять с помощью рисунка:
Что мы понимаем под направлением вектора

Разбираемся более детально:

1) Направление. Если множитель Что мы понимаем под направлением вектораотрицательный, то вектор меняет направление на противоположное.

2) Длина. Если множитель заключен в пределах Что мы понимаем под направлением вектораили Что мы понимаем под направлением вектора, то длина вектора уменьшается. Так, длина вектора Что мы понимаем под направлением векторав два раза меньше длины вектора Что мы понимаем под направлением вектора. Если множитель Что мы понимаем под направлением векторапо модулю больше единицы, то длина вектора увеличивается в Что мы понимаем под направлением векторараз.

3) Обратите внимание, что все векторы коллинеарны, при этом один вектор выражен через другой, например, Что мы понимаем под направлением вектора. Обратное тоже справедливо: если один вектор можно выразить через другой, то такие векторы обязательно коллинеарны. Таким образом: если мы умножаем вектор на число, то получится коллинеарный (по отношению к исходному) вектор.

4) Векторы Что мы понимаем под направлением векторасонаправлены. Векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением векторатакже сонаправлены. Любой вектор первой группы противоположно направлен по отношению к любому вектору второй группы.

Какие векторы являются равными?

Два вектора равны, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину. Заметьте, что сонаправленность подразумевает коллинеарность векторов. Определение будет неточным (избыточным), если сказать: «Два вектора равны, если они коллинеарны, сонаправлены и имеют одинаковую длину».

С точки зрения понятия свободного вектора, равные векторы – это один и тот же вектор, о чём уже шла речь в предыдущем параграфе.

Координаты вектора на плоскости и в пространстве

Первым пунктом рассмотрим векторы на плоскости. Изобразим декартову прямоугольную систему координат и от начала координат отложим единичные векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора:

Что мы понимаем под направлением вектора

Векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектораортогональны. Ортогональны = Перпендикулярны. Рекомендую потихоньку привыкать к терминам: вместо параллельности и перпендикулярности используем соответственно слова коллинеарность и ортогональность.

Обозначение: ортогональность векторов записывают привычным значком перпендикулярности, например: Что мы понимаем под направлением вектора.

Рассматриваемые векторы называют координатными векторами или ортами. Данные векторы образуют базис на плоскости. Что такое базис, думаю, интуитивно многим понятно, более подробную информацию можно найти в статье Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов. Простыми словами, базис и начало координат задают всю систему – это своеобразный фундамент, на котором кипит полная и насыщенная геометрическая жизнь.

Иногда построенный базис называют ортонормированным базисом плоскости: «орто» – потому что координатные векторы ортогональны, прилагательное «нормированный» означает единичный, т.е. длины векторов базиса равны единице.

Обозначение: базис обычно записывают в круглых скобках, внутри которых в строгой последовательности перечисляются базисные векторы, например: Что мы понимаем под направлением вектора. Координатные векторы нельзя переставлять местами.

Любой вектор Что мы понимаем под направлением вектораплоскости единственным образом выражается в виде:
Что мы понимаем под направлением вектора, где Что мы понимаем под направлением векторачисла, которые называются координатами вектора в данном базисе. А само выражение Что мы понимаем под направлением вектораназывается разложением вектора Что мы понимаем под направлением вектора по базису Что мы понимаем под направлением вектора.

Что мы понимаем под направлением вектора

! ВСЕМ настоятельно рекомендую прочитать ВСЁ!

Начнем с первой буквы алфавита: Что мы понимаем под направлением вектора. По чертежу хорошо видно, что при разложении вектора по базису используются только что рассмотренные:
1) правило умножения вектора на число: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора;
2) сложение векторов по правилу треугольника: Что мы понимаем под направлением вектора.

А теперь мысленно отложите вектор Что мы понимаем под направлением вектораот любой другой точки плоскости. Совершенно очевидно, что его разложение Что мы понимаем под направлением векторабудет «неотступно следовать за ним». Вот она, свобода вектора – вектор «всё носит при себе». Это свойство, разумеется, справедливо для любого вектора. Забавно, что сами базисные (свободные) векторы Что мы понимаем под направлением векторане обязательно откладывать от начала координат, один можно нарисовать, например, слева внизу, а другой – справа вверху, и от этого ничего не изменится! Правда, делать так не нужно, поскольку преподаватель тоже проявит оригинальность и нарисует вам «зачтено» в неожиданном месте.

Векторы Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектораиллюстрируют в точности правило умножения вектора на число, вектор Что мы понимаем под направлением векторасонаправлен с базисным вектором Что мы понимаем под направлением вектора, вектор Что мы понимаем под направлением векторанаправлен противоположно по отношению к базисному вектору Что мы понимаем под направлением вектора. У данных векторов одна из координат равна нулю, дотошно можно записать так:
Что мы понимаем под направлением вектора
Что мы понимаем под направлением вектора
А базисные векторы, к слову, так: Что мы понимаем под направлением вектора(по сути, они выражаются сами через себя).

И, наконец: Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектора. Кстати, что такое вычитание векторов, и почему я не рассказал о правиле вычитания? Где-то в линейной алгебре, уже не помню где, я отмечал, что вычитание – это частный случай сложения. Так, разложения векторов «дэ» и «е» преспокойно записываются в виде суммы: Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектора. Проследите по чертежу, как чётко в этих ситуациях работает старое доброе сложение векторов по правилу треугольника.

Рассмотренное разложение вида Что мы понимаем под направлением вектораиногда называют разложением вектора в системе орт (т.е. в системе единичных векторов). Но это не единственный способ записи вектора, распространён следующий вариант:

Что мы понимаем под направлением вектораИли со знаком равенства: Что мы понимаем под направлением вектора

Сами базисные векторы записываются так: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора

То есть, в круглых скобках указываются координаты вектора. В практических задачах используются все три варианта записи.

Сомневался, говорить ли, но всё-таки скажу: координаты векторов переставлять нельзя. Строго на первом месте записываем координату, которая соответствует единичному вектору Что мы понимаем под направлением вектора, строго на втором месте записываем координату, которая соответствует единичному вектору Что мы понимаем под направлением вектора. Действительно, Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора– это ведь два разных вектора.

С координатами на плоскости разобрались. Теперь рассмотрим векторы в трехмерном пространстве, здесь практически всё так же! Только добавится ещё одна координата. Трехмерные чертежи выполнять тяжко, поэтому ограничусь одним вектором, который для простоты отложу от начала координат:
Что мы понимаем под направлением вектора

Перед вами ортонормированный базис Что мы понимаем под направлением векторатрехмерного пространства и прямоугольная система координат, единичные векторы Что мы понимаем под направлением вектораданного базиса попарно ортогональны: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Ось Что мы понимаем под направлением векторанаклонена под углом 45 градусов только для того, чтобы складывалось визуальное впечатление пространства. О том, как правильно выполнять плоские и трехмерные чертежи на клетчатой бумаге, читайте в самом начале методички Графики и свойства функций.

Любой вектор Что мы понимаем под направлением векторатрехмерного пространства можно единственным способом разложить по ортонормированному базису Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора, где Что мы понимаем под направлением вектора– координаты вектора Что мы понимаем под направлением вектора(числа) в данном базисе.

Пример с картинки: Что мы понимаем под направлением вектора. Давайте посмотрим, как здесь работают правила действий с векторами. Во-первых, умножение вектора на число: Что мы понимаем под направлением вектора(красная стрелка), Что мы понимаем под направлением вектора(зеленая стрелка) и Что мы понимаем под направлением вектора(малиновая стрелка). Во-вторых, перед вами пример сложения нескольких, в данном случае трёх, векторов: Что мы понимаем под направлением вектора. Вектор суммы Что мы понимаем под направлением вектораначинается в исходной точке отправления (начало вектора Что мы понимаем под направлением вектора) и утыкается в итоговую точку прибытия (конец вектора Что мы понимаем под направлением вектора).

Все векторы трехмерного пространства, естественно, тоже свободны, попробуйте мысленно отложить вектор Что мы понимаем под направлением вектораот любой другой точки, и вы поймёте, что его разложение Что мы понимаем под направлением вектора«останется при нём».

Аналогично плоскому случаю, помимо записи Что мы понимаем под направлением векторашироко используются версии со скобками: Что мы понимаем под направлением векторалибо Что мы понимаем под направлением вектора.

Если в разложении отсутствует один (или два) координатных вектора, то вместо них ставятся нули. Примеры:
вектор Что мы понимаем под направлением вектора(дотошно Что мы понимаем под направлением вектора) – запишем Что мы понимаем под направлением вектора;
вектор Что мы понимаем под направлением вектора(дотошно Что мы понимаем под направлением вектора) – запишем Что мы понимаем под направлением вектора;
вектор Что мы понимаем под направлением вектора(дотошно Что мы понимаем под направлением вектора) – запишем Что мы понимаем под направлением вектора.

Базисные векторы записываются следующим образом:
Что мы понимаем под направлением вектора

Вот, пожалуй, и все минимальные теоретические знания, необходимые для решения задач аналитической геометрии. Возможно многовато терминов и определений, поэтому чайникам рекомендую перечитать и осмыслить данную информацию ещё раз. Да и любому читателю будет полезно время от времени обращаться к базовому уроку для лучшего усвоения материала. Коллинеарность, ортогональность, ортонормированный базис, разложение вектора – эти и другие понятия будут часто использоваться в дальнейшем. Отмечу, что материалов сайта недостаточно для сдачи теоретического зачета, коллоквиума по геометрии, так как все теоремы (к тому же без доказательств) я аккуратно шифрую – в ущерб научному стилю изложения, но плюсом к вашему пониманию предмета. Для получения обстоятельной теоретической справки прошу следовать на поклон к профессору Атанасяну.

А мы переходим к практической части:

Простейшие задачи аналитической геометрии.
Действия с векторами в координатах

Задания, которые будут рассмотрены, крайне желательно научиться решать на полном автомате, а формулы запомнить наизусть, даже специально не запоминать, сами запомнятся =) Это весьма важно, поскольку на простейших элементарных примерах базируются другие задачи аналитической геометрии, и будет досадно тратить дополнительное время на поедание пешек. Не нужно застёгивать верхние пуговицы на рубашке, многие вещи знакомы вам со школы.

Изложение материала пойдет параллельным курсом – и для плоскости, и для пространства. По той причине, что все формулы… сами увидите.

Как найти вектор по двум точкам?

Если даны две точки плоскости Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора, то вектор Что мы понимаем под направлением вектораимеет следующие координаты:
Что мы понимаем под направлением вектора

Если даны две точки пространства Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора, то вектор Что мы понимаем под направлением вектораимеет следующие координаты:
Что мы понимаем под направлением вектора

То есть, из координат конца вектора нужно вычесть соответствующие координаты начала вектора.

Задание: Для тех же точек запишите формулы нахождения координат вектора Что мы понимаем под направлением вектора. Формулы в конце урока.

Даны две точки плоскости Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти координаты вектора Что мы понимаем под направлением вектора

Решение: по соответствующей формуле:
Что мы понимаем под направлением вектора

Как вариант, можно было использовать следующую запись:
Что мы понимаем под направлением вектора

Эстеты решат и так: Что мы понимаем под направлением вектора

Лично я привык к первой версии записи.

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

По условию не требовалось строить чертежа (что характерно для задач аналитической геометрии), но в целях пояснения некоторых моментов чайникам, не поленюсь:
Что мы понимаем под направлением вектора

Обязательно нужно понимать различие между координатами точек и координатами векторов:

Координаты точек – это обычные координаты в прямоугольной системе координат. Откладывать точки на координатной плоскости, думаю, все умеют ещё с 5-6 класса. Каждая точка обладает строгим местом на плоскости, и перемещать их куда-либо нельзя.

Координаты же вектора – это его разложение по базису Что мы понимаем под направлением вектора, в данном случае Что мы понимаем под направлением вектора. Любой вектор является свободным, поэтому при желании или необходимости мы легко можем отложить его от какой-нибудь другой точки плоскости (во избежание путаницы переобозначив, например, через Что мы понимаем под направлением вектора). Интересно, что для векторов можно вообще не строить оси, прямоугольную систему координат, нужен лишь базис, в данном случае ортонормированный базис плоскости Что мы понимаем под направлением вектора.

Записи координат точек и координат векторов вроде бы схожи: Что мы понимаем под направлением вектора, а смысл координат абсолютно разный, и вам следует хорошо понимать эту разницу. Данное отличие, разумеется, справедливо и для пространства.

Дамы и господа, набиваем руку:

а) Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора.
б) Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора.
в) Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора.
г) Даны точки Что мы понимаем под направлением вектора. Найти векторы Что мы понимаем под направлением вектора.

Пожалуй, достаточно. Это примеры для самостоятельного решения, постарайтесь ими не пренебрегать, окупится ;-). Чертежи делать не нужно. Решения и ответы в конце урока.

Что важно при решении задач аналитической геометрии? Важно быть ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМ, чтобы не допустить мастерскую ошибку «два плюс два равно нулю». Сразу извиняюсь, если где ошибся =)

Как найти длину отрезка?

Длина, как уже отмечалось, обозначается знаком модуля.

Если даны две точки плоскости Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора, то длину отрезка Что мы понимаем под направлением вектораможно вычислить по формуле Что мы понимаем под направлением вектора

Если даны две точки пространства Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора, то длину отрезка Что мы понимаем под направлением вектораможно вычислить по формуле Что мы понимаем под направлением вектора

Примечание: Формулы останутся корректными, если переставить местами соответствующие координаты: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора, но более стандартен первый вариант

Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти длину отрезка Что мы понимаем под направлением вектора.

Решение: по соответствующей формуле:
Что мы понимаем под направлением вектора

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

Для наглядности выполню чертёж
Что мы понимаем под направлением вектора

Отрезок Что мы понимаем под направлением вектораэто не вектор, и перемещать его куда-либо, конечно, нельзя. Кроме того, если вы выполните чертеж в масштабе: 1 ед. = 1 см (две тетрадные клетки), то полученный ответ Что мы понимаем под направлением вектораможно проверить обычной линейкой, непосредственно измерив длину отрезка.

Да, решение короткое, но в нём есть ещё пара важных моментов, которые хотелось бы пояснить:

Во-первых, в ответе ставим размерность: «единицы». В условии не сказано, ЧТО это, миллиметры, сантиметры, метры или километры. Поэтому математически грамотным решением будет общая формулировка: «единицы» – сокращенно «ед.».

Во-вторых, повторим школьный материал, который полезен не только для рассмотренной задачи:

Обратите внимание на важный технический приёмвынесение множителя из-под корня. В результате вычислений у нас получился результат Что мы понимаем под направлением вектораи хороший математический стиль предполагает вынесение множителя из-под корня (если это возможно). Подробнее процесс выглядит так: Что мы понимаем под направлением вектора. Конечно, оставить ответ в виде Что мы понимаем под направлением векторане будет ошибкой – но недочетом-то уж точно и весомым аргументом для придирки со стороны преподавателя.

Вот другие распространенные случаи:
Что мы понимаем под направлением вектора

Нередко под корнем получается достаточно большое число, например Что мы понимаем под направлением вектора. Как быть в таких случаях? На калькуляторе проверяем, делится ли число на 4: Что мы понимаем под направлением вектора. Да, разделилось нацело, таким образом: Что мы понимаем под направлением вектора. А может быть, число Что мы понимаем под направлением вектораещё раз удастся разделить на 4? Что мы понимаем под направлением вектора. Таким образом: Что мы понимаем под направлением вектора. У числа Что мы понимаем под направлением векторапоследняя цифра нечетная, поэтому разделить в третий раз на 4 явно не удастся. Пробуем поделить на девять: Что мы понимаем под направлением вектора. В результате:
Что мы понимаем под направлением вектораГотово.

Вывод: если под корнем получается неизвлекаемое нацело число, то пытаемся вынести множитель из-под корня – на калькуляторе проверяем, делится ли число на: 4, 9, 16, 25, 36, 49 и т.д.

В ходе решения различных задач корни встречаются часто, всегда пытайтесь извлекать множители из-под корня во избежание более низкой оценки да ненужных заморочек с доработкой ваших решений по замечанию преподавателя.

Давайте заодно повторим возведение корней в квадрат и другие степени:
Что мы понимаем под направлением вектора

Правила действий со степенями в общем виде можно найти в школьном учебнике по алгебре, но, думаю, из приведённых примеров всё или почти всё уже ясно.

Задание для самостоятельного решения с отрезком в пространстве:

Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти длину отрезка Что мы понимаем под направлением вектора.

Решение и ответ в конце урока.

Как найти длину вектора?

Если дан вектор плоскости Что мы понимаем под направлением вектора, то его длина вычисляется по формуле Что мы понимаем под направлением вектора.

Если дан вектор пространства Что мы понимаем под направлением вектора, то его длина вычисляется по формуле Что мы понимаем под направлением вектора.

Данные формулы (как и формулы длины отрезка) легко выводятся с помощью небезызвестной теоремы Пифагора.

Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти длину вектора Что мы понимаем под направлением вектора.

Я взял те же точки, что и в Примере 3.

Решение: Сначала найдём вектор Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора

По формуле Что мы понимаем под направлением векторавычислим длину вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

Не забываем указывать размерность – «единицы»! Всегда ли, кстати, нужно рассчитывать приближенное значение (в данном примере 8,94), если этого не требуется в условии? С моей точки зрения, лишним не будет, отсутствие приближенного значения тянет на придирку. Округление целесообразно проводить до 2-3 знаков после запятой.

Выполним чертеж к задаче:
Что мы понимаем под направлением вектора

В чём принципиальное отличие от Примера 3? Отличие состоит в том, что здесь речь идёт о векторе, а не об отрезке. Вектор можно переместить в любую точку плоскости, при этом его лучше переобозначить, например, через Что мы понимаем под направлением вектора.

А в чём сходство Примера 3 и Примера 5? Геометрически очевидно, что длина отрезка Что мы понимаем под направлением вектораравна длине вектора Что мы понимаем под направлением вектора. Так же очевидно, что длина вектора Что мы понимаем под направлением векторабудет такой же. По итогу: Что мы понимаем под направлением вектора

Задачу 3 можно было решить и вторым способом, повторю условие: Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти длину отрезка Что мы понимаем под направлением вектора.

Вместо применения формулы Что мы понимаем под направлением вектора, поступаем так:
1) Находим вектор Что мы понимаем под направлением вектора.
2) А теперь ссылаемся на то, что длина отрезка Что мы понимаем под направлением вектораравна длине вектора Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора

Этот способ широко практикуется в ходе решений задач аналитической геометрии.

Вышесказанное справедливо и для пространственного случая

а) Даны точки Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти длину вектора Что мы понимаем под направлением вектора.
б) Даны векторы Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти их длины.

Решения и ответы в конце урока.

Действия с векторами в координатах

В первой части урока мы рассматривали правила сложения векторов и умножения вектора на число. Но рассматривали их с принципиально-графической точки зрения. Посмотрим, как данные правила работают аналитически – когда заданы координаты векторов:

1) Правило сложения векторов. Рассмотрим два вектора плоскости Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Для того, чтобы сложить векторы, нужно сложить их соответствующие координаты: Что мы понимаем под направлением вектора. Как просто. На всякий случай запишу частный случай – формулу разности векторов: Что мы понимаем под направлением вектора. Аналогичное правило справедливо для суммы любого количества векторов, добавим например, вектор Что мы понимаем под направлением вектораи найдём сумму трёх векторов: Что мы понимаем под направлением вектора

Если речь идёт о векторах в пространстве, то всё точно так же, только добавится дополнительная координата. Если даны векторы Что мы понимаем под направлением вектора, то их суммой является вектор Что мы понимаем под направлением вектора.

2) Правило умножения вектора на число. Ещё проще! Для того чтобы вектор Что мы понимаем под направлением вектораумножить на число Что мы понимаем под направлением вектора, нужно каждую координату данного вектора умножить на число Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора.

Для пространственного вектора Что мы понимаем под направлением вектораправило такое же:
Что мы понимаем под направлением вектора

Приведённые факты строго доказываются в курсе аналитической геометрии.

Примечание: Данные правила справедливы не только для ортонормированных базисов Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением векторано и для произвольного аффинного базиса плоскости или пространства. Более подробно о базисах читайте в статье Линейная (не) зависимость векторов. Базис векторов.

Даны векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора

Решение чисто аналитическое:
Что мы понимаем под направлением вектора

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

Чертеж в подобных задачах строить не надо, тем не менее, геометрическая демонстрация будет весьма полезной. Если считать, что векторы заданы в ортонормированном базисе Что мы понимаем под направлением вектора, то графическое решение задачи будет таким:
Что мы понимаем под направлением вектора
Коль скоро речь идет только о векторах в ортонормированном базисе, то оси рисовать не обязательно. Достаточно начертить базисные векторы, причём, где угодно. Ну, и координатную сетку для удобства. Строго говоря, ранее я допустил небольшой огрех – в некоторых чертежах урока тоже можно было не чертить декартову прямоугольную систему координат. Векторам она не нужна, им нужен базис. Впрочем, лучше всегда рисуйте, а то напугаете всех своими знаниями =)

Как видите, графический способ решения привёл к тем же результатам, что и аналитический способ решения. Ещё раз заметьте свободу векторов: любую из трёх «конструкций» можно переместить в любую точку плоскости.

Для векторов в пространстве можно провести аналогичные выкладки. Но там чертежи строить значительно сложнее, поэтому ограничусь аналитическим решением (на практике, собственно, бОльшего и не надо):

Даны векторы Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора. Найти Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора

Решение: Для действий с векторами справедлив обычный алгебраический приоритет: сначала умножаем, потом складываем:
Что мы понимаем под направлением вектора

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

И в заключение занятный пример с векторами на плоскости:

Даны векторы Что мы понимаем под направлением вектора. Найти Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора

Это задача для самостоятельного решения.

Какой вывод? Многие задачи аналитической геометрии прозрачны и просты, главное, не допустить вычислительных ошибок. Следующие рекомендуемые к изучению уроки:

Это, так скажем, вектор-минимум студента =)

Любите векторы, и векторы полюбят вас!

Задание: Что мы понимаем под направлением вектора, Что мы понимаем под направлением вектора

Пример 2: Решение:
а)
Что мы понимаем под направлением вектора
б)
Что мы понимаем под направлением вектора
в)
Что мы понимаем под направлением вектора
г)
Что мы понимаем под направлением вектора

Пример 4: Решение:
По соответствующей формуле: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора
Что мы понимаем под направлением вектора
Ответ:Что мы понимаем под направлением вектора

Пример 6: Что мы понимаем под направлением вектораи Что мы понимаем под направлением вектора
а) Решение: найдём вектор Что мы понимаем под направлением вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора
Вычислим длину вектора:
Что мы понимаем под направлением вектора
Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

б) Решение:
Вычислим длины векторов:
Что мы понимаем под направлением вектора

Пример 9: Решение:
Что мы понимаем под направлением вектора
Примечание: Перед выполнением действий можно предварительно раскрыть скобки:
Что мы понимаем под направлением вектора

Ответ: Что мы понимаем под направлением вектора

Автор: Емелин Александр

(Переход на главную страницу)

Что мы понимаем под направлением вектора Zaochnik.com – профессиональная помощь студентам

cкидкa 15% на первый зaкaз, прoмoкoд: 5530-hihi5

Что мы понимаем под направлением вектора Tutoronline.ru – онлайн репетиторы по математике и другим предметам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *