Что мы подразумеваем под словом звук
Что мы подразумеваем под словом звук
1. Что мы подразумеваем под словом звук?
2. Одинаковы ли физические свойства всех слышимых нами звуков?
3. Какими свойствами обладают звуки музыкальные? От чего зависят эти свойства?
4. Что представляют собой звуки шумовые?
5. Что такое призвуки? В чем заключается причина их образования?
6. Что такое натуральный звукоряд?
7. Что называется музыкальной системой и ее звукорядом?
8. Сколько основных ступеней в звукоряде? Как они называются?
9. Что такое октава?
10. Перечислить названия всех октав. Какие из них полные?
11. Что подразумевается под понятием музыкальный строй?
12. Что такое темперированный строй?
13. Что такое полутон?
14. Что такое целый тон?
15. Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?
16. Какие ступени называются производными?
17. Откуда происходят названия производных ступеней?
18. Что означает слово диез?
19. Что означает слово бемоль?
20. Что означают слова: дубль-диез и дубль-бемоль?
21. Что означает слово альтерация?
22. Какие бывают цельте тоны и полутоны?
23. Чем отличаются диатонические полутоны и целые тоны от хроматических?
24. Что такое энгармонизм звуков?
25. Как называются и обозначаются основные ступени по буквенной системе?
26. Как образуются названия производных ступеней по буквенной системе?
27. Как обозначаются октавы при записи звуков по буквенной системе?
Упражнения
Устные
1. Перечислить все основные ступени звукоряда по буквенной системе вверх и вниз.
2. Назвать все производные ступени по буквенной системе, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на полутон.
3. Назвать по буквенной системе ступени, образовавшиеся от повышения и понижения каждой основной ступени на целый тон.
4. Построить диатонические полутоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ре, соль, ми—бемоль, фа-диез, фа-бемоль, до-дубль-диез; си-дубль-бемоль.
5. Построить хроматические полутоны:
а) вверх и вниз от следующих звуков: си, ми, фа, до-диез, соль-диез, ля-диез;
б) вверх от следующих звуков: ре-дубль-бемоль, соль-дубль-бемоль;
в) вниз от следующих звуков: фа-дубль-диез, соль-дубль-диез.
6. Построить диатонические тоны вверх и вниз от следующих звуков: до, ми, фа, ре-бемоль, ми-диез, соль-диез, фа-дубль-диез, ля-дубль-бемоль.
7. Построить хроматические тоны:
а) вверх и вниз от следующих звуков: ре, ми, соль, ля, си;
б) вверх от следующих звуков: ре-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль, ми-дубль-бемоль, до-бемоль;
в) вниз от следующих звуков: си-диез, ре-диез, фа-диез, до-дубль-диез, соль-дубль-диез.
8. Назвать звуки, энгармонически равные данным: си, ре, фа, ля, до-диез, ми-диез, соль-бемоль, си-бемоль, ре-дубль-диез, ми-дубль-бемоль.
9. Назвать звуки, энгармонически равные данным по буквенной системе: с, е, g, ais, his, des, ges, aisis, deses.
Письменные
1. Написать буквенные обозначения основных ступеней звукоряда в большой, малой и первой октавах.
2. Написать буквенные обозначения следующих звуков: си-бемоль субконтроктавы, ре контроктавы, фа-диез большой октавы, ля малой октавы, до первой октавы, ми-бемоль второй октавы, соль-дубль-диез третьей октавы, си четвертой октавы.
3. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические полутоны вверх и вниз: си, ре-бемоль, фа-диез, ми, соль-бемоль, си-диез, фа-дубль-диез, ми-дубль-бемоль.
.
4. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические полутоны вверх; до, ми-бемоль, ре, фа-диез, соль, ля-дубль-бемоль, си-бемоль; б) сделать то же вниз: до-диез, ре-бемоль, фа, соль-дубль-диез, си-бемоль.
5. Данные названия звуков переписать нотами, построив от них диатонические тоны вверх и вниз: фа, соль-бемоль, ля-диез, до, ми-дубль-бемоль.
6. а) Данные названия звуков переписать нотами, построив от них хроматические целые тоны вверх: до, ми-бемоль, pe-дубль-бемоль, ля; б) сделать то же вниз: фа, соль-дубль-диез, ля-диез, си.
7. Написать нотами звуки, энгармонически равные нижеследующим:
.
.
Желательно все упражнения «дублировать» игрой на фортепиано.
1. Что такое звук? Какие характеристики звука важны в музыке?
Звук – это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. Таким телом может быть натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Когда вы дёргаете струну или ударяете в барабан, они начинают колебаться и создают в воздухе звуковую волну. Волна достигает наших ушей и вызывает раздражение слухового нерва – так мы слышим звуки.
Основные характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.
Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха. Частота измеряется в герцах – это количество колебаний в секунду. Человек может воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 герц. Если звук имеет частоту меньше 16 герц, он называется инфразвуком, если больше 20000, то ультразвуком. Воспринимаемые звуки можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие звуки имеют частоту от 16 до 200 герц, они делают звучание тяжёлым, мрачным, тёмным. Высокие звуки, наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность. Их частота выше 800 герц. Диапазон от 200 до 800 герц задаёт средний регистр. Он наиболее близок к человеческому голосу, поэтому мелодии в этом регистре воспринимаются более тепло.
Громкость или сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. Постепенно струна колеблется всё меньше, и громкость звука уменьшается и затухает совсем. Сила звука влияет на характер музыкального образа. Героические, решительные образы требуют большой громкости, звучность лирических образов должна быть мягкой и нежной.
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний. Колебания могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а могут, наоборот, поддерживаться движением смычка или дыханием. Смена длительностей образует ритм произведения.
Тембр – это окраска звука, которая зависит от появляющихся обертонов или призвуков. Чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру мы отличаем инструменты друг от друга, одна и та же нота звучит по-разному на рояле, скрипке или флейте. Обертоны появляются на частоте, кратной частоте основного звука. У более низких звуков больше слышимых обертонов, поэтому инструменты низкого регистра отличаются сильнее.
Первый, самый яркий обертон появляется на частоте в два раза большей основной частоты. Так образуется октава – наиболее сливающиеся звуки. В европейской музыке принято делить октаву на 12 равных частей, называемых полутонами. Это называется равномерной темперацией.
О темперации.
Второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту. Темперированная квинта состоит из 7 полутонов и отличается от натуральной. Например, частота звука «ля» равна 220 Гц. Звук на октаву выше звучит на частоте 440 Гц, на октаву и натуральную квинту выше – на частоте 660 Гц, на две октавы – на частоте 880 Гц. Чтобы найти частоту темперированной квинты, надо интервал октавы разделить на 12 частей и взять 7. Получаем 440 + (880-440)*7/12 = 696.67 Гц. Натуральная квинта звучала бы чище, но это сильно ограничило бы нас количеством звуков, подходящих к основному. В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха. Он написал цикл пьес «Хорошо темперированный клавир» во всех 24 тональностях, мажорных и минорных от каждой из 12 нот. Немного более подробно обертоны и темперация описаны в статье из журнала “Квант”.
Тема 2. Музыкальный звук. Нотное письмо
Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные и звуки шумовые.
Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами; в их число входят: высота, громкость и тембр. Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука.
Высота звука зависит от частоты (скорости) колебания вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.
Громкость звука зависит от энергии колебательных движений, то есть от размаха колебания тела – источника звука. Пространство, в пределах которого происходят колебательные движения, называется амплитудой колебания. Чем шире амплитуда колебание, тем громче звук, и наоборот.
Тембром называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений, например, говорят: мягкий звук, резкий, густой, звенящий, певучий и т.д. Известно, что каждый инструмент или голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.
Различие тембров зависит от состава частных тонов, которые присущи каждому звуку.
Частные тоны образуются вследствие сложной формы звуковой волны.
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника звука. Например, чем шире был размах колебаний в момент начала звука, тем длительнее период затухания его, при условии свободной вибрации источника звука.
Музыкальная система положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук его ступенью.
Основными ступенями звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах.
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Октавой называется также часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней. Таким образом, весь звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени до. Весь звукоряд состоит из семи полных октав и четырех звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда. Названия октав следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава и пятая октава.
Соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.
Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду звука ля первой октавы.
В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Он отличается от натурального звукоряда тем, что все полутоны октавы в нем равны.
Между основными ступенями звукоряда имеются два полутона и пять целых тонов. Они располагаются следующим образом:
до ре ми фа соль ля си до
Т. 1 т. 0,5 т. 1 т. 1 т. 1 т. 0,5 т.
Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.
Повышение основных ступеней на полтона обозначаются словом диез. понижение основных ступеней на полтона обозначается словом бемоль. повышение на два полутона – словами дубль-диез, например фа-дубль –диез. Понижение на два полутона – словами дубль-бемоль, например си-дубль-бемоль.
Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией.
Равенство ступеней, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.
Диатоническим называется полутон, образующийся между соседними ступенями звукоряда, между основной ступенью и соседней производной степенью повышенной или пониженной.
Хроматическим называется полутон, образующийся:
а) между основной ступенью и ее повышением или понижением;
б) между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением.
Диатоническими называются целые тоны, образующиеся между соседними ступенями. Кроме того, диатонические тоны могут быть образованы между основной и производной ступенями, а также между двумя производными ступенями.
Хроматическими называются целые тоны, образующиеся между основной ступенью и ее двойным повышением или понижением, между двумя производными ступенями от одной основной ступени, между ступенями, расположенными через одну ступень.
Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанных на латинском алфавите.
Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
C D E F G A H
до ре ми фа соль ля си
Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляют слоги: is – диез; isis – дубль-диез; es – бемоль; eses – дубль-бемоль. Например:
cis – до-диез, geses – соль – дубль-бемоль.
Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохраняется обозначение B, b.
При гласных а и е в слоге es буква e, для удобства произношения отбрасывается; получается:
Длят обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).
Например, ля большой октавы – А, соль малой октавы – g.
Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количества черточек сверху. Например:
до первой октавы – c¹ или
ре второй октавы – d² или
ми третьей октавы – e³ или
фа четвертой октавы – f или
до пятой октавы – с или
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:
си контроктавы – Н или Н
ля субконтроктавы – А2 или
1. Что мы подразумеваем под словом звук?
2. Какими свойствами обладают звуки музыкальные? От чего зависят эти свойства?
3. Сколько основных ступеней в звукоряде? Как они называются?
4. Перечислить названия всех октав. Какие из них полные?
5. Сколько полутонов между основными ступенями звукоряда?
6. Какие ступени называются производными?
7. Откуда происходят названия производных ступеней?
8. Что означат слово альтерация?
9. Какие бывают целые тоны и полутоны?
10. Что такое энгармонизм звуков
11. Как называются и обозначаются основные ступени по буквенной системе?
12. Как образуются названия производных ступеней по буквенной системе?
13. Как обозначаются октавы при записи звуков по буквенной системе?
Какими бывают звуки?
Какими бывают звуки?
Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.
Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.
Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)
Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)
Игра «Узнай по голосу»
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей
Кто позвал тебя узнай поскорей!
Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)
Музыкальные звуки
Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности:
Длинные и короткие
По тембру:
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.
Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.
Человеческий голос – это волшебный инструмент
Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)
Смена времен года – это ритм планеты
В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения
Метроном – источник ритма в музыке
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)
Средства музыкальной выразительности в музыке
Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»
Провести игру «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!
Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.
Лад: мажор, минор
Темп: быстро, медленно
В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» ( раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)
Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.
Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)
Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.
Звук имеет форму! [видео]
В продолжении тем:
Шеннон Новак, прекрасный художник из Новой Зеландии, поручил команде Джона Стюарта Рида получить изображение 12-ти нот фортепьяно. Захват кадра картинки стал возможным только с видео высокой чёткости. Учёные добились результата при помощи профессионального аудио компрессора в режиме реального времени.
Шеннон был в восторге от результатов. Он отметил: «Я всегда был очарован переводом того, что невидимо, в то что видно. Люди могут теперь иметь представление о звуке через цвет и геометрические формы. Я видел использование технологии Киматики. Это один из методов, который предоставил уникальный и убедительный способ для показа людям связи звука, цвета и геометрической формы.
Киматика (с греч. κ?μα «волна») — наука, изучающая видимый звук и вибрацию, являющаяся подразделом модальных явлений. Обычно производится вибрация поверхности пластинки, диафрагмы или мембраны, и области максимального и минимального смещений видимо проявляются на тонком слое частиц, мастики или жидкости.
Термин Киматика был введён учёным из Швейцарии Хансом Йенни, продолжившем работу немецкого учёного Эрнста Хладни (1756—1827 гг.). Воздействия звуковой волны на вещества разной природы Ханс Йенни запечатлел на фотоплёнку.
Он рассыпал на поверхность стальной пластины песок, глину, жидкие вещества и под воздействием колебательных движений разной частоты, вещества на пластине принимали упорядоченный рисунок. Сложность рисунка напрямую зависели от подаваемой звуковой частоты на пластину, чем выше частота, тем сложнее рисунок. Эти «звуковые орнаменты» впоследствии получили название Рисунки Хладни.
В «Науке Мантры» Свами Муруджезу утверждает, что скандирование человеком определенного слова на Санскрите, пока снимают на камеру горящую свечу, изменяет цвет пламени или интенсивность лишь частотой, которую слово испускает.
Этой же самой наукой было показано как понизить и поднять кровяное давление, и это есть в его собственных словах: определенные звуки могут затронуть наше кровообращение и нервную систему.
Какой бы не была причина изменения колебаний, она воздействует и на ум человека и также на окружающую его атмосферу, вызывая тепло или прохладу.
Не только, что звук взаимодействует с жизнью, но и поддерживает и развивает ее. Он действует как проводник сознательного намерения между людьми, обществами и всей цивилизации.
4 уровня звука
Как часто вы задумывались о влияние слов которых вы говорите, или не говорите? Почему на нас так глубоко воздействует слово?
В ведические времена жил был один благочестивый царь. Само слово царь означает: «це арий». Арий — это тот, кто обладает всей полнотой ведических знаний, а значит, живет ими. В те времена, царь должен был являть такие качества, которые бы вдохновляли его подданных, чтобы они чувствовали, что о них заботятся. И, если у царя был сын, качества которого не соответствовали качествам царского наследника, то трон передавался не сыну, а тому подданному, качества которого были достойны звания царя.
Естественным, образом, в царских семьях росли дети с соответствующими качествами, но у этого царя, родился сын с очень гневливым характером. Однажды, сын пришел к отцу, и сказал: «Отец, у меня очень скверный характер, и я переживаю из-за этого, потому, что ты не сможешь на меня положиться, и я не смогу для тебя быть хорошей опорой. Прошу тебя, помоги мне! Научи, как избавиться от этого ужасного гнева!». Тогда отец подвел сына к воротам сада, где лежали огромные гвозди, и сказал: «Как только ты будешь несдерживаться в отношениях с другими, забивай гвоздь в эти ворота».
Так, в первый же день, сын забил 17 гвоздей. Рука у него буквально отсохла, он чувствовал сильную усталость и изнеможение, тем не менее, он снова и снова срывался, и каждый раз срываясь, он забивал в ворота новый гвоздь.
На следующее утро, у него не было сил гневаться. Когда он встречался с людьми, то вел себя терпеливее, так как был уставшим. На третий день, он стал еще более терпимым. И по мере того, как он вбивал эти гвозди, он становился все смиреннее и смиреннее. И, наконец, однажды, он подошел к отцу, и сказал: «Отец, у меня сегодня праздничный день! Я сегодня не вбил ни одного гвоздя». Отец сказал: «Прекрасно, теперь, как только ты будешь сдерживать свой гнев, в волнующей тебя ситуации, ты должен подходить и вытаскивать один гвоздь».
Сын, немного пригорюнился, ведь вытаскивать гвозди было гораздо сложнее, чем их вбивать. Но делать было нечего, он выполнял повеление отца. На то, чтобы вытащить все гвозди, у него ушло достаточно много времени и, в итоге, он пришел к отцу с последним гвоздем и сказал: «Отец, вот последний гвоздь, который я вытащил! Ты знаешь, я стал проявлять такие качества характера как смирение. Теперь, я способен посмотреть на ситуацию с другой стороны, способен разглядеть ее с разных точек зрения, способен принять более разумное решение».
Отец сказал: «Хорошо, сынок. Теперь пошли с тобой к этим воротам». Когда они подошли туда, отец спросил:
— Что ты видишь, сын мой?
— Ворота похожи на сито, — ответил сын.
— Станут ли эти ворота когда-нибудь новыми? — спросил отец.
— Нет, никогда, — ответил сын. И тогда отец сказал:
— Мой сын, каждый раз, когда ты гневаешься на людей, ты забиваешь эти гвозди не в ворота, ты вбиваешь их в сердца людей, и даже когда ты их вытаскиваешь, дырка остается.
Я думаю, что таких дырок есть много в каждом из ваших сердец. И, я думаю, что многие вбивали подобные гвозди в сердца других людей. Для нас эта практика, к великому сожалению, знакомая. Мы знаем наверняка, что даже когда мы падаем и разбиваем коленку, то боль эта несравнима с раной, которую можно причинить словом.
И почему же так глубоко на нас воздействие слова? Дело в том, что эфир или звук является самым тонким самым проникновенным первоэлементом.
Согласно Ведам существуют 4 уровня звука:
1. Вайкари — это грубый звук.
Наша речь несет в себе творческую энергию, которая меняет все. Ни для кого не секрет, что во время беседы, мы можем вдохновиться от человека на то, чтобы пойти, и сделать что-то доброе. Огромное количество людей после прохождения семинара звонят своим близким, на которых долгое время обижались и говорят что любят их. Люди, услышавшие эти слова, в свою очередь, открывают свое сердце и передают эту энергию любви дальше, прося прощения перед теми, кого они, возможно, обидели. Возможна и другая ситуация, например, если я сказала вам что-то не то, и вы пошли и сорвали свой гнев на другом человеке, тот разозлился, накричал на своих детей. Так получается целый снежный ком, вызванный одним словом.
Таким образом, мы являемся маленькими творцами, мы творим мир вокруг себя. Наше творение зависит от того, что мы говорим, и что мы слушаем. Часто люди говорят: «Да я уже все это слышал тысячи раз, все хватит уже!». Но ведические писания хороши тем, что мы можем слушать одну лекцию по сто раз и, каждый раз мы будем открывать по спирали более глубокие мысли, так мы переходим из плоскостного слушания в глубинное слушание и это совершенно другой эффект. Это не то, когда у нас в одно ухо влетает, в другое вылетает, и даже не то, когда влетает, задерживается немного и вылетает, а когда знание, проникает к нам глубоко в сердце. И, чем дольше мы будем слушать эти знания, тем глубже они проникнут в нас. Интересно, что эти знания, сами по себе, начинают жизнь в нас.
2. Мадхьяма, второй уровень звука — это более тонкий звук наших мыслей.
Оказывается, наши мысли тоже звучат, и очень легко понять каковы наши мысли, потому что именно звучанием тонких мыслей создается атмосфера вокруг нас.
Всем вам знакома такая ситуация, когда вы подходите к человеку и, до того как он успел вам что-то сказать, вы хотите покинуть помещение, не хотите с ним общаться. С другим человеком, вам хочется прильнут к нему и стоять. Уже попрощались, сто раз сказали друг другу пока, и все стоим и стоим и не можем оторваться, потому что звучание мыслей созвучно. Интересно, что то, какое у нас звучание, свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг. Например, ситуация когда с кем то нам особо комфортно, или ситуация, когда на меня ни с того, ни сего, взяли и накричали. Как вы понимаете, ничего случайного не бывает, даже травинка не шелохнется без ведома Господа. Абсолютно на все есть санкция Всевышнего. И тогда мы начинаем размышлять, почему это вдруг со мной произошло. Почему это недоразумение с мной случилось, о чем мне говорит это недоразумение.
Т.е. каждый раз мы адресуем это недоразумение не кому-то, а самому себе. Суфии очень интересно размышляют, они говорят, что надо радоваться когда вы встречаете человека, который вас обидел, потому что этот человек показал вам над чем вам надо работать. Обида — это абсолютно не конструктивная позиция. Существует практика у суфиев, которую вы можете попрактиковать дома.