Что мы называем тонкими деталями поведения 4 класс орксэ
Урок по ОРКСЭ в 4 классе «Простая этика поступков»
по учебному модулю «Основы светской этики»
Тема. Простая этика поступков.
Учитель Сакович Анжела Войтеховна
Тема. Простая этика поступков.
ОРКСЭ по учебному модулю «Основы светской этики»
Класс: 4
Цель: формирование представления о нравственных ценностях и их значения в жизни.
Образовательные: развитие и систематизация этических знаний ребёнка; овладение умениями и навыками взаимодействия с окружающими.
Развивающие: расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и определения нравственных качеств; развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок.
Воспитательные: формирование нравственно ориентированных взаимоотношений учащихся, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому; повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся; развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, осознавать причастность к успеху учебной деятельности; анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм; сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме.
Регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.
Ресурсы: учебник Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, песня «Неприятность эту мы переживём».
1. Мотивация (самоопределения) учебной деятельности.
Песня « Неприятность эту мы переживём »
2. Актуализация учебного действия.
Работа с «деревом мудрости»
— Сколько плодов на ваших деревьях?
— О чём напоминают вам плоды?
3. Выявление места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
По очереди записывают свою «мудрость», заворачивают лист, закрывая запись, и передают следующему.
-Какая «мудрость» стала для вас наиболее значимой?
Каждый учащийся кладёт на первую парту лист бумаги; разворачивает и читает подряд записи; обращает внимание на повторяющиеся записи; (записать выводы)
— Как вы думаете, почему?
Обобщает сказанное учащимися: Они наиболее важны в жизни и, видимо, чаще соблюдаются вами.
Так? Постараемся же осмыслить самое главное и выделить, что должно составлять простую этику поступков, т. е. простые нравственные нормы человеческого поведения.
Соберём все лучики нашего нравственного солнышка «Этика поступков»
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником. Читают вывод на стр. 116
(Любые действия человека не должны быть во вред кому-либо)
— Какими должны быть главные ориентиры в определении поступков?
Вывешивает на доску первое правило (первый лучик солнышка).
-Посмотрим, как эта истина выглядит в повседневном вашем проявлении. Определим это в процессе игры.
4. Работа по теме урока.
Игра «Лови мяч».
Дети ловят мяч, заканчивают начатое предложение учителем и делают нравственный выбор.
Я бросаю кому-то из вас мяч, начиная предложение, в котором содержится ожидание конкретного действия. Тот, кому я бросаю, ловит мяч и заканчивает предложение ответом, в котором и содержится ожидаемое действие. При этом вы добавляете слово «да», если вы соблюдаете это в своей жизни, и слово «нет», если не соблюдаете.
Заходя утром в класс, я непременно… (здороваюсь со всеми).
Учитель, неся стопку тетрадей, случайно уронил часть из них, и я… (со словами «я помогу вам» стал быстро их поднимать).
Встав утром после завтрака из-за стола, я… (благодарю за завтрак и целую маму (бабушку).
Если мама или бабушка идёт в магазин или затевают уборку квартиры, я… (предлагаю свою помощь).
Прибежав к остановке автобуса, я… (не стараюсь протиснуться вперёд).
Если кто-то в классе расстроился, я… (стараюсь ободрить, как-то помочь).
Когда при мне дерутся, я… (стараюсь этому помешать).
Когда меня дразнят, я… (не реагирую).
Когда дразнят кого-то другого, я… (стараюсь это прекратить).
Если мне про кого-то сплетничают, я… (прошу этого не делать).
Проверим себя с помощью маленького эксперимента:
(Дети разматывают клубочек, передают нитку соседу по парте, при этом называют лучшее его качество)
Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно?
Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее.
Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (Опирайся на лучшее в человеке)
Вывешивает третье правило ( 2 лучик): опирайся на лучшее в человеке.
1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Предлагаю продолжить урок, работая в группах. Каждой группе вручаю карточку с текстом. Вам надо разыграть данную этическую ситуацию, а зрителям объяснить с точки зрения разных героев.
Решение жизненных ситуаций:
1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь?
2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?
1. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации?
2. Когда пришли в буфет, на общем блюде лежали пирожки. Как ты будешь себя вести в этой ситуации?
1. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?
2. Если ты поздоровался с учителем один раз, надо ли здороваться еще?
1. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
2. Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?
1. Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!
Вывешивает следующее правило.
Вырезают фигурки людей и скрепляют их в большой хоровод.
5. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
( Отрывки взяты из произведения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?») Учитель раздаёт листки с отрывками из произведения, где необходимо вставить пропущенные слова.
Учащиеся делятся на группы, вставляют пропущенные слова, опираясь на правила, сформулированные на уроке, проверяют работу по эталону.
Если сын черне́е ночи,
грязь лежит на рожице,
— ясно, это очень_____________
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый, поступает _____________.
Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он ________________ мальчик.
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень ______________,
Этот в грязь полез
и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он _______________, неряха.
Этот чистит валенки,
моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне ____________________
Мальчик радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду делать ___________________,
и не буду — _____________________».
Мальчик радостный пошёл,
и решила кроха:
«Буду делать ___________________,
и не буду —_____________________».
6. Включение в систему знаний и повторения.
«Собери пословицу». Учитель раздаёт пословицы.
Дети работают в парах: собирают из частей пословицу, объясняют её смысл, ищут другую пару, у которой такая же пословица, оценивают работу.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
На добрый привет, добрый и ответ.
Не спеши языком, торопись делом.
Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
Умей сказать — умей и смолчать.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
На языке медок, а на сердце ледок.
Доброе слово и кошке приятно.
— Какую взаимосвязь вы видите между определившимися простыми правилами этики?
— Следующее яблоко на «Дереве мудрости» будет напоминать нам о нашем уроке сегодняшнем уроке и на нём мы напишем: «Этика поступка»
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке, зачитывают правила, которые вывели на уроке (оценивают работу на уроке, свои ощущения, эмоции)
— Пусть эти простые, но очень важные правила будут постоянными ориентирами в вашей жизни. Они подсказаны вековым опытом жизни людей.
— Вспомните ещё раз урок, себя, свои эмоции и ощущения.
— Что заставило задуматься?
— А может, вы с чем-то не согласны?
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Основы светской этики, 4 класс. Основы религиозных культур и светской этики
Основы светской этики, 4 класс. Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Проект текстового оригинала учебного пособия для учащихся Москва 2009
Урок 1
Россия – наша Родина
Вы узнаете:
Основные понятия
Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.
Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость… История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
Ты и твои сверстники – младшее поколение.
Твои родители – старшее поколение.
Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства.
Так исторически развивалась наша страна.
Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.
Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России. Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.
Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.
Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.
Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов.
Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.
Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений. Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.
Вопросы и задания
Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
Важные понятия
Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.
Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.
Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Урок 2
Что такое светская этика
Вы узнаете
Основные понятия
Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.
Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом.
Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости.
В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.
Этика изучает
Этика изучает мораль и нравственность.
Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность.
Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.
Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми.
Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них.
Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом.
Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным.
Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?
Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика.
Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий, которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях. Слово «светское» означает нерелигиозное.
Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих.
Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле.
Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.
Вопросы и задания
Основные понятия
Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.
Урок 3
Культура и мораль
Вы узнаете
Основные понятия
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Урок ОРКСЭ на тему «Этикет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов Зуева Г.Н.
Урок ОРКСЭ в 4 классе
Цели: познакомить детей с понятием «этикет», воспитывать эстетическую культуру, умение подбирать одежду соответственно случаю.
развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
формировать умение высказывать суждения;
учить осуществлять поиск и обработку информации;
формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
обобщить и расширить знания о правилах этикета.
Учитель: Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
2.Проверка домашнего задания.
3.Работа над новым материалом.
Что же такое этикет? А этикетка?
Где видели этикетку?
ЭТИКЕТКУ все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.
А Этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ.
Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
Но воспитанность, хорошие манеры, не просто этикетка. Они прочно связанны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающих других человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперёд. Однако вы знаете, ребята, что невозможно бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприветливое.
А знаете ли вы, откуда пошло слово этикет?
Французское слово “этикет” вошло во все языки мира. Оно близко греч ескому слову “Этика”, что означает “привычка”, “нрав”. Одно из значений слова “Этикет” – надпись. Вспомним знакомое нам слово «этикетка». Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.
На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:
– Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.
– Над яствами не чавкай и головы не чеши,
не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи.
Часто чихать и кашлять не пригоже.
в платок громко не сморкаться и не чихать,
перстом носа не чистить,
не дуй в суп, чтобы везде брызгало
Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.
Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.
Каким может быть этикет?
Этикет общегражданский
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
установленные при дворах монархов;
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. Разумеется, есть такие жизненные ситуации, в которых невозможно использовать существующие виды этикета. По мере становления правила претерпевали изменения, но тем не менее многие из низ совпадают, так как в первую очередь основаны на уважительном и вежливом отношении людей. Стоит отметить, что нормы поведения в некоторых ситуациях должны соблюдаться неукоснительно. Это касается общения на официальном или дипломатическом уровне. В ином случае могут возникнуть весьма тяжелые последствия вплоть до конфликта между странами. Но это совсем не означает, что правила поведения в повседневной жизни менее важны, и их можно игнорировать.
6. Продолжение работы.
Огромное значение в этикете придаётся речи. Человек должен уметь контролировать её громкость, темп, содержание.
Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Подберите подходящие картинки и пословицы к вашему виду этикета.
— Посмотрите, что у нас получилось? (На доске плакат)
Самостоятельная работа в группах.
Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.
7. Итог урока и домашнее задание
-Откуда появилось это слово?
— Нужны ли сейчас знания этих правил?
Дома вы выполните следующее домашнее задание:
Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию).
Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций (по желанию).