Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Устное народное творчество- фольклор»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по литературному чтению. 4 класс.

Тема урока : Устное народное творчество- фольклор.

-продолжить работу над формированием навыка беглого чтения, развивать речь,

-воспитывать любовь к родному краю, учить видеть богатство и красоту русского языка,

-развивать эстетическое чувство прекрасного,

А какие произведения устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их?

А что такое скороговорки? Для чего они нужны?

3. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши.

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.
Домашнее задание
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.

Источник

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Устное народное творчество»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок литературного чтения

Устное народное творчество

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ Видновская СОШ № 9

Тема урока: Устное народное творчество.

— обобщение и расширение знаний о видах устного народного творчества;

— развитие образного мышления, воображения, эстетического восприятия действительности посредством произведений народного творчества;

— формирование учебно-познавательной компетенции, коммуникативной, информационной;

— воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине, к своей малой Родине,

— формирование эстетического вкуса.

— подборка книг для выставки;

— карточки с заданиями;

— статья из толкового словаря В.И.Даля;

— листы для самооценки обучающихся.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок. К вам пришло много гостей, у вас новый учитель. Но я точно знаю, что у нас всё получится, потому что вы все любознательные, способные ребята. А чтобы у нас было хорошее настроение, нам весь урок будет светить солнышко, которого нам сейчас так не хватает.

2. Актуализация знаний.

а) Сообщение темы и урока.

— Ребята, вам знакомо выражение « передавать из уст в уста»?

— Как вы его понимаете?

— Речь сегодня пойдёт об устной речи.

— В каком разделе литературного чтения мы изучаем произведения устной речи?

— И, наверно, вам теперь легко будет сформулировать тему нашего урока. Итак. о чём мы с вами будем говорить?

— Тема нашего урока « Устное народное творчество». (слайд1, щелчёк2)

б) Повторение о жанрах.

(2 слайд) – Какие жанры УНТ вы знаете?( дети называют)

— Давайте посмотрим на слайд и найдём те жанры, которые не назвали.

в) Сообщение целей урока.

— Все эти произведения мы знаем благодаря тем людям, которые ходили по всей нашей земле, по городам и сёлам, собирали эти творения. Они их записывали, а затем издавали книги. Так появились разные сборники произведений УНТ. (показываю и называю).

-Ребята, а я предлагаю вам сегодня тоже стать собирателями произведений УНТ нашей Пензенской губернии.

— А поможет нам в этом наш учебник « Серебряный родник». Всё, что найдём для себя нового, интересного занесём в нашу книгу., которую я для вас приготовила.

3. Работа над обобщением материала.

— Что мы будем на ней размещать? (загадки).

— Вот сейчас мы и будем отгадывать загадки.

( На слайде одна за другой появляются загадки, дети отгадывают)

Получается одна и та же отгадка.

Стоят в поле сестрички,

— О чём все эти загадки? ( о березе) ( на экране картинка).

Я не подобрала загадки о берёзе. Как вы думаете почему?

Берёза – любимое дерево русских людей. Ей они издавна посвящали песни, устраивали веё честь праздники.

Посмотрите на слайд и скажите, чем это дерево отличается от других?

Эти особенности и подмечены в загадках.

Перед вами тексты этих загадок с заданиями. Разберите их. У каждого получилось своё задание.

— Какое задание у тебя,Н? А у тебя какое? Всем понятно что нужно делать? Приступаем. Кто закончит, поднимите руку.

С чем сравнивают веточки берёзы? (с косыночками, с косицами)).

У жителей нашей губернии есть своя загадка об этом дереве. Давайте её прочитаем ( откроем учебники по зелёной закладке, с. 26).

Столбы стоят белёны

на них шапки зелёны.

— Ребята, как вы думаете, сочинять загадки легко?.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь сочинять загадки?

( наблюдательностью, вниманием, должен иметь богатое воображение, уметь подмечать детали).Мы могли бы попробовать сочинить загадку, но у нас, к сожалению, нет времени.

— Давайте запишите к себе в книгу нашу Пензенскую пословицу.

— Хотя кругом ещё лежит снег, но весна уже не за горами. Совсем скоро на берёзах появятся длинные серёжки ( слайд щ.1), а затем на ней распустится нежная зелень.(слайд щ.2).

— А сегодня на уроке произойдёт маленькое чудо: у каждого распустится зелёная веточка. Каждый зелёный листочек на ней-это ваш правильный ответ. И от вашего старания зависит насколько эта веточка будет пушистой.

— Оцените себя, если вы считаете что справились с заданием, смело прикрепляйте к листочек к веточке.

— Какой основной признак этого жанра с первого взгляда?

— Какие эти произведения по объёму?

-Да, они маленькие, но очень богатые по смыслу.

— Ребята, к уроку я приготовила пословицы, а они у меня рассыпались. Давайте их соберём.

У вас на столе лежат конверты зелёного и жёлтого цвета. Зелёные- это начало пословицы, жёлтый- её заключительная часть. Договоритесь между собой кто бедет начинать пословицу, а кто заканчивать.

— А теперь сверьте свою работу со слайдом.

— Прочитайте пословицу 1.( появляется на слайде).

— Как вы понимаете слово « красное»?

— Приведите примеры, где ещё в произведениях УНТ можно встретить определение « красный»?

— А теперь давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля.У вас на столах есть статья из этого словаря. Вы ознакомьтесь с ней и найдите устойчивые выражения с определением « красный».

Давайте откроем наши учебники по розовой закладке на с.65 и прочитаем пословицы о труде, записанные в нашем крае А.П.Анисимовой.

дети читают по цепочке.

— Как понимаете 6 пословицу?

В свои книжечки запишите пословицу, которую бы вы взяли для себя, которой бы вы следовали в жизни.

Поделитесь со мной своими пословицами.

в) А теперь давайте отдохнём.

(слайд с текстом физминутки)

Солнце, солнце,
Заблести в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
А матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь

Физминутка у нас тоже по теме. Это призведение устного народного творчества.

— Как вы думаете к какому жанру относится? (заклички)(слайд)

— в чём их отличие от других жанров?

Давайте откроем учебник по жёлтой закладке на с-29 и прочитаем заклички пензенского края.

К кому обращаются в первой закличке,во 2. в 3.?

В основе заклички лежит обращение к явлениям природы, к предметам как к живым, надеясь на их помощь в жизни людей.

— Тексты пензенских закличек есть у вас на столе. Выберите дома ту, которая вам особенно понравилась, и приклеите её.

г) Прежде чем заполнить следующую страничку, я хочу вам представить своих помощниц. Выходят девочки и поют частушки.

Как вы думаете. что ис полнили нам девочки? ( частушки)

Следующая страница так и называется частушки. ( слайд)

— Как их исполняют? (быстро, весело, задорно)

— Вот на этой странице мы поместим частушки, которые сочиним сами.

Ведь мы с вами тоже жители Пензенской губернии, и так же, как и наши прабабушки и прадедушки в далеком прошлом, можем сочинить свои, новые частушки. Давайте попробуем!

2) Возле нашего двора

— Посмотрите, в частушках рифмуются строчки. Здесь-1,2 и 3,4. Частушки наполнены смыслом, это не просто набор слов.

Сочиняем и записываем в книгу.

— может кто-то исполнит её.

— Посмотрите, какая замечательная у нас получилась книга.

— А что нужно сделать, чтобы книга стала красивой? Я желаю вам творческих успехов.

Ребята, а сейчас мне хотелось бы чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока.( слайд)

Посмотрите на экран. Здесь я вам показываю выражения, которые помогут вам это сделать.

А что же наши волшебные веточки? давайте покажем друг другу и нашим гостям как они распустились. Значит скоро к нам придёт долгожданная весна.

Источник

Презентация по литературному чтению «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка

Пестушка – Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Потешка – Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку. песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Прибаутка – Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова, Большая голова, На кол сидела, в стороны глядела, Головой вертела. стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

Приговорка – От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной. коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

Считалка – Считалки-числовики: Раз, два, три, четыре, пять – Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Считалки-заменки. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: Кто возьмени? Кто возьмени? Заумные считалки. Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Загадка – Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. выражение, которое нуждается в разгадке.

Поиграем! 1. Определите малый жанр фольклора: Уж ты, котичка-коток, Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать. Прибаутка Потешка Колыбельная песня Пестушка

Поиграем! 2. Определите малый жанр фольклора: Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматзус, Бакс. Скороговорка Считалка Закличка Прибаутка

Поиграем! 3. Определите малый жанр фольклора: Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! Считалка Приговорка Загадка Скороговорка

Поиграем! 4. Определите малый жанр фольклора: Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке – Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю. Потешка Прибаутка Считалка Скороговорка

Поиграем! 5. Определите малый жанр фольклора: Красные лапки, Щиплет за пятки – Беги без оглядки. Загадка Считалка Приговорка Прибаутка

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький

Спасибо за внимание!

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Номер материала: ДВ-100194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Малые жанры народного творчества ( 4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Малые жанры народного творчества (повторение) 4 класс

Тема. Поиграем в «угадайку»

Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.

закрепить понятия об устном народном творчестве;

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”,

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

Развивать навык коллективной работы.

Пособия : карточки с текстами потешки, небылицы, скороговорки, загадки, небылицы.

1. Вводное слово учителя.

2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).

3. Итог урока (работа в парах)

4. Домашнее задание.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О малых жанрах народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

-Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

-Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

-Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

— Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о малых жанрах народного творчества. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме?

Определите тип жанра

Прочитаем эти слова снизу вверх. (« Добры бобры идут в боры»)

-Попробуйте прочитать справа налево:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

-Как называется такое предложение? ( скороговорка)

-Догадались что это такое? Ну конечно это скороговорки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

-Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Для чего люди придумывают считалки?

-Возникла считалка в глубокой древности, когда многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни человека. А делать эту работу кому-то всё –таки было. Кого же назначать? Как распределить трудные дела7 вот и придумали льди считалки. И лишь когда человеческая жизнь изменилась, считалка стала частью детской игры. Они помогают детям распределить роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается

-У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

-Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,

Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

Вдруг из-под собаки

С мальчиком в руках,

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

-Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

-Для чего придумывают «небылицы»? (для веселья и смеха)

-Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

-Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

-Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

— Объясните, как вы определили, что это подушка.

-Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

— Ребята, а кто может сказать, что такое побасёнка? Ответы детей.

-Приведите свои примеры.

-Вот открылся ёщё один лепесток.

Итоги урока . (Работа в парах.)

Возьмите карточки, определите к какому жанру устного народного творчества относятся эти произведения:

Пыль по полю летит. (скороговорка)

2.Катилось яблоко мимо сада.

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет. (считалка)

3.Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет. (считалка)

4.Белые бараны били в барабаны. (скороговорка)

5.Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

А за нею во всю прыть –

Волк старался переплыть

Миску с пирогами. (небылица)

6.Я стаю на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы чёрные, педаль.

Как зовут меня? (загадка)

-Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

-Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

-Что больше понравилось и запомнилось?

-Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

-Предупреждаю, что на следующем уроке придется вспомнить структуру каждого жанра полностью еще попробовать сочинить в том или ином жанре.

-Я вам предлагаю дома прочитать схемы жанров №1-6 и записать свои примеры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *