Что мы называем произведениями устного народного творчества 4 класс литература
Устное народное творчество
Всего получено оценок: 540.
Всего получено оценок: 540.
Что такое устное народное творчество в литературе и произведения каких жанров к нему относятся? На этот вопрос поможет ответить данная статья.
Определение
Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом.
Устное народное творчество сокращенно принято называть УНТ. Синонимом данного термина является термин «фольклор».
Особенности
Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, так как автором является целый народ. В этом заключается основное отличие между фольклором и авторским творчеством.
Еще одной особенностью является то, что произведения устного народного творчества передаются из уст в уста.
Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.
В фольклорных произведениях обобщается весь народный опыт.
Еще одной отличительной особенностью является то, что один фольклорный сюжет мог бытовать в речи людей по-разному. Одна и та же сказка может иметь разные детали. Это связано с тем, что письменно произведения УНТ не зафиксированы, поэтому люди рассказывают их так, как запоминают, убирая и прибавляя некоторые детали. Это говорит о том, что устное народное творчество способно видоизменяться.
Жанры
К известным жанрам фольклора принято относить сказки, былины, легенды.
Рис. 1. Сказка.
С давних времен народы создавали собственные пословицы и поговорки, в которых отражались жизненные принципы целого народа. Выделяются также песни: колыбельные, свадебные, календарные, обрядовые. К жанрам УНТ относятся и частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки.
Что мы узнали?
Устное народное творчество (УНТ, фольклор) – это устные произведения, созданные народом. УНТ формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, автор – целый народ. В таких произведениях накапливается весь народный опыт, представления человека о мире, его отношение к окружающему. Среди жанров фольклора выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.
Презентация по литературному чтению на тему «Устное народное творчество. Малые жанры» ( УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литературное чтение 4 класс
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляются знания» В.И.Даль Афоризм Прочитайте афоризм. Как вы его понимаете? Придумайте своё высказывание о пользе чтения Что вы знаете об авторе афоризма? Владимир Иванович ДАЛЬ Русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Благодаря Владимиру Ивановичу Далю были сохранены для науки тысячи диалектных словоформ, более нигде не зафиксированных. Вспомните, какие жанры относятся к произведениям устного народного творчества Наборщик М И Ф П О С Л О В И Ц А Б Ы Л И Н А С К А З К А П О Т Е Ш К А “… Начало искусства слова – в фольклоре”. М. Горький Д Р А З Н И Л К А З А К Л И Ч К А К О Л Ы Б Е Л Ь Н А Я Ф О Л Ь К Л О Р
Кластер фольклор устное народное творчество folk-lore – «народная мудрость», «народное знание» Малые жанры Крупные жанры лирические песни эпические пословицы поговорки заклички эпические былины сказки легенды небылицы детские потешки пестушки прибаутки считалки скороговорки загадки дразнилки Прочитайте кластер
Малые формы фольклора Вспомнить особенности некоторых малых форм фольклора Стр.3 Стр.4 «Проверь себя» загадки пословицы поговорки скороговорки дразнилки
Стр.4 Проверим себя!
Пословица и поговорка Определите сходство и различие между пословицей и поговоркой Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски свойствам, фактам, вещам и ситуациям. Малые формы фольклора Короткие предложения Меткое и точное высказывание Содержит нравоучение Выражено отношение к кому-либо или чему-либо Целое предложение со смыслом Фраза или словосочетание Законченное суждения Часть суждения Пословица Поговорка
Дразнилка Прочитайте текст. Выделите информацию для ответа на вопрос: «Что такое дразнилка?» Дразнилка — это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят. Стр.6 Прочитайте дразнилки. Попробуйте сформулировать, что такое дразнилка. Стр.5, з.4 «Проверь себя»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Устное народное творчество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературного чтения
Устное народное творчество
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ Видновская СОШ № 9
Тема урока: Устное народное творчество.
— обобщение и расширение знаний о видах устного народного творчества;
— развитие образного мышления, воображения, эстетического восприятия действительности посредством произведений народного творчества;
— формирование учебно-познавательной компетенции, коммуникативной, информационной;
— воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине, к своей малой Родине,
— формирование эстетического вкуса.
— подборка книг для выставки;
— карточки с заданиями;
— статья из толкового словаря В.И.Даля;
— листы для самооценки обучающихся.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас необычный урок. К вам пришло много гостей, у вас новый учитель. Но я точно знаю, что у нас всё получится, потому что вы все любознательные, способные ребята. А чтобы у нас было хорошее настроение, нам весь урок будет светить солнышко, которого нам сейчас так не хватает.
2. Актуализация знаний.
а) Сообщение темы и урока.
— Ребята, вам знакомо выражение « передавать из уст в уста»?
— Как вы его понимаете?
— Речь сегодня пойдёт об устной речи.
— В каком разделе литературного чтения мы изучаем произведения устной речи?
— И, наверно, вам теперь легко будет сформулировать тему нашего урока. Итак. о чём мы с вами будем говорить?
— Тема нашего урока « Устное народное творчество». (слайд1, щелчёк2)
б) Повторение о жанрах.
(2 слайд) – Какие жанры УНТ вы знаете?( дети называют)
— Давайте посмотрим на слайд и найдём те жанры, которые не назвали.
в) Сообщение целей урока.
— Все эти произведения мы знаем благодаря тем людям, которые ходили по всей нашей земле, по городам и сёлам, собирали эти творения. Они их записывали, а затем издавали книги. Так появились разные сборники произведений УНТ. (показываю и называю).
-Ребята, а я предлагаю вам сегодня тоже стать собирателями произведений УНТ нашей Пензенской губернии.
— А поможет нам в этом наш учебник « Серебряный родник». Всё, что найдём для себя нового, интересного занесём в нашу книгу., которую я для вас приготовила.
3. Работа над обобщением материала.
— Что мы будем на ней размещать? (загадки).
— Вот сейчас мы и будем отгадывать загадки.
( На слайде одна за другой появляются загадки, дети отгадывают)
Получается одна и та же отгадка.
Стоят в поле сестрички,
— О чём все эти загадки? ( о березе) ( на экране картинка).
Я не подобрала загадки о берёзе. Как вы думаете почему?
Берёза – любимое дерево русских людей. Ей они издавна посвящали песни, устраивали веё честь праздники.
Посмотрите на слайд и скажите, чем это дерево отличается от других?
Эти особенности и подмечены в загадках.
Перед вами тексты этих загадок с заданиями. Разберите их. У каждого получилось своё задание.
— Какое задание у тебя,Н? А у тебя какое? Всем понятно что нужно делать? Приступаем. Кто закончит, поднимите руку.
С чем сравнивают веточки берёзы? (с косыночками, с косицами)).
У жителей нашей губернии есть своя загадка об этом дереве. Давайте её прочитаем ( откроем учебники по зелёной закладке, с. 26).
Столбы стоят белёны
на них шапки зелёны.
— Ребята, как вы думаете, сочинять загадки легко?.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь сочинять загадки?
( наблюдательностью, вниманием, должен иметь богатое воображение, уметь подмечать детали).Мы могли бы попробовать сочинить загадку, но у нас, к сожалению, нет времени.
— Давайте запишите к себе в книгу нашу Пензенскую пословицу.
— Хотя кругом ещё лежит снег, но весна уже не за горами. Совсем скоро на берёзах появятся длинные серёжки ( слайд щ.1), а затем на ней распустится нежная зелень.(слайд щ.2).
— А сегодня на уроке произойдёт маленькое чудо: у каждого распустится зелёная веточка. Каждый зелёный листочек на ней-это ваш правильный ответ. И от вашего старания зависит насколько эта веточка будет пушистой.
— Оцените себя, если вы считаете что справились с заданием, смело прикрепляйте к листочек к веточке.
— Какой основной признак этого жанра с первого взгляда?
— Какие эти произведения по объёму?
-Да, они маленькие, но очень богатые по смыслу.
— Ребята, к уроку я приготовила пословицы, а они у меня рассыпались. Давайте их соберём.
У вас на столе лежат конверты зелёного и жёлтого цвета. Зелёные- это начало пословицы, жёлтый- её заключительная часть. Договоритесь между собой кто бедет начинать пословицу, а кто заканчивать.
— А теперь сверьте свою работу со слайдом.
— Прочитайте пословицу 1.( появляется на слайде).
— Как вы понимаете слово « красное»?
— Приведите примеры, где ещё в произведениях УНТ можно встретить определение « красный»?
— А теперь давайте обратимся к толковому словарю В.И.Даля.У вас на столах есть статья из этого словаря. Вы ознакомьтесь с ней и найдите устойчивые выражения с определением « красный».
Давайте откроем наши учебники по розовой закладке на с.65 и прочитаем пословицы о труде, записанные в нашем крае А.П.Анисимовой.
дети читают по цепочке.
— Как понимаете 6 пословицу?
В свои книжечки запишите пословицу, которую бы вы взяли для себя, которой бы вы следовали в жизни.
Поделитесь со мной своими пословицами.
в) А теперь давайте отдохнём.
(слайд с текстом физминутки)
Солнце, солнце,
Заблести в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
А матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь
Физминутка у нас тоже по теме. Это призведение устного народного творчества.
— Как вы думаете к какому жанру относится? (заклички)(слайд)
— в чём их отличие от других жанров?
Давайте откроем учебник по жёлтой закладке на с-29 и прочитаем заклички пензенского края.
К кому обращаются в первой закличке,во 2. в 3.?
В основе заклички лежит обращение к явлениям природы, к предметам как к живым, надеясь на их помощь в жизни людей.
— Тексты пензенских закличек есть у вас на столе. Выберите дома ту, которая вам особенно понравилась, и приклеите её.
г) Прежде чем заполнить следующую страничку, я хочу вам представить своих помощниц. Выходят девочки и поют частушки.
Как вы думаете. что ис полнили нам девочки? ( частушки)
Следующая страница так и называется частушки. ( слайд)
— Как их исполняют? (быстро, весело, задорно)
— Вот на этой странице мы поместим частушки, которые сочиним сами.
Ведь мы с вами тоже жители Пензенской губернии, и так же, как и наши прабабушки и прадедушки в далеком прошлом, можем сочинить свои, новые частушки. Давайте попробуем!
2) Возле нашего двора
— Посмотрите, в частушках рифмуются строчки. Здесь-1,2 и 3,4. Частушки наполнены смыслом, это не просто набор слов.
Сочиняем и записываем в книгу.
— может кто-то исполнит её.
— Посмотрите, какая замечательная у нас получилась книга.
— А что нужно сделать, чтобы книга стала красивой? Я желаю вам творческих успехов.
Ребята, а сейчас мне хотелось бы чтобы вы поделились своими впечатлениями от урока.( слайд)
Посмотрите на экран. Здесь я вам показываю выражения, которые помогут вам это сделать.
А что же наши волшебные веточки? давайте покажем друг другу и нашим гостям как они распустились. Значит скоро к нам придёт долгожданная весна.
4 класс устное народное творчество – Устное народное творчество — Начальные классы
Устное народное творчество — Начальные классы
МОУ «СОШ п.Белоярский Новобурасского района Саратовской области»
«Устное народное творчество»
Составила учитель начальных классов МОУ «СОШ п.Белоярский»
Цель занятия: повторить с учащимися жанры устного народного творчества
Обобщить знания по теме «Жанры устного народного творчества»
Развивать представления о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
Развивать выразительную речь, память, сообразительность, фантазию, чувство юмора.
Углубить представления о культуре русского народа, его традициях, обычаях
Способствовать формированию интереса к жанрам устного народного творчества
Воспитывать умение воспринимать прекрасное, умение слушать
Воспитывать чувства доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки с заданием, иллюстрации.
-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы –начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова?
— Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.
В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество.
— Кто скажет цель нашего занятия?
-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.
-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?
-На чем ездил Емеля Дурачок? Слайд 2
-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?
Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!
(По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Пословицы») слайд 3
Станция 1. «П О С Л О В И Ц Ы и ПОГОВОРКИ»
-Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всём, на протяжении всей истории. Они являются самым любопытным жанром фольклора. Их изучали многие ученые разных уголков Земного шара, но они до сих пор остаются до конца не разгаданными. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Их не вспоминают без повода и причины, они приходят к нам на память при разговоре, к случаю. Пословицы и поговорки содержат прямой совет, как поступить в данной ситуации, они шагают с нами на протяжении всей жизни, помогая людям общаться, выражать своё мнение и свои чувства.
— В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,—————————- потехе – час.
Терпенье и труд ——————— всё перетрут.
Семь раз отмерь———————- один раз отрежь.
-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.
1. Дело – смело. Слайд 4
(«Кончил дело, гуляй смело».)
2. Пером — топором. Слайд 5
(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)
3. Друга — береги. Слайд 6
4. Гоп — перепрыгнешь. Слайд 7
(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)
— Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)
Дело мастера то и пожнешь
Яблоко от яблони не воин
Один в поле не далеко падает
Ученье — свет не утаишь
Что посеешь боится
Шило в мешке а не ученье тьма
-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!
(По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Скороговорки»)Слайд 8
Станция 2 «С К О Р О Г О В О Р К И»
— Много существует скороговорок. Их мы хорошо знаем. Вот давайте и посоревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Выходите по одному, оторвав лепесток от нашей ромашки, нужно быстро 2 раза проговорить скороговорку. Кто лучше произнесет скороговорку?
Как куковала кукушка на опушке.
«Ты все шуршишь не спишь»
нес Егор с собой топор,
Шел Егор чинить забор.
Растет крупный виноград.
Станция 3. «СЧИТАЛКИ»
-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Считалки») Слайд 9
И по сей день, дети пользуются считалками. Посмотрите на слайд и прочитаем: слайд 10
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы опять идём играть.
Встанем в дружный хоровод
Город игр всех нас ждёт.
Итак, дружок, в дорогу.
— А вы ребята знаете считалки? Расскажите…
— Ребята, а когда мы используем считалки? ( Перед началом игры.)
Станция 4. «З А Г А Д К И»
-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Загадки») Слайд 11
— Ребята, какие загадки вы знаете? (Загадывают друг другу загадки.)
Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.
1. Кто может говорить на всех языках? ( Эхо.)
2. Кто может ткать без станка и без рук? ( Паук.)
3. Что родится без костей? ( Язык.)
4. Кто всегда идёт и с места не сходит? ( Часы.)
5. Кто хозяин мельницы? ( Мельник.)
6. От чего гусь плавает? ( От берега.)
7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)
8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)
9. Из какой посуды нельзя поесть? ( Из пустой.)
Станция 5. «ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ»
-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Песни и частушки») Слайд 12
— Народная песня – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Она выражает мысли, чувства, надежды людей. Создавались песни народом. Они сопровождали все случаи жизни: весёлое застолье и горестное событие, рождение ребёнка и игры детей. Девушки в песнях жаловались на свою судьбу; матери, укачивая детей, пели колыбельные песни. Создавались песни об исторических событиях: о войне, о царях и предводителях.
Песни бывают разные: хороводные, колыбельные, лирические, исторические, шуточные.
Сопровождались песни старинными музыкальными инструментами. Такими как: ложки, трещотки, свистульки, губная гармошка, балалайка, бубен.
— Ребята, к шуточным песням относятся всеми любимые ЧАСТУШКИ.
Наши ребята приготовили вам некоторые частушки, послушайте их:
Нет совсем одной ноги,
Но зато есть замечательный
На сметане я мешён,
На окошке я стужён.
Круглый бок, румяный бок –
Хвост пушистый – как краса.
Возле леса на опушке
Трое нас живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
В огород ходить привык.
Я по грядкам прыгать стал –
Всю капусту потоптал.
Я зубастый серый волк,
Я клыками щёлк да щёлк.
Зимой голодный я совсем.
Но не бойтесь, вас не съем.
Ребята, о чём эти частушки? ( О сказочных героях.)
— Правильно, и мы взяли эти частушки не случайно, потому что следующая
-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором. (По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию «Сказки»)Слайд 15
— Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.
— Послушайте Незнайку: однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Петушок — золотой пастушок»;
– «У страха уши велики»;
– «Как мужик котят делил».
-Я вижу любите вы сказки. Еще вам задание:
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
— Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.
Назовите сказку и перечислите героев по очереди.
1.«Гуси лебеди» Слайд 17
4.«Сивка Бурка» Слайд 20
5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 21
6. «Конёк — горбунок» Слайд 22
7. « Сказка о золотой рыбке» Слайд 23
8. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слайд 24
9. «12 месяцев» Слайд 25
10. «Бобовое зёрнышко» Слайд 26
11. «Волк и семеро козлят» Слайд 27
12. «Курочка Ряба» Слайд 28
-И так наше путешествие подошло к концу.
-Что нового интересного узнали из нашего путешествия?
-Чему учит устное народное творчество?
-Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?
— Ребята наше занятие подошло к концу. Сегодня мы ещё раз вспомнили некоторые жанры устного народного творчества. Какие вы запомнили? (учащиеся перечисляют.)
Устное народное творчество многогранно, талантливо и увлекательно. Интересуйтесь, ребята, творчеством народа.
А более подробно вы можете познакомиться с устным народным творчеством, прочитав разнообразную литературу. Это отдельные книги со считалками, загадками, пословицами и поговорками, или сборники книг.
Читайлики.ru Электронная библиотека для детей
Устное народное творчество
В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 4 классе.
Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.
Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.
Жанры фольклора
Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.