Что мы называем правотворчеством

Правотворчество

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер. [1]

Виды правотворчества

Что мы называем правотворчеством

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Что мы называем правотворчеством

Примечания

Что мы называем правотворчеством

Полезное

Смотреть что такое «Правотворчество» в других словарях:

правотворчество — правотворчество … Орфографический словарь-справочник

Правотворчество — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность,… … Элементарные начала общей теории права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в … Юридический словарь

Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 08.07.2009 N 25 О ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ … Официальная терминология

Правотворчество — (англ. legislation) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права. П. рассматривается как… … Энциклопедия права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Юридическая энциклопедия

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и… … Большой юридический словарь

Правотворчество — деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил правовых норм. П. охватывает установление новых, а также… … Большая советская энциклопедия

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено … Энциклопедия юриста

Источник

Правотворчество: понятие, виды, принципы

Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством

Что мы называем правотворчеством

Что мы называем правотворчеством

Правотворчество представляет собой:

— созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

— процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным.

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды:

1. Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Особенности:

— решения референдума обладают высшей юридической силой;

— эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

— референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

— организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

4. Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в РФ не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов МСУ, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В РФ практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

5. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения.

Что мы называем правотворчеством

Выделяют 3 вида ситуаций чрезвычайного характера:

— социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя).

— техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

— назначение: предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

— закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти

— устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов

— содержат, как правило, императивные нормы и предписания

— имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве

6. Собственное правотворчество органов МСУ, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы МСУ и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

7. Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые Между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

8. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

Источник

Принципы и виды правотворчества

Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством Что мы называем правотворчеством

Что мы называем правотворчеством

Что мы называем правотворчеством

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

К принципам относятся:

1.Демократизм. Исключительного права издавать законы принадрежит народу путем референдума или через представительные органы власти. Процедуры обсуждения и принятия НПА, в особенности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в СМИ. Обнародование принятых законов и иных нпа

2. Принцип Законности, предполагающий, что НПА: а.) издаются правомочными на то органами и должностными лицами; б) соответствуют Конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т.д.), учитывают сложившуюся иерархию, или субординацию, действующих правовых актов;

.3. Принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической природе права, означающий, что принимаемые правотворческим субъектом нпа призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами (средствами правового регулирования) создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь. Гуманистическая природа закона связана с его соответствием нравственным началам.

4.Гласностьправотворчества выражается в его информационной открытости для общества, освещении правотворческой деятельности средствами массовой информации, обязательном опубликовании законов и нпа, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

5.Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

6. Принцип научности, Правотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов НПА; использование в правотворчестве приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки

7. Оперативность правотворчества — необходимое условие эффективности правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущение положения, когда законы отстают от жизни.

Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества:

2. Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативно-правового акта (законотворчество, подзаконное правотворчество)

3.Правотворчество должностных лиц.

Что мы называем правотворчеством

должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в негосударственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Полномочия руководителей негосударственных организаций (хозяйственных, коммерческих, творческих и пр.) по принятию и реализации правовых актов вытекают из трудового, гражданского, финансового и другого отраслевого законодательства.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

4. Санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

5. Судебный прецедент в ряде стран.

6. Делегированное правотворчество — издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий. Например, правотворчество органов местного самоуправления, передача полномочий общественным объединениям. За рубежом практикуется передача право издания законов парламентом исполнительной власти Но не допускается субделегация.

7. Законозамещающее правотворчество Президента (Указы по вопросам, не урегулированные законами)

8.Договорноное правотворчество.

9. Локальное – реализация правомочий на издание НПА отдельными организациями, учреждениями Приказы, уставы, правила и т. д. Издаются руководителем и имеют ограниченное действие. Для юридического действия уставов и положений необходима регистрация в соотв гос органе

Источник

Правотворчество: понятие, принципы, виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и принципы правотворчества

Неотъемлемой частью правотворчества является сам законотворческий процесс. Данное понятие подразумевает осуществление деятельности не всех, а только лишь высших законодательных органов нашей страны. Таким образом, процесс законотворчества создает не всю совокупность нормативно-правовых актов, а только лишь те акты, которые считаются законами.

Итак, правотворчество и процесс создания законов тесно связаны между собой и соотносятся друг с другом как целое и его часть.

Вообще, правотворчество основывается на ряде принципов:

Связь с практикой помогает органу, который занимается разработкой и принятием закона, делать какие-то определенные выводы о его необходимости, эффективности и правильности. Именно благодаря практике законодатель может корректировать собственную деятельность, избегая ошибок, которые раньше были допущены.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы принцип научности соблюдался, нужно всегда проводить анализ социально-экономической, политической ситуации, которая на данный момент отмечается в стране. Также необходимо изучать все аспекты жизни людей, чтобы создавать правильные и наиболее эффективные законопроекты. А для проведения такого анализа обычно применяют методы анкетирования, эксперимента, опроса, наблюдения.

Виды правотворчества

В зависимости от направленности деятельности правотворчество делится на следующие виды:

Исходя из значимости правотворчество делится на:

Законотворчество, которое выражается в создании правовых актов какими-то высшими органами государства. В процессе законотворчества формируются самые сложные нормативные акты, которые называются законами. Именно эти правовые акты имеют наибольшую юридическую силу.

Делегированное правотворчество, которое представляет собой деятельность по созданию нормативных актов органами, относящимися к исполнительной власти. Стоит отметить, что данный вид правотворчества предусматривает создание и принятие тех правовых актов, которые входят в компетенцию исполнительных органов власти.

В различных государствах в правотворчестве есть как какие-то общие, схожие, так и отличные друг от друга элементы. Процесс правотворчества в любой стране направлен на формирование единой, целой и наиболее правильной системы права для своего народа. Особенно заметно это у стран, которые имеют какие-то свои виды законотворческой деятельности, а также у которых существуют различные процедуры принятия и вступления в силу законодательных актов.

К функциям правотворчества также можно отнести: преобразование, улучшение правовых актов; исправление ошибок в законодательстве; упорядочение, периодизацию различных правовых актов.

Таким образом, правотворчество осуществляется различными субъектами, что объясняет наличие разных видов правотворчества.

Источник

Правотворчество

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.

Начальной стадией процесса правообразования является – возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:

Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

Итак, принципы правотворчества – это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Виды правотворчества

Правотворчество подразделяется на следующие виды:

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству.

Этапы и стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов – более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

5. Опубликование закона. Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации

Субъекты РФ в соответствии с Конституцией имеют право вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Республики наделены правом принятия собственных конституций, а иные субъекты – правом принятия уставов и иного законодательства на уровне субъектов, включая принятие бюджета. В соответствие с федеративным устройством России субъекты на своей территории принимают законы как акты высшей юридической силы, при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству. Возрастает значение в правотворчестве субъектов заключение отдельных договоров и соглашений между субъектами Федерации. Правотворчество субъектов также отражает специфику и правовой статус отдельного региона, учитываются в большей мере исторические, религиозные и культурные традиции правового регулирования. В рамках субъектов РФ принимаются нормативные акты и многочисленными негосударственными структурами, прежде всего – органами местного самоуправления.

Законодательная техника

Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.

Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, состоит из следующих частей:

Правовая норма и текст статьи закона в конкретном случае по элементам могут не совпадать, поэтому существует отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права. Содержание нормативного предписания должно быть четко сформулировано. Абстрактный способ изложения правовых норм не должен допускать произвольного применения нормативного предписания к любой ситуации. Особое значение в законодательной технике имеет проблема терминологии. Например, не следует использовать правовые понятия в тех случаях, когда их можно заменить не правовыми, не искажая при этом смысл нормы.

Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.

Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка. При этом необходимо точно и полно охватывать правовые нормы, из которых выводится правовая конструкция, она должна максимально служить целям законодательства. Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов. Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что мы называем правотворчеством Теория государства и права
Теория государства