Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Салическая правда» как источник по истории Франкского королевства

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков пре­имущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. «Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного с троя, существовавшие у франков ещё до заво­евания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римскрго населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источни­ками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон».

Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, упот­ребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Саличес­кий закон». Составители этого судебника мыслят конкретно, а не общими нормами.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда. правовой памятник франков, относящийся к V в, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­нии, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

Источник

Салическая правда франков

В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.

Салическая правда франков

В развитии королевства франков выделяют два периода:

В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.

В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.

Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.

Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.

Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.

В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.

Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.

Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.

Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.

Салическая правда – законы франков

Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.

Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.

Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.

Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.

Источники Салической правды у франков

В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.

Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.

Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.

Суть Салической правды франков

Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.

За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.

Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.

Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.

Характеристика Салической правды

Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.

Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.

Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.

В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.

Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.

Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:

Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.

Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.

Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.

Салическая правда наказания и преступления

Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.

Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.

В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.

Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.

Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.

Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.

Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.

Источник

Салическая правда» как источник по истории Фракского королевства

«Салическая правда».Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является «Салическая правда» (Lex Salica). Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах: латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

«Салическая правда» в более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков еще до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI — IX вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде», поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом.

«Салическая правда» отражает обычаи народа, недавно переселившегося в сравнительно слабо романизированные части Галлии и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни.

Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр.

Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

Крестьянин имел свой участок земли. На время пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

Королевская грамота также гарантировала неприкосновенность переселенцев. «Салическая правда» определяла огромный штраф в 200 солидов каждому, кто осмеливался протестовать против королевской грамоты.

Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

Титул «О горсти земли» сообщает об ответственности за убийство. Если кто лишит жизни человека, говорится в этом титуле, и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 родичей, которые поклянутся в том, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что им уже отдано. После этого убийца должен войти в свой дом, набрать из его четырех углов горсть земли, стать на пороге, повернувшись лицом внутрь дома, и бросать эту землю левой рукой через плечо на отца и братьев. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на близких родственников по матери и по отцу. «Потом в рубашке (одной) без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону.»

Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

Подобные пережитки родовых отношений долго сохранялись у франков.

Источник

Королевство франков: время Салической правды

Королевство франков, образованное в 5-м веке на территории Галлии, оказалось самым передовым варварским государством в раннем Средневековье.

Первые Меровинги. До битвы при Суассоне

В 5-м веке они уже стали реальным барьером для орд гуннов, которые пытались прорваться на западные территории империи. Постепенно рейнские области стали полностью контролировать франки-федераты. Сложились две основные ветви племени: саллические (заселившие междуречье Мааса и Шельды у морского побережья) и рипуарские (жившие у берегов рек Рейн и Майн).

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Расселение франков. Источник: wikipedia.org

В знаменитой битве на Каталаунских полях в 451 году на стороне римского полководца Флавия Аэция сражались саллические франки во главе с Меровеем. Династическая легенда, созданная хронистом Фредегаром, гласила, что Меровей родился от связи морского чудовища и первой супруги вождя франков Хлодио. Объединённая армия германцев и римлян не пустила гуннов Аттилы в Галлию. Имперская власть в Галлии теряла хватку: относительно независимые франки видели хорошую перспективу расширения своих границ.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Сын Меровея Хильдерик якобы был изгнан за распутный образ жизни соплеменниками и нашёл убежище в Тюрингии, где его приютил король Базина. Верные друзья изгнанника надеялись на его возвращение: франки тем временем выбрали правителем римлянина Эгидия. Годы шли, и настроения в племенном союзе изменились: Хильдерика призвали обратно. Он вернулся на родину не один: за ним последовала супруга тюрингского короля Базина, которая по уши была влюблена во франкского вождя. Позднее у них родился сын — легендарный король франков Хлодвиг. Романтическая легенда скрывала несколько достоверных деталей.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Хильдерик в 457 году занял Париж и признал главенство императорского престола, затем воевал в союзе с Эгидием против вестготов в 463 году; после его смерти разбил на Луаре саксов, которые терроризировали римское войско. О лояльности римлян к Хильдерику мы знаем мало. После открытия его могилы в 1653 году и нахождения там сбруи и монет с изображениями императоров Льва I и Зенона связь с империей вождя саллических франков стала явной. Хильдерик умер в 481 году: на его место встал сын — Хлодвиг.

Пользуясь неразберихой в высших эшелонах имперской власти, Галлия стала покидать орбиту Рима: сын Эгидия, военачальник Сиагрий (465−486 гг.), взял под свой контроль местную власть. В источниках он фигурировал как «король римлян», хотя ему приписывали статус и дукса, и патриция. Согласно федеративному договору, франки ещё подчинялись галльскому наместнику и помогали ему отражать удары вестготов и саксов. Хлодвиг, будучи более инициативным и решительным, чем его отец, ведёт вполне независимую политику по отношению к местной галльской элите. Как известно, Западной Римской империи формально не стало в 476 году, но оставалась Восточная часть, к которой обратились многие хозяева бывших римских провинций, дабы получить одобрение Константинополя на обладание властью в регионе. Сиагрий именно так и поступил: он отправил письмо восточноримскому императору, но так и не получил ответа.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Предводитель франков зря время не терял и к 1480-м годам фактически объединил несколько ветвей племени под своей властью. Узнав о том, что просьба Сиагрия осталась без внимания Константинополя, Хлодвиг разорвал отношения с галло-римлянами и объявил войну своему конкуренту в регионе. В 486 году франки прорвались в Галлию, и в этом же году Хлодвиг наносит сокрушительное поражение Сиагрию в битве под Суассоном. С этого события начинается история Франкского королевства.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Суассонская чаша. Источник: straniciistorii.ru

Франскское общество

До начала 6-го столетия франки занимают центральную и южную Галлию, а также теснят соседей — вестготов и саксов. Наследники Хлодвига доводят границы королевства до Рейна на севере и западе, а также до Пиренейского хребта на юге. Об истории этого государства мы можем узнать у хронистов Григория Турского и Фредегара.

Новоиспечённый хозяин Галлии быстро понял, что реальной властью на местах обладают епископы. Да и супруга короля Клотильда мечтала обратить его в христианство. На рождество 496 года епископ Ремигий крестил Хлодвига и его 3 тыс. воинов. Король принял новую веру по ортодоксальному образцу, чем вызвал одобрение константинопольского двора. Император Восточной Римской империи теперь рассматривал вождя франков как римского патриция. Король франков — заступник апостольского престола и борец с ордами безбожных варваров. Он придерживается советов епископов и поддерживает церковь.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Об общественной жизни франкского королевства 5−6 вв. мы можем судить по главному документальному источнику той поры — «Салической правде». Христианская религия во многом противоречила варварским обычаям, но издание закона помогло решить ряд спорных вопросов. Главный мотив — замена кровной мести денежным штрафом.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Королевская власть на местах делегируется графам — окружным судьям с множеством функций. Судебная единица франкского королевства — сотня, которая включала себя места проживания ста семейных старейшин. У каждой сотни было своё судилище, для которого выбирался сотник — centenarius tunginus, председатель. Процедура оставалась довольно архаичной: судебный поединок на палках, а позднее — погружение руки в кипящую воду в присутствии публики. Если рука оставалась необожжённой или заживала в кратчайшие сроки, человек признавался невиновным.

Королевство — личное владение франкского монарха. Аллод — частная земельная собственность, которую нельзя отнять. Чтобы управлять государственным образованием, правителю следовало объезжать всю территорию и устанавливать личный контакт с местной элитой. Харизма, личная популярность, отвага — вот главные рычаги управления франкским обществом.

Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основе салической правды

Низший общественный уровень — господство сельского хозяйства, мелких собственников и больших семейств. Они заинтересованы в получении прибыли с усадебного хозяйства, включавшего в себя и землю, и скот. До развития городской культуры было ещё далеко. Однако мелкие собственники составляли и основу королевского ополчения в случае войны, и оказывали содействие королевской власти на местах.

Франкское королевство оказалось самым жизнеспособным среди подобных варварских государств, в котором хорошо ужились германские традиции и римский опыт культурного развития. Как известно, именно на основе франкского государства родилась новая империя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *