Что мы можем узнать о жизни франкского королевства на основании салической правды
Королевство франков: время Салической правды
Королевство франков, образованное в 5-м веке на территории Галлии, оказалось самым передовым варварским государством в раннем Средневековье.
Первые Меровинги. До битвы при Суассоне
В 5-м веке они уже стали реальным барьером для орд гуннов, которые пытались прорваться на западные территории империи. Постепенно рейнские области стали полностью контролировать франки-федераты. Сложились две основные ветви племени: саллические (заселившие междуречье Мааса и Шельды у морского побережья) и рипуарские (жившие у берегов рек Рейн и Майн).
Расселение франков. Источник: wikipedia.org
В знаменитой битве на Каталаунских полях в 451 году на стороне римского полководца Флавия Аэция сражались саллические франки во главе с Меровеем. Династическая легенда, созданная хронистом Фредегаром, гласила, что Меровей родился от связи морского чудовища и первой супруги вождя франков Хлодио. Объединённая армия германцев и римлян не пустила гуннов Аттилы в Галлию. Имперская власть в Галлии теряла хватку: относительно независимые франки видели хорошую перспективу расширения своих границ.
Сын Меровея Хильдерик якобы был изгнан за распутный образ жизни соплеменниками и нашёл убежище в Тюрингии, где его приютил король Базина. Верные друзья изгнанника надеялись на его возвращение: франки тем временем выбрали правителем римлянина Эгидия. Годы шли, и настроения в племенном союзе изменились: Хильдерика призвали обратно. Он вернулся на родину не один: за ним последовала супруга тюрингского короля Базина, которая по уши была влюблена во франкского вождя. Позднее у них родился сын — легендарный король франков Хлодвиг. Романтическая легенда скрывала несколько достоверных деталей.
Хильдерик в 457 году занял Париж и признал главенство императорского престола, затем воевал в союзе с Эгидием против вестготов в 463 году; после его смерти разбил на Луаре саксов, которые терроризировали римское войско. О лояльности римлян к Хильдерику мы знаем мало. После открытия его могилы в 1653 году и нахождения там сбруи и монет с изображениями императоров Льва I и Зенона связь с империей вождя саллических франков стала явной. Хильдерик умер в 481 году: на его место встал сын — Хлодвиг.
Пользуясь неразберихой в высших эшелонах имперской власти, Галлия стала покидать орбиту Рима: сын Эгидия, военачальник Сиагрий (465−486 гг.), взял под свой контроль местную власть. В источниках он фигурировал как «король римлян», хотя ему приписывали статус и дукса, и патриция. Согласно федеративному договору, франки ещё подчинялись галльскому наместнику и помогали ему отражать удары вестготов и саксов. Хлодвиг, будучи более инициативным и решительным, чем его отец, ведёт вполне независимую политику по отношению к местной галльской элите. Как известно, Западной Римской империи формально не стало в 476 году, но оставалась Восточная часть, к которой обратились многие хозяева бывших римских провинций, дабы получить одобрение Константинополя на обладание властью в регионе. Сиагрий именно так и поступил: он отправил письмо восточноримскому императору, но так и не получил ответа.
Предводитель франков зря время не терял и к 1480-м годам фактически объединил несколько ветвей племени под своей властью. Узнав о том, что просьба Сиагрия осталась без внимания Константинополя, Хлодвиг разорвал отношения с галло-римлянами и объявил войну своему конкуренту в регионе. В 486 году франки прорвались в Галлию, и в этом же году Хлодвиг наносит сокрушительное поражение Сиагрию в битве под Суассоном. С этого события начинается история Франкского королевства.
Суассонская чаша. Источник: straniciistorii.ru
Франскское общество
До начала 6-го столетия франки занимают центральную и южную Галлию, а также теснят соседей — вестготов и саксов. Наследники Хлодвига доводят границы королевства до Рейна на севере и западе, а также до Пиренейского хребта на юге. Об истории этого государства мы можем узнать у хронистов Григория Турского и Фредегара.
Новоиспечённый хозяин Галлии быстро понял, что реальной властью на местах обладают епископы. Да и супруга короля Клотильда мечтала обратить его в христианство. На рождество 496 года епископ Ремигий крестил Хлодвига и его 3 тыс. воинов. Король принял новую веру по ортодоксальному образцу, чем вызвал одобрение константинопольского двора. Император Восточной Римской империи теперь рассматривал вождя франков как римского патриция. Король франков — заступник апостольского престола и борец с ордами безбожных варваров. Он придерживается советов епископов и поддерживает церковь.
Об общественной жизни франкского королевства 5−6 вв. мы можем судить по главному документальному источнику той поры — «Салической правде». Христианская религия во многом противоречила варварским обычаям, но издание закона помогло решить ряд спорных вопросов. Главный мотив — замена кровной мести денежным штрафом.
Королевская власть на местах делегируется графам — окружным судьям с множеством функций. Судебная единица франкского королевства — сотня, которая включала себя места проживания ста семейных старейшин. У каждой сотни было своё судилище, для которого выбирался сотник — centenarius tunginus, председатель. Процедура оставалась довольно архаичной: судебный поединок на палках, а позднее — погружение руки в кипящую воду в присутствии публики. Если рука оставалась необожжённой или заживала в кратчайшие сроки, человек признавался невиновным.
Королевство — личное владение франкского монарха. Аллод — частная земельная собственность, которую нельзя отнять. Чтобы управлять государственным образованием, правителю следовало объезжать всю территорию и устанавливать личный контакт с местной элитой. Харизма, личная популярность, отвага — вот главные рычаги управления франкским обществом.
Низший общественный уровень — господство сельского хозяйства, мелких собственников и больших семейств. Они заинтересованы в получении прибыли с усадебного хозяйства, включавшего в себя и землю, и скот. До развития городской культуры было ещё далеко. Однако мелкие собственники составляли и основу королевского ополчения в случае войны, и оказывали содействие королевской власти на местах.
Франкское королевство оказалось самым жизнеспособным среди подобных варварских государств, в котором хорошо ужились германские традиции и римский опыт культурного развития. Как известно, именно на основе франкского государства родилась новая империя.
Салическая правда франков
В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.
Салическая правда франков
В развитии королевства франков выделяют два периода:
В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.
В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.
Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.
Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.
Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.
В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.
Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.
Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.
Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.
Салическая правда – законы франков
Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.
Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.
Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.
Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.
Источники Салической правды у франков
В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.
Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.
Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.
Суть Салической правды франков
Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.
За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.
Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.
Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.
Характеристика Салической правды
Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.
Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.
Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.
В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.
Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.
Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:
Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.
Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.
Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.
Салическая правда наказания и преступления
Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.
Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.
В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.
Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.
Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.
Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.
Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.
Салическая правда. Кратко
Родина салических франков
Салические франки
Салические франки — германские племена, жившие районе между реками Маас и Шельда и постепенно распространившие свое влияние на юг и запад до реки Соммы, вытесняя прежних обитателей этих мест моринов, менапиев, нервиев. В начале VI века вождь салических франков Хлодвиг (481-511), первый король династии Меровингов, приступил к дальнейшим завоеваниям территории Галии, которая формально находилась под властью Заапдной Римской империи. В 486 году в битве при Суассоне он нанес поражение армии полунезависимого римского правителя Сиагрия, в 496 году разбил аламаннов, которые были частично вытеснены из Галлии. В том же году принял христианство по католическому обряду, что стало закреплением союза между ним и галло-римским католическим духовенством. В 507 году Хлодвиг победил войско вестготского короля Алариха II. захватив Аквитанию (область на юго-западе Галии). При сыновьях Хлодвига была завоевана Бургундия и Прованс, закончено подчинение аламаннов и завоевана Тюрингия; сохраняя некоторую долю самостоятельности признали власть франков бавары; обязались вносить франкским королям ежегодную дань в 500 коров саксы. Таким образом в течение трех веков, занимая почти весь запад и центр современной Франции, королевство франков, основанное королём Хлодвигом I, было мощнейшим государством Западной Европы.
Салическая правда. Кратко
Состоит из 65 глав (титулов), 6 капитуляриев (законов и распоряжений франкских королей). Главы и капитулярии в свою очередь делится на параграфы, некоторые снабжены дополнениями-прибавлениями. Салическая правда не имеет строгого плана, отдельные положенияеё не упорядочены и нередко об одном и том же проступке говорится в нескольких статьях. Написана Правда на латинском языке, штрафы перечислены в римских денежных единицах. Но это — почти единственное, что роднит Солическую правду с кодексами римского права.
Солическая правда пытается ответить на все вопросы повседневности, касается едва ли не всех возможных спорных моментов жизни франкского общества, например, титулы со II по VIII посвящены ответственности за кражу живности — от коров до пчёл; вопросы кражи рабов решены в титуле Х. В титулах с XI по XVII разговор ведется вообще о всякой уголовщине: поджогах, грабежах, убийствах; в титуле ХIХ рассматривается проблема наведения порчи
§ 1. Если кто даст другому выпить отвар трав, с целью умертвить его, присуждается к уплате 200 сол*.
§ 2. Если кто причинит порчу другому, и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается куплате 2500 ден., что составляет 63 сол
О наказании того, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец, или, не дай бог, повредит ей грудь, говорится в титуле ХХ. Титул ХХХ подробно описывает санкции за оскорбление личности словами
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
В титуле ХХХVIII говорится о конокрадстве. Целых три главы ХLI-ХLIII посвящены «человекоубийству скопищем», иначе говоря, группой
§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара,живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 2. Если же труп его бросит в колодец или в воду, или покроет его ветвями или чем другим, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
Приб. 1-е. Если не скроет, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на 42 королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
——————-
§ 1. Если кто, собравши скопище, нападет на свободного человека в его доме и там лишит его жизни, и если убитый состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 72000 ден., что составляет 1800 сол.
§ 2. Если же убитый не состоял на королевской службе, (убийца)присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
§ 3. Если же тело убитого человека будет иметь 3 или более ран, то трое, уличенные как участники этого скопища, подвергаются такому же платежу, как и в предыдущем случае, другие же трое из этого скопища платят по 3600 ден., т.е. по 90 сол.; последние же трое из скопища платят по 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. А за убийство римлянина, лита или раба уплачивается в половине
В значительном перечне титулов рассматриваются вопросы собственности: о передаче имущества (XLVI), об обязательстве (L), о конфискации чужой вещи (LI), о займе (LII), о горсти земли (LVIII), об аллодах (LIХ). Большое внимание уделено процессу судопроизводства (I, LVI, XVI, LVIII, XLII, XLII, IX…)
Из шести капитуляриев первый приписывается времени Хлодвига — первого короля из династии Меровингов, второй, третий и четвертый созданы в правление сыновей Хлодвига Хильдеберта I (511—558) и Хлотаря I (511—561), пятый — это внук Хлодвига Хильперик (561—584), шестой по видимому тоже ещё относится к годам правления Меровингов
Эпилог к Салическому закону**
Окончены три книги Салического закона, который установил король франков и потом вместе с франками решил сделать к 63 титулам некоторые прибавления, так что всего получилось 78 титулов. Потом Хильдеберт долгое время спустя обсуждал совместно со своими франками, как и что можно было бы предпринять, что надлежало бы прибавить здесь, и, как известно, счел нужным сделать добавления с 78 до 84-го. Когда же Хлотарь с благодарностью получил эти титулы от старшего своего брата, он и сам постановил вместо с людьми своего королевства сделать добавление с 84-го титула, что и исполнил, передавши все вместе с ранее написанным своему брату. И они оба порешили, чтобы все то, что они установили, сохранялось незыблемо.
*Солид — золотая монета, денарий — серебряная монета. По вопросу о реальных размерах платимых франками судебных штрафов дает представление титул XXXVI «Рипуарской правды»: «Если кто будет платить вергельд, быка рогатого, зрячего и здорового пусть отдаст за 2 солида. Корову рогатую, зрячую и здоровую — за 3 солида. Коня зрячего и здорового — за 12 солидов. Кобылицу зрячую и здоровую — за 3 солида. Меч с ножнами — за 7 солидов. Меч без ножен — за 3 солида. Броню исправную — за 12 солидов. Щит с копьем — за 2 солида. Ястреба неприрученного — за 3 солида. Ястреба прирученного — за 6 солидов»
**эпилог возник официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии. Время происхождения эпилога относят обычно или ко второй половине VI, или к началу VII века, т.е. к эпохе Меровингов, но уже после смерти Хлотаря I.
Салическая правда» как источник по истории Франкского королевства
Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. «Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного с троя, существовавшие у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римскрго населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.
Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон».
Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Салический закон». Составители этого судебника мыслят конкретно, а не общими нормами.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда. правовой памятник франков, относящийся к V в, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.