Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом нашего отечества
Проект «О прошлом память сохраним»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сбор и анализ информации ………………………………………. 7
Реализация плана действий ………………………………………..15
I . Краткое описание проекта
«О прошлом память сохраним»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ильменская средняя общеобразовательная школа»
Год проведения проекта
Сентябрь 2014- май 2015.
Егорова Лилия, Шарипова Елизавета, Канищева Галина, Струнина Валентина, Гусева Олеся, Варламова Виктория, Матыкин Александр, Беляев Сергей, Серов Андрей.
Ерофеева Екатерина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе; Овчинникова Вера Константиновна, учитель русского языка и литературы
Сохранение героической истории нашей страны и нашей малой родины села Ильмень
— вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению героической истории нашей страны и нашего края.
— создание системы гражданско-патриотического воспитания путем вовлечения школьников, молодёжи села, членов педагогического коллектива школы, общественности в совместные мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодых граждан России
— привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе.
— учить школьников ответственности за порученное дело.
— умение делать осознанный выбор и принимать решение.
— формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
— воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
— содействие духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию школьников;
— привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
— развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности;
— проведение информационно-просветительской работы среди обучающихся по пропаганде патриотического отношения к своей Родине;
-обеспечение сотрудничества (социальное партнёрство) обучающихся, воспитанников и педагогов школы с родителями, общественностью.
изучение, анализ, обобщение, систематизация специальной и методической литературы по теме, школьных архивных материалов и материалов сельской библиотеки;
анализ и обработка результатов анкетирования, бесед, встреч со старожилами села.
Этапы реализации проекта:
Сбор и анализ информации.
Реализация плана действий.
Пути решения проблемы:
1.Привлечение внимания общественности и представителей власти к проблеме сохранения памяти о военном прошлом села, страны.
2. Исследовательская работа.
Конечные результаты проекта:
— решение задач государственной политики в области патриотического воспитания молодежи;
— повышение уровня заинтересованности молодежи к изучению героической истории нашей страны;
— развитие организаторских, творческих, ораторских способностей школьников;
— ежегодная организация волонтерского отряда учащихся;
— повышение и пропаганда духовно-нравственной культуры обучающихся;
— создание альбома «Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны и тружениках тыла;
— облагораживание территории, прилегающей к памятникам, посвященным памяти земляков, павших в ВОВ;
— создание благоприятных условий для сохранения и укрепления активной гражданской позиции учащихся школы;
— по завершению проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей;
— социальная адаптация обучающихся позволит им осознать себя сопричастными огромной России со всей ее многовековой историей.
Перспективы дальнейших действий:
— организация совместной деятельности школьников, преподавателей, родителей, жителей села по изучению военного прошлого села, района, страны;
— углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу;
— привлечение молодежи к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
— повышение интеллектуального уровня школьников, заинтересованности в исследовательской деятельности;
-проведение акций: «Весенняя неделя добра»; «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», «Сирень Победы»;
-информационно–просветительская работа по данной проблеме;
-продолжим вести работу «Бессмертный полк».
II . АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
Эти размышления Льва Толстого, увы, нисколько не устарели, хотя многим действительно кажется, что с уничтожением памятников и других символов недавней истории, с этим стихийным (или управляемым) протестом против прошлого и может происходить его преодоление.
Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
В преддверии празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, для повышения уровня заинтересованности молодежи к изучению героической истории нашей страны мы, учащиеся Ильменской школы, решили разработать и реализовать социально значимый проект «О прошлом память сохраним!».
Наш проект направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям, призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Став участниками проекта, мы хотим обратить внимание представителей власти, общественности на проблему по сохранению героической истории нашей страны и нашей малой родины села Ильмень.
вовлечение молодёжи в практическую деятельность по изучению героической истории нашей страны и нашего края;
создание системы гражданско-патриотического воспитания путем вовлечения школьников, молодёжи села, членов педагогического коллектива школы, общественности в совместные мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодых граждан России;
привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе;
учить школьников ответственности за порученное дело;
умение делать осознанный выбор и принимать решение.
— формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
— воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;
— содействие духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию школьников;
— привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
— развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности;
— проведение информационно-просветительской работы среди обучающихся по пропаганде патриотического отношения к своей Родине;
-обеспечение сотрудничества (социальное партнёрство) обучающихся, педагогов школы с родителями, общественностью.
В начале реализации социально значимого проекта патриотической направленности нами совместно с преподавателями школы, участвующими в проекте, был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.
III . ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
Формулировка проблемы. Определение темы, целей и задач проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
Деятельность проектной группы
Обсуждают тему проекта с учителями и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели и задачи проекта. Выявляют реальные возможности каждого члена группы. Приобретают знания, необходимые для успешной реализации проекта. Распространяют информацию среди учащихся и педагогов школы.
В ходе работы над проектом были рассмотрены и проанализированы создавшиеся ситуации на территории нашего села, школы. Что на сегодняшний день нас не устраивает и как устранить создавшуюся проблему? Мы детально проанализировали широкий спектр вопросов, которые значимы для нашей территории и требуют их решения.
Проблем как выяснилось очень много: улучшение экологической обстановки в селе, благоустройство школьной территории, развитие спортивно-массовой работы и т.д. Затем рассматривали детально каждую проблему, обсуждали ее. При этом, конечно, исходили из таких критериев как:
посильность задачи для выполнения;
реальность ее решения;
материальные затраты при ее выполнении.
В преддверии празднования 70-летия Победы коллектив нашей школы решил внести свой вклад в сохранение памяти героев-односельчан, погибших в сражениях за Родину, и трудовых подвигов земляков в тылу.
Диаграмма результатов предварительного опроса коллектива школы, родителей
Нами был определён круг наших единомышленников, которые готовы помочь нам в реализации нашего проекта.
Взаимодействие проектной группы
2.Сбор и анализ информации
1) Сбор необходимой информации.
2)Проведение практической деятельности по изучению героического прошлого наших земляков.
3)Анализ полученной информации.
В процессе создания проекта мы провели исследовательскую работу, изучив архивы местных и домашних библиотек, побеседовав со старожилами села. В ходе этой работы выяснили, что 22 июня 1941 года мирный труд жителей Песковского района, в который входило тогда село Ильмень, как и жителей всего Советского Союза, был прерван вероломным нападением фашисткой Германии. В то летнее утро колхозники нашего села встали рано на покос травы. Много было задумано сделать в этот день, но не суждено было осуществиться этим планам. К обеду Ильмень облетела тревожная весть: «Война!»
В родной деревне произошло перераспределение сил и обязанностей. Мужчины ушли бить ненавистного врага, женщины, старики и подростки остались в тылу, чтобы поставлять фронту всё необходимое. Кроме того, для нужд фронта были мобилизованы автомобили, тракторы и лошади. Но несмотря на это, колхоз «Луч» успешно справлялся с выполнением государственных планов по заготовке и сдаче сельхозпродукции. 26 мая 1942 года областная газета «Коммуна» писала: «Колхоз «Луч» первым в Песковском районе закончил сев зерновых, бобовых и сахарной свёклы. Успех дела обеспечивали люди» .
Проводя исследование, мы хотели, как можно больше узнать об истории родного села, его жителях. Ведь, как известно, невозможно любить то, о чём ты не знаешь. А если люди будут больше знать о прошлом своей семьи, своего села, района, то, естественно, будут лучше знать и историю своего народа, своей страны.
3. Программа действий
1) Разработка направлений работы.
2) Составление программы действий.
Для решения поставленной проблемы мы составили план мероприятий по реализации проекта.
Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом нашего отечества
Наша обязанность – сберечь правду о самой страшной войне, о великом подвиге народа
«Уважаемые москвичи, дорогие ветераны!
В этот трагический для нашей истории день мы отдаем дань памяти воинам, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны. Глубокая скорбь по погибшим наполняет наши сердца…
Сегодня мы, благодарные потомки, гордимся героизмом смелых, мужественных, преданных своей Отчизне сынов, которые спасли нашу страну и весь мир от фашизма.
«Сегодня мы склоняем голову перед светлой памятью павших в боях, замученных в концлагерях, погибших во время бомбежек и обстрелов соотечественников, людей всех национальностей и стран, пострадавших от фашистского агрессора. Наш народ выдержал страшные испытания, проявил героизм и стойкость духа, чтобы на всю землю пришел мир, чтобы будущие поколения жили счастливо в свободной и могучей стране. Этот день олицетворяет мощь и величие простых людей, в тяжелый час сплотившихся и отстоявших свою Родину. Скорбим обо всех, кто не дожил до Дня Великой Победы. Вечная слава и вечная память погибшим в годы Великой Отечественной войны!»
«Этот день – напоминание обо всех погибших, среди них и мои родители. Только по официальным данным, война унесла жизни 27 миллионов советских граждан. Погибшие на фронте и в тылу, замученные в плену и умершие от голода, холода и лишений – никто не забыт, ничто не забыто. Низкий поклон и вечная память нашим соотечественникам, которые отдали собственные жизни за свою страну, за свободу и мир, за каждого из нас. Мы обязаны помнить историю и не должны допустить подобного кровопролития вновь.
К сожалению, дети и молодежь сегодня крайне мало знают об этой войне. Это недопустимо. Считаю, что на государственном уровне необходимо уделять как можно больше внимания теме Великой Отечественной войны, истории подвига нашей страны.
Для меня 22 июня – это не только День памяти и скорби, но и предостережение против возврата нацизма. В связи с происходящими на Украине событиями эта дата сегодня обретает особое значение».
«22 июня — трагический и священный день в истории нашей страны. Как говорят наши ветераны, он обозначил границу между любовью и кровью. Есть уникальное издание – «Детская книга войны», составленная из щемящих душу детских записей военных лет. Откройте ее, и вы приблизитесь к пониманию этой «границы». В книге есть такие строки: «Войну легко начать, но сложно остановить». Ценности свободы, веры в свою страну, любви к Родине, за которые сражались солдаты Великой Отечественной, сплачивают нас и сегодня. Они всегда будут нашей духовной и нравственной опорой, залогом мощи и благополучия России.
Низкий поклон фронтовикам, труженикам тыла за их героический подвиг. Вечная память ушедшим защитникам Отечества и крепкого здоровья нашим дорогим ветеранам».
«Пусть День памяти и скорби еще раз напомнит всем, как важно хранить мир, который так тяжело достался нашим предкам, и как дороги те люди, кто с нами сегодня рядом. Низкий поклон и вечная память героям, защитникам, отцам и матерям, которые ценой своей жизни заплатили за мир и спасение Родины! Любим, помним, скорбим.
Пройдут годы и десятилетия. Но вечно будет жива память о тех, кто отстаивал нашу страну, наш любимый город, о наших погибших земляках, которые защитили вечный огонь жизни!»
«В жизни многих народов, как и отдельных людей, есть дни, которые как бы останавливают время, заставляют отложить все сиюминутное и задуматься не только о своей личной судьбе. Таков для нас день 22 июня – День памяти и скорби. Мало уже среди нас осталось свидетелей того трагического воскресенья 41-го года, но и мы, родившиеся и выросшие под мирным небом, душой и сердцем помним и чувствуем все, что принесла на нашу землю «фашистская сила черная» …
«Пока живет Россия, 22 июня всегда будет Днем памяти и скорби, будут минуты молчания и свечи, венки и цветы у памятников Великой Отечественной войне.
Этот день не дает нам забыть о гибели миллионов людей, о разрушенных планах и надеждах. Но вместе с тем мы всегда помним о мужестве и героизме, проявленных на полях сражений и в далеком тылу, о самоотверженности, о силе духа, об огромной вере в нашу грядущую Победу.
Необходимо, чтобы поколения, выросшие под мирным небом, хранили память о Великой Отечественной войне. Ведь это нужно для того, чтобы знать, во имя чего и благодаря кому мы живем».
«22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Война принесла горе в каждый дом. Сегодня, в День памяти и скорби, мы вспоминаем всех, кто ценой нечеловеческих усилий и своей жизнью сумел защитить Родину, отстоял наше право на свободу и независимость, подарил последующим поколениям их будущее.
На борьбу с фашистами встала вся страна. И мы должны достойно хранить память о мужестве, силе духа и братстве, скрепленном кровью, пролитой на полях сражений Великой Отечественной войны.
Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, память о ратных событиях всегда будет жить в сердцах людей. Помним».
«22 июня мы склоняем головы перед великим подвигом солдат фронта и тыла, взрослых и детей, мужчин и женщин – всех, кто встал на защиту Родины в страшной кровопролитной войне с фашизмом и одержал Великую Победу. Чем дальше в историю уходит самая страшная война, тем выше величие подвига тех, кто не жалея крови и самой жизни, сломал хребет фашистской гадине, отстоял свободу нашей Родины! Земной поклон нашим отцам и дедам, отстоявшим мир, сохранившим нам и нашим потомкам веру в светлое завтра нашей Родины».
«22 июня 1941 года был обычным теплым, летним днем, безмятежным и безоблачным. Всего четыре часа этого дня люди в нашей стране спали и жили спокойно. Потом все перевернулось. Началось самое тяжелое испытание для нашей родной земли. Черная мгла накрыла всех. 22 июня 2017 года мы вспоминаем и ощущаем, что пробил час вечной памяти, бесконечной скорби и безвременной утраты вечно живых героев. Наша память, как пламя горит и сияет в их честь и за их покой!»
«22 июня 1941 года – один из самых печальных дней в истории нашей страны, день великой трагедии и неразрывного с нею великого подвига. Каждый час той страшной войны являл миру пример героизма, бесстрашия советского солдата, самопожертвования тех, кто трудился в тылу, помогая ковать Победу.
Каждый год в День памяти и скорби мы вспоминаем всех погибших, склоняем головы перед поколением советских людей, принесших нам Великую Победу! Мы должны пронести эту память через время, передать ее нашим детям и внукам, чтобы никогда больше не повторился ужас той войны, содрогнувшей весь мир. Низкий поклон и великая благодарность ветеранам и всем павшим в боях за нашу великую Родину! И пусть никто не будет забыт, и ничто не будет забыто».
«22 июня 1941 года – страшная дата в истории нашей страны. Это действительно День памяти и скорби. Именно тогда началась тяжелая, кровопролитная война, которая в первые же дни принесла огромные потери и много горя.
Но с этого дня начался и трудный путь к Великой Победе. Было приложено много усилий, принесено множество жертв людьми всех возрастов, профессий, национальностей. Основные тяготы военного времени выпали на долю советского народа.
Уже который год отмечается эта дата. В торжественных мероприятиях принимают участие школьники – они приезжают к Вечному огню. Продолжает работу поисковое движение: его участники ищут незахороненные останки героев войны, идентифицируют их и сообщают родным о том, где похоронен их пропавший без вести родственник. Все это позволяет надеяться, что память о тех страшных и героических годах будет сохранена».
«В День памяти и скорби мы чтим память всех тех, кто на фронте и в тылу ковал Великую Победу. Их мужество, беспримерный героизм и самоотверженность учат нас важнейшим человеческим ценностям. Великая жертва наших отцов, дедов и прадедов, их подвиг – навсегда останутся в наших сердцах. Вечная им слава! Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважать стойкость, мужество, беззаветную любовь к своему Отечеству и передавать это следующим поколениям».
«Сегодня мы вспоминаем первые дни войны, когда страна сплотилась и дала отпор врагу. Впереди 1418 дней мужества. Впереди Победа. Но сегодня важно вспомнить миллионы наших советских людей, отдавших жизни ради светлого будущего. Будем чтить подвиг солдат, тружеников тыла и детей войны. Накажем своим детям помнить прошлое!».
«С той трагической ночи прошло 76 лет, столько всего случилось в нашей истории, жизнь изменилась до неузнаваемости. Но ничего не стерло той боли. И я, как и все мы, остро чувствую эти раны и неизбывное горе. Не уходит скорбь. Мы помним, помнят наши дети и внуки на каком-то генетическом уровне. Не знаю, станет ли когда-то 22 июня просто летним днем для нашего народа. И, думаю, это важно. Пока живет память, мы понимаем, что нельзя допустить такой страшной беды. Низкий поклон ветеранам! Вечная память павшим!»
Россияне, посещая Вену, должны поклониться расположенному в самом центре города памятнику Советскому воину; бывая в Берлине, посетить Трептов парк с выдающимся произведением Евгения Вучетича – солдатом, несущим девочку на руках; если вы оказались в Польше, приехать в бывший концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау близ старинного польского города Освенцим, а гуляя по Варшаве, зайти на мемориал, где покоятся 21 тысяча 468 воинов Красной Армии, отдавших свои жизни за ее освобождение; посещая Прагу, возложить цветы на Ольшанском кладбище, где похоронены 437 красноармейцев, погибших и умерших от ран в последние дни Второй мировой. Только в этом случае сохранится историческая память и правда о роли советского солдата и нашей страны в победе над коричневой чумой XX века».
«22 июня. Граждане России со скорбью в сердце встречают эту дату. В этот день 76 лет назад советские люди, собираясь у громкоговорителей, молча слушали страшную весть о начале войны. И тогда еще никто не знал, что впереди ждут четыре трагических года. Наши отцы и деды проявляли беспримерную стойкость, доблесть, самопожертвование. Их имена навсегда вписаны в историю страны. Они своими жизнями, своей кровью заплатили за Победу, за наше будущее, наше счастье и мирное небо над головами. Мы никогда не забудем об их великом подвиге!»
Социальный проект «Память о прошлом для будущих поколений»
Информационная карта проекта
Обоснование необходимости разработки проекта.
Сегодня важна проблема возрождения патриотизма как одной из важнейшей духовно-нравственной ценности, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции, социально-значимых качеств. Патриотизм как явление национального согласия в обществе и качество гражданина сегодня актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны или другие трудные периоды отечественной истории.
В связи с этим неуклонно возрастает роль исторического краеведения в учебной и внеурочной работе. Связующей нитью, объединяющей людей разных возрастов, профессий и положения, стала поисковая и исследовательская работа, посвященная знакомству с военной историей поселка Юловский. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и классным руководителям при подготовке к тематическим классным часам по патриотическому воспитанию. Несомненно, проектная деятельность в краеведении становится не только популярным, но и важным элементом современной жизни.
Идея проекта: Сделать доступным для широкого круга слушателей материал, накопленный краеведами школы через разработку и проведение пешеходной и автобусной экскурсии по родному краю, по местам освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков, которая будет способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Для осуществления данного проекта школа располагает следующей материальной и методической базой:
1. Материалы и экспонаты школьного комплексного музея;
2. Исследовательские работы творческого объединения краеведов школы.
4. Связь со школьными музеями района.
5. Социальные связи: Дом культуры п. Юловский; поселковая библиотека.
Этапы реализации проекта.
Организационный этап
1.Создание творческой группы. Знакомство с обязанностями каждого из группы, определение их деятельности.
2. Определение направления краеведческой работы и способов достижения предполагаемой цели. Выбор проблемы.
3.Обсуждение возможных источников информации.
4. Привлечение администрации ОАО “Южное”.
5. Информирование жителей поселка о проекте.
Деятельностный этап
1.Анализ воспоминаний “детей войны” из “Книги памяти”.
2. Сбор информации по военной истории поселка из различных источников (газеты “Сальская степь”, мемуары командира дивизии 51-ой армии Южного фронта Калинина Н.В.).
3. Работа творческих групп. Оформление материала для экскурсии.
4. Разработка экскурсионного маршрута “По следам войны”.
5.Отработка маршрута. Фотографирование объектов, обучение экскурсоводов.
Рабочий этап
1. Проведение классных часов, посвящённых 71 годовщине освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков на основе собранного материала в ходе исследовательской работы по проекту.
2. Проведение Вахты памяти, посвященной 71-й годовщине освобождения поселка от немецко-фашистских захватчиков.
3. Организация и проведение автобусной экскурсии “По следам войны”.
Практическая ценность проекта. Практическая ценность проекта заключается в разработке маршрута экскурсии по памятным местам поселка, который может быть востребован обучающимися школы. Реализация данного проекта позволяет обучающимся школы изучить историю своего села. Экскурсионная группа может передвигаться на школьном автобусе, делая остановки по маршруту. Материал к проведению экскурсии и презентация к проекту позволяет проводить также заочную экскурсию. Экскурсию “По следам войны” можно будет проводить ещё не один год, что позволит сохранить память о Великой Отечественной войне для будущих поколений наших земляков.
Заключение.
По завершении проекта у участников расширятся знания о военном историческом прошлом поселка, сформируется бережное отношение к историческому прошлому родного края, гордость за своих предков. Работа над проектом позволит укрепить связь поколений, по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта. Наш проект кроме познавательного, имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Итак, изучение краеведения является одним из основ для гармоничного, всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души.