Что мы можем сделать для развития национальной культуры
Что мы можем сделать для развития национальной культуры?
Автор: Guru · 13.09.2018
(384 слова) Россия – очень древняя страна, поэтому в ней необычайно развита национальная культура. Веками умельцы оттачивали свое мастерство, чтобы передать его потомкам, и сейчас мы располагаем богатейшим культурным фондом в мире. А что же мы можем сделать для его развития? Попробуем найти ответы в русской литературе.
Русский человек издавна славился талантом. Недаром наши специалисты ценятся во всем мире. К примеру, в книге Н. С. Лескова «Левша» главный герой смастерил такую диковину, что его даже послали за границу, дабы показать достижение всему миру. Тульский мастер и его команда подковали блоху, не имея никакой специальной техники, даже микроскопа. Казак Платов даже не понял, что сделали творцы, настолько тонкая была у них работа! Тогда император понял, что его народ может дать фору англичанам, которые так поразили его своими инновациями. Он послал умельца в Англию, и там иностранцы приложили все усилия, чтобы удержать Левшу. Дали жену, пообещали хороший заработок и отличные условия труда, но наш соотечественник был непреклонен: он хотел вернуться на родину. Именно здесь герой хотел творить дальше. Как видно, русский народ отличают смекалка и одарённость, поэтому он способен существенно обогатить не только свою, но и мировую культуру результатами своего труда. Упорство и вдохновение помогают нам создавать шедевры без привлечения технологий и финансов.
В рассказе И. С. Тургенева «Певцы» герои состязаются в пении. В трактире собрались все окрестные люди, даже знатный рассказчик зашёл посмотреть, как народ развлекается. Первым пел явный фаворит зала — рядчик. Он пел чисто и звонко плясовую песню, под которую все начали танцевать и веселиться. Многие уже успели присудить ему первенство. Но как только запел Яшка, все слушатели замерли. Он пел заунывную и грустную песню, но она потрясла гостей, добравшись до глубины души. Каждый прочувствовал настроение мелодии, хоть пел выступающий надтреснутым голосом. Конечно, победу присудили второму. Он сумел вложить сердечный пыл в песню. Таковы многие русские исполнители. Они нередко страдают в технике исполнения, но наполняют песню глубоким содержанием. Голосом говорит душа. Такое выступление нельзя забыть. Недаром наши певцы, например, Прохор Шаляпин, стали известны на весь мир, обогатив нашу общую культуру.
Таким образом, мы имеем прекрасное культурное наследство, которое можем пополнять, используя навыки и таланты, передающиеся из поколения в поколение. Мы можем создавать инновации и произведения искусства, как Левша, можем мастерски передавать эмоции и мысли в песнях и актерской игре, как Яшка Турок. Все эти дарования предки завещали нам, и теперь пришел наш черед готовить наследство для потомков.
«Что мы можем сделать для развития национальной культуры?
» так : Необходимость развития национальной культуры
Казалось бы, что может для этого сделать простой гражданин?
из нас способен оказать большое влияние на развитие национальной культуры.
временем меньше ценится фольклор, забываются народные песни.
школьникам во время самодеятельности предлагают подготовить номер.
подготовить то, что характерно для русской культуры?
Часто люди собственными руками портят культурное
Например, обрисовывают памятники, рушат исторические дома.
касается фольклора, то он, наверное, самое большое достояние нашей культуры.
нем собрана вся мудрость русского народа.
Его необходимо собирать, записывать,
сохранять и делиться со следующими поколениями.
Если бы каждый из нас с большим
уважением относился к понятию национальной культуры, то вопрос о ее сохранении
не стоял бы так остро.
Помогите написать мини сочинение на тему мой автопортрет?
Помогите написать мини сочинение на тему мой автопортрет.
Помогите написать мини сочинение на тему война?
Помогите написать мини сочинение на тему война.
Помогите написать мини сочинение на тему : если бы я была волшебницей?
Помогите написать мини сочинение на тему : если бы я была волшебницей.
Сочинение на тему что мы можем сделать чтобы наш мир стал лучшее))) Помогите плиз?
Сочинение на тему что мы можем сделать чтобы наш мир стал лучшее))) Помогите плиз.
Ребят помогите написать совсем небольшое сочинение на тему «Культура речи» пжлл?
Ребят помогите написать совсем небольшое сочинение на тему «Культура речи» пжлл.
Помогите срочно написать сочинение рассуждение на тему (экология культуры)?
Помогите срочно написать сочинение рассуждение на тему (экология культуры).
Народная культура: понятие, признаки, примеры, отличия от национальной культуры
Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.
Что такое народная культура?
Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.
Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.
Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.
Признаки и примеры народной культуры
Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.
Как появляется народная культура?
Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.
Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.
Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.
Значение народной культуры
Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.
Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.
Отличия народной от национальной культуры
Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.
Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.
Заключение
Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.
Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».
Национальная культура
Понятие «национальная культура» очень сложное и многогранное. Если же говорить коротко, то она представляет собой комплекс определенных материальных и духовных ценностей отдельного народа, которые сформировались под воздействием социальных аспектов и факторов окружающей среды.
Чтобы лучше понимать понятие национальной культуры и ее роли в развитии традиций и духовности отдельных наций, стоит детальнее изучить этот термин, а также рассмотреть факторы, влияющие на него.
Что такое национальная культура
Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).
Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов
Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.
При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.
История и содержание термина
Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.
Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:
В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).
Нация и национальность
Ученые считают все национальные культуры равноценными, ведь каждая из них по-своему неповторимая, со своими уникальными традициями, чертами и элементами. При этом культуры разных этносов сосуществуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на развитие (рисунок 3).
В этом смысле самым древним слоем национальной культуры считается этническая. Именно она несет в себе традиции и обычаи предков, которые являются своего рода символами и объединяют представителей одного этноса по принципу близкого кровного родства. При этом понятия нации и национальности имеют существенные различия, хотя по многим критериям и схожи между собой.
Нация представляет собой общественную единицу. Фактически, это собирательный образ для индивидов, проживающих на территории одного государства. Нация формируется на основе нескольких народов и этносов, образующих государство. При этом их национальные традиции постепенно меняются под воздействием друг друга, формируя понятие национальной культуры. Понятие национальности тесно связано с нацией. С научной точки зрения этот термин означает процесс перехода одного или нескольких народов в нацию.
Другими словами, если какое-либо государство насчитывает много этнических меньшинств, будет неправильно называть их отдельными национальностями.
Нация и этнос
Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).
Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.
Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.
К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.
Нация и язык
Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.
При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.
Основные компоненты национальной культуры
Национальная культура включает несколько отличительных компонентов, которые и отражаются на ее основных чертах. В первую очередь принято рассматривать духовный аспект, включающий в себя язык, религию, нравственные нормы и художественные обычаи и культуру.
Однако не стоит забывать и о социально-политическом и материалом компонентах, которые играют важную роль в формировании национальной культуры вне зависимости от внешних факторов и исторического периода. В последнее время важная роль отводится и так называемому современному компоненту, который имеет свои особенности. В данном случае создается определенное состояние, противоположное традиционному. Данные тенденции отлично просматриваются в современном обществе, когда традиции и обычаи предков постепенно уступают более глобальным нормам поведения и мышления.
Способы сохранения национальной культуры
Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире. В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира.
На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача. Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной.
Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.
Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.
Воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей
Изучив распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г., стало ясно, что обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций, предполагает приобщение детей к культурному наследию через воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ. Это направление я считаю очень важным в дошкольном образовании.
Наш маленький коллектив является крохотным макетом нашей огромной страны. Среди работников и детей нашего детского сада больше десятка национальностей. Радует, что Омская область является благополучной в межнациональных отношениях, и наша задача состоит в том, чтобы сохранить эту стабильность. Для этого мы, педагоги, совместно с родителями организуем и проводим много мероприятий, направленных на воспитание толерантного отношения к культуре, традициям людей разных национальностей.
Работа эта проводится планомерно и систематично. Я рассказываю детям о том, что у нас в Саргатском живут люди разных национальностей, и у каждой своя культура, свои обычаи, свои особенности. Каждый народ старается сохранить свою культуру, сберечь ее, и передать своим детям и внукам. И, соответственно, каждый представитель любой национальности обязан уважать культуру других народов. А для этого нужно иметь представление о людях, проживающих с нами рядом, об их обычаях и национальных особенностях.
Устраивая различные мероприятия, я приглашаю родителей наших воспитанников, где они являются не только зрителями, но еще активными участниками. Вместе с детьми и родителями мы обыгрываем различные роли в спектаклях, учим играть в народные игры. Проводили мы развлечение «На полатях». Взрослым я раздала распечатанный текст песен. Родители и дети пели народные песни по очереди. Это было своеобразным соревнованием, в котором не было победителей. Просто всем было весело. Такие встречи сближают нас, делают роднее. А еще в такой неформальной обстановке порой решаются очень серьезные проблемы.
Хочу привести пример мероприятия, в ходе которого мы познакомили детей с некоторыми национальностями, проживающими в нашем поселке. Чтобы дать знания детям о культуре и особенностях быта казахов, воспитатель подготовительной группы, казашка по национальности, пригласила дошколят в гости к своим родителям, там их познакомили с некоторыми обычаями, национальными костюмами, казахской кухней. Дети имели возможность увидеть, как живет этот замечательный народ, потрогать руками казахские национальные коврики, покрывала, посидеть за низеньким обеденным столом, и не по рассказам, а наяву узнать о гостеприимстве этого народа.
Чтобы получить более полную информацию о культуре других народов, мы водили ребят в музей, библиотеку. Я разучила со своими воспитанниками цыганский танец, русские народные песни, мы слушали музыку разных национальностей, (ее я записала на диск) сравнивали ее, обсуждали, знакомились с различными играми. После всей предварительной работы, мы провели праздник «Дружбой народы сильны». Дети читали стихи армянских, латышских поэтов, исполнили театрализованную постановку украинской народной сказки «Колосок», поиграли в казахскую народную игру «Тюбетейка – невидимка». Наше мероприятие украсила выставка, на которой были представлены предметы быта национальностей, проживающих в Омской области. Дополнили выставку книги и детские рисунки. Я сшила украинские цыганские, казахские, костюмы, поставила хореографическую композицию «Большой хоровод». Дети с удовольствием надевали костюмы, участвовали в празднике, рассматривали выставку. Им было интересно узнать новое о людях других национальностей.
После этого мероприятия я написала статью в местную газету, в которой опубликовала интервью, взятое у людей разных национальностей об их отношении друг к другу. У всех было одно желание – сохранить дружбу и жить в мире. Я продолжаю знакомить жителей района с мероприятиями, проводимыми в нашем детском саду. Регулярно я пишу статьи патриотического характера и через газету приглашаю на совместные праздники.
Мы воспитываем в своих детях интерес и уважение к людям разных национальностей, и это позволяет нам жить в мире. Для нас очень важно, какими вырастут наши дети, а значит, какой будет наша страна. Мы хотим мира и стабильности, для этого новое поколение мы учим беречь этот мир.
Мы сами являемся патриотами своей страны и делаем все возможное, чтобы следующее поколение так же горячо любило свою Родину. С тревогой мы наблюдаем за событиями в мире. Чтобы не допустить межнациональных конфликтов в нашей стране, мы беседуем с ребятишками о том, что нужно сохранять мир и дружбу между народами.
Важность приобщения детей к культурному наследию нашей многонациональной страны бесспорна. Думаю, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, знающими свою культуру, и имеющими представление о культуре других людей, живущих рядом с нами, что в дальнейшем будет способствовать укреплению межнациональных отношений и уважению друг к другу.
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов» Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов».
Приобщение детей к традициям и культуре русского народа средствами музейной педагогики Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего.
Приобщение к культуре и традициям русского народа средствами театрализованной деятельности. овольно не просто объяснить детям, что такое русские традиции. Поэтому с начало, я решила познакомить с русскими фольклором: сказками,.
Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре родного края через изготовление книжек-малышек по русским народным В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации должна быть отражена региональная специфика.
Воспитание в разных типах семей Доклад Тема: «Воспитание в разных типах семей» Подготовила: Умришова М. А. 2016г План: ВВЕДЕНИЕ …. …. …3.
Выступление на семинаре «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям разных народов» Выступление музыкального руководителя на семинаре по теме «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям различных национальностей».