Что мы можем сделать для развития культуры

Что мы можем сделать для развития национальной культуры?

Автор: Guru · 13.09.2018

(384 слова) Россия – очень древняя страна, поэтому в ней необычайно развита национальная культура. Веками умельцы оттачивали свое мастерство, чтобы передать его потомкам, и сейчас мы располагаем богатейшим культурным фондом в мире. А что же мы можем сделать для его развития? Попробуем найти ответы в русской литературе.

Русский человек издавна славился талантом. Недаром наши специалисты ценятся во всем мире. К примеру, в книге Н. С. Лескова «Левша» главный герой смастерил такую диковину, что его даже послали за границу, дабы показать достижение всему миру. Тульский мастер и его команда подковали блоху, не имея никакой специальной техники, даже микроскопа. Казак Платов даже не понял, что сделали творцы, настолько тонкая была у них работа! Тогда император понял, что его народ может дать фору англичанам, которые так поразили его своими инновациями. Он послал умельца в Англию, и там иностранцы приложили все усилия, чтобы удержать Левшу. Дали жену, пообещали хороший заработок и отличные условия труда, но наш соотечественник был непреклонен: он хотел вернуться на родину. Именно здесь герой хотел творить дальше. Как видно, русский народ отличают смекалка и одарённость, поэтому он способен существенно обогатить не только свою, но и мировую культуру результатами своего труда. Упорство и вдохновение помогают нам создавать шедевры без привлечения технологий и финансов.

В рассказе И. С. Тургенева «Певцы» герои состязаются в пении. В трактире собрались все окрестные люди, даже знатный рассказчик зашёл посмотреть, как народ развлекается. Первым пел явный фаворит зала — рядчик. Он пел чисто и звонко плясовую песню, под которую все начали танцевать и веселиться. Многие уже успели присудить ему первенство. Но как только запел Яшка, все слушатели замерли. Он пел заунывную и грустную песню, но она потрясла гостей, добравшись до глубины души. Каждый прочувствовал настроение мелодии, хоть пел выступающий надтреснутым голосом. Конечно, победу присудили второму. Он сумел вложить сердечный пыл в песню. Таковы многие русские исполнители. Они нередко страдают в технике исполнения, но наполняют песню глубоким содержанием. Голосом говорит душа. Такое выступление нельзя забыть. Недаром наши певцы, например, Прохор Шаляпин, стали известны на весь мир, обогатив нашу общую культуру.

Таким образом, мы имеем прекрасное культурное наследство, которое можем пополнять, используя навыки и таланты, передающиеся из поколения в поколение. Мы можем создавать инновации и произведения искусства, как Левша, можем мастерски передавать эмоции и мысли в песнях и актерской игре, как Яшка Турок. Все эти дарования предки завещали нам, и теперь пришел наш черед готовить наследство для потомков.

Источник

Арт-подготовка: что нужно для культурного развития страны

Что мы можем сделать для развития культуры

Одна из важных тем сочинского инвестиционного форума — нацпроекты в сфере культуры. Как обеспечить достижение запланированных результатов в этой сфере? Какие меры поддержки необходимы региональным арт-институциям и театрам в первую очередь? И где основные источники инвестиций для осуществления преобразований? Эти вопросы были поставлены перед участниками дискуссии «Сохранить и приумножить», но их обсуждение явно не ограничится одним мероприятием.

Что мы можем сделать для развития культуры

В преддверии форума правительство обнародовало документ с целевыми показателями нацпроектов по 12 направлениям, одно из которых — культура. В числе поставленных задач — увеличение на 15% числа посещений организаций культуры и увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в этой сфере в пять раз. Все это должно быть достигнуто к концу 2024 года.

За шесть лет на федеральные проекты в рамках нацпроекта «Культура» будет выделено 113,5 млрд руб, в том числе 109,7 млрд из бюджета. Основные расходы (84 млрд) будут связаны с формированием культурной среды. В том числе сюда входит создание 39 центров культурного развития и реновация 30 уже существующих учреждений.

Также запланированы организация фестивалей детского творчества, проведение культурно-просветительских программ для школьников, создание центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, переоснащение библиотек, кинозалов в малых городах, музыкальных школ (в том числе — закупка 900 пианино отечественного производства).

Деньги и ценности

Участники дискуссии, однако, указали на ряд базовых проблем, которые необходимо решать для успешного воплощения нацпроекта в жизнь.

Что мы можем сделать для развития культуры

— Все другие национальные проекты имеют очень понятные KPI, показатели: построенные квадратные метры, рожденные дети и т.д. Но нашем случае количественные показатели не гарантируют действительного достижения тех целей, которые должны быть в разговоре о культуре, — поделился с «Известиями» режиссер, худрук МХАТ имени Горького, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков. — Мы должны каким-то образом увязать деньги, площади, оборудование с вопросами ценностей, идеологии и экспертизы. На сегодня это больной, острый и нерешенный вопрос.

По мнению Эдуарда Боякова, государству и деятелям культуры необходимо «разрабатывать экспертную систему, заниматься экспертизой культурных инициатив на очень серьезном государственном уровне, не бояться создавать индексы для оценки качества культурной среды». Документы по нацпроектам на сегодняшний день составлены без учета идеологической составляющей, указывает режиссер. И это не позволяет в полной мере оценить результат.

Успех нацпроекта во многом зависит не только от государства, но и от эффективности взаимодействия культурных учреждений с бизнесом, считает гендиректор Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфира Трегулова. По ее словам, необходимо сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования — только это обеспечит стабильное развитие и достижение поставленных президентом целей.

— Когда говорят о нацпроектах, в первую очередь подразумевают то, что финансируется из бюджета. Но сегодня в реализации важнейших культурных инициатив большую роль играют меценаты и крупнейшие компании, — подчеркнула Зельфира Трегулова в разговоре с «Известиями».

Не только государство

При этом рассчитывать на одну только на помощь государства нельзя, считает гендиректор Третьяковки: объем выделяемых из федерального бюджета средств уже несколько лет остается неизменным. По ее мнению, интенсивный рост возможен только за счет увеличения других поступлений.

Что мы можем сделать для развития культуры

— В 2014 году доля государственного финансирования в бюджете нашего музея составляла 68%, в 2018-м та же сумма — это только 32% нашего бюджета. Остальное — заработанные и привлеченные от спонсоров средства. А пополнение коллекции музея последнее время идет почти исключительно за счет меценатов, — подчеркнула Зельфира Трегулова. — К счастью, большинство музеев уже поняли, что надо двигаться в этом направлении. И не стоит думать, что Третьяковке помогают «по звонку сверху» — если эта схема когда-то и работала, то сейчас такого уже нет. Мы точно так же учимся взаимодействовать с бизнесом и частными коллекционерами, как и остальные арт-институции.

Таким образом, реализация нацпроекта уже стартовала, и дискуссия в рамках сочинского инвестиционного форума, объединившая представителей правительства РФ, руководителей культурных институций и благотворителей, призвана помочь в координации усилий и наметить пути взаимодействия всех участников процесса.

Источник

Роль культуры в жизни человека

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Роль культуры в жизни человека»

3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………. …..9

Одной из актуальных тем, на мой взгляд, является тема «культура и личность». В современном обществе два этих понятия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, культура формирует личность, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Цель данной работы – показать её актуальность и доказать важность присутствия в жизни любого человека такого понятия как «культура».

Задачи данной работы – разобраться и изучить такие термины, как «личность» и «культура» и выяснить, какую роль играет культура в становлении личности.

Все знания, приобретенные в итоге прочтения данной работы, помогут каждому человеку в дальнейшем саморазвитии, многих заставят пересмотреть своё отношение к культуре. Ведь для того, чтобы стать интересной, разносторонней, умной, грамотной и культурной личностью в современном обществе, необходимо уважать, понимать культуру и хоть немного приобщаться к ней.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [3; с.11-14]

«В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» [2; с 22]

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).

Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни» [1; с 7].

Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше. [3; с. 14-16]

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.

Общая психологическая структура личности

Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

3.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества.

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].

Искусство — как часть духовной культуры

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям. [5]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *