Что мы ищем в художественных произведениях
Что мы ищем в художественных произведениях
Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги. Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.
Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.
Эмпатия
Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.
Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.
Образное мышление
В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.
Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.
Культурные коды
История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.
Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.
Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.
Словарный запас
Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.
Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.
В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.
Терапия
В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.
Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
Что мы ищем в художественных произведениях
Продолжаем говорить про культуру чтения. В прошлый раз мы разбирали, как читать нон-фикшн. В этой статье расскажем про художественную литературу: как правильно читать, на что обращать внимание и как критиковать.
Художка — это настроение
Источник
Главное различие между нон-фикшн литературой и художественной — в том, что первая обучает и сообщает, а вторая создает настроение. Из-за этих различий авторы по-разному используют литературный язык.
Ученый же ценит в словах точность значений. Логика научного текста стремится к идеалу ясности и однозначности. Художественный текст основан скорее на подразумеваемом, чем на сказанном. Вот почему для качественного чтения художественной литературы абсолютно другие правила.
Правила чтения художественной литературы
Сформулировать правила для художественных книг попробовал американский философ и преподаватель Мортимер Адлер, автор книги «Как читать книги». Вот они.
1. Не пытайтесь найти «основную мысль»
Школьная привычка, от которой невероятно сложно избавиться, — везде искать «основную мысль». На самом деле, если вы прочитали хотя бы с десяток художественных текстов, то можете заметить: они не являются в первую очередь дидактическими. Ни одно великое произведение нельзя свести к подслащенной морали, как пытаются нас убедить. И если «Гроздья гнева» — это хорошая литература, она останется таковой, несмотря на отношение общества к тем идеям, которые она проповедует.
2. Не ищите термины, утверждения и аргументы
Все эти средства относятся к логике, а не к поэзии. Они свойственны научным текстам, но абсолютно чужеродны в том случае, если язык является средством выражения чего-то непередаваемого — то есть когда он используется творчески. Как говорит Марк Ван Дорен, «высказывание в поэзии и драме — одно из самых непостижимых средств».
3. Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости
Ещё много веков назад Аристотель заметил, что «стандарт правильности не одинаков в поэзии и в политике», или, если на то пошло, — в физике и психологии. Искажение фактов и неточности недопустимы в нон-фикшне, а вот в художественной литературе вполне возможны, если рассказчику удастся сделать это правдоподобно.
Как анализировать художественные книги
Итак, вы открыли художественную книгу. Возможно, вы только начинаете её читать или уже закончили. Попробуйте разобрать текст следующим способом.
1. Определите жанр
Что перед вами: детектив, фэнтези, семейная сага? У каждого жанра есть свои законы, поэтому хорошо бы узнать, как автор с ними обращается: например, классический ли у него детектив, в стиле Агаты Кристи, или он напрочь нарушает все правила? Сейчас многие жанры мутируют, из-за чего появляются новые интересные гибриды. Так, например, возник автофикшн — в этом жанре написана «Сага об угре» Патрика Свенссона и «Прощание» Карла Уве Кнаусгора. Так что жанр — то, о чем важно помнить.
Сага об угре
2. Перескажите сюжет и суть
Источник
Важно сделать это с помощью одного-двух предложений. Иногда книга настолько запутанная и непоследовательная, что вы не можете понять её сюжет и разобраться со смыслом. А иногда вы — бац! — упустили что-то важное. Постарайтесь сформулировать содержание как можно яснее. Кстати, вот вам интересный пример: переводчик Анастасия Завозова каждый год составляет списки прочитанных ею книг и пишет краткую аннотацию к каждой (вот список за 2019 год). Получается очень метко и подробно.
3. Посмотрите на героев
Обратите внимание на то, как изображены герои: реалистично или же, наоборот, очень схематично, карикатурно или вопиюще неправдоподобно. Герои могут быть срисованы с реальных людей: это тоже дает пищу для размышлений. Например, автор книги «Запахи чужих домов» Бонни-Сью Хичкок родилась и выросла на Аляске, а затем перенесла персонажей в эту суровую местность.
После неё единственным выжившим оказался девятилетний мальчик из Нидерландов: подобную историю Наполитано и рассказывает в своей книге. Разузнав реальную биографию персонажей, можно понять, как автор работает с материалом.
4. Рассмотрите художественный мир
Источник
Как мы уже говорили, главное в художественной книге — не факты, а настроение. Мир, который создает автор, должен быть максимально правдоподобный, даже если речь идет о магах, феях или инопланетянах. Не зря же эпопея о Гарри Поттере собрала столько фанатов: каждая деталь в ней выглядит логично. Попробуйте оценить, насколько вы прониклись Вселенной, созданной писателем.
5. Познакомьтесь с автором
Тут вроде бы все понятно: автор — личность ключевая для понимания книги. Это может быть дебютант или, наоборот, мастер, который уже не первый год в деле. Обратите внимание на биографию автора: возможно, она связана с темой книги. Например, книга «Замок из стекла» Джаннет Уоллс основана на реальных событиях, которые происходили в жизни автора. Это тоже влияет на восприятие текста.
6. Узнайте про перевод
Источник
Почему важно смотреть, кто переводил книгу? Потому что перед вами может быть отличный роман, который приятно читать, но который при этом ничуть не похож на оригинал. Так было, например, с романом Донны Тартт «Маленький друг», который в 90-е годы выглядел совершенно иначе, чем сейчас. Это был очень гладкий, приятный текст, который сыскал своих фанатов. Но когда его начали сопоставлять с оригиналом, оказалось, что Тартт создала совершенно другую книгу — неуютную, тяжелую — что видимо, сподвигло переводчика подредактрировать стиль.
А переводом книги «Пираты Ледового моря» занималась Ольга Мяэотс — литературный критик, переводчик с английского, шведского, немецкого и норвежского языков, заведующая отделом детской книги Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Ольга сохранила скандинавский колорит, сделав его понятным и близким русским читателям. Так что гуглите имя человека, который переводил текст, и смотрите, с какими произведениями он работал.
7. Изучите стиль и ритм
Мы любим художку за язык, стиль, ритм — всё это помогает нам прочувствовать текст наиболее полно. Важно понимать, что язык — это инструмент, который автор использует целенаправленно. Например, нашумевший роман Салли Руни «Нормальные люди» написан максимально просто — языком онлайн-переписок, которые сегодня составляют большую часть нашей жизни. А вот роман «Воздух, которым ты дышишь» Франсиш ди Понтиш Пиблз о музыке и жаркой Бразилии звучит цветисто, напевно, будто мелодия — всё это работает для создания особой атмосферы.
8. Посмотрите на верстку, обложку и иллюстрации
Источник
Важные детали, которые часто упускает читатель. Обложка и иллюстрации — это не просто декоративные части, а важные смысловые штуки. Например, обложка нашего романа «Беспокойные» Лизы Ко очень понравилась самой писательнице, которая увидела в ней отражение того, что она хотела сказать в романе.
9. Определите структуру
Структура романа может быть разной: она может быть последовательной и рассказывать историю хронологически правильно. Иногда мы можем узнавать развязку в самом начале, а затем нам описывают предысторию. Бывает, что главы скачут хаотично: из прошлого — в будущее, а по дороге заворачивают ещё куда-то. Например, в романе «История пчел» Майи Лунде каждая глава переносит нас в определенную историческую эпоху, показывая тем самым, как события из прошлого влияют на наше будущее. А в книге «Милый Эдвард» повествование происходит в двух временах: до авиакатастрофы и после неё. И это тоже прием.
10. Изучите контекст
Романы выходят не просто так: иногда на это влияют исторические события, иногда — социальная повестка, порой — перемены в культурном мировоззрении. Поэтому выход каждой книги важно рассматривать в контексте: так становится понятнее, почему, к примеру, стало больше книг, написанных женщинами или популярность романов для подростков.
Как правильно критиковать: 5 важных вопросов
Вы прочитали книгу, проанализировали и поняли: нет, что-то не то. Как быть? Попробуйте вообразить себя критиком. К сожалению — или к счастью, — в мире не существует четко установленных и согласованных правил литературной критики. Есть лишь примерные схемы, которые можно легко видоизменять. Поэтому, чтобы составить критическое мнение о художественной литературе, лучше задайте себе несколько вопросов.
Чем лучше вы сможете осознать причины собственного удовольствия или неудовольствия от чтения литературы, тем ближе подойдете к пониманию художественной ценности литературного произведения. Постепенно вы научитесь критиковать любой текст на высоком уровне.
Кстати, если вы хотите не просто читать, но и круто рассказывать о прочитанном, приходите в нашу Школу книжного блогера. Она бесплатная. Научим рассказывать о книгах, делать атмосферные фото и продвигать свой книжный блог в Инстаграме. Поделимся тем, как сами в МИФе пишем о книгах, отдадим самое ценное: свой опыт и лайфхаки.
Чем полезна художественная литература: 4 причины читать романы, сказки и стихи
Мы всё чаще отдаем предпочтение нехудожественным книгам: за пять лет продажи научпопа выросли на 80%. Какой прок от беллетристики, если это всего лишь плод чьего-то воображения? Люди часто воспринимают фикшн как легкий развлекательный формат, что-то второстепенное и даже глупое. Но не погорячились ли мы, списав со счетов целый пласт культуры? Объясняем, почему не стоит недооценивать литературу и как она помогает читателям занимать свое место в обществе, проходить психотерапию и избавляться от стресса.
Зачем писатели сочиняют
Для начала разберемся, для чего авторы вообще создают свои тексты. Джордж Оруэлл в эссе «Почему я пишу» приводит четыре своих личных мотива. Вероятно, многие другие литераторы подписались бы под его словами.
1. Чистый эгоизм
Многим знаком зуд творческих амбиций, желание всех превзойти, а порой стремление доказать другим, что ты лучше, чем они думают. Неудивительно, что многие книги оказываются плодом такого тщеславия. По легенде, первый роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» Агата Кристи написала на спор: ее старшая сестра утверждала, что детектив — слишком сложный жанр.
2. Эстетический экстаз
Формула «искусство ради искусства» работает и в литературе: писатель может писать ради собственного эстетического наслаждения. Ему могут доставлять удовольствие попытки выразить красоту мира.
Марсель Пруст в цикле «В поисках утраченного времени» рассуждает об эстетике и творческом методе. В романе «В сторону Свана» рассказчик с детства хотел быть писателем. Попытки придумать произведение на философскую тему его утомляли, а вот описание своих вовсе не интеллектуальных, но живых впечатлений радовало и наполняло его.
Так и Пруст стремился вовлечь читателя в переживание неуловимой красоты мира. Он полагал, что главная задача творца — помочь другим переработать в подсознании впечатления жизни, чтобы получить доступ к своим чувствам. Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое.
Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора.
3. Исторический импульс
Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому. Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу (и приближавшиеся в Российской империи) революции 1830-х годов.
Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны.
Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941–1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек.
Александр Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича» стремится показать, как жили люди в ГУЛАГе на самом деле. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику. Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР.
4. Политическая цель
Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет (а по данным сервиса аудиокниг Storytel, книга на 6-м месте по прослушиванию) и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки.
Читайте также
Политический и исторический импульсы трудно разделить: редко когда автор художественной литературы станет копаться в исторических документах, чтобы написать максимально объективный учебник. История часто становится поводом поговорить о современном обществе. А иногда за исторической реконструкцией прячутся психологические или философские рассуждения.
Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль.
Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы. Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой.
Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине.
Зачем важно это знать?
Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга.
Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична. Так бывает, когда позиция автора не совпадает с вашим личным опытом или произведение не отвечает ожиданиям.
Вам кажется, что худлит бесполезен? Возможно, вы выбирали книги случайно: не все популярные или известные произведения подойдут именно вам. А вполне созвучная вашим ценностям книга, прочитанная в неподходящее время, может показаться мусором или занудством.
Выбрать «ту самую книгу» может быть трудно, но в случае с художественной литературой отбор необходим. Здесь помогут сервисы с отзывами реальных читателей, похожих на вас.
Чем полезен фикшн: мнение науки
Развиваем эмоциональный интеллект
Ученая Диана Тамир исследовала, как во время чтения работает мозг людей с различными книжными предпочтениями. Оказалось, что любители художественной литературы лучше распознают эмоции. Британский психолог Кит Оутли в 2016 году выяснил, почему так происходит.
Одной группе участников эксперимента предложили прочитать художественное произведение целиком, а другой — его краткое содержание. Люди из первой группы сильнее сопереживали персонажам.
В чем же дело? Читателям оригинального текста пришлось сопоставлять свой эмоциональный опыт с описанным в книге, самим интерпретировать прочитанное и делать выводы. Людям из второй группы просто пересказали, что чувствует героиня, избавив их от сопереживания и необходимости делать свои выводы.
Как чтение художественных книг может развивать эмпатию? Ведь так мы не взаимодействуем с реальными людьми, а просто читаем слова!
Ученая из Бостона Лиза Барретт считает, что чувства не даны нам с рождения, а приобретаются с опытом:
С точки зрения Барретт, переживание не существует без его описания. Например, однажды на свидании она вдруг почувствовала страсть к парню, к которому прежде была равнодушна: у нее разгорелись щеки, закружилась голова и появились странные ощущения в животе. Оказалось, что это была не влюбленность, а высокая температура и грипп — но из-за контекста «романтическое свидание» девушка неверно интерпретировала ощущения в теле.
Прошлый опыт, с которым мы сравниваем нынешние ощущения, изменить нельзя. Зато можно находить больше названий для различных эмоций и комплексов телесных ощущений. Эмоциональный интеллект развивается, когда в активном словаре человека становится больше слов, обозначающих переживания. Если названия эмоций ограничиваются только «печалью» и «радостью», человек хуже определяет свои чувства и менее эффективно подстраивается под разные ситуации.
Чем больше мы знаем названий эмоций, чем точнее слова соответствуют ощущениям — тем лучше мы прогнозируем и принимаем решения.
Простой способ расширить свой словарь чувств — учить новые выражения. Когда мы читаем художественную литературу, то лучше запоминаем точные формулировки, тем самым развивая эмоциональный интеллект.
А вот о том, связано ли чтение фикшна с уровнем умственных способностей, исследований немного. Ученые опросили 1000 студентов из Ганы, и 86% из них заявили, что такая связь есть. Кроме того, студенты с более высокими навыками чтения лучше воспринимали информацию и более четко и понятно выражали свое мнение.
Переживаем эмоции в безопасности
Ученые выяснили: когда мы читаем вымышленные истории, в теле возникает физиологическое возбуждение, как при любом эмоциональном всплеске. Но при этом, как заявили участники эксперимента, эмоции переживаются не так ярко, как в реальности. Получается, что благодаря литературе мы можем испытывать эмоции, но не переживать стресс.
Например, мы читаем отрывок из «Гарри Поттера», в котором Беллатриса убивает Сириуса Блэка. В этот момент мы сочувствуем Гарри, но не рвем на себе волосы от того, что жизнь так несправедлива. То есть испытываем безопасные эмоции.
А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные.
Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо. Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны.
Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали, что уровень кортизола (гормона стресса) во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации.
Помогает в психотерапии
Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.
Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж (и читатель) растет над собой и формирует новые убеждения и ценности.
Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них. Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии.
Читайте также
Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо.
Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно. В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы.
Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица.
Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща (это сама женщина), на которую злой король (ее отец) посылал заклятья. В финале крестная фея (психолог) вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда.
Приносит удовольствие и успокаивает
В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план. Читая увлекательную книгу, мы находимся в потоке. Тогда включается активная визуализация: мы отчетливо представляем всё, о чем читаем.
Поначалу чтение может казаться трудной задачей, ведь мозгу придется поднапрячься, чтобы сконцентрироваться на буквах. А когда речь идет о художке, еще и польза не очевидна и мотивации может быть недостаточно. Но если преодолеть инерцию и позволить тексту захватить воображение, мы начинаем отдыхать и получать удовольствие. Люди, которые по-настоящему кайфуют от чтения, одной из причин называют возможность отвлечься и уйти от бытовых хлопот.
Возможно, именно поэтому, несмотря на постоянный рост спроса на нон-фикшн, художественная литература всё еще популярна среди читателей. По словам Дмитрия Яронова, директора по маркетингу департамента художественной литературы издательства «АСТ», фикшн занимает около 21% рынка, а прикладная — всего 13,5%. Больше всего читают современную прозу, а также фантастику и фэнтези — жанры, которые, возможно, лучше других помогают забыть о реальности.
Сергей Лавлинский, доцент РГГУ, филолог и литературовед:
«Литература дает человеку возможность посмотреть на мир с разных точек зрения, обнаружить в себе что-то новое. В чужом обнаруживаешь свое, а в своем — чужое. Во время чтения читатель сотворит с автором».
Чтение художественной литературы — творческий процесс. Потребление нон-фикшна можно сравнить с лекцией эксперта, на которой мы только сидим, слушаем и запоминаем. А художественное произведение больше напоминает семинар, где можно прислушиваться к разным мнениям, принимать разные стороны, дискутировать и задавать вопросы, размышления над которыми принесут плоды и после того, как книга будет прочитана.