Что мы имеем ввиду когда говорим о конфликтной личности
Конфликтная личность и типы конфликтных личностей
Прежде чем перейти к типологии конфликтных личностей следует рассмотреть само понятие «конфликтная личность». Чем характеризуется конфликтная личность? И какие особенности поведения конфликтной личности?
Понятие конфликтной личности
Конфликтная личность — это человек, инициирующий и продуцирующий повышенное количество конфликтов. Основной чертой характера такого человека является соответственно его конфликтность, которая определяется действием таких психологических факторов, как особенности темперамента, уровень агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также рядом социальных факторов, таких как условия жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и т.п. Можно ли изменить характер?
Характеристика конфликтной личности
Конфликтная личность зачастую очень бурно реагирует на противоположные ему мнения или высказывания, очень много говорит, и практически все разговоры с таким человеком заканчиваются выяснением взаимоотношений, а банальная беседа с ним может перерасти в горячий спор и даже скандал. Конфликтная личность во всём ищет повод для возникновения споров, его привлекают всевозможные интриги и сплетни.
Очень часто такого человека характеризуют придирчивость, скептицизм, агрессивность, негативизм, эгоцентризм и другие индивидуальные качества. При чём такие характерологические особенности конфликтной личности формируются скорее всего на фоне пережитой им в прошлом психологической травмы, последствия которой повлекли за собой конфликтные защитные поведенческие формы и проявления. Избегание конфликта и как избежать конфликта?
Типы конфликтных личностей и их характеристика
Конфликтологи выделяют 5 типов конфликтных личностей и их модели поведения:
неуправляемый тип конфликтной личности, конфликтная личность бесконфликтного типа, ригидный тип конфликтной личности, конфликтная личность сверхточного типа и конфликтная личность демонстративного типа. Самооценка мудрого поведения в конфликте. Тест
Характеристика конфликтной личности ригидного типа
Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Конфликтная личность ригидного типа с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не считаясь с их мнением. Секреты уверенности в себе
Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Не критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной проявлениям несправедливости.
Поведение конфликтной личности ригидного типа
Ригидный тип конфликтной личности можно узнать среди других по его не умению слушать и выслушивать других и это ощущается уже с первых минут разговора с таким человеком. Понять чужое мнение и принять тот факт, что оно может быть верным для него что-то из ряда вон выходящее.
Конфликтная личность ригидного типа всегда говорит то, что у него на языке, не думая о том, насколько это уместно в той или иной ситуации. Если выразить противоположное его мнению точку зрения, он скорее расценит это как обиду или как повод поссориться. Очень злопамятный человек, не умеющий следить за собственными поступками. Обида и обидчивость. Как перестать обижаться?
Неуправляемый тип конфликтной личности и его краткая характеристика
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Такая конфликтная личность отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характеризуется неуправляемый тип конфликтной личности высоким уровнем притязаний. Несамокритичен.
В своих неудачах или неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. У такой конфликтной личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
Поведение конфликтной личности неуправляемого типа
Неуправляемый тип конфликтной личности можно определить по таким поведенческим характеристикам как: неконтролируемое агрессивное поведение к окружающим, завышенная самооценка, импульсивность, непредсказуемость поступков. Соответственно в организации или коллективе к такому человеку относятся с опаской, остерегаясь его агрессии. Поэтому зачастую он изолирован, потому что пользу для обще групповой деятельности не приносит, не поддерживает ценностей группы и целей. «Когда» вместо «Если» или чем отличается мечта от цели?
Характеристика конфликтной личности сверхточного типа
Скрупулезно относится к своей работе и обязанностям. При этом придирчиво предъявляя завышенные требования как к себе так и окружающим. Как ни странно конфликтная личность сверхточного типа обладает повышенной тревожностью и чрезмерно чувствителен к деталям.
Такой человек склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. И даже может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся нанесённой ему обиды. Сильно переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь плохим самочувствием (бессонница, головные боли, неврозы и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
Поведение конфликтной личности сверхточного типа
Краткая характеристика конфликтной личности демонстративного типа
Демонстративный тип конфликтной личности всегда стремится быть в центре внимания. Любит производить хорошее впечатление на окружающих. При этом его отношение к окружающим определяется тем, как они к нему относятся. Такому человеку легко даются поверхностные конфликты. Демонстративно страдает и любуется своей стойкостью. Характеризуется данная конфликтная личность высоким уровнем притязаний и не способностью к самокритике.
Конфликтная личность демонстративного типа в отличие от других легко и хорошо приспосабливается к различным ситуациям, чувствует себя комфортно в конфликтных. Рациональное поведение выражено слабо. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. В основном избегает кропотливой и систематической работы.
Поведение конфликтной личности демонстративного типа
Конфликт — это их стихия, они, не стесняясь, выражаются в нем, не особо обращая внимание на тон своей речи или её уместность. Из незначительного спора они могут раздуть целую эпопею. В серьезном конфликте держатся крепко, мужественно. Настрой демонстративного типа конфликтной личности определяется тем, как к самому конфликту относится их оппонент.
Демонстративные типы конфликтной личности никогда не признаются даже самим себе, что часто являются источником спора, они всегда находят виновных. Такие люди постоянно окружены публикой, они любят популярность и внимание, это повышает их самооценку, греет тщеславие. Они никогда не сидят долго над одном месте и все время куда-то торопятся. Такой человек импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения.
И наконец, конфликтная личность бесконфликтного типа характеризуется
Неустойчивой оценкой в своих убеждениях и мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Конфликтная личность бесконфликтного типа излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Зачастую даже не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. Что отталкивает людей в межличностных отношениях?
Поведение конфликтной личности бесконфликтного типа
Отличается от других тем, что в начале любой конфликтной ситуации старается избежать её или переложить свою ответственность за её начало на кого-то другого. Такой тип конфликтной личности легко поддается внушению, его нетрудно заставить сменить свое мнение, поскольку он сильно принимает во внимание мнение окружающих. Свои решения принимает, не глядя на их перспективу в будущем, не задумываясь о последствиях.
Характеристика и типы конфликтной личности
К сожалению, нам регулярно приходится сталкиваться с конфликтными людьми. Давайте разберёмся, какие черты делают личность конфликтной, почему это происходит, а также обсудим основные типы конфликтных личностей. Зная, что именно порождает конфликт во взаимоотношениях с ними, будет легче его предотвратить.
Чтобы научиться находить подход к каждому человеку и общаться с кем угодно, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».
Излишняя требовательность и придирчивость
Личности, склонные к конфликтам, как правило, чересчур требовательны к другим людям и не готовы прощать им маленькие недостатки.
Поскольку никто из нас не идеален, такая придирчивость порождает огромное количество претензий и замечаний. Возникает конфликт.
Бескомпромиссность
Конфликтная личность не готова идти на уступки. Даже если такой человек понимает, что он не прав, он будет стоять на своём. Конечно же, это приведёт к конфликту.
Для гармоничных отношений нужно уметь вести аргументированную полемику, а не просто с пеной у рта защищать свою позицию.
Даже если оппонент готов немного уступить и сгладить конфликт, такая личность ведёт себя бескомпромиссно, что только подливает масла в огонь.
Импульсивность
Если человек не умеет держать себя в руках, вокруг него всегда будет рождаться множество конфликтов. Неконтролируемые эмоции, крики, оскорбительные высказывания – ну как тут не конфликтовать?
Импульсивный человек, как комната с хорошей акустикой: любой еле слышный шорох он превращает в громыхание. Также пустяковый повод он сможет превратить в настоящий скандал.
Низкий уровень эмпатии
Но импульсивность не означает умение прислушиваться к чужим эмоциям. Даже наоборот. Конфликтная личность слышит только себя и мало способна к эмпатии.
Из-за непонимания эмоций собеседника, такой человек может сказать что-то «взрывоопасное» или просто вызвать агрессию своим равнодушием. В любом случае обстановка накаляется.
Завышенная самооценка и самовлюблённость
Конфликтная личность также, как правило, обладает завышенной самооценкой. Ставя себя выше других людей, переоценивая собственную значимость, человек вызывает негативные эмоции и провоцирует конфликт.
Нередко такие самовлюблённые люди берут на себя задачи, которые они не в состоянии выполнить, плохо с ними справляются, но не замечают этого и сохраняют убеждённость, что всё сделали хорошо. Это вызывает негодование.
Очень важно уметь признавать свои ошибки, но у людей с завышенной самооценкой это плохо получается.
Склонность к сплетням
Люди, распускающие слухи, – это настоящие генераторы конфликтов. Обсуждение других людей за спиной зачастую приводит к междоусобицам в коллективе. Сплетники заставляют других людей ссориться, да и сами не прочь потрепать нервы кому-нибудь.
И даже если человек не распространяет сплетни, а только слушает их и верит им, всё равно вероятность возникновения конфликта возрастает. Появляются недомолвки, необоснованные подозрения. Когда-нибудь это скрытое недовольство обязательно выльется.
Нетерпимость к оппозиции
Конфликтные личности не выносят чужих точек зрения. Любое противоположное мнение должно высмеиваться или хотя бы игнорироваться. Мир может быть только таким, каким они его видят. Не иначе.
Такая косность заставляет враждовать даже тогда, когда разница во мнениях некритична и можно было обойтись без конфликтов: несовпадение точек зрения – это не проблема само по себе. Но нет, человек, который не выносит оппозицию, сумеет сделать любое мелкое противоречие поводом для ожесточённой ссоры.
Желание спорить ради спора
Многие слышали, что в споре рождается истина. Это действительно так, когда речь идёт о конструктивном споре. Аргументы, контраргументы, беспристрастность, желание не просто показать себя, а определить, кто действительно прав – это всё может привести к истине. Но конфликтные личности не нуждаются в этом.
Они хотят спорить для того, чтобы спорить. Им нравится сам процесс. Они торжествуют, когда вымотавшийся собеседник просто машет на них рукой и отказывается принимать участие в словесной перепалке. Истины такие люди в споре родить не сумеют, зато конфликтов будет хоть отбавляй.
Неадекватное восприятие критики
Критика – это катализатор развития. Зная свои недочёты и слабые места, мы можем начать работу над ними и стать лучше. Но, к сожалению, не все придерживаются такой позиции.
Конфликтная личность воспринимает любую критику в штыки. Даже обоснованную и направленную на то, чтобы помочь. Поэтому любое замечание в адрес таких людей запускает процесс формирования конфликтов и распрей.
Это были общие характеристики, которые делают личность конфликтной. Теперь давайте рассмотрим типологии конфликтных личностей.
Типология конфликтных личностей
Всего можно выделить 5 типов. Рассмотрим каждый из них.
Демонстративный тип
Он хочет хорошо выглядеть и быть в центре внимания. Любит провоцировать поверхностные конфликты и любоваться своими страданиями.
В поведении руководствуется эмоциями, избегает кропотливой деятельности. В конфликтах чувствует себя как рыба в воде, не пытается их сбежать, наоборот – сделает так, чтобы конфликт состоялся и на него обратили как можно больше внимания.
Ригидный тип
Отличается мнительностью и прямолинейностью. Самооценка завышена и требует постоянного подтверждения со стороны.
Редко считается с чужим мнением, игнорирует точки зрения, отличные от его собственной. Негибок.
Очень болезненно относится к критике, не выносит несправедливого отношения к себе (даже если оно только кажется ему таким). Обидчив и не любит признаваться в собственном несовершенстве.
Неуправляемый
Очень импульсивный, его поведение невозможно спрогнозировать. В неудачах обвиняет других. Часто нарушает нормы общения между людьми.
Из прошлого опыта никаких выводов не делает. Не соотносит свои поступки с глобальными целями, не умеет планировать.
Сверхточный
Завышенные требования как к окружающим, так и к себе. Скрупулёзен и придирчив, внимателен к деталям. Отличается высоким уровнем тревожности. Чувствителен к комментариям окружающих, но при этом малоэмоционален и имеет низкий уровень эмпатии.
«Бесконфликтный»
Противоречив и легко поддаётся внушениям. Зависит от мнения своего окружения, часто меняет мнение, непоследователен. Слабая сила воли, готов идти на компромисс. Не склонен к осмыслению причин своих поступков и поступков окружающих его людей.
Если вы узнали в своём собеседнике один из этот типов или одну из описанных черт – будьте осторожнее. Не поддавайтесь на провокации, старайтесь перевести конфликт в рациональное русло. Будет полезно пройти урок по предотвращению конфликтов и управлению ими.
А если вы узнали один из типов или одну из конфликтных черт в себе, постарайтесь её искоренить. Мало кто хочет иметь дело с людьми, которые провоцируют ссоры и вызывают стресс. Станете менее конфликтным – сумеете добиться большего.
Конфликтная личность
Каждому из нас на протяжении жизни приходится сталкиваться самыми разными людьми, в том числе и достаточно конфликтными. Если знать о том, что такое конфликтная личность, почему человек становится именно таким, как подобная личность формируется, будет значительно проще и взаимодействовать с людьми такого типа, и избегать конфликтных ситуаций.
Итак, разберем варианты проявления конфликтности. Как выявить конфликтную личность?
Признак 1 — придирчивость, требовательность
Люди, склонные к конфликтам, как правило, совершенно не готовы прощать окружающим даже маленькие промахи и недостатки. Они выискивают у близких людей даже малейшие ошибки и указывают на них. Нередко это сопровождается агрессией.
Признак 2 — бескомпромиссность
В любой ситуации конфликтная личность ведет себя бескомпромиссно. Человек не слышит доводов своих оппонентов, не желает учитывать чье-то мнение, не имеет привычки аргументировать собственные доводы.
При условии, что оппонент готов каким-то образом сгладить ситуацию, конфликтная личность не идет на это, продолжая раздувать конфликт и усугублять его.
Признак 3 — импульсивность
Неумение держать себя в руках опять же указывает на то, что вы имеете дело с конфликтным типом личности и в будущем рискуете нарваться на серьезные неприятности.
Признак 4 — низкий уровень эмпатии
Если личность импульсивна, это отнюдь не означает, что человек не слышит других. Напротив, он очень хорошо их слышит и даже понимает, однако осознанно делает так, чтобы вывести людей на эмоции. Такого человека нельзя назвать неуправляемым — он внимательно подмечает нюансы общения, выискивает поводы для создания конфликтной ситуации и успешно их находит.
Для такого человека не нужны какие-то проявления агрессии со стороны других участников общения, он создает их сам, создавая конфликтные ситуации. Он может проявить агрессию в общении с другими или же дать повод для образования подобной ситуации просто своим молчанием или равнодушием.
Признак 5 — самовлюбленность
Конфликтные личности, как правило, очень любят себя самих. Эта черта характера присуща эгоистам, которые обычно и превращаются в людей, склонных к конфликтам.
Они в значительной мере переоценивают свои личностные качества, считают себя умнее, достойнее других, в результате чего и конфликтуют с другими людьми. Подобные личности склонны к тому, чтобы унижать других, преуменьшать их достижения и успехи. Часто они вызываются выполнить серьезные и сложные задачи, которые по факту выполнить не в состоянии. В результате задача остается не выполненной, но конфликтная личность полностью уверена, что правилась с ней и негодует, если указывают на ошибки.
Признак 6 — сплетничество
Еще одна характеристика конфликтной личности — склонность к сплетням. Человек либо сам распускает сплетни, либо слушает других сплетников. В любом случае это рано или поздно приводит к тем или иным конфликтным ситуациям.
Человеку, который живет своей жизнью и обладает позитивным мышлением, некогда заниматься чужой жизнью, слушать и разносить сплетни. Но это — не о конфликтной личности. Конфликтный человек ищет повод для негатива везде, используя для этого даже необоснованные слухи. Таким образом он оказывает влияние на атмосферу в коллективе, создавая ссоры.
Признак 7 — нетерпимость к мнению оппонентов
Еще один фактор, на который стоит обратить внимание, — нетерпимость к чужим точкам зрения. Такое поведение также присуще людям с конфликтным типом личности.
По сути, ситуация может сложиться таким образом, что несовпадение точек зрения будет не критичным, однако люди определенного склада могут и на такой почве раздуть серьезный конфликт даже в том случае, если оппонент всячески старается сгладить углы и погасить конфликт.
Признак 8 — заядлый спорщик
Конфликтные личности очень любят спорить. Они спорят не для того, чтобы в споре выяснить истину, не ищут взаимодействия и точек соприкосновения с оппонентами. Они спорят просто для того, чтобы спорить и вызывать негативные ситуации.
Спорить с ними практически бесполезно, для них само понятие спора выглядит иначе: они просто пытаются убедить других в своей правоте, даже если нет никаких аргументов в пользу этой точки зрения. Предрасположенность к такому поведению бывает заметна даже в раннем возрасте.
Признак 9 — неадекватное восприятие критики
Конфликтные личности практически не могут воспринимать даже малейшую критику. Они не способны найти в критических замечаниях конструктивное зерно и использовать его на пользу.
Любой, кто критикует конфликтную личность, рискует немедленно нарваться на скандал, даже если критика высказана в очень мягкой форме.
В целом, можно сказать, что определений конфликтной личности достаточно много. Признаки, которые были приведены выше, однозначно указывают на то, что человек достаточно конфликтен, и в общении с ним могут возникнуть серьезные сложности.
Конфликтная личность — всегда серьезная головная боль для коллег и работодателей. Тем не менее, если сам человек понимает, что он достаточно конфликтен, и готов работать над собой, то есть вероятность изменить свои поведенческие особенности, оказать влияние на развитие своей личности, измениться. Со временем проявления конфликтности могут сходит на нет, и человек сможет стать более успешным в социуме.
Таким образом, стоит обратить внимание на выше приведенные признаки, постараться обнаружить их и в себе, и в окружающих. Если окружающие вас люди имеют такие черты, то будьте готовы к тому, что в общении с ними могут возникнуть определенные сложности. Если вы обнаружили подобные черты в себе — начинайте меняться как можно раньше. Распознавать людей в первые секунды общения, определять их истинные эмоции по микровыражениям лица и предсказывать их поведение поможет курс Викиум «Профайлинг».
Как определить конфликтных людей?
Наверное, каждому человеку приходилось в своей жизни сталкиваться с конфликтными ситуациями. Но все люди относятся к таким моментам по-разному. Кто-то вступает в споры, а другой, наоборот, проигнорирует и не даст развитие негативным эмоциям. Какими чертами наделена конфликтная личность? Какие типы таких людей бывают и как определить собственную степень конфликтности?
Общие понятия
Интегральное свойство, которое отражает частоту участия в межличностных раздорах, характеризует способность человека к провокациям негативных ситуаций. При высоких показателях индивид становится практически постоянным инициатором напряжений в отношениях с окружающими. Причем это происходит независимо от того, были ли предпосылки для возникновения проблемных обстоятельств.
Все конфликтные люди делятся на определенные типы. В этой статье они будут кратко описаны.
Известно, что темперамент у каждого человека свой, и он тоже относится к тому или иному типу. Например, холерический. Эти люди часто противоречивы в своих решениях. Они наделены подвижной и неустойчивой нервной системой. Однако холерики способны как к быстрому возбуждению, так и к скорому охлаждению эмоций. Это, своего рода, конфликтные люди, которые легко переходят к неконфликтному взаимодействию.
Самооценка
Уровень притязаний в завышенной или заниженной форме тоже способствует развитию межличностных конфликтов и разногласий внутри самого человека. Если человек имеет завышенную самооценку, то окружающие реагируют на это негативно. При заниженной самооценке личность обладает такими качествами, как неуверенность, повышенная тревожность и избегание ответственности. Понятно, что при таких характеристиках в обоих случаях это конфликтные люди для социума.
Уровень притязаний оказывает влияние на идеальную перспективную цель, на ее выбор и очередное действие, а также на уровень самооценки личности.
Описание первых трех видов
Поведенческие характеристики, которыми описаны конфликтные люди в психологии, бывают следующих типов:
Описание других двух типов
Проявление в социуме
Практика показывает, что конфликтный человек в коллективе – это всего 1-3 % от общего числа людей. Но он способен создать весьма большое число затяжных споров. Часто необходимость общаться и работать с такой личностью может создать ситуацию сущего ада. В принципе, все люди в той или иной степени конфликтны. Поэтому, для науки психологии очень важно владеть способами прогнозирования и регулирования ситуаций разногласия. Понимая, как определить конфликтного человека, можно предотвратить или сгладить провоцируемые им ситуации в коллективе. Ведь от этого зависит производительность труда, качество продукта и доход предприятия.
Не секрет, что есть люди, из-за поведения которых постоянно кипят страсти в коллективе. Они в любой момент способны пойти на обострение отношений, а любое малозначимое событие оценивается ими с точки зрения высоких принципов.
Есть и другой тип, вечно всех подозревающий, считающий, что к нему всегда плохо относятся, склонный искать виновников своих неудач. Встречаются также импульсивные люди, жизнь которых – это непрерывная цепочка бурных эмоций, которые обрушиваются на окружающих. Бывают холодные рационалисты. В таких случаях конфликтный характер человека проявится в любой момент ради достижения своей цели. Немало среди нас людей, стремящихся к компромиссам или гасящих конфликты, хотя и не всегда могущих избежать спорных ситуаций.
Еще немного о видах
Кроме выше описанных, типы конфликтных личностей условно разбивают на две разновидности:
Для первого случая конфликтность не является свойством характера. Это просто реакция на конкретную ситуацию. На конфликт такие люди идут, если не находят иного выхода. Для второй разновидности характерно постоянное свойство конфликтности в характере и поведении.
Чтобы определить, конфликтный ли вы человек, можно пройти тестирование. Только важно честно, без тени лукавства ответить на вопросы. Эти тесты есть в интернете на специальных сайтах, посвященных психологии.
Что делать?
Если вы столкнулись с конфликтным человеком того или иного типа, важно знать как на него реагировать, что бы уменьшить вероятность развития негативной ситуации. При встрече с личностью демонстративного типа его поведение лучше игнорировать, а человека загрузить полезной, адекватной работой в изоляции.
Для противодействия ригидному типу личности необходимо использовать тактику взаимодействия через документы. Это могут быть правила, должностные обязанности и т.п. Такая личность должна находиться в определенном статусе и получить четкие документальные объяснения, чтобы были сняты все страхи к любым изменениям.
При взаимодействии с неуправляемым типом личности нельзя давать ту ответную реакцию, которую он ожидает. Речь идет об испуге, страхе, агрессии. Наоборот, необходимо дать обратную, неожиданную, например, спокойствие и холодность. Уместным будет и чувство юмора. Выглядеть смешно такие люди боятся.
Сверхточному типу нельзя давать власть в руки и контроль над другими людьми. Иначе он их заездит. Такому человеку можно дать поручение, ориентированное на предмет. Эти люди делают выводы из ситуации, к тому же часто сильно преувеличенные. У них проблемы с вариативностью.
Бесконфликтную личность стоит отправить на тренинг личностного роста. Для нее важно разъяснить поведенческие нормы в конфликте.
Если вам встретился грубый, без намека на какое-либо чувство такта человек, идущий, что называется напролом, то все попытки цивилизованно поговорить будут тщетны. Для такого человека люди являются инструментом достижения цели. Защититься от него непросто. Он все равно найдет, кого задавить своим авторитетом. В таких случаях лучше спокойно держаться своей точки зрения. Никакие аргументы и ораторское искусство не будут в данном случае иметь значение. Эффекта не будет! При открытых оскорблениях скажите, что не намерены продолжать разговор из-за нарушения правил приличия. В принципе допустимы некоторые уступки, но в главном нужно устоять, без обвинений, упреков и срывания масок. Безусловно, тоталитарным личностям, привыкшим к давлению в межличностных отношениях, противостоять особенно тяжело.
О тех, кто липнет
Человек-«пиявка» не говорит гадостей и не оскорбляет. Он ни ругается и ни в чем прямо не обвиняет. Зато после общения с ним самочувствие и настроение становятся отвратительными, появляется чувство усталости и рассеянность в мыслях. Такая личность не думает о том, что доставляет некоторые неприятности собеседнику. Он рад за себя и за то, что проявляет инициативу в общении. Эти люди считают, что все должны ценить их умение прощать многое. Невольно собеседник оказывается втянутым в его проблемы и переживание отрицательных эмоций. В качестве противодействия таким личностям, можно рекомендовать в конце разговора рассказать «пиявке» о своих ощущениях, изменениях состояния по ходу общения. Это нужно сделать без оценок и упреков, просто описать личные ощущения, возникающие при общении.
О тех, кто слишком податлив
Человек-«вата» производит приятное впечатление. Он сговорчив и уступчив. Но потом, оказывается, что обещанное не выполнено, работа не сделана. Это происходит постоянно. Причин тоже много. Все время что-то мешает выполнить обещание. Кроме того, человек не считает нужным вовремя сообщить о возникших препятствиях. Такой личности нужно четко показать, что слова и дела находятся в разных плоскостях.
О тех, кто всегда прав
Как вести с теми, кто хочет сделать тебя виновным или впадает в пессимизм, граничащий с агрессией?
Обвинителя главное выслушать. А пессимисту необходимо дать время подумать и согласиться с его опасениями. Важно найти полезное в его позиции. Не удивляйтесь, но таким образом он станет вашим союзником.
С пассивно-агрессивным типом лучше вообще не связываться. Если этого не избежать, то не стоит на них рассчитывать при выполнении важных задач. Их проделки нельзя принимать близко к сердцу, не стоит проявлять внешне гнев и разочарование. Важно добиться, чтобы он точно записал, чего от него ждут. Копию нужно сохранить, а ему четко обрисовать значимые для него последствия невыполнения задачи, ход которой будет строго контролироваться. Пока эти люди не сделали ничего плохого, важно держать себя в руках, не предъявляя претензий. Если вы обнаружили перешептывание за спиной, то стоит его обнародовать, сохраняя хладнокровие. Такие люди сильны, сидя в «кустах». Если задать вопрос напрямую, они, скорее всего, растеряются.