Что мы должны знать об аллахе
13 качеств Аллаха, которые должен знать каждый
У Всевышнего Аллаха есть бесконечное количество имён-эпитетов. Из священного Корана нам известно 99 таких имён, под названием «аль-Асма аль-хусна». Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убеждённым. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Бога и понимать их смысл.
Существование (Аль-Вуджуд) – اَلْوُجُودُ
Всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха. Человек, который, видя всё это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.
Всемогущество (Аль-Кудра) – اَلْقُدْرَةُ
Мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Его не настигают ни слабости, ни трудности, Ему не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Он создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.
Воля (Аль-Ирада) – اَلْإِرَادَةُ
Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, – всё происходит только по воле и предопределению Всевышнего, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Всё, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах дал им право выбора. Всевышний даёт нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.
Жизнесущность (Аль-Хаят) – اَلْحَيَاةُ
Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.
Всезнание (Аль-Ильм) – اَلْعِلْمُ
Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всём, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Его знания не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда. Для знаний Аллаха нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно всё о каждом творении ещё до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чём бы не ведал Всевышний Аллах.
Речь (Аль-Калям) – اَلْكَلاَمُ
Аллах имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передаётся посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворённой и безначальной.
Всеслышание (Аль-Сам’) – اَلسَّمْعُ
Аллах всеслышащий, Он слышит всё, даже самое малое. Для Него ничего не остаётся тайной, и никакие преграды не могут мешать Ему. Он слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создаёт без инструментов. У Него нет никакого качества, свойственного Его созданиям, в мире нет ничего, похожего на Него.
Всевидение (Аль-Басар) – اَلْبَصَرُ
Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Он видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.
Вечность без начала (Аль-Кидам) – اَلْقِدَمُ
Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах – это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определённое начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.
Вечность без конца (Аль-Бакаъ) – اَلْبَقَاءُ
Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего не существует смерти, исчезновения, Он – остающийся вечно, для Него нет конца.
Бесподобие (Аль-Мухаляфату-ль-хавадис) – مُخَالَفَةُالْحَوَادِثِ
Всевышний не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворённого Им не похоже на Него. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное им будет далеко от истины. Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Бог обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноимённым качествам Всевышнего Аллаха.
Самодостаточность (Аль-Киямуху би нафсихи) – قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ
Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что всё нуждается в Нём, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чём.
Единственность (Аль-Вахдания) – اَلْوَحْدَانِيَّةُ
Бог един во всём и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий её со временем к гибели. Идеальный порядок во всём существующем – это признак единственности Бога.
Все приведённые выше качества Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведённых атрибутов, у Всевышнего есть ещё одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это – сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.
Вера в Аллаhа
Смысл веры в Аллаhа заключается в нашей полной убежденности в том, что нет ничего достойного поклонения, кроме одного Бога – Аллаhа. Знания об Аллаhе являются самыми важными из обязательных знаний для каждого человека, поскольку, как сказал величайший исламский ученый имам Аль-Газалий, «поклонение не будет принято Аллаhом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного, достойного поклонения Бога».
Наши знания о Всевышнем ограничиваются знанием некоторых из Его Вечных Сыфатов (Атрибутов), которые Он Сам повелел знать Своим рабам. У Аллаhа совершенные и величественные Сыфаты, в которых нет недостатков и которые достойны только Его. Никто не знает Сущности Аллаhа, кроме Него Самого. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал, что «Господа невозможно охватить разумом» (передал имам Ас-Суютый). Имам Абдуль-Ганий Ан-Набульсий в своей книге «Рашахату-ль-аклям шарх Кифаяти-ль-Гулям фи Аркани-ль-Ислям» написал об Аллаhе следующее: «Наш разум знает Его как Того, Кто превыше всякого недостатка, как Существующего, имеющего Вечные Сыфаты без какого-либо недостатка. Наше знание об Аллаhе ограничено и включает в себя признание Его Существования, и за это мы отвечаем».
Вера в Аллаhа немыслима без веры в то, что Он существует. В Кур‘ане сказано (14:10):
أَفِي اللَّهِ شَكٌّ
– «Разве может быть сомнение в существовании Аллаhа?!», то есть, нет никакого сомнения в Его существовании. То, что Бог существует – очевидная истина, поскольку любой здравомыслящий человек, если задумается, например, над тем, что он не выбирал себе дату и место рождения, родителей, свой пол и внешний облик, неминуемо придет к выводу, что есть Тот, Кто дал ему все это – Всемогущий Создатель.
Аллаh – Единственный Бог, нет другого божества, кроме Него, и у Него нет никакого соучастника. В Кур‘ане сказано (2:163):
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ
– «Ваш Бог – Один-Единственный Бог». Аллаh – единственный Создатель, никто не может ввести из небытия в существование, кроме Него и никто не в силах препятствовать Ему в том, что Он создает. Он создал всю Вселенную: Аль-‘Арш, Аль-Курсий, небеса и земли и всё, что в них и между ними, в том числе движение, покой, мысли и намерения. Сказано в Кур‘ане (35:3):
هَلْ مِنْ خَالِقٍ غَيْرُ اللَّهِ
– «Нет Создателя, кроме Аллаhа».
Не является мусульманином тот, кто совершает ширк, то есть приписывает Аллаhу соучастника, и этому есть подтверждение в Кур‘ане (4:48):
إِنَّ اللَّهَ لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
– «Не будет прощен Аллаhом тот, кто приписывает Ему соучастника. Он может простить все, что совершается, но меньшее чем неверие, тому, кому Он хочет». Аллаh сказал о Себе в Кур‘ане (42:11):
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
– «Нет ничего подобного Аллаhу. Он – Всеслышащий и Всевидящий». Аллаh ни в чем не похож на Свои создания: ни в Сущности, ни в Сыфатах и ни в действиях. Все то, что свойственно Его созданиям, Ему не присуще, нет равного Ему. Сказано в Кур‘ане (16:60):
وَلِلَّهِ الْمَثَلُ الأعْلَى
– «Атрибуты Аллаhа не подобны атрибутам Его творений». Аллаh Всеслышащий и Всевидящий, Он слышит абсолютно все звуки и видит все видимое, но не посредством органов зрения и слуха, как это происходит у Его созданий.
Аллаh Живой, Вечный и не исчезает. Жизнь Аллаhа абсолютно не похожа на жизнь Его созданий. Все Сыфаты (Атрибуты) Аллаhа, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца. Сказано в Кур‘ане (57:3):
هُوَ الأوَّلُ وَالآخِرُ
– «Аллаh Вечный без начала и Вечный без конца». А также (25:58):
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْحَيِّ الَّذِي لا يَمُوتُ
– «Полагайся на Живого, Который не умирает».
Ничто не скрыто от Всезнания Аллаhа: Его Знание охватывает всё существующее, Он знает о каждой вещи и об их количестве, Он знал все, что будут совершать его создания еще до того, как создал их. В Кур‘ане сказано (65:12):
وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا
– «Аллаh Всевышний знает обо всем: о том, что произошло и о том, что произойдет». Также в Кур‘ане сказано (6:59):
وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لا يَعْلَمُهَا إِلا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِنْ وَرَقَةٍ إِلا يَعْلَمُهَا وَلا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الأرْضِ وَلا رَطْبٍ وَلا يَابِسٍ إِلا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ
– «Аллаh Всезнающий. Он знает все, что происходит на суше и на море, знает о каждом падающем листке».
Аллаh Всемогущ над всем, существование чего является возможным, как и небытие. Он делает со всеми Своими созданиями все, что хочет. В Кур‘ане сказано (67:1):
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
– «Аллаh властен надо всем». Своей Волей Аллаh наделяет созданных определенными качествами из всех возможных, дает им существовать в определенное время, а не в другое. Все, что происходит в мире, происходит по Воле Аллаhа. Ничто и никогда не происходит против Его Воли, а воля Его рабов свершается лишь в том случае, если Он хочет этого. И что Он хочет, чтобы с ними происходило, – происходит, чего не хочет – не происходит. В Кур‘ане сказано (81:29):
وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
– «Не появится у вас какое-либо желание, кроме как по Воле Аллаhа – Господа миров».
Речь Аллаhа – Его несотворенный вечный Сыфат, ей не присуще ничего из того, что свойственно речи созданных: ни слова, ни звуки, ни голос, ни другие характеристики речи. В Кур‘ане сказано (4:164):
وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا
– «и говорил Аллаh с Моисеем (Мусой)», то есть, сняв барьер со слуха Пророка Мусы, Аллаh даровал ему слышать Свою вечную Речь. Священный Кур‘ан, ниспосланный Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение, является выражением вечного Сыфата Аллаhа «Речь», но не самим этим Сыфатом, поскольку ниспосланные на арабском языке слова текста Кур‘ана созданы, а Речь Аллаhа не похожа на речь Его созданий. Об этом имам Абу Ханифа в своей книге «Фикhу-ль-акбар» написал следующее: « Кур‘ан – это Речь Аллаhа, записанная на свитках, сохраненная в сердцах, произносимая нами и ниспосланная нашему Пророку Мухаммаду, мир Ему и благословение. Чтение нами текста Кур‘ана создано, также создан и записанный текст Кур‘ана, однако сам Кур‘ан (в данном случае имеется в виду Атрибут Аллаhа «Речь») не создан».
Аллаh существует Сам по Себе, Он ни от кого и ни от чего не зависит и не нуждается ни в одном из Своих творений, а всё в этом мире нуждается в Нем. В Кур‘ане об этом сказано (3:97):
فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
– «Воистину, Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем, а все существующее создано Им и нуждается в Нем».
Таким образом, мы рассказали о 13 Сыфатах Аллаhа, которые много раз упоминаются в Кур‘ане, а также в хадисах, поскольку Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, часто говорил об этом. На этом основании теологи Ислама заключили, что значение этих 13 Сыфатов Аллаhа должен знать каждый, кто достиг совершеннолетия и находится в здравом уме. Еще раз перечислим эти величественные Сыфаты Всевышнего:
В Куране сказано (7:180):
وَلِلَّهِ الأسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
– «Воистину, у Аллаhа наипрекраснейшие Имена. Называйте Его этими Именами». Имена Аллаhа называют Его Сыфаты. Имам Ат-Тирмизий передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:
إن للهِ تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْمًا مِائَةً إلاَّ وَاحِدًا مَنْ أحْصَاهَا دَخَلَ الجَنَّةَ
– «У Аллаhа 99 Имен – сто без одного; кто знает Их (в другой передаче сказано «выучит»), тот войдет в Рай». Все без исключения Имена Аллаhа Всевышнего указывают на Его величие, и Они переданы откровением Пророку, мир Ему и благословение. Например, «Аль-Кадир» – Всемогущий, «Аль-‘Алим» – Всезнающий, «Аль-Халик» – Создатель, Который дал бытие всему созданному после небытия, «Аль-Малик» – Тот, Кто имеет абсолютную Власть, «Ар-Разик» – дающий Своим рабам рызк (средства к существованию, детей и т.п., независимо от того, было ли это получено дозволенным религией путем или нет), «Аль-Куддус» – чист от всех недостатков (таких, например, как нужда, местонахождение или направление). «Ас-Салям» – не имеющий ни одного недостатка. «Аль-Мумин» – дающий обещанное Своим рабам. «Аль-Мухаймин» – Видящий и Знающий все, что происходит у Его рабов (слова, действия, убеждения). Все Имена Аллаhа совершенны, ни одно из них не содержит того, что недостойно Бога.
Аяты об Аллахе из Корана
Как мы сказали на первом уроке, о Всевышнем лучше всех знает Он Сам. И Он сообщил нам о Себе в Коране очень многое. Конечно же, мы не сможем привести все эти аяты, но ознакомимся с некоторыми из них. Так мы узнаем об Аллахе больше, если на то будет Его воля.
Например, Аллах говорит о Себе в главе «Корова» следующее:
Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они же постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий. (Сура «Корова», аят 255).
Этот аят является одним из самых распространённых цитат. Его называют «Аятуль-курсий», то есть «аят о престоле». Он считается самым великим аятом Корана. Почему? Потому что в нём повествуется об Аллахе. Как следует из этого аята, Аллах – Аль-Хайй (Живой), Аль-Каййум (Вечный; или другой перевод: Поддерживающий жизнь).
«Нет божества, кроме Него», – значит, нет другого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы должны поклоняться только Ему. Просить у Него, надеяться лишь на Него, ждать помощи только от Него и совершать дела только ради Его довольства.
«Им не овладевают ни дремота, ни сон», – то есть, Всевышний Аллах не спит, как это делают Его творения. Сон – это особенность созданных, а не Создателя. А Всевышний, как мы сказали, отличен от всего, что Он Сам создал, и человеческий разум не в силах представить Его.
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?». Когда Всевышний соберет нас в Судный день для расчёта и начнёт спрашивать с нас за всё, то никакой человек не сможет защитить другого – каждый будет думать лишь о своих грехах и беспокоиться лишь о своём спасении.
«Он знает их будущее и прошлое. Они же постигают из Его знания только то, что Он пожелает». Всевышний Аллах знает и прошлое, и настоящее, и то, что будет, а мы, люди, постигаем из Его знаний только ту часть, которую Он нам откроет. Наши знания очень ограничены.
«Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий». Престол, упомянутый в этом аяте – это подножие трона Всевышнего Аллаха. То есть, у Аллаха есть трон, и он объемлет семь небес и землю. Этот трон создан Аллахом, и суть его знает лишь сам Всевышний, а нам не нужно его представлять, также как и Самого Всевышнего. Достаточно человеку знать то, что трон – это одно из созданий Аллаха.
В другой суре Аллах Всевышний говорит следующее:
Скажи: «Он – Аллах Единственный. Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».(Сура «Очищение», аяты 1-4). Это – сура «Очищение», которую многие люди знают наизусть. В этой суре Аллах рассказывает нам о Себе. История этой суры такова: однажды к пророку Мухаммаду (ﷺ) пришли язычники племени Курайш и спросили: «Мухаммад, расскажи нам про своего Господа – какова Его родословная, из золота Он или из серебра?». То есть, так они хотели задеть пророка словами. Кстати, сами мекканские язычники поклонялись разным идолам, изготовленным из камня, дерева и т. д. придавая их в сотоварищи Всевышнему. Такое поклонение не Аллаху называется ширком, что является по исламу самым великим грехом. Так Аллах ниспослал эту суру Мухаммаду (ﷺ) в качестве ответа язычникам.
В этой суре Всевышний говорит: «Скажи: “Он – Аллах Единственный”». Как мы говорили выше, у этого мира есть лишь один Создатель, который создал всё сущее вокруг – небеса, звёзды, человека. «Аллах Самодостаточный». То есть, Аллах был, есть и будет всегда. «Он не родил и не был рожден». То есть, у Аллаха нет детей. Отцовство или материнство – это качества творений, а Аллах не похож ни на кого из созданных Им. Нет у Аллахи и супруги, и Он – Один. Христиане говорят: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Это – великое заблуждение[3]. «И нет никого, равного Ему». Аллах Всевышний – наш Господь, а другие боги – это лжебоги. Поэтому мусульмане и говорят: «Ля́ иля́ха и́ллял-ла́х», то есть «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Также Всевышний говорит в Коране: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный».(Сура «Собрание», аят 22). «Сокровенное» – значит, Он знает то, чего не знаем мы, прошлое и будущее, тайные события, о которых нет ни у кого информации. Люди могут знать лишь часть, тогда как Всевышний знает всё во всех деталях.
В этой же суре Всевышний продолжает: «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи!».(Сура «Собрание», аят 23). «Властелин», значит, Аллах является Хозяином этого мира. «Святой» означает, что Господь не имеет никаких недостатков. Как мы уже говорили, Аллаху чужды сон, дремота, болезнь или что-то подобное. Все эти качества присущи человеку и другим созданиям. «Оберегающий» означает то, что человек может найти идеальное убежище только у Него. «Хранитель» – Аллах бережно хранит свои обещания. «Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи», означает, что какие бы неправильные слова не говорились в адрес Всевышнего, Он выше всего этого. Кто-то может утверждать, что у Аллаха есть сын или супруга, или говорить, что Аллах не может сделать то-то, но все эти слова Ему не вредят.
В этой же суре есть и такие слова: «Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый».(Сура «Собрание», аят 24). Как видно, у Аллаха есть имя «Творец» (Аль-Ха́лик). Также Он – «Создатель» (Аль-Ба́рий), то есть, может создать то, на что ни у кого нет сил и возможности. «Дарующий облик» означает, что Он придаёт какую-то форму и образ нашим лицам, телам. Посмотрите, сколько на свете людей, и все они отличаются друг от друга. Кого-то Аллах создал высоким, кого-то – невысоким, кого-то – сильным, кого-то слабым, и всё это – по Его мудрости.
«У Него – самые прекрасные имена», то есть, всё самое прекрасное собрано в Нём.
В суре «Ангелы» Всевышний сказал о Себе следующее: «Аллах создал вас из земли, затем – из капли, а затем сделал вас парами. Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, все это есть в Писании (Хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко».(Сура «Ангелы», аят 11).
Ещё один аят из этой же суры: «Он удлиняет день за счёт ночи и удлиняет ночь за счёт дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке».(Сура «Ангелы», аят 13). То есть, если человек избрал себе какого-то другого бога кроме Аллаха, то его лжебог не поможет ему ничем.
Далее: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий». (Сура «Ангелы», аят 14).
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».(Сура «Ангелы», аят 15).
Всевышний Аллах также говорит в суре «Взаимное обманывание»: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко».(Сура «Взаимное обманывание», аят 7). Значит, Всевышний Аллах соберёт нас в Судный день для того, чтобы мы ответили за всё совершённое нами.
Далее в этой же суре: «Уверуйте же в Аллаха, Его посланника и свет, который Мы ниспослали. Аллах ведает о том, что вы совершаете. В тот день Он соберёт вас для Дня сбора. Это будет День взаимного обделения. Тем, кто уверовал в Аллаха и поступал праведно, Он простит злодеяния и введёт их в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние! А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, станут обитателями огня. Они пребудут там вечно. Как же скверно это место прибытия! Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи».(Сура «Взаимное обманывание», аяты 8 – 11).
Также в суре «Совет» Всевышний Аллах говорит: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий».(Сура «Совет» аяты 49 – 50).
В суре «Верующий» Аллах говорит о Себе: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Аллах – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение неё, и день для освещения. Воистину, Аллах оказывает людям милость, но большинство людей неблагодарны. Таков Аллах – ваш Господь, Творец всякой вещи. Нет божества, кроме Него. До чего же вы отвращены от истины!». (Сура «Верующий», аяты 60 – 62).
Далее в этой же суре: «Аллах – Тот, Кто сотворил для вас землю местом пребывания, а небо – кровлей. Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. Он наделил вас благами. Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров! Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру. Хвала Аллаху, Господу миров!». (Сура «Верующий», аяты 60 – 62).
Далее: «Он – Тот, Кто сотворил вас из земли, потом – из капли, потом – из сгустка крови. Потом Он выводит вас младенцами, чтобы потом вы могли достигнуть зрелого возраста и чтобы потом вы стали стариками, хотя среди вас есть такие, которых упокаивают раньше, и чтобы вы достигли назначенного срока. Быть может, вы уразумеете. Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается».(Сура «Верующий», аяты 67 – 68). То есть, наш праотец Адам был сотворён из земли. Мы же произошли от маленького сгустка в утробе нашей матери.
В этих аятах, прочитанных нами, Всевышний Аллах говорит о Себе. В последующих уроках мы узнаем много других аятов, касающихся сути Всевышнего Аллаха.
Конец второго урока.
Смысл слов «ля́ иля́ха иллялла́х»
На предыдущем уроке мы говорили о нашем Создателе Всевышнем Аллахе и узнали, что у Него есть определённые качества. Всевышний Аллах – Господь этого мира, и мы должны поклоняться Ему. Нельзя поклоняться другим богам, так как они – суть лжебоги.
Отказ от других богов начинается со слов «ля иляха илляллах». Эти слова называются «шаха́дой». Возможно многие люди, выросшие в мусульманской семье, знают смысл этих слов: «нет божества, кроме Аллаха». Как сказано в нескольких хадисах[4], человек, произнёсший эти слова, войдёт в рай. Почему уделено такое внимание этим словам? Может быть, в их буквах есть какая-то магическая сила, и стоит человеку произнести их, как пред ним открываются врата рая?
Нет! Для того, чтобы шаха́да имела какое-то значение, недостаточно простого движения языка. Эти слова произнёс даже фараон, но, как сказано в Коране, это не спасло его от ада. Об этом повествуется следующее: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие …».(Сура «Юнус», аяты 90 – 91).
Как рассказывается в Коране, фараон не последовал за Моисеем (мир ему). А ведь он знал, что Моисей на самом деле является посланником Аллаха. Моисей (мир ему) призывал фараона уверовать в истинность слов «ля иляха илляллах», отказаться от поклонения другим богам и стать мусульманином. Но фараон считал богом себя и говорил «Я и есть ваш высочайший господь!». Таким образом, он совершил ширк, то есть приравнивание Всевышнему другого лжебога – себя! Как мы уже говорили, придавание Аллаху кого-то в сотоварищи является самым великим грехом. Так фараон отверг Всевышнего и удостоился ада. Эта история упоминается в Коране во многих сурах.
Позже Моисей (мир ему) собрал свой народ и незаметно покинул Египет. Узнав об этом, фараон и его войско отправились в погоню за Моисеем и сынами исраилевыми. Всевышний разверз море перед Моисеем (мир ему) и его народом, благодаря чему евреи переправились на другой берег. Увидев коридор в море, фараон и его войско устремились за Моисеем (мир ему), но Всевышний соединил море, в результате чего египтяне начали тонуть. В это время фараон попытался оправдаться перед Всевышним, говоря: «Я стал одним из мусульман», но его слова не принесли ему пользы. Пусть же размышляющие извлекут из этого события урок.
Конечно, тот, кто скажет «ля иляха илляллах» искренне, войдёт в рай, но человек должен сказать это с верой и намерением поменять себя кардинально. Для этого он должен понять правильно смысл шахады, принять понятое сердцем и водворить в жизнь то, что диктуют нам эти слова. Поэтому разберём детально каждое слово шахады.
«иля́ха»: божества (культ поклонения);
«и́лля»: кроме, помимо;
То есть, «ля иляха илляллах» значит «нет божества, кроме Аллаха». Говоря полнее, «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». «Илях» – это арабское слово, которое вбирает в себя всё, что обожествляется людьми. Значит, богом христиан является Иисус, богом части китайцев – Будда, богом коммунистов – Ленин (или Карл Маркс), богом тех, кто живет ради этого мира – богатство… Продолжить? Думаю, суть ясна. Ответьте, кто является вашим богом? Перед тем, как продолжить чтение, остановитесь и подумайте, что для вас превыше всего? Вот это нечто или некто, являющийся для вас самым ценным, любимым, и есть ваш бог. Вы поклоняетесь ему, и вы – его раб, хотите вы того или нет. Возможно, кто-то скажет: «Но ведь люди считают что-то самым дорогим, при этом не полоняются ему!». А знаете ли вы смысл слова «поклонение»? Поклонение – это жизнь ради того, что вы считаете самым ценным, следование правилам этого самого дорогого «нечто».
К примеру, если Гитлер говорит нацисту: «Ставь себя выше всех, не считай человеком никого, кроме немца, будь готов отдать жизнь за «Великий Рейх», а нацист верит этим принципам и живёт по ним, то он становится рабом этой идеологии, Рейх становится его богом, а Гитлер – его пророком. Да убережёт нас Всевышний от всяких заблуждений.
Если же кто-то говорит: «Я живу ради денег, думаю только о них, для меня ценны только те принципы, которые приносят деньги, а то, что не приносит материальной пользы – для меня ничто», то этот несчастный – раб денег! Для него деньги определяют понятия «можно» и «нельзя».
А если кто-то скажет: «Я – не раб ни для кого. У меня нет бога, я делаю то, что сам считаю нужным!», то этот человек, как ни странно – раб самого себя, своего «эго». Сказано в Коране:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…». (Сура «Корова», аят 165). Теперь прошу вас задуматься ещё раз: кто ваш Господь? Всевышний? Хорошо. Но спрашивали ли вы хоть раз в жизни, что Ему нравится, а что – нет? Стремились ли узнать Его «можно» и «нельзя», то есть «халяль» и «харам»? Или же у вас до сегодняшнего дня был другой бог, и он определял вам дозволенное и запретное? Если до сих пор было так, отрекитесь от этого лжебога, произнесите «ля иляха илляллах» и уверуйте. Вот теперь вы – мусульманин. Если, конечно, поняли смысл этих слов и произнесли их искренне. Вот теперь ваш Господь – Всевышний Аллах, и вы должны начать жить по Его заповедям, заключённым в Коране и сунне[5] пророка Мухаммада (ﷺ).
Разъяснение смыла «ля иляха илляллах», то есть истины единобожия (а это, поистине, самая великая истина в мире!), было миссией всех пророков, которых было 124 тысячи. Значит, когда-то пророки были и у русских, и у татар, и монголов. и они призывали свой народ к поклонению Одному Аллаху. Поистине, Всевышний один достоин поклонения, ведь Он нас создал, Он даёт нам жизнь, Он заставил служить нам несметное количество живых существ! Он сделал Земной шар и его условия пригодными для нас, и в определённый день Он заберёт все эти блага обратно. И вот в этот день, день Суда, все мы ответим перед Ним за всё содеянное. Не дай Аллах, если в этом мире кто-то другой помимо Аллаха был вашим богом – женщина, начальник, богатство, дети, власть. В тот день вы будете искать спасения у него, но никто не спасёт вас от Аллаха:
«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем…»(Сура «Поэты» аяты 88 – 89).
«. Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей супругой и своим братом, своим родом, который укрывал его, и всеми обитателями земли, чтобы затем спастись».(Сура «Ступени», аяты 11 – 14). То есть, в Судный день человек будет готов отдать всё, весь мир, чтобы спасти самого себя, но будет поздно. В тот день человеку смогут принести пользу лишь его благие дела:
«Как же вы спасётесь, если не уверуете, в тот день, который заставит поседеть младенцев?».(Сура «Закутавшийся», аят 17).
«Когда они узреют его (наказание в День воскресения) вблизи от себя, лица неверующих опечалятся, и тогда им скажут: «Вот то, что вы призывали!».(Сура «Власть», аят 27).
«…В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: «Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!». (Сура «Семейство Имрана», аят 106).
«В тот день вы предстанете, и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Сура «Неизбежное», аят 18).
«В тот день человек скажет: «Куда бежать?». О нет! Не будет убежища!».(Сура «Воскресение», аяты 10 – 12).
Никто не спасёт вас в тот день, кроме Аллаха. И в тот день в рай войдут только те, кто жил соответственно словам «ля иляха илляллах». Потому что у других богов рая нет, они вас приведут лишь в ад. Всевышний Аллах говорит о несчастных рабах этих лжебогов: «Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?».(Сура «Стоящие в ряд», аят 35). Не дай Аллах оказаться вам одними из этих гордецов – ни вам, ни вашим родителям, ни детям. Аминь.
Уважаемые друзья! Хотел также сказать вам следующее. Все вы знаете про Коран. Но почему вы не стараетесь прочитать его хотя бы один раз? Некоторые из вас зовут домой муллу, чтобы он почитал Коран на третий, седьмой или сороковой день после смерти родственника, и этот мулла читает за столом Коран. Но задали вы хоть раз вопрос этому чтецу: «О чём говорится в Коране?»? А знаете ли вы, что Коран – это не обычная книга, а Писание, ниспосланное пророку Мухаммаду (ﷺ) из-за семи небес? Задумывались ли вы хоть когда-нибудь, что требует от нас Всевышний Аллах? Почему же вы вспоминаете про Коран только тогда, когда умирает или рождается человек, или когда вы переезжаете в новый дом?
Всевышний не ниспосылал Свою книгу только для того, чтобы её читали на маджлисах[6]. И Коран – это не такая книга, которую должен читать только мулла. Коран – это слова Всевышнего Аллаха, обращенные к каждому человеку планеты персонально. Коран не был написан пророком Мухаммадом (ﷺ), так как он не умел ни писать, ни читать. Коран не был дан для украшения самой высокой полки дома – его нужно читать и претворять в жизнь. Как минимум, нужно понимать, к чему призывает Коран в первую очередь. Помните, что Коран всецело посвящён единобожию, то есть тому, чтобы поклоняться только Всевышнему Аллаху и не придавать Ему в сотоварищи никого.
Так, человек не понявший сути «ля иляха илляллах», и не принявший её, не является мусульманином. Такой человек не войдёт в рай. А представляете, что такое вечный ад?! Представьте: если вас закроют в бане и не будут давать ни есть, ни пить, как бы вы чувствовали себя? Кто-то скажет: «Я бы умер там через три дня!». Правильно. Но знайте: человек в аду не умрёт. Да убережёт нас от него сам Аллах!
Спасение же от ада – это понимание «ля иляха илляллах», принятие её и жизнь в соответствии с ней. Повторяйте же чаще эти слова. Наш пророк (ﷺ) говорил эти слова очень часто. Их осознанное повторение увеличивает иман, то есть веру. А вера, как известно, может ослабнуть под воздействием каких-то внешних факторов. Просим у Аллаха, чтобы Он подарил нам веру и укрепил её, аминь!