Что мы должны знать как отче наш 4 класс орксэ
Конспект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) «Православная молитва «Отче Наш»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий урока курса ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», 4 класс
«Слова, которые открывают двери» ( Православная молитва «Отче Наш»)
Цель урока: создание условий для о смысления учащимися значения для христиан молитвы «Отче Наш»
Обучающая: познакомиться со текстом молитвы; создать условия для понимани содержания и смысла молитвы «Отче Наш».
Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам молитв обусловлено тем, что они видят в них обращение Бога к человечеству и человечества к Богу; развивать навыки логического мышления, умения вести диалог; излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного и священного отношения к чему-либо; формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия. Осознать благотворное влияние чтения молитвенных текстов на духовное и нравственное состояние человека.
О борудование: мультимедийный проектор, электронная доска, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
А молишься о Вечном.
Слушают стиховорение в прочтении учителя, настраиваются на занятие.
2. Этап актуализации знаний
Подскажите мне, пожалуйста, какое понятие, прозвучавшее в стихотворении, мы обуждали в прошлый раз?
Давайте вспомним, что такое молитва?
Учитель прикрепляет слово на доску
Что означает слово «молиться»? Слайд №2
А какие бывают молитвы? Проведите линии соответствия на схеме. Слайд №3
Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы сказку «Снежная королева»?
А кто написал эту сказку?
Давайте вспомним, о чём эта сказка, кто главные герои?
Кто Герде помогал в пути?
Почему они это делали?
3. Подведение к теме урока
Хочу остановится на одном эпизоде. Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража Снежной королевы не даёт ей прохода. ( слайд №4 ). Представьте: маленькая, беззащитная Герда один на один со злой и могущественной Снежной королевой и целой армией безжалостных стражников. И всё-таки Герде удаётся попасть в замок и найти Кая.
Каким образом девочка победила целую армию и саму Снежную королеву?
К сожалению, сказки Ганса Христиана Андерсена не совсем точно переведены на русский язык.
Сейчас вы услышите точный перевод. Предположите, какая сила могла помочь девочке.
Внимание. Повторяю вопрос. Какая сила помогла Герде победить зло?
Продолжите мое предложение. Сгодняшнее занятие будет посвящено
Позвольте сделать уточнение: православному тексту этой молитвы.
Вспоминают значение слова «молиться», объясняют своими словами.
Вспоминают краткое содержание сказки. Жили – были мальчик Кай и девочка Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Однажды осколок странного зеркала, которое смастерил злой-презлой троль, попал в глаз и в сердце Кая, и его сердце стало тоже злым. Как-то зимой Кай пошёл кататься на санках, и его похитила Снежная королева. Она увезла его в свой замок, который находился далеко-далеко на Севере.
Когда Кай не вернулся домой, Герда долго и горько плакала: она ничего не знала о Кае, где он и жив ли? Когда наступила весна, Герда отправилась на поиски Кая.
Вороны, принц и принцесса, северный олень и даже маленькая разбойница .
У Герды было очень доброе сердце. Всех, кто встречался ей на пути, Герда одаривала своей любовью и добротой
Дети выбирают, аргументируют выбор.
Дети смотрят видео, слушают точный перевод отрывка сказки.
4. Работа с текстом молитвы
Молитву «Отче Наш» люди получили от Иисуса Христа. Обратимся к историям Нового Завета. Слайд 6
Вот так пишется текст молитвы в церковных кнгах. Слайд 7
Вот эти чудодейственные слова на понятном нам языке.
У каждого из вас на парте есть листок ( Приложение 2 ) Прочитайте молитву про себя. А теперь послушайте, как она звучит.( Слайд 8)
Давайте прочитаем текст по предложениям вслух, подчеркивая непонятные слова.
Дети читают молитву про себя
Объясняют с опорой на текст учебника.
Отче Наш заключено обращение к Богу — Отцу всего живого
Иже еси на небесех — пребывающий на Небе, в мире Ангелов и Святых.
Эти строки будто бы славят Бога.
Яко- как (на Небе, так и на земле)
якоже- как и мы (прощаем. )
искушение- испытание сердца на добро и зло
от лукавого- от дьвола,хитрого и лживого
5. Работа в парах по уточнению текста молитвы
Предлагаю выполнить второе задание в парах. Подумайте, о каких долгах идет речь в молитве (« и остави нам долги наши»). Можно воспользоваться учебником. Запишите ответ на листок.
Кто готов поделиться своими мыслями с классом?
Есть ли у вас долги перед Богом или людьми?
А что вы готовы простить своим друзьям и близким?
Дети обсуждают, записывают ответы.
6. Осмысление текста молитвы.
Теперь нам понятно каждое слово.
К какому виду молитв мы можем отнести молитву «Отче Наш»?
Перед вами ромашка. Сколько лепестков у цветка?
И молитве «Отче Наш» содержит 7 просьб к Богу. Найдите их и запишите сначала на листок.
Да святится имя Твое
Да приидет Царствие Твое
Да будет воля Твоя ….
Замените слово «да» на слова« Прошу Тебя, пусть. »
Давайте допишем еще три пункта.
Дома аккуратно перепишите просьбы на лепестки ромашки и приклейте цветок в тетрадь.
Дети объясняют, что просит человек данной молитвой. Выделют очевидное:даждь хлеб насущный, оставь долги наши, не введи во искушение, избавь от лукавого.
Объсняяют вместе с учителем слова
7. Подведение итогов
Давайте еще раз обратимся к содержанию сказки «Снежная королева». Как вы думаете, почему именно эту молитву выбрала Герда?
Существует такой фразеологизм: «Знать, как Отче наш». Он означает — знать дословно, назубок. Эту молитву на Руси знал каждый человек.
Знали ее христиане и других стран.
Существует большое количество молитв, но эта — самая известная и понятная..
Когда можно читать эту молитву?
Выберите верный ответ (Утром, днем, вечером, перед приемом пищи, в сложной ситуации, в радости, в болезни)
Молитвой «Отче Наш» молитесь чаще,
В ней в каждом слове — свой особый вес.
И нет молитвы глубже, чище, слаще,
— в ней самые важные для человека просьбы к Богу;
— ее дал сам Иисус Христос;
— возможно, Герда не знала другой молитвы;
— это самая известная молитва.
Приходят к выводу, что все перечисленное верно.
На каждом занятии, посвященном изучению православной культуры, мы стараемся наполнить наши души.
Учтель комментирует содержимое вазы
Дети выбирают (пишут), читают свое слово и кладут листочек в прозрачную вазу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики
Курс повышения квалификации
Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1203879
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»
Наталья Николаевна Шумеева
Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»
Рассказать детям о том, как Иисус Христос учил любить людей молить-ся. Познакомить детей с молитвой «Отче наш».
Ход занятия:
После Своего Крещения Господь Иисус Христос жил на земле три с половиной года. Множество чудес совершил Спаситель на земле, с некоторыми из них вы уже знакомы. А на прошлом занятии мы говорили о том, как Господь учил людей.
«Нужно, прежде всего, — говорил Христос, — любить Бога, а потом всех людей, потому, что они наши братья и дети одного! Отца Небесного. Если же люди будут причинять нам вред и зло, то не гневаться на них, а прощать обиды, подобно тому, как Бог прощает нам наши грехи. Любите не только тех, кто вас любит! Но и тех, кто вас не любит. Как хотите, чтобы с вами поступали! Люди, так поступайте и вы с ними».
Разные люди приходили слушать Иисуса. Были среди них! очень греш-ные, такие, от которых все отвернулись. Но, услышав Иисуса, многие раскаива-лись, и жизнь их менялась, будто они рождались заново. Были и другие (их на-зывали фарисеями, они хорошо знали божественные книги и даже учили дру-гих людей! Себя они считали очень хорошими людьми и думали, что им покая-ние ни к чему. Фарисеям часто казалось, что Христос учит людей неправильно. Они боялись, что Его учение приносит вред и все время старались поймать Его на неверном слове или поступке.
Однажды фарисей по имени Симон пригласил Спасителя на обед. Узнав об этом, туда пришла женщина, о которой все знали, что она большая грешница. Обливаясь слезами, женщина склонилась к ногам Иисуса и принялась целовать их, мазать ароматным маслом и вытирать своими волосами.Фарисей подумал: «Если бы Иисус и вправду был пророком, Он бы знал, какая грешная женщина к Нему прикасается!» Но Иисус, поняв его мысли,сказал:
«У нее много грехов, но она умеет любить и получит прощение».
А потом сказал женщине:
«Тебя спасла твоя вера, грехи твои прощены. Иди с миром».
Так и нас Господь учит поступать с другими людьми: любить и прощать. Мы с вами не раз говорили о молитве. (Молитва — это наш разговор с Богом). И во время Своей жизни на земле Господь часто молился.Ученики Его однаж-ды сказали: «Господи, научи нас молиться».Он им ответил: «Когда молитесь,говорите так:
Отче наш, Иже ecu на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукавого!»
Эта молитва так и называется: «Молитва Господня», ведь именно этой молитве Господь научил. Своих учеников.
Что же означают слова этой молитвы?
Небесный Отец наш, Господь,
Пусть будет свято имя. Твое,
Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,
Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.
Дай нам все, что нам нужно на сегодня,
Прости нам наши грехи (злые поступки, как мы прощаем другим;
Не дай нам хотеть делать плохое,
И сохрани нас от всего скверного (от всякого зла в этом мире).
Эту великую молитву верующие люди читают и утром, и до еды, и перед сном. Только молиться надо не спеша, вдумываясь в каждое слово. Ведь нас слушает Сам Бог.
Не забывайте, дети,чему учил Христос: любите Бога, любите всех людей, умейте прощать обиды и молиться.
А в конце нашего урока я хочу прочитать вам два небольших рассказа о умении прощать и силе молитвы.
У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Когда Слава выходил во двор,дети кричали: «Ура!»
Он вообще был удивительный ребенок. На уроках сидел, не шелохнув-шись, чтобы ни одного слова не пропустить.Все ему было интересно: и даже дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть еще и шахматы, и фотография, и многое-многое другое. Вот только как все успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий.
Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на одни пред-мет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.
Пришел к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика па расписанию прогулка еще через час. Он и отказался. Но, увидев, как огорчился Андрюша,предложил:
— Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.
У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил ве-лосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.
Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на свой график, и опять за книги. Прошел час.
В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрея и что-то бормочет.
— Говори толком, что случилось?
— В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоем велосипед покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Все, что могли, сломали или согнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что еще недавно было велосипедом.
Сосед в недоумении посмотрел на друга:
— Как это — «слава Богу»?
Однако Слава не стал ничего ему объяснять,лишь добавил:
— Ничего. Господь управит!
Андрей ничего не понимал: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и крепко попадет обоим. Что делать? Слава вроде бы и не очень огорчился,все повторял:
— Ладно. Не вешай носа. Господь поможет.
Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся,папа вынес приговор:
— Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать катать-ся.
Но мама вступилась за сына:
— Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребенка радости делиться с друзь-ями.
Папа не нашел, что на это возразить, и молча ушел в другую комнату. По-дойдя поближе к сыну,мама спросила:
— Ну и что ты сказал Андрюше?
— Чтобы он носа не вешал, что Господь все управит и еще, кажется,доба-вил: «Слава Богу».
— За что же ты Бога благодарил?
— За то, что мальчишки Андрея не тронули. А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.
Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, пере-крестившись,произнесла:
— Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!
Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пас-ху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нем по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, меч-тал, скорее, вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.
Возвращение к жизни
По мотивам рассказа А. Добровольского «Сережа»
Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Сережа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось все хуже и хуже.
Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Сережа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была при-открыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Сережа умирает.Папа с болью в голосе ответил:
— Что ж теперь плакать? Его уже не спасти.
В ужасе Саша бросился в комнату сестренки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божией Матери, висевшей на стене.Сквозь всхлипывания прорывались слова:
— Господи. Господи, сделай так, чтобы Сережа не умер.
Лицо Саши было залито слезами. Вокруг все расплылось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.
— Господи, Ты все можешь, спаси Сережу!
Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажег настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц,и вдруг взгляд его упал на строку: «Иди, и как ты веровал, да будет те-бе.»
Словно услышав приказ, он пошел к Сереже. У постели любимого брата молча сидела мама.Она подала знак: «Не шуми, Сережа уснул».
Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — значит, жив, значит, будет жить!
Через три дня Сережа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бы-вать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, кото-рые он до болезни вырезал и склеивал, — всё, чем можно было порадовать ма-лыша. Сестренка с большой куклой встала около Сережи, а Саша, ликуя, сфото-графировал их.
Это были мгновения настоящего счастья.
Конспект НОД по основам правовой культуры детей старшего дошкольного возраста «Поможем жителям Изумрудного города» Задачи НОД: Речевое развитие: Развивать стремление выражать свои мысли и суждения. Социально – коммуникативное развитие: Продолжать знакомить.
Конспект по основам безопасности жизни деятельности в подготовительной группе «Наш друг — светофор» Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре. • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • развивать.
Конспект занятия по основам православной культуры. Иконы «Крещение Господне-Богоявление» Программные задачи: Рассказать детям о том, что Крещение Господне иначе называют Богоявлени-ем и о тайне Бога троице. Познакомить детей.
Конспект занятия по основам православной культуры «Наш удивительный мир» Программные задачи: Пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога. Расширять представление детей об окружающей их среде. Учить беречь.
Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры» Приобщение дошкольников к традициям православной культуры В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение.
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.
Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.
Конспект занятия по воспитанию основ православной культуры «Вера, Надежда, Любовь и их мать София» «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» Здравствуйте, ребята! Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День.
Честное Слово
Свежие записи
Популяные рубрики
Призывы к беспорядкам довели до суда
Взятку дали стройматериалами
Толочь мусор в ступе
Взяток становится все больше
Обокрали палочку Коха
Послабление на Новый год
Лес будущего
Вывести на чистую воду
Частной компании не дали нажиться на кампусе
Знать как «Отче наш». И поступать так же
Раньше существовала такая поговорка: «Знать как «Отче наш». То есть знать что-то очень хорошо, наизусть. Основывалось это выражение на том, что главную христианскую молитву, Молитву Господню, которую даровал сам Иисус Христос, знают все. И, соответственно, «знать как «Отче наш» – знать что-то так же хорошо, как и эту молитву. Выражение это и сейчас некоторые используют. Выражение осталось, а вот молитву знают немногие. И еще меньше понимают ее смысл. А ведь это не просто молитва, это, если угодно, «формула счастья» человечества. Если бы все ее понимали и молились ей… Вероятно не было бы ни войн, ни голода, ни несчастий. Идет Великий пост. Время, когда верующие не только пытаются себя ограничивать в еде и развлечениях, читать Евангелие, но и усиленно молиться. Мы предлагаем вспомнить эту молитву и вдуматься в ее чудесные и полные глубокого смысла слова
Молитва Господня
Для начала приведем текст этой молитвы на русском языке. Молитесь на том языке, на котором удобнее вам. Затем приведем ее текст на церковнославянском. Все-таки в храмах служба проходит в основном на нем.
Стоит помнить, что Богу внятны только те молитвы, которые внятны самому молящемуся, который понимает, что говорит и чувствует…
На русском: «Отец наш, Который на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Евангелие от Матфея 6:9-13).
На церковнославянском: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
В конце можно добавить «Яко (ибо, потому что) Твое есть Царство и сила и слава во веки, аминь».
Отец наш!
Молитва Господня начинается обращением или воззванием. Это и необходимо, и естественно. Во всякой беседе с кем бы то ни было, во всякой просьбе мы начинаем с имени того, к кому обращаемся, а при важных случаях называем и чин или его положение. И эти обращения с первого же момента показывают на отношения обеих сторон друг к другу.
В обращении сразу проявляется и чувствуется тот основной дух, которым потом будет проникнуто прошение, или беседа, или письмо одного к другому. Притом, чтобы наименовать кого-либо известным именем, титулом, прилагательным словом, нужно, чтобы то лицо, к кому мы обращаемся, действительно было таковым и чтобы мы знали и чувствовали это. Если оно – выше нас, то чтобы нам было позволено так или иначе именовать его.
Обращение – это сокращение отношений между двумя лицами, это фундамент, на котором будет стоять вся последующая просьба, беседа, письмо. И потому чрезвычайно важно, с какого первого слова научил нас молиться Иисус Христос.
Древнерусское слово «Отче» – это не отчим, это отец. Отец в звательном падеже. Сегодня в русском языке нет такого падежа, остались лишь его отголоски. Помните у Пушкина в «Золотой рыбке», рыбка обращается к старику со словами: «чего тебе надобно, старче»? Так вот слово «старче», в данном случае, тоже в звательном падеже, а по-современному «старик», «старец». «Господи Боже, Иисусе Христе» – это все звательный падеж. По-современному – «Господь Бог Иисус Христос». Так вот, молитва «Отче наш», начинается со слов «Отец наш». Слово Отец не должно быть для нас мертвым, сухим, формальным… От первой установки сердца зависит вся молитва дальнейшая не только в нас самих но и в отношении к нам Бога.
Каковы мы, таков и Бог к нам: Он открывает Себя в меру нашей восприемлемости и нашего отношения к Нему. Отчего же это было и бывает со мною? Это вопрос не мой лишь, а очень многих. Мы почти не говорим о Боге, как об «Отце»… Отец! Это значит, что Бог нам близок, как папа, мама – наши родители… Это значит, что Он любит нас с исключительной силой и нежностью… Это значит, что Он заботится о нас, как и родители. И совсем кратко и сильно: Он – родной нам, а мы – Ему…
Да, Бог есть Творец, Создатель, Любовь, Судия, Воздаятель! Но самая главная молитва начинается со слова «Отец».
Если Бог – Отец, значит мы дети. Дети, а не только Его творения, как Ангелы, животные, растения, планета, Солнце, и вся Вселенная. Мы не только творения, но еще и дети, которые получили усыновление через Иисуса Христа, Сына Божьего, в Таинстве Крещения.
Хорошие ли мы дети? Пусть каждый ответит на этот вопрос для себя сам. Впрочем, даже и хорошие дети не только лишь любят своего отца, не только ждут от него милостей, даров и нежности, но и боятся его. Правда, боятся совсем иначе, чем чужие дети или виновные боятся судью: боятся сыновним страхом, то есть опасением потерять любовь своего отца. Но, все же, боятся – благочестиво боятся, есть и есть страх Божий. Даже ангелы от страха закрывают свои лица пред величеством Творца.
Но при всем том дети всегда сознают себя детьми своего отца и потому с надеждой, с доверием обращаются к нему. Обращаются и плохие дети. Ничто не мешает плохим детям стать хорошими. С помощью Отца и личных усилий, это возможно.
«Понятно становится, почему мы не чувствуем от всей души этого чудного слова Молитвы Господней – «Отче» – «Отец». Мы, может быть, мы не только еще не дети, но даже пока и не «рабы» Его, не наемники, а блуждающие вдали от Отца, ушедшие и отрекшиеся от Него дети, живущие в грехах со свиньями.
И подобно тому, как опустившийся душевно принц скрывает свое прежнее высокое происхождение от знатного отца, так и мы, грешные, не смеем даже и внутри своего сердца, пред собственной совестью, а тем более пред лицом Всевидящего Бога, именовать Его Отцом. Это самое высокое имя заставляет нас еще более смиряться и нагибать повинно голову. Мытарь, стоя у стены храма, не смел даже поднять очей своих к небу и лишь бил в грудь себя и говорил: «Боже! (а не – Отче!) будь милостив мне, грешному!»
Но при всем этом справедливом объяснении нашего недостоинства, мы не должны и не можем забыть этого слова – Отец!
Почему же? Разве Господь не знал о нашей греховности, когда учил Своих учеников этому слову?
Знал. И далее Он открыто скажет в Своей молитве о «долгах». Молитву эту Иисус Христос дал грешникам. Слушали Его грешники. И тем не менее Он назвал Бога Отцом, уча и нас также именно называть Его во все века. И по одному этому мы не смеем отрекаться от данного поучения: Сам Бог так повелел.
Как же можно совместить указанное выше покаянное настроение с этим радостным и уповательным именем? Просто. Совсем просто. Как бы грешны ни были мы, но Бог Сам в Себе всегда остается Любовью. Бог всегда пребывает к нам в отношении Отечества. Это Его неизменяемое свойство – если только мы добровольно не отречемся от Него сами – как это случилось с бесами, бывшими ангелами. И если мы прибегаем к Нему, то Он тотчас же обращается к нам стороною Отечества. Это Его свойство. Такова первая причина этого слова.
А вторая заключается в Сыне Его Иисусе Христе.
До Спасителя человечество не смело именовать Бога Отцом, близким себе. Но когда Сын Божий принял на Себя грехи людей и принес Себя в искупительную жертву за них, этим Он исходатайствовал право именовать Бога Отцом, Аввою (Рим. 8, 15), а нас – детьми и Ему «братьями» (Евр. 2, 17; 3, 14). Таким образом в этом слове «Отец» сокровенно заключена идея искупления. Оно тогда еще не совершилось, когда Господь говорил это. Но уже самое Его пришествие было началом искупления, и Он о будущем мог говорить уже, как о настоящем. Еще при крещении Христа Отец сказал Иоанну: «Сей Крещаемый есть Сын Мой возлюбленный, в Нем (через которого) Мое благоволение», т.е. возвратил Свое отеческое благоволение к людям. И при рождении Его в Вифлееме ангелы пели пастырям: «Слава в вышних Богу… в человеках благоволение», конечно же, Божие. Ради Сына Единородного нам возвращено сыновство благодатное у Отца Небесного. Итак, и Сам в Себе, и ради Сына Искупителя, Бог есть воистину Отец. Сын Божий повелел и учил так. И ради этого одного мы и обязаны, и можем именовать Бога Отцом Своим. И какое счастье заключается в этом слове. » – писал митрополит Вениамин (Федченков).
Сущий на Небесах
На первый взгляд может показаться, будто мы утверждаем, что Бог живет на небе. Где-то там на облаках. Но христиане никогда не понимали это выражение буквально. Буквально понимали его лишь атеисты. Отсюда и пошла эта фраза из атеистический советской пропаганды: «Гагарин в космос летал, Бога не видал». А Бог его видал и благословил. Бог – вездесущий. Он есть не только везде на Земле, не только во всей Вселенной, но и над Вселенной, как ее Создатель. Правда, из душ своих мы Его часто просим уйти. А Бог в душу и не лезет. Бог очень деликатен. Он просто стоит и стучит. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Иисус Христос в «Откровении Иоанна Богослова» (3:20). Христос стоит у души каждого и, не нарушая свободы, ждёт, когда человек сам отворит дверь, то есть внемлет слову Его, очистит душу покаянием и тогда Господь войдёт в сердце человека и будет вечерять (ужинать, пировать) с ним.
Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей, – и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили. Когда же говорит – «на небесах», то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли, и поставляет его в высочайших странах и в горних жилищах.
Далее, этими словами Он научает нас молиться и за всех братьев. Он не говорит: Отче мой, сущий на небесах, но – «Отче наш», и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий… А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь – мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены, и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, через это всем даровал одно благородство. Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в Себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару».
Да святится имя Твое
Вот как об этом писал известный православный проповедник, митрополит Антоний (Сурожский): «Святится» – с одной стороны, от слова «свят», с другой – говорит о сиянии. Я сейчас не путаю оба слова, но когда мы говорим о святыне, мы говорим о чем-то, что пpеисполнено света. «Аз есмь свет миру» (Ин.8,12); вы посланы как свет в этот мир (Мф.5,14). И так просто было бы понять значение этих слов, если бы мы просто к ним подходили. Именно: представьте себе, какая была бы pеакция каждого из нас, если имя самого любимого нами человека употpебляли бы в гpязной шутке или каким-нибудь поpочащим образом; какое было бы в нас возмущение и больше того – какая была бы нестеpпимая боль, что имя моей матери так употpебляют, имя моей Родины так употpебляют, имя того, что для меня – святыня, так употpебляют. В этом вся простота этого пpошения. Если бы для нас Бог был не самым любимым (мы ведь не можем хвалиться тем, что любим Бога больше, чем pодителей, pодных, детей), но если бы мы любили Его хоть сколько-то, нам было бы невыносимо, что имя Божие произносится в контексте, не достойном Его… Это мы встpечаем в истории.
Два примера я вам могу дать. В Сибиpи в стаpое время было племя (есть ли сейчас – не знаю), которое не имело слова для Бога, потому что они считали, что Его нельзя назвать, что это слишком святое Существо, чтобы Ему дать земное имя. И они были пpавы, потому что только воплотившийся Бог мог получить земное имя Иисус. И когда они в разговоpе хотели обозначить Бога, они делали паузу и поднимали руку к небу, указывая, что они говорят «о Нем», но имени Ему они не давали.
Втоpое: есть замечательное место в писаниях Маймонида, евpейского писателя ХII века, об имени Божием. Он говорит, что в дpевнеевpейской традиции имя и существо совпали. Настоящее имя – не кличка, как Петр, Иван, или фамилия, а настоящее имя – то самое имя, которое пpознес Бог, когда Он вызвал каждого из нас из небытия, – совпадает с человеком или с данным существом, и поэтому нельзя произносить имя Божие даже в богослужении всенародно, потому что не каждый может понести эту тяжесть или пpеклониться должным образом перед этой святыней. И Маймонид говорит, что когда народ собиpался в храм, когда поднимались молитвы, когда пение псалмов звучало, гpемело в храме, Пеpвосвященник, который единственный знал, как пpоизнести эти четыpе буквы имени Божия (YHWH – пpочесть их можно было, только если знать, какие гласные дают жизнь этому слову, и знал это тогда единственно Пеpвосвященник), нагибался и тихо пpоизносил это имя, и оно, говорит Маймонид, словно кровь, бежало через всю эту молитву, и молитва, которая была как бы меpтвым телом, вдруг оживала и возносилась к Богу.
Вот то чувство, которое пpодиктовано евpейским ощущением имени Божия и которое мы можем понять из этих примеров; вот что такое имя доpогого человека. Но узнав, что значит беречь, обеpегать имя любимого человека, мы можем соответственно учиться – и всю жизнь учиться – относиться к имени Божию именно с таким чувством, что это святыня и что сказать «Бог», сказать «Иисус», сказать «Господь» это не просто кличку пpоизнести: это молитвенное призывание, которое говорит о Нем, так же как имя любимого человека говорит о нем, – нельзя его тpепать.
Поэтому вот к чему мы призваны: в полном смысле слова только Господь Иисус Христос мог пpоизнести имя Божие с совершенной чистотой сердца, ума, уст, воли, плоти, всего Своего существа. Мы можем произносить эти слова во Христе, беpежно, с тpепетом, не употpебляя слишком легко такие слова, от которых бесы дpожат и перед которыми мы благоговеем… Ведь страшно подумать, что перед «именем Иисусовым склоняется всякое колено» (Флп. 2:10), кроме нас, верующих христиан. Иоанн Златоуст где-то говорит, что когда мы пpоизносим имя Спасителя Христа, бесы отходят от нас в ужасе, а мы пpоизносим его без ужаса… Как это жутко и какую ответственность мы беpем на себя, зная это имя, потому что мы ведь знаем имя Отец и знаем его через Единоpодного Сына, и знаем земное имя для Бога: Иисус, «Бог спасает». Мы можем эти слова произносить, и таких слов достаточно, чтобы весь мир дpожал – кроме нас… «Да святится» учит нас: беpеги его, как святыню, это больше, чем икона, это больше, чем имя любимого человека. Мы не дадим икону на поpугание, а о Боге говорим с такой легкостью».
От себя добавим. Многие из нас в обыденной речи часто восклицают: «о, Господи!», «о, Боже!» «Боже ж ты мой!», «Господи Иисусе!». Подумаем, всегда ли это мы говорим к месту? Не треплем ли имя Божие, которые должны святить?
Далее в Молитве Господней следуют прошения, начинающиеся со слова «да». Дадим слово святителю Дмитрию Ростовскому для их толкования. Вот что, среди прочего, пишет святитель:
Надежда есть истинная смелость к Богу, даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению; или иначе: надежда есть добродетель, подаваемая свыше, чрез которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни (Мф. 22: 2; 1 Кор. 15: 22; Откр. 22: 12).
Добродетель эта основана на благодати, которая дается нам чрез Иисуса Христа, и на соблюдении заповедей Божиих; утверждается же она общением Тела и Крови Христовой и непрестанной молитвой…
Молитва есть прошение к Богу с теплой верой и с надеждой на получение просимого по воле Его. Она бывает троякая. Первая есть та, коей мы благодарим Бога за благодеяния, а больше всего за свободу наших душ от врага. Вторая та, в которой мы просим Бога, чтобы простил Он наши грехи и излил на нас благодать Свою как в душу, так и на тело. Третья же молитва есть та, которой мы в пении благословляем Господа нашего за неприступное Его великолепие и вечную славу.
Да приидет Царствие Твое. Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своею благодатью, правдой и милосердием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие Царство. Наконец здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе пришествие.
Да будет воля Твоя. Мы умоляем здесь о том, чтобы не попустил Бог нам проводить жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие есть душевный хлеб, без которого человек погибает. Во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой (Причастия), и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире сем в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение нас учит тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот напрасно творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи.
И не введи нас во искушение. Этим мы просим: во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и диавола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих души наши лживыми учениями и другими способами, и во-вторых, чтобы, в случае страдания за Христа, Бог укрепил нас благодатью Своею к претерпению мук даже до конца, да восприимем конец мучения, и да не попустит страдать выше сил наших.
Но избави нас от лукаваго. Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от диавола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, могущего поглотить души наши, а нам послал ангела мирного, хранящего нас.
Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки, аминь. Это заключение учит, что мы получим просимое от Отца премилосердного. Ведь Его – весь мир, Его – сила и Его – слава, для которой мы и должны просить. Слово же «аминь» означает: «да будет так». Это заключение может говорить и мирянин находясь наедине без священника.
«Люди почти не молятся»
В конце нашей статьи хотелось бы привести отрывок из замечательной небольшой книги митрополита Вениамина (Федченкова): «Отче наш. Молитва Господня».
«Поводом к дерзновенной попытке написать истолкование Молитвы Господней послужило случайное обстоятельство. Одно лицо, даже неправославного исповедания (но глубоко сочувствующее Святому Православию), наблюдая современное «христианское» общество разных исповеданий, пришло к печальному и ужаснувшему его факту: люди почти не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых узлов. И почти не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях… Мало того, верующие разных направлений, даже и те, которые исповедуют себя открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, как и неверующие разных ступеней, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Премудрому. Хуже того, заявляя себя верующими, люди в постоянной ежедневной жизни или не молятся совсем, или ограничиваются посещениями своих приходских храмов в известные праздничные дни (если только еще делают это).
Наступило какое-то время «пустой» веры! Еще если и «говорят» о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и нет вообще, и для них в частности. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть», то теперь приходится добавлять: «Вера без молитвы – мертва». Исчезает из жизни молитва. И такое опустошение души привело данное лицо в мучительное, ужасное состояние: если не молятся, то дело плохо! Ища какого-нибудь душевного выхода, соответственного обыкновенным правилам рядового отдельного человека, это лицо решило выпустить книжечку о молитве. Для этого оно остановилось на Молитве Господней. Причины понятны. Во-первых, авторитетность этой молитвы исключительна: ее дал миру Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос. Значит, и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва самая распространенная среди христиан. В-третьих – она общая для разных Церквей. А в четвертых – и это самое важное – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв – как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Богочеловек дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться…».
Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»