Что мы читали в 6 классе

Какие произведения проходят по литературе в 6 классе

Что мы читали в 6 классе

На протяжении всего 6 класса перед учащимися на уроках литературы раскрывается постулат: человек — главное действующее лицо исторического и социального процесса. От поступков людей зависит будущее, причем, не только какого-то определенного индивидуума, но и всего общества и всего мира в целом. Какие произведения литературы проходят в 6 классе?

Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в на методическом объединении учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.

Список литературы для изучения в 6 классе?

Изучение литературы начинается с эпических образцов древнерусской литературы-былин. Былины делятся на героические и социальные. В школьной программе уделяется большое внимание именно героическим былинам о подвигах Ильи Муромца как защитника Отечества.

Далее, продолжая ту же тему, изучаются «Повесть временных лет» и «Песнь о разорении Рязани Батыем».

Следующий раздел посвящен произведениям, написанным под влиянием устной народной литературы. В.А. Жуковский, Л.Н. Майков, А.К. Толстой.

В 6 классе учащиеся начинают довольно подробное изучение классической литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Следует обратить внимание на широчайший кругозор писателей, их интерес к прошлому Родины, влияние устного народного творчества на их творчество.

В 6 классе у учащихся начинается пора взросления, поэтому следует обратить внимание на формирование чувства долга и ответственности перед всем обществом. В этом помогут такие столпы литературы, как В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А. Платонов, В.Г. Распутин, М.И. Зощенко.

Произведения для внеклассного чтения учитель обычно выбирает сам из предлагаемого списка, опираясь на свой опыт и выводы по подготовленности класса. Смотрите список литературы на лето с 5 на 6 класс.

В конце года также происходит знакомство с иностранной литературой на примере одного из произведений Д. Олриджа или М. Твена.

Требования к технике чтения учеников 6 класса сводятся к тому, что учащиеся должны уметь выразительно и осознанно читать художественный текст, ведь именно по выразительности можно определить уровень понимания произведения. Слепое механическое чтение на скорость иногда уничтожает эмоциональность произведения, его пафос и воспитательную направленность.

Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Список литературы на лето 6 класс (с 5 на 6 класс)

Что мы читали в 6 классе

Традиционно в конце учебного года учителя снабжают своих подопечных списком литературы для летнего чтения. В зависимости от программы, с которой работает педагог, он может иметь различное наполнение, однако основной костяк текстов в целом остается единым. И если у учителя не возникает сомнений в необходимости прочтения предложенных книг, то у учеников, как это бывает, существует иное мнение. И, к сожалению, довольно часто отложенный «на потом» список так и остается не прочитанным.

В действительности же летнее чтение не только освободит массу времени в течение предстоящего учебного года, когда довольно объемные тексты нужно будет лишь освежить в памяти, но и даст ребенку уникальный шанс развить свои интеллектуальный способности, значительно расширить кругозор, улучшить речь и память. Предлагаемый далее список является универсальным и подходит для большинства школьных программ по литературе.

Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

Люди и звери

Приключения и фантастика

Сказки

Русская и зарубежная классика

Скачайте весь список рекомендованной для 6 класса литературы одним файлом:

Для изучения всего списка литературы для 6 класса необходимо ежедневно прочитывать 5-6 страниц текста, что занимает примерно 20-30 минут. Очень полезным для школьника станет также ведение читательского дневника и устное обсуждение прочитанного со взрослыми.

Список составила: Етко Анна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

Что мы читали в 6 классе

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Что мы читали в 6 классе

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Что мы читали в 6 классе

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Литература по программе 6 класса

Андерсен Г. Русалочка

Ахматова А. Цветов и неживых вещей.

Беляев А. Человек-амфибия

Бунин И. Первый утренник, серебряный мороз.

Вольга и Микула Селянинович

Гоголь Н. Ночь перед рождеством

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король

Грин А. Четырнадцать футов

Есенин С. Где ты, где ты, отчий дом.

Жуковский В. Лесной царь

Жуковский В. Светлана

Ильф и Петров Любители футбола

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Крылов И. Волк и ягнёнок

Крылов И. Ворона и лисица

Крылов И. Демьянова уха

Крылов И. Кукушка и петух

Крылов И. Петух и жемчужное зерно

Крылов И. Тришкин кафтан

Лермонтов М. Беглец

Лермонтов М. Панорама Москвы

Лермонтов М. Русалка

Пушкин А. Барышня-крестьянка

Пушкин А. Бесы

Пушкин А. Вурдалак

Пушкин А. Выстрел

Пушкин А. Дубровский

Пушкин А. Конь

Пушкин А. Песни западных славян

Пушкин А. Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Пушкин А. Утопленник

Салтыков-Щедрин М. Повесть о том, как один мужик.

Толстой А.Н. Русалка

Толстой Л. Севастополь в декабре месяце

Тургенев И. Бирюк

Тургенев И. Муму

Цветаева М. Домики старой Москвы

Чехов А. Лошадиная фамилия

Чехов А. Страшная ночь

Чехов А. Толстый и тонкий

Чехов А. Хамелеон

Список литературы и ссылки на произведения для чтения в 6 классе.

Приведённая программа по литературе носит ориентировочный характер. Точное содержание списка книг для чтения уточняйте в своём учебном заведении.

Вверху – ссылки на произведения, которые можно прочесть онлайн на сайте Classica-online.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

А. Ахматова «Цветов и неживых вещей. ».

А. Беляев. Человек-амфибия.

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

И. Бродский «Ветер оставил лес. ».

И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз. ».

В.В. Вересаев «Состязание».

В. Гауф «Маленький Мук».

Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Гомер «Одиссей у циклопов».

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

А. Грин «Четырнадцать футов».

С. Гудзенко «Перед атакой».

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом. ».

В. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

И. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан».

М. Лермонтов «Русалка». «Сон». «Панорама Москвы». «Беглец».

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки).

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

О’Генри «Последний лист».

Б. Окуджава «До свидания, мальчики. ».

Б. Пастернак «Никого не будет в доме. ».

К. Паустовский «Старик в станционном буфете».

М. Петровых «Апрель 1942».

А. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел», «Барышня-крестьянка»), «Дубровский». «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»). «Бесы».

М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

К. Симонов «Жди меня».

Б. Слуцкий «Лошади в океане».

Н. Телешов «Белая цапля».

А.Н. Толстой «Русалка».

Л. Толстой «Севастополь в декабре месяце».

И. Тургенев «Муму». «Бирюк».

М. Цветаева «Домики старой Москвы».

А. Чехов «Страшная ночь». «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника». «Толстый и тонкий». «Хамелеон».

Эзоп. Басни. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей»

Легенды, мифы, народные эпосы

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас».

Источник

Что мы читали в 6 классе

Что мы читали в 6 классе

Технику чтения проверяем не только в пятом, но и в шестом классе, сохраняя преемственность подхода к читательским умениям и навыкам.

Предлагаем четыре текста для организации контроля в течение всего учебного года: «Облако», «Картина», «Ночные лакомки», «Воробьиное зимовье». Все они сопровождаются вопросами по содержанию текста.

Познавательные тексты адаптированы для чтения. Обозначено количество слов, сформулированы вопросы и задания для выявления осознанности чтения.

Диагностика техники чтения в начале учебного года

Текст 1

Что мы читали в 6 классе

Ох и яблочным выдался тот год — что ни яблоня, то усыпана плодами. Ни один сорт не отступал, «догонял» друг друга. Гнулись к земле ветви под тяжестью урожая. 27

Яблони, словно желая поскорее избавиться от тяжёлой ноши, бросали на землю паданку. Глянешь утром под яблони, а земля под ними вся усыпана яблоками — собирай поскорей. 52

Только вот беда — стали попадаться при сборе кем-то надкушенные яблоки, да не так чтоб сильно, а слегка — парочка малых царапок тут и там коричневели на «испробованных» яблоках. Вот те на! Такие яблоки долю не хранятся. А кто ж таков этот яблочный гурман? Определить было сложно — следов-то нет. А надкушенные «по-свежему» яблоки всё попадались и попадались. Пытался подкараулить таинственного любителя яблок, да всё тщетно. 115

Прошли август с сентябрём, наступил октябрь — начало крепких зазимков. Облетела листва с деревьев. А вот спелые яблоки ещё продолжали кое-где оставаться на ветвях. Изрядно тронутые морозными утренниками, светились они живым янтарём на фоне серых ветвей. 150

Однажды, выйдя ранним вечером в сад, заприметил я летучих мышей. Крутятся себе вокруг яблонь, даже залетают в самую крону. Сначала я вовсе не придал этому большого значения — может быть, мошкару ловят, вон как вечер теплом разгулялся. Но в какое-то мгновение замечаю, как одна мышь, повиснув вниз головой, пристроилась у одного яблочка, да так близко, словно обнюхивает его. Вот тут-то и вспомнились мне «покусанные» таинственным существом яблоки, которые так часто приходилось находить. Вот, оказывается, чьи это проделки! 226

Заприметил я яблоко, у которого пристроилась мышь, и как только та слетела, решил стрясти его с яблони и убедиться, прав ли я в своей догадке. Так и сделал. И каково же было моё удивление, когда на яблочном боку увидел знакомые мне по «летним» яблокам отметины от маленьких зубов. Вот так да! Хороша новость! 279 слов

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Объясните значение выражения «яблочный год».

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

3) Ответьте на вопросы:

— С какой загадкой столкнулся рассказчик?

— Чем обычно питаются летучие мыши?

— Как удалось определить, кто лакомился яблоками?

Диагностика техники чтения во 2 четверти

Что мы читали в 6 классе

Январь в тот год был особенно лютый. Идёшь по дороге, а снег под ногами жжик-жжик — похрустывает. Мороз хватает за нос, щёки, руки прямо коченеют. 24

Бегу по аллейке и вдруг слышу воробьиное чириканье. Воробьёв не вижу, а голоса рядом. Подхожу к старой берёзе. Вершину берёзы облепила стая. Вглядываюсь вверх, слышу сонное чириканье. «Чего они оседлали эту берёзу? — думаю. — На берёзе не очень спасёшься от такой стужи». 65

Я давно знаю, что воробьи — выносливые птицы, но на ночь они всегда прячутся в сараях, под крыши, на чердаках. А тут совсем голая берёза. Постоял, постоял и ушёл, так ничего не поняв. А на следующее утро та же картина. И на третье утро я слышу воробьиное чириканье — воробьи упорно собираются на ночь на одной и той же берёзе. 123

«Достаётся бедным пичугам, — думаю. — Но почему они именно эту берёзу выбрали? Сколько разных деревьев вокруг. Тут что-то не так». Я задираю голову вверх, слушаю сонные голоса и не могу найти объяснения странной привязанности воробьёв к старой берёзе. 160

Обошёл берёзу вокруг. Но она оказалась обычной, каких много растёт вокруг. Но когда подумал и осмотрелся, я понял, почему воробьиная стая ночует на этом дереве. 185

Между двумя цеховыми корпусами сооружён фонтан. Он работает круглый год. Сюда поступает из цехов горячая вода, а назад уходит охлаждённая. Вокруг фонтана посажены ивы, берёзы. Посмотришь на фонтан днём — огромный столб тумана стоит над ним. Деревья вокруг блестят от мельчайших льдинок, будто хрустальные. Красиво! А старая берёза — чуть в стороне, но и на неё от горячей воды тепло идёт. Вот воробьи и облюбовали её для своего ночлега. И тепло, и красиво. 256

Так всю зиму спасались здесь воробышки от морозов. Я же был доволен, что разгадал воробьиную хитрость. 272

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Объясните значение выражения «воробьиная хитрость».

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

3) Ответьте на вопросы:

— Чему удивился рассказчик, заметив воробьёв на старой берёзе?

— Где обычно зимой прячутся воробьи?

— Как выглядит фонтан зимой?

Почему воробьи облюбовали старую берёзу?

Диагностика техники чтения в 3 четверти

Что мы читали в 6 классе

Прилетело облако на большую чёрную гору. Лёгкое. Воздушное. Опустилось на её зелёные луга. Распласталось в центре её склона. Вытянуло шею, выгнуло спину и само стало на горную вершину похоже. Лежит облако на горе. Отдыхает. Хорошо ему. Тепло и уютно. Кругом такая благодать! 42

Луга покрыты пёстрым ковром разноцветных душистых трав и цветов, от ароматов которых кружится голова. Приветливо кивают головками белоснежные ромашки, голубые колокольчики, ярко-красные маки, жёлтые левкои, розовые гвоздики, фиалки. 70

Летают бабочки, стрекозы, осы, шмели, жужжат, собирая мёд, пчёлы. То тут, то там бегут, журчат серебристые, хрустальные ручейки. Так бы и лежало облако на горе, замерев, вдыхая весь этот чудный аромат, наслаждаясь всей этой дивной красотой. 106

Но вот подул сильный холодный ветер.

— Прочь отсюда! Улетай! Фью! — завывает. 117

А облако лежит себе, не шелохнётся, в солнечных лучах купается. Не хочется ему никуда с горы улетать. Так приятно и радостно ему здесь! 140

Ещё сильнее стал дуть ветер. Совсем рассердился на облако. Гонит и гонит его с горы:

— Ишь разнежилось! Другие работают, летают, а ты здесь прохлаждаешься. Прочь отсюда! Улетай! 167

Задрожало облако. Осторожно, чтоб не рассыпаться и не растаять, собрало в гармошку свои бока и медленно-медленно поплыло вдоль склона, сползая с горы. Ему так не хотелось покидать эту старую, добрую, уютную гору. «Ещё чуть-чуть полежу», — думало облако. 204

А гора, старая мудрая гора, не отпускает облако, говорит ему:

— Не спеши, милое! Не торопись! Полежи ещё немножко! Отдохни, сил наберись. 225

Посмотрело облако печально на гору. Никак ему не хотелось с такой красотой расставаться. Благодарно улыбнулось облако горе. Легонько оттолкнулось и медленно-медленно поплыло вдаль, боясь рассыпать все дары, что старая гора ему так щедро подарила. Всё выше и выше поднималось облако, подгоняемое ветром. Ещё мгновение — и оно совсем исчезло, оставляя за собой невесомый ажурный след. 279 слов

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дайте характеристику облаку, ветру и горе (на выбор ученика).

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

3) Ответьте на вопросы:

— Почему облако опустилось на гору?

— Зачем ветер прогоняет облако?

— Почему облако не хотело улетать?

Диагностика техники чтения в конце учебного года

Что мы читали в 6 классе

На картине был изображён цветок — тигровая лилия, на цветке сидит бабочка, вокруг — густая трава. Картина выполнена старательно: видна каждая травинка. Зачем мама поставила такой натюрморт рядом с кучей мусора? Может, его нарисовал какой-нибудь знаменитый художник и мы владеем целым состоянием? 107

Я пристально разглядывал картину и вдруг заметил, как из рамы вылетает нарисованная бабочка. Ещё и цветок теперь раскачивался! Да и трава на полотне, если приглядеться, слегка волновалась ветром. «Как же я мог так ошибиться? — думал я, поднимая лёгкий багет. — Ведь и трава внутри такая же, как снаружи, и цветок этот я сто раз видел. Вот что может сделать простая рамка!» 167

Я посмотрел сквозь рамку на папу. Папа как папа, ничего интересного. Но стоило навести на него рамку — он сразу сделался представительным мужчиной. 181

Взглянул через рамку на кошку — красота! Волосок к волоску, ушки точёные, лапки изящные, словно игрушечные. Будто их вывел пером японский художник. 210

Так и пошло. На что ни погляжу сквозь деревянный прямоугольник — всё становится будто картина. Вот мама режет на кухне капусту — живопись Рембрандта! Сестра размешивает салат — Ван Гог! Облако плывёт над домом такое, что и не снилось Шишкину с Левитаном. 249

Скоро мне надоело одному наслаждаться эффектом. Позвал во двор сестру. И она тоже принялась всё подряд превращать в картины. Соседа за забором. Птицу-камышовку на ветке. Дерево-сосну. 275

— Смотри, — говорю я сестре, — вот ещё картина. «Заброшенный сад».

— Откуда ты знаешь, что это картина? — с явным недоверием сказала сестра. — Рамка-то у меня! 298

Вот тогда у меня в голове что-то раз — и щёлкнуло. Всё как-то сразу посветлело. Оказывается, можно и без рамы. Кругом и так, само по себе всё — картина. 325

До этой минуты всё у меня в жизни было как-то порознь, само по себе, без всякого порядка и смысла. А теперь сразу и порядок, и смысл, и новый интерес появился. Как будто рассыпанные камешки сложились в яркую мозаику. 363 слова

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

1) Дайте характеристику мальчику.

2) Выберите наиболее подходящий заголовок:

3) Ответьте на вопросы:

— Как отдыхал мальчик летом?

— Зачем мама вытащила с дачного чердака старый хлам?

— Чем привлекла внимание мальчика картина?

— Каким эффектом наслаждался мальчик?

— Как изменился его взгляд на мир?

Источник

Литература по программе 6 класса

Андерсен Г. Русалочка

Ахматова А. Цветов и неживых вещей.

Беляев А. Человек-амфибия

Бунин И. Первый утренник, серебряный мороз.

Вольга и Микула Селянинович

Гоголь Н. Ночь перед рождеством

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король

Грин А. Четырнадцать футов

Есенин С. Где ты, где ты, отчий дом.

Жуковский В. Лесной царь

Жуковский В. Светлана

Ильф и Петров Любители футбола

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Крылов И. Волк и ягнёнок

Крылов И. Ворона и лисица

Крылов И. Демьянова уха

Крылов И. Кукушка и петух

Крылов И. Петух и жемчужное зерно

Крылов И. Тришкин кафтан

Лермонтов М. Беглец

Лермонтов М. Панорама Москвы

Лермонтов М. Русалка

Пушкин А. Барышня-крестьянка

Пушкин А. Бесы

Пушкин А. Вурдалак

Пушкин А. Выстрел

Пушкин А. Дубровский

Пушкин А. Конь

Пушкин А. Песни западных славян

Пушкин А. Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Пушкин А. Утопленник

Салтыков-Щедрин М. Повесть о том, как один мужик.

Толстой А.Н. Русалка

Толстой Л. Севастополь в декабре месяце

Тургенев И. Бирюк

Тургенев И. Муму

Цветаева М. Домики старой Москвы

Чехов А. Лошадиная фамилия

Чехов А. Страшная ночь

Чехов А. Толстый и тонкий

Чехов А. Хамелеон

Список литературы и ссылки на произведения для чтения в 6 классе.

Приведённая программа по литературе носит ориентировочный характер. Точное содержание списка книг для чтения уточняйте в своём учебном заведении.

Вверху – ссылки на произведения, которые можно прочесть онлайн на сайте Classica-online.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

А. Ахматова «Цветов и неживых вещей. ».

А. Беляев. Человек-амфибия.

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

И. Бродский «Ветер оставил лес. ».

И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз. ».

В.В. Вересаев «Состязание».

В. Гауф «Маленький Мук».

Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Гомер «Одиссей у циклопов».

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

А. Грин «Четырнадцать футов».

С. Гудзенко «Перед атакой».

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» (главы).

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом. ».

В. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

И. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное зерно», «Тришкин кафтан».

М. Лермонтов «Русалка». «Сон». «Панорама Москвы». «Беглец».

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки).

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

О’Генри «Последний лист».

Б. Окуджава «До свидания, мальчики. ».

Б. Пастернак «Никого не будет в доме. ».

К. Паустовский «Старик в станционном буфете».

М. Петровых «Апрель 1942».

А. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел», «Барышня-крестьянка»), «Дубровский». «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»). «Бесы».

М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

К. Симонов «Жди меня».

Б. Слуцкий «Лошади в океане».

Н. Телешов «Белая цапля».

А.Н. Толстой «Русалка».

Л. Толстой «Севастополь в декабре месяце».

И. Тургенев «Муму». «Бирюк».

М. Цветаева «Домики старой Москвы».

А. Чехов «Страшная ночь». «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника». «Толстый и тонкий». «Хамелеон».

Эзоп. Басни. Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей»

Легенды, мифы, народные эпосы

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах. Из киргизского эпоса «Манас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *