Что музыка изображает ответ
«Может ли музыка что-то изображать?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по музыке.
Тема: «Может ли музыка что-нибудь изображать?»
Цели: 1) предметные: научить слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора;
2) метапредметные : развивать творческий подход к слушанию и исполнению музыки; развивать у учащихся музыкальный слух, музыкальное мышление, речь;
3) личностные: воспитывать средством музыки любовь к животным, птицам, родному краю.
Оборудование: презентация, музыкальный инструмент, аудиозаписи.
Мотивация учебной деятельности. Музыкальное приветствие.
-Все встали красиво.
— Здравствуйте ребята, я рада видеть вас.
+Здравствуйте учитель, готов к уроку класс.
-Успокоились и тихо сели.
Сегодня урок музыки проведу у вас я.
-Сегодня мы продолжим наш разговор о музыке. О чем вы говорили на прошлых уроках?
+Музыкальные портреты детей и взрослых, героев сказок.
-То есть вы говорили о связи музыки с кем?
— Обратите внимание, вот вы говорили с вами о песне. Кто поёт песни?
+Человек поёт песни.
-Вы говорили с вами о танцевальной музыке. Кто танцует, чьи движения выражаются в танцевальной музыке?
— Музыка может передавать различные настроения, она может выражать различные черты человеческого характера, она может «нарисовать» портрет человека так же, как это может сделать художник.
Постановка проблемного вопроса.
-Но вот, среди вопросов, которые меня интересуют, есть такой вопрос: а может ли музыка изобразить что-то вот так, как изображает художник? Художник посмотрел – изобразил. Вот может ли музыка так изображать?
-Как вы думаете, какой теме мы посвятим наш урок?
+Может ли музыка что-нибудь изображать.
Открытие детьми новых знаний.
— Музыка- это искусство звуков, и поэтому она может воспроизвести очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас жизни, в природе. Какие?
+Раскаты грома, пение птиц, завывание ветра, колокольные звоны, артиллерийские залпы, шелест листвы, шаги человека, топот конницы, стук колес.
-Чтобы в этом убедиться, прослушаем композицию кубызиста- виртуоза мира Роберта Абдрахмановича Загретдинова: «Утро Башкортостана».
-Ребята, примите позу слушателя, и подумайте, какие звуки вы услышали, почему именно эти звуки изобразил композитор?
-Посмотрите на картинки и скажите, какое из них подходит для иллюстрации этого произведения? Почему?
-Дар изображать в музыке движения людей, животных, птиц, явления природы дается не каждому композитору. Мастерски превратить видимое в слышимое умели Л.Бетховен, М.Мусогорский, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, Э.Григ, К.Сен-Санс..
— Художник может изобразить то, что он видит глазом. Композитор – то, что он слышит ухом. В этом естественная разница двух искусств. И композитор может в музыке воспроизвести кое-что из того, что вокруг нас звучит. И мы точно это почувствуем. Такие моменты в музыке играют роль дополнительную. Нельзя построить большое музыкальное произведение только на том, чтобы воспроизвести какие-то звуки, существующие в природе. Но когда в музыку добавляется звучание, которое существует в природе, это слушателю помогает угадать, что же здесь изображено.
-То есть изобразительные детали (звуки природы, окружающего мира), как правило, играют небольшую роль.
-Кобалевский писал: «Они никогда не могут стать чем-то главным в музыке, остаются лишь «дополнительной краской», способной уточнить замысел композитора, сделать его понятной для слушателя, но не способной заменить его внутреннего содержания. Главным в музыке всегда остается человек- его мысли, чувства, его отношение к окружающему миру».
-Как вы это понимаете?
-Чтобы понять, прослушаем пьесу Чайковского «Песнь жаворонка». Подумайте, что здесь изобразил композитор, какие человеческие качества? Приняли позу слушателя.
+Главное не изображение щебетания предвестника весны- жаворонка, а восхищение человека красотой пробуждающейся природы.
-Прослушаем произведение Р.Газизов «Осенний дождь». Здесь, что изображает композитор?
-Какое настроение к вас возникает при прослушивании этого произведения?
-А сейчас возьмем музыкальные инструменты и будем аккомпанимировать произведение при повторном слушании.
Итог урока. Оценивание.
— С какой темой мы сегодня познакомились?
+Может ли музыка что-нибудь изображать.
-Что же изображает музыка?
+Звуки природы, окружающего мира, настроение человека.
Рефлексия учебной деятельности.
-Вам понравился сегодняшний урок?
-Какие трудности возникли у вас?
-С каким настроением уйдёте с урока?
-Мне понравилось как вы сегодня хорошо поработали, старались. Особенно были активными… Я им ставлю оценку «5». Молодцы. Всем спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.
Презентация по музыке на тему «Что изображает музыка» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЧТО ИЗОБРАЖАЕТ МУЗЫКА? Выполнила: учитель музыки Чернявская Г. Б. САРАНСК
Что выражает музыка?
МУЗЫКА МОЖЕТ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛИ, ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ.
Что изображает музыка?
МУЗЫКА МОЖЕТ ИЗОБРАЗИТЬ Звучащие и движущиеся предметы
ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ЧТО ИЗОБРАЖАЕТ МУЗЫКА? Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе. И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служит ветер, плеск волны, Раскаты грома, звук капели, Птиц несмолкаемые трели Среди зеленой тишины. И дятла дробь, и поездов гудки, Чуть слышны в дремоте, И ливень – песенкой без слов Все на одной веселой ноте…
звуки и шумы природы: пенье птиц, ветер, журчанье ручья, гроза и буря, гудки поезда…
Слушаем внимательно произведение и думаем: Что выражает музыка? Что изображает музыка?
МУЗЫКА ВЫРАЗИЛА НАСТРОЕНИЕ
МУЗЫКА ИЗОБРАЗИЛА Движущуюся конницу. Мы слышим цокот копыт.
ИТОГ Лучше всего музыка может изображать движение: движение человека (шаги), конницы, поезда. Огромное количество звуков и шумов из нашей жизни композиторы изображают в своих произведениях. Это и пенье птиц, журчанье ручья, гром, колокольный звон, ружейные выстрелы, гул авиационных моторов (самолетов) и грохот движущихся танков и многое еще.
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-889932
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока по музыке на тему «Что изображает музыка» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
К УРОКУ ДОПУЩЕН К УРОКУ ДОПУЩЕН
_________________ / ______________________ ________________ / ______________________
подпись ФИО учителя подпись ФИО методиста
«______» ________________ 20 ___ г. «_______ » ________________ 20 ___ г.
Казанцева Татьяна Александровна
Селивестру Анастасия Васильевна
Володина Надежда Григорьевна
«Что изображает музыка».
Открытия новых знаний.
Цель деятельности педагога:
Создание условий для понимания учащимися изображение музыки, её настроения, замысел композитора.
1. Образовательная: учиться понимать музыку, внимательно ее слушать, познакомится с творчеством П.И. Чайковского, Л.Бетховена, Д.Шостаковича;
2. Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение, умение высказывать свое мнение о музыке;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине;
Предметные: постижение знаний и умений в эстетическом искусстве через восприятие музыки;
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
Регулятивные: прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно-музыкально опыта в процессе с знакомства с музыкальными произведениями;
Методы и приемы обучения:
Словесный, наглядный, практический, метод наблюдения за музыкой.
Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.
Вход под музыку («Калинка»)
-Меня зовут Анастасия Васильевна сегодня урок музыки проведу у вас я.
-Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?
Коль грустно, музыку скорей включи
И по квартире в танце покружи!
И танец под волшебные те звуки
Тебя избавит от хандры, тоски и скуки!
-Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?
— о музыке, о танце, о настроении.
-что когда у тебя плохое настроение нужно включать музыку.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
осознания потребности к построению нового
-Когда вы вошли в класс, то что вы заметили?
-Какая она по характеру?
-Кто ее исполняет? О чем в ней говорится?
-Ребята, на какие три кита делится вся музыка?
-Какой из трех китов прозвучал в начале урока?
-Какое настроение у вас возникло при прослушивании этой песни?
-Что вы представляли когда вы слушали данную песню?
-Что вы узнали на прошлом уроке?
Вспомните, как называется пьеса немецкого композитора Бетховена, которую вы слушали на прошлом уроке? (слушаем)
-Как звучит музыка в первой части?
-А какая музыка во второй части?
-Сейчас я раздам каждому из вас по две карточки: коричневого и красного цвета.
Когда вы услышите весёлую музыку, – вы поднимете красную карточку, а когда грустную – коричневую.
-А как вы считаете, может ли музыка что- то или кого- то изобразить?
-А все что вы перечислили, выполняет какие- то движения?
— Прежде чем продолжить урок, давайте с вами узнаем, что означает слово движение. Мы взяли несколько определений из разных словарей.
-Это песня веселая, энергичная, живая…
— хор, о калинке в саду ягоде малинке.
— то что музыка выражает эмоции, чувства.
— Отрывисто, легко, нежно.
-Плавная, спокойная, грустная.
-(Дети слушают пьесу и выполняют задание).
— музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь и так далее.
— Движение – это состояние перемещения предмета в пространстве.
-Движение – это форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира.
Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение, умение высказывать свое мнение о музыке
Постановка цели урока.
Цель: Выявление места и причины затруднения,постановка цели урока.
-Давайте сейчас мы посмотрим мультфильм.
-Какие звуки и шумы услышал дедушка Ау?
-Кто издает эти звуки?
-Как вы думаете может ли музыка изобразить эти звуки и шумы?
-Итак, сформулируйте тему нашего урока.
-Как вы думаете, какова цель урока?
— Давайте сегодня в этом хорошо разберёмся.
-Капли, крик, выстрел, плач, жужжание пчелы, звук самолета, кукование кукушки, пение птиц, стук.
-Человек, природа, техника.
-«Что изображает музыка (О чем говорит музыка)».
-Учиться слышать и понимать что изображает музыка.
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности
Открытие нового материала.
Цель: создать ситуацию успеха для каждого учащегося для формулирования плана своих действий по построению нового знания.
Мимо нас стрелой летит,
Все колесами стучит
И пронзительно гудит.
Нас по белу свету возит.
-А в музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается?
-А поезд, стоящий на месте можно изобразить?
-С помощью, каких средств музыкальной выразительности?
-А как поезд звучит?
В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, места отдыха русских царей. 27 сентября 1836 году собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда назвали «северным слоном». Представьте вы никогда не видели поезда, чтобы вы испытывали?
— Весь народ волновался. И вот появился «пароход». Почему пароход?
-Эти события наблюдал и русский композитор Михаил Иванович Глинка. Картина произвела впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня».
-Что означает слово «Попутная»?
Посадка.(Сидим правильно,как слушатели)
-Послушайте внимательно и скажите, что изображает в этой песне музыка?
-Послушайте слова песни.
Дым столбом кипит, дымится пароход! Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье! Веселится и ликует весь народ. И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле.
— Итак, мы послушали «попутную песню» Глинки.
Что изображает музыка? Каким образом композитор добился изображения движения, скорости в музыке?
-А музыка в этом произведении может быть что- то и выражает?
-Какой вывод мы можем сделать?
— Кого вы видите на слайде?
-Вспомните, какую на прошлом уроке песню вы разучивали?
-Про что она, какое настроение передает данная песня?
-А давайте, ее исполним, только для начала мы выполним упражнения для пения.
Нужно встать принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.
Исходное положение, сидя поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую. Затем наполняя обе щеки. Повторите так 5-7 раз.
Упражнение на дикцию.
От топота копыт пыль по полю летит.
— Сядьте как исполнители. Исполнение перепёлочки.
-И какое же настроение несет данная песня? Почему?
-Что же заболело у перепелочки?
-А что выражает эта песня? Почему?
— Попытайтесь представить картину и определить характер музыки.
Сядьте как слушатели.
-Какие чувства вы испытывали, когда прослушивали это произведение?
— О чем она? Что в ней происходит?
-Что изображает музыка в этой песне?
-Ребята, а как вы думаете какой колокол использовался на Руси?
Сейчас мы с вами разучим эту песню.
Разучивание. После прослушивания, преподаватель повторяет слова, и дети исполняют куплет.
— А теперь кто скажет, сможем ли мы исполнить ее с музыкальным инструментом, и каким из данных?
-А почему именно этот инструмент? Кто выйдет подыграет нам на треугольнике.
-А теперь послушайте произведение и попытайтесь представить картину. Прослушивают «Полюшко»
-Что вы представили?
— Данная песня называется «Полюшко» была написана советским композитором Л. Книппером.
— Что изображает музыка? (Что вы услышали?)
-Сравните «Попутную песню» Глинки и «Полюшко» Л. Книппера.
— В чем отличие двух песен?
— Можно. Музыка может ускоряться и замедляться.
— Трудно. Если только гудок.
— Темп, ритм, динамика.
— Гудит гудок, стучат колеса.
— Страх, удивление, волнение.
— Паровоз ходил с помощью пара.
-Рассказывает о путешествии или поется в пути.
— Быстрый темп, пение скороговоркой, аккомпанемент был похож на стук колес.
-О Перепелочке у которой заболели ножки и спинка. Она была строй. Грустное настроение.
-Грусть. Нам жалко Перепелочку.
Спинка, ножки, крылышки.
— о том, что у кошки загорелся дом.
-Да, с треугольником.
-умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание;
-развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция;
Цель: Зафиксировать новое содержание изученное на уроке;
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
— Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что изображает музыка? А что выражает?
-Музыка может выражать, изображать.
-умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по Музыке 2 класс
Рабочая программа по Музыке 1 класс
Дидактическая игра-лото «Магазин музыкальных инструментов»
Презентация по музыке на тему: » Волшебная сила музыки»
Тест по музыке за 2 четверть, 3 класс
Календарно-тематическое планирование по музыке (3 класс)
Календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс)
Презентация по музыку на тему «Контрольная работа за 3 четверть» 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5370315 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Беседы о музыке. Беседа-4
Главная » Беседы о музыке. Беседа-4
Автор Д.Б. Кабалевский
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. МОЖЕТ ЛИ МУЗЫКА ЧТО-НИБУДЬ ИЗОБРАЖАТЬ
Добрый день, здравствуйте, ребята! (Здра-а-вствуйте!). Сегодня мы продолжим наш разговор о музыке, начнём нашу четвертую беседу о музыке. И так же, как в прошлый раз, я сегодня хочу очень коротко напомнить вам, о чём шла у нас речь на первых трёх беседах. Мы говорили о таких областях музыки, как песня, как танцевальная музыка, маршевая музыка. Говорили о том, что музыка становится тем интереснее, чем больше о музыке знаешь. Когда знаешь, как музыка построена, когда знаешь, что хотел композитор выразить в этой музыке, становится интереснее её слушать.
В последней беседе мы говорили на очень интересную, важную тему – о связи … кто помнит из вас? О чём мы говорили в прошлый раз? О связи музыки с чем? Правильно, да. С человеческой речью. Области эти друг с другом очень тесно связаны и человеческая речь на музыку влияет. Вот задача наших бесед с вами, в чём заключается? В том, чтобы вот с разных сторон, через разные темы, войти в музыку так, чтобы музыка стала знакомой, близкой, понятной.
Но всё-таки, когда мы с вами говорим о танцевальности, мы имеем в виду все-таки не «танцующих кузнечиков», правда? И не танцующих медведей, а танцующих людей? То есть, все, о чём мы говорили, о разных проявлениях музыки, в том числе о речи, о слове, показывает, что музыка, это искусство, которое идёт через человека, через его мысли, через его чувства, через его движения. Всё через человека.
Но вот, среди вопросов, которые часто задают ребята, есть такой вопрос: а может ли музыка изобразить что-то вот так, как изображает художник? Художник посмотрел – изобразил. Вот может ли музыка так изображать? Вопрос очень интересный. Может ли музыка изобразить то, что находится не внутри человека, а рядом с человеком? Вот этому мы посвятим сегодня наш разговор.
Художник может посмотреть на стол и нарисовать стол. И у вас никаких сомнений не будет в том, что это стол нарисован. Композитор может это сделать? Конечно, нет. Художник может взять и нарисовать портрет человека так, что у вас не никаких сомнений в том, кто изображен на этом портрете. Если конечно этот художник умеет рисовать, естественно. Но иначе мы его не назовём художником. Правда, да? Когда я говорю «художник», я имею в виду не просто человека, который держит в руках кисть, правда? А который умеет этой кистью создавать произведения искусства.
Композитор может изобразить так человека, что мы просто сыграем музыку, и мы узнали, что это? Может? Не очень. Композитор может сделать очень многое. Он может написать такую музыку, что вы поймёте, что в этой музыке изображены ребята, более того, если там будут звучать какие-то интонации пионерской песни, вы скажете – это в музыке изображены пионеры. Если музыка будет в характере молодежных песен, вы скажете – «Да-а! Это музыка о молодёжи».
Представьте себе, если в музыке, в сочинении ещё встретится такая тема (Играет мелодию песни «По долинам и по взгорьям»). Вы сразу почувствуете, что это идёт… О каком времени речь? О Гражданской войне, правда? Потому что эта песня «По долинам, по взгорьям» связана с Гражданской войной. А если вы услышите в музыке такую тему (играет мелодию песни «Священная война»). Отечественной войны песня, да? Вы услышите и скажете – да, это связано с Отечественной войной. Но точно вы никогда не скажете, кто это изображен. Вы чувствуете, разница заключается в чём?
Художник может изобразить то, что он видит глазом. Композитор – то, что он слышит ухом. В этом естественная разница двух искусств. И композитор может в музыке воспроизвести кое-что из того, что вокруг нас звучит. И мы точно это почувствуем. Такие моменты в музыке играют роль дополнительную. Нельзя построить большое музыкальное произведение только на том, чтобы воспроизвести какие-то звуки, существующие в природе. Но когда в музыку добавляется звучание, которое существует в природе, это слушателю помогает угадать, что же здесь изображено.
Существует множество музыкальных произведений, в которых композитор воспроизвел звучание грозы. А вот художник не может сам гром изобразить в картине. Он нарисует такую картину, на которой будут тучи, будут молнии в небе, мы будем видеть ливень, а сам звук мы, если картина хорошо нарисована и мы в неё всмотримся, нам начнёт казаться, что мы слышим этот звук. В этом замечательная особенность искусства живописи, правда? Что живопись может дать нам ощущение звука, хотя изобразить звук не может. А музыка наоборот, может дать звук, а всю картину мы начинаем представлять себе. Вот вам связь двух искусств.
Я вам сейчас покажу один образец из музыки французского композитора Берлиоза. Этот композитор написал симфонию, которая называется «Фантастическая симфония». Там есть одна часть, которая называется «Сцена в полях». Я покажу в записи, на пленке маленький кусочек из этой симфонии, которым кончается эта часть – «Сцена в полях». Кончается день, звучит рожок пастуха и кроме рожка пастуха, послушайте, что там ещё есть, вы ясно это услышите сами. (Звучит фрагмент «Сцены в полях»).
Вот, ясно, да? Что вы слышали, кроме …? Гром. Ну конечно, конечно гром. Никаких сомнений нет. Отдаленные раскаты грома. Вот такой маленький кусочек музыки, он сразу дает представление, правда? Такое ощущение вечера, издалека звучит пастушеский рожок, издалека доносятся раскаты грома и гроза проходит мимо.
Причём, вы знаете, что грозу изображали в своей музыке очень многие композиторы. У Бетховена в Шестой симфонии, замечательная симфония, в которой изображена гроза и буря. У Чайковского симфоническая поэма так и называется «Буря». В «Пиковой даме» конец первой картины сопровождается грозой, страшной бурей. У Верди в «Риголетто» звучит гроза. Словом, при желании можно было бы составить целую программу и назвать её «Гроза и буря».
Я сегодня приведу два примера из своих сочинений. Я вам приведу один пример из большого очень сочинения, которое я писал год тому назад, сочинение, которое посвящено памяти погибших в борьбе с фашизмом. Это сочинение «Реквием» на стихи Роберта Рождественского. Там есть часть, в которой хор поёт славу героям. Мне хотелось так написать эту часть, чтобы у слушателя было очень точное представление, даже если он не расслышит слов, даже если он не знает русского языка, чтоб он услышал, что речь идёт о той торжественной и скорбной минуте, которая сопровождает обряд погребения героя.
Вот, есть ощущение, да, выстрелов артиллерийских? Это дополняет музыку и уточняет то, что мне хотелось выразить. Я вам приведу ещё один, совершенно другой пример, тоже из своего личного опыта, и тоже скажу, почему это возникло. Из области пионерских песен. Вы знаете эту песню? (Играет песню «Спокойной ночи»). Вы знаете эту песню? «Спокойной ночи». Это из артековских песен. Что можно сказать о характере этой песни? Что эта песня спокойная, правда? Что она, наверняка, не вызывает желания маршировать, не вызывает желания танцевать, что вполне соответствует её названию и её стихам: «Спать, спать, спать, спокойной ночи».
Вот сейчас послушайте эту же самую песню, не на рояле, а в оркестре, и, кстати, сравните, насколько оркестр (рояль – чудный инструмент, я его страшно люблю и очень люблю слушать пианистов), насколько оркестр больше таит в себе всяких возможностей, чем рояль. Хотя одно другим, конечно, заменить никогда нельзя. Вот послушайте эту песню. (Звучит запись. Кабалевский комментирует во время звучания музыки: «Вот, слышали? А теперь постарайтесь трубу услышать, горниста»).
Слышали, да? Здесь хуже всего ветерок звучал (его здесь почти не слышно в записи), волны уже слышны ясно, да? И вот вы уже видите, что какие-то моменты изобразительные, уже не просто при помощи барабанов, как можно давать грозу, скажем. Кто волны играл, кто из вас знает? Арфа. Арфа изображала легкий Плеск волн. А ветерок кто? Кто может сказать? Знаете, когда струнные играют… Вот правильно, легкое такое движение по струнам, шелест такой, да? Тремоло это называется. Ну и горн, понятно, только труба играла за сценой. Но, вы не обратили внимание, что труба играла пионерский сигнал «Спать, спать», да? Только в миноре, а не в мажоре. Вот вам ещё один пример. К этой песне можно добавить несколько деталей каких-то, несколько подробностей, и эти подробности уточняют характер.
Кстати, очень много музыки композиторами сочинялось о воде, о море, о фонтанах даже, об океане. Кто из русских композиторов очень много… ну, кто? (Из зала: «Римский-Корсаков»). Римский-Корсаков, да. А вы знаете, что Римский-Корсаков был моряком, он ведь окончил в своё время морской корпус, морское училище и совершал кругосветные путешествия по морю, любил море и очень его хорошо изображал, в самых разных видах. Ну, известно, скажем, как замечательно у него изображено море в «Шехерезаде».
Эта тема, которая очень увлекала композиторов, тема природы. Но даже тема природы в музыке, она всегда, шла через восприятие человека, через чувства человека, и поэтому мы в этой музыке слышим не просто волнение моря, правда, а взволнованные чувства слышим. Никогда музыка не может изобразить что-то, отвлекшись от человека.
При желании можно было бы сделать ещё, знаете какую программу? Как композиторы изображали различных зверей, различных птиц, различных животных. Представьте, здесь даже можно было целый птичник сделать. Скажем, взять у Мусоргского таких цыплят (играет фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты для фортепиано «Картинки с выставки»).
Взять у французского композитора Рамо такую курицу (играет фрагмент фортепианной пьесы «Курица»). Видите, кудахчет.
У Римского-Корсакова взять такого петуха (играет тему Золотого петушка из одноименной оперы).
Всё это передает какой-то характер.
А когда мы с вами встретимся с сочинениями Прокофьева и послушаем внимательно его замечательную симфоническую сказку «Петя и волк». Вы помните, вы знаете, вероятно, да, большинство? Там есть и Птичка, и Кошка, и Волк, и всё это находит свои краски, своё выражение в музыке. Вот, в качестве последнего примера, я вам хочу привести из Римского-Корсакова тоже… Из оперы «Сказка о царе Салтане». Вы знаете, что Римский-Корсаков написал пятнадцать опер и среди них почти, если не почти все, то, во всяком случае, большая часть этих опер, связана с сюжетами сказочными – он очень любил русскую сказку – и написал несколько замечательных опер, в том числе «Сказку о царе Салтане». Кто из вас видел на сцене «Сказку о царе Салтане»? По радио, во всяком случае, вероятно, какие-то отрывки слушали наверняка.
Я вам покажу сейчас один отрывок из этой оперы, который связан вот с каким эпизодом. Сказку Пушкина, я надеюсь, вы помните все хорошо. правда? Когда царевич Гвидон, в результате всяких печальных приключений оказался на острове, ему захотелось хоть на минуту попасть к себе домой, повидать своего отца, и тогда царевна Лебедь что с ним сделала. Какое превращение? Да, превратила его в Шмеля. И этот Шмель полетел, и он кого ужалил? Помните? Бабариху, Ткачиху и Повариху. К тем тём злым женщинам, из-за которых он терпел столько бед. И вот, Римский-Корсаков великолепно в музыке изобразил полёт шмеля.
Мы ведь привыкли к тому, что когда мы слушаем отдельно «Полёт шмеля», это играет только или оркестр, или какой-то один инструмент. А в опере, что в это время происходит? Когда Шмель полетел, царевна Лебедь вслед ему поёт вот какие слова (Читает: «Ну, теперь, мой шмель, гуляй…»). Вот эти напутственные слова поются уже когда шмель летит. Вот послушайте сейчас. (Звучит в записи «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»).
Вот ясно звучит жужжащий Шмель, движение его какое-то ощущается. И, вместе с тем, увлекательная музыка. Это сочинение отдельно любят играть скрипачи, отдельно очень любят играть кларнетисты. Я слышал трубача, который играл замечательно на трубе этого «Шмеля». Я слышал, на ксилофоне играл один мальчик. Эта музыка, есть у неё какая-то такая привлекательность. А в чём её привлекательность очень большая? Как, по-вашему? В необычайном движении, правда? В необычайной стремительности какой-то. Вот, летит, вот чувствуется свобода какого-то полёта в этой музыке. Это очевидно и увлекает очень исполнителей, в том числе, и маленьких исполнителей.
Так вот, ребята, мне об этом сегодня и хотелось вам рассказать. Значит, давайте подведём итог. Первое. Музыка, это искусство, которое в первую очередь, главным образом, выражает чувства человека, мысли человека, настроение человека. Всё, что связано, то, что мы называем, внутренний духовный мир человека. С его радостями, его печалями, его необычайными какими-то подъёмами, а может быть иногда с очень грустными состояниями. Причём не только одного человека.
Мы дальше встретимся с такими произведениями, которые выражают настроения, мысли и чувства огромного количества людей. Да вы уже знаете… Скажите, песня, разве песня, каждая выражает настроение одного человека? (Из зала: «Нет»). Конечно, нет. Как правило, если бы песня выражала настроение одного человека, а такие песни иногда сочиняются, то кто их поёт только? (Из зала: «Кто сочинил»). Тот. Кто сочинил, конечно. Тот, кто сочинил, тот и поёт. Это очень печальная судьба не получившейся песни.
По-настоящему песня выражает обязательно чувства, мысли, желания, помыслы какие-то, идеалы многих людей. Чем большего круга людей, тем больше эта песня и поётся.
Но, есть в музыке интересные ещё подробности, которые встречаются довольно часто. Вот эти подробности как мы называем? Вот то, о чём сегодня шла речь? Иллюстративный, да, момент? Который иллюстрирует, то есть изображает что-то, что существует в природе, независимо даже от человека. Главным образом в природе, скажем, в современной жизни, в музыке изображается иногда и звук движущегося поезда. Когда мы слушали с вами «Попутную песню» Глинки, вы помните, да?
Вот эти все – дополнения, которые дают возможность композитору уточнить, сделать более понятным, более точным то, что он хотел в музыке изобразить. После этого я хочу только, чтобы вы не путали двух вещей.
Бывают названия пьес, вычитали должно быть и слышали – «Утро» или «Вечер», там «Вечер на реке, или просто «Вечер». И у вас может возникнуть вопрос. А может ли музыка разве изобразить утро? А может ли музыка изобразить вечер? (Из зала: «Может»). Она может передать нам какие-то ощущения, что мы почувствуем, что это утро, или вечер. В музыке можно выразить просветление. Вечер – это затемнение постепенное. В музыке можно выразить постепенно наступление более сумрачных звучаний, большей темноты. Но это не есть изображение того, что на самом деле в природе. Музыка изобразить этого не может, и не нужно от неё этого требовать. Мне хочется вас теперь спросить только, всё ли вам сегодня было ясно? (Из зала: «Да. Всё»). Если все было сегодня ясно. Тогда на этом мы закончим наш четвертый разговор о музыке. До следующего раза. Всего вам хорошего.