Что можно узнать с помощью опытов и наблюдений
Итоговая проверочная работа по окружающему миру 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговая проверочная работа (окр.мир «Планета знаний»)
1. Что можно узнать путем наблюдений? Подчеркни:
а) начало листопада
б) какие вещества не растворяются в воде
в) как передвигаются животные
г) зачем растению нужен свет
2. Как изменяется продолжительность дня? Подчеркни нужное слово:
Осенью дни становятся короче/ длиннее, чем летом.
3. На Земле 6 материков. Напиши их.
4. Что такое Солнце? Подчеркни правильный ответ:
комета, планета, спутник, звезда
5. Найди и исправь ошибку: Луна – спутник Венеры.
6. Подчеркни названия только тел природы:
звезда, молоток, синица, книга.
7. Что является источником звука, когда говорит человек? Подчеркни
8. Как влияет на человека шум? Подчеркни
9. В какое время года водоемы освобождаются ото льда? Напиши
10. Доходы и расходы семьи за месяц. Это ______________________
11. Правила поведения в обществе. Это ________________________
1.Что можно узнать с помощью опытов? Подчеркни:
а) начало листопада
б) какие вещества не растворяются в воде
в) как передвигаются животные
г) зачем растению нужен свет
2. Как изменяется высота солнца на небосклоне? Подчеркни нужное
слово в предложении: Осенью солнце поднимается на
небосклоне ниже / выше, чем летом.
3. На Земле 4 океана. Напиши их.
4.Что такое Венера? Подчеркни правильный ответ:
комета, планета, спутник, звезда
5.Найди и исправь ошибку: Луна – спутник Солнца.
6.Подчеркни названия веществ:
звезда, молоко, синица, вода.
7. Что является источником звука при игре на скрипке? Подчеркни
8. Как влияет на человека шум? Подчеркни
9. В какое время года появляются проталины? Напиши_____________
10. Правила поведения в обществе. Это_____________________
11. Доходы и расходы семьи за месяц. Это _______________________
Тихий океан, Северный
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-189764
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «Как ученые изучают мир»
Тема: «Как ученые изучают мир»
Цели урока: сформировать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент).
Задачи:
-Научить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их и
оценивать результаты, полученные в ходе опыта.
-Развивать наблюдательность, творческие способности учащихся.
-Воспитывать нравственные качества.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Как ученые изучают мир»»
Тема: «Как ученые изучают мир»
Цели урока: сформировать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент).
-Научить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их и
оценивать результаты, полученные в ходе опыта.
-Развивать наблюдательность, творческие способности учащихся.
-Воспитывать нравственные качества.
Оборудование: волшебная коробка, стеклянные сосуды, стаканы, блюдце, мерный стакан, фасоль.
Литература: Учебник Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» «Перспективная начальная школа», рабочая тетрадь.
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнемся друг другу и начнем урок.
— А знаете ли вы, кого называют учеными?
Ученые – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.
— А как учёные изучают окружающий мир?
Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении.
-Сегодня на уроке мы с вами будим проводить наблюдения и опыты.
Изучение нового материала
-У кого дома есть цветы?
-Вы за ними ухаживаете?
-Откройте, ребята учебники на странице 14. Громко и четко прочтет содержание первого наблюдения…
-Если долго его не поливать, что будет с цветком? (цветок увядает)
-Посмотрите на первую картинку
-Что вы видите? (цветок увядает)
— А если мы в этот момент польем его, что произойдет с цветком? (оживать, расправлять листья и стебли)
-А сейчас проверим самых наблюдательных, через сколько часов цветок будет таким как на рисунке 3? (через 2-3) Еще это зависит от вида цветка и от того как вы его поливали.
-Какой мы можем сделать вывод? (за растениями нужно ухаживать и вовремя поливать)
-Посмотрите, какие комнатные растения есть в классе и наблюдайте и ухаживайте за ними, чтобы они не засохли.
-Второе наблюдение прочтет….
-У кого дома есть собаки и кошки?
-Какие звуки издает кошка? (мур мур, мяу мяу)
-А когда она испугается? (хвост трубой, шерсть дымом)
-А когда ластится? (обтирается вокруг ног хозяина)
-Молодцы, ребята вы наблюдательные.
-Кроме наблюдений ученые проводят опыты. Для проведения опыта создают специальные условия: охлаждают или нагревают, освещают или затеняют.
-И сейчас мы с вами проведем опыт.
-У меня есть волшебный сундучок. В нем есть емкости, с помощью которых, можно определить в каком больше, а в каком меньше воды. У меня есть три красивых стеклянных сосуда. Заполняю их водой. Как определить в каком сосуде больше воды? А в каком меньше? Как вы будете определять? (на глаз, мерным стаканчиком)
Из него я беру три одинаковых стакана и заполняю их водой. Как определить в каком стакане больше воды, а в каком меньше? Как вы будете определять? (на глаз). Нам нужен точный результат? (мерным стаканчиком). Определим…
Запишем результаты наблюдения
С помощью чего мы узнали, в каком сосуде воды меньше или больше? (опыта)
-Я прорастила несколько семян фасоли. Выбрала два одинаковых проростка, посмотрите на них. Сейчас я каждый из них посажу в отдельные стаканчики с почвой. Затем один из них поставим в темное место (в шкафчик), а другой поставим в светлое место на окно. Все условия для них должны быть одинаковыми вода, почва и воздух. И понаблюдаем за проростками в течение двух недель.
-Какие у вас предположения, что будет с проростками через две недели? Подождем две недели и посмотрим.
V. Закрепление изученного материала.
-Откройте учебник на стр.16 прочтет первый вопрос…
-Что можно узнать с помощью наблюдения? (когда пойдет дождь, когда зацветет сирень и т.д.)
-Прочтет второй вопрос…
-Чем отличается наблюдение от опыта? (Наблюдение отличается от опыта тем что наблюдаем с какой- то целью и записываем результаты наблюдения, а перед проведение опыта также ставим цель и создаем условия, которые нам необходимы, наблюдаем и делаем выводы)
-Прочтет следующий вопрос…
Что можно узнать с помощью наблюдения, а что с помощью опыта?
наблюдение: конец листопада, начала отлета птиц в теплые страны.
опыт: что необходимо для прорастание семян; какие вещества растворяются в воде.
-Прочтет следующие задания…
На какие группы можно разделить листья? (по цвету, по листовой пластинке)
Как мы узнали с помощью опыта или наблюдения? (нам позволило наблюдения)
-Прочтет следующие задания…
Вы решили исследовать планету фантастических существ на планете Ялмез: чем они питаются, где живут. Объясните, как вы будете это делать?
Сделаем вывод в своем исследование, мы использовали наблюдение и опыт.
Выполнения задания в тетрадях на стр. 7
-Откройте свои рабочие тетради на стр. 7 найдите задание № 1
Вам необходимо нарисовать за кем вы обычно наблюдаете дома, например за поведением животных.
-Выставка лучших работ у доски и аргументирование их …….
Вслух громко и четко прочтет отрывок стихотворения Юнны Мориц «Что на что похоже»….
На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела,
Полосатая как зебра.
В нашу лодку иногда
В глубине плывет звезда,
Серебристая, как рыба.
Каждый гриб похож на зонтик.
Вышел месяц молодой,
Небо кажется водой,
Туча кажется волной,
Месяц – лодкой деревянной…
-А теперь прочтем этот отрывок на оценку ……
-Как ученые изучают мир?
-Что такое наблюдение? А опыт?
-На уроке хорошо поработали следующие учащиеся…
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
2. Методы изучения биологии
Биология 5-6 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. АО «Издательство «Просвещение» Оглавление
ВСПОМНИТЕ
1. Что изучает биология?
2. Какие измерительные приборы вы знаете?
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос — способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге — законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Наблюдение
Одним из самых первых методов, которыми стал пользоваться ещё первобытный человек, было наблюдение. Знания, полученные при наблюдении за окружающей природой, люди передавали из поколения в поколение в виде преданий, примет, записей. Этот метод и сегодня остаётся важным методом научного познания. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент
Эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт) — более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения. Для этого берут три группы одинаковых растений (одного вида, сорта, возраста, размера) и помещают их в одинаковые условия (освещённость, температура воздуха и т. п.). Две группы растений используют для исследования (экспериментальные группы), третью — для сравнения (контрольная группа). Растения экспериментальных групп начинают по-разному поливать: одни часто, а другие редко. Контрольная группа растений получает обычный полив.
В течение всего эксперимента наблюдают за ростом и развитием растений всех групп. При этом измеряют высоту, площадь листьев и т. п. Все показатели подробно записывают. Сравнивая полученные данные, делают вывод о том, что недостаток влаги при поливе неблагоприятно сказывается на росте и развитии растений. Чем больше растений в исследуемой группе, тем точнее выводы.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Измерение
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры — термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени — часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Метод. Наблюдение. Эксперимент. Измерение
Ответьте на вопросы
1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?
2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Выполните задания
1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
ПОДУМАЙТЕ!
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный?
Какие качества вы хотели бы развить в себе?
Оглавление
§ 2. Методы изучения биологии
Примеры использования на уроке окружающего мира следующих методов: 1) Проблемная ситуация, задача 2) Дидактическая игра 3) Проведение наблюдений, опыта 4) Составление модели, схемы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Примеры использования на уроке окружающего мира следующих методов:
Проблемная ситуация, задача
Проведение наблюдений, опыта
Составление модели, схемы
Рассмотрим несколько приёмов и методов использования проблемных ситуаций. задач на уроках окружающего мира.
Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока. («Грибы», «Что такое грибы».)
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Учитель: Таня и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Дима и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (шаг 2) Обучающиеся испытывают удивление.)
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Тема «Части растений»
1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.
2.Зачем нужно знать, из чего состоять растения?
3.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
4.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
5.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают?
1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения,
а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить?
2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?
3.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и
листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.)
4.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста?
Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?
Живая и неживая природа
1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
3.Может ли природа быть учителем?
4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и если исчезнет солнце?
5.Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
1.Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.
3.Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы,
репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой
объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:
1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).
В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
“ От какого дерева лист?”
2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
Вопросы для всезнаек.
1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)
2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)
3) Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)
5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? (В луковицах и корневищах.)
Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес
При использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.
Работа в парах: игра «Собери пословицы», «Собери пазл»
Работа в группах : игра «Музыкальный предмет»
Фронтальная работа со всем классом: игра «Можно-нельзя», «1,2 или 3», «Отгадай-ка»
Игры на уроках окружающего мира
Дидактическая задача: знать место произрастания растений.
Ход игры : учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».
Можно усложнить задание : учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.
Деревья, кустарники, травы
Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.
Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.
После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.
Проведение наблюдений, опыта
Содержание наблюдений в начальной школе определено учебными программами и зависит от местных особенностей природы. Тем не менее есть обязательный для всех курсов минимум наблюдений за природой и социумом. Вот примеры наблюдений, проводимых в начальной школе. Можно учащимся дать следующие задания:
наблюдения за солнцем.
а) понаблюдать за восходом и заходом солнца и определить, в какой стороне от дома оно восходит, а в какой заходит; б) сравнить, как выглядит небосвод при восходе и при заходе солнца, зарисовать в тетради восход и заход; в) понаблюдать за тенями от предметов в 9, 12 и 18 часов и определить, в какое время тень самая короткая; г) определить время восхода и захода солнца, продолжительность дня;
наблюдения за формами поверхности и их изменениями (определение глубины оврага и изменение этой глубины со временем);
наблюдения за почвой (измерение толщины почвенных слоев на обнажении, исследование водопроницаемости, сравнение почв разного состава, определение даты оттаивания верхнего слоя почвы (10 см) весной и даты промерзания этого слоя в конце осени или зимой);
наблюдения за водоёмами (изучение сезонных колебаний уровня воды, определение дат ледостава, начала и конца ледохода, начала и конца паводка);
наблюдения за растениями и животными (сезонными изменениями в живой природе, внешними особенностями растений и животных, взаимосвязями в живой природе). Детям можно дать следующие задания: а) определить даты начала сокодвижения у деревьев разных видов, распускания почек, цветения, созревания плодов, изменения окраски листьев, начала листопада, прилёта определённых видов птиц весной и их отлёта осенью, начала пения, появления птенцов (по поискам пищи родителями, по писку в гнёздах); б) сравнить движения разных животных (плавание, ползание, полёт, бег, прыганье); сравнить внешний вид и поведение взрослого животного и детёныша; в) определить зависимость встречаемости определённых насекомых от распространения кормового растения;
наблюдения за природными сообществами (лесом, лугом, водоёмом, полем);
наблюдения за человеком (за строением человеческого организма и его функционированием, трудовой деятельностью людей, взаимоотношениями между людьми).
Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их изображения в различных средствах обучения (картинах, фотографиях, слайдах, фильмах и т. д.).
Наблюдения тесно связаны с различными практическими работами и опытами.
На уроках окружающего мира проводятся опыты по изучению свойств горных пород, воды, снега, льда, воздуха; определяется состав и свойства почвы; проводятся опыты по выяснению необходимых условий для прорастания семян, опыты по изучению значения света, воды, минеральных веществ, тепла для роста и развития растений и животных и др.
Опыты можно разделить на демонстрационные (выполняются учителем или специально подготовленным учеником) и лабораторные (выполняются учащимися). К практическим методам обучения относятся лишь лабораторные опыты. Лабораторные опыты могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными.
Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследовательского характера. Например, мы поставили опыты по размножению традесканции:
2. Поместили в банки черенки традесканции одинаковой длины.
3. Наблюдали за ростом черенков в течение двух-трех недель и сделали выводы о воздействии удобрений на развитие растений. Составили схему опыта. Постарались объяснить результаты опыта, используя имеющиеся у нас знания.
Результаты этой научной работы обсуждали на уроках «Как размножаются растения» и «Что растения берут из почвы».
Задания такого характера важны не только в познавательном плане, но и несут в себе мощный воспитательный заряд: кроме формирования ценных личностных качеств, они могут объединить в совместную деятельность детей и родителей, что особенно важно в условиях дефицита общения между ними. Тема «Развитие растения из семени» имеет важное образовательное и воспитательное значение. Ученики уже имеют некоторые знания (об условиях жизни растений, о влиянии густоты посева, сроков посева семян, удобрений на рост и развитие растений), полученные при выполнении ими опытов на пришкольном участке. На данном уроке учащиеся узнают о важной стадии в жизни растения — семени, определяют условия, необходимые для прорастания семян (тепло и влага). Школьники получают дифференцированные задания провести эксперименты:
Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. (За 10 дней до урока надо замачивать семена через каждые два дня).
Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими. Оно дается за месяц до урока.
Для выполнения второго опыта необходимо выдвинуть предположение (гипотезу) о том, при каком условии растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы в таблицу наблюдения и заполнять таблицу в ходе эксперимента.