Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко

Биология

Что можно узнать с помощью наблюдений?

С помощью наблюдения можно узнать многие закономерности природы: смена дня и ночи, смена пор года, поведение различных животных.

Ещё по теме

Что такое живая природа?

Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Чем занимается систематика? Какие самые крупные группы живых организмов выделяет систематика? Чем отличаются эти группы?

Расскажите об интересных растениях и животных Северной и Южной Америки.

Объясните, почему яйцеклетки намного крупнее большинства других клеток.

Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания.

Правильно ли считать, что при росте изменяются только размеры?

Какая группа позвоночных животных является самой высокоорганизованной на Земле? Почему?

Каково значение сердца в транспорте веществ животных?

Какие живые существа обитали в древнем океане?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 2 Методы изучения биологии

Стр. 10. Вспомните

№ 1. Что изучает биология?

Биология – это наука, которая занимается изучением всех аспектов проявления жизни, а именно строения и структуры, происхождения и развития (историческое и индивидуальное), функционирования и распределения на Земле, а также взаимодействия друг с другом и с окружающей средой всех живых организмов на нашей планете.

№ 2. Какие измерительные приборы вы знаете?

Я знаю такие измерительные приборы: линейка и рулетка, часы (песочные, механические, электронные), термометр, секундомер, барометр, вольтметр, счетчик электрической энергии и прочие.

Стр. 11. Вопросы после параграфа

№ 1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Метод – это совокупность определенных, рационально направленных действий, которые необходимо предпринять с целью решения определенных задач или для достижения поставленных результатов.

Различают две группы методов: теоретические и практические. В основе теоретических методов лежит объяснение результатов, которые были получены в процессе наблюдения или проведения опытов. К практическим методам относятся: наблюдение и опыт (эксперимент).

№ 2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

Наблюдение является одним из первых методов изучения природы, который использовали еще в древности. На сегодняшний день он остается важнейшим в научном познании, так как позволяет получить конкретные ответы на целенаправленно составленные вопросы. При помощи наблюдения можно узнать о многих закономерностях природы, например, о смене времен года, либо о смене дня и ночи. Также можно узнать о поведении различных видов животных в тех или иных условиях окружающей среды.

№ 3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Наблюдение является методом познания, во время проведения которого наблюдатель только наблюдает за объектом исследования, изучает его свойства и фиксирует. Никаких действий он не осуществляет и ничего не добавляет от себя.

Эксперимент также является методом научного познания, но в процессе его выполнения изучаемые объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение постоянно контролируется, управляется и корректируется экспериментатором.

№ 4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?

Я знаю такие измерительные приборы, как:

Барометр – измеряет атмосферное давление;

Амперметр – измеряет силу тока;

Вольтметр – измеряет напряжение между двумя точками электрической цепи;

Линейка – измеряет длину предмета;

Манометр – измеряет давление, которое отличается от атмосферного;

Спидометр – определяет числовое значение скорости;

Психрометр – определяет относительную влажность воздуха.

Стр. 11. Задание

№ 1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.

Одно из запоминающихся моих наблюдений – это наблюдение за паргелием. Это достаточно редкое явление, увидеть которое можно только зимой и только при ясной погоде, когда солнце расположено низко над горизонтом. Появляется оно из-за кристалликов льда, витающих в воздухе. Они, словно миллионы маленьких призм, через которые преломляются солнечные лучи. В результате такого преломления можно увидеть на небе сразу три солнца – одно настоящее, а два по бокам – двойники, словно отражения. Сфотографировать это явление бывает очень трудно, но наблюдение за ним вживую просто завораживает и вызывает бурю эмоций.

№ 2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.

Как метод исследования, наблюдение отличается от обычной фиксации событий, а потому находит свое отражение именно в требованиях, которые к нему предъявляются:

Точно определенная цель наблюдения;

Объективность отбора информации, которая будет «работать» на подтверждение гипотезы исследования;

Наличие емкого плана действий, в котором определяется и цель, и предполагаемый результат, и другие не менее значимые факторы (предмет, объект, единицы наблюдения, выявляемые параметры, способ регистрации наблюдаемого и прочее);

Разработка процедуры действий и формы фиксации получаемых результатов;

Учет возможных ошибок (их причины, способы минимизации);

Возможность измерения, сравнения и обработки полученной информации;

Достаточное и необходимое количество наблюдаемых признаков;

Стр. 11. Подумайте

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

На мой взгляд, настоящий ученый должен быть достаточно любознательным, увлеченным своим делом и терпеливым, чтобы любые исследования или наблюдения доводить до конца и получать желаемые результаты. В себе бы в дополнение к терпеливости я бы хотел развить такие качества, как: настойчивость в своих действиях, умение пережить неудачи, если не все происходит так, как планируется. Именно таким должен быть настоящий ученый, который предан своему делу.

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

1. Перечислите основные методы изучения природы.
К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.

2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.

3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?

Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.

4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?

Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.

5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.

Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе

6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».

Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.

7. Какие измерения проводят при изучении природы?

Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.

8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?

9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?

Длина градус Цельсия (°С)
Масса метр в секунду (м/с)
Температура секунда (с)
Время килограмм (кг)
Скорость метр (м)

Источник

Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко

Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Смотреть фото Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Смотреть картинку Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Картинка про Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Фото Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко

«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский

Методы биологии

Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Смотреть фото Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Смотреть картинку Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Картинка про Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко. Фото Что можно узнать с помощью наблюдений биология 5 класс кратко

Метод ис­сле­до­ва­ния — это спо­соб на­уч­но­го по­зна­ния дей­стви­тель­но­сти

Общенаучные методы

Наблюдение

Визуально или с помощью приборов следят за
различными объектами для достижения
поставленной цели

Изучают
сезонные изменения в природе, в жизни
растений и животных, поведение
животных

Описание

Устная или письменная характеристика
объекта по результатам наблюдений, получение и накопление информации об
объектах, процессах

Палеонтолог описывает кости скелета вымершего животного

Измерение

Определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

Измерение температуры тела человека, линейкой замеряют рост растения за определенный период времени

Сравнение

Сопоставление и нахождение
сходств и различий между
объектами (организмами,
процессами и др.)

Если сравнивать шерсть бурого и белого медведя, то можно прийти к выводу, что по своим свойствам они много в чем схожи друг с другом (густота, длина, ощущения при прикосновении к ней и т. д.), однако различаются в окраске.

Используется в систематике для распределения
организмов по группам, для
установления родства и общего
происхождения

Классификация

Распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками

Кошка на основе строения, физиологии, происхождения относится к классу Млекопитающие

Мониторинг

Проведение регулярных измерений
каких-то величин объектов (процессов
организмов, популяций, экосистем,
биосферы). Позволяет выявлять изменения каких-
либо параметров, показателей во
времени

Благодаря мониторингу
своевременно можно выявить и принять
меры по предупреждению негативных
изменений в природе, в популяциях

Анализ

Изучение объекта (процесса) по отдельным
составляющим компонентам. Мысленное разделение изучаемого объекта, выяснение, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки

С помощью анализа можно исследовать органеллы внутри клетки, клетку внутри организма, организм внутри биоценоза

Синтез

Процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Обобщая знания о строении млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб, можно сделать обобщенный вывод о строении позвоночных. Благодаря синтезу можно изучить целостные характеристики биологических систем (клетки, организма, биоценоза).

Эксперимент

В специальных условиях (управляемых и
контролируемых) проводится опыт.
Обязательно есть опытная группа,
есть контрольная группа. Используется для получения новых научных знаний,
закономерностей, для подтверждения
или опровержения выдвигаемой
гипотезы

Эксперимент, доказывающий образование крахмала при фотосинтезе. Выращивание клеток при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый

Моделирование

Создаются копии прототипа (объектов, процессов) для их изучения. Изучение объектов на моделях позволяет визуализировать невидимые объекты, изучать и прогнозировать изменения, позволяет отрабатывать умения и навыки, оно менее затратное.

Карта – модель ландшафта

Статистический

Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки. Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры.

Выявление частоты встречаемости определенных генов в популяции

Обобщение

Метод, с помощью которого ученые выявляют из частного общее, формулируют теории, законы.

Формулировка правил, законов на основе сравнения результатов экспериментов

Абстрагирование

Позволяет не учитывать ряд существенных для конкретного исследования свойств и признаков биологических объектов, однако помогает выделить те свойства и признаки, которые важны

В исследованиях основных направлений эволюционного процесса главное внимание уделяется усложнению строения органов и систем органов, которое обеспечивает приспособление организмов к условиям существования

Метод микроскопия (микроскопирование)

Источник

Изучение описательного метода в биологии (5 класс)

Научный метод — это совокупность действий и приемов, которые используются при создании системы научных знаний. Существует несколько универсальных приемов, подходящих для любых отраслей науки. Самым старым из них является описательный метод. В биологии он применялся с глубокой древности и заключался в наблюдении за окружающей природой. Сейчас описательный метод может применяться как на макроскопическом, так и на микроскопическом уровне.

Основные методы в биологии

Биология — наука о жизни, ее формах и развитии. Для того чтобы понять природные явления, ученым нужно собирать и анализировать большое количество данных об окружающем мире. Для этого пользуются пять основных методов биологических исследований (таблица 1).

Таблица 1

Название методаОписание сутиПример
ОписательныйНаблюдение за живыми организмами при помощи органов чувств или приборов. Не предполагает вмешательство исследователя.Наблюдение за поведением животных, за раскрытием бутона цветка, за изменением веса животного с возрастом.
СравнительныйСравнение признаков строения или поведения организмов, принадлежащих к разным систематическим группам.Сравнение костного строения конечностей приматов, птиц и китов. Сравнение эмбрионального развития.
Сравнительно-историческийНаблюдение за изменениями в строении животных в процессе эволюции.Эволюция копыта лошади.
ЭкспериментальныйИсследователь вносит определенные изменения в условия существования объекта изучения и следит за результатом.Скрещивание между собой растений с разными признаками.
МоделированиеЗаключается в построении схемы, модели или графика там, где невозможно провести эксперимент или затруднено наблюдение.Синтез аминокислоты в клетке.

Эти методы являются универсальными. Кроме них, в разных отраслях науки имеются частные методы.

Наблюдение и описание

Самый старый метод, на котором основывалась классическая биология. Прежде чем выяснять суть какого-либо явления, необходимо собрать все факты о нем. А затем проанализировать и описать полученный материал. Наблюдения бывают:

Наблюдатель может следить за объектом без технических приспособлений. Например, наблюдение за поведением земляных ос. Чаще всего ученые используют специальное оборудование. Приборы могут быть простые: бинокль, очки ночного видения и т. д. В лабораториях чаще пользуются более сложными приборами, например, микроскопом. Объектом наблюдения может быть не только непосредственно организм или явление, но и результаты определенных действий. Например, изменение концентрации лейкоцитов в крови.

Описательный метод базируется не на рассеянном наблюдении, а на конкретном. То есть, перед наблюдателем стоит определенная цель, и он не может отвлекаться на посторонние факторы. Для успешного результата перед наблюдением требуется оценка задачи, разработка правильной стратегии и выбор необходимых технических средств. Кроме того, важную роль играет опыт наблюдателя, его собранность и аккуратность.

В процессе наблюдения все данные тщательно фиксируются и описываются. Описание может быть как числовым или буквенным, так и при помощи схем или рисунков.

На факты, полученные в процессе наблюдения, оказывает влияние большое число факторов. Например, место и время события или личный опыт наблюдателя. Поэтому после описания факта нужно подтвердить его экспериментально.

Прочие способы исследования

Анализ данных, собранных во время наблюдения, рождает гипотезу, которая подтверждается или опровергается экспериментом. Гипотеза — предположение, которое требует проверки. Эксперимент — контролируемые изменения в процессе, целенаправленно вносимые ученым для наблюдения реакции живых организмов. Экспериментальный метод более сложный, чем описательный поэтому позволяет изучить объект на более глубоком уровне. Он обладает рядом очень важных особенностей:

Таким образом, эксперимент позволяет выяснить скрытые стороны объекта или неявные связи в процессе, которые невозможно обнаружить при простом наблюдении. Еще в XVI в экспериментальный метод использовался учеными в биологии, как основа познания природы. А в XX в с развитием технологий он стал основным методом в работе биологов.

Биология состоит из нескольких наук, изучающих разные области. К ним относятся: генетика, ботаника, зоология, анатомия, микология и т. д. Для каждой отрасли науки существуют, кроме универсальных, частные методы биологии (таблица 2).

Таблица 2

НазваниеВ чем заключается
ГенеалогическийСоставление родословной. Нужен для определения характера наследования различных признаков и заболеваний.
ПалеонтологическийПоиск останков древних организмов путем раскопок. Позволяет установить родство между древними и современными формами жизни.
БиохимическийИсследование химических реакций, протекающих внутри живых организмов.
ЦентрифугированиеИспользование центрифуги для разделения смесей на составные части.
ЦитологическийИсследование строение клетки.

Кроме практических, есть теоретический метод — статистический. Он заключается в статической обработке всех результатов, полученных в результате исследования практическими методами. Статистический метод нужен для установления всех закономерностей.

Опыты для школьников

Описательный метод основополагающий для изучения биологии, поэтому детей обучают ему с самого начала. Уже в 5 классе учитель проводит с учениками научную работу, связанную с наблюдением за определенным объектом. Например, за прорастанием семян фасоли.

В процессе наблюдения школьники должны заполнить дневник, куда записываются все проводимые измерения во время наблюдения. После завершения работы данные всего класса сравниваются и делаются выводы. Далее выдвигается гипотеза и следует опыт.

Школьники могут предположить, какие условия нужны для прорастания семени. Затем взять несколько семян и поместить в разные условия:

Это позволит выяснить, какие условия являются благоприятными для прорастания семян. И что случится, если эти условия не будут выполнены. Экспериментальные данные всех учащихся сравниваются и делаются выводы.

Все научные открытия являются синтезом работы нескольких научных методов и практических, и теоретических. Но описательный метод лежит в самом начале исследования и является первоисточником для ученого. Именно наблюдение за живой природой породило создание биологии как науки и впоследствии играло основную роль в ее развитии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *