Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты ответ
Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 18
👉 Ответы к странице 18. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с такими географическими картами: физические, политические. На физической карте показаны рельеф местности, леса, пустыни, горы и так далее. На политической карте показаны границы и названия стран и городов, обозначаются столицы стран.
Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.
Чтобы показать объект на настенной карте, надо подойти к карте и, если объект небольшой, показать на него указкой, а если объект большой, то обвести указкой.
Найдите в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1-2 странах (по своему выбору).
Рассказ о Австралии
Австрия тоже небольшая, и тоже находится в Европе. Но у неё 8 соседей: Германия, Чехия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения, Венгрия и Словакия. У Австрии нет выхода к морю. Есть озёра и реки: река Дунай, река Инн, река Мур, река Драва, озеро Вёртер — Зе, озеро Траунзе, озеро Аттерзе, озеро Нойзидлер — Зе.
Самый большой город в стране — Вена, она же столица Австрии. Самые крупные города Австрии: Вена, Грац, Линц, Зальцбург и Инсбрук. Также в Австрии есть три крупных национальных парка: Высокий Тауэрн, Донау-Ауэн около Вены и Нойзидлер-Зе-Зеевинкель.
Рассказ о Венгрии
Венгрия — это довольно маленькое государство, расположенное в Европе. У Венгрии 7 соседей: Словакия, Украина, Румыния, Хорватия, Сербия, Австрия и Словения. Выхода к морю у Венгрии нет, но есть несколько крупных рек и озёр: река Дунай, река Тиса, река Кёрёш, река Раба, озеро Балатон.
Столица Венгрии — город Будапешт, расположенный на реке Дунай. Самые крупные города страны — Будапешт, Херенд, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ, Кечкемет, Сентендре. Также в Венгрии есть два национальных парка — Хортобадь около Дебрецена и Аггтелек около Мишкольца.
Обсудим!
Один учёный сказал: “Несомненно, географические карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли”. Как вы объясните это высказывание?
Известно, что географические карты создавались, когда нельзя было сверху увидеть большой участок земли. И людям было очень сложно, ориентируясь по ровной поверхности, где плохо видно, насколько от чего-то удалён тот или иной объект, составить верную карту. Так что это с уверенностью можно назвать великим творением человеческой мысли.
Проверь себя
Что изучает география?
География изучает природу земной деятельности, население и его хозяйственную деятельность.
Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать расположение материков, стран, городов, морей, океанов, рек, озёр, пустынь, гор, равнин, узнать форму рельефа на той или иной местности и многое другое.
Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
История создания глобуса и географических карт?
Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга, где центром была Греция, а вокруг располагались другие земли, известные тогда учёным. Вся суша была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но, судя по последующим картам, можно определить, как она выглядела.
Первый глобус появился более 500 лет в Германии. В данный момент он хранится в музее. Многие старинные глобусы и карты были очень красивыми из-за обилия украшения и витиеватых надписей.
Со временем в картах и глобусах стало появляться всё больше географических объектов — материков, островов, морей, рек и так далее.
Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Существует огромное количество разных географических карт. Самые известные — это политическая карта, на которой показываются границы государств, названия стран и государств, столицы, и физическая карта, на которой показываются формы рельефа, расположение пустынь, равнин, гор, морей, океанов и так далее.
Но есть ещё и тематические карты. Например, карта с обозначениями, где какие животные наиболее распространены или карта с обозначениями, где какой полезное ископаемое добывается. Из этого следует, что современные географические карты очень разнообразны.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: география, географ.
География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Оно образовалось от двух слов: “ге” — Земля и “графо” — пишу.
Географ — специалист по географии.
Найди в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” сведения о самых высоких горах некоторых стран. Заполни таблицу в рабочей тетради. По книге подготовь сообщение о 2-3 географических объектах разных стран (равнины, горы, реки, озёра, острова и др.) по своему выбору.
Венгрия: гора Кекеш, 1014 м.
Австрия: гора Гросглоккнер, 3798 м.
Греция: гора Олимп, 2917 м.
Аргентина: гора Аконкагуа, 6959.
Дунай — важнейшая река Австрии и один из её символов. Её длина — 2860 км. Также Дунай вторая по величине река Европы после Волги. На берегах Дуная очень тёплый климат, поэтому там выращивают виноград. Знаменитый вальс “На прекрасном голубом Дунае”, созданный австрийским композитором, стал неофициальным гимном страны.
Гора Олимп — это самая высокая точка Греции. По легенде, на ней живут боги. Высота горы — 2917 метров. Олимп — одна из самых известных гор в мире из-за того, что в греческой мифологии она занимает одно из самых главных мест. Примечательно, что уже знакомая нам Олимпия находится в противоположной части страны от горы Олимп.
Песками обширной пустыни Рубль-Хали покрыты почти все Объединённые Арабские Эмираты. Эта пустыня широкой полосой протянулась через Аравийский полуостров. В Рубль-Хали есть зелёные островки — оазисы. В оазисах есть пресная вода, поэтому тут могут расти растения и селиться животные. Около оазиса Лива в эмирате Абу-Даби есть полсотни посёлков и даже отели!
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.
§5. Глобус и карта
Вспомните:
1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?
Ответ: Глобус, карта, чертеж, фото, рисунок.
2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?
Ответ: Способом и методом изображения земной поверхности.
Как вы думаете:
1. Можно ли карту назвать моделью Земли?
Ответ: Да, можно. Карта – это представление мира на плоскости, для удобства и компактности.
Проверим знания:
1. Что такое глобус?
Ответ: Глобус – трехмерная модель земного шара, на котором изображены все имеющиеся на поверхности земли объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.
2. Что такое географическая карта?
Ответ: Географическая карта – чертеж, изображающий земную по-верхность.
3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
Ответ: Водные объекты – океаны, моря, реки, озера и пр.
4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цвета?
Ответ: Зеленый и желтый цвет на карте – равнины. Самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а желтым – приподнятые. Ко-ричневым цветом обозначаются горы.
А теперь более сложные вопросы:
1. Чем отличается глобус от географической карты?
Ответ: Глобус — предмет довольно громоздкий, он не складывается. Карта удобнее, на ней изображено большее количество информации, чем на глобусе.
2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?
3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?
Ответ: На карте великих географических открытий помещены сведения о маршруте открывателей.
4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
Ответ: Земная поверхность – это поверхность шара. А карта – плоская поверхность. Нельзя так просто взять и развернуть сферическую поверхность на плоскую, так как возникнут пустоты. Их заполняют «растягивая» изображение. Поэтому и появляются искажения.
От теории к практике:
1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля. Результаты работы занесите в таблицу, перечертив ее в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатков каждого из видов фотографических изображений.
Фотография с поверхности Земли | Фотография с борта самолета | Фотография с борта космического корабля | |
Сходства | Цветное изображение | Цветное изображение | Цветное изображение |
Различия | Видны некоторые детали | Видна Земля и облака | Видна вся планета |
2. Фотография с поверхности Земли.
Фотография с поверхности Земли имеет больший охват, чем с борта самолета, но меньший, чем с борта космического корабля.
3. Фотография с борта самолета.
Фотография с борта самолета имеет большую детализацию изображения, чем фотография с поверхности Земли или борта космического корабля. Но при этом охватывает меньше объектов на изображении, чем фотография с космического корабля или поверхности Земли.
4. Фотография с космического корабля.
Является наиболее масштабной, но и, в свою очередь, менее детали-зированной.
5. Составьте план кабинета географии.
Глобус. Окружающий мир. 2 класс. Разработка урока
УМК «Окружающий мир. 2 класс» Е. В. Саплиной.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Метапредметные: коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир, рабочая тетрадь для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал (чайнворд «Глобус»)
Ход урока
I. Организационный момент
(Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
II. Актуализация опорных знаний
(Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)
Ответьте на вопросы:
III. Изучение нового материала
Отгадайте загадку. (Слайд 1)
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь – в руках унесешь.
1. Самостоятельная работа с учебником
Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом на с. 53.
– Какая информация вам уже была известна?
– О чем думали иначе?
– Что хотели бы уточнить?
– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы– сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.
2. Работа с новыми понятиями: «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»
– Давайте рассмотрим глобус более внимательно
– На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.
Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.
Зачем нужен экватор? (Слайд № 3, 4)
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
Еще есть Северный полюс и Южный полюс.
На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. Слайды № 5, 6.
– Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.
– Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
– Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».
Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.
– Рассмотрите глобус на стр. 53. Найдите меридианы.
– А теперь на доске на глобусе покажите меридианы. (слайд 7)
– Почему один меридиан проведен более толстой и красной линией?
– Это нулевой меридиан. Его еще называют начальным меридианом. От него ученые всех стран договорились вести отчет меридианов. Этот меридиан проходит через старейшую астрономическую обсерваторию английского города Гринвич.
Гринвичский меридиан был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году.
До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу.
Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.
– На глобусе можно провести круговую линию через оба полюса так, что она разделит земной шар на две равные половины – западное и восточное полушария. Эти полушария изображены на карте в вашем учебнике с. 54.
– Посмотрите внимательно. А как еще можно разделить земной шар? (По горизонтали.) (Слайд 5.)
Воображаемые линии, параллельные экватору, называются параллелями.
Это воображаемые линии на поверхности Земли, проведенные на одинаковом расстоянии от экватора. Где находится самая длинная параллель?
– Если мы посмотрим на глобус – сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие.)
– Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие.)
– Для чего нужны параллели и меридианы? (Они помогают определить точное положение любого географического объекта на поверхности земного шара). (Слайд № 7)
– Можем ли мы увидеть параллели и меридианы? (Нет, это воображаемые линии). (Слайд № 8.)
3. Физминутка
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
IV. Закрепление изученного
1. Практическая работа
(Цель: находить на глобусе необходимые географические объекты).
На рисунке (стр. 53) покажите соседу по парте Северный и Южный полюсы, а также нулевой меридиан и экватор.
– Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
– А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать? (Самая большая параллель– это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
– Какие самые короткие параллели? ( Это Северный и Южный полюс)
2. Игра «да – нет»
(Цель: Закрепить знания о модели Земли.)
– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.
3. Работа в тетради
Рассмотрите глобус и напишите, как называются обозначенные на глобусе линии.
– На какие два полушария экватор разделяет земной шар? (Северное и Южное.)
– На какие два полушария начальный меридиан разделяет земной шар? (Западное и Восточное.)
Подпишите эти полушария на рисунках.
– В каком полушарии находится наша страна Россия? (В Восточном полушарии.)
4. Работа по учебнику (с. 56)
Какие утверждения верны? (Показывают сигнальные карточки: верно– зелёный цвет, неверно – красный).
V. Итог урока
1. Игра «10 секунд»
(Ребята каждый по цепочке одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.)
2. Домашнее задание
Стр. 55-56, вопросы, чтение рубрики «Для любознательных», разгадывание чайнворда «Глобус».