Что можно узнать с помощью глобуса и геогр карты
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.
Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 18
👉 Ответы к странице 18. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с такими географическими картами: физические, политические. На физической карте показаны рельеф местности, леса, пустыни, горы и так далее. На политической карте показаны границы и названия стран и городов, обозначаются столицы стран.
Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.
Чтобы показать объект на настенной карте, надо подойти к карте и, если объект небольшой, показать на него указкой, а если объект большой, то обвести указкой.
Найдите в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1-2 странах (по своему выбору).
Рассказ о Австралии
Австрия тоже небольшая, и тоже находится в Европе. Но у неё 8 соседей: Германия, Чехия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения, Венгрия и Словакия. У Австрии нет выхода к морю. Есть озёра и реки: река Дунай, река Инн, река Мур, река Драва, озеро Вёртер — Зе, озеро Траунзе, озеро Аттерзе, озеро Нойзидлер — Зе.
Самый большой город в стране — Вена, она же столица Австрии. Самые крупные города Австрии: Вена, Грац, Линц, Зальцбург и Инсбрук. Также в Австрии есть три крупных национальных парка: Высокий Тауэрн, Донау-Ауэн около Вены и Нойзидлер-Зе-Зеевинкель.
Рассказ о Венгрии
Венгрия — это довольно маленькое государство, расположенное в Европе. У Венгрии 7 соседей: Словакия, Украина, Румыния, Хорватия, Сербия, Австрия и Словения. Выхода к морю у Венгрии нет, но есть несколько крупных рек и озёр: река Дунай, река Тиса, река Кёрёш, река Раба, озеро Балатон.
Столица Венгрии — город Будапешт, расположенный на реке Дунай. Самые крупные города страны — Будапешт, Херенд, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ, Кечкемет, Сентендре. Также в Венгрии есть два национальных парка — Хортобадь около Дебрецена и Аггтелек около Мишкольца.
Обсудим!
Один учёный сказал: “Несомненно, географические карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли”. Как вы объясните это высказывание?
Известно, что географические карты создавались, когда нельзя было сверху увидеть большой участок земли. И людям было очень сложно, ориентируясь по ровной поверхности, где плохо видно, насколько от чего-то удалён тот или иной объект, составить верную карту. Так что это с уверенностью можно назвать великим творением человеческой мысли.
Проверь себя
Что изучает география?
География изучает природу земной деятельности, население и его хозяйственную деятельность.
Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать расположение материков, стран, городов, морей, океанов, рек, озёр, пустынь, гор, равнин, узнать форму рельефа на той или иной местности и многое другое.
Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
История создания глобуса и географических карт?
Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга, где центром была Греция, а вокруг располагались другие земли, известные тогда учёным. Вся суша была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но, судя по последующим картам, можно определить, как она выглядела.
Первый глобус появился более 500 лет в Германии. В данный момент он хранится в музее. Многие старинные глобусы и карты были очень красивыми из-за обилия украшения и витиеватых надписей.
Со временем в картах и глобусах стало появляться всё больше географических объектов — материков, островов, морей, рек и так далее.
Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Существует огромное количество разных географических карт. Самые известные — это политическая карта, на которой показываются границы государств, названия стран и государств, столицы, и физическая карта, на которой показываются формы рельефа, расположение пустынь, равнин, гор, морей, океанов и так далее.
Но есть ещё и тематические карты. Например, карта с обозначениями, где какие животные наиболее распространены или карта с обозначениями, где какой полезное ископаемое добывается. Из этого следует, что современные географические карты очень разнообразны.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: география, географ.
География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Оно образовалось от двух слов: “ге” — Земля и “графо” — пишу.
Географ — специалист по географии.
Найди в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” сведения о самых высоких горах некоторых стран. Заполни таблицу в рабочей тетради. По книге подготовь сообщение о 2-3 географических объектах разных стран (равнины, горы, реки, озёра, острова и др.) по своему выбору.
Венгрия: гора Кекеш, 1014 м.
Австрия: гора Гросглоккнер, 3798 м.
Греция: гора Олимп, 2917 м.
Аргентина: гора Аконкагуа, 6959.
Дунай — важнейшая река Австрии и один из её символов. Её длина — 2860 км. Также Дунай вторая по величине река Европы после Волги. На берегах Дуная очень тёплый климат, поэтому там выращивают виноград. Знаменитый вальс “На прекрасном голубом Дунае”, созданный австрийским композитором, стал неофициальным гимном страны.
Гора Олимп — это самая высокая точка Греции. По легенде, на ней живут боги. Высота горы — 2917 метров. Олимп — одна из самых известных гор в мире из-за того, что в греческой мифологии она занимает одно из самых главных мест. Примечательно, что уже знакомая нам Олимпия находится в противоположной части страны от горы Олимп.
Песками обширной пустыни Рубль-Хали покрыты почти все Объединённые Арабские Эмираты. Эта пустыня широкой полосой протянулась через Аравийский полуостров. В Рубль-Хали есть зелёные островки — оазисы. В оазисах есть пресная вода, поэтому тут могут расти растения и селиться животные. Около оазиса Лива в эмирате Абу-Даби есть полсотни посёлков и даже отели!
Окр мир 4 класс Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
Задание по окружающему миру для 4 класса 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью карт и глобуса можно получить практически всю интересующую нас информацию о планете. Чем более крупным будет масштаб карты, тем более полную и конкретную информацию об нужном нам участке планеты мы можем узнать.
Причем это может быть любая информация, ведь и карт существует очень много. Есть карты физические и политические, есть карты тектонические, климатические, карты полезных ископаемых и промышленности и есть много других, очень специфических карт.
Глобус и географическая карта мира дает много информации о планете Земля. Глядя на глобус можно получить информацию о форме Земли, о географических объектах и их расположении друг относительно друга.
Какие элементы содержатся на географической карте?
В отличии от глобуса, карта всегда плоская, и если это карта полушарий, то мы тоже на ней видим, что земля круглая, но если это карта отдельного региона, то она не дает такой информации.
Что же мы можем увидеть на глобусе и карте?
Потом мы замечаем государства и их границы, крупные города, столицы.
На картах крупного масштаба можно увидеть уже маленькие города и даже деревни.
Есть тематические карты, которые показывают рельеф, полезные ископаемые, климат, население, промышленность и так далее.
Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
Мое знакомство с географией началось еще в детстве, когда я играл с мячом в виде глобуса. Позже у меня появились и настоящий глобус, и географическая карта, так как я всерьез начал увлекаться географией после прочтения рассказов Жака-Ива Кусто. Я узнавал все больше интересных фактов.
Первые географические карты
Первые географические карты создавались в Египте и Греции еще до нашей эры. Они служили путеводителем к строительным ресурсам. Хоть в то время и не знали, что Земля круглая, но первые аналоги карт были уже заложены. Позже стали появляться карты местностей на шёлке и пергаменте. В ту пору они использовались для обозначения важных мест и недавно открытых территорий. Картографический бум пришелся на эпоху Великих географических открытий. Причиной послужило открытие новых земель. В это время начали складываться привычные виды карт, отражающие различную информацию.
Что можно узнать с помощью карт
В первую очередь, карта показывает фрагмент суши или воды, предоставленный для исследования. По карте можно определить не только координаты, но и рельеф, характерные виды животных, демографическую ситуацию и многое другое. Для удобства пользования карты поделили на несколько видов:
Что можно узнать с помощью глобуса
Для меня рассматривать глобус было куда интереснее, чем карты. Ведь когда у тебя в руках настоящая модель Земли, уменьшенная многократно, начинаешь понимать многие аспекты жизни. Например, смена дня и ночи, сезонов.
Что можно узнать по глобусу. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты? Что можно узнать с помощью глобуса
Мое знакомство с географией началось еще в детстве, когда я играл с мячом в виде глобуса. Позже у меня появились и настоящий глобус, и географическая карта, так как я всерьез начал увлекаться географией после прочтения рассказов Жака-Ива Кусто. Я узнавал все больше интересных фактов.
Первые географические карты
Первые географические карты создавались в Египте и Греции еще до нашей эры. Они служили путеводителем к строительным ресурсам. Хоть в то время и не знали, что Земля круглая, но первые аналоги карт были уже заложены. Позже стали появляться карты местностей на шёлке и пергаменте. В ту пору они использовались для обозначения важных мест и недавно открытых территорий. Картографический бум пришелся на эпоху Великих географических открытий. Причиной послужило открытие новых земель. В это время начали складываться привычные виды карт, отражающие различную информацию.
Что можно узнать с помощью карт
В первую очередь, карта показывает фрагмент суши или воды, предоставленный для исследования. По карте можно определить не только координаты, но и рельеф, характерные виды животных, демографическую ситуацию и многое другое. Для удобства пользования карты поделили на несколько видов:
Что можно узнать с помощью глобуса
Для меня рассматривать глобус было куда интереснее, чем карты. Ведь когда у тебя в руках настоящая модель Земли, уменьшенная многократно, начинаешь понимать многие аспекты жизни. Например, смена дня и ночи, сезонов.
В переводе с латинского языка слово «глобус» означает «шар». Все мы знаем, что наша планета имеет именно форму шара.
Что такое глобус?
Поэтому, не сложно сделать вывод, что глобус представляет собой уменьшенную модель нашей планеты. На глобусе можно найти все материки, реки, озера, океаны, горы, и даже страны, которые существуют на Земле.
На первый взгляд может показаться, что измерить расстояния между географическими объектами на глобусе сложнее, чем на атласе. Однако это не так: при измерении расстояний следует использовать гибкую линейку или нитку, определяя длину с помощью масштаба, указанного на глобусе.
При детальном рассмотрении глобуса, вы заметите вертикальные и горизонтальные линии, которые охватывают глобус словно сетка. Эти линии называются меридианами и параллелями, с их помощью, вы легко сможете определить градусы расположения объектов на глобусе.
В чем глобус лучше, чем карты
Вы замечали, что изображение восточного полушария на карте несколько больше, нежели изображение западного полушария. Причиной этого является несколько приплюснутость в форме земли. Подобная разница иногда запутывает учеников.
В глобусе же нет никаких разрывов и искажений, поэтому вы сможете изучать географию нашей планеты без трудностей. На глобусе можно значительно быстрее отыскать нужный вам материк или море, так как этому способствует более маленький по сравнению с атласами и картами, масштаб.
Интересные глобусы
Самый старый глобус, который сохранился до наших дней, был изготовлен в 1493 году немецким ученым Мартином Бехаймом. Этот глобус называется «Земное яблоко».
Первый глобус был создан для того, чтобы удивить богатых людей Германии, и склонить их к финансированию морских экспедиций. Не менее известным глобусом является Готторпский глобус, который был изготовлен через сто лет после создания «Яблока земли».
1. Моделью земного шара является
г) топографическая карта
2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?
а) глобус изображает поверхность Земли более подробно
б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно-сти Земли
в) глобус удобен при транспортировке
г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли
3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она
а) может быть нарисована любым человеком
б) создаётся с использованием определённых правил
в) понятна любому человеку
г) даёт представление о реальном виде объектов
4. Зелёным цветом на физической карте изображаются
Г) низменные равнины
5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения
б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности
в) являются истинным изображением территории
г) могут быть выполнены любым человеком
6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Выпишите их буквенные обозна-чения.
б) вертикально вниз
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хо-рошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной по-верхности без каких-либо искажений.
Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них силь-но уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.
На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изо-бразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигура-ми, что на них едва хватает места для одного кружка — условного зна-ка столицы.
Поэтому создаются географические карты, на которых изобража-ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.
При со-ставлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэ-тому на карте возникают искажения направлений, расстояний и пло-щадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных мате-матических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.
Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?
Для того, чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры.
В чём причина имеющихся на картах искажений?
Изображение нужно перенести на плоский лист. Но поверхность шара нельзя развернуть, расстелить на плоскости без складок и порывов.
Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?
Путем сложных математических расчетов и построений искажения пытаются свести к минимуму.
Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?
Микрогосударства Ватикан, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино.
Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен ных географических объектов.
1 — Бенгальский залив
2 — острова Новая Зеландия
6 — полуостров Индостан
Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх-ности (рис. 33).
Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре-ции. В эпоху Великих географи-ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших-ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо-лее точные глобусы.
Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж-дом из которых будет изображена половина поверхности земно-го шара.
Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло-бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда-телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.
Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.
На глобусах и картах прове-дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.
Градусная сетка
На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.
Тема: Планета, на которой мы живём
Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.
Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()
Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.
Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()
С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.
Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()
Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.
Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.
Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.
На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.
Рис. 7. Физическая карта России ()
Рис. 5. Северное и Южное полушария
Рис. 6. Западное и Восточное полушария
На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.
Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()
На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.
Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()
На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.
Рис. 11. Контурная карта
На политической карте мира изображены страны и их границы.
На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.
Рис. 13. Синоптическая карта ()
Рис. 14. Географический атлас ()
Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.
Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.
Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.
Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()
Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.
Рис. 17. Васюганские болота
В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.
Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана
Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.
Рис. 19. Уральские горы
Рис. 20. Гималайские горы
Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.
Рис. 23. Кавказские горы
Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.
С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.
Рис. 26. Градусная сетка
Рис. 27. Географическая широта
Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.
Рис. 28. Географическая долгота
Рис. 29. Политическая карта России ()