Что можно узнать с помощью географической карты
Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 18
👉 Ответы к странице 18. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с такими географическими картами: физические, политические. На физической карте показаны рельеф местности, леса, пустыни, горы и так далее. На политической карте показаны границы и названия стран и городов, обозначаются столицы стран.
Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.
Чтобы показать объект на настенной карте, надо подойти к карте и, если объект небольшой, показать на него указкой, а если объект большой, то обвести указкой.
Найдите в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1-2 странах (по своему выбору).
Рассказ о Австралии
Австрия тоже небольшая, и тоже находится в Европе. Но у неё 8 соседей: Германия, Чехия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения, Венгрия и Словакия. У Австрии нет выхода к морю. Есть озёра и реки: река Дунай, река Инн, река Мур, река Драва, озеро Вёртер — Зе, озеро Траунзе, озеро Аттерзе, озеро Нойзидлер — Зе.
Самый большой город в стране — Вена, она же столица Австрии. Самые крупные города Австрии: Вена, Грац, Линц, Зальцбург и Инсбрук. Также в Австрии есть три крупных национальных парка: Высокий Тауэрн, Донау-Ауэн около Вены и Нойзидлер-Зе-Зеевинкель.
Рассказ о Венгрии
Венгрия — это довольно маленькое государство, расположенное в Европе. У Венгрии 7 соседей: Словакия, Украина, Румыния, Хорватия, Сербия, Австрия и Словения. Выхода к морю у Венгрии нет, но есть несколько крупных рек и озёр: река Дунай, река Тиса, река Кёрёш, река Раба, озеро Балатон.
Столица Венгрии — город Будапешт, расположенный на реке Дунай. Самые крупные города страны — Будапешт, Херенд, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ, Кечкемет, Сентендре. Также в Венгрии есть два национальных парка — Хортобадь около Дебрецена и Аггтелек около Мишкольца.
Обсудим!
Один учёный сказал: “Несомненно, географические карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли”. Как вы объясните это высказывание?
Известно, что географические карты создавались, когда нельзя было сверху увидеть большой участок земли. И людям было очень сложно, ориентируясь по ровной поверхности, где плохо видно, насколько от чего-то удалён тот или иной объект, составить верную карту. Так что это с уверенностью можно назвать великим творением человеческой мысли.
Проверь себя
Что изучает география?
География изучает природу земной деятельности, население и его хозяйственную деятельность.
Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать расположение материков, стран, городов, морей, океанов, рек, озёр, пустынь, гор, равнин, узнать форму рельефа на той или иной местности и многое другое.
Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
История создания глобуса и географических карт?
Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга, где центром была Греция, а вокруг располагались другие земли, известные тогда учёным. Вся суша была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но, судя по последующим картам, можно определить, как она выглядела.
Первый глобус появился более 500 лет в Германии. В данный момент он хранится в музее. Многие старинные глобусы и карты были очень красивыми из-за обилия украшения и витиеватых надписей.
Со временем в картах и глобусах стало появляться всё больше географических объектов — материков, островов, морей, рек и так далее.
Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Существует огромное количество разных географических карт. Самые известные — это политическая карта, на которой показываются границы государств, названия стран и государств, столицы, и физическая карта, на которой показываются формы рельефа, расположение пустынь, равнин, гор, морей, океанов и так далее.
Но есть ещё и тематические карты. Например, карта с обозначениями, где какие животные наиболее распространены или карта с обозначениями, где какой полезное ископаемое добывается. Из этого следует, что современные географические карты очень разнообразны.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: география, географ.
География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Оно образовалось от двух слов: “ге” — Земля и “графо” — пишу.
Географ — специалист по географии.
Найди в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” сведения о самых высоких горах некоторых стран. Заполни таблицу в рабочей тетради. По книге подготовь сообщение о 2-3 географических объектах разных стран (равнины, горы, реки, озёра, острова и др.) по своему выбору.
Венгрия: гора Кекеш, 1014 м.
Австрия: гора Гросглоккнер, 3798 м.
Греция: гора Олимп, 2917 м.
Аргентина: гора Аконкагуа, 6959.
Дунай — важнейшая река Австрии и один из её символов. Её длина — 2860 км. Также Дунай вторая по величине река Европы после Волги. На берегах Дуная очень тёплый климат, поэтому там выращивают виноград. Знаменитый вальс “На прекрасном голубом Дунае”, созданный австрийским композитором, стал неофициальным гимном страны.
Гора Олимп — это самая высокая точка Греции. По легенде, на ней живут боги. Высота горы — 2917 метров. Олимп — одна из самых известных гор в мире из-за того, что в греческой мифологии она занимает одно из самых главных мест. Примечательно, что уже знакомая нам Олимпия находится в противоположной части страны от горы Олимп.
Песками обширной пустыни Рубль-Хали покрыты почти все Объединённые Арабские Эмираты. Эта пустыня широкой полосой протянулась через Аравийский полуостров. В Рубль-Хали есть зелёные островки — оазисы. В оазисах есть пресная вода, поэтому тут могут расти растения и селиться животные. Около оазиса Лива в эмирате Абу-Даби есть полсотни посёлков и даже отели!
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.
Окр мир 4 класс Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
Задание по окружающему миру для 4 класса 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью карт и глобуса можно получить практически всю интересующую нас информацию о планете. Чем более крупным будет масштаб карты, тем более полную и конкретную информацию об нужном нам участке планеты мы можем узнать.
Причем это может быть любая информация, ведь и карт существует очень много. Есть карты физические и политические, есть карты тектонические, климатические, карты полезных ископаемых и промышленности и есть много других, очень специфических карт.
Глобус и географическая карта мира дает много информации о планете Земля. Глядя на глобус можно получить информацию о форме Земли, о географических объектах и их расположении друг относительно друга.
Какие элементы содержатся на географической карте?
В отличии от глобуса, карта всегда плоская, и если это карта полушарий, то мы тоже на ней видим, что земля круглая, но если это карта отдельного региона, то она не дает такой информации.
Что же мы можем увидеть на глобусе и карте?
Потом мы замечаем государства и их границы, крупные города, столицы.
На картах крупного масштаба можно увидеть уже маленькие города и даже деревни.
Есть тематические карты, которые показывают рельеф, полезные ископаемые, климат, население, промышленность и так далее.
Мир глазами географа
Что изучает география
С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.
География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти.
Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта. [an error occurred while processing this directive]
По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
Карта полушарий
Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замечательных изобретений человечества. |
Странички для любознательных
Из истории карты и глобуса
Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга. В центре была изображена Греция, а вокруг другие земли, известные тогда учёным. Вся суша на карте была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, можно судить по картам, составленным позже.
Первый глобус, известный сейчас учёным, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки — эти материки тогда ещё не были открыты. Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.
Многие старинные глобусы и карты были настоящими произведениями искусства. Их украшали рисунками, изящными надписями. Глобусы ставили на красивые подставки (1), а карты помещали в резные рамы. Такие глобусы и карты можно было видеть во дворцах и домах знатных и богатых людей. Галерея карт есть и во дворце Папы Римского в Ватикане (2).
На следующем уроке
Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Методы картографирования
Карты составлялись с целью познания мира и отражали господствовавшие в разное время концепции в философии и географии. Сейчас они представляют собой важные источники информации. Может показаться, что всё давно зафиксировано, обозначено и уже не осталось terra incognita, но на самом деле эта кропотливая работа никогда не заканчивается.
Мир в целом и солнечная система в частности, несомненно, представляют обширный простор для картографирования. Использование методов, основанных на спутниковой съёмке, сделало возможным уточнение многих неточностей в отображении океанов и континентов в труднодоступных областях. Кроме географических данных карты наглядно демонстрируют многие специфические аспекты, приводящие к более широкому пониманию окружающего мира:
Ключевым вопросом при разработке карт является ясность графического изображения без ущерба для точности, поскольку детали должны легко читаться и соответствовать заявленному содержанию.
Карты составляются с помощью следующих методов:
Любое изображение имеет несколько уровней информации, выраженных в нанесённых объектах с указанием масштаба, цветовой шкалы, условных обозначений. В соответствии с Международной картографической ассоциацией оно отражает обычное представление о конкретных или абстрактных явлениях, расположенных на Земле или в любой части Вселенной.
Виды проекций
Изображение земной поверхности на плоскости без искажений геометрически невозможно. В картографии эта проблема решается с помощью проекций, которые выражают соответствие между точками земной поверхности и их переносом на плоскость. Они также не исключают некоторые искажения, которые могут влиять на форму, площадь, расстояния или углы представленных элементов. С целью минимализации деформаций и в зависимости от назначения используются разные виды проекций:
Кроме того, проекции изображают разные виды поверхности при переносе выпуклых форм на плоскость. Их классифицируют следующим образом:
Общая классификация
Все карты можно разделить на основе согласованных критериев. К последним относятся содержание, размер отображаемой области, целевое назначение, масштаб и т. д. Например, по содержанию они бывают:
По назначению деление происходит на туристические, навигационные, контурные, справочные, научные, учебные. Они используются в различных областях человеческой деятельности — от схем маршрутов городского транспорта до карты Вселенной.
Также их можно сгруппировать в соответствии с количеством листов:
С геодезической точки зрения они делятся на крупномасштабные (топографические), среднемасштабные (отдельные страны и регионы) и мелкомасштабные (мир в целом или стороны света). По отображаемой области могут быть карты:
История развития
Древнейшими картами, известными науке, считаются схемы на глиняных дощечках, сделанные в Вавилоне около 5 тыс. лет назад. Первые изображения на научной основе появились в Греции. Они основаны на сводной информации, предоставленной побывавшими в странствиях путешественниками, и представлениях об устройстве мира. Например, древнегреческий философ и математик Фалес Милетский изготовил карту, где обитаемая суша изображена в виде плавающего в воде диска.
Древний период
Первые древние карты рисовали на камнях и стенах пещер. Они были примитивными и состояли из петроглифов, изображающих детали местности и дороги. Старейший из подобных артефактов обнаружен в Италии. Полинезийцы с Маршалловых островов с незапамятных времён и до середины прошлого века пользовались нанесёнными на дерево схемами, представляющими собой направление ветра и волн. Найденный в Египте папирус царя Мина содержит условные обозначения и топонимы, он считается образцом одной из старейших топографических карт.
Знаменитый Аристотель в IV в. до н. э. был первым, кто предположил сферичность Земли, измерил угол наклона по отношению к экватору и даже предугадал существование тропиков и полюсов.
Птолемей (II в. н. э.) собрал все знания своих предшественников и представил первую полную картину прогресса в картографии того времени. Он предложил метод определения координат на основе параллелей и меридианов. Его работы позволили посмотреть на мир посредством карт. С тех пор в течение многих столетий ощутимых подвижек в этой области не наблюдалось. Моряки и путешественники вплоть до изобретения компаса передвигались, используя звёзды и самодельные изображения.
Средние века и Новое время
Значительный прогресс наступил только в эпоху Великих географических открытий. Морские перевозки стали приобретать огромное значение. На момент прибытия европейцев в Америку большой популярностью пользовались карты Диего Мендеса, Себастьяна Кабота, Хуана де ла Коса и др. Кстати, Америго Веспуччи, именем которого были названы два континента, на самом деле не был первооткрывателем Америки. Просто редактор, занимавшийся публикацией первых карт новых территорий, в 1507 г. обозначил эти территории как «земли Америко». Таким путём имя необратимо вошло в историю.
Веспуччи был штурманом на кораблях Португалии и Кастилии. Он считается первым европейцем, который понял, что открытые Христофором Колумбом земли являются новым континентом, и чётко разделил Азию, Северную и Южную Америки.
В XVI веке многие картографы создавали карты, включая в них обширную информацию, поступавшую от навигаторов и первооткрывателей. Фламандский учёный Авраам Ортелиус до смены вида деятельности был известным математиком. В 1570 году он опубликовал первый в современном понимании атлас, который имел большой коммерческий успех и содержал 70 карт:
Для издания он выбрал лучшие доступные карты, унифицировал, отредактировал и расположил их в логическом порядке. Атлас был опубликован на нескольких языках и обновлялся до 1612 г. Благодаря статусу географа Филиппа II Ортелиус получил доступ к знаниям, накопленным португальскими и испанскими исследователями.
Ещё одним выдающимся картографом того времени был уроженец Нидерландов Герхард Кремер (в латинской транскрипции — Герхардус Меркатор). В 1564 г. он приобрёл всемирную известность за создание большой карты Европы, а на изображении мира (1569) использовал проекцию, которая впоследствии была названа его именем. В современной классификации она называется цилиндрической, а Меркатор, будучи автором понятия проекции и её свойств, считается величайшим картографом своего времени.
В последующие годы совершенствованиями в этой области занимались отдельные энтузиасты. Они исправляли многочисленные ошибки и неточности, допущенные предыдущими авторами, улучшали методы и инструменты. Только в конце XVIII в. многие европейские страны начали проводить топографические исследования на государственном уровне. Полное подробное изображение Франции появилось в 1793 году, а в 1891 г. Международный географический конгресс предложил создать мировую карту в масштабе 1:1000000.
Современное состояние
В XX веке в науку были привнесены технические новшества. Фотография, получившая широкое распространение после Первой мировой войны, нашла своё применение для аэрофотосъёмки во время Второй мировой. Соединённые Штаты в 1966 году запустили PAGEOS, позже дополненный ещё тремя спутниками, которые проводили комплексное геодезическое обследование поверхности Земли с помощью аппаратуры высокого разрешения.
К началу прошлого века во всех подробностях было изучено около 5% поверхности планеты. После того благодаря развитию технологий и космической съёмки этот показатель значительно вырос. Дешифрование с помощью стереоскопического зрения и фотограмметрии обеспечивает высокий уровень детализации, что делает возможным составление карт для любых областей науки и природопользования.
Появление географических информационных систем (ГИС) позволило связывать пространственные элементы с базами данных. Этот инструмент даёт возможность быстро и эффективно анализировать сведения и интерпретировать изображение посредством цифровой фотографии. Теперь картирование стало сложной работой, в которой принимают участие специалисты более 50 различных дисциплин: географы, программисты, геодезисты, математики, почвоведы, гидрологи и т. д.
Многим кажется, что необходимость в картографии пропадёт, когда появятся самые подробные и всевозможные отображения. Тем не менее каждое новое открытие даёт шанс осознать, что в мире остаётся много неисследованного. Когда-то карты были способом узнать Землю, а в будущем будут служить для того, чтобы перенести границы познания за пределы родной планеты.