Что можно узнать прочитав летописи былины жития 4 класс
Конспект урока по литературному чтению 4 класс по теме «Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: литературное чтение
Класс: « 4-Б» Учитель: Павлова Л.И.
Студент: Шкиленко А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития»
Создать условия для формирования организованной деятельности обучающихся по повторению и обобщению знаний по пройденному разделу «Летописи, былины, сказания, жития.
Образовательная: обобщить знания учащихся по пройденному разделу формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль;
Развивающая: развивать умения аналитической работы над текстом, содействовать развитию памяти, внимания, мышления, речи обучающихся;
Воспитательная: содействовать в воспитании интереса к изучаемому предмету.
Познавательные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста;
Коммуникативные – слушать и слышать других, формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, информатика.
Методы и формы работы: коллективная и индивидуальная работа, работа в группах, самостоятельная работа учащихся; объяснительно-иллюстрационный метод, беседа, фронтальный опрос.
1. Организация и мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
— А сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок? На столах у вас должны быть учебник и пенал.
— Все сумели мы собраться,
За работу нужно дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
— Здравствуйте! Садятся на свои места.
Проверяют свою готовность к уроку.
Внимательно слушают учителя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы
2. Актуализация знаний.
— Давайте вспомним, каким разделом вы знакомились?
— Чем вам запомнился этот раздел?
— Сегодня мы проверим, как хорошо вы запомнили пройденный материал. А проверять ваши знания будем при помощи игры.
Летописи. Былины. Жития.
Отвечают на вопросы учителя
— планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— построение речевых высказываний;
— умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3. Самоопределение к деятельности. Формулировка темы урока.
— Итак, мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде.
— Для того чтобы игра прошла организовано, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивает ответ.
— Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда-победитель.
Слушают объяснение учителя
— планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— построение речевых высказываний;
— умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
4. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.
— Для начала разделимся на три команды. Первый ряд, второй ряд и третий ряд. Я даю вам две минуты для того, чтобы выбрать капитана команды и название команды.
— Прежде чем начать игру, мы с вами проведем физкультминутку. Прошу встать и выйти из-за парт.
Делятся на команды, выбирают капитана и название команды
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;
На раз — подняться, потянуться.
На два — согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши)
Головою три кивка. (Движения головой.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Встают, повторяют движения за учителем.
6. Реализация проекта.
— Немного отдохнули, теперь можем начать играть.
-Начинаем с первой группы и по порядку!
(на слайде презентация с вопросами)
10. В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? (В 11 веке.)
20. Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)
30. В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)
40. Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)
50. Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
10. Прямо ехать убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)
20. «Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)
30. В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
40. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50. Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?
10. Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь? (Сергий Радонежский.)
40. Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)
50. Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)
10. Объясните, что такое былина?
(Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20. Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
30. Ту дороженьку расчистил я
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
И судьбина для меня – за коня!»
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)
40. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50. Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живёт.
Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
5. Памятники культуры.
10. Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30. Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40. Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50. Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.)
Обсуждают с учениками, выдвигают свои варианты ответов
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
— Итак, все вы молодцы! Вы отлично справились со всеми вопросами, а теперь подсчитываем у какого сколько жетонов.
Ведут подсчет баллов
— умение визуально воспринимать информацию
— развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;
— упорядочение объектов по выделенному основанию;
— планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
8. Обобщение новых знаний.
— Пока капитаны ведут подсчет, расскажите, кому и чем ещё запомнился раздел, который вы изучали?
Отвечают на вопросы учителя
9. Рефлексия и итог урока.
— Команда, которая заработала больше всех жетонов, сегодня за урок получает 5, остальные 4.
Прощаются с учителем
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
Подпись учителя: _________/___________________________
Подпись методиста: _________/___________________________
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс на тему «Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»»
ФИО учителя класса:
ФИО методиста: Подпись _________________
Тема урока: Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Личностные: обучающиеся проявляют бережное отношение к художественной книге, демонстрируют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;), познавательные УУД (анализировать текст, выделять в нем основную мысль; использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;), коммуникативные УУД (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве)
Предметные: обучающиеся демонстрируют овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); демонстрируют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; демонстрируют знания определения к слову летопись.
Цель: формирование осознанного отношения к чтению, в том числе к изучению истории посредством игровой формы.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся бережное отношение к художественной книге, формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности в форме осознания истории.
Образовательная: формировать овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения (изучающее (выборочное, поисковое); развивать умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; познакомить с определением к слову летопись.
Принципы обучения и воспитания
Создание положительного эмоционального фона
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, жития»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщение по литературному чтению по теме «Летописи, былины, жития»
обобщить знание учащихся по разделу; учить прислушиваться в мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Познакомить учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития;
Наблюдать в процессе чтения и анализа отрывка характерные черты образа житийного героя в характере Сергия Радонежского;
Воспитывать на примере образа Сергия такие черты характера как терпение, смирение, трудолюбие, кротость, исполнение сыновьего долга;
Способствовать патриотическому воспитанию школьников;
Активизировать знания ребят из области истории и расширять их кругозор, формировать правильную речь.
Ход урока.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
— Какое произведение вы читали дома?
— В чём особенность этого произведения?
— Обратите внимание на доску.
Житие- жанр религиозной, христианской литературы.
— Чем отличается житие от других видов религиозной литературы?
Такая биография писалась ближайшими друзьями святого вскоре после его смерти по свежим следам воспоминаний о нём, но обычно не ранее того момента, когда герой такой биографии официально причислялся к лику святых церковью.
Писалась такая биография с целью рассказать о жизни и подвигах святого, прославить его память, сохранить для потомков воспоминания о необыкновенном человеке.
— О каком необыкновенном человеке рассказало нам житие, которое вы читали дома?
— Да, вы читали отрывок из детства Сергия, который помещён в учебнике. А вот как выглядит это Житие целиком. Житие Сергия написано Епифанием Премудрым в начале 15 века, через двадцать лет после смерти преподобного Сергия. Преподобного потому, что путь его к святости прошёл через монашеское услужение, во многом был подобен пути Иисуса Христа.
2.Постановка проблемного вопроса.
— Сегодня мы снова перечитаем отрывок из учебника, я расскажу вам интересные факты биографии Сергия, зачитаю отрывки из «Житие». Мы постараемся осмыслить характер и поступки этого человека, понять, в чём его необыкновенность и почему он был причислен к лику святых.
3.Чтение и анализ отрывка.
— Не кажется ли вам странным, что Житие названо именем Сергия Радонежского, а в отрывке речь идёт об отроке Варфоломее?
— Вспомните из истории, когда он получил имя Сергии?/Когда он покинул мир, стал жить в уединении. Спустя некоторое время, он постригся, стал иноком, и Варфоломею было дано имя Сергий./
— Итак, начинается рассказ с маленького мальчика, отрока Варфоломея. В какой семье родился мальчик?
— Чем отличалось поведение родителей? Какие это были люди? Зачитайте.
— Что значит праведные?
— И какой обет дала мать перед рождением Варфоломея? Зачитайте.
— Не случайно Мария дала обет принести ребёнка в церковь. Дело в том, что когда мать его, Мария, будучи беременной, в один из воскресных дней пошла в церковь к Божественной литургии, среди всеобщей тишины и благоговейного молчания, внезапно младенец стал кричать в утробе матери так, что многие от этого крика ужаснулись, как от чуда.
Через несколько минут младенец снова прокричал, и снова люди обратили на это внимание.
Когда же он крикнул в третий раз, смущённая мать чуть не упала от страха.
Тут её окружили женщины, и, может быть, желая ей помочь успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он так громко кричит?»
Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня на руках младенца», что носит она его под сердцем.
Тогда женщины оставили её в покое, не переставая, впрочем, удивляться этому необыкновенному случаю.
Т.е., мы видим, что чудеса начали происходить с Варфоломеем ещё до его рождения и с самого появления на свет он был завещан Богу.
— Напомните, сколько детей было у Марии и Кирилла?
— Как они их воспитывали?
— Но отрок Варфоломей как – то отличался от своих братьев, он был особенный. Вспомните, какие необыкновенные вещи происходили с ним в раннем детстве?
— Не зная ещё законов церкви, он уже их соблюдал.
— А давалась ли ему грамота?
— Хотел ли он быть грамотным?
— Какие черты характера проявились у мальчика? /трудолюбие, терпение/
— Всё это предшествовало встрече с Монахом. Прочитайте, как произошла эта встреча.
Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Внимание на светлый круг, свечение над головой старца.
— Это НИМБ – символ святости, чистоты.
— Какое чудо происходит после этой встречи? Прочитайте.
— Вот и ещё один эпизод мы прочитали, который говорит нам о необыкновенности этого человека.
-Вы сказали, что у Кирилла и Марии было три сына. Какова судьба двух других?
— А что было с Варфоломеем?
— О чём просили его родители? Зачитайте.
— Выполнил ли он сыновий долг? Докажите словами из текста.
— Мы прочитали только отрывок из жития о Сергии Радонежском, о том, что было необыкновенного в его детстве, что предопределило его судьбу. Это и родители, и обстановка в семье, и учёба.
— А знаете ли вы, как дальше сложилась судьба отрока Варфоломея?
· Ребята, все вы знаете, как правильно пользоваться книгами. Сейчас мы разделимся на команды. Каждая команда получит лист бумаги, на котором надо за 3 минуты написать как можно больше правил для первоклассников, которые еще не знают, как обращаться с книгами. Пользуясь вашими правилами, мы сделаем плакат для малышей на уроке труда. Выиграет та команда, которая вспомнит больше правил.
Подведение итогов и награждение победителей эстафеты.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
Лень и усталость скорей прогони.
· Рассмотрите свои учебники. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне, к авторам учебника, к самому учебнику? Задайте эти вопросы.
· Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали.
· Просмотрите содержание учебника повнимательнее. Какие разделы или названия произведений вас заинтересовали? Почему? (Свободные высказывания детей помогут учителю сориентироваться в читательских интересах и предпочтениях детей. Это важно для подбора книг для внеклассного чтения, для индивидуальных рекомендаций.)
· Первый раздел учебника называется «Летописи, былины, жития». Рассмотрите иллюстрации на стр.4-5.
· Что на них изображено?
· Как вы думаете, почему? (обо всем этом можно прочитать в летописях, т.к. это события прошлого)
· Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в тихой келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».
. Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском вече?
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
. Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
(А. С. Пушкин «Борис Годунов».)
· Таким представлял себе монаха-летописца А. С. Пушкин.
· Как вы думаете, зачем Нестор писал такой труд?
· А зачем нам его читать? (Свободные высказывания детей)
· Давайте прочитаем вступительную статью к разделу на стр. 6 и сравним наше мнение с мнением авторов учебника. Совпадают ли наши мнения?
· Что нового вы узнали?
· Каким своим мыслям нашли подтверждение?
· Зачем же нужны летописи современному человеку?
· С какими науками, с какими школьными предметами вы видите связь летописей? (Литература, история, география и т.д. Дети должны объяснить в чем связь.)
· Знаете ли вы, чем отличается счет лет (как вели счет годам) в древней Руси от принятого сейчас? (На Руси счет лет вели «от сотворения мира», а с 10 века – «от Рождества Христова». Чтобы получить дату по современному календарю, надо от года, обозначенного в летописи, отнять 5507 или 5508. Зависит это от того, в какое время года начинался год (он мог начинаться весной или осенью) и когда происходит событие.)
· Попробуйте определить, о каком веке и каком годе пойдет речь, если запись в летописи такая: «В лето 6415» (907, Х век), «В лето 6420» (912, Х век).
· Вы уже знаете, что названия городов иногда изменяются. Был город Петербург, затем его переименовали в Петроград, затем в Ленинград, а сейчас он снова Санкт-Петербург. В отрывке Летописи, который мы будем читать, речь идет о городе Царьграде.
· В какой стране находился Царьград? (В древности эта страна называлась Византия. Город имел еще одно название – Константинополь. Теперь это Стамбул – крупный город в Турции).
· Я буду читать, а вы следите по тексту и отмечайте непонятные слова.
Чтение учителем первого отрывка.
Тема проекта: Подготовка сообщения о важном историческом событии.
Куликовская битва 1380 г.
· Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?
· Что получил Олег в результате победы над греками?
· Как вы думаете, что еще (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?
· Какие города уже существовали на Руси?
Найти и выписать в тетрадь толкование следующих слов: летописец, летописи, береста, берестяные грамоты, свиток, тетрадь, пергамент, яства, гривна.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.