Что можно узнать помощью наблюдений

Биология

Что можно узнать с помощью наблюдений?

С помощью наблюдения можно узнать многие закономерности природы: смена дня и ночи, смена пор года, поведение различных животных.

Ещё по теме

Какие растения получили название «цветковые»? Почему их ещё называют покрытосеменными?

По каким причинам животные и растения становятся редкими?

Как реагируют на окружающие условия растения и животные?

Чем роль растений в экосистеме отличается от роли бактерий и грибов?

Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.

По каким признакам можно отличить живую природу от неживой?

Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?

При каких обстоятельствах бактерии делятся?

Какой участок корня осуществляет всасывание водного раствора из почвы?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Наблюдение как метод исследования

В психологии существует большое разнообразие методов, направленных на изучение личности. Одним из таких является наблюдение — проведение исследования, организация которого проходит целенаправленно.

Что можно узнать помощью наблюдений

Что такое наблюдение?

Наблюдение является одним из самых старых психологических методов. Пик популярности данного метода пришелся на конец 19 века, когда в определенных сферах деятельности появилась необходимость фиксировать особенности поведения. Этот подход можно считать скрытым, так как применяется он в том случае, когда при эксперименте невозможно вмешательство объекта исследования. Если же данное правило нарушено, то невозможно увидеть реальную картину поведения.

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения могут быть самые разнообразные особенности поведения, к примеру:

Основным предметом наблюдения является то явление, которое можно объективно зафиксировать. Таким образом наблюдатель фиксирует проявления, но при этом он не может в полной мере опосредовать их свойствами психики. При использовании такого вида исследования экспериментатор может делать выводы о состоянии психики непосредственно через поведение человека, надеясь на то, что они являются правильными.

Виды наблюдения

Психодиагностика с помощью наблюдения может проводиться непосредственно самим исследователем или же специальными инструментами. К ним можно отнести видеокамеру и фотокамеру, диктофон и другую технику, с помощью которой можно собрать информацию.

Наблюдение классифицируется по систематичности. Существует несистематическое наблюдение, когда стоит задача создать общую картину поведения человека в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану с четкой регистрацией поведения в условиях внутренней и внешней среды.

По форме различают осознанное и неосознанное наблюдение. В первом случае человек знает, что за ним наблюдают, а во втором — нет.

Чтобы использовать метод наблюдения эффективно, необходимы усидчивость, внимательность, способность концентрироваться и хорошая память. Все эти качества можно значительно улучшить с помощью тренажеров Викиум.

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 2 Методы изучения биологии

Стр. 10. Вспомните

№ 1. Что изучает биология?

Биология – это наука, которая занимается изучением всех аспектов проявления жизни, а именно строения и структуры, происхождения и развития (историческое и индивидуальное), функционирования и распределения на Земле, а также взаимодействия друг с другом и с окружающей средой всех живых организмов на нашей планете.

№ 2. Какие измерительные приборы вы знаете?

Я знаю такие измерительные приборы: линейка и рулетка, часы (песочные, механические, электронные), термометр, секундомер, барометр, вольтметр, счетчик электрической энергии и прочие.

Стр. 11. Вопросы после параграфа

№ 1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Метод – это совокупность определенных, рационально направленных действий, которые необходимо предпринять с целью решения определенных задач или для достижения поставленных результатов.

Различают две группы методов: теоретические и практические. В основе теоретических методов лежит объяснение результатов, которые были получены в процессе наблюдения или проведения опытов. К практическим методам относятся: наблюдение и опыт (эксперимент).

№ 2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

Наблюдение является одним из первых методов изучения природы, который использовали еще в древности. На сегодняшний день он остается важнейшим в научном познании, так как позволяет получить конкретные ответы на целенаправленно составленные вопросы. При помощи наблюдения можно узнать о многих закономерностях природы, например, о смене времен года, либо о смене дня и ночи. Также можно узнать о поведении различных видов животных в тех или иных условиях окружающей среды.

№ 3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Наблюдение является методом познания, во время проведения которого наблюдатель только наблюдает за объектом исследования, изучает его свойства и фиксирует. Никаких действий он не осуществляет и ничего не добавляет от себя.

Эксперимент также является методом научного познания, но в процессе его выполнения изучаемые объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение постоянно контролируется, управляется и корректируется экспериментатором.

№ 4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?

Я знаю такие измерительные приборы, как:

Барометр – измеряет атмосферное давление;

Амперметр – измеряет силу тока;

Вольтметр – измеряет напряжение между двумя точками электрической цепи;

Линейка – измеряет длину предмета;

Манометр – измеряет давление, которое отличается от атмосферного;

Спидометр – определяет числовое значение скорости;

Психрометр – определяет относительную влажность воздуха.

Стр. 11. Задание

№ 1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.

Одно из запоминающихся моих наблюдений – это наблюдение за паргелием. Это достаточно редкое явление, увидеть которое можно только зимой и только при ясной погоде, когда солнце расположено низко над горизонтом. Появляется оно из-за кристалликов льда, витающих в воздухе. Они, словно миллионы маленьких призм, через которые преломляются солнечные лучи. В результате такого преломления можно увидеть на небе сразу три солнца – одно настоящее, а два по бокам – двойники, словно отражения. Сфотографировать это явление бывает очень трудно, но наблюдение за ним вживую просто завораживает и вызывает бурю эмоций.

№ 2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.

Как метод исследования, наблюдение отличается от обычной фиксации событий, а потому находит свое отражение именно в требованиях, которые к нему предъявляются:

Точно определенная цель наблюдения;

Объективность отбора информации, которая будет «работать» на подтверждение гипотезы исследования;

Наличие емкого плана действий, в котором определяется и цель, и предполагаемый результат, и другие не менее значимые факторы (предмет, объект, единицы наблюдения, выявляемые параметры, способ регистрации наблюдаемого и прочее);

Разработка процедуры действий и формы фиксации получаемых результатов;

Учет возможных ошибок (их причины, способы минимизации);

Возможность измерения, сравнения и обработки полученной информации;

Достаточное и необходимое количество наблюдаемых признаков;

Стр. 11. Подумайте

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

На мой взгляд, настоящий ученый должен быть достаточно любознательным, увлеченным своим делом и терпеливым, чтобы любые исследования или наблюдения доводить до конца и получать желаемые результаты. В себе бы в дополнение к терпеливости я бы хотел развить такие качества, как: настойчивость в своих действиях, умение пережить неудачи, если не все происходит так, как планируется. Именно таким должен быть настоящий ученый, который предан своему делу.

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: НАБЛЮДЕНИЕ И ОПЫТ

Для того, чтобы узнать скрытые тайны природы, прежде всего, на­учитесь самостоятельно проводить наблюдение. Некоторые из вас могут подумать: «Посмотрели, увидели и всё. Нет необходимости учиться это­му». Нет! Это не так!

Настоящий наблюдатель должен быть терпеливым и стойким. Необ­ходимо точно знать над чем, когда и каким образом вести наблюдение. Например, можно вести наблюдение:

Вести наблюдение можно каждый день, в течение долгого времени, а иногда и в течение всего года. Для записи и зарисовок своего наблюдения необходима специальная тетрадь. Если постоянно вести наблюдение, на­копится большое количество записей и рисунков.

Для ведения простых наблюдений нужны такие приспособления как гномон, термометр, календари, летопись, где указано время восхода и за­хода Солнца и Луны.

ГНОМОН

Способом наблюдения будем учиться находить полуденную линию. Самая высокая точка расположения Солнца над горизонтом в течение суток называется зенитом. В начальных классах вы научились находить юг, север, восток и запад горизонта.

А Прямая линия, идущая от севера к югу, называется полуденной линией.

В полдень тени всех предметов направлены вдоль этой линии. Суще­ствует очень много полуденных линий. Для каждой точки поверхности Земли можно провести полуденную линию.

Что можно узнать помощью наблюдений

Рисунок 13. Гномон и определение точки в южном направлении.

Для определения направления полу­денной линии использовалось самое про­стое приспособление — шест, называемый гномоном. Гномон, в переводе с греческо­го языка означает «указатель», «стрел­ка». Для проведения опыта прямой шест вбивают в землю, его тень в полдень яв­ляется полуденной линией.

Обозначьте полуденную линию путем укладки вдоль неё ряда камней на Земле или с помощью мела на полу в классе. Со­ответствует ли настоящий полдень полуд­ню на ваших часах? Для получения пра­вильного ответа нужно проводить наблю­дения в разные времена года, проследив за изменениями длины тени день ото дня. Для удобства можете сделать маленький «комнатный гномон». Для этого вбейте гвоздь в маленькую дощечку с ровной поверхностью. Про­верить горизонтальность поверхности дощечки с вбитым гвоздём, можно с помощью таких приспособлений, как «уровень» и «угловой градус». Для наблюдения такой гномон располагают в хорошо освещенном месте, например у окна. Для точности проведения опыта можно приклеить на дощечку белый лист бумаги (рисунок 13). Обозначьте углы тени и со­едините их с помощью циркуля. Так как гномоны известны издревле, они широко распространены. Насколько гномон выше, настолько лучше видно изменение его тени и выше точность измерения. В Древнем Риме, во время правления Августа был установлен гномон высотой 40 м. Ав 1430 году известный астроном из Центральной Азии, Улугбек установил в Самарканде гномон высотой 55 м. Интерес кочевого народа Централь­ной Азии к звездному небу был тесно связан с их жизненным укладом.

У каждой семьи была своя юрта. Ночью с ее тюндюка были хорошо видны звезды и Луна. Таким образом, каждая юрта играла роль «планетария». В результате чего, раз­вивался их наблюдательный опыт и пере­давался из поколения в поколение.

ФЛЮГЕР

Флюгер служит для определения на­правления ветра. Стрелка флюгера может легко вертеться на оси, куда она прикре­плена (рисунок 14). Ее острая сторона всег­да направлена против ветра. Стрелка пока­зывает направление ветра. Если ветер дует

с севера, то он называется северным ветром, если дует с северо-востока, называется северовосточным ветром и т. д. Флюгер можно установить на крыше дома или на высоте 10 метров от земли. При изготовлении данного приспособления позовите на помощь родителей или учителя по трудовому обучению.

ТЕРМОМЕТР

Касаясь чего-либо, мы узнаем, что этот предмет холод­ный или теплый. Узнать, что предмет теплый или холодный, можно определив его температуру. Точное представление о температуре предмета нам могут дать наши органы чувств.

Но для людей, одновременно купающихся в воде, тем­пература воды может показаться разной: для первого — тёп­лой, для второго — холодной. Поэтому для определения тем­пературы воздуха, воды, почвы, тела человека и других тел используется термометр. Его принцип работы основан на свойстве расширения жидкости, газа и твердых веществ при нагревании. Термометр состоит из стеклянной трубочки, верхняя часть которой запаяна, а нижняя сделана в форме Рисунок15 шара (рисунок 15).

Из трубочки выкачивается воздух и туда вливается

спирт или ртуть. Трубочка прикрепляется на ровную поверхность, на ко­торой имеется шкала. Температурная шкала впервые была предложена в 1742 году шведским ученым-астрономом и физиком Андерсом Цельсием (1701—1744). Для этого А. Цельсий поместил кончик трубочки в тая­щий лед. Он обозначил цифрой 0 то место в трубочке, где остановился спирт или ртуть. Затем, при опускании конца трубочки в кипящую воду, жидкость, поднимаясь вверх по трубочке, остановилась в определенном месте. Эта точка была обозначена цифрой 100, а расстояние от 0 до 100 было разделено на 100 равных отрезков. Каждый отрезок он называл гра­дусом. Градус является латинским словом. Для нас оно означает

Источник

Что можно узнать помощью наблюдений

Подробное решение параграф § 2 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. 2016

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

Вопрос 2. Какие измерительные приборы вы знаете?

К измерительными приборам относят линейку, рулетку, штангенциркуль, часы, весы, термометр.

Вопрос 1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?

Метод – это совокупность приемов и способов теоретической и практически преобразующие деятельности людей. К основным методам изучения природы относят: наблюдение, эксперимент, измерение.

Вопрос 2. Что можно узнать с помощью наблюдений?

С помощью наблюдения можно узнать многие закономерности природы: смена дня и ночи, смена пор года, поведение различных животных.

Вопрос 3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты (опыты). Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба».

Вопрос 4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?

1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.

Интересны наблюдения за насекомыми — бабочками, жуками. Они прячутся от холода. Скопление жуков можно обнаружить под камнями, бабочек — в щелях.

2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.

Наблюдение должно отвечать следующим требованиям: научная или практическая ценность, полнота изучаемых фактов, достоверность, сопоставимость изучаемых данных, научная организация.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?

Молодой ученый должен быть увлеченным наукой, любознательным и терпеливым. Терпеливым — потому, что не все складывается так быстро, как бы этого хотелось. Любознательным — потому, что науки тесно переплетаются и ученый сегодня не может быть узким специалистом. Но главное качество для ученого — это увлеченность, желание открыть что-то новое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *