Что можно узнать по топографическому плану 6 класс кратко
Что можно узнать по топографическому плану 6 класс кратко
Подробное решение Параграф § 3 по географии для учащихся 6 класса, авторов Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова 2015
Вопрос 1. Что можно узнать по топографическому плану?
Топографический план — изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Топографические планы используются, как правило, в ситуациях, когда требуется подробная схема не слишком большой территории. Они нужны, например, при составлении строительных проектов. Можно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего дачного участка, двора, сада.
Вопрос 2. Пользуясь планом на форзаце 1, расскажите, что можно увидеть на берегах реки Нары, проплывая по её течению.
Болото, обрыв, овраг, грунтовую дорогу, кустарники, за болотом луг и в дали лиственный лес, урез воды, мост.
Вопрос 3. Какие условные знаки надо использовать для изображения местности вокруг вашей школы, вашего дома?
Здания, грунтовые дороги, шоссе, кустарник, лиственный лес, граница территории.
Вопрос 4. Расскажите о своём пути в школу, заменив как можно больше слов условными знаками.
Выходя из дома, иду по внутредворовому проезду, выхожу на тротуар, пересекаю главную улицу, иду через лиственный лес, выхожу на территорию школы и иду через насаждения кустарников к главному входу.
Что можно узнать по топографическому плану земельного участка
Техническая документация, частью которой является топографический план, является неотъемлемой частью информации, которую необходимо иметь на используемый участок. Это важно при организации строительных работ или осуществления благоустройства той или иной территории. Простые работы не потребуют создание специального плана, однако сложные работы, направленные на расширенное строительство и благоустройство, без данного документа будут практически невозможны.
Понятие и виды
Что такое топографический план участка, определить просто. Он представляет собой изображение, созданное за счёт построения схем и чертежей. На нём изображаются рельефы, граница, коммуникации, а также различные качественные и количественные характеристики заданного надела. Такой план удобен для того, чтобы правильно распределить строительные работы, понять в какой части участка следует возводить сооружение и насаживать деревья. При этом отображение объектов осуществляется в крупном масштабе и с помощью ортогональной проекции.
Топографические планы земельного участка могут отражать и другие сведения, которые помогут организовать и осуществить строительные работы с учётом всех особенностей территории.
Необходимо отличать друг от друга понятия плана и карты местности. По своему назначению они идентичны, но карта отражает большую территорию и подразумевает иные масштабы.
Говоря о значение топографического плана, следует отметить два основных аспекта. Во-первых, он будет необходим, если строительство подразумевает получение на него разрешения. Без предъявления плана таковое получено не будет. И, во-вторых, план будет необходим про проведение планировки территории вертикального характера. По сути, такой план можно определить, как предварительный проект строительных работ.
Выделяют различные виды топографических планов.
Они будут отличаться по своему назначению и информации, в нём содержащейся:
Порядок получения
Для определённого вида строительства, а именно когда речь идёт о возведении жилых домов или строений с потенциально большим скоплением людей впоследствии, наличие рассматриваемого плана — обязательное условие. Соответственно, такой документ необходимо каким-то образом получить. Однако возможны варианты, когда это процедура необязательна, например, если осуществляется постройка одноэтажной конструкции.
Составление топографического плана осуществляется исключительно специалистами, а именно инженерами-геодезистами. При этом необходимо иметь не только диплом об образовании, но и входить в состав саморегулируемой организации.
Чтобы получить план, необходимо совершить ряд действий, которые представляют собой совокупность этапов, выполняемых в конкретно-определённой последовательности:
Работы специалистов-геодезистов не осуществляются бесплатно. При заключении договора на оказание услуг обговаривается стоимость осуществляемой деятельности.
Стоимость работ будет определяться с учётом предложенного технического задания. Чем оно сложнее, тем выше будут суммы к оплате. Не каждый метод при работе применяется специалистами, соответственно, цена будет зависеть и от этого фактора. Примерные цены определяются таким образом: проведение фотосъёмки стоит около восьми тысяч, контурная съёмка – шесть тысяч, тахеометрическая съёмка – двенадцать тысяч, топосъёмка – десять тысяч. Дендроплан – самый дорогой вид работ и может стоить около пятнадцати тысяч. При этом нужно учитывать, что цены варьируются и с учётом выбора компании, которая будет осуществлять рассматриваемую деятельность.
Советы по получению плана
Топографический план – очень важный документ, который играет существенную роль при проведении серьёзных строительных работ. Так как его оформление осуществляют специализированные компании, то необходимо обращать внимание на некоторые аспекты при подписании договора.
Можно выделить ещё множество аспектов, которые позволят грамотно подойти к вопросу получения плана, однако рассмотренные являются самыми важными, так как ошибки в этих сферах встречаются чаще всего.
Необходимо всегда помнить о том, что ни один план не имеет стопроцентной точности. Всегда будут наблюдаться некоторые погрешности. В идеальном варианте они не должны быть выше 0,35 метра по плану и 0,2 метра по высоте.
При этом необходимо понимать, что работы по его составлению могут осуществляться только дипломированными специалистами, вступившими в СРО. В противном случае это признаётся нарушением закона.
География
Понятие о плане местности. Что можно узнать по топографическому плану?
Топографический план — изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Топографические планы используются, как правило, в ситуациях, когда требуется подробная схема не слишком большой территории. Они нужны, например, при составлении строительных проектов. Можно составить план своих помещений (дома, квартиры, комнаты), своего дачного участка, двора, сада.
Ещё по теме
Рельеф дна Мирового океана. Литосфера – твёрдая (каменная ) оболочка Земли.
Причины, влияющие на климат. Вопрос 13. Определите по карте, в каких поясах освещённости расположена: а) Евразия; б) Австралия; в) Южная Америка; г) Антарктида.
Ледники. Чем горные ледники отличаются от покровных?
Географическая долгота. Географические координаты. Определите географическую долготу: а) Сиднея; б) Вашингтона; в) Нью-Йорка. Какой город расположен западнее — Вашингтон или Нью-Йорк? Почему?
Погода и климат. Опишите климат своей местности по плану: а) средняя многолетняя температура января и июля; средняя годовая амплитуда температуры; самая высокая и самая низкая температура за всё время наблюдений; б) среднее годовое количество осадков и режим их выпадения; в) преобладающие ветры; г) продолжительность времён года.
Земля и её внутреннее строение. Сравните материковую и океаническую кору по строению и толщине.
Реки. Почему исток реки не может находиться в Мировом океане?
Причины, влияющие на климат. Охарактеризуйте климат своей местности по плану: а) пояс освещённости; б) влияние морей и океанов; в) влияние рельефа (на какой высоте над уровнем моря находится местность; какие формы рельефа находятся к северу, югу, западу и востоку и какое влияние они оказывают на климат местности); г) тип климата (морской, континентальный и др. ).
Движения земной коры. Вулканизм. В каких регионах Земли, кроме побережья Тихого океана, встречаются вулканы?
Население Земли. Перечислите основные человеческие расы и назовите признаки, по которым они различаются.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Работа с топографической картой
Разделы: География
Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.
Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.
К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.
Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.
Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:
– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.
– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).
– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.
Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.
1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.
2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.
Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.
Ответ: в 1 см 500 км.
Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.
Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.
Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.
Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).
Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.
Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.
В-третьих, задания по определению знаков плана.
Например: Определить соответствие:
Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.
Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:
1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна
27 – средняя высота деревьев,
0,35 – средняя толщина дерева,
7 – среднее расстояние между деревьями.
2. Около моста стоит знак
Д – материал постройки,
5 – высота над уровнем воды, м.
121 – длина моста, м.
15 – грузоподъемность в тоннах.
9 – ширина одной полосы в м.
2 – количество полос.
Ц – материал покрытия (цеменобетон).
12 – ширина покрытой части дороги в м.
17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.
4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:
где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.
Например: h – 30м. d – 600м.
=3градуса.
5. Около туннеля
8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.
Напомню правила составления плана:
1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).
2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.
3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).
4) Каждый объект имеет точечную границу.
5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.
6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).
7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.
Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).
В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.
Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.
Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.
Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.
Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.
Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.
Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.
Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.
Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.
И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.
Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.
Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.
Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого
Понятие о плане местности. Масштаб
Урок 3. География 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Понятие о плане местности. Масштаб»
Для того, чтобы выбрать место для строительства дома, дороги, завода сначала человек изучает местность. Для этого составляется рисунок местности, или делается её фотоснимок. Такие способы отображения объектов не всегда удобны, т.к. эти изображения делаются с поверхности Земли. Оценить размеры и расстояния между объектами таким способом сложно, потому что более высокие предметы закрывают более низкие. Поэтому чаще всего для изучения местности человек составляет план местности или топографический план.
План местности – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности.
Несмотря на то, что на рисунке местность изображена такой, какая она есть в реальности, а план дает нам представление о местности как бы сверху, рассчитать расстояния между объектами и определить направление сторон горизонта можно только при помощи плана местности. При помощи рисунка же этого сделать нельзя.
Аэрофотоснимок – это изображение местности на фотоснимке, который сделан в результате фотографирования с самолёта.
Отличие аэрофотоснимка и плана местности состоит в том, что более точно объекты изображены на аэрофотоснимке. А вот узнать характеристику этих объектов, расстояние между ними и определить направление сторон горизонта возможно только по плану местности, ведь на аэрофотоснимке не даны названия населённых пунктов, не виден состав леса и нет направлений сторон горизонта.
В своей повседневной жизни вы также часто встречаетесь с планом. Например, план дома или квартиры, план эвакуации при пожаре в вашей школе, план небольшого садового участка и так далее.
План местности отличается от других способов изображения не только возможностью рассчитывать расстояния между объектами, определять их характеристики и стороны горизонта, но и самим изображением этих объектов. Все объекты местности на топографическом плане изображаются при помощи условных знаков.
Условные знаки можно сравнить с алфавитом. Алфавит состоит из букв, знание которых позволяет нам читать. Так и знание условных знаков позволит прочесть любой план местности. Приведём несколько примеров условных знаков.
Как и букв в алфавите, условных знаков очень много. Поэтому их разделяют на несколько групп. Выделяют площадные, внемасштабные и линейные условные знаки.
Площадные условные знаки отображают объекты местности, которые занимают определённую площадь. Например, лес, фруктовый сад, пашня.
Внемасштабные условные знаки – это знаки, которые отображают одиночный объект местности, который на плане нельзя отобразить в масштабе. Например, отдельно стоящее дерево, памятник, мельница.
Линейные условные знаки отображают те объекты местности, которые имеют вид линий. Например, дорога, река, просека. Для простоты вид условных знаков схож с теми объектами, которые они отображают, к тому же каждому условному знаку соответствует определённый цвет. Например, лес отображают зелёным цветом, а водоёмы и реки – голубым.
Обратите внимание на то, что все условные знаки на плане местности изображаются равными по размерам, высоте, форме и цвету.
На плане объекты местности невозможно показать в натуральную величину, так как они попросту не вместятся на лист бумаги. Для того, чтобы создать план, используют масштаб.
Масштаб – это число, которое указывает, во сколько раз на плане уменьшены размеры объектов по сравнению с их натуральной величиной. Его всегда указывают на планах. С помощью масштаба можно определить расстояние, например, между дорогой и рекой или между двумя населёнными пунктами.
Масштаб записывают в следующем виде: 1:50000. Это означает, что 1 сантиметр на плане соответствует 500 метрам на местности. Первый вид масштаба называют численный, а второй – именованный. Чтобы перевести численный масштаб в именованный, например, 1:200000, нужно число в численном масштабе поделить на 100, так как эта величина указана в сантиметрах. Как известно, в одном метре 100 см. Тогда нужно 200000 поделить на 100. Получим 2000 м. Значит, 1см на плане соответствует 2000 м на местности.
Существует также и линейный масштаб, который отображается на плане в виде линии, поделённой на равные отрезки. Линия такого масштаба показывает какому расстоянию на местности соответствует расстояние на плане в 1, 2, 3 см и так далее. Таким видом масштаба удобно пользоваться в том случае, если необходимо определить длину извилистых линий: дорог, рек, просек.
Для того, чтобы определить расстояние на местности при помощи линейного масштаба, необходимо на плане измерить длину какого-либо объекта. В нашем случае, это будет река до её поворота. Измерять длину извилистых объектов лучше циркулем. Соотнесём циркуль с линейным масштабом. Длина раствора покажет длину реки на местности.
Существует несколько способов изображения местности, но наиболее часто пользуются планом.
План местности или топографический план – это чертёж, на котором при помощи условных знаков в уменьшённом виде отображены объекты небольшого участка местности. По сравнению с другими видами изображения местности, с его помощью можно рассчитать расстояния между объектами, определить их характеристики и стороны горизонта. Все объекты на топографическом плане отображаются при помощи условных знаков, знание которых позволяет прочесть любой план местности, которым пользуются при планировании строительства домов, дорог, заводов и так далее. Объекты на плане местности показаны в уменьшённом виде. Число, которое показывает, во сколько раз объект на плане уменьшен по сравнению с его натуральной величиной, называют масштабом. Масштаб позволяет измерять на плане местности расстояния между различными объектами.