Что можно узнать по глобусу

Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть стр 18

👉 Ответы к странице 18. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с такими географическими картами: физические, политические. На физической карте показаны рельеф местности, леса, пустыни, горы и так далее. На политической карте показаны границы и названия стран и городов, обозначаются столицы стран.

Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.

Чтобы показать объект на настенной карте, надо подойти к карте и, если объект небольшой, показать на него указкой, а если объект большой, то обвести указкой.

Найдите в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1-2 странах (по своему выбору).

Что можно узнать по глобусу Что можно узнать по глобусу

Рассказ о Австралии

Австрия тоже небольшая, и тоже находится в Европе. Но у неё 8 соседей: Германия, Чехия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Словения, Венгрия и Словакия. У Австрии нет выхода к морю. Есть озёра и реки: река Дунай, река Инн, река Мур, река Драва, озеро Вёртер — Зе, озеро Траунзе, озеро Аттерзе, озеро Нойзидлер — Зе.

Самый большой город в стране — Вена, она же столица Австрии. Самые крупные города Австрии: Вена, Грац, Линц, Зальцбург и Инсбрук. Также в Австрии есть три крупных национальных парка: Высокий Тауэрн, Донау-Ауэн около Вены и Нойзидлер-Зе-Зеевинкель.

Рассказ о Венгрии

Венгрия — это довольно маленькое государство, расположенное в Европе. У Венгрии 7 соседей: Словакия, Украина, Румыния, Хорватия, Сербия, Австрия и Словения. Выхода к морю у Венгрии нет, но есть несколько крупных рек и озёр: река Дунай, река Тиса, река Кёрёш, река Раба, озеро Балатон.

Столица Венгрии — город Будапешт, расположенный на реке Дунай. Самые крупные города страны — Будапешт, Херенд, Дебрецен, Мишкольц, Сегед, Печ, Кечкемет, Сентендре. Также в Венгрии есть два национальных парка — Хортобадь около Дебрецена и Аггтелек около Мишкольца.

Обсудим!

Один учёный сказал: “Несомненно, географические карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли”. Как вы объясните это высказывание?

Известно, что географические карты создавались, когда нельзя было сверху увидеть большой участок земли. И людям было очень сложно, ориентируясь по ровной поверхности, где плохо видно, насколько от чего-то удалён тот или иной объект, составить верную карту. Так что это с уверенностью можно назвать великим творением человеческой мысли.

Проверь себя

Что изучает география?

География изучает природу земной деятельности, население и его хозяйственную деятельность.

Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать расположение материков, стран, городов, морей, океанов, рек, озёр, пустынь, гор, равнин, узнать форму рельефа на той или иной местности и многое другое.

Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

История создания глобуса и географических карт?

Первая географическая карта мира появилась примерно 2500 лет назад в Древней Греции. Карта имела форму круга, где центром была Греция, а вокруг располагались другие земли, известные тогда учёным. Вся суша была окружена океаном. Эта карта не сохранилась, но, судя по последующим картам, можно определить, как она выглядела.

Первый глобус появился более 500 лет в Германии. В данный момент он хранится в музее. Многие старинные глобусы и карты были очень красивыми из-за обилия украшения и витиеватых надписей.

Со временем в картах и глобусах стало появляться всё больше географических объектов — материков, островов, морей, рек и так далее.

Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Существует огромное количество разных географических карт. Самые известные — это политическая карта, на которой показываются границы государств, названия стран и государств, столицы, и физическая карта, на которой показываются формы рельефа, расположение пустынь, равнин, гор, морей, океанов и так далее.

Но есть ещё и тематические карты. Например, карта с обозначениями, где какие животные наиболее распространены или карта с обозначениями, где какой полезное ископаемое добывается. Из этого следует, что современные географические карты очень разнообразны.

Что можно узнать по глобусу Что можно узнать по глобусу

Что можно узнать по глобусу

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: география, географ.

География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает “землеописание”. Оно образовалось от двух слов: “ге” — Земля и “графо” — пишу.

Географ — специалист по географии.

Найди в книге “Энциклопедия путешествий. Страны мира” сведения о самых высоких горах некоторых стран. Заполни таблицу в рабочей тетради. По книге подготовь сообщение о 2-3 географических объектах разных стран (равнины, горы, реки, озёра, острова и др.) по своему выбору.

Венгрия: гора Кекеш, 1014 м.

Австрия: гора Гросглоккнер, 3798 м.

Греция: гора Олимп, 2917 м.

Аргентина: гора Аконкагуа, 6959.

Дунай — важнейшая река Австрии и один из её символов. Её длина — 2860 км. Также Дунай вторая по величине река Европы после Волги. На берегах Дуная очень тёплый климат, поэтому там выращивают виноград. Знаменитый вальс “На прекрасном голубом Дунае”, созданный австрийским композитором, стал неофициальным гимном страны.

Гора Олимп — это самая высокая точка Греции. По легенде, на ней живут боги. Высота горы — 2917 метров. Олимп — одна из самых известных гор в мире из-за того, что в греческой мифологии она занимает одно из самых главных мест. Примечательно, что уже знакомая нам Олимпия находится в противоположной части страны от горы Олимп.

Песками обширной пустыни Рубль-Хали покрыты почти все Объединённые Арабские Эмираты. Эта пустыня широкой полосой протянулась через Аравийский полуостров. В Рубль-Хали есть зелёные островки — оазисы. В оазисах есть пресная вода, поэтому тут могут расти растения и селиться животные. Около оазиса Лива в эмирате Абу-Даби есть полсотни посёлков и даже отели!

Источник

Как пользоваться глобусом

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его масштаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действительным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пунктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он находится в ориентированном положении. Обычно ось глобуса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33? к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Горизонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте — на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив северный конец его оси в Полюс мира. На всех других широтах обычный глобус не ориентируется.

Для того, чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к горизонтальной плоскости сделать равным широте этого места. Так например, в Москве, расположенной на 55°45? с. ш., угол наклона оси глобуса должен быть 55°45?, а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вертикальное положение.

Ориентирование глобуса можно выполнить следующим образом. Установите глобус так, чтобы населенный пункт, где вы живете, был в зените, т. е. на самом верху. В таком положении подложите под основание глобуса какой-нибудь предмет, и ваш глобус будет ориентирован. Впрочем, подставку вы можете сделать заранее из треугольного бруска, подобного показанному на рис. 29, а.

Что можно узнать по глобусу

Рис. 29. Ориентирование глобуса на широте Москвы: а — с помощью клиновой подставки; б — с помощью цилиндрического кольца.

Угол у основания этого бруска должен соответствовать разности величины угла наклона оси глобуса и значения широты вашего населенного пункта. Если, например, вы живете на широте Москвы, то разность составит примерно 11° (66°33?—55°45?).

Работая с глобусом, вы, наверное, убедились, что по нему трудно изучать континенты и моря Южного полушария. В самом деле, чтобы, например, изучить Антарктиду, а тем более определить координаты антарктических станций и других объектов, нужно перевернуть глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! Здесь рекомендуем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца (рис. 29, 6). Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности должен быть примерно равен параллели 40°. Кольцевая подставка служит очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части. Она дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Поворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, в котором хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории моря и выполнять необходимые измерения.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят в соответствии с масштабом в действительное расстояние в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.

Очень удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое легко изготовить самим. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер которого точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых соответствует 1000 км (рис. 30, а).

Что можно узнать по глобусу

Рис. 30. Кольцевые шкалы и способ определения географических координат по ним.

Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Для измерения расстояния между пунктами кольцо надевают на глобус и разворачивают так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта показывает расстояние между ними.

На второй половине окружности кольца можно нанести градусную шкалу от 0 до 90° в обе стороны (рис. 30, 6). По этой шкале определяют географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта указывает его географическую широту. Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха, как это показано на рисунке. На этой полоске даются градусные деления интервала между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы — наоборот. В примере на рис. 30, в пункт А имеет следующие координаты: 12,5° с. ш., 45,5° в. д. Точность их определения зависит от масштаба. Большой глобус позволяет определять их с точностью до десятых долей градуса. Их можно отсчитать по нашей шкале на глаз.

Если два пункта находятся на одном и том же меридиане, то, определив их широты, можно узнать расстояние между ними. Так Москва и Аддис-Абеба имеют примерно одну и ту же долготу 38° в. д. Определим их широты: B1 = 55,8° с. ш., B2 = 9,1° с. ш. Разность широт составит протяженность дуги меридиана в градусах. Известно, что 1° дуги меридиана соответствует 111 км. Значит расстояние между городами равно примерно 5180 км (46,7·111). Определив это же расстояние по шкале кольца, вы убедитесь в правильности наших расчетов.

Не всегда можно быстро дать ответы на вопросы, какой из двух пунктов расположен южнее или какой пункт находится западнее. Глобус позволяет это сделать. Например, какой город и на сколько градусов находится южнее, Ялта или Владивосток? На первый взгляд кажется, что Ялта находится южнее. На самом деле не так. Измерим по глобусу географические широты городов, и у нас получится, что Владивосток расположен южнее Ялты на 1,3°.

Источник

Глобус

Глобус — это модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (рис. 34). В пере­воде с латинского языка на русский слово «глобус» означает «шар», так как наша планета Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх­ности (рис. 33).

На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны. Выделяют четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов, называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.

Материк или часть материка вместе с близлежащими остро­вами называется частью света. Частей света шесть: Евро­па, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

Что можно узнать по глобусу

Рис. 33. Вид Земли с космического корабля-спутника

История создания глобуса

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре­ции. В эпоху Великих географи­ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших­ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо­лее точные глобусы.

Карта полушарий

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж­дом из которых будет изображена половина поверхности земно­го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло­бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда­телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Элементы глобуса

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно­сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то­го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери­дианы и параллели помогают ориентироваться, то есть опреде­лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа­ны располагаются перпен­дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове­дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

Градусная сетка — это сетка из условных тонких линий, которыми покрыт глобус и географическая карта, и образованная её элементами: пересечением параллелей и меридианов (рис. 37). Линии эти крайне необходимы. С их помощью легко оты­скать любую точку как на глобусе, так и на карте.

Параллели

Параллельно Экватору на глобусе через определённые промежутки проведены окружности, называемые параллелями. Параллели на карте и на глобусе вытянуты с запада на восток.

Параллели образуют окруж­ности, кольца, размеры ко­торых уменьшаются от эк­ватора к полюсам. Отсчет градусов по параллелям начинают с самой длинной парал­лели — с экватора. Его значение — 0 градусов. Экватор — нулевая, начальная и самая длинная параллель.

В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен — Скотт. Гостей станции американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него, и ему выдается свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.

Меридианы

Через Северный и Южный полюсы на поверхности Земли условно проведены окружности, ко­торые называют меридианами. Каждый меридиан идет с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы — это половинки окружности и все они равны между собой.

Длина всех меридианов одинакова. Люди условились началь­ным, нулевым, меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским. В Гринвиче, пригороде Лондона, нахо­дится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий на противоположной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария.

Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направление местного меридиана.

Полюсы

Полюсы — это такие точки на земном шаре, через которые проходит воображаемая ось Земли. Вокруг этой воображаемой оси Земля за 24 часа совершает один оборот. Полюсы на земном шаре никак не обозначены (рис. 38), но известно, что наблюдатель, находящийся на Северном полюсе, видит Поляр­ную звезду прямо над головой. На земном шаре два полюса — Северный и Юж­ный.

Экватор

На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор. Он делит земной шар на две половины: Северное и Южное полушария. Длина зем­ного Экватора более 40000 км. На земном шаре Экватор, так же как и полюсы, никак не обозначен (рис. 39). Но известно, что если наблюдатель будет находиться на Экваторе, то По­лярную звезду он увидит у самого горизонта.

Линии тропиков и полярных кругов

Северный тропик — это парал­лель 23,5° с.ш., над которой в день летнего солнцестояния, 22 июня, в полдень солнечные лучи падают отвесно и предме­ты не дают тени. В Северном полушарии лето. Солнце по­долгу освещает Землю, а над Северным полярным кругом на широте 66,5° с.ш. 22 июня Солнце совсем не заходит. Зато зимой, 22 декабря, Солнце над Северным полярным кругом вообще не поднимается. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, солнечные лу­чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па­раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.

Линия перемены дат

Географические координаты

Географиче­скими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.

Измерение расстояний на глобусе

Для измерения расстояний на глобусе с помощью нитки измеряют нужное расстояние, затем, приложив нитку к линейке, определяют её длину в сантиметрах и миллиметрах и по масштабу, помещённому на глобусе, находят действительное расстояние.

Источник

Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

Что можно узнать по глобусу

Мое знакомство с географией началось еще в детстве, когда я играл с мячом в виде глобуса. Позже у меня появились и настоящий глобус, и географическая карта, так как я всерьез начал увлекаться географией после прочтения рассказов Жака-Ива Кусто. Я узнавал все больше интересных фактов.

Что можно узнать по глобусу

Первые географические карты

Первые географические карты создавались в Египте и Греции еще до нашей эры. Они служили путеводителем к строительным ресурсам. Хоть в то время и не знали, что Земля круглая, но первые аналоги карт были уже заложены. Позже стали появляться карты местностей на шёлке и пергаменте. В ту пору они использовались для обозначения важных мест и недавно открытых территорий. Картографический бум пришелся на эпоху Великих географических открытий. Причиной послужило открытие новых земель. В это время начали складываться привычные виды карт, отражающие различную информацию.

Что можно узнать с помощью карт

В первую очередь, карта показывает фрагмент суши или воды, предоставленный для исследования. По карте можно определить не только координаты, но и рельеф, характерные виды животных, демографическую ситуацию и многое другое. Для удобства пользования карты поделили на несколько видов:

Что можно узнать с помощью глобуса

Для меня рассматривать глобус было куда интереснее, чем карты. Ведь когда у тебя в руках настоящая модель Земли, уменьшенная многократно, начинаешь понимать многие аспекты жизни. Например, смена дня и ночи, сезонов.

Источник

Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.

Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Обсудим!

Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

Проверь себя

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.

Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

На следующем уроке

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *