Что можно узнать о человеке по внешнему виду
5 вещей, которые вы можете узнать о человеке по одному его виду
Мы часто слышим о том, что не стоит судить о книге по обложке. Но в отношении людей всё обстоит несколько иначе. Внешность человека может выдать его определённые личностные характеристики и предпочтения.
Всё что требуется, это умение правильно их истолковывать. Как и в предыдущих случаях, ниже описанные способы не являются на 100% точными, и всегда существует вероятность их ошибки. Тем не менее…
1. Обувь может раскрыть тип личности человека
Сразу отметим, мы говорим не об очевидностях, типа готов или металлистов в чёрных бутсах, хиппи в сандалиях или хипстерах в старых занавесках, обмотанных вокруг ног. Если верить науке, обувь человека может рассказать о его отношениях с другими людьми.
Исследование, проведённое в паре колледжей, выявило определённые закономерности в том, как люди выбирают обувь. О политических предпочтениях она, конечно, рассказать не могла, но выдавала тонну другой личной информации, включая потенциальную неуверенность и зависимость в близких отношениях. Вот лишь некоторые из примеров, описанных наукой:
Если прочитав это, вы подумали, что ваша обувь ничего такого личного рассказать о вас не может, так как при покупке вы руководствуетесь, скажем, её ценой и удобством, то не забывайте, что ваш образ мыслей является закономерным для определённого типа личности. И в этом-то и весь смысл. Вне зависимости от того, какой логике вы следуете при выборе тех или иных туфель, ботинок или сапог, вы следуете именно той логике, которая соответствует вашему типу личности. А покупка раскрывает этот тип всему миру.
2. Приятные в общении люди чаще едят сласти
Представьте себе приятного в общении человека. И обратите особое внимание на те качества, которые делают этого человека приятным в глазах других людей. Скорее всего он любезный и услужливый. Определённо, весёлый. Наверняка, честный и достаточно пластичный, чтобы принимать на себя удары, пока вы сами удираете от рестлера, которому в пьяном угаре засветили свой зад. Всё это вполне соответствует образу приятного человека. И возможно, если вас охватили сентиментальные чувства, вы даже назовёте его «сладким».
Сладкий. В данном контексте это довольно ироничное слово, если подумать об этом. В приятных людях нет ничего сладкого, разве что вы вдруг решите покрыть их карамелью. И что же породило такую ассоциацию между «сладким» и «приятным»? Очевидно, их повседневное поведение: похоже, что употребление сластей может превратить человека в обыкновенного доброго самаритянина.
Сразу проясним, что мы сейчас говорим не о том, как подаренная человеку шоколадка может поднять ему настроение и таким образом вызовет у него желание делать добрые вещи (кстати одно исследование подтвердило этот факт, хотя он сам по себе довольно очевиден). Учёные провели пять разных исследований и обнаружили, что любители сладкого — люди более приятные и чаще делают добрые дела, чем те, которые во время перекуса едят чипсы, например.
И что самое удивительное участники эксперимента заранее знали, каким будет результат. В проведённом до начала эксперимента опросе они выразили мысль, что любители сладкого будут более бескорыстными и добрыми, нежели любители солёненького. Опыт лишь подтвердил то, что люди и так знали и наблюдали в повседневной жизни, пусть даже в этом и не было никакого смысла.
3. Если женщина убаюкивает младенца правой рукой, значит, она в депрессии
Рождение ребёнка по идее должно стать самым счастливым моментом в жизни любой матери, но по статистике одна женщина из десяти страдает от постродовой депрессии. И, наверное, это не удивительно, ведь она действительно испытывает много стресса, как физически, так и психологически, не говоря уже о том, что мелкий карапуз постоянно орёт, когда она пытается поспать.
Так что если у вас вдруг есть подруга или родственник, которая недавно родила, и вы хотите узнать о её самочувствии, вы можете либо спросить у неё, либо посмотреть на то, какой рукой она держит младенца. Без шуток.
Найдите свои детские фотографии и посмотрите, какой рукой ваша мать убаюкивает вас. Или просто представьте, как вы держите младенца. Какой рукой вы воспользуетесь? Скорее всего, левой. Подавляющее большинство людей используют для этого левую руку, вне зависимости от того левшой или правшой они являются. Это одна из тех маленьких причуд, которые заложены в человеческом организме.
Когда же учёные начали более подробно изучать данную тему, они обнаружили, что это может служить потенциальным способом определить, находится ли новоиспечённая мать в депрессии или нет. Матери, испытывающие стресс и переживающие депрессию, намного чаще убаюкивают своих малышей правой рукой, нежели здоровые и счастливые матери: 14% счастливых матерей против 32% депрессивных. Хотя причину этого учёные объяснить пока затрудняются.
4. Если человек похож на хулигана, то, скорее всего он командный игрок
В прошлый раз мы уже упоминали о том, что люди с широкими скулами обычно заслуживают меньше доверия. Это смахивает на несправедливый стереотип, но на деле это всего лишь химия — чем больше тестостерона, тем крупнее лицо. И количество тестостерона прямо определяет тип вашей личности.
Также классический образ качка с банкой пива в руке уже успел закрепиться в обществе: крупный широколицый парень с вечной ухмылкой и грубыми чертами лица. Подобного типа лица можно встретить во множестве американских молодежных фильмов. Он носит куртку своей спортивной команды, хлещет пиво, говорит на тупом сленге и окучивает девчонок в школе, заставляя вас чувствовать себя лузером, которому потребуется не один год, чтобы понять, что на самом деле вы им не были. Но в определённых ситуациях этот задиристого вида парень на самом деле может быть довольно приятным… пока он думает, что вы с ним в одной команде.
Такие люди делают то, что они делают, не потому, что они жестоки. Просто в них силён дух соперничества.
Чтобы определить это, учёные поделили добровольцев мужского пола на группы и попросили их сыграть в командную игру. При этом одним сказали, что их результаты сравнят с результатами другой школы, в то время как другие играли просто ради игры. В результате парни с классическими «хулиганскими» лицами чаще рисковали своим здоровьем ради того, чтобы занять первое место среди команд… но только когда им сказали, что они соревнуются с другой школой. Они готовы были проявлять больше альтруизма, когда считали, что это поможет им выиграть.
Другие исследования подтверждают эту теорию. Пока сохраняется ощущение соревновательности, парень с лицом задиры будет более продуктивным, кооперативным и более того будет готов пожертвовать собой ради команды, которую он считает своей. И кстати это распространяется и на более высокие ступени жизни: от президентов корпораций до кандидатов в президенты эти идиотские, грубые и широкие черты лица дают их обладателям сильное стремление к победе, а всё из-за количества тестостерона, которое они получили в утробе.
Если же вас вгоняет в депрессию мысль о том, что судьба человека в такой большой степени определяется ещё до его рождения… что ж, у нас есть для вас новость похуже.
5. Люди с симметричными чертами лица — богачи, с ассиметричными — лидеры
Наука частенько любит напоминать нам о превосходстве симметричных лиц, но на деле всё обстоит ещё хуже: люди с симметричными чертами лица не только выглядят лучше, но более того они скорее всего ещё и богаче, чем люди с ассиметричными чертами лица.
С другой стороны, у последних более развиты лидерские качества.
Немалое влияние, разумеется, в этом вопросе оказывают гены, но они стоят лишь в начале пути формирования лицевой симметрии. Определяющую роль играют условия развития человека. Всё, включая сигаретный дым, детское питание, социально-экономический статус и болезни, оказывают влияние на формирование вашего лица, поэтому самый простой способ к достижению симметричной красоты — это состоятельные родители.
Результаты одного из проведённых исследований показывают, что люди с симметричными чертами лица в большинстве случаев в детстве жили привилегированной жизнью и таким образом имели больше шансов на то, чтобы самим стать состоятельными людьми.
Но, допустим, что человек вырос небогатым и превратился в одного из простолюдинов с ассиметричными чертами лица. У него нет трастового фонда или безупречной улыбки, так что теперь он может положиться только на свои личные качества. Более того только потому, что этот человек не так привлекателен, как Симметричные, люди меньше ожидают от него каких-либо достижений в жизни.
И по случайности именно это делает его более успешным лидером.
Именно так, бесконечная вереница мелких проблем и лишений, которые, благодаря ангельской внешности и толстому кошельку, никогда не доведётся пережить людям с симметричными чертами лица, делают из этого человека по-настоящему эффективного лидера. Разумеется, это вовсе не означает, что он автоматически становится Уинстоном Черчиллем. Это всего лишь значит, что у него есть предопределённость к тому, чтобы стать им. Поэтому если вы вдруг встретите в баре человека с шрамами на лице, не спешите ставить его во главе вашей мультинациональной компании.
Новое видео:
5 вещей, которые вы можете узнать о человеке по одному его виду
Мы часто слышим о том, что не стоит судить о книге по обложке. Но в отношении людей всё обстоит несколько иначе. Внешность человека может выдать его определённые личностные характеристики и предпочтения.
Всё что требуется, это умение правильно их истолковывать. Как и в предыдущих случаях, ниже описанные способы не являются на 100% точными, и всегда существует вероятность их ошибки. Тем не менее…
1. Обувь может раскрыть тип личности человека
Сразу отметим, мы говорим не об очевидностях, типа готов или металлистов в чёрных бутсах, хиппи в сандалиях или хипстерах в старых занавесках, обмотанных вокруг ног. Если верить науке, обувь человека может рассказать о его отношениях с другими людьми.
Исследование, проведённое в паре колледжей, выявило определённые закономерности в том, как люди выбирают обувь. О политических предпочтениях она, конечно, рассказать не могла, но выдавала тонну другой личной информации, включая потенциальную неуверенность и зависимость в близких отношениях. Вот лишь некоторые из примеров, описанных наукой:
Если прочитав это, вы подумали, что ваша обувь ничего такого личного рассказать о вас не может, так как при покупке вы руководствуетесь, скажем, её ценой и удобством, то не забывайте, что ваш образ мыслей является закономерным для определённого типа личности. И в этом-то и весь смысл. Вне зависимости от того, какой логике вы следуете при выборе тех или иных туфель, ботинок или сапог, вы следуете именно той логике, которая соответствует вашему типу личности. А покупка раскрывает этот тип всему миру.
2. Приятные в общении люди чаще едят сласти
Представьте себе приятного в общении человека. И обратите особое внимание на те качества, которые делают этого человека приятным в глазах других людей. Скорее всего он любезный и услужливый. Определённо, весёлый. Наверняка, честный и достаточно пластичный, чтобы принимать на себя удары, пока вы сами удираете от рестлера, которому в пьяном угаре засветили свой зад. Всё это вполне соответствует образу приятного человека. И возможно, если вас охватили сентиментальные чувства, вы даже назовёте его «сладким».
Сладкий. В данном контексте это довольно ироничное слово, если подумать об этом. В приятных людях нет ничего сладкого, разве что вы вдруг решите покрыть их карамелью. И что же породило такую ассоциацию между «сладким» и «приятным»? Очевидно, их повседневное поведение: похоже, что употребление сластей может превратить человека в обыкновенного доброго самаритянина.
Сразу проясним, что мы сейчас говорим не о том, как подаренная человеку шоколадка может поднять ему настроение и таким образом вызовет у него желание делать добрые вещи (кстати одно исследование подтвердило этот факт, хотя он сам по себе довольно очевиден). Учёные провели пять разных исследований и обнаружили, что любители сладкого — люди более приятные и чаще делают добрые дела, чем те, которые во время перекуса едят чипсы, например.
И что самое удивительное участники эксперимента заранее знали, каким будет результат. В проведённом до начала эксперимента опросе они выразили мысль, что любители сладкого будут более бескорыстными и добрыми, нежели любители солёненького. Опыт лишь подтвердил то, что люди и так знали и наблюдали в повседневной жизни, пусть даже в этом и не было никакого смысла.
3. Если женщина убаюкивает младенца правой рукой, значит, она в депрессии
Рождение ребёнка по идее должно стать самым счастливым моментом в жизни любой матери, но по статистике одна женщина из десяти страдает от постродовой депрессии. И, наверное, это не удивительно, ведь она действительно испытывает много стресса, как физически, так и психологически, не говоря уже о том, что мелкий карапуз постоянно орёт, когда она пытается поспать.
Так что если у вас вдруг есть подруга или родственник, которая недавно родила, и вы хотите узнать о её самочувствии, вы можете либо спросить у неё, либо посмотреть на то, какой рукой она держит младенца. Без шуток.
Найдите свои детские фотографии и посмотрите, какой рукой ваша мать убаюкивает вас. Или просто представьте, как вы держите младенца. Какой рукой вы воспользуетесь? Скорее всего, левой. Подавляющее большинство людей используют для этого левую руку, вне зависимости от того левшой или правшой они являются. Это одна из тех маленьких причуд, которые заложены в человеческом организме.
Когда же учёные начали более подробно изучать данную тему, они обнаружили, что это может служить потенциальным способом определить, находится ли новоиспечённая мать в депрессии или нет. Матери, испытывающие стресс и переживающие депрессию, намного чаще убаюкивают своих малышей правой рукой, нежели здоровые и счастливые матери: 14% счастливых матерей против 32% депрессивных. Хотя причину этого учёные объяснить пока затрудняются.
4. Если человек похож на хулигана, то, скорее всего он командный игрок
В прошлый раз мы уже упоминали о том, что люди с широкими скулами обычно заслуживают меньше доверия. Это смахивает на несправедливый стереотип, но на деле это всего лишь химия — чем больше тестостерона, тем крупнее лицо. И количество тестостерона прямо определяет тип вашей личности.
Также классический образ качка с банкой пива в руке уже успел закрепиться в обществе: крупный широколицый парень с вечной ухмылкой и грубыми чертами лица. Подобного типа лица можно встретить во множестве американских молодежных фильмов. Он носит куртку своей спортивной команды, хлещет пиво, говорит на тупом сленге и окучивает девчонок в школе, заставляя вас чувствовать себя лузером, которому потребуется не один год, чтобы понять, что на самом деле вы им не были. Но в определённых ситуациях этот задиристого вида парень на самом деле может быть довольно приятным… пока он думает, что вы с ним в одной команде.
Такие люди делают то, что они делают, не потому, что они жестоки. Просто в них силён дух соперничества.
Чтобы определить это, учёные поделили добровольцев мужского пола на группы и попросили их сыграть в командную игру. При этом одним сказали, что их результаты сравнят с результатами другой школы, в то время как другие играли просто ради игры. В результате парни с классическими «хулиганскими» лицами чаще рисковали своим здоровьем ради того, чтобы занять первое место среди команд… но только когда им сказали, что они соревнуются с другой школой. Они готовы были проявлять больше альтруизма, когда считали, что это поможет им выиграть.
Другие исследования подтверждают эту теорию. Пока сохраняется ощущение соревновательности, парень с лицом задиры будет более продуктивным, кооперативным и более того будет готов пожертвовать собой ради команды, которую он считает своей. И кстати это распространяется и на более высокие ступени жизни: от президентов корпораций до кандидатов в президенты эти идиотские, грубые и широкие черты лица дают их обладателям сильное стремление к победе, а всё из-за количества тестостерона, которое они получили в утробе.
Если же вас вгоняет в депрессию мысль о том, что судьба человека в такой большой степени определяется ещё до его рождения… что ж, у нас есть для вас новость похуже.
5. Люди с симметричными чертами лица — богачи, с ассиметричными — лидеры
Наука частенько любит напоминать нам о превосходстве симметричных лиц, но на деле всё обстоит ещё хуже: люди с симметричными чертами лица не только выглядят лучше, но более того они скорее всего ещё и богаче, чем люди с ассиметричными чертами лица.
С другой стороны, у последних более развиты лидерские качества.
Немалое влияние, разумеется, в этом вопросе оказывают гены, но они стоят лишь в начале пути формирования лицевой симметрии. Определяющую роль играют условия развития человека. Всё, включая сигаретный дым, детское питание, социально-экономический статус и болезни, оказывают влияние на формирование вашего лица, поэтому самый простой способ к достижению симметричной красоты — это состоятельные родители.
Результаты одного из проведённых исследований показывают, что люди с симметричными чертами лица в большинстве случаев в детстве жили привилегированной жизнью и таким образом имели больше шансов на то, чтобы самим стать состоятельными людьми.
Но, допустим, что человек вырос небогатым и превратился в одного из простолюдинов с ассиметричными чертами лица. У него нет трастового фонда или безупречной улыбки, так что теперь он может положиться только на свои личные качества. Более того только потому, что этот человек не так привлекателен, как Симметричные, люди меньше ожидают от него каких-либо достижений в жизни.
И по случайности именно это делает его более успешным лидером.
Именно так, бесконечная вереница мелких проблем и лишений, которые, благодаря ангельской внешности и толстому кошельку, никогда не доведётся пережить людям с симметричными чертами лица, делают из этого человека по-настоящему эффективного лидера. Разумеется, это вовсе не означает, что он автоматически становится Уинстоном Черчиллем. Это всего лишь значит, что у него есть предопределённость к тому, чтобы стать им. Поэтому если вы вдруг встретите в баре человека с шрамами на лице, не спешите ставить его во главе вашей мультинациональной компании.
Новое видео:
«Сигналы личности» — это то, что мы по большей части бессознательно ежедневно познаем и применяем в повседневной практике молниеносное восприятие и оценку личности встречающегося нам человека по многим разнородным знакам, символам или сигналам. Мы понимаем эти сигналы с поразительной точностью. Они применяются отчасти неосознаваемо, а отчасти – совершенно преднамеренно. И точно так же в полутьме сознания мы понимаем их завуалированные намерения и тренируемся в этом сигнальном языке в процессе нашей повседневной жизни. Тот, кто умеет осознанно воспринимать и классифицировать сигналы, тот понимает язык мотивов. Он понимает больше, чем это могло бы быть выражено только словами, и его не так-то легко провести. А тот, кто владеет языком мотивов, может и сам посылать сигналы и таким образом целенаправленно способствовать быстрому достижению задуманных целей.
В интернете информации масса. Просто наберите запрос «Внешность и характер» или «Особенности характера по форме лба» и т.д. вы найдёте огромное количество информации и статей. Но насколько она правдивая? В настоящее время мы переживаем, с одной стороны, всплеск увлечения психологией и методами диагностики среди профессиональных психологов и обывателей. Возможно, это объясняется неослабевающим интересом людей к собственной личности и ко всему непознанному, коим во многом является и сам человек.
С другой стороны, мы переживаем очевидный кризис диагностического знания. Это обусловлено, на мой взгляд, несколькими причинами. Первая имеет отношение ко всей психологии — это отсутствие единого научного психологического «поля» (я имею ввиду факт наличия огромного количества теорий личности и отсутствие каких-либо выводов в общем, лишь в частности по каждой теории), из-за чего многие методики и тесты достаточно отдалённо могут сопоставляться друг с другом.
Вторая причина имеет отношение непосредственно к диагностическим тестам и методам. Это быстрое изменение общества (в данном контексте я говорю о проблеме репрезентативности тестов, созданных в советское время или в начале 90- х годов прошлого века).
Третья причина – методы экспресс — диагностики по внешнему виду. Проблема в том, что существует огромное количество книг по данной теме, опубликовано много статей, но научных исследований до сих пор нет. Нет теоретического обоснования почему эти методы диагностики работают.
Это далеко не все проблемы диагностики, с которыми вынужденно сталкивается любой практикующий психолог и человек, который хотел бы в эту тему «погрузиться, разобраться» с ней. Напомним, в первую очередь задача связана и с необходимостью быстрого получения информации о клиенте. По количеству известных книг экспресс- диагностика личности и слишком часто упоминаема(о чем мы уже говорили выше) и также часто слишком поверхностна для научного соотнесения с психологической терминологией и доказательной базой. Ну вот, допустим, одна из статей, на которую я наткнулась в интернете. Елена Воронина описала, что может рассказать лоб о человеке:
— высокий лоб – признак ума. Лоб ровный, то человек обладает каким-либо талантом. А если лоб выпуклый, то это говорит о мудрости и гениальности;
— низкий лоб – признак замкнутости и недалекого ума. Если он при этом еще и плоский, то, очевидно, перед вами зануда, любящий подолу рассуждать ни о чем. Выпуклый широкий лоб говорит о богатой фантазии его обладателя. Но, как показывает практика, часто такие люди признаются безумными, и их фантазии – плод больного воображения;
— большой лоб – признак лености. Вряд ли такой человек добьется успеха в жизни;
— узкий лоб – признак доброты и честности. Обладатель такой черты – душа любой компании. Именно о нем люди сложили пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». К сожалению, его финансовое состояние часто оставляет желать лучшего;
— чересчур выпуклый лоб – признак злопамятности и мстительного характера. От таких людей лучше держаться подальше;
— чересчур широкий лоб – признак высокомерия. Надменный и презрительный тон, снисходительная улыбка часто сочетаются с ним; В чем ждет успех человека с высоким лбом Так как высокий лоб — признак ума, то целесообразно будет предположить, что его обладателя ждет успех в занятии наукой. Это может быть и математика, и физика, и медицина, и история, и прочее. Благодаря логическому складу ума такие люди способны сделать много научных открытий. А вот в быту они неумехи и грязнули. В личной жизни также нет больших успехов. Часто это происходит по причине банальной нехватки свободного времени.
И, поймите меня правильно. С одной стороны, я не имею никакого права ставить под сомнение всё сказанное выше. С другой стороны, у меня возникает логичный вопрос: откуда такие выводы? Поверьте, я пересмотрела огромное количество научных статей, публикаций, книг, библиотек. Беседовала с практикующими психологами, диагностами. И проблема остаётся одна: найти универсальный и доказанный метод диагностики.
Существует огромное количество видов экспресс-диагностики по внешнему виду:
— Невербальные коммуникации (позы, жесты);
— Скрапология (определение личностных характеристики по особенностям стаптываемой обуви);
— Одежда (цветовые и тканевые предпочтения);
Давайте разбираться постепенно по всем возможным исследованиям, чтобы была возможность максимально составить максимально полную картину по тем сигналам, которые нам посылает личность.
Соломин И.Л. предлагает схему наблюдения (таблица №1), позволяющую диагностировать направленность поведения человека в качестве типа его личности, опираясь на типы направленности поведения по К. Хорни. В процессе наблюдения за поведением клиента (участника) могут регистрироваться такие признаки, как походка, поза, жесты, мимика, взгляд, речь, язык, одежда и общий стиль поведения. В случае, если большинство этих признаков соответствует какому-либо одному из трех типов направленности поведения, можно сделать предположение о том, что клиент характеризуется соответствующим типом направленности поведения по теории Карен Хорни. Л. Хьелл и Д. Зиглер[1] описали типы направленности поведения по К.Хорни следующим образом: «В своей книге «Наши внутренние конфликты» Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет»».
Признаки | Типы направленности поведения по К. Хорни | ||
«К Людям» | «От Людей» | «Против Людей» | |
Походка | Быстрая, плавная, ритмичная | Быстрые и короткие шаги, частые остановки. | Быстрая, угловатая. Шаги длинные. Не обращает внимание на препятствия, задевает вещи. |
Поза | Руки не сцеплены, свободно лежат на какой-нибудь поверхности. Тело слегка наклонено вперед, в сторону собеседника. Голова часто наклонена набок. Ступни направлены на собеседника, близко друг к другу. | Руки близко к телу, прижаты к туловищу, сцеплены или скрещены на уровне груди. Ноги одна впереди другой или одна на другой, ступни направлены в сторону собеседника. Садится на краешек сиденья. Держится боком к собеседнику. В руках часто держит какие-нибудь предметы, прижимает к себе сумку или папку. | Руки далеко от тела, высоко (на уровне лица), не соединены друг с другом, ладони часто сжаты в кулаки. Ноги широко расставлены. Садится на всю площадь сидения, откинувшись на спинку. Располагается близко к собеседнику, повернувшись к нему всем телом. |
Жесты | Часто кивает головой, прикасается к собеседнику, поглаживает его руками. | В процесс разговора часто почесывает азные части своего тела или лица, крутит в руках мелкие предметы. | Часто размахивает руками, раскачивается всем телом, постукивает по окружающим предметам, хватает собеседника за одежду, хлопает по плечу. |
Мимика | Часто улыбается. | Часто приподнимает брови, на лбу образуются горизонтальные складки. Рот слегка приоткрыт. | Часто сводит брови, хмурится, на лбу образуются вертикальные складки. Плотно сжимает челюсти, оскаливает зубы. |
Взгляд | Смотрит на собеседника прямо или слегка искоса. | Старается не смотреть прямо на собеседника, часто отводит глаза в сторону. | Смотрит в упор на собеседника, часто исподлобья. |
Речь | Голос громкий, говорит спокойно, плавно и без пауз, внимательно слушает. | Голос тихий, иногда дрожащий. Речь не очень связная, много пауз. Немногословен. | Громкий голос, иногда срывающийся. Говорит много, быстро, почти без пауз, часто не слушает собеседника, перебивает |
Язык | Часто употребляет местоимения «Я» и «Мы», задает много вопросов, использует много междометий и восклицаний. | Часто используются выражения «я должен», «мне надо», «нельзя», «не могу», «не должен». Много слов паразитов (ну, в общем, значит). | Много местоимений «вы», оценочных прилагательных и глаголов в повелительном наклонении («вы должны», «тебе надо», «давайте»). |
Одежда | Современная, соответствующая ситуации. | Одет аккуратно, одежды много, застегнута наглухо. | Небрежная, нараспашку |
Стиль поведения | Часто притворяется, капризничает, смеется, шутит. | Часто оправдывается, защищается, уточняет, колеблется. | Много требует и критикует, часто кричит, оскорбляет, угрожает, отказывается от выполнения требований. |
Продолжая тему анализа невербальных сигналов личности, я наткнулась на интересное исследование. В «Журнале практической психологии и психоанализа» описывался эксперимент, когда проводилось интервью соискателя на должность. Первая встреча, первое впечатление. Всё, как мы любим. Вернее всё, как нам необходимо. Было выявлено, что в процессе интервью мы можем выявить подлинное эмоциональное отношение респондента к различным занятиям, людям, событиям. В ходе исследования “Процесса межличностной коммуникации” Каган и его коллеги сосредоточили внимание на невербальном поведении. На основе наблюдений за клиентами во время консультирования они пришли к умозаключениям, позволившим построить схему невербального поведения. Просматривая записи интервью с клиентами, они обнаружили, что в критические моменты интервью клиенты часто используют невербальное поведение в качестве намёка на важные чувства или идеи. Типология, разработанная на основе этого исследования, включает в себя три основных элемента: источник невербального поведения, осознование коммуникации и продолжительность невербального поведения.
Первый элемент схемы — источник невербального поведения в ходе интервью. Невербальное поведение клиента может быть связано либо с вербальным содержанием, либо с аффективным опытом во время интервью. Хотя эти два компонента проявляются одновременно, невербальное поведение, как правило, связано только с одним из них. Связь с обоими элементами наблюдалась довольно редко. Содержание интервью относится к теме разговора в данный момент; аффект относится к чувствам, которые клиент испытывает по отношению к самому себе, к ситуации или к теме разговора.
Второй элемент схемы — уровень осознания клиентом своих невербальных действий: осознавание, потенциальное осознавание или отсутствие осознавания. Осознавание означает, что клиент не только знает об этом поведении, но и намеренно использует его. “Потенциальное осознавание” означает, что клиент мог бы осознать свои действия, если бы обратил на них внимание, но увлеченность беседой не позволяет ему непосредственно осознавать эти действия. “Отсутствие осознания” означает, что клиент совершенно не осознает свое поведение и не сможет осознать, даже если его внимание будет привлечено к нему.
Третий элемент схемы — продолжительность поведения. В ходе исследования обнаружилось, что продолжительность невербального поведения варьируется от одного движения, длящегося долю секунды, до нескольких минут, а иногда и распространяется на весь сеанс.
Взаимодействие между источником и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения: выделение, фасилитация, изображение, неосознанное открытие, осознанное открытие и демонстрация аффекта. Взаимодействие между всеми тремя элементами схемы в рамках указанных шести категорий проиллюстрировано в таблице № 2. Каждая категория получила название в соответствии с ее основной функцией.
Невербальное поведение клиентов в ходе интервью
ИСТОЧНИК ПОВЕДЕНИЯ | СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ | ||
ОТСУТСТВИЕ ОСОЗНАВАНИЯ | ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ | ОСОЗНАВАНИЕ | |
Содержание | Выделение:Очень непродолжительные жесты, сопровождающие определенные элементы вербального содержания | Фасилитация:Непродолжительныежесты, сопровождающие вербальное содержание | Изображение: Продолжительность жестов напрямую связано с содержанием, они используются при приведении примера на тему |
Аффект | Неосознанное (бессознательное) открытие: Бессознательно мотивированные телесные движения, связанные с чувствами | Осознанное (сознательное) открытие: Бессознательно мотивированные жесты, обнаруживающие некоторую степень напряженности; клиент осознает свои движения, но не производит их намеренно и не подавляет их. | Демонстрация аффекта (сознательная): Намеренная демонстрация клиентом своих чувств |
Выделение. В случае выделения обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретное вербальное сообщение. Эти жесты обычно связаны с содержанием как по продолжительности, так и по энергичности. Клиент обычно не осознает употребление этих жестов, так как они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.
Фасилитация (облегчение). Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Клиент прибегает к ним, когда чувствует, что не находит слов или что его вербальное выражение неадекватно. Типичные жесты — движения всей руки или только кисти, направленные вверх и от себя (как будто клиент пытается таким образом “выпустить слова наружу” и ускорить коммуникацию). Как правило, клиент не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.
Изображение. Иногда клиент желает продемонстрировать, что именно он имеет в виду, и может сделать это только с помощью жеста. Такой жест представляет собой пример или изображение темы высказывания. Изобразительные жесты, как правило, осознанны и используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.
Демонстрация аффекта. Клиент может намеренно прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение интенционально и полностью осознанно клиентом. Пример — использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.
Осознанное открытие. Клиент может сознательно производить жесты, которые он считает просто привычными; их основное намерение редко осознаётся. В таких случаях клиент осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию (например, клиент крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты).
Неосознанное открытие. Жесты, которые отражают поведение, мотивированное напряженностью, и которых клиент совершенно не осознает являются чаще всего критическими формами невербального поведения. В ходе беседы клиент в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число таких возможных источников входят чувства, которые клиент испытывает по отношению к самому себе, к консультанту, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени.
Дальше – ещё интереснее. Вопрос диагностики по одежде. Вопросы, связанные с проявления личности в одежде и влияние одежды на человека —очень интересны не только психологам. Поскольку очевидно, что кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности ее носящего. Одежда всегда зависела от возраста, семейного положения. Стоит обратиться к истории костюма, и станет видно, что, казалось бы, ни о чем не говорящие детали имели определенное значение. Проявляются ли черты характера человека в его одежде и манере одеваться? Конечно, да! Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения и наоборот. Анализ гардероба человека может дать внимательному наблюдателю немало информации об индивидуально-психологических особенностях человека, его темпераменте, характере и т. д.
Много или мало можно сказать о человеке по его одежде и манере одеваться?
В.Тараненко утверждает, что можно сделать заключение:
о его поле и возрасте;
о национальности и месте жительства;
о профессии и месте работы;
о социальном положении;
о материальном положении и вкусе;
о темпераменте; и даже
о стремлениях и страхах.
Конечно, способности к диагностике человека по одежде у всех разные, но способности, как известно, развиваются.
Важно только помнить, что то, во что одет человек, есть результат влияния многих факторов. Избежать поспешных выводов о качествах, присущих владельцу той или иной одежды, мы можем только в результате внимательного наблюдения именно устойчиво встречаемых признаков. Диагностической ценностью для понимания другого человека обладают лишь те проявления его личности, которые не замаскированы работой профессионала или собственной грамотной самоподачей. В иных ситуациях мы имеем информацию не о реальном человеке, а воспринимаем его приближение к тому, каким ему хочется казаться («демонстрируемое «я»»).