Что можно узнать на уроке орксэ
Чему учат в школе на ОРКСЭ
Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):
Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.
Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).
В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.
Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное
Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.
В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.
Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.
Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.
Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)
Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?
Когда ввели предмет ОРКСЭ
Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13
Какие модули включает курс ОРКСЭ?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.
Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.
Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.
Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.
Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:
Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ
Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Кто должен вести курс ОРКСЭ
Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.
Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.
Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?
Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Ставят ли оценки по ОРКСЭ?
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.
Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?
Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?
Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
Зоя Баньшина
«Основы религиозных культур и светской этики» или ОРКСЭ –– достаточно новый предмет, который изучается в четвёртом классе. Занятия по нему часто ведут те же самые учителя начальной школы. Как помочь себе подготовиться к преподаванию курса ОРКСЭ?
Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?
ОРКСЭ — это как?
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) стали обязательным школьным предметом для 4-го класса в 2012 году. Урок создали с простой целью: дать детям базовое понимание многообразия культур, которые сосуществуют в современном мире. А ещё ОРКСЭ позволяет погрузиться в их историю и традиции, то есть носит культурологический характер.
Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей:
Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.
Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагог должен иметь определённый запас знаний о религиях мира и народов России, их ценностях и обычаях. Поэтому занятия успешно проводят учителя по истории, обществознанию, литературе и МХК –– то есть педагоги средней школы. Есть одна проблема: у «предметников» часто нет необходимого опыта работы с детьми младшего школьного возраста.
Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.
Кстати, о них мы уже писали:
Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.
«Никаких оценок» и другие особенности предмета
ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?
Как выстроить урок ОРКСЭ?
С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.
В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.
Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.
По сути, преподавание курса ОРКСЭ предполагает целые лекции, посвящённые конкретной теме. Такой темп сложно выдержать, а потом занятие будет легче провести в формате диалога и обмена мнения. Чтобы дети смогли поддержать беседу, учитель может задать теоретическую подготовку в качестве домашнего задания. Этот метод называется «перевёрнутым классом».
И самое главное: как заинтриговать детей так, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока? Ответ на этот вопрос кроется в методе «кроссенс», который можно использовать и на занятиях с четвероклассниками. Учителю помогут специально подобранные изображения, о которых можно подробно узнать из нашего блога.
А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.
Часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики »?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
· Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
Столько, сколько выберут родители.
Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.
Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Преобладание воспитательного аспекта.
Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.
Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Освоение курса должно обеспечить:
· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
· укрепление духовной преемственности поколений.
В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.
Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.
Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?
Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?
Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.
Но желательно все же определиться пораньше, например, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Районное методическое объединение учителей начальных классов
«Применение активных методов
обучения на уроках ОРКСЭ.
Модуль « Основы православной культуры»».
Учитель начальных классов
МБОУ «Ляховская СОШ»
«Применение активных методов обучения на уроках ОРКСЭ.
Модуль « Основы православной культуры»».
Цель: осмыслить необходимость применения активных методов обучения на уроках ОРКСЭ в 4 классе.
1. Показать особенности уроков ОРКСЭ.
2. Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов на уроках ОРКСЭ
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
I . Организационный этап.
Знакомство с планом работы.
1. Презентация педагогического опыта учителя.
Краткое описание основных идей технологии
Теоретическое обоснование проблемы мастер – класса.
III . Имитационная игра со взрослыми
V . Подведение итогов.
1. Организационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.
Можно использовать приём «Поздоровайся глазами» или « Поздоровайся носами».
Мы с вами познакомились, получили от этого много положительных эмоций.
Надеюсь на помощь и сотрудничество, приглашаю к совместной работе.
Рефлексия « Кленовый лист»
Когда мы приходим на мастер-класс или какое-то другое мероприятие, всегда хотим узнать что-то новое, интересное. Поэтому я прошу вас обвести кружочком свои ожидания, чего вы ждёте от сегодняшней встречи. А сделаете это на красивых кленовых листочках, которые лежат на ваших столах.
1. Познакомиться с опытом других учителей.
3. Увидеть интересные методические приёмы.
4. Пообщаться с коллегами.
5. Приятно провести время.
6. Обменяться опытом.
7. Приобрести методические разработки.
Много лет я являюсь членом районной творческой группы по ОРКСЭ
учителей начальных классов. Было проведено два открытых урока по ОПК. Дети участвуют в конкурсах, которые проводятся в рамках этого курса.
2) Презентация опыта работы учителя.
Все взрослые участники образовательного процесса – педагоги, родители понимают, что курс ОРКСЭ является требованием времени, что принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Но передо мной встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить сотрудничество со школьниками в процессе изучения культурологического курса.
Я поняла, что нужно отходить от стандартного урока, внести что – то новое, что могло привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Я пришла к выводу, что прямой путь к развитию познавательного интереса у учеников, это необычная форма обучения.. Наиболее конструктивным решением, на мой взгляд, является создание таких психолого – педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее в полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное « я». На мой взгляд, этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения.
Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Следующая веская причина, по которой важно использование активных методов обучения, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний бесконечен. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.
Я обратила внимание, что детям больше нравится что – то делать своими руками. И поэтому с большим успехом применяю на занятиях метод
III . Имитационная игра со взрослыми.
При работе над темой «Человек и Бог в православии» я даю детям такое задание: каждому дается ромашка и на каждом лепестке нужно написать, что для вас Бог.
Анализ проделанной работы.
При работе над темой «Милосердие и сострадание» на уроках я даю задание детям подобрать слова к каждой букве слова «милосердие».
О- освобождение от зла
Д – доброта, добродетель
Раздатка: листок со словом милосердие.
Анализ проделанной работы
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Подвиг
самоотверженный, героический
Жертвовать, совершать, выручать
Подвиг – вера в справедливость
Кластер (анг. гроздь) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
5) По теме «Библия и Евангелие.
Многие пословицы пришли к нам из Библии.
Задание: соедини пословицу и соответствующие ей слова из Библии.
Шила в мешке не утаишь.
» Не берись за множество дел : при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь» (Сир. 11:10)
Как аукнется, так и откликнется.
» У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость » (Прит. 14:26)
» Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26)
Умный смиряется, глупый надувается.
» Не меняй друга на сокровище» (Сир. 7:20)
С кем поведешься, от того и наберешься.
» Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»(Лк. 6:38)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
» Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Прит. 22:24,24)
Друг познается в беде.
» Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12)
» Бывает друг в нужное для него время и не останется с тобою в день скорби твоей» (Сир. 6:8)
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
» Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5)
6)Тема урока «Пасха». Раздатку подарить учителям. Яйца, украшенные в один цвет, называют «крашенки», а расписанные узором – «писанки».
7) Работа с притчей « Притча о блудном сыне»
Работая над этой притчей, я даю детям разные варианты концовки. Они должны выбрать правильный.
Я расскажу вам историю об одном человеке, который ушел из дома. Люди слушают ее затаив дыхание почти 2000лет. За это время она совершенно не устарела и до сих пор находит отклик в сердцах.
Я расскажем вам эту историю еще раз, но немного по-другому. А начинается она вот как:
. У одного человека было два сына; и вот однажды младший из них пришел к отцу и попросил у него свою долю семейного имущества. Наверное, ему надоело взрослеть
Положение младшего сына становилось все хуже. В конце концов он оказался в услужении у человека, который поселил его в хлеву со свиньями и заставил за ними ухаживать. Хозяин обращался с ним хуже, чем с животным. От голода и отчаяния юноша был готов питаться из одного корыта со свиньями. И тогда он опомнился и подумал: «Дома даже худший из работников отца живет лучше, чем я сейчас!»
Он стал все чаще вспоминать о доме и вскоре ни о чем другом уже и думать не мог . Ему снилось, как он едет домой, спит в теплой постели, принимает ванну, ест домашнюю еду. Однажды ночью молодой человек лежал без сна и думал о том, что будет, если он вернется домой. Как пройдет его встреча с отцом? Что сказать ему? Разве можно исправить то, что он натворил? Юноша настолько погрузился в свои мысли, что не замечал ни хрюканья свиней, ни их ужасного запаха. Он вновь и вновь повторял про себя слова, которые скажет отцу.
— Как вы думаете, может быть, такой вариант?
Окружающая юношу темнота наполнилась голосами, которые одобрительно заворчали, соглашаясь с первым. Но тут еще один голос, доносившийся будто бы с противоположной стороны загона, начал предсказывать ему другой конец:
Нет, все закончится по-другому. Сын спешит к отцовскому дому. Остается преодолеть последний подъем, и он переходит на бег. Никого из слуг, работающих в поле, он не узнает, но это и не важно. Может, он слишком быстро бежит, и поэтому не различает их лиц. Наконец он добегает до дома и останавливается на секунду, чтобы перевести дыхание и успокоиться. Вот он стучит в дверь. Дверь открывается, но за ней стоит незнакомый человек. Сын вдруг осознает, что его одежда изорвана, а волосы давно немыты.
Не успел этот голос умолкнуть, как третий голос начал нашептывать юноше свое предсказание:
Нет, когда молодой человек стучится в дверь, его отец оказывается дома. Он встречает сына с каменным лицом и выслушивает заготовленную речь. Он соглашается удовлетворить просьбу сына, отводит ему угол в комнате для слуг и дает ему работу в поле. Поначалу сын доволен и этим, ведь теперь у него есть одежда, пусть простая, но зато чистая. И еды ему хватает- по крайней мере, больше не приходится таскать ее у свиней. Но со временем радость юноши сменяется тупой болью в душе. Ежедневно ему приходится трудиться на полях, которые могли бы принадлежать ему. Нередко он видит, как по веранде дома расхаживает старший брат в богатых одеждах и беседует с отцом. А ведь и у него могли быть такие же разговоры, такая же дружба и любовь. Иногда отец сам выходит в поле и наблюдает за тем, как трудятся слуги. Каждый раз, когда отец проходит рядом, юноша работает с удвоенным старанием. Сердце его колотится от волнения, и он украдкой поглядывает на отца. У сына еще теплится надежда, что упорным трудом он искупит прошлые грехи, и однажды каменное лицо отца переменится и исполнится сострадания, и в одном из своих работников он снова увидит сына. Юноша осмеливается надеяться. Но отец всегда смотрит на него с каменным лицом.
Из хора голосов в свинарнике выделился еще один:
Темнота сгущается, и еще один голос вступает в разговор.
Недалеко от родного дома юноша замедляет шаг. Он не знает, какая встреча его ждет, но он заставляет себя упорно шагать вперед, повторяя в такт шагам слова раскаяния, которые вновь и вновь возникают у него в голове. Расстояние до отчего дома еще довольно приличное. И вот юноша видит вдали облако пыли. Это бежит человек, бежит по дороге прямо к нему, и через несколько мгновений юноша понимает, что это его отец. Сын останавливается и ждет, едва удерживаясь на ногах от волнения.
Было нечт о такое, что заставляет человека желать встречи с его обладателем и мечтать о том, чтобы хоть на минуту оказаться в рассказанной им притче.
Именно так, на самом деле заканчивается эта древняя притча.
На уроках использую презентации, видеоролики, музыку, кроссворды, тесты, стихи.
По теме «Пасха». Игра «Катание яиц».
Для создание климата доброжелательных отношений провожу игру «Ручеёк»
В этической игре присутствуют стимулы одобрения, положительной перспективы, позитивной нравственной оценки, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребёнка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть. Это важно для любого человека и тем более для школьника.
Такие занятия дают и детям, и взрослым положительные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, уверенность в завтрашнем дне, способствуют формированию у моих воспитанников общечеловеческих ценностей: гражданственности, уважения к старшим, милосердие.
То, что вы сегодня увидели, это только небольшая часть работы, которую я провожу в этом направлении. Преподавание этого предмета неограниченно рамками занятий.
Давайте вспомним о наших замечательных листьях, на которых вы, уважаемые коллеги отметили свои ожидания. Если оправдались ваши ожидания, вы поставьте около номера плюсик. Если кружочки и плюсики совпадают, значит наша работа прошла плодотворно.