Что можно узнать на уроке литературы

Как проверить знание текста: задания привычные и необычные. Советы учителя литературы

Что можно узнать на уроке литературы

Как ни прискорбно, но школьники читают все меньше и притом весьма неохотно. Конечно, это относится не ко всем детям, а причины могут быть весьма разные. Но что же делать учителю: как проконтролировать ознакомление с текстом прочитанного произведения и надо ли вообще это делать?

Знакомство с текстом изучаемого произведения — это необходимое условие результативной работы с ним на уроке. Эта бесспорная мысль, однако, часто подвергается различным «корректировкам» действительностью. Регулярно учитель видит, что некоторое количество школьников попросту не читали того, что было задано. Можно закрыть на это глаза и работать с теми, кто читал: авось, нечитавшим станет скучно, стыдно и т.д. и к следующему разу они прочтут. Но может получиться и по-другому: к следующему разу не прочтут еще некоторые. Зачем читать, когда можно не читать?

Все это ставит учителя перед необходимостью контролировать знание текста. Если у вас не поднимается рука ставить за незнакомство с заданным произведением «пару», предложите прочитать к следующему разу, тогда плохая оценка в журнал не пойдет. Но контролировать все равно надо. Школьники должны чувствовать, что учитель знает: задание не выполнено. Это выводит лентяя из зоны психологического комфорта («я не работаю, а мне за это ничего не бывает…») и заставляет что-то делать.

Тестирование

Спору нет, знание текста — это тот вопрос, на который тест ответит довольно точно. На проведение его уходит немного времени, составить его, в общем-то, нетрудно, а результат достаточно объективен.

В тест можно включить вопросы, требующие как знания некоторых фактов, так и их интерпретации; можно предлагать задания с выбором правильного ответа или с самостоятельной формулировкой ответа. Другое дело, что нельзя делать тест единственной формой опроса по литературе, ведь иначе ученики не смогут связно выражать свои мысли, навеянные произведением.

Многие учителя советуют включать в тест шуточные варианты ответов. Это повышает настроение учеников, а значит — и их работоспособность. Кроме того, положительный настрой помогает справиться с заданием и формирует симпатию к предмету.

Например, вопрос: «Продолжите фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу…»

Конечно, и вопрос, и ответы вызовут улыбку и едва ли заставят кого-то глубоко задуматься, зато всем понравится тестирование.

Творческие задания

Задания такого рода очень любимы учениками начальной школы, а также ученицами 5-6 классов. Они хороши еще и тем, что заодно раскрывают творческий потенциал школьников и учат их самостоятельности.

Можно отметить как наиболее результативные следующие задания:

Однако и оценка творческих заданий должна быть симметричной. Вариант «Сдайте мне свои работы» плюс «Возьмите ваши работы с оценкой» не годится, иначе исчезнет привкус артистизма в этой деятельности. Нет, иллюстрации или кроссворды должны быть вывешены в классе, эпизод инсценирован, а викторина проведена. Неплохо будет и провести «худсовет», чтобы ребята сами выбрали наилучшие работы.

Игра, безусловно, лучшая форма «оживляжки», причем отнюдь не только для младших школьников. Игра предполагает простор для самовыражения, некоторую непринужденность и «оторванность», азарт и эмоции, возможность выйти за скучные рамки обыденности. Вот за что все мы любим игру. А раз так, игра — наша естественная союзница на уроке, ведь мы же как раз и хотим, чтобы было творчество, радость, эксцентрика… Нет?

Рассмотрим несколько популярных игр.

Кто это?

Ученик выбирает для себя (или получает в виде тайного задания) персонажа произведения и дает ему описание, не называя его. Это можно предложить сделать дома в письменном виде, а можно обыграть в форме «Да или нет»? То есть ученик выходит к доске, а одноклассники задают ему вопросы о персонаже, на которые можно ответить «да» или «нет».

Приведем пример. Загадан один из персонажей романа «Война и мир».

У него есть дети? — да.

Он служит в армии? — нет.

Он живет в Москве? — нет.

Это Николай Андреевич Болконский? — да.

Что? Где? Когда?

Суть игры известна всем. Но в условиях школы лучше соблюдать несколько иные правила.

Во-первых, все или хотя бы большую часть вопросов должны придумать сами школьники и заранее сдать учителю. Во-вторых, все должны участвовать в игре, значит, получится несколько команд, в зависимости от числа детей в классе. Право ответа может определяться жеребьевкой, как и состав команд, а может принадлежать той команде, капитан которой первым поднял руку.

Умники и умницы

В этом случае тоже следует несколько изменить правила. Не следует заранее, даже жеребьевкой, отбирать участников игры. В начале 1 и 2 этапов задается вопрос, на который имеется несколько правильных ответов. Первые трое правильно ответивших становятся игроками. Например, «Кто из героев романа «Война и мир» участвовал в Бородинском сражении?».

По ходу игры зрители («теоретики») могут отвечать на вопросы, с которыми не справились игроки на дорожках, а также на вопросы специально для них. Те, кто дал больше правильных ответов, становятся игроками в третьей игре. В финал, как обычно, выходят победители трех отборочных игр.

Нестандартные формы опроса

Их огромное множество.

«Опрос по цепочке»

Ученикам на первых партах выдаются большие листы бумаги. Каждый ученик пишет на листе придуманный им вопрос по тексту и передает сидящему сзади. Тот пишет ответ и свой вопрос, передает дальше. И так до конца. Ученик, сидящий последним, отвечает на вопрос, пишет свой, передает на первую парту, и тот, кто начинал игру, отвечает на последний вопрос и сдает работу учителю.

«Вертушка»

Парты сдвигаются в пять больших столов, за каждым сидит «эксперт» (помощник учителя, который сдал зачет накануне). Каждый из оставшихся учеников получает «маршрутный лист» и в соответствии с ним проходит все пять столов, отвечая на доставшиеся ему вопросы. Ответил — получает плюсик. Можно ответить и на тот вопрос, с которым не справился другой ученик.

«Вставь слово»

Театрализованные мероприятия

Это, конечно, самые интересные, но и самые трудоемкие мероприятия: различные «Карнавалы литературных героев», постановки, инсценировки, КВНы, фестивали, «путешествия», «литературные суды» и тому подобное. Однако раз в полгода-год, скооперировавшись, учителя литературы и сотрудники школьной библиотеки, возможно, все-таки в силах провести такое мероприятие, что, бесспорно, очень повысит интерес школьников к художественному слову.

Подводя итог, можно сказать, что проводить контроль прочитанного можно на каждом уроке или несколько раз на протяжении изучения произведения. Обилие интересных методик разной трудоемкости может сделать процесс интересным и необычным.

Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Основы литературоведения на уроках литературы. Некоторые аспекты изучения в 5 классе

Литература является одним из важнейших искусств наряду с музыкой, скульптурой, живописью. Но место литературы особенно значимо, т. к. именно литература представляет для школьников образцы нравственного поведения, рецепты принятия решений в сложных ситуациях, дает канон жизненных сюжетов. Поэтому важно, чтобы школьники не только умели читать литературу, но и разбирались в таких понятиях, как сюжет, жанр, образ и т. д., могли проанализировать литературное произведение.

В 5 классе урок чтения начинает называться литературой, и учитель уже обязан знакомить учеников с основами литературоведения. Для этой цели в учебнике по литературе в самом конце размещен «Словарь литературоведческих терминов». Работа с этим словарем должна вестись почти на каждом уроке, в своей тетрадке каждый ученик заводит свой маленький словарик, вопросы по терминам должны включаться в тесты и в устные опросы. Большое значение приобретает составление различных таблиц, систематизирующих литературоведческие знания,например: сравнительные характеристики героев (Царевны и Царицы в «Сказке о мертвой царевне…» А. С. Пушкина, жанров (сказки и литературной сказки, сказки и сказа).

Потребность в чтении бывает ярко выражена лишь у незначительной части учеников (3-6 человек, всех остальных нужно мотивировать к чтению различными интересными заданиями, Это может быть подготовка к викторине на знание текста, проведение КВНов по какому-то определенному произведению, а также работа с литературоведческими терминами, например, нахождение метафор в тексте «Косцы» И. А. Бунина, или сравнения в стихах Есенина (дома выписать в тетрадь, составление плана с указанием пункта завязки, кульминации, развязки и т. д.

Основы анализа литературного произведения учат детей думать и могут вызвать более глубокий интерес к подготовке домашних заданий по литературе. Появляется потребность понять, в чем источник возникающих эмоций, в чем секрет эстетического воздействия того или иного произведения. В том возрасте, в котором находятся пятиклассники, а именно в переходном периоде от детства к отрочеству и юности, у них происходит формирование нравственных ценностей на более высоком уровне, характера и умения размышлять, высказывать собственное мнение и важно направлять этот процесс в нужное русло с помощью литературы.

В школьном словаре слово «литература» означает и сам предмет, и способы его изучения. На самом деле научная дисциплина, помогающая пониманию литературы, предлагающая способы его постижения, называется ЛВ.

Изучение литературы в 5 классе начинается с изучения древнерусской литературы, которая в своем письменном варианте возникает в 10 веке и заканчивается 20 веком плюс небольшой экскурс в зарубежную литературу (Д. Лондон, Д. Свифт, М Твен) Таким образом, существование русской литературы – это процесс, развивающийся с 10в до наших дней. В школьную программу отобраны лучшие, классические, высокохудожественные образцы русской литературы. Наша задача – не только научить читать и изучать эти произведения, но и получать от этого эстетическое удовольствие, при этом постигая смысл того, что читаешь.

Основы классификации художественных произведений начинается со знакомства с РОДАМИ ЛИТЕРАТУРЫ. В необъятном море литературныхпроизведений выделяются 3 типа : ЭПИЧЕСКИЕ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ и ЛИРИЧЕСКИЕ. Очень поможет таблица родов литературы с примерами, которые будут в нее вноситься на протяжении всего учебного года. Знакомство с ЭПОСОМ начинается с отрывка из древнейшего дошедшего до нас памятника древнерусской литературы «Повести временных лет» «Сказание об отроке-киевлянине и хитрости воеводы Претича». Вот тогда и дается понятие эпоса, драмы и лирики, вкратце рассматривается предположение о об истоках всех 3 родов – русских ритуальных песен, которые более подробно будут рассмотрены в теме «Детский фольклор» На этом этапе важно обозначить разницу между всеми тремя родами. Как правило, затруднения это не вызывает.

При исполнении обрядовых песен повествуется о героях и героических событиях. Это приводит к возникновению героического эпоса. Из припевов хора вырос третий род – лирика. Моменты диалога и театрализации превратились со временем в драму.Есть и другие версии происхождения каждого рода: независимо друг от друга.

Школьники уже знакомы со всеми тремя родами, как правило, меньше с драмой. Возместить этот пробел можно, организовав внеклассное мероприятие – поход в театр и, кроме того, их ждет изучение увлекательной пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» На этапе ее изучения мы вновь актуализируем их литературоведческий личный словарик, который начали вести с начала года. Для него можно завести отдельную тетрадь, которая хранится в кабинете литературы, или он может размещаться с обратной стороны тетради по литературе. Для мотивации предупреждаем, что вопросы по терминам занимают немалую часть экзаменационных билетов, а также включены во все самостоятельные работы и тесты по литературе. Говорим, что знание терминов помогает понять смысл произведения.

Из эпоса в 5 классе изучаются сказки, детский фольклор, литературные сказки, рассказы. Начиная со сказок, дается понятие ГЕРОЯ литературного произведения, действующего лица, персонажа, объясняется разница между ними. Герой –всегда один из главных действующих лиц, персонаж – любое действующее лицо. Всегда даем возможность самим догадаться, чем они различаются методом наводящих вопросов.

При изучении литературной сказки А. Погорельского «Черная курица» учимся составлять таблицу «сравнительная характеристика двух понятий» на примере разницы между сказкой и литературной сказкой. Обязательно акцентируем внимание на роли АВТОРА литературного произведения, который здесь еще и является повествователем – человеком, от лица которого ведется рассказ. (Знакомим с историей создания сказки, которую автор придумал для своего племянника Алеши – так знакомство с термином знакомит нас с историей произведения)

На этапе изучения рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе»задаем вопрос: от чьего лица ведется повествование? В рассказе это главный герой Вася. Он выступает в роли автора. Зачем настоящий автор придумал такой прием? – спрашиваем, дети с удовольствием предлагают свои версии.

Участником событий автор бывает очень часто, особенно это касается лирических произведений. Так, при изучении стихотворения «Бородино», которое является лиро-эпическим произведением – средним между лирикой и эпосом – обращаем внимание на ДИАЛОГ двух солдат –бывалого и молодого. Бывалый – участник Бородина, молодой – как бы сам поэт М. Ю. Лермонтов (он тоже был военным, который вызывает своего собеседника на воспоминания, так начинается повествование, автор которого – бывалый солдат. Он является также и ЛИРИЧЕСКИМ героем и автором одновременно.

Большинство героев – это вымышленные лица, созданные творческой фантазией художника, но у многих из них есть ПРОТОТИПЫ – реальные люди, с которых писался литературный персонаж.

В каждом произведении есть своя ТЕМА – основная мысль. Понятие темы знакомо ученикам 5 класса, но в каждом классе происходит углубление понятия. К этому понятию прибавляется понятие проблемы. Так, в «Черной курице» тема дружбы сочетается с темой предательства, одиночества – с психологической проблемой гордости, у Короленко тема нищеты, сострадания верности сочетается с неразрешимыми проблемами классового общества. Проблема – это противоречие, которое решают герои произведения, на чем основана тема произведения.

Тематика басен и сказок – характерные особенности жизни людей, воссозданные с помощью фантастических героев и ситуаций. Так, в басне И. А. Крылова «Мартышка и очки» узнается человек, который, приобретая что-то новое, в чем он не разбирается, готов от злости и глупости уничтожить свое приобретение, вместо того, чтобы поинтересоваться или сообразить, как поправить.

В другой басне «Осёл и соловей» угадывается жизненная ситуация, в которой участвует талантливый человек (соловей) и глупец (осел, который, слушая прекрасное пение соловья, рассуждает о его недостатках и советует поучиться у того, кто и петь-то не умеет – у петуха. (Проблема правильной оценки людей и ситуаций, проблема невежества).

Чем сложнее произведение, тем больше проблем можно в нем увидеть. Проблематикой называют совокупность вопросов, поставленных в произведении. Обычно писатель не декларирует главную мысль и не формулирует вопросы-проблемы, а лишь намекает на то, что его волнует, путем привлечения внимания к особенностям характера либо к ситуациям. Например, проблему гордости и зазнайства, ни на чем не основанных, мы замечаем в ситуации, когда Алеша начинает заносчиво разговаривать со своими товарищами, и с ним перестают дружить. Проблему бедных – богатых мы видим в ситуации существования бездомных детей в Княж-городке в рассказе В. Г. Короленко.

Исподволь мы можем обнаружить и главную ИДЕЮ автора, которую тоже нужно прочитывать между строк (в отличие от басни, где МОРАЛЬ дана прямым текстом) Таким образом, задачи читателя 5 класса усложняются.

С учеником 5 класса можно уже говорить и о ПОЗИЦИИ АВТОРА, его отношении к тому или иному герою. Он не всегда беспристрастен. Так, доверив Васе роль рассказчика («Дети подземелья», основные оценки, рассуждения, автор выразил свою симпатию к главному герою, свое согласие с подспудной мыслью Васи о несправедливости общества, в котором живут герои, в котором дети вынуждены воровать, чтобы выжить. Такое общество обречено – приходим мы к ВЫВОДУ, который прямо в тексте не указан. Поэтому здесь же можем познакомить с понятием подтекста (понятие Эзопова языка дается при изучении басен).

В ряду понятий драматического, трагического, комического и героического в 5 классе даем понятия только двух последних. ГЕРОИКА – настроение, во благо других, рискуя своей жизнью и здоровьем, защищают интересы государства или просто какого-то общества. Героика может иметь место не только в военное, но и в мирное время, в момент стихийного действия (На примере героического пафоса «Бородина», «Подвига танкиста» Твардовского, стойкости Васи в объяснении с отцом).Героика часто сочетается с РОМАНТИКОЙ: общее понятие даем на примере лиро-эпического произведения В. А. Жуковского – баллады «Кубок» Понятие романтизма как стиля литературы дети 5 класса пока воспринимают с трудом. Романтика – восторженное состояние личности, вызванное стремлением к чему-то прекрасному, нравственно-значимому. (Первоначальное понятие нравственности тоже дается при изучении повести В. Г. Короленко). Изображение в этой балладе (определение баллады) романтического настроения становится способом раскрытия проблемы тирании и самодурства (образ царя, послушания и безрассудства (образ рыцаря).

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» комическое проявляется в нелепом поведении Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, чихнул на лысину генерала и до того испугался, что стал донимать его своими извинениями и преследовал до тех пор, пока не вызвал настоящий гнев генерала, что и привело чиновника к смерти. У Чехова юмор и сатира неотделимы друг от друга, так как страх перед высокопоставленным лицом есть знак униженного положения мелких чиновников в системе служебных отношений чиновническо-бюрократического аппарата в России 19 века.

Рядом с комическим часто стоит элемент ФАНТАСТИКИ, фантастического. Эти понятия мы даем, начиная с изучения сказок, но там это проходит под термином волшебного, а начиная с литературной сказки «Черная курица», подводим этот термин под научное определение, записываем в словарь, составляем таблицу «фантастическое и реальное в сказке», ищем примеры в тексте. Продолжаем знакомиться с понятием при изучении «Заколдованного места», попутно знакомимся с понятием ГРОТЕСКА, чему он служит, завершаем при изучении «Путешествия Гулливера».

Для изучения языка произведения нам придется вспомнить понятия эпитета, метафоры, сравнения, для тренировки в качестве домашнего задания ищем вышеуказанные приемы в тексте, записываем в тетрадь. Также можно задавать поработать с портретом, обозначить сюжетную линию, найти завязку, кульминацию, любимый эпизод, очень эффективно давать сравнительную характеристику.

Таким образом, работа с литературоведческими терминами становится неотъемлемой частью изучения произведения, способом мотивации учащихся, одним из основных элементом подготовки к ЕГЭ.

Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.

Как использовать ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно – нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего.

Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина» Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4 Тема урока Место урока по теме «Россия – наша Родина».

Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением методов критического мышления Открытый урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Послесловие. Уроки по творчеству М. А. Булгакова (с применением методов критического.

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.

Некоторые напоминания взрослым «Берегите природу» Некоторые напоминания взрослым. «Берегите природу» Невозможно требовать от наших сыновей и дочек гуманного, доброго отношения к природе,.

Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной. Так, применительно.

Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений «Бабочка» А. Фета, В. Набокова Цели: показать учащимся явления мира живой природы как образы, созданные с помощью слов; помочь ученикам прочесть и осмыслить несколько.

Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина» Учитель МБОУ «СШ № 55» Гаврилова Е. В. Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: ««Чудо в жизни христианина».

Веревочкины сказки на некоторые гласные буквы Веревочкины сказки. О. Жила – была гусеница. В один прекрасный летний денек она взобралась на высокую гору, чтобы быть ближе к солнышку.

Источник

Работа с информацией на уроках литературного чтения.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чтение: работа с информацией.

Уметь читать в широком смысле этого слова –

значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл.

Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль необходимо отводить урокам литературного чтения.

Предмет «Литературное чтение» был введен в учебные планы начальной школы в конце прошлого века.

Смена названия предмета не была актом формальным и не являлась данью моде. Новое название должно было ориентировать учителя на изменение приоритетных целей образования. Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас порой приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.

Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др. Новый предмет стимулирует учителя и авторов программ и учебников обратить внимание на видовое разнообразие произведений для чтения, вернуться к чтению произведений классической литературы. Все это, в отличие от предмета «Чтение», должно формировать более глубокий интерес школьников к самостоятельному чтению, осознание его роли в развитии человека, расширять круг детского чтения.

Большое внимание на уроках литературного чтения следует уделять работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

2. Интерпретация текста./раскрытие смысла /

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка./размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ/

Прежде всего, мы даём себе отчёт в том, что научить нужно чтению и не просто чтению, а умению думать и работать над текстом. Поэтому получились следующие цели работы (по возрастам от 7 до 10 лет) по классам: /слайд 5/

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя).

— читать и понимать прочитанное;

— делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);

— выделение опорных слов (словосочетаний);

— определять героев и давать характеристику им и их поступкам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

— выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

— находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

— выделять главную второстепенную информацию;

— выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

— прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

— сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием. /

Если рассмотреть работу на традиционном уроке литературного чтения, то схематически это будет выглядеть так:

// Что можно узнать на уроке литературы

Итак, технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения:

Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.

Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

— о чём ты мне расскажешь?

— хочу ли я тебя прочитать?

Приведу пример: рассказ Куприна «Слон» с.25 2ч.

*Как вы думаете, о чем будет текст?

*Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

*Прочитайте название. Можно по нему определить кто будут герои произведения?

*Что вы знаете о слоне?

*А кто рассказал нам эту историю?

*Прочитайте фамилию автора

*Прочитайте опорные слова/слон, девочка доктор, звериниц/

*Предположим, о чем мог написать автор?

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Необходимо соблюдать последовательность действий:

научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме

*Покажу на примере, как можно с детьми прочитать текст в режиме диалога с автором./Н.Носов «На горке»/

* Чтение учителем с комментированием

*Проверка первичного восприятия/вопросы/

*Повторное чтение. Выборочное чтение.

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:

— Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. ( В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

Чем это можно объяснить?

Что из этого следует?

Что сейчас случится?

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

2 серия (при чтении):

— я понимаю, что читаю?

— трудно мне читать или легко? Почему?

— зачем мне нужно прочитать этот текст?

— что узнаю из него нового?

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».

Рассказ учителя о писателе.

Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.

Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?:

3 серия вопросов (после чтения):

— о чём же всё- таки я прочитал?

— зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

— хочу ли я ещё что – нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

— как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

-для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

* Стихотворение В. Лапина «Утро»,

1. Выставка иллюстраций.

2. Чтение стихотворения «Утро» В. Лапина.

а) Первичное чтение (самостоятельно про себя).

На материале этого стихотворения дети пробуют впервые провести

«диалог с автором» во время первичного самостоятельного чтения про себя.

б) Повторное чтение (вслух).

При повторном чтении вслух надо выяснить, как дети прочли, и показать им, как можно было прочитать. Дети читают, учитель ведет диалог с автором:

Чудес: В (Интересно, каких чудес?)

Стало облако белей

Молока. П (Вот, оказывается, какие были чудеса: куда-то исчез ветерок, а облака мыли бока другому облаку.)

А потом на небольшой

Самолёт один смешной

Пролетел; В О (Почему самолет смешной? Попробуем ответить. (Дети: он, наверное, был маленький, яркий. )

Помахал он сверху липам,

И умчался по своим

По делам. П В (Он смешной, потому что напоминает озорного мальчишку. А заканчивается стихотворение

опять вопросом: куда же умчался самолет? Какие у него дела? Предположите. Но об этом автор уже не пишет. )

в) Выразительное чтение стихотворения В. Лапина «Утро».

Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы

1) выделение ключевых слов;

3) составление плана;

4) построение структурной модели текста;

5) наблюдение над системой образов (в 3–4#м классах, без введения

6) комментированное чтение;

7) диалог с автором через текст и др.

Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родовожанровой спецификой и пр. Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два

последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст

это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».

Уже к концу 1 класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст

будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения.

3. Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы).

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

4. Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во

время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный,

что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)

Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?

Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О –ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих

предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включив воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *