Что можно узнать на уроках русского языка

Чему нужно учить на уроках русского языка?

Чему нужно учить на уроках русского языка? Вы скажете: ну, конечно же, правильно писать и ставить знаки препинания. Но это будет очень поверхностный взгляд.

Понятие «русский язык» вмещает в себя намного больше, чем просто писать без ошибок. Знаете, я вот думаю, а многие ли ответят мне, что на уроках русского языка надо правильно учить говорить и прививать любовь к языку как носителю национальной культуры? Или, научившись выражать свои несложные мысли, мы с уверенностью можем сказать, что говорить правильно умеем с раннего детства, мы ведь носители этого языка. Тогда почему так непросто бывает подбирать нужные слова в нужной ситуации? Вот и получается, что на уроках русского языка мы должны научиться, прежде всего, владеть грамотной речью, устной и письменной, относительно цели и ситуации,. А это очень непросто! Для этого нужно ориентироваться в стилях речи, иметь богатый словарный запас, уметь строить предложение так, чтобы при минимальном количестве слов оно вмещало максимум смысла, как у А.П. Чехова. Чтобы уже со школьной скамьи дети понимали, что смысл предложения зависит не только от того, какие слова использованы в предложении, но и от того, где в предложении они стоят. Сравните: Я этого не говорил и Я не это говорил – большая разница!

Научившись улавливать мельчайшие оттенки смысла, мы научимся на уроках русского языка любить свой язык, ценить, перестанем засорять его излишними заимствованиями и жаргонными словечками. Мы сохраним свою культуру – великую культуру, созданную великим языком!

Источник

Русский язык и занимательные факты о нем

Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.

Но, говоря по-русски, люди зачастую даже не задумываются о том, на каком удивительном языке они говорят и не знают его истории. Многие из нас не знают о родном языке практически ничего. А между тем, есть очень любопытные факты, на тему которых мы и поговорим в этой статье. Мы уверены, что вы узнаете много нового и интересного.

Что можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что можно узнать на уроках русского языка. Фото Что можно узнать на уроках русского языка

Факт 1

Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».

Факт 2

Всем привычная буква «Х» изначально называлась несколько длиннее, а именно «хер». От названия этой буквы появилось слово «похерить». Смысл в том, что по виду буква напоминает крест, то есть «похерить» значит каким-то образом что-то перечеркнуть. Смысл этого слова неизменен и в наши дни.

Факт 3

Немногие знают, что в русском есть 2 слова, в которых подряд целых три гласных — это слова змееед и длинношеее.

Факт 4

На Руси и в Российской империи существовало понятие «нелепый глагол». Поскольку устаревшее слово «лепота» означало красоту и правильность чего-либо, то слово «нелепый» означало полную противоположность этому понятию. Слово «лепота» на данный момент почти не используется, а слово «нелепый» осталось и сохранило свой первоначальный смысл.

Факт 5

Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!

Факт 6

Носители английского языка, которые решили изучать русский, придумали оригинальную идею, как запомнить по-русски выражение «я люблю вас». Чтобы им было проще его выучить, они перекроили его на свой лад — «yellow blue bus», что в переводе на русский означает желто-голубой автобус.

Факт 7

Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.

Факт 8

Буква «й» сама по себе не вызывает ни у кого удивления, если встречается в середине слова, но вот чтобы слово с нее начиналось — это считается редкостью. Даже носители языка, как правило, в состоянии вспомнить всего пару-тройку таких слов, например, йога или йод. И только единицы в курсе, что слов, начинающихся на «й», в русском языке насчитывается 74 штуки.

Факт 9

Еще одна редкая буква — «ы». На нее начинаются некоторые названия географических объектов в России.

Факт 10

Еще один занимательный факт — в слове «обороноспособность» целых 7 букв «о»!

Факт 11

На сегодняшний день по популярности в сети Интернет русский язык уступает только английскому и занимает 2 место. Всего в мире на нем изъясняется более 260 миллионов людей.

Факт 12

Русский язык постоянно меняется. Не только уходят архаизмы, но и появляются новые правила. Например, ранее слово «кофе» употреблялось только в мужском роде, но уже 10 лет его официально можно употреблять и в среднем. Таким образом, у этого слова целых два рода одновременно.

Факт 13

Современное слово «баба» считается просторечным и иногда даже оскорбительным, но немногие знают о том, что раньше звание «баба» нужно было еще заслужить. Так называли только тех женщин, которые смогли родить сына. Если у женщины рождались только девочки, то бабой ее не называли вплоть до того момента, пока она не родит мальчика.

Факт 14

Еще одно интересное заимствованное слово — хулиган. Оно было заимствовано в английском языке, от фамилии Халиган одного из английских семейств. Свой сегодняшний смысл в русском получило из-за того, что представители английского семейства отличались весьма буйными чертами характера.

Факт 15

Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.

Факт 16

Первые слова, которые прозвучали в космосе, были произнесены именно на русском языке. Нетрудно догадаться, что произнес их никто иной как Юрий Гагарин.

Факт 17

«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.

Факт 18

В русском языке много выражений, в которых фигурирует слово рука. Причем они имеют разный смысл. Например, «руки так и чешутся», «идти по жизни рука об руку», «все в твоих руках» и другие.

Факт 19

Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.

Факт 20

Знак препинания, который мы сегодня знаем как восклицательный знак, когда-то назывался «точкой удивления». По-настоящему полюбить русский язык, избавиться от досадных ошибок в устной и письменной речи, вспомнить правила и восполнить пробелы в знаниях поможет курс «Идеальный русский». Теория, диктанты, отработка полученных навыков — все для того, чтобы качественно усвоить материал!

Источник

«Эффективные приёмы и методы на уроках русского языка и литературы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы.

Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, что из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Я считаю, этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть.

Для каждого этапа урока использую наиболее эффективные методы и приемы, позволяющие решать конкретные задачи.

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать. На уроках русского языка и литературы можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов и методов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

В начале урока использую приемы:

«Улыбнемся друг другу»

Такие приемы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Трудным, но важным этапом урока является целеполагание. Такие методы, как:

«Дерево ожиданий» и «Фруктовый сад « позволяют учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Метод «Дерево ожиданий» состоит в следующем: ученики получают разноцветные листочки, на которых записывают, что они желают получить от сегодняшнего урока и чего они опасаются. Листочки прикрепляют на дерево. Учитель систематизирует сформулированные цели и подводит итог.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы и приемы:

Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Учитель предлагает прорекламировать мягкий знак, на подготовку дается 5-10 минут. Работа организуется в группах.

Составление списка известной информации. Учитель предлагает ребятам в течение трёх минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. Затем предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее понятие.

5) «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

При открытии нового знания важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи эффективных методов! Для работы над темой урока использую методы:

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Данный метод используется на разных этапах урока.

Этот метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

В)? хочу узнать подробнее

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 5 классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При закреплении изученного материала использую следующие методы и приёмы:

Работа в группе. Формулируются проблемные вопросы по количеству групп. На партах подготовлены цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

При повторении темы «Склонение существительных» на картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

3)«Синквейн»

Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк. Синквейн пишется по определённому плану.

1. Имя существительное.

3.Обозначает, отвечает, является.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой я использую следующие приёмы:

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы и приёмы:

1) «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят..

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится…

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. Совет анализируется группой-соседкой.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

У данных методов и приёмов есть свои плюсы и минусы.

Эффективные методы и приемы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Использование данных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса и повысить качество образования. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Таким образом, эффективные методы и приемы делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания. Русский язык в школе, № 3, 2002 г.

Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

Источник

Использование текста на уроках русского языка.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА НА УРОКАХ

Работа с текстом на уроках русского языка является главной эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

К практическому применению дидактического материала стараюсь подходить творчески, решая в каждом конкретном случае, каким образом он поможет получить больший результат в обучении учащихся.

На уроках русского языка, связанных с отработкой орфографических навыков, уместно использовать небольшие по объему связные тексты. Важное значение имеет содержание текста, по которому можно провести воспитательную беседу с учениками.

Например. Из текста необходимо выписать слова на шипящую, объяснить их правописание. Дополнить устно отдельными словами, когда пишется мягкий знак в других частях речи.

№ 1 Выборочный диктант. Яшин «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ многолик,

Как держава наша, могуч

В нем дыханье зимних бурь,

И весеннего неба лазурь,

Думы новых богатырей

И разливы новых морей.

Хочешь – песни, гимны тиши,

Хочешь- выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Воспитательное значение текста на уроках русского языка огромно. Целесообразно в 7 классе, когда дети испытывают интерес к курению, провести беседу о вреде никотина. Дать задание написать домашнее сочинение «Курить – здоровью вредить». В ходе урока поработать над упражнениями публицистического и научного стиля. Повторяем речевые особенности этих стилей, обратив внимание на лексику.

Если в классе наблюдаются затруднения в построении предложений публицистического или научного стиля, предлагаю ученикам работу с карточками. Провожу беседу по вопросам:

Почему девушка и сигарета несовместимы?

Что вам известно о функции легких у человека?

Сильные ученики работают над выборочным текстом. Слабые ученики – над контрольным списыванием.

Курильщики в 30 раз чаще заболевают раком легких.

Девушка, начавшая курить в возрасте 16 лет, через 40 лет заболевает раком.

Сумма денег, потраченная на табак за 20 лет, равна стоимости автомобиля.

Одна выкуренная сигарета сокращает человеку жизнь на 12 минут.

На уроках русского языка можно использовать комплексное повторение постановки изученных правил на знаки препинания. Для этой цели использую небольшие тексты с недостающими знаками препинания. Целесообразно применять дифференцированный подход к выполнению этой работы.

Ученики расставляют и объясняют недостающие знаки препинания.

Вставляют пропущенные буквы в словах и объясняют орфограммы.

Находят обороты и применяют правило.

Называют и объясняют правописание служебных частей речи.

Определяют интонационные особенности предложений.

Определяют тип и стиль речи.

Трудно представить себе человека, который бы (не) любил нашу природу (не) любил бы шелест лесов просторы полей ш..пот трав журчанье ручья говор рек. Разве можно (не) залюбоват..ся восходом когда солнце из любопытства выглядывает своим краем а потом, будто заинтер..совавшись, поднимается все выше и выше, окрашивая алым светом облака.

Задание: расставить и объяснить недостающие знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы. Такую работу над текстом можно предложить ученикам любого класса, меняя текст и задания к тексту.

В работе над разделом русского языка «Лексикология» огромное значение имеет работа над лексическим значением слова. Ученики 5 класса заводят толковые словари, в которых оформляют значение слов иноязычного происхождения. Для работы дома ребятам раздаются лексические карточки, по которым необходимо составить связные тексты. Например: «Дорога к озеру» и «Городское шоссе» и др. На уроке развития речи ребята защищают свои карточки, демонстрируют связную речь, расширяют представление о лексическом значении слова. Работа проводится письменно. Кроме этого необходимо выполнить такие задания:

Составить и записать словосочетания со словами дорога и шоссе.Объяснить разницу в значении этих слов.

Подобрать антонимы, которые можно использовать при описании дороги и шоссе.

Развивающим и полезным для учеников является соприкосновение на уроках развития речи с картинами известных художников. На заключительном уроке по «Лексикологии» проводим наблюдение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками». Ребятам предлагается связный текст И.Долгополова.

В.А.СЕРОВ «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»

Серов сотворил чудо. Перламутровый воздух наполняет комнату. Свет скользит по лицу девочки, мягко ложится на скатерть, сияет на стене, фарфоровой тарелке. Картина написана в светлых тонах.

Звучит чтение текста.

Назвать тип и стиль речи.

Пользуясь толковым словарем, определить лексическое значение выделенных слов.

Провести в словарях словарно-семантическую работу.

Выясняем прямое и переносное значение слов(использование в речи слов с прямым и переносным значением).

После наблюдения ребята оформляют текст по памяти.

Разнообразные виды работы на уроках русского языка дают возможность развивать творческие способности у учащихся. Плодотворно можно провести урок развития речи в 8 классе. Сочинение по картине на тему «Люблю я зиму русскую» Работа над сочинением сопровождается музыкой Чайковского «Времена года». Декабрь. «Святки»)

Грамматическое задание. Использовать предложения разных конструкций.

Проводится беседа с классом по картине.

Определяется тема и основная мысль сочинения.

Какую роль в сочинении данного стиля играют определения.

Уместно данную работу провести путем дифференцированного подхода. Отдельная группа учащихся выполняет по карточкам осложненное списывание с элементом собственного отношения к картине. Образец карточки осложненного списывания.

Мы вид…м все богатство красок русской зимы: яркую голубизну неба серебристый снег с голубовато (сиреневым ) о(тт)енком розовато (сиреневые) с…р…фанчики берез зелень молодых елок. Но главное что привлекает художника это березы. Как красивы они на фоне неба. Молодые елочки словно обнимают бел…ствольных красавиц пытаются согреть их теплом своих вечнозеленых ветвей. Это голубое небо солнечного дня этот вытка(н,нн)ый из снежинок волшебницей зимой (голубовато)сиреневатый ковер, что лежит на земле, эти ослепительные березы все проникнуто чувством любви замечательного художника.

В Ы В О Д. Практика работы над проблемой показала, что текстоцентрический подход на уроках русского языка обеспечивает более высокий уровень речевого развития учащихся.

Ребята осознают коммуникативную задачу связного высказывания, поэтому в сочинениях меньше отступлений от темы, лучше прорабатывается и передается основная мысль; работы приобретают большую композиционную стройность, четко оформляется начало и конец высказывания.

Творческие работы учеников имеют стилевую и жанровую определенность, становится богаче структура текста: в работах чаще встречаются развернутые описания предметов, места, состояния человека, рассуждения, раздумья.

Хорошее впечатление производит язык большей части работ, лексический и грамматический строй речи учащихся: в сочинениях меньше речевых ошибок и недочетов, больше встречается экспрессивных выражений.

Таким образом, работа над текстом направлена на речевую практику школьников. Способствует выработке у учащихся осознанных речевых умений.

Изучая на уроках русского языка причастие и причастный оборот, предлагаю ребятам дифференцированные задания. Ученикам «сильного уровня» предлагается творческая работа по картине И.Левитана «Озеро». Ученики составляют небольшой текст с употреблением причастий и причастного оборота.

Ученикам «среднего уровня» предлагается составить словосочетания «причастие + существительное» по картине И.Левитана «Озеро».

Такой вид работы на уроке дает возможность учителю проверить усвоение материала первых уроков над причастием.

Конечная цель обучения русскому языку- это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. И вышеизложенный материал – это небольшая часть этой работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *