Что можно узнать используя данные половозрастной пирамиды
Что можно узнать используя данные половозрастной пирамиды
Подробное решение параграф § 5 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Углубленный уровень 2016
На какие группы делится население по возрастному признаку?
В России чаще всего используется распределение населения по возрастным группам относительно их трудоспособности:
от 0 до 15 лет — граждане, не относящиеся к трудоспособному возрасту по причине молодости.
Мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 включительно. Люди, находящиеся в трудоспособном возрасте.
Мужчины и женщины старше 60 и 55 лет соответственно.
Что такое трудовые ресурсы?
Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14-16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.
Чем отличается численность населения в разных возрастных группах в развитых и развивающихся странах?
Численность населения в разных возрастных группах развитых и развивающихся странах отличаются следующим образом: в развитых странах самая малая численность в возрастной группе до 14 лет, что связано с невысокой рождаемостью, в развивающихся странах численность населения до 14 лет выше на треть.
Численность населения в группе от 14 до 55 лет сравнительно одинакова, а возраст населения свыше 55 лет разительно отличается в разы, что связано с очень низкой продолжительностью жизни в развивающихся странах
Какие факторы влияют на половозрастной состав населения страны?
Основные факторы, влияющие на половозрастную структуру населения:
1. Войны. Это наиболее страшный, но и наиболее серьезно влияющий фактор.
2. Активность миграционных процессов. Обычно в государствах, где эти процессы достаточно развиты число мужчин зрелого возраста выше стандартных.
3. Биологические. У разных народов немного разное соотношения рождаемости мальчиков и девочек.
4. Уровень жизни. Чем он выше, тем старше в среднем население страны.
Каково соотношение мужчин и женщин на планете?
В мире больше мужчин, чем женщин, примерно на 20—30 млн. Можно сказать и по-другому: на каждые 1000 женщин планеты приходится примерно 1010 мужчин. Но это среднемировой показатель. В разных странах и регионах соотношение между количеством мужчин и женщин отличается, например в России женщин 53% и 47% мужчин.
Какие группы возрастов выделяют в структуре населения Земли?
В структуре населения можно выделить следующие возрастные категории:
— 0-14 лет (дети, нетрудоспособное население);
— 15 — 55 лет (трудоспособный возраст);
— 56 лет и выше (старики, ограниченно трудоспособный возраст).
Что можно узнать, используя данные половозрастной пирамиды?
Половозрастная пирамида, представляет собой графическое изображение демографической структуры населения того или иного региона или государства.
Пирамида позволяет наглядно определить, в каких возрастных группах наблюдается перевес мужского населения по отношению к женскому, в каких возрастах это преобладание носит противоположный характер, а в каких соотношение мужчин и женщин примерно одинаково.
Что такое трудовые ресурсы?
Трудовые ресурсы — это население, способное трудиться (жители страны, региона и т.п. в трудоспособном возрасте и не являющиеся инвалидами).
Что такое экономически активное население?
Экономически активное население составляют реально работающие или желающие работать люди (сумма занятых в экономике и безработных).
Кто такой безработный?
Безработный — это человек, не имеющий работы, но занятый активным её поиском через службу занятости и готовый в любой момент приступить к работе.
Что такое биржа труда?
Службы занятости (их иногда называют биржами труда) отслеживают появление рабочих вакансий и предлагают варианты трудоустройства для тех, кто зарегистрировался в службе.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Чем объясняются различия в конфигурации половозрастных пирамид для развитых и развивающихся стран?
Различия в конфигурации половозрастных пирамид для развитых и развивающихся стран объясняются следующим: в развитых и развивающихся странах разные типы воспроизводства населения. В развитых — современный тип, в развивающихся — традиционный.
Какие факторы влияют на половозрастную структуру населения стран?
В развитых странах значительна доля населения старших возрастов. Доля же детей, наоборот, мала. Поэтому половозрастные пирамиды для развитых стран имеют относительно узкое основание и расширенную верхнюю часть. В большинстве развивающихся стран картина противоположная: очень велика доля детей (дети могут составлять до половины всего населения страны, а иногда и больше).
Взрослых значительно меньше, потому что смертность довольно высока. Поэтому у половозрастных пирамид развивающихся стран такое непропорционально расширенное основание.
От чего зависит соотношение полов в странах и регионах мира?
Соотношение полов зависит от социально-экономического развития страны, от политической стабильности государства и региона, условий проживания граждан, продолжительности жизни. От уровня развития промышленных производств, связанных с риском и тяжелыми и вредными условиями труда.
Как уровень социально-экономического развития страны влияет на возрастной состав её населения?
Чем выше социально-экономический уровень развития страны, тем выше уровень образования, медицинского обслуживания, благосостояния граждан, что значительно увеличивает продолжительность жизни населения, при этом планирование детей в семьях становится приоритетным.
В странах с низким уровнем социально-экономического развития наблюдается обратная картина: рождаемость высокая, продолжительность жизни низкая.
В чём заключается различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны.
В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14-16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.
Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес) и безработных.
Понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» различается тем, что часть населения составляющая «трудовые ресурсы» не занята в трудовом процессе, но получающая содержание от государства, в отличие например от безработных входящих в «экономически активную часть населения», но не все безработные получают государственную поддержку.
Почему безработные относятся к экономически активному населению?
Безработица зависит от соотношения спроса и предложения на рабочую силу, однако причины, определяющие это соотношение, могут быть разными.
Безработный — это не всякий не имеющий работы человек, безработный — это человек, не имеющий работы, но занятый активным её поиском через службу занятости и готовый в любой момент приступить к работе.
Чем отличается ситуация с трудовыми ресурсами в развитых и развивающихся странах?
В развивающихся странах трудовых ресурсов гораздо больше, чем в развитых странах.
Однако квалификация трудовых ресурсов развивающихся стран, по сравнению с развитыми странами крайне низкая.
Какова роль бирж труда в экономике стран мира?
Биржи труда дают возможность учета безработных граждан страны, аккумулировать информацию о свободных вакансиях, на основании информации бирж труда (Центров занятости) планируются финансовые средства на обеспечение пособий безработным, при содействии бирж труда производится переобучение и переквалификация безработных для работы в новых для них сферах производства.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Используя данные половозрастных пирамид из текста параграфа, сравните долю населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах. Укажите не менее трёх факторов, влияющих на указанные вами различия.
Доли населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах отличается в разы. В развитых странах доля старшевозрастного населения составляет более 25%, а в развивающихся не более 10%, это может быть связно со следующими факторами:
Уровень медицинского обслуживания, уровень обеспечения продуктами питания и чистой питьевой водой, уровень условий проживания и труда.
Опираясь на тематическое содержание параграфа, составьте формульную зависимость для расчёта уровня безработицы в стране.
РАСЧЁТ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
3. Уровень безработицы имеет размерность «%».
О чем может рассказать возрастно-половая пирамида
Содержание статьи
Возрастно-половая пирамида
Возрастно-половая пирамида – это удобный и наглядный способ продемонстрировать соотношение между различными социальными группами населения, широко применяемый в демографии. Так, обыкновенно возрастно-половая пирамида базируется на двух основных параметрах: пол и возраст группы людей. При этом можно построить такую фигуру для сообществ различного масштаба: от небольшого населенного пункта до целой страны или даже мира.
Стандартная пирамида представляет собой область, разделенную по вертикали на две части, одна из которых соответствует структуре отображения мужского населения, другая – женского. Для обеспечения большей наглядности фигуры этим частям, как правило, придают различные цвета, например, мужчинам – синий или голубой, женщинам – красный или розовый.
Горизонтальное деление фигуры производится на основании возрастной структуры населения. Для удобства отображения все наличное население принято объединять в возрастные группы с интервалом в 5 лет. Таким образом, и левая, и правая части пирамиды, отображающие мужское и женское население, состоят из горизонтальных плашек, которые располагаются одна над другой. При этом нижняя часть пирамиды обычно отображает самое юное население, а по мере передвижения вверх по диаграмме возраст групп увеличивается.
Анализ пирамиды
В результате возрастно-половая пирамида позволяет наглядно определить, в каких возрастных группах наблюдается перевес мужского населения по отношению к женскому, в каких возрастах это преобладание носит противоположный характер, а в каких соотношение мужчин и женщин примерно одинаково.
Как показывают многочисленные демографические исследования, в большинстве развитых государств в этом отношении наблюдаются схожие тенденции. Так, обыкновенно мальчиков рождается больше, чем девочек, поэтому в младших возрастных группах, то есть в нижней части пирамиды, можно видеть более широкую часть «мужской» половины диаграммы по сравнению с «женской». Примерно к 30 годам это соотношение обычно выравнивается, а в возрасте от 40 лет и старше численность женщин чаще всего превышает численность мужчин. Демографы склонны объяснять такую структуру пирамиды образом жизни мужчин, который подразумевает более высокую смертность в результате травм, аварий, тяжелого характера труда, склонность к вредным привычкам и другие причины.
При этом сопоставление нескольких возрастно-половых пирамид, построенных для одного и того же сообщества, могут дать полезную возможность изучения его демографической структуры в динамике. Это, в свою очередь, позволяет определить доминирующую тенденцию изменения социо-демографических характеристик сообщества – например, это может быть старение населения или, напротив, его омоложение.
Что можно узнать используя данные половозрастной пирамиды
Подробное решение параграф 4 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016
1. На какие группы делится население по возрастному признаку?
По возрасту население делится на три типа: до 15-19 лет — дети и молодежь; 15-64 (или 20-59) — молодежь и взрослые; старше 65 (или 60) — люди пожилого возраста.
2. Что такое трудовые ресурсы?
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
Как вы думаете
Какие факторы влияют на половозрастной состав населения страны?
Основные факторы, влияющие на половозрастную структуру населения:
1. Войны. Это наиболее страшный, но и наиболее серьезно влияющий фактор.
2. Активность миграционных процессов. Обычно в государствах, где эти процессы достаточно развиты число мужчин зрелого возраста выше стандартных.
3. Биологические. У разных народов разное соотношение рождаемости мальчиков и девочек.
4. Уровень жизни. Чем он выше, тем старше в среднем население страны.
1. Каково соотношение мужчин и женщин на планете?
Соотношение мужчин и женщин на планете 48% и 52% соответственно.
2. Какие группы возрастов выделяют в населении Земли?
По возрасту население делится на три типа: до 15-19 лет — дети и молодежь; 15-64 (или 20-59) — молодежь и взрослые; старше 65 (или 60) — люди пожилого возраста.
3. Что можно узнать, используя данные половозрастной пирамиды?
Используя данные половозрастной пирамиды, можно сопоставить количество женщин и мужчин на разных возрастных этапах жизни.
4. Что такое трудовые ресурсы?
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
5. Что такое экономически активное население?
Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально сможет иметь самостоятельный источник средств существования.
А теперь более сложные вопросы
1. Чем объясняются различия в конфигурации половозрастных пирамид для развитых и развивающихся стран?
В развитых странах основание пирамиды узкое. Это свидетельствует о низкой доли детей в возрастной структуре населения и высокой доли пожилого населения. Причины различия конфигураций:
— различный уровень социально-экономического развития страны;
— высокий (в развитых странах)\низкий (в развивающихся странах) уровень урбанизации;
— различные системы ценностей (религия, эмансипация, ранние браки, общественный уклад и т.д.).
2. Какие факторы влияют на половозрастную структуру населения стран?
Основные факторы, влияющие на половозрастную структуру населения:
1. Войны. Это наиболее страшный, но и наиболее серьезно влияющий фактор.
2. Активность миграционных процессов. Обычно в государствах, где эти процессы достаточно развиты число мужчин зрелого возраста выше стандартных.
3. Биологические. У разных народов разное соотношение рождаемости мальчиков и девочек.
4. Уровень жизни. Чем он выше, тем старше в среднем население страны.
3. От чего зависит соотношение полов в странах и регионах мира?
Пол и возраст являются важнейшими признаками, характеризующими население. Поэтому заболеваемость, смертность, рождаемость, физическое развитие значительно варьируют в зависимости от возраста и пола.
В свою очередь половая структура населения сама изменяется под влиянием различных факторов. Такими факторами являются уровень рождаемости, смертности, миграция, последствия войн. Все они влияют на половую структуру населения одновременно на протяжении длительного периода, причем в различные периоды влияние каждого из них в зависимости от конкретной ситуации может то усиливаться, то ослабляться, поэтому чрезвычайно трудно определить степень влияния каждого из них.
4. Как уровень социально-экономического развития страны влияет на возрастной состав ее населения?
Чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем выше продолжительность жизни населения и ниже уровень рождаемости.
5. В чем различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет — для женщин и от 16 до 60 лет — для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).
Трудовые ресурсы как главная и производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает рост производства в АПК и его экономической эффективности.
Экономически активным населением (рабочей силой) называется совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве товаров и оказании услуг. Оно включает как занятых, так и безработных.
От теории к практике
Используя данные половозрастных пирамид (см. рис.8), сравните долю населения в возрасте старше 64 лет в развитых и развивающихся странах. Укажите не менее трех факторов, влияющих на указанные вами различия.
Доля населения в возрасте старше 64 лет, выше в развитых странах по следующим причинам:
1. В развитых странах уровень оказания медицинской помощи выше.
2. Денежные пособия (пенсии) в развивающихся странах существенно ниже, чем в развитых.
3. Миграция трудоспособного населения из развивающихся стран, а по достижению пенсионного возраста оседание в регионе бывшего места работы.
Презентация. Тема «Половозрастные пирамиды: состав и их анализ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Вспомним материал прошлого урока
Описание слайда:
Описание слайда:
Каждый из вас, в конце урока, оценит свою
деятельность на уроке:
— на сколько он был активен,
— на все ли вопросы ответил,
— по каждому ли разделу он отвечал, дополнял,
— активно ли участвовал в обсуждении,
— всё ли он усвоил?
Каждый получит отметку.
Описание слайда:
Сегодня мы продолжим изучать население России
Один из характерных результатов при анализе численности населения и его половозрастной структуры представляют графически.
Какой необычный график используют для этого?
Описание слайда:
Однако, пирамида — это 3-хмерный объект,
Описание слайда:
Однако, пирамида — это 3-хмерный объект,
а график — это 2-хмерный рисунок.
Что у них общего (какие элементы)?
Описание слайда:
Любой временной график отражает динамику процесса
Что может отражать половозрастная пирамида?
Описание слайда:
Какую поставим цель на уроке.
Описание слайда:
Анализ половозрастных пирамид
Описание слайда:
Элементы пирамид (повторим)
У пирамид есть:
Основание и его ширина,
Стороны (грани),
Вершина и её высота.
Описание слайда:
Что мы видим на этой диаграмме (пирамиде)?
Описание слайда:
Что мы видим на этой диаграмме (пирамиде)?
— широкое основание
Описание слайда:
Что мы видим на этой диаграмме (пирамиде)?
— широкое основание
— зубчатые стороны с глубокими впадинами
Описание слайда:
То есть каких-то возрастных групп больше, а каких-то — меньше.
Почему возникают впадины на боковых сторонах пирамиды?
Ведь по мере старения население должно сокращаться постепенно….
Описание слайда:
В качестве примера — две пирамиды: перед Великой отечественной войной и после неё
Описание слайда:
Обратите внимание на широкое основание пирамиды слева и на узость его справа
Описание слайда:
Как вы думаете, с чем связана малая доля возрастов 20-25 лет перед ВОВ? Какой возраст этих людей стал после войны и куда сместилась вогнутость стороны пирамиды.
Описание слайда:
I мировая война и гражданская война в России 1914-1922 гг. (снижение рождаемости, рост детской смертности)
Через 5 лет
Описание слайда:
Почему стала резко преобладать доля женщин на правом графике?
Описание слайда:
Внутри регионов России пирамиды населения различны
Работа с заданиями на листах — ответы записать в тетради.
Описание слайда:
Обобщим материал – сформулируем определение «половозрастная пирамида»
Описание слайда:
Рефлексия
приём «Инсерт»
Описание слайда:
Знать что такое половозрастная пирамида, её состав и уметь её анализировать.
2. Доделать анализ пирамид.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к уроку. Тема «Половозрастной состав населения России» (8 класс)
Предметный бюллетень «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ. Географические координаты объекта (широта и долгота)
Контрольная работа. Интернет-ресурсы на уроках географии
Рабочая программа география 6 б, 8б 2020 г
Рабочая программа по географии 5-6 класс
«Краеведение как одна из форм самообразования учителя и повышения его профессионального мастерства»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5370126 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.