Что можно узнать благодаря интонации в музыке

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Видео

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Музыкальная интонация

I. Важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее три взаимосвязанных значения:

Бетховен. Соната для виолончели и фортепиано Фа мажор, ор. 5 № 1

Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания («тона») голоса и прежде всего его высоты («мелодия речи»). Интонация в музыке сходна с интонацией речи (если иметь в виду высотную сторону последней) по своей содержательной функции (хотя в речи основным носителем содержания являетвя слово) и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемый в речи и вокальной музыке закономерностями дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Зависимость музыкальной интонации от этих закономерностей сказывается уже в построении звуковысотной, мелодической линии (наличие опорных звуков, аналогичных таким же звукам в речевой интонации; расположение главного из них в нижней части голосового диапазона: чередование подъёмов и спусков; нисходящее, как правило, направление высотной линии в заключительной фазе движения и др.), она сказывается и в членении музыкальной интонации (наличие цезур различной глубины и др.), в некоторых общих предпосылках её выразительности (рост эмоционального напряжения при движении вверх и разрядка при движении вниз, в речи и вокальной музыке связанные с увеличением усилий мышц голосового аппарата и с мышечным расслаблением).

Винченцо Беллини. «Oh! quante volte»

Гендель. Concerto grosso No. 4 (Op. 3) in Fmajor, HWV 315

Интонация (как высотная организация тонов) служит конструктивной и выразительно-смысловой основой музыки. Без интонации (как и без неразрывно связанных с нею ритма и динамики, а также тембра) музыка существовать не может. Таким образом, музыка в целом имеет интонационную природу. Основополагающая и главенствующая роль интонации в музыке обусловлена несколькими факторами:

а) высотные отношения тонов, будучи весьма подвижными и гибкими, при этом очень многообразны; определённые психо-физиологические предпосылки обусловливают ведущую их роль в выражении средствами музыки изменчивого, тонко дифференцированного и бесконечно богатого мира душевных движений человека;

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

б) высотные отношения тонов благодаря фиксированности высоты каждого из них, как правило, легко запоминаются и воспроизводятся и потому способны обеспечить функционирование музыки как средства общения между людьми;

в) возможность сравнительно точного соотнесения тонов по их высоте и установления между ними на этой основе чётких и прочных функционально-логических связей позволила выработать в музыке разнообразные методы мелодического, гармонического. и полифонического развития, выразительные возможности которого намного превосходят возможности, скажем, одного ритмического, динамического или тембрового развития.

Сен-Санс. Романс, ор. 36

Франц Легар. Русский танец из оперы «Татьяна»

Значения интонации определяются многочисленными факторами. Важным, хотя и не единственным из них, является часто встречающееся более или менее опосредствованное и преобразованное воспроизведение в музыке речевой интонации соответствующего значения. Претворение речевой интонации (разнообразной во многих отношениях и исторически изменяющейся) в музыкальную происходит непрерывно на всём протяжении развития музыкального искусства и во многом определяет способность музыки воплощать различные эмоции, мысли, волевые устремления и черты характера, передавать их слушателям и воздействовать на последних. Источниками выразительности музыкальной интонации служат также обусловленные слуховым опытом ассоциации с другими звучаниями (как музыкальными, так и внемузыкальными) и заключённые в тонах и их сочетаниях предпосылки прямого физиологического воздействия на эмоциональную сферу человека.

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Роберт Шуман. «Отзвуки театра»

3) Каждое из наименьших конкретных сопряжений тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. Обычно состоит из 2-3 и более звуков в одноголосии или созвучий; в исключительных случаях может состоять и из одного звука или созвучия, обособленного по своему положению в музыкальном контексте и по своей выразительности.

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

И. Рафф. Каватина

Относительно самостоятельный эмоционально-образный смысл отдельной интонации зависит не только от её собственных свойств и места в контексте, но и от слушательского восприятия. Поэтому членение музыкального потока на интонации и определение их смысла обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, в том числе музыкальным слуховым воспитанием и опытом слушателя. Однако по мере того, как те или иные звукосопряжения (точнее, типы звукосопряжений) благодаря их многократному использованию в музыкальном творчестве и усвоению общественной практикой становятся знакомыми и привычными для слуха, их выделение и осмысление в качестве самостоятельных интонаций начинает зависеть уже не только от слушательских индивидуальностей, но и от навыков, музыкально-эстетических вкусов и взглядов целых общественных групп.

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Интонация может совпасть с мотивом, мелодическим или гармоническим оборотом, тематической ячейкой (зерном). Различие, однако, состоит в том, что определение звукосопряжения как мотива, оборота, ячейки и т. п., опирается на его объективные признаки (наличие ударения, объединяющего группу звучаний, и цезуры, отделяющей эту группу от соседней, характер мелодических и гармонических функциональных связей между тонами или аккордами, роль данного комплекса в построении темы и в её развитии и т.д.), тогда как при выделении интонации исходят из выразительного значения смысла звукосопряжений, из их семантики, неизбежно внося тем самым субъективный элемент.

Ж.Б. Акколаи. Концерт для скрипки с оркестром ля минор

Шарль Берио. «Балетные сцены»

Композитор может воспроизвести существующие звукосопряжения в точном или видоизменённом виде или создать новые, оригинальные интонации, так или иначе ориентируясь на типы этих звукосопряжений. При этом в творчестве каждого автора среди множества воспроизведённых и оригинальных сопряжений тонов можно выделить типовые интонации, вариантами которых являются все остальные. Совокупность таких типовых интонаций, характерных для данного композитора и составляющих основу, материал его «интонационного языка», образует его «интонационный словарь» (термин Б. В. Асафьева). Совокупность же типовых интонаций, бытующих в общественной практике данной эпохи, находящихся в этот исторический период «на слуху» нации или многих наций, образует соответственно национальный или интернациональный «интонационный словарь эпохи», включающий в качестве основы интонации народной и бытовой музыки, а также интонации профессионального музыкального творчества, усвоенные общественным сознанием.

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Благодаря указанным выше серьёзным отличиям интонации от слова, «интонационный словарь» представляет совершенно иное явление сравнительно с лексическим фондом словесного (вербального) языка и должен пониматься во многом как условный, метафорический термин.

Чайковский. Симфония № 4. Финал

Обращаясь к «интонационному словарю эпохи», композитор отражает его в своём творчестве с той или иной степенью самостоятельности, активности. Эта активность может проявиться в отборе интонаций, их видоизменении при сохранении того же выразительного значения, их обобщении, их переосмыслении (переинтонировании), т. е. таком изменении, которое придаёт им новое значение, и, наконец, в синтезе различных интонаций и целых интонационных сфер.

Дмитрий Шостакович, Концертино ля минор для двух фортепиано, соч. 94 (1953)

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Интонации могут подвергаться преобразованию и в рамках одного музыкального произведения. Здесь возможны варьирование, создание нового варианта или качественное развитие какой-либо одной интонации. Понятие интонационного развития связано также с сочетанием различных интонаций по горизонтали (плавный переход или сопоставление по контрасту) и вертикали (интонационный контрапункт); «интонационной модуляцией» (переход из одной сферы интонации в другую); интонационным конфликтом и борьбой; вытеснением одних интонаций другими или образованием синтетических интонаций и др.

Рахманинов. Элегическое трио №1 соль минор

Собственными средствами, в соответствии с общей интерпретацией произведения, преобразует и развивает его интонацию и исполнитель, обладающий в этом отношении известной свободой, но в рамках выявления интонационной драматургии, предопределённой композитором. То же условие ограничивает свободу видоизменения интонаций в процессе их восприятия и мысленного воспроизведения слушателем; вместе с тем такое индивидуализированное воспроизведение (внутреннее интонирование) как проявление слушательской активности является необходимым моментом полноценного восприятия музыки.

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Аренский. Фантазия на темы Рябинина

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Интонация (в музыке)

Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее ‒ передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, «интонациональную теорию» музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.

3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) ‒ ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiránek J., Asafje vova teorie intonace, jejígeneze a vyznam, Praha, 1967.

Полезное

Смотреть что такое «Интонация (в музыке)» в других словарях:

Интонация — (от лат. intono громко произношу). I. Важнейшее муз. теоретич. и эстетич. понятие, имеющее три взаимосвязанных значения: 1) Высотная организация (соотнесённость и связь) муз. тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально… … Музыкальная энциклопедия

Интонация (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия

Интонация — I Интонация (от лат. intono громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные… … Большая советская энциклопедия

интонация — и, ж. 1) лингв. Ритмико мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса при произношении. Вопросительная интонация. Интонация русской речи. 2) В стихотворной речи: повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха,… … Популярный словарь русского языка

ИНТОНАЦИЯ — (от лат. intonare произносить) специфическое средство худож. общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и… … Эстетика: Словарь

Постмодернизм в музыке — Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного… … Википедия

Реализм — в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… … Музыкальная энциклопедия

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия

Асафьев Б. В. — Борис Владимирович (лит. псевдоним Игорь Глебов) (17 (29) VII 1884, Петербург 27 I 1949, Москва) советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко филологич. ф т Петерб. ун та, в 1910 Петерб … Музыкальная энциклопедия

Народная музыка — музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новости

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке20 октября состоится онлайн-концерт, посвященный жителям пяти неповторимых регионов России

Контакты

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Директор

8 4152 24-52-21

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

8 4152 24-00-92

Заместитель директора по АХЧ

8 4152 24-00-92

Интонация в музыке

Что можно узнать благодаря интонации в музыке

Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.
Как она устроена? Подобно слову, интонация — единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи радикально отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова — строго ограниченный набор фонем. Можно сказать, что фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи. Музыкальная интонация опирается на звук во всей полноте его свойств. Вместо нескольких десятков фонем здесь бесконечные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.

Интонация в музыке это:

Все эти разнообразные связи с речевым опытом использовали музыканты, иногда непроизвольно, но часто и вполне сознательно. Еще в 1581 г. лютнист Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома Галилео Галилея, настойчиво советовал композиторам прислушиваться к тому, как речевая интонация отражает характеры и чувства людей, социально-психологические отношения, а затем претворять услышанное в музыке. Совет не пропал даром: «Флорентийской камерате» — кружку музыкантов и поэтов, участником которого был Галилей, — человечество обязано рождением жанра оперы с ее новым, более жизненным типом интонирования. Впоследствии тем же путем вслушивания в музыку речи осознанно шли многие композиторы, среди них — А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский.

Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации — жесты, движения, «немые интонации тела», как их назвал выдающийся советский музыковед Б. В. Асафьев. Способность музыки точно воспроизводить самые разные движения — бурные, мощные, грандиозные, угловатые, раскованные — поразительна. Вот несколько примеров: вкрадчивые движения кошки, неуклюже переваливающаяся походка утки — в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк», неслышно плывущий шаг патера Лоренцо, спотыкающиеся движения смертельно раненного Меркуцио — в его же балете «Ромео и Джульетта».

Музыкальное искусство опирается и на свой собственный многовековой опыт интонационного выражения. Простейшие интонации типизировались в обобщенные интонации музыкальных жанров и стилей. Например, интонация скорби — в арии «ламенто», арии плача, характерной для ранней оперы эпохи барокко. Иная интонация — в музыкальной элегии сентиментализма: печаль ее легка и просветленна. Безошибочно различаются на слух интонации тревожно-напряженной баллады и безмятежной пасторали, эпической былины и лирически восторженной поэмы, торжественного гимна, возвышенного хорала и удалого гопака. У каждого композитора свой интонационный почерк. Один — у И. С. Баха, другой — у В. А. Моцарта, третий — у Прокофьева. И исторический стиль тоже обладает интонационной неповторимостью. Наполненная разочарованием, томящаяся по недостижимому идеалу интонация романтической музыки непохожа, например, на живую, общительную, склонную к игре и неожиданностям интонационную манеру музыки середины XVIII в.

От первых звуков колыбельной интонация ведет человека ко все более глубокому пониманию жизни, воплощенной в музыке.
Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, градации, возникающие в процессе исполнения.

Источник

Интонация (музыка)

Интона́ция (позднелат. intonatio — «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон»)

Содержание

Интонация, и ее познавательные возможности

«Интонация – дыхание музыки. Интонационны и все искусства, и культура в целом. Поэтому теория интонации может служить основанием для сравнения всех сфер культуры, обнаруживать в них общие корни и специфические особенности взаимодействия друг с другом. Но для этого необходимо дать научное обоснование термина интонация» [4] «Музыкальная интонация возникает из интонации реальной, путем перевода реальной интонации в сферу лада, тональности и т.д. Нет, кажется, ни одной работы, посвященной музыкальной интонации, в которой не затрагивались, так или иначе, проблемы связи музыки и речи, интонации и звука… [5] «Процесс «перевода» звуков, речи, движений в музыкальные интонации всегда интуитивный и очень сложный. Если звук или слово фиксирует понятие как явление смыслового мира, а уж смысл наполняет звук импульсами воли, радости, любви, то интонация, наоборот, воплощает смысловую энергию в какой-то определенный смысл. Происходит «очеловечивание» всей сферы звукового, интонация уподобляется смыслу звука, воплощая в звуке его символ и мысль. Например, слушая хроматическую музыку, как бы ни изощрена, она была бы поднесена, мы сокровенно знаем о музыке диатонической, полной такой внутренней простой силы, которая заставляет казаться мелочной и духовно-фальшивой любую хроматизацию». [6] Звук получает значение сигнала для общения особей животного царства между собой, а равно и выразителя эмоциональных реакций животных на ощущения окружающего мира, себе подобных, человека и т.д. В данной функции звук становится для человека очень действенным источником познания, поскольку позволяют проникнуть в состояние живого организма. Приняв в расчёт сказанное выше, мы видим, что нет оснований отказывать музыкальной интонации в познавательном значении. Во-первых, она открывает широкие пути познанию душевного мира человека через претворение звуков его голоса. Во-вторых, интонация дает возможность познавать все иные реальные явления, выраженные звуками. Музыка способна при посредстве интонаций выражать национальные, социальные, возрастные особенности речи разных народов. Очевидно огромное познавательное значение таких интонаций. [7] «Ожившие звуки, одухотворенные человеческим чувством и мыслью, становятся интонациями. И если, слушая музыку, мы улавливаем в каждой интонации безмерно богатое и глубокое содержание, голоса людей, голоса птиц, звуки нашей жизни, то именно потому, что музыка творит свои образы на основе реальных жизненных эмоций и переживаний». [8]

Интонационное своеобразие фольклора разных народов

У каждого народа свои традиции, стилевые особенности, соответствующие их культуре, образу жизни. Своеобразие обычаев и обрядов, верований и быта, языка и нравов, а также происхождения народов, делает фольклор этих людей необычным, и интонационно разнообразным. Интонационное наследия разных народов это свои традиции, культурные и духовные процессы в обществе, имеющие признаки национальной принадлежности. Сохранение этих духовно-культурных достижений и традиций, которые накапливались на протяжении многих веков, является одной из самых важных задач Российского и Мирового музыкального образования.

Интонационное своеобразие славянской народной музыки

Интонационное своеобразие славянской народной музыки раскрывается в труде А. Эльшековой «Славянская народная музыка». Автор утверждает, что, изучая этот вопрос «Важно исследовать культуру, образ жизни, язык, этнографию, историю народа, поскольку без этого невозможно получить ясную картину музыкального мышления славян». [9] «Мелодии ранних славянских народных песен, связанные с крестьянским и пастушеским бытом, основаны на различных видах тетрахордов, в более поздних видах – преобладают мажорные и минорные тетрахорды. Мелодия песен обычно одноголосна.

В 13 в. появились так называемые разбойничьи песни. Разбойниками называли борцов за права народа. Мелодии строились на секундовых, терцовых, реже квартовых интонация, удобных для исполнения. Ритм находился в прямой зависимости от характера исполнения. Песни имели лирический, драматический, сатирический и другие характеры. Диапазон мелодии в пределах октавы. С 14 в. появляются духовные народные песни, лирико-драматического характера. Мелодия плавная, спокойная, умиротворённая. Строение мелодии символично. Преобладание поступенного движения символизировало покаяние, спокойствие души. Движение вверх как общение с Богом, вниз – с дьяволом.

В зависимости от обряда или обычая мелодия носила разнообразный характер: хвалебный, прославляющий, лирический. Если разбойничьи песни были связаны с бытом и культурой народа, то духовные с религией и верой. В 16 в. появляются исторические песни разнообразные по содержанию, мелодике и характерам. В 18 в. – песни крестьян, участвовавших в антифеодальных восстаниях. Начальной формой профессиональной музыки было славянское духовное пение, а также латинское пение. В 15-16 вв. в славянскую народную музыку проникает многоголосная, культовая и инструментальная музыка. Под влиянием эпохи барокко в 17 в. мелодия меняется. Она становится интонационно богаче, ритмически свободнее, более виртуозна» [9]

К интонационному своеобразию славянских народов относятся: • одноголосная, а позже многоголосная мелодия. Интонационная основа: – поступенное, плавное, широкое движение. Многообразие характеров и образов; • символизм песенного творчества. Мелодия словно рисует бескрайность полей, красоту лугов, лесов, рек; • ритмическое своеобразие и виртуозность исполнения; • многообразие жанров – обрядовых, трудовых, похоронных причитаний, детских песен и прочих; • и главное духовное наследие. [7]

Интонационное своеобразие русской народной музыки

Истоки русской музыки восходят в культуре и быту славянских племён, населявших территорию Древней Руси до образования первого русского государства – Киевская Русь. Языческие обряды славян включали заклинания, пения, игру на музыкальных инструментах. Следы славянских верований сохранились в календарно-обрядовых и семейно-обрядовых песнях. Первые были связаны с циклом сельскохозяйственных работ, а вторые с плачами, причитаниями, песнями обрядового характера. В 14-15 веках складывается Московская Русь. В мелодиях этого периода сливались два контрастных начала: • чёткая поступенность мелодии, • завершённость формы, • ведущая интонация – необыкновенная текучесть мелодии. Развитие мелодии основано на противопоставлении тоники и квинты, в связи, с чем и фразы напева, и заключённые в них попевки находятся как бы в вопросно-ответном соотношении. Интонации «ответа» связаны с тем или иным показом тоники, «вопроса» – квинты. [7]

«Своеобразием является и зеркальность строения напева: первая фраза представляет собой ответ-вопрос, вторая – вопрос-ответ. Интонация вопроса, охватывая конец первой фразы и начало второй, сглаживает их грани, не даёт мелодии застыть на возможном кадансе, и она развивается дальше, стремясь привести неустойчивую попевку к тонике, к ответу. Но при всей своей лёгкой членимости мелодии на отдельные попевки, она, благодаря их вопросно-ответному соотношению, звучит на одном дыхании». [10] К интонационному своеобразию русской песни относятся: • мелодия плавная, поступенная, текучая, состоящая из отдельных разных по длине мотивов. Оригинальное строение мелодии как вопрос-ответ; • форма чёткая, завершённая; • жанры разнообразные: обрядовые, трудовые, свадебные, похоронные, военные и так далее; • многообразие образов, символов, характеров. [7]

Интонационное своеобразие болгарской народной музыки

Интонационное своеобразие болгарских народов описывается в труде Н. Кауфмана «Общие черты народных песен болгар и восточных славян». Автор считает, что болгарский народ в силу своего местоположения (он находится на перекрёстке трёх континентов) и своей исторической судьбы (два века греческого ига и пять веков турецкого рабства) создал народную музыку, которая при первом поверхностном прослушивании близка музыке Востока. Различные обряды и праздники сопровождались соответствующими обычаями и песнями. Некоторые из них ведут своё начало от языческих времён, и можно предполагать, что они существовали ещё у славян. По способу исполнения и месту положению в жизни населения существенных различий между болгарскими и славянскими песнями нет. Но болгарским мелодиям присуще следующие черты: • это короткие мелодии с узким диапазоном, чаще всего квинтовым. Иногда мелодия звучит незавершённо – тоника в конце не фиксирована; • аналогичные славянским болгарские мотивы имели плавное поступенное и реже скачкообразное движение. Художественные средства также схожи: рисуют картины природы, местные обычаи, придания и так далее; • ритмическое своеобразие придаёт песням оригинальный колорит. [7]

«Своеобразие болгарской народной музыки также придаёт нисходящий звукоряд (квинтовый или квартовый). Окончание одной попевки является началом нового мотива, звучащего вне основной попевки. По длительности болгарские песни не уступают славянским, и те и другие могут состоять как из одной или нескольких фраз, повторяющихся или нет» [11] Особый колорит и интонационное своеобразие песням придают: • своеобразие болгарских обрядов и обычаев чем-то схожих со славянскими, но схожими оказываются только отдельные элементы, а не весь обычай; • исполнения песен двухголосное, мелодии украшены орнаментами и своеобразными кадансами (чаще всего не устойчивыми, требующими продолжения); • варьирование не только стихотворных строф (как у славян), но и мелодии; • ритмическое своеобразие и вариационность мелодий; • своеобразие звукоряда и лада, отличного от славян. [7]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *