Что можно увидеть в театре
Итоги 2020: 22 лучших спектакля
Вадим Рутковский
18 января 2021
Представления для одного человека и миллионов, под открытым небом и в замкнутых пространствах, по классикам и современникам, с музыкой и словами (которые тоже иногда звучат как музыка)
Неприятный (особенно для театра) год останется в истории не только провалившимися попытками перевести древнейшее перформативное искусство в онлайн (пара удачных – бонусом к двадцатке оффлайн-постановок).
I Четыре спектакля, которые стоит пересматривать Понятно, что любой сильный спектакль годится для многократного просмотра, но здесь – те, что реально меняются при каждом исполнении; каждый опыт – уникален.
Никитинский театр, Воронеж; режиссёр – Юрий Муравицкий
Бравурный Шекспир, в котором все играют всех: роли распределяются по жеребьёвке в начале спектакля. Подробный текст о беспрецедентно отчаянной и талантливой авантюре – здесь.
Проект Вики Приваловой и Елены Ненашевой; режиссёры – Елена Ненашева, Вика Привалова
«Практика»; кураторы – Дмитрий Волкострелов, Ксения Перетрухина, режиссёры – Андрей Гордин, Яна Гладких, Нина Гусева, Сергей Карабань, Эмилия Кивелевич, Алиса Кретова, Алексей Мартынов, Алина Насибуллина, Игорь Титов
Трансформер по экспериментальной пьесе Екатерины Августеняк, написанной языком текстовых генераторов. За абсурдом – гротескные, но достоверные срезы современности; словесная бессмыслица открывает смыслы, складывающиеся в мозаику – как в калейдоскопе: из девяти разножанровых (есть комедии, мелодрамы, sci fi и политический триллер) эпизодов за один вечер можно увидеть только пять; состав и последовательность фрагментов – непредсказуемы. Подробнее – здесь ( текст был написан после первого просмотра и потому ущербен ).
Псковский академический театр драмы имени А.С. Пушкина; режиссёр – Сергей Чехов
Два эстетских спектакля Сергея Чехова – «Жизнь мертвецов» и «Семь самураев» – стали сенсацией фестиваля «Брусфест»; здесь – текст, им посвящённый. «Жизнь мертвецов» в итоги не вошла, потому что поставлена два года назад и уже не играется, для московских гастролей её восстанавливали специально.
II Четыре самых пронзительных спектакля Театр, апеллирующий и к разуму, и к чувствам; попадающий прямо в сердце – и навсегда остающийся в памяти.
Никитинский театр, Воронеж; режиссёр – Дмитрий Егоров
Обжигающая – и в этом смысле радиоактивная – документальная проза Светланы Алексиевич с вкрадчивым, проникающим под кожу саундтреком Настасьи Хрущёвой. Подробнее о спектакле петербуржца Дмитрия Егорова в негосударственном воронежском театре – здесь; особого упоминания достойна и работа другого петербуржца, Николая Русского, в том же прогрессивном театре – «К. Рассказы».
«Человек»; режиссёр – Данил Чащин
Сценарий легендарного шестидесятника, поэта и драматурга Геннадия Шпаликова – основа щемящего трипа по лирической Москве коллективных снов о чём-то прошлом. Подробно – здесь ( а здесь – о ещё одной работе Данила Чащина на малой сцене, спектакле «Это всего лишь конец света», у которого в этом списке – особое упоминание ).
«Практика»; режиссёр – Александр Алябьев
Интимная драма по пьесе современного британского драматурга Ника Пейна – про отношения через оптику квантовой физики; поставлен актёром – и всё в этой аскетичной работе строится на химии двух превосходных молодых артистов – Александра Горчилина и Елизаветы Янковской.
«Практика»; режиссёр – Марина Брусникина
Никто не умеет так перелагать прозу на мелодичный театральный язык, как Марина Брусникина. В повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», разыгранной ансамблем актрис – выпускниц Мастерской Брусникина разных лет, слышны и тишина, способная быть умиротворяющей и страшной, и жара, и грохот ХХ века, красным колесом прокатившегося по маленькому посёлку в степи.
III Три «блокбастера» Масштабные, густонаселённые спектакли для больших сцен – особое коллективное переживание. Поводом для самых сильных в 2020-м стали вдохновлённый кровью гражданской войны в России авангардный немецкий текст, хорошо проверенная классика и современный литературный бестселлер.
Александринский театр; режиссёр – Теодорос Терзопулос
МХТ имени А.П. Чехова; режиссёр – Оскарас Коршуновас
По-хорошему, без насилия современный Чехов; внятный, лёгкий, живой; и с толковым экскурсом в историю Московского Художественного театра. Подробно – здесь.
«Гоголь-центр»; режиссёр – Антон Фёдоров
Избыточный и завораживающий опыт по переносу на сцену мистического городского романа Алексея Сальникова. Подробно, в формате алфавита – здесь.
IV Два самых поэтичных спектакля, в которых стихи почти не используются Да и кто сказал, что поэзия всегда поэтичнее прозы, а фантазия – поэтичнее реализма? Эпиграфом к этой главе итогов будут достойные Хармса строчки из песни Петра Мамонова: «В старом областном городе еще жива старуха, которая дружила со второй женой Есенина. Старуха до сих пор не знает, что Есенин – великий поэт, что в тот день, когда она познакомилась с Есениным, он написал «Не жалею, не зову, не плачу. ». Она с усилием морщится и сухо говорит чужим голосом: «Я совсем не помню, чтобы Зинка, еще до их развода, что-то говорила мне про него». И она права. Кому какое дело кто поэт, а кто неизвестно кто. ».
Студия театрального искусства; режиссёр – Сергей Женовач
«ОСУМБЕЗ / РЕА-НЕМИРОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЛЕНУМ»
«Театр.doc»; режиссёр – Надя Тропилло
Спектакль с трудно воспроизводимым названием по доктексту Рины Денисовой – акция «Театра.doc». Голая сцена, любительская видеопроекция, начинающаяся с документации матерного выступления поэта Мирослава Немирова перед новосибирскими студентами в 1999-м году и продолжающаяся скриншотами архивных интернет-чатов, – настраиваешься на незатейливую «чернушку», получаешь вдохновенный ностальгический трип. «ОсумБез» – арт-товарищество поэтов и художников «Осумасшедшевшие Безумцы», придуманное Немировым в 1999-м году. Формально «ОсумБез» прекратил существование ещё в 2005-м, задолго до смерти отца-основателя в 2016-м году. Спектакль же сочинили участники поэтической студии Андрея Родионова и Екатерины Троепольской при Центре Вознесенского, которым на вид едва исполнилось 20 лет. Что им до нетрезвых творческих посиделок бородатых помятых дядек в клубе «О.Г.И.» двадцатилетней давности? Но именно сегодняшние дети делают из короткой истории «ОсумБеза» свой «амаркорд», горько-сладкое погружение в пространство исчезнувшей (или не исчезающей никогда?) свободы. Поэзия не прерывается со сменой десятилетий и режимов; на выходе из зала – стенд с рукописными фантазиями студийцев о том, что случится через в скором будущем; « Через 10 лет духовный голод не пройдёт »; « Кто-то станет известным, кто-то перестанет писать стихи. Студии не будет. Надеюсь, мы не рассоримся ».
V Два самых нашумевших спектакля Но резонанс – не единственное их достоинство
Театр Наций; режиссёр – Алвис Херманис
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова играют историю Михаила и Раисы Горбачёвых; смотреть равнодушно – невозможно; подробно – здесь.
Александринский театр, Санкт-Петербург; режиссёр – Андрий Жолдак
Физиологический реализм Эмиля Золя в версии величайшего театрального фантаста всех времён, приравнявшего к религии плоть; подробно – здесь.
VI Две оперы на сценах драматических театров Одна из них поставлена в 2018-м, но театр – медленное искусство, сиюминутность оставим обзорам кинопремьер, а спектакль «52» участвовал в конкурсе «Золотой Маски» 2020-го, что полностью оправдывает его присутствие в этом списке.
«Практика»; режиссёр – Марина Брусникина
Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова; режиссёр – Александр Маноцков
Опера по произведению Льва Рубинштейна «Всё дальше и дальше» – пятидесяти двум карточкам с короткими текстами; представить их исполнение на сцене затруднительно даже в формате драматического спектакля, а тут – опера, причём постановщиком выступает сам композитор, Александр Маноцков. Однако – чудо: «регулярное письмо» Рубинштейна, концептуальный эксперимент, казалось бы, оставшийся в архивах своего времени ( «Всё дальше и дальше» написано в 1984-м ), который в спектакле ещё и переведён на разные языки, превращается в путешествие по жизни современного человека. И у зрителей есть прямая возможность почувствовать себя героями, а не просто сторонними наблюдателями. « Вот некто с остановившимся взглядом говорит и говорит что-то более чем невнятное, потом уходит, снова возвращается, опять уходит – и так много раз ».
VII Три спектакля-«бродилки» Совсем не похожие на квесты и чисто развлекательные аттракционы
Театр Взаимных Действий; режиссёры – Шифра Каждан, Лёша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина
Красивый спектакль о жутком – жажде истребления как части человеческой природы; играется под каменными сводами Боярских палат; подробно о совместной премьере фестивалей «Территория» и «Брусфест» – здесь.
Парк «Зарядье», Фестиваль «Территория», «Брусфест», Мастерская Брусникина; режиссёр – Александр Вартанов
Не факт, что жизнь спектакля, поставленного к юбилею Дмитрия Пригова для фестивалей «Территория» и «Брусфест» в октябре, продолжится; но объективно ничто не мешает его потенциальному возобновлению – и включению в список лучшего за год. Подробнее – в моём тексте о «Территории» для Радио Свобода.
«МЫ ВЫЙДЕМ С СОБОЙ ПОГУЛЯТЬ В ЛЕС»
Импресарио Фёдор Елютин; режиссёр – Фёдор Елютин
Режиссёрский дебют продюсера-«импресарио» Федора Елютина, адаптировавшего для России уйму зарубежных иммерсивных спектаклей ( здесь – о франшизе немцев из Rimini Protokoll Cargo Moscow, здесь – о бельгийском шоу «£¥€$ / ЛОЖЬ», здесь – о турецкой дилогии Pillow Talk и Voicing Pieces ). Авторский проект Елютина оставляет наедине с природой и детским голосом, звучащим в наушниках; я погружался в «лес» Дома Творчества Переделкино, где спектакль игрался в программе фестиваля «Территория», но вообще ему подойдёт любой живописный пленэр; весь «исходящий реквизит» – яблоко и конфета, чтобы подкрепиться во время 40-минутной прогулки; декорации – только естественные; в наушниках – запись, от того, будете вы отвечать невидимому девятилетнему Федору и следовать его маршрутом или простоите все 40 минут на одном месте, содержание не изменится. Текст Марии Кирсановой – естественный, без пафоса обращающийся к нашей сентиментальности и вечному желанию разобраться с вечными проблемами. Его отлично исполняет ровесник своего героя Федор Галкин: без единой фальшивой ноты, справляясь и с обаятельной детской болтовнёй, и со стихотворением Александра Введенского, из которого спектакль взял название.
VIII БОНУС: Два онлайн-проекта, точно зафиксировавших новую социальную реальность Можно посмотреть в любой момент
Камерный театр, Воронеж; режиссёр – Михаил Бычков
Фарс Дмитрия Данилова про пандемию – в формате семейного zoom-совета; остро, некорректно, умно и в виртуозном исполнении артистов, умеющих сделать своим и Данилова, и Ибсена.
Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова; проект Александра Артёмова
Одни из проектов «БДТ Digital» – серия размещенных «В контакте» крошечных, длиной меньше минуты, монологов, заимствованных артистами БДТ из сетевых исповедей «простых людей» ( харассмент во время шоппинга; лайфхак для ЕГЭ по географии; проблема с квартирной хозяйкой; получила предложение не от парня; конфуз в детском саду; получил леща от деда ) и прочитанных на камеру во время карантина – с компьютерным советским ковром на заднике, под препарированный Настасьей Хрущёвой фрагмент из Римского-Корсакова. Уморительная панорама маленьких комедий большого дома, в который превратился весь схлопнутый пандемическими ограничениями земной шар. Смотреть все серии – здесь.
10 спектаклей, которые нужно посмотреть в Москве прямо сейчас
Пока Европа ужесточает локдаун, а во Франции началась настоящая забастовка театральных деятелей, россияне, можно сказать, наслаждаются свободой. Московская афиша полна интересных событий, которые не стоит упускать. Театральный обозреватель Алла Шендерова выбрала десять событий, которые можно посетить в ближайшее время.
«Благоволительницы» Микиты Ильинчика
Театр на Малой Бронной
Зловещий роман Джонатана Литтелла разыгрывается тихо, почти по-домашнему. В крошечном кафе, непосредственно перед первым рядом зрителей, бывший эсэсовец Максимилиан Ауэ рассказывает, что такое война.
«Благоволительницы» белоруса Микиты Ильинчика, недавнего выпускника мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, — спектакль нового времени, когда в театре не принято надрывно кричать, чтобы никого не травмировать и не оскорбить ничьих чувств. Кажется, при таких вводных поставить роман с подробными описаниями будней Освенцима невозможно, однако режиссеру это удается. Выводов три: во-первых, в Москве появился новый интересный режиссер; во-вторых, на Бронной очень неплохая труппа; в-третьих, зло, к сожалению, не только банально — оно неистребимо.
Когда: 4, 10 апреля
Где: Театр на Малой Бронной в ДК «На Яузе»
«Горбачев» Алвиса Херманиса
Постановщик давнего хита Театра наций «Рассказы Шукшина», ныне — пропагандист традиционных ценностей, опубликовавший кодекс Нового Рижского театра, где, среди прочего, допускается флирт всех со всеми, латыш Алвис Херманис остается — так уж выходит — одним из редких мастеров психологического театра.
Евгений Миронов (Горбачев) и Чулпан Хаматова (Раиса Максимовна) в этом спектакле очень эмоциональны, но рассиживаться на эмоциях им некогда: они непрерывно чем-то заняты — метод физических действий, придуманный Станиславским и кем только не высмеянный, в «Горбачеве» заработал вновь. Только здесь партитура — это метод физических действий Миронова, рассказывающего про Михаила, и Хаматовой — про Раису. Эти действия и есть их жизнь. Лучшего психологического байопика в нашем театре за последние годы не появлялось.
Когда: 29 марта, 25 апреля
Где: Театр наций
«Занос» Юрия Квятковского
Одна из лучших постановок по текстам Владимира Сорокина пройдет в рамках фестиваля «Золотая маска», спектакль претендует на награду сразу в шести номинациях. Даже если вы не поймаете его в этот раз (в зале «Практики» мало мест, а сейчас еще и рассадка неполная), то не упустите потом. Нет смысла дословно описывать, как режиссер Квятковский вместе с прекрасной художницей Полиной Бахтиной переводит пьесу Сорокина на язык сегодняшнего театра. Неизвестно, вспоминал ли он знаменитую фразу Мейерхольда о «Вишневом саде» «В третьем акте, на фоне глупого топотанья, входит ужас», но ужас в его тотальную инсталляцию, по-воландовски раздвигающую пространство «Практики», входит сразу.
Когда: 5 апреля
Где: театр «Практика»
«Ночной писатель» Яна Фабра
БДТ имени Товстоногова
Да-да, вам не показалось: спектакль по дневникам Яна Фабра в БДТ поставил сам великий и ужасный Ян Фабр, премьера была в декабре 2019-го. Теперь в рамках «Золотой маски» его покажут в Москве. Русскими альтер эго Фабра стали два артиста: Андрей Феськов и Александр Молочников, по очереди играющие этот моноспектакль. Посмотреть его стоит, даже если вы никогда не видели театральных постановок, инсталляций и рисунков живого бельгийского классика (чья репутация два года назад была испорчена скандалом, связанным с харассментом). Мало кто сегодня решается так откровенно говорить о самом себе и о том, какие ангелы и демоны вьются вокруг художника.
Когда: 5, 6 апреля
Где: БДТ имени Товстоногова на Другой сцене театра «Современник»
«Пиноккио. Театр» Бориса Юхананова
Как ни странно, на «Золотую маску» выдвинули только вторую часть дилогии Юхананова («Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр»). Если вы не читали «Пиноккио» Карло Коллоди, то помните сказку про Буратино, спасающего кукол от злобного Карабаса. Поразительно, но этот нехитрый сюжет Борис Юхананов и Андрей Вишневский действительно превращают в мистерию и метаоперу (так называют дилогию в театре), сочиняя целую вселенную, которая, как губка, вбирает в себя все: от масок комедии дель арте, голосов и звуков советского театра, музыки Вагнера до соц-артовских скетчей про Брежнева и сегодняшних разговоров о том, как архаичен театр, сохраняющий жесткую вертикаль (это когда все подчинено власти Карабаса, то есть режиссера), и как нужна выстраиваемая неофитами горизонталь. «Пиноккио», хоть и остается в репертуаре Электротеатра, но идет редко, так что не упустите.
Когда: 30 марта, 1 апреля
Где: Электротеатр Станиславский
«Последнее чаепитие» Ксении Михеевой
Видео: Ksenia Mikheeva Dance Company/YouTube
Кросс-жанровость — то, к чему стремится современный театр. Поэтому не стоит удивляться, что в драматическую подборку вошел спектакль, претендующий на «Золотую маску» в номинации «Современный танец».
Отправной точкой для проектов Ксении Михеевой часто становится литература — от Островского до Беккета. «Последнее чаепитие» задумывалось как пластическое осмысление чеховского «Дяди Вани». Не ждите от этого спектакля встречи с узнаваемыми чеховскими персонажами, однако час с теми, кого чеховский Фирс называл «недотепами» и кто так естественно заманивает вас в свой мир, гарантирован.
Когда: 5 апреля
Где: Проект Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда
«Сказка про последнего ангела» Андрея Могучего
Еще один спектакль, претендующий на «Золотую маску» в главных номинациях. Это московская работа Андрея Могучего стала одним из самых ярких его спектаклей и бесспорным хитом прошлого сезона. Впрочем, это хит для тех, кто любит сложный визуальный театр. Ну и для поклонников Лии Ахеджаковой и Муси Тотибадзе, конечно, тоже. Муся Тотибадзе как Снегурочка, Лия Ахеджакова как человек с ружьем, «Белые розы» как поминальный плач — Андрей Могучий сочинил вселенную, функционирующую по законам постсоветских 1990-х. И вселенная эта ожила. Рецензию на этот спектакль можно прочитать по ссылке.
Когда: 5 апреля
Где: Театр наций
«Человек без имени» Петра Айду, Александра Барменкова, Никиты Кукушкина, Валерия Печейкина и Кирилла Серебренникова
А вот и главный хит этой весны — спектакль-перформанс, посвященный писателю, философу, музыканту, алхимику и кулинару князю Владимиру Одоевскому. Это редкий пример театра, совмещающего острую актуальность с почти забытой традицией поэтических представлений.
В программке авторы спектакля идут через запятую: Петр Айду, Александр Барменков, Никита Кукушкин, Валерий Печейкин, Кирилл Серебренников — но это не только дань моде на горизонтальность. «Человек без имени» — редкий пример того, когда спектакль до такой степени единое целое, как будто его не ставили — все получилось само.
Когда: 16 апреля
Где: «Гоголь-центр»
«Университет птиц» Шифры Каждан, Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной и Александры Мун
Новый иммерсивный проект «Театра взаимных действий», в котором зритель, как и в предыдущем («Музей инопланетного вторжения», 2016), перемещается по палатам, как по музейным залам. В «Университете птиц» зритель бродит не сам по себе, а в сопровождении перформерок Ольги Власовой и Натальи Соколовской.
Самым страшным моментом путешествия станут кадры уничтожения птиц в маоистском Китае, а самым поэтичным — превращение одного из пространств в неф храма, где вместо икон висят изображения навсегда исчезнувших видов пернатых, а вместо жертвенника — деревянное корыто с птичьими перьями. Брать на спектакль детей не только можно, но и нужно. Где еще они смогут примерить крылья и даже немного полетать?
Когда: 3, 4 апреля
Где: «Боярские палаты СТД РФ»
«Финист Ясный Сокол» Жени Беркович
Документальный спектакль, воплощенный в форме остроумного музыкального перформанса, основан на пьесе Светланы Петрийчук о девушках, знакомящихся в Сети с радикальными исламистами, решающих стать их женами и уезжающих в Сирию. Несколько реальных историй, в том числе протоколы допросов очень разных женщин из России, Казахстана и Узбекистана, привлекают внимание к сразу нескольким болезненным проблемам современного общества. Ведь, прежде чем осуждать радикальный ислам, стоит заметить, сколько насилия по отношению к женщине в нашем собственном гуманном обществе. Все роли в спектакле режиссерки (так она просит называть себя) Беркович исполняют девушки — и делают это виртуозно.
Когда: 5, 6 апреля
Где: компания «Дочери Сосо», «Боярские палаты СТД РФ»