Что можно увидеть в главном штабе
Главный штаб Эрмитажа: архитектура и основные экспозиции
Культовый музей, известный на весь мир, располагает богатой коллекцией произведений искусства, исторических находок, драгоценностей и предметов царского быта. В его комплекс входят 6 зданий, а завершает ансамбль парадных корпусов Главный штаб.
Приобретайте билеты в Эрмитаж заранее, чтобы избежать очередей на входе в музей.
.
Располагается достопримечательность в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Главный штаб находится в восточном крыле музейного комплекса и охватывает территорию от речки Мойки до Невского проспекта. Здание штаба признано одним из лучших архитектурных произведений, выполненных в стиле ампир.
История строительства
Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.
До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.
Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.
Архитектура
Ансамбль штаба включает в себя два корпуса, которые соединяет арка. Протяженность всего строения занимает более 580 метров. Стилистика архитектурного комплекса относится к ампиру и отличается гармоничным сочетанием классики и современных направлений.
Ключевым элементом сооружения считается центральная арка, символизирующая триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года. Она украшена скульптурами греческих божеств и героев. Вершина арки увенчана статуей богини победы Славы, окруженной воинами и упряжкой с лошадьми. В одной руке у нее можно увидеть лавровый венок, а в другой восседает двуглавый орел. Поддерживается барельеф тонкими мраморными колоннами.
Еще одна архитектурная доминанта Генерального штаба – парадная лестница, которая встречает гостей. Ее массивные пролеты подчеркивают грандиозность и торжественность сооружения.
Главный штаб в музее Эрмитаж: основные залы
Помещения с экспозициями включают в себя 3 линии. Первая располагается вдоль Дворцовой площади, вторая простирается по Певческому проезду, третья локализируется вдоль набережной речки Мойка. В ансамбль Главного штаба также входят центральные внутренние дворики-атриумы. В залах ансамбля можно увидеть как постоянные экспозиции, так и временные выставки.
Данная часть музейного комплекса располагает 4 этажами, где размещаются картины зарубежных и русских художников. Первый этаж Главного штаба отведен для служебных помещений, магазинов, гардероба и лектория. На втором вы найдете выставку, посвященную Министерству финансов России, и несколько залов с предметами искусства народов Африки. Не забудьте заглянуть во внутренний двор, где выставлена интересная скульптура.
Наибольший интерес представляют 3 и 4 этажи. Здесь находится экспозиция с европейской живописью 19 века, работает Музей Гвардии, размещена известная коллекция Фаберже. В отдельной части 3 этажа можно прогуляться по парадным залам министерства. На четвертом этаже вы найдете помещения с работами импрессионистов и постимпрессионистов, холлы, посвященные мировой живописи 20 века, а также художникам различных школ и направлений. Отдельного внимания заслуживают персональные выставки легендарных творцов: Ван Гога, Ренуара, Гогена, Моне, Пикассо, Кандинского.
Самые интересные залы Главного штаба: фото и описание
Выставка импрессионистов
Полотна известных живописцев выставлены на 4 этаже, в галерее «Щукина и братьев Морозовых». Ранее большая часть залов принадлежала Зимнему дворцу. В первом холле вы обнаружите работы Клода Моне. Здесь выставлено 8 известных работ художника. Следующий зал радует посетителей изображениями грациозных танцовщиц, принадлежащих Эдгару Дегу. Далее вы увидите собрание натюрмортов Анри Фантена-Латура, полотна Писсаро и Сислея.
Два зала постоянной экспозиции занимают портреты Огюста Ренуара, выполненные в лучших традициях импрессионизма. Рядом располагаются полотна Поля Сезанна, передающие легкий и выразительный стиль мастера. Среди многочисленных работ наиболее известными считаются натюрморты с яблоками, городские пейзажи и зарисовки зеленых улочек.
В целом, из самых известных работ экспозиция импрессионистов насчитывает 8 полотен Клода Моне, 6 работ Ренуара, 15 произведений Гогена, 4 картины Ван Гога, по 37 шедевров Пикассо и Матисса и 9 скульптур Родена. Познакомьтесь поближе с французским импрессионизмом на экскурсии по Главному штабу вместе с искусствоведом.
Огромный вклад в собрание картин сделали коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. Щукин часто путешествовал по Парижу, где приобретал картины известных творцов для своего особняка. После смерти он завещал городскому музею всю коллекцию, насчитывающую 225 произведений искусства французских художников. От Морозова в Эрмитаж перешло более 30 работ Боннара и серия картин Мориса Дени.
Залы, посвященные Карлу Фаберже
В 2015 году в здании Главного штаба открылась галерея в честь Фаберже, основателя легендарной ювелирной компании 19-20 века. В двух помещениях размещается 110 образцов прикладного искусства. В список самых ценных экспонатов входит копия Императорских регалий, огромные часы из серебра, которые были подарены на годовщину свадьбы Александра Третьего и Марии Федоровны, а также часы Ротшильда, выполненные в форме яйца.
В коллекции Фаберже вы увидите множество диковинных предметов: хрустальные блюдца, наборы сервизов, вазоны, портсигары, букеты цветов, изготовленные из разных металлических сплавов.
Зал русских художников
Богатством картин, выполненных в разнообразных стилях и жанрах, отличается зал русской живописи. Он включает более 3000 полотен, написанных живописцами 18-20 века. Большую часть галереи составляют портреты военных и церковных деятелей, чиновников, купцов, дворянских родов и помещиков. Собрание представлено как известными, так и малоизвестными художниками. Среди них вы найдете Ивана Никитина, Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Андрея Матвеева, Алексея Егорова, Илью Репина, Леонида Пастернака.
В выставку также входят натюрморты, пейзажи, анималистическая и бытовая живопись, полотна, изображающие разные исторические события. Кроме русских художников, на стенах галереи можно найти работы живописцев из других стран, которые творили свои шедевры в России.
Музей Гвардии
Огромную часть экспозиции занимают мундиры полков, военные костюмы, головные уборы, декоративные предметы для военных церемоний. Отдельный интерес у посетителей вызывает зал, где хранятся драгоценные реликвии.
Экспозиция, посвященная Министерству финансов
Выставка была открыта в 1016 году и сегодня располагает тремя отреставрированными залами. В них размещается коллекция редких монет и медалей, бюсты политических деятелей, работы художника Батиста Скотти.
Обратите внимание. Первоначально Главный штаб строился для двух министерств России. В них проводились светские приемы и встречи с иностранными послами. После реставрации кабинеты решили превратить в постоянные экспозиции.
Кроме постоянных коллекций на территории Главного штаба в определенные дни можно посетить временные выставки с работами современных художников. Учтите, что во всех залах разрешено фотографироваться на фоне экспонатов.
Насладиться величием Главного штаба, а также других зданий Эрмитажа можно, заказав экскурсию с гидом по залам музея на портале «Спутник». На выбор представлены входные билеты без очередей, обзорные экскурсии по главным экспозициям, а также прогулки с гидом по залам, посвященным французскому импрессионизму и постимпрессионизму. Заказать билет можно прямо на сайте либо в офисах Санкт-Петербурга.
Если вам интересна история и достопримечательности всей Северной столицы, то рекомендуем перейти в наш раздел с экскурсиями по Петербургу.
Главный штаб Эрмитажа
Здание Главного штаба, расположенное на Дворцовой площади, является одним из самых монументальных зданий Петербурга. Вместе с Зимним дворцом и Александровской колонной оно образует величественный ансамбль главной площади Северной столицы.
Первоначально нынешняя Дворцовая площадь была застроена разрозненными домами, среди владельцев которых было много именитых персон города. Идея разместить напротив императорской резиденции — Зимнего дворца — Главный штаб русской армии принадлежала Александру I. Для воплощения своей идеи император распоряжается выкупить у собственников их дома и провести масштабную реконструкцию площади.
Строительство продолжается целое десятилетие — с 1819 по 1829 гг. Автору проекта, именитому архитектору Карлу Росси, удается создать удивительное по своей красоте и масштабности здание, которое становится одним из символов Санкт-Петербурга.
Главный штаб состоит из двух частей — западного (ближе к Невскому проспекту) и восточного крыла (ближе к Мойке). Их объединяет в единое целое триумфальная арка с колесницей богини Ники. Несмотря на вошедшее в обиход название, Главный штаб занимал только часть нового здания — западное крыло. В восточной части размещались Министерство иностранных дел и Министерство финансов.
В настоящее время в западном крыле здания Главного штаба расположено командование Западного военного округа. А восточное было передано Государственному Эрмитажу, который разместил в нем экспозиции искусства XIX-XXI века. В здании Главного штаба Эрмитажа можно полюбоваться полотнами знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов. Также здесь регулярно проводятся выставки современного искусства.
Музей в Главном штабе
Восточное крыло Главного штаба вошло в состав Эрмитаж в 1988 г. В 2008 г. началась масштабная реконструкция комплекса с целью приспособить его под музейные нужды. Обновленное здание было открыто в 2014 г. — в год 250-летия Эрмитажа.
В новом здании Эрмитажа бережно сочетаются исторические детали и современные решения. Во время реконструкции были отреставрированы все сохранившиеся интерьеры. Отремонтировано 26 печей. Полностью восстановлена квартира графа Нессельроде. На четвертом этаже впервые в России установлены световые ловушки, которые обеспечивают поступление света в экспозиционные залы в безопасном для выставляющихся произведений искусства виде. Огромные пространства бывших присутственных заведений объединены внутренними дворами со стеклянными потолками — атриумами. Между выставочными залами перекинуты мостики из стекла.
Музейное пространство в новом корпусе организовали таким же образом, как в остальных зданиях Эрмитажа — экспозиционные залы расположены по принципу анфилад. Помещения объединены в три анфиладные линии.
Выставки в Главном штабе Эрмитажа
В музее действуют как постоянные экспозиции, так и проводятся временные выставки. Его залы являются главной площадкой для показа современного искусства. О том, какая выставка проходит в Главном штабе сейчас, можно узнать в официальной группе Вконтакте.
Постоянные выставки
Музей Главного штаба расположен на 4 этажах. На 1 этаже находятся служебные помещения и лекторий. Экспозиционные залы занимают три оставшихся этажа.
На 2 этаже действует экспозиция «Искусство эпохи модерна». Еще одна тематическая выставка рассказывает о работе бывшего «хозяина» этой части здания — Министерства финансов. Также на 2 этаже можно познакомиться с искусством народов Африки. В атриуме экспонируются скульптуры XX века.
Видео о музее Главного штаба Эрмитажа
Часть помещений третьего этажа выделена под выставку, посвященную Министерству иностранных дел, которое когда-то здесь располагалось. Помимо экспонатов, стоит взглянуть на отреставрированные парадные залы и посетить квартиру министра Иностранных дел графа Нессельроде, оформленную Карлом Росси в стиле ампир. Квартира была полостью восстановлена в ходе реставрационных работ 2008-2014 гг.
Здесь же, на 3 этаже, расположены залы современного искусства — Ильи Кабакова и Дмитрия Пригова.
Импрессионисты
Коллекция всемирно известных импрессионистов и постимпрессионистов является главным магнитом нового корпуса Эрмитажа. Их полотна экспонируются на 4 этажа в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых».
Посетители могу насладиться работами Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Сезана, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других признанных мастеров. Отдельный зал занимает творчество Огюста Родена. Часть экспозиции отведена под полотна художников начала XX века — среди них Пабло Пикассо, Анри Матисс, Василий Кандинский.
Архитектор и архитектура
Здание Главного штаба построено в стиле ампир. Архитектор проекта — К. Росси, скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Росси не просто повторяет линию ранее стоявших на площади зданий, но и оставляет часть фасадов и отдельные элементы внутренних убранств.
Здание состоит из двух корпусов, объединенных аркой. Длина изогнутого дугой центрального фасада составляет 580 м. Западный и восточный корпус не одинаковы по длине, однако архитектор визуально уравновешивает их, украшая западную часть портиком с 14 колоннами, а восточную — портиком с 12 колоннами.
Фасад центральной части Главного штаба имеет плоский рельеф. Даже входные группы почти не заметны на общем фоне. Тем не менее здание не кажется монотонным благодаря своей параболической форме.
Росси мастерски вписывает новую постройку в единый ансамбль Дворцовой площади. Здание Главного штаба гармонично перекликается с Зимним дворцом, несмотря на то, что они построены в противоположных друг другу стилях — пышное борокко Зимнего и строгая классика Главного штаба.
Арка Главного штаба
Центральным и самым узнаваемым элементом здания Главного штаба является триумфальная арка. Она состоит из трех связанных друг с другом арок. Первая арка обрамляет вход на Дворцовую площадь. Сразу за ней параллельно стоит вторая. Третья арка, расположенная под углом к двум первым, использована архитектором Росси для того, чтобы изменить направление Большой Морской улицы и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. После возведения арка Главного штаба стала главным входом на Дворцовую площадь.
Триумфальная арка спроектирована так, что ее центр расположен на одной линии с центром въезда во двор Зимнего дворца. На этой невидимой линии позднее была установлена Александровская колонна. Через арку открывается великолепный вид на Дворцовую площадь.
Триумфальная арка является памятником доблести российских воинов в войне 1812 г. В ее оформлении используются традиционные античные мотивы. Арку венчает летящая колесница богини славы Ники. Воины в доспехах удерживают рвущуюся вперед шестерку коней. Мотив победы повторяется и в других декоративных элементах. Стены и своды украшают фигуры богини славы, воинские венки и трофеи, лавровые венки и пальмовые ветви.
Арка Главного штаба впечатляет своими размерами. Ее высота — 28 м. Ширина пролета — 17 м. Высота богини Ники — 10 м, а лошадей — 3 м.
Режим работы и билеты
Музей Главного штаба в Петербурге работает следующим образом:
Музей не работает по понедельникам, 1 января и 9 мая.
Стоимость билета
В музее Главного штаба действует несколько видов билетов. Для иностранцев и россиян (а также граждан Белоруссии) цены на билеты разные.
Единый входной билет дает право в течение дня посещать все объекты Эрмитажа, включая Главный штаб.
Стоимость для граждан России и Белоруссии — 500 руб.
Для иностранцев — 700 руб.
Билеты можно приобрести как в кассе Главного музейного комплекса, так и в кассе музея Главного штаба.
Также есть возможность купить билет онлайн на сайте Эрмитажа.
При покупке онлайн цена билетов одинакова как для россиян, так и для иностранцев
Для детей любого возраста, учащихся, студентов (независимо от гражданства), пенсионеров России вход бесплатный.
Обязательно возьмите с собой документы, подтверждающие право бесплатного входа.
В первый четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря бесплатный вход для всех посетителей.
Главный штаб Эрмитажа после масштабной реконструкции представляет собой редкий пример безбарьерной среды. Здание оснащено лифтами и подъемниками, позволяющими легко передвигаться маломобильному населению, чем они с удовольствием пользуются.
Как добраться до Главного штаба в Петербурге
Главный штаб Эрмитажа находится на центральной площади Петербурга — Дворцовой. Вход в музей неприметен — расположен рядом с аркой под балконом со стороны площади.
Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская» (фиолетовая линия). От нее до Главного штаба всего 6 минут ходьбы. Выйдя из метро, идите по Малой Морской к Невскому проспекту. Дойдя до Невского, перейдите дорогу и двигайтесь к Большой Морской улице, которая приведет вас прямо к Триумфальной арке Главного штаба.
Пешеходный маршрут от метро «Адмиралтейская» до Главного штаба
Также до Главного штаба можно дойти от станции метро «Невский проспект» (синяя линяя) — выход из метро к каналу Грибоедова. Выйдя из метро, нужно идти по Невскому проспекту к Адмиралтейству (его шпиль виден издалека). Дойдя до Большой Морской, справа вы увидите арку Главного штаба.
В непосредственной близости от здания Главного штаба на Дворцовой проходит множество маршрутов наземного транспорта. Если вы хотите доехать на автобусе или троллейбусе, вам нужно будет выйти на одной из следующих остановок: «Ул. Малая Морская», «Пр. Невский», «Станция метро Адмиралтейская», «Дворцовая площадь».
Ближайшая остановка наземного транспорта — «Малая Морская (Невский проспект)». Здесь останавливаются:
Найти парковку для автомобиля около Дворцовой площади — задача не из легких. Поэтому, если вы не хотите ехать на общественном транспорте, проще всего вызвать такси, используя одно из популярных приложений: Яндекс.Такси, Uber, Gett. Maxim.
Панорама Дворцовой площади. Вид на здание Главного штаба на Google Maps
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Главный штаб о Главном штабе
Из заголовка видно, что речь пойдёт о Главном штабе, который является обособленным комплексом Государственного Эрмитажа.
Вид на творение Карла Росси со стороны Зимнего дворца:
Сразу скажу, что название ни объяснять, ни обсуждать в данном материале я не буду. Оно есть, к нему привыкли. А тем, кому до сих пор сложно его принять, предлагаю, например, считать этот комплекс (или обособленный объект, как называется он иногда в документах Эрмитажа) Главным штабом Эрмитажа по современному искусству:). Тут, думаю, возражений быть не должно.
На всякий случай поясню, что к Эрмитажу, да и к искусству в целом, никакого отношения не имею, кроме того, что мне нравится посещать музеи. Поэтому к ошибкам и неточностям в повествовании прошу отнестись снисходительно. Буду рада поправить, если кто что-то заметит. Качество части фотографий не очень хорошее, но они нужны для рассказа.
А теперь перехожу к заявленной в названии теме. Для краткости дальше буду использовать аббревиатуру «ГШ».
В начале 2020 года я увидела анонс выставки «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности», которую планировали открыть в конце марта (или начале апреля?).
И вспомнила, что, действительно, была там я уже давненько и на знаменитой выставке Моне в 2002 году, и даже чуть раньше в парадных залах.
Первая временная выставка в Главном штабе Эрмитажа:
(этот скрин и следующий про ампир — из архива выставок на официальном сайте Государственного Эрмитажа).
В следующем слайд-шоу — фото триптиха Пьера Боннара «У Средиземного моря» в обновленном ГШ и то, как полотна Мориса Дени выглядят в открытом для них в 2019 году специальном помещении — копии музыкального салона в особняке И. А. Морозова в Москве, для которого они и были написаны:
Путеводитель по маршруту. Главный Штаб Государственного Эрмитажа
Выбрав этот маршрут, Вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”. Вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
ВНИМАНИЕ: Движение по экспозициям – строго в одном направлении (для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели).
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Дуга здания Главного штаба образует вместе с Зимним дворцом и Александровской колонной великолепный ансамбль центральной площади Санкт-Петербурга. После завершения в 2014 году реконструкции, восточное крыло Главного штаба стало местом экспонирования той части музейной коллекции, которая хронологически простирается от эпохи французской революции до наших дней. Громадное здание на южной стороне Дворцовой площади, со светлыми и просторными залами, наполненными всемирно известными шедеврами живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков, можно назвать своеобразной «новой пинакотекой» Эрмитажа.
Главная лестница (Атриум Главного штаба)
Вход в музей Главный штаб осуществляется с Дворцовой площади. Далее вы направляетесь к подножию Главной лестницы, поднимаетесь на 2 этаж и идете к Красной лестнице для подъема на 4 этаж.
4 этаж
Движение по залам 4 этажа (по Анфиладе): Зал Клода Моне (№403) → Экспозиция Импрессионизма (№404-408) → Экспозиция Постимпрессионизма (№409-422) → Музыкальный салон Ивана Морозова (Морис Дени «История Психеи») → Залы французской живописи → Залы Пикассо (№431-434), Залы Анри Матисса (№437-440) → Искусство XX-XXI века → Спуск по Синей лестнице на 3 этаж.
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 4 этажа: ● Французские пастели XIX-XX веков; ● Кабинет книги художника; ● Зал Родена; ● Живопись Салона; ● Барбизонцы.
Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых
4-й этаж здания Главного штаба целиком отведён Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Такое название для эрмитажной коллекции французского искусства конца XIX- начала XX века выбрано не случайно. Большая часть произведений происходят из собраний этих просвещенных коммерсантов, не боявшихся приобретать самое передовое и даже, на вкус того времени – шокирующее. Новаторство деятелей искусства, таким образом, успешно дополнялось смелым новаторством русских коллекционеров. Здесь представлена блестящая коллекция произведений выдающихся мастеров импрессионизма – Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара и других мастеров французского искусства второй половины XIX – начала XX веков.
Экспозиция Импрессионизма
Экспозицию Импрессионизма открывает зал Клода Моне.
Зал Клода Моне — №403
Зал посвящен живописи одного из ведущих мастеров импрессионизма – Клода Моне (1840–1926). Работы знакомят с этапами его творчества на протяжении без малого четырех десятилетий. В самой ранней из них – «Даме в саду» (1867 год), исполненной за семь лет до первой выставки импрессионистов, главным героем уже стал солнечный свет. Развитие метода художника демонстрируют картины 1870-х–1880-х годов. Самое позднее полотно в собрании «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» (1903 год) принадлежит к серии холстов, созданных Моне на этот лондонский мотив. Здесь также представлены яркие работы мастера «Пруд в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне» (1876 год).
Галерея импрессионистов продолжается чередой залов, где посетитель увидит «портрет Изабель Лемонье», единственный в эрмитажной коллекции шедевр позднего Эдуара Мане и «Площадь Согласия» Эдгара Дега, на котором художник запечатлел своего друга виконта Лепика, совершающим прогулку с дочерьми; городские пейзажи кисти Камиля Писсарро и работы Альфреда Сислея (№404-406).
Зал Огюста Ренуара — №406-407
Зал посвящен одному из основоположников группы импрессионистов Огюсту Ренуару (1841–1919), в чьем творчестве центральное место принадлежит портрету. К этому жанру относятся и большие парные панно «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» (оба около 1876 года), изображающие супругов Шарпантье. В характерной манере мастера исполнены как репрезентативные портреты – например, «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878 год), – так и камерные, такие, как «Дама в черном» (1876 год), «Девушка с веером» (1881 год) и другие. Особенностью картины «Ребенок с кнутиком» (1885 год), представляющей собой портрет мальчика Этьена Гужона, является четкая линия, которая вступает в противоречие с импрессионистической живописью фона.
Экспозиция Постимпрессионизма
В зале №408 экспонируются четыре произведения Поля Сезанна (1839–1906), наиболее ранние в собрании музея полотна великого мастера-постимпрессиониста – от картины «романтического периода» «Девушка у пианино. Увертюра к «Тангейзеру» (около 1869 года.), второе название которой напоминает о музыке Вагнера, до работ 1870-х годов. «Автопортрет в каскетке» (около 1873 года), пейзаж «Жа де Буффан. Бассейн» (около 1876 года), «Букет цветов в вазе» (около 1877 года) свидетельствуют о том, что, в отличие от импрессионистов, художника привлекала задача передать не мимолетность впечатления от натуры, а ее материальность. Произведения в зале №410 знакомят с творчеством, начиная с картин 1879–1880 годов и до работ последних лет жизни художника. Полотна разных жанров дают представление о зрелой манере Сезанна. Это «Курильщик» (около 1890–1892 годов), известные пейзажи, как «Большая сосна близ Экса» (около 1896–1897 годов), «Гора святой Виктории» (около 1896 – 1897 годов). Самые поздние холсты – «Дама в голубом» (ок. 1900) и «Голубой пейзаж» (около 1904–1906 годов).
Зал Винсента Ван Гога — №411
Зал посвящен Винсенту Ван Гогу (1853–1890), великому мастеру периода постимпрессионизма. Полотна разных жанров относятся к его позднему творчеству – от произведений, исполненных в 1888 год на юге Франции, в Арле (Прованс), до тех, что были созданы неподалеку от Парижа, в Овере, в 1890-м году, в последние месяцы жизни художника. К работам, написанным в Сен-Реми, где Ван Гог находился в лечебнице для душевнобольных, принадлежит пейзаж «Куст» (1889 год) – одна из лучших его картин, в которой передано и яркое ощущение мощи жизненной силы, и страстное переживание драмы бытия. Центральное место в зале, несомненно, принадлежит картине «Воспоминание о саде в Эттене», в которой удивительным образом подытоживается то, чему ван Гог научился у импрессионистов, и его впечатления от солнечного Прованса, собраны воедино многие его любимые мотивы.
Залы Поля Гогена — №412, 413
В зале №412 находятся картины Поля Гогена (1848–1903), одного из главных представителей постимпрессионизма. «У окна» (1882 год) – самое раннее полотно в собрании – еще напоминает об увлечении мастера импрессионизмом, отход от которого уже заметен в созданном спустя два года натюрморте «Букет рябины» (1884 год). Более поздние произведения – «Беседа» (1891 г.), «Таитянские пасторали» (1892 г.), «Чудесный источник» (1894 г.) и другие – знакомят со зрелой манерой «таитянского» периода творчества художника. Сам Гоген называл свою плоскостную живопись, в которой впечатления от реальности преображены воображением, синтетизмом или символизмом. В зале №413 самая ранняя картина – «Две сестры» – относится к 1892 году, самая поздняя – «Подсолнечники» – к 1901 году.
Группа художников «Наби» («пророк» на иврите), активная на рубеже XIX – XX веков представлена в залах Главного Штаба практически всеми своими участниками. В произведениях П. Боннара, Э. Вюйяра, М. Дени, Ф. Валлотона заметно стремление этих мастеров синтезировать достижения импрессионизма и постимпрессионизма с многовековой традицией европейского искусства (№415-417).
Музыкальный салон Ивана Морозова (Морис Дени «История Психеи») — №414
Специально к выставке «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» (2019 год) был воссоздан Белый зал (Музыкальный салон) московского особняка Ивана Морозова, для которого Морис Дени исполнил цикл декоративных панно «История Психеи» на сюжеты из «Метаморфоз, или Золотого осла» Апулея.
Зал Пьера Боннара — №416
Центральное место в зале принадлежит монументальному пейзажному триптиху «У Средиземного моря» (1911 год) Пьера Боннара (1867–1947), одного из основателей группы Наби (древнеевр. пророк). Декоративные панно исполнялись по заказу И.А. Морозова для украшения лестницы его особняка в Москве, на Пречистенке. С творчеством Боннара, более всего работавшего в жанре пейзажа, знакомят и поэтичные картины с изображениями природы и городские виды, в том числе – Парижа, в которых ощутима перекличка с импрессионизмом («Утро в Париже» и «Вечер в Париже», 1911 год).
Залы 4-го этажа Главного штаба, выходящие окнами на Мойку, представляют всемирно известное эрмитажное собрание художников так назывемой «Парижской школы» начала XX века — М. Вламинка, А. Дерена, П. Пикассо, А. Матисса и других. Это удивительное интернациональное сообщество живописцев, скульпторов и поэтов, населявших Монпарнас и Монмартр, произвело тектонический сдвиг в искусстве, открыв нам его новые измерения. Эти залы можно смело называть «музеем Сергея Ивановича Щукина». Один из немногих коллекционеров того времени, он решался приобретать самое авангардное, самое «спорное», скромно аргументируя свою приобретательскую отвагу словами «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её». Большая часть произведений здесь происходит из его поистине великого собрания.
Залы Пикассо — №434-435
Эрмитаж располагает замечательной коллекцией картин молодого Пабло Пикассо (1881–1973). В зале представлены работы исполненные в разные периоды его творчества.
Залы Анри Матисса — №436, 438, 440
Залы посвящены картинам Анри Матисса (1869–1954). Нигде в мире больше нет настолько полного представления работ великого колориста периода 1907-1914 годов.
Зал №443
В этом зале представлены работы Василия Кандинского и Казимира Малевича.
«Черный квадрат» Малевича знаменовал торжество беспредметности, когда разрушать в изобразительной форме стало нечего, а предмет потерял плоть. Этот холст, показанный на «Последней футуристической выставке картин «0,10»» в Петрограде в декабре 1915 года, воплотил представление его автора о «нуле форм» – начале и конце всего. В этом нуле подразумеваются все формы и явления, в нем они гаснут и зарождаются вновь в бесконечном и вечном пространстве. Как писал художник, «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве». Художник неоднократно повторял знаменитую композицию, которая бесспорно стала иконой живописи ХХ века. Эрмитаж обладает вариантом, датированным около 1930 года и происходящим из собрания семьи Малевича.
Далее следует спуск по Синей лестнице на третий этаж!
С Синей лестницы посетитель выходит налево, и через четвертый флигель доходит до залов памяти Карла Фаберже. После посещения залов Фаберже посетитель идет по анфиладе.
Движение по залам третьего этажа: Залы памяти Карла Фаберже → Залы искусства Франции XIX века → Музей российской гвардии → Экспозиция «Под знаком орла. Искусство ампира» → Экспозиция «Министерство иностранных дел Российской империи» → Западноевропейское искусство XIX века → Временная выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″»
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 3 этажа: ● Русская живопись XIX века; ● Временная выставка «Фаберже и Великая война»
Залы памяти Карла Фаберже — №301-302
Музей Российской гвардии — №310-316
Залы искусства Франции конца XVIII–начала XIX века — №303-309
Картины мастеров французской живописной школы конца XVIII–начала XIX века в залах третьего этажа, дают представление о её стилях и направлениях вплоть до зарождения импрессионизма. «Генерал Бонапарт на Аркольском мосту» кисти Жана Антуана Гро и портрет императрицы Жозефины работы Франсуа Жерара – превосходные примеры позднего классицизма наполеоновской эпохи. Крупнейший художник французского романтизма – Эжен Делакруа представлен здесь, в частности, удивительной по выразительности и мощи колорита картиной со сценой охоты на львов. Загадочной красотой востока пленяют произведения Жана Леона Жерома.
Выставка «Под знаком орла. Искусство ампира» — №317-329
Экспозиция соединяет воедино исторические интерьеры и обширную коллекцию мебели, бронзы, фарфора, мундирного и светского платья. В кабинетах, залах и гостиных министерской квартиры – прекрасно сохранившиеся декоративные росписи, выполненные в 1820-х годах художниками Джованни-Баттиста Скотти и Антонио Виги.
Экспозиция «Министерство иностранных дел Российской империи» — №333-338
Экспозиция посвящена истории российского Министерства иностранных дел со лня его основания Александром I до 1917 года. С 1828 по 1917 год министерство располагалось в левом корпусе Главного штаба. Выставка размещена в исторических комнатах Присутственной галереи МИДа. Здесь работали два государственных деятеля, отвечавшие за внешнюю политику державы, в общей сложности, в течение двух третей XIX века – граф Карл Васильевич Нессельроде и светлейший князь Александр Михайлович Горчаков. Эти «дипломатические долгожители» были также двумя последними канцлерами Российской империи, возведенными в высший гражданский чин, соответственно в 1845 и 1867 годах.
Западноевропейское искусство XIX века — №340-352
Временная выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″» — Белый зал
С 25 марта 2010 года в Главном штабе представлена выставка «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи. В рамках проекта «Взгляд из Кореи 2020″», которая продолжает серию проектов, в рамках которых в Государственном Эрмитаже организуются групповые выставки молодых художников разных стран. На выставке собраны работы шестнадцати авторов, среди которых художники Госари, Йонгин Хонг, Ли Йонбэк, Сэгён Ли, Дувон, Коди Чхвэ, Чжонхо Ок, Пэк Чжонги, Вон Ву Ли, Даин Пак, Ынха Ким, Хойон Кан, Квантэк Пак, Ли Йонбэк, Миген Шин, Пак Миок и Юнсок Чхве. Экспозиция объединяет произведения в таких разных жанрах как инсталляция, перформанс, живопись, скульптура, керамика, вышивка, видео-арт и фотография. Все работы были созданы за последние несколько лет и представлены в России впервые.
Далее следует спуск по Синей лестнице на второй этаж!
По Атриумам четвертого, третьего и второго дворов посетитель проходит в первый двор и спускается вниз по Певческой лестнице.
Внимание! Для посещения временно закрыты экспозиции 2 этажа: ● Временная выставка «Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа» ● «Искусство народов Африки» ● Дар коллекции современного прикладного искусства от Фонда Эрмитажа (США): 1948–2013 ● Искусство эпохи модерна ● Министерство финансов Российской империи
На этом посещение Главного штаба по маршруту заканчивается.
Выход на улицу осуществляется через первый двор на Дворцовую площадь к Певческому мосту.
*Путеводитель составлен пресс-службой Государственного Эрмитажа