Что можно увидеть в эрмитаже кратко
10 экспонатов, ради которых обязательно нужно с детьми сходить в Эрмитаж в Петербурге
Детских музеев в Санкт-Петербурге насчитывается большое количество, всегда есть, куда пойти всей семьёй, где будет интересно и ребятам, и их родителям. Обо всех музеях Северной столицы, полную информацию: адреса и телефоны, расписание и стоимость билетов, а также многую другую, вы можете узнать на страницах Санкт-Петербург центра.
Безусловно, изо всех музеев города на Неве большой притягательной силой обладает главный музей Петербурга и России, всемирно известный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства — Государственный Эрмитаж, который является 2-м по величине художественным музеем в мире.
Музей берёт начало с коллекции произведений искусства, которые российская императрица Екатерина II приобретала для частных целей. Царица слыла большим ценителем прекрасного, любила коллекционировать картины признанных и молодых мастеров.
Сегодня коллекция Эрмитажа насчитывает свыше 3-х миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Даже если тратить по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, потребуется 8 лет.
Эрмитаж — большой и увлекательный музей для всех, он предназначен для посетителей разного возраста, начиная с детского и до старшего любого. В нём найдётся, что посмотреть и взрослым, и детям, при этом, всем будет полезно и интересно.
Что обязательно нужно показать детям в Эрмитаже?
В этом многообразии несложно потеряться и даже взрослым порой нелегко разобраться во всём и понять, куда же можно в Эрмитаже повести детей. Сотрудниками Школьного центра Эрмитажа, главного музея Петербурга и страны, составили подборку экспонатов, которые обязательно нужно показать детям в Эрмитаже.
Методист научно-методического отдела «Школьный центр Эрмитажа» Марина Вяльцева советует в Эрмитаже, прежде всего, познакомить ребят со всеми основными видами искусства — это и архитектура, и живопись, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство.
Детям можно представить экспонаты, посвящённые разным эпохам, мифологическим системам и религиозным традициям: Древний Египет, Античная эпоха, Христианство, Средние века, эпоха Возрождения, «Золотой век» в Европе — XVII век, Русская культура.
Те экспонаты, которые отличаются крупными размерами, вызывают у детей массу восторгов, их можно подолгу рассматривать. Также после осмотра 10 экспонатов, которые нужно обязательно показать детям в Эрмитаже, можно пройтись всей семьёй по парадным залам Зимнего дворца, они очень популярны и интересны для всех.
1. Часы «Павлин»
Часы «Павлин» находятся в Павильонном зале более двухсот лет — это всемирная знаменитость, поскольку представляет собой единственный в мире часовой автомат XVIII века, сохранившийся до настоящего времени в неизменном виде.
«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа. Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух. Эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Часы «Павлин» представляет собой произведение ювелирного искусства и механики XVIII столетия, поражающее даже наших современников не только «живучестью» сложного механизма, но и искусством мастера-ювелира, который не пренебрег ни одной деталью.
Появились часы в Санкт-Петербурге в 80-х годах XVIII века. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Однако такая большая композиция и сложный механизм, как у «Павлина», уникален. Возможно, в прошлом подобные часы были не единственными, но до нашего времени в рабочем состоянии сохранились только эти.
Автором, изготовившим фигуры птиц и приводящий их в движение механизм, является знаменитый лондонский ювелир Джеймс Кокс, а над устройством самих часов трудился немецкий мастер Фридрих Юри. История появления «Павлина» в Петербурге весьма противоречива.
По одной из версий, фаворит Екатерины II князь Григорий Потёмкин, узнав у прибывшей из Лондона герцогини Кингстон о непревзойдённых механизмах Джеймса Кокса, заказал мастеру подарок для императрицы. Однако часы не перенесли долгого пути, прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.
По другой версии, «Павлина» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом. Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим фаворитам.
Но, возможно, часы заказал действительно князь Григорий Александрович, а вот оплатила свой подарок сама Екатерина, что тоже соответствует её характеру и нравам того времени. Так или иначе, но до 1791 года «Павлин» в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.
Для этого Кулибину потребовалось 2 года. Ему пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. Из-за случившегося в мастерской пожара, когда наполовину разобранные часы выносили в спешке, часть деталей оказалась потеряна. Иван Петрович восстановил и их.
В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи. Всего в часах действуют 4 механизма, 3 из которых приводят в движение фигуры птиц, соединённые с 4-м часовым механизмом: системой рычагов.
Каждый час композиция приходила в движение. Первой в дивном саду «оживает» сова. Она вместе с клеткой поворачивается, моргает и постукивает лапкой. Движение этой птицы сопровождается звоном колокольчиков на клетке.
Затем приходит в движение павлин. Он медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв. Повернувшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, затем возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.
Последним выступает петух, который, встряхнув головой, издает свой знаменитый крик, символизирующий наступление нового дня и нового временного цикла. Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие.
В Эрмитаж «Павлин» переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году. В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина – заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев. Сейчас Часы «Павлина» заводят только раз в неделю.
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж – главный художественный и исторический музей нашей страны. Является одним из самых известных и популярных музеев мира: ежегодно его посещают около 4 миллионов туристов. В 2014 году Эрмитажу исполнилось 250 лет. В состав музейного комплекса входит Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр, являющиеся памятниками мировой архитектуры. Общая площадь помещений превышает 230 тыс. кв. метров. По количеству экспонатов Эрмитаж опережает знаменитый парижский Лувр – три с лишним миллиона против 300 тыс. Общая протяженность 350 залов составляет двадцать пять километров. Для осмотра каждого экспоната музея в течение минуты понадобится 6 лет!
Экскурс в историю Эрмитажа
Своим основанием Государственный Эрмитаж обязан Екатерине Великой. История коллекции началась с приобретения в Германии произведений искусств фламандских и голландских художников. Отдельные апартаменты, стены которых украсили европейские картины, получили название Эрмитаж (от французского слова ermitage, что значит «место уединения»). В Эрмитаже собирались приближенные императорской семьи.
В XVIII веке коллекция стала постепенно расширяться, появились работы Бернардо Беллотто, Тициана Вечеллио, Рафаэля Санти, Питер Рубенса и даже единственная в России скульптура, созданная Микеланджело.
Екатерина II приобретал не только единичные произведения, но и уже сформировавшиеся собрания. В коллекции Эрмитажа появлялись монеты и медали, исчисляемые тысячами, несметное количество гравюр, ценные книги, скульптуры.
Павла I, недолюбливавшего мать, преимущественно интересовало творчество итальянцев. В 1790-е годы на произведениях искусства стали ставить букву «П», поэтому историки и искусствоведы без труда смогли установить, какие картины появились в частном собрании до XIX века.
В годы правления Александра I
Александр I назначает сотрудников, обеспечивающих достойное хранение, учёт, документирование и экспонирование фондов. За каждым хранителем закрепляют определенные произведения искусства. Коллекция становится разнообразнее, приобретаются работы английских и испанских художников.
Николай I, увлекающийся живописью и военным делом, оставил после себя несколько сотен картин, изображающих батальные стены. При нем создается Военная галерея из портретов русский генералов, принявших участие в войне с Наполеоном. В середине XIX века некогда частное собрание Эрмитажа становится публичным.
После падения императорской власти и с приходом к власти большевиков музейный фонд обогатился, так как в распоряжении музея оказались национализированные частные коллекции. В XX веке посетители смогли увидеть работы выдающегося импрессиониста Винсента Ван Гога и основоположника кубизма Пабло Пикассо. В то же время музей Эрмитаж лишился Бриллиантовой комнаты, перевезенной в стены Московского Кремля.
В период с 1941 по 1945 годы в подвальных помещениях Эрмитажа находилось бомбоубежище. Два млн экспонатов эвакуировали на Урал. До окончания Великой Отечественной войны в залах музея начались реставрационные работы. Культурные ценности доставили в Санкт-Петербург в целости и сохранности. Реставрация понадобилась незначительному количеству предметов.
Сегодня для туристов открыты три этажа. На первом этажи расположены залы, посвященные культуре Кавказа, Древнего Египта, Сибири, античного мира, Азии, Востока. Помещения второго этажа представляют преимущественно европейские страны: Францию, Испанию, Италию, Англию, Нидерланды, Германию и т.д. Самый маленький третий этаж – это Византия, Западная Европа, страны Востока, Центральная Азия.
Жемчужины коллекции Государственного Эрмитажа
Мумия египетского жреца Па-ди-иста
Мумифицированное тело можно увидеть в зале Древнего Египта. Кислород губителен для мумии, поэтому она находится под прозрачным саркофагом из стекла. Тело принадлежит жрецу, который жил в десятом веке до нашей эры.
«Мадонна Литта»
Толпы туристов собираются у работ Леонардо да Винчи. Сегодня сохранилось четырнадцать работ кисти живописца эпохи Возрождения. Одна из них – «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что «Мадонна Литта» написана учеником художника, но руководство Эрмитажа категорически отрицает эту точку зрения.
«Мадонна с цветком»
Полотно принадлежит к раннему творчеству Леонардо да Винчи. Картина являлась эталоном для современников художника. Вслед за легендарным итальянцем живописцы стали использовать масляные краски. Государственный Эрмитаж выкупил картину у Марии Бенуа, унаследовавшей шедевр живописи от отца.
Часы «Павлин»
Часовой автомат создали английский механик Джеймс Кокс и мастер Фридрих Юри. Уникальный механический аппарат приобрел фаворит императрицы Екатерины II Григорий Потёмкин. Несмотря на столь почтенный возраст, часы до сих пор исправно работают. Двигаются не только стрелки, но и фигуры птиц: совы, павлина и петуха.
Цикл «Лавки»
Библиотека Николая II
«Даная»
Произведение Рембрандта написано по мотивам древнегреческого мифа о Данае, являющейся матерью Персея. Прообразами героинь стали жена и любовница писателя. В 1985 году психически нездоровый мужчина облил произведение искусства серной кислотой. Кислота разрушила треть мирового шедевра. «Данаю» восстанавливали на протяжении двенадцати лет, пытаясь максимально сохранить рембрандтовскую живопись.
После завершения реставрационных работ Эрмитаж стал экспонировать полотно под стеклом.
Интересные факты про Эрмитаж
Сон молодого человека, Учебный театр на Моховой
Кабуки в России: кукольное изящество
Летний театральный фестиваль «Точка доступа». Программа
Что можно увидеть в эрмитаже кратко
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
Маршруты посещения Эрмитажа в 2021 году
Реалии 2021 года вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.
Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам.
На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.
Маршрут №1 по Эрмитажу
Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.
Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.
Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.
Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:
На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.
План маршрута №1 по Эрмитажу
Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:
Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.
По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.
Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.
От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:
И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.
Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.
По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.
Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга
Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.
При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.
Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда. Билеты на второй маршрут доступны онлайн на официальном сайте.
План маршрута №2 по Эрмитажу
От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.
Ваш путь пройдет через:
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.
Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.
На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:
Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:
После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.
Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:
Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.
Маршрут №3 по Эрмитажу
Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.
Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.
В программе осмотра:
Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.
В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:
Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:
Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.
Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году
В период пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек.
Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.
Взрослым гостям предлагаются визиты:
Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2021 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.
Временные выставки
В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).
Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.
График сеансов, единый для любого маршрута
Дни недели | Сеансы для основной категории посетителей | Сеансы по специальному предложению льготным категориям |
вторник-воскресенье | 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 | 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00 |
среда, пятница, суббота (доп.) | 17-30, 18-00 | — |
Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.
Полезные советы
Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.
В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.
Главные места Эрмитажа: что посмотреть в первую очередь
Чтобы осмотреть все, что находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вы потратите около 10 лет! Здесь и коллекции российской и западноевропейской живописи, и скульптуры, и предметы искусства, быта, и археологические памятники древнего Востока, Египта, Греции и Рима, драгоценности, Оружейная палата, аутентичные и воссозданные дворцовые интерьеры и многое другое.
Главными шедеврами Эрмитажа считаются «Мадонна Литта» Да Винчи и «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко и «Юноша с лютней» Караваджо, «Даная» Рембрандта и «Танец» Анри Матисса; здесь выставляются работы Ренуара, Пикассо, Моне, Рафаэля, Микеланджело, Веласкеса, Рубенса и многих других великих авторов. Всего же в коллекции музея находится более 3 миллионов экземпляров произведений искусства.
Общая информация: что находится в Эрмитаже
Эрмитаж состоит из нескольких музейных комплексов, а именно:
Главный корпус в Зимнем дворце
Перемещаться между этажами можно по парадной Иорданской лестнице, либо на лифтах. Первый этаж Зимнего дворца состоит из следующих залов:
Экспонат из Египетского зала Эрмитажа
Георгиевский зал на картине Ухтомского
Главный штаб
Так выглядит посещение Главного Штаба с аудиоэкскурсией WeGoTrip
Зимний дворец
В Зимнем дворце Петра I доступны к осмотру интерьеры сооружения, а именно погреба, сени, парадный двор, столовая, Зал гравюр, Зал портретов, галереи и некоторые другие залы. Во дворце Меншикова тоже открыты внутренние помещения здания.
Обратите внимание, что Меншиковский дворец находится на Университетской набережной, в стороне от Главного корпуса и Главного штаба.
Иорданская лестница в Зимнем дворце
Эрмитаж: какие залы посмотреть в первую очередь
Обычно прогулка по Главному корпусу Зимнего дворца начинается с Иорданской или Церковной лестниц. О том, что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь, мы написали ниже: