Что можно увидеть на реке 2 класс
Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
– Тема нашего урока “Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?
III. Совместное “открытие” знаний.
Река – это постоянно текущая вода.
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки?
Место рождения реки называется – исток.
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки?
Эти реки называются – притоками.
Притоки могут быть левыми и правыми.
– Почему их так называют: левый приток и правый приток?
Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.
Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.
– Посмотрите на схему реки.
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?
Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый?
+ Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло?
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду?
Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание?
– Питание может быть разное:
– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?
+ Весной – во время таяние снегов.
Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется?
Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
2-й ряд: ищет реки Америки.
3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
2. Реки Башкортостана.
– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?
– Какие крупные реки нашего края вы знаете?
Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.
Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.
Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)
– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
– Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.
– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?
– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?
– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
IX. Домашнее задание.
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”
Как придумать рассказ о красоте воды родного края?
Окружающий мир 2 класс:
по своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте воды родного края. Можете проиллюстрировать рассказ рисунками и фотографиями.
Полагаю, для рассказа о красоте воды можно выбрать любой из водоемов той местности, в которой ты живешь. Это может быть река, озеро или даже пруд. В своей работе главное показать эту красоту, чтобы ее увидели и почувствовали те, кто рассказ прочитает.
Мой город стоит на реке Днепр. Но мне бы хотелось описать одно из озер моего края. Это озеро довольно большое. Оно красиво в любое время года.
Зимой озеро замерзает и покрывается белым снежным покрывалом. Вдалеке стоит темный лес, как бессменный часовой.
Под жаркими весенними лучами солнца проседает снег, трескается лед и тает с каждым днем все быстрее. Скоро берега моего любимого озера окутает зеленая дымка молодой сочной зелени.
А как красиво озеро летом! Можно часами сидеть на берегу и любоваться им. У берега в прозрачной воде плавают рыбы. Утром на берегу тишина и покой, манящая водная гладь в мелкой ряби отсвечивает в первых солнечных лучах.
Мой рассказ будет о Москве-реке.
Москва-река протекает через мой родной город. Река втекает на северо-западе и вытекает на юге Москвы. Это главная река столицы. Протяженность ее в городе 31 км. И, конечно, река преображает городской пейзаж, наполняя его блеском воды и отражением неба и солнца.
Москва-река гордо втекает в мегаполис в районе Строгино и картина ее берегов меняется. В центре Москвы река обута в каменные берега. А на набережных находятся самые знаковые места столицы. Много монастырей и храмов. Летом на прогулочном катере можно прокатиться и увидеть город с реки, почувствовать разные запахи и звуки, увидеть стены Кремля, ощутить размах столицы.
В вечернее время очень приятно находится на набережной реки и вдыхать свежий воздух, а в воде отражаются огни большого города.
Вот мы проплываем рядом с гостиницей «Украина».
Рассказ о красоте воды родного края может быть таким. Пишу пример без конкретного названия реки, каждый может ее вписать по своему усмотрению.
Недалеко от дома, где я живу, протекает речка. Я очень люблю гулять по ее берегам. за что я люблю воду? За то, что это зеркало. В ней отражаются все изменения, что происходят в природе.
В реке отражаются деревья, что растут по ее берегам. Летом они яркие зеленые, а сенью золотые. От их окраса и цвета неба зависит и цвет воды. Река не бывает одинаковой, она всегда разная.
Я выросла рядом с рекой и могу сказать, что красота воды неповторима.
Я очень любила смотреть на темную воду реки, уносящую с течением все проблемы. В реке ночью отражался ночной город, яркие огни набережной горят в отражении воды, создавая свой таинственный мир. Вода на поверхности, то как простыня спокойная и практически неподвижная, а иногда ветер поднимает ее гладь и волны создают нелепый узор.
Можно сидеть и смотреть на воду долго, время пролетит незаметно. Вода имеет успокаивающий эффект, она как будто завораживает.
Неповторимо красива вода и на рассвете, она становится светлой, отражая голубое небо. Иногда над ней появляется небольшое испарение, что придает ей таинственности, но в то же время спокойствия. Пение птиц дополняет картину природы. Хочется остановит время и наслаждаться красотой воды родного края.
Город Тверь стоит по обоим берегам Волги, она разделяет его в самом сердце. Через реку перекинуты мосты, можно проехаться по ним и понаблюдать, как солнце отражается в глади спокойной воды. Зимой же река покрывается льдом, если зима очень холодная, можно пройти в другой район города по обширному ледяному мосту. К сожалению, сейчас зимы уже не такие холодные, а Волга на территории Твери довольно широка, поэтому сейчас редко можно прогуляться по льду, так как она не всегда Покрывается прочным слоем льда.
К сожалению, уже на территории нашего города воды реки нельзя назвать чистыми. Если смотреть на реку издалека или с моста, она, отражая голубое небо, кажется кристально чистой. Однако, если подойти к самой воде, она выглядит темной и не совсем чистой. На реке стоят предприятия и загрязняют ее воды. Это служит напоминанием нам, что нужно относиться к природе бережно, сточные воду нужно очищать. Нельзя загрязнять реки и халатно относиться к воде, дающей жизнь.
Рассказ для второго класса можно упростить, взяв за основу пару фактов. Остальное можно написать своими словами, простыми предложениями. Если рядом с домом нет подобной знаменитой реки, можно написать даже о небольшой речушке, об озере или пруде, которые не менее красивы. В отношении мелких водоемов сложно найти факты, но можно описать их красоту летом и весной. Описать, как эти водоемы выглядят, где расположены, чем красива та местность.
Рассказ о красоте воды родного края можно придумать такой:
Море многие узнают летом, когда приезжают на отдых.
Летом волны окрашены в яркие синие и бирюзовые цвета, на закате и восходе цвет воды становится розовым или оранжевым, перенимая окраску неба.
Я люблю вглядываться в переливы солнечного света, когда волна поднимается, люблю смотреть на шумящую пену.
И еще люблю рисовать морские дали.
Когда море спокойно, можно наблюдать очертания далекого острова и дельфинов, резвящихся недалеко от берега.
Но туристам мало известно море в зимнее время.
Зимой здесь часто бывают штормы, волны поднимаются высоко и с шумом и рокотом ударяются падая.
Небо серое и серая, грозных оттенков вода.
Воздух на берегу прохладен, ветер пронизывает.
Зимой мы можем наблюдать за мощью морской стихии.
И в этом тоже есть своя суровая красота.
Я люблю свой край и горжусь его красотой.
Для того чтобы придумать рассказ на заданную тему, предлагаю написать о воде в разные периоды времени, выделить основные моменты и красочно их описать. На территории нашего края находится много самых разных водоёмов, а также протекают большие и маленькие речки. Я очень люблю наблюдать за их изменениями в разные время года. Зимой от низких температур вода замерзает, водоёмы покрываются толстым слоем льда. В это период водная гладь похожа на зеркало, чистое и прозрачное. Иногда даже можно увидеть проплывающих в толще воды рыб.
Красотой нашего Енисея во все времена восхищались как писали, так и поэты, а художники посвятили этой реке немало своих картин. например Иван Суриков посвятил этой красивовй и могучей реке целую серию своих полотен.
Летом мне очень нравится наблюдать за водой. В солнечный день её капельки похожи на золотистые блёстки. Когда на улице идёт дождь, его капли, сверкая как драгоценные камни, падают потоком с небес. Это очень красивое зрелище. В эти моменты меня охватывают радостные чувства, хочется выбежать во двор и ловить эти солнечные капельки.
Урок окружающего мира по теме «Река и ее части». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель урока:
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.
Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Универсальные учебные действия (УДД):
1. Предметные понятия: начать формирование у учащихся представления о реках Познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.
3. Личностные: развитие умения бережно относиться к природе, продолжить формирование чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны окружающей среды.
Вспомогательные материалы: карта полушарий, карта России, компьютерная презентация «Приключения капельки (река)», макет реки, детские ноутбуки, документ-камера.
Посмотри вокруг, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
На соседа посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Слайд 2 (на слайде можно открыть белые окошки, передвинуть воду в стакане)
— Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали с вами по карте и узнали много нового. А что именно мы узнали, давайте вспомним.
Материки
Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалёку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Океаны
На Земле океанов четыре.?
Первый – Тихий – крупнейший в мире.
Номер два – океан Атлантический.
Три – Индийский – он тёплый, тропический.
А четвёртый, снегами покрытый,
Грозный – Северный Ледовитый.
Есть и пятый, на карте- нижний.
Большая часть земной поверхности покрыта водой. Вся вода на Земле – это Мировой океан. Самые крупные его части – это океаны Земли. Их пять:
5. Северный Ледовитый океан.
Большая часть земной поверхности покрыта солёными водами. Но, к сожалению пить её нельзя.
(белые окошки)
А сейчас послушайте загадку Капельки:
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)
– Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька?
– Тема нашего урока “Река и ее части”.
Их очень много. Только в России более 200 тысяч.
— Что же такое река?В словаре Даля записано так:
Река – естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении,русле.
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
Течение – это движение воды в реке.
Давайте попробуем смоделировать рождение реки. (Учитель с помощью распылителя и шприца демонстрирует образование реки. Через документ-камеру действия проецируются на экран.)
Сделайте вывод.
(активируется элемент просмотра фильма)
(отодвинув капельку, откроете ключевые термины, которые можно поставить в нужное место)
Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?
Главной считается река, которая больше.
Главная река со всеми её притоками – это речная система.
Исток – начало реки.
Устье – место впадения реки в другой водоём.
В реку вливаются притоки. (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду)
Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
(белые окошки можно отодвинуть)
Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.
Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.
А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.
Работа с макетом реки.
Приложение.
(с помощью инструмента “перо” задание можно выполнить на доске)
Канал – это сооружение, по которому речные суда переплывают из реки в реку.
(белые окошки удаляются поэтапно)
Таким образом, количество легкодоступной пресной воды на планете не так уж и много, да и состав воды в водоёмах не всегда отвечает санитарным нормам.
Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
Что же надо делать для защиты рек?
Меры по охране рек.
а) строительство очистных сооружений
в) посадка и охрана растений по берегам рек.
г) контроль за уровнем загрязнения воды.
Слайд 12
– Кому понравился сегодняшний урок?
– Что вам на уроке понравилось?
– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?
– Получили ли вы ответы на свои вопросы?
– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?
Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как защитить реки?”
Подготовить сообщение о крупных реках России.
Составить кроссворд по теме “Реки”.
Я надеюсь, что урок был интересным и каждый почерпнул для себя очень много полезной информации.