Что можно услышать в природе
Звуки леса. Видео HD
В летний период в лесу стоит настоящая благодать. Всё вокруг одето в ярко-зелёное убранство, а воздух пропитан ароматами трав и полевых цветов. По утрам, на листьях деревьев можно заметить капельки росы и услышать невероятные звуки леса.
Летом, в лесу жизнь бьет ключом. Повсюду слышно пение лесных птиц, по траве снуют в поисках чего-то съедобного разнообразные букашки, а в воздухе жужжат трудолюбивые пчёлки. На столбах деревьев бегают цепочкой трудолюбивые муравьи, а в это же время дятел выполняет свою полезную работу.
На полянах под деревьями резвятся дикие зверушки, а им на голову с веток сыпется ореховая шелуха и шляпки перезрелых желудей. Вполне возможно, что это рыжая белка в глубине кроны дерева готовит свои запасы на зиму или же, беззаботно щебечут дрозды, синицы и соловьи.
Где-то недалеко от поляны слышится звук речки, которая ежедневно прокладывает себе дорогу сквозь густые чащи леса и является основополагающим источником его жизни. Около неё собираются на водопой тысячи лесных жителей, а в её глубинах, строят своё будущее бобры и другие водоплавающие.
Каждый житель мегаполиса мечтает окунуться в эту зелёную идиллию, однако, далеко не у каждого есть такая возможность. В этом случае, недостаток времени на отдых в лесу можно восполнить аудиолизацией реалистичных звуков леса. С их помощью, можно вдохнуть свежий лесной воздух и ощутить аромат летних цветов, а также мысленно пробежаться по лесным тропинкам и насладится чудесным пением птиц.
Лесная атмосфера благотворно влияет на психоэмоциональное состояние не только взрослых, но и детей. Ведь звуки природы, леса и летней атмосферы помогают успокоиться, расслабиться и получить огромный заряд энергии на последующие дни.
Окружающий мир 1 класс 2 часть Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? стр. 48 – 49
1. Вспомните, как возникает и распространяется звук. Какие звуки вы слышали в лесу?
Учебник «Окружающий мир» рассказывает первокласснику о том, почему в лесу мы будем соблюдать тишину.
Звук возникает, если что-то дрожит и колеблется. Он распространяется волной в воздухе и отражается от препятствий.
Среди деревьев мы слышим шорохи листвы, треск сучьев, журчанье ручейка, жужжание насекомых, пение птиц и многие другие звуки.
2. Рассмотрите рисунок. Попробуйте его озвучить, оживить, передав голосом звуки леса.
Шмель тоже жужжит, но очень низко.
Ящерица шуршит в траве и по камням.
Птички поют на разные голоса: «Пинь-пинь», «Тр-тр-тр», «Фью-фью».
Речка журчит, листва шуршит
3. Давайте попробуем объяснить этим детям, почему в лесу нужно хранить тишину.
Дети на картинке ведут себя очень громко, шумят. А потому они не слышат тех чудесных звуков природы, которыми наполнен лес.
Они лишают себя прекрасной лесной музыки, а потому не могут оценить красоту природы в полной мере.
4. Используя эту информацию, выскажите предположения, к каким последствиям может привести шум в лесу.
Шум может испугать лесных зверей, птиц, насекомых.
Например, птица может побояться вернуться к гнезду, и её птенцы останутся голодными.
Шум в лесу мешает животным разговаривать, и они могут не услышать друг друга.
И тогда они могут не встретить свою пару и у них не будет детёнышей.
Домашнее задание
1. Какие звуки природы можно услышать в лесу?
Здесь можно услышать разговоры лесных жителей, звуки, которые они издают передвигаясь, летая, ползая.
Легко услышать пение птиц.
В полутьме среди деревьев возможно услышать тонкое журчание ручья и шорох листвы.
2. Какое правило поведения в природе мы договорились соблюдать?
Не шуметь на природе, сохранять тишину.
3. Почему это правило необходимо соблюдать?
Это правило нельзя не выполнять, чтобы не пугать лесных обитателей и услышать чудесную, музыку природы.
Природа в музыке, музыка в природе
Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Березка», город Тамбов.
Описание материала. Предлагаю вам статью об изображении природы в музыке. Какой океан звуков окружает нас: пение птиц, шелест листьев, шум дождя, рокот волн. Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, их представлять. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дошкольных учреждений в качестве консультации.
Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными явлениями природы.
Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пение и звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
…Вот, потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою, как, заскрипев, качнулись ели…
М. Ивенсен
Сочинение на тему «Звуки леса»
Лесная мелодия
Мне жаль детей асфальта, не любящих и не ценящих лес. А его есть за что ценить. Для городского жителя лес – это большое благо. В его таинственных звуках запечатлено всё: прошлое, настоящее, будущее.
Тому, кто не умеет слушать, невнятны советы, которые даёт лес. И хотя у леса нет органа речи, его мелодия завораживает, дарит удивительные впечатления. На неведомых лесных дорожках мы попадаем в таинственный, загадочный мир. Гуляя по лесу, научитесь его слышать.
Пригревшись на солнце, жужжат мухи и жуки. Совсем рядом пищит надоедливый комар. Чуть поодаль на взлётно-посадочную полосу приземляется, гудя басом, шмель.
Звуки обитателей леса
Мы переходим границу от флоры к фауне. Если вам повезёт, вы услышите щёлканье орехов белочкой, шуршание спешащего по своим делам ёжика. Рядом тоненько пискнула мышка, с пенька прошмыгнув вниз.
Но самое большое количество звуков нам дарят птицы. То тут, то там раздаются их неугомонные голоса. Громко каркает настырная ворона. В небе слышится свист машущих крыльев. Кукушка, спрятавшись в молодой листве берёзы, на самой её макушке, начинает громко куковать, но внезапно замолкает. А как красиво заливаются певчие дрозды! Дятел примостился на стволе засохшего дерева и пустил звонкую барабанную дробь. Совсем другой характер у рябчика. Он забирается в глухую еловую чащу и оттуда тихо попискивает. На закате солнца можно услышать, как страшно ухает филин. А как приятно послушать необычную, ни на что не похожую песню глухаря! Из тысячи лесных звуков явственно выделяется трель соловья. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли.
И вот наступает торжественный час, на небе появляется солнце. В это время звуки лесной музыки нарастают. На бесчисленных свирелях заливаются неутомимые музыканты дрозды, а в это время с лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Органично сливаясь, звуки леса преобразуются в замечательный концерт, ласкающий слух человека.
Конспект по музыке на тему «Истоки. Музыка и природа» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
Тамбовская область, г. Моршанск
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ
Урок 2. ИСТОКИ. МУЗЫКА И ПРИРОДА
Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории
Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.
Материалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова, слуховая наглядность: муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, песня «Где музыка берёт начало?», «Звуки природы».
Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер
Сообщение темы урока
— Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.
Работа по теме урока
1. Музыкальный эксперимент
— Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.
Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.
— Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню. и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,- «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.
Учитель включает записи звуков природы.
— Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)
Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как.
• хлопают крыльями вспугнутые птицы
• как трещит сухая обламываемая ветка
• как чавкает грязь под ногами
• как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.
2. Древние люди и музыка
— Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое совпадение неудивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль.
3. Работа с учебником
— А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)
А. А. Осмеркин. «Ветлы у пруда»
Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика. )
А. И. Куинджи. «Берёзовая роща»
К. Ф. Юон. «Купола и ласточки»
На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря. )
И. К. Айвазовский. «Чёрное море»
Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.
Леонардо да Винчи. «Джоконда»
4. Вокально-хоровая работа
— Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.
5. Беседа о музыкальных инструментах
— Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)
— Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.
Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.
Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.
Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.
Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.
Заслушиваются ответы учащихся.
1. Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?
2. Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?
3. Назови музыкальные произведения, связанные с темой природы.
4. Нарисуй в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».