Что можно услышать в музыке этюда

Презентация к уроку

Цель: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Используемые методы, приёмы технологии обучения: наглядно-слуховой (исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, репродукций картин, применение наглядных пособий, изучение нотных текстов), словесный (беседы, рассказ) и практический (театральные импровизации и т.д.) методы, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.

Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, игра

Оборудование и основные источники информации: доска магнитная, компьютер, проектор, экран, презентация “Жанр этюда в искусстве”, репродукции картин, ромашка “Этюд”, магниты “Виды техники”, раздаточный материал – ноты этюдов Черни, пособие “Говорим о музыке”, “Виды фортепианной техники”, карточки с названием тем для театральных этюдов.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

– учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путём изучения произведений мировой музыкальной и художественной культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества известных композиторов-романтиков, картинами русских художников обучение музыковедческим (исследовательским) методам анализа музыкального произведения);
– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (аудиальных, визуальных);
– компетентность в окружающей действительности, бытовой сфере (в качестве тем для театральных импровизаций взяты сценки и ситуации, где учащиеся демонстрируют умение ориентироваться в окружающем их мире);
– речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, используя специфические музыкальные термины и определения, привитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей);
– коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе, эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности);
– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное будущее);
– компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);
– креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, концентрация внимания.

2. Актуализация знаний.

Преподаватель ставит перед учащимися проблему: внимательно рассмотрев натюрморт, определить тему урока (Слайд 1– натюрморт).

Натюрморт “Этюд”: этюдник с живописными работами, палитра с красками, кисти, книга “Этюды об изобразительном искусстве”, ноты этюдов Черни, Шопена, шахматная доска с фигурами, театральная маска, парик, пуанты (рисунок 1)

Учащиеся перечисляют предметы, рассуждают об их назначении.

Преподаватель: Назвала я этот натюрморт “Этюд”. С этюдами вы, конечно, знакомы, так как встречаете их на занятиях по фортепиано. Причем же здесь шахматы, краски и кисти, театральная маска, балетные туфли, книга, этот необычный ящик на ножках? Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока “Жанр этюда в искусстве” (слайд 1, название темы).

Преподаватель: Что же такое этюд?

Учащиеся отвечают, исходя из собственного опыта знакомства с этим жанром в музыке.

Преподаватель: Слово это имеет французское происхождение и переводится как “изучение”, “упражнение” (Слайд 3, определение):

3. Объяснение нового материала

Преподаватель: Итак, начнем с самого близкого и понятного нам – этюда музыкального (Слайд 4). Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.

– Как вы думаете, была ли популярность этюда связана с самим инструментом фортепиано, историей его развития?

– Назовите композиторов, чьи этюды вы играете на занятиях фортепиано.

Учащиеся перечисляют авторов этюдов.

Преподаватель: Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни. Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску. На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. “Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.

Посмотрите некоторые этюды Черни у вас на столах. Каждый из этюдов рассчитан на определённый вид техники. Назовите какие-либо виды техники, используемые в этюдах Черни (раздаточный материал – ноты этюдов Черни, карточки “Виды техники” – Приложение 1)

Учащиеся (работа малыми группами над отдельными произведениями): называют используемые технические приёмы.

Преподаватель: на доске вы видите некоторые технические приёмы, используемые в этюдах Черни. Объедините их в родственные группы по 2–3 вида и объясните почему.

Учащиеся: на магнитной доске распределяют родственные виды техники по группам.

Преподаватель: Но было и другое направление в развитии жанра этюда. Композиторы не хотели трактовать этюд как чисто техническую пьесу, они старались сделать его максимально художественным и выразительным. Это был этюд художественный или концертный (Слайд 14 – концертный этюд).

Первопроходцем в этом направлении по праву считают итальянского скрипача-виртуоза Н. Паганини (Слайд 14 – портрет Паганини). Весь его демонический образ, высочайшая степень виртуозного владения скрипкой, приводили публику в изумление и даже в шок. Особенно впечатлительные барышни на его концертах даже падали в обморок. “Человек не может так играть” – заявляли завистники и называли Паганини “дьяволом со скрипкой”.

Труднейшими для исполнения считаются 24 каприса или каприччо Паганини. Каприс – это виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Лишь несколько скрипачей за всю историю развития скрипичного исполнительства осмелились исполнить все 24 каприса в одном концерте. Самый популярный каприс № 24.

Учащиеся: прослушивают фрагмент Каприса № 24 Н.Паганини и определяют форму (тема с вариациями). (Слайд 14 – каприс № 24.)

Преподаватель: Темы Паганини вдохновляли многих композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист для создания одного из шедевров виртуозной музыки “Кампанеллы” тоже взял одну из тем Паганини (слайд 15 – портрет Листа).

Исполнительскую манеру Листа часто сравнивали со знаменитым итальянцем, да и внешне многие находили сходство с Паганини (слайд 15-карикатуры на Листа-исполнителя).

Слово “Кампанелла” в переводе значит колокольчики.

Учащиеся: прослушивают “Кампанеллу” Листа и определяют фортепианные приемы, которые использовал композитор для передачи серебристого переливчатого звона колокольчиков (Слайд 15 – “Кампанелла”) – работа малыми группами с раздаточным материалом “Говорим о музыке” (Приложение 2).

Преподаватель: Многим своим этюдам Ф. Лист давал названия, тем самым внося элементы программности, т.е. поясняя слушателям содержание: “Пейзаж”, “Дикая охота”, “Метель”, “Шум леса”, “Хоровод гномов”.

Преподаватель: Русский композитор Сергей Рахманинов (слайд 16 – портрет Рахманинова) считал, что прежде чем творить, композитор должен вообразить отчетливую картину. Сам Рахманинов, сочиняя музыку, старался думать о только что прочитанной книге или стихотворении, об увиденной картине или о запавшем в душу пейзаже.

Ряд фортепианных произведений Рахманинова имеют оригинальное название – этюд-картина (Слайд 16 – этюд-картина).

Учащиеся: прослушивают фрагмент этюда-картины “Море и чайки” Рахманинова и подбирают подходящую по смыслу репродукцию из предложенных на доске (Слайд17).

Преподаватель: Как вы думаете, к какому виду искусств ближе этюды-картины Рахманинова?

Преподаватель: Конечно, к изобразительному искусству (Слайд 22). Слово “этюд” мы нередко встречаем в книгах по изобразительному искусству, на выставках, в картинных галереях. Если художник говорит, что он отправился на этюды, это значит, что он идет писать с натуры. Готовые этюды он затем складывает в специальный ящичек – этюдник (Слайд 23).

Увиденные художником пейзажи, ландшафты, деревья, кустарники, травы и даже камни могут пригодиться в работе над будущей картиной.

Учащиеся: рассматривают репродукции известной картины Васнецова “Алёнушка” и этюды к ней, находят и разбирают отличия (Слайды 24–26).

Преподаватель: Писать этюд можно не только на природе. Существуют этюды человеческих лиц, рук, поз, этюды интерьера или обстановки помещения, этюды животных, этюды предметов натюрморта и т.д.

Многие художники называют этюд “живописной кухней”. Этюд для них как справка, как записная книжка, которая поможет, если он забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд, прежде всего, необходим для совершенствования профессионального мастерства.

А сейчас мы постараемся проявить свое воображение в этюде театральном (Слайд 18). В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию, т.е. сочинение в момент исполнения. Актер берет воображаемые предметы, общается с воображаемыми людьми.

Мы с вами, конечно, не актеры, но люди творческие, поэтому умеем фантазировать, импровизировать, воображать. Попробуем изобразить несколько простых театральных этюдов – маленьких сценок.

Учащиеся: импровизируют мини-сценку, прочитав тему этюда на карточке, остальные угадывают её название (темы для этюдов могут быть разнообразны в зависимости от контингента и интересов учащихся, но должны быть понятны и доступны: “Красавица у зеркала”, “Болельщик у экрана телевизора”, “Дама с собачкой”, “Вратарь”, “У стоматолога”, “Рок-гитарист”, “Повар” и др.).

Преподаватель: вместе с детьми разбирает ситуацию, подсказывает детали.

4. Закрепление пройденного материала.

Преподаватель: проверим свои знания и память, решив занимательную викторину (Слайды 27–31)Приложение 3.

Преподаватель предлагает угадать одно из прослушанных на уроке произведений (Слайд 28).

Посмотрите живописные работы известных художников и определите, какие произведения являются этюдами (Слайды 29–31).

Преподаватель: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?

В качестве весёлого домашнего задания я раздам вам ребусы, в которых зашифрованы фамилии композиторов, писавших этюды на рубеже 18 и 19 веков (Приложение 5)

Спасибо за урок, надеюсь, наша встреча поможет лучше понять мир искусства и вам захочется ещё больше его узнавать и познавать.

Список использованной литературы:

Список аудиозаписей и видеозаписей, нотной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *