Что можно упростить заменить при сжатии текста перевести прямую речь в косвенную
Русский язык. 9 класс
Что можно упростить (заменить) при сжатии текста?
Перевести прямую речь в косвенную
Части текста заменить одним предложением
Заменить предложение или его часть указательным местоимением
Заменить фрагмент предложения синонимичным выражением
Уменьшить количество частей сложного предложения
Какие определения соответствуют понятию. Продолжи мысль:
Сжатие текста – это…
…формирование основной мысли текста и создание связного, завершенного текста
…краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений
…преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением
Продолжите правило сжатия текста.
Упрощение (замена) — это…
…исключение ненужных подробностей и деталей из текста
…объединение конкретных, единичных фактов, событий, явлений
…слияние нескольких предложений в одно
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Обобщение или объединение
Написание своего оригинального текста
Какой способ сжатия текста был применен в предложении?
Исходное предложение . Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.
Измененное предложение. Сказка живет везде, во всем.
Обобщение или объединение
Какие части текста можно исключить?
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого.
Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого
Сказки научат тебя быть добрым
При исключении необходимо:
Объединить существенное, используя основные средства связи между предложениями
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали
Написать план текста
Что мы не можем отнести к такому приему сжатия, как обобщение или объединение?
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную;
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
после сжатия
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
после сжатия
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
Приемы сжатия текста с примерами (подготовка к ОГЭ-9)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
Способы сжатия текста:
ü Выделите опорные слова в предложении.
ü Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
ü Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
ü Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
ü Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
ü Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
ü Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
ü Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Статья по теме: «Приёмы сжатия текста»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением.
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
Способы сжатия текста:
Выделите опорные слова в предложении.
Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.
Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.
Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Способы сжатия текста. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Готовимся к написанию сжатого изложения
Что нужно знать, приступая к работе с текстом?
Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Часть 1 – сжатое изложение (задание 1 с развернутым ответом).
Задание 1 проверяет такие предметные результаты обучение, как: овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Задание относится к базовому уровню сложности.
«Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)» – основной содержательный раздел учебного предмета «Русский язык», определяющий результаты освоения программы по русскому языку.
Для успешного выполнения данного вида работы необходимо владеть определенным набором знаний и умений.
Далее приведен теоретический материал, необходимый для подготовки к сжатому изложению, а также тренировочные упражнения для отработки навыка написания сжатого изложения .
Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения.
Текст – объединенная смысловой связью последовательность предложений, основными свойствами которой являются связность, цельность, единство.
Содержательный анализ текста
Чтобы глубоко и полно понять текст, разобраться в нем, уметь с ним работать, необходимо уметь производить содержательный анализ. Определяем последовательно уровни анализа:
В тексте может быть одна главная мысль, которая реализуется через несколько микротем, подчиненных одной теме.
Проблема текста – это тот сложный вопрос, который автор исследует в тексте, стремясь найти решение; это тот вопрос, который постепенно раскрывается и решается в ходе движения и развития информации.
Авторская позиция – то, в чем автор убеждает читателя. Это мысли, мнения писателя.
Аргумент – логический довод, служащий основанием мнения автора и подкрепленный фактами из жизни, литературы.
Авторскую позицию помогает определить анализ экспрессивной лексики в тексте.
При этом изображаемое он описывает как положительное или негативное с точки зрения норм жизни (удивительные, трогательные глаза; люблю вас, как родную мать. больше, чем родную)
Информационная обработка текста
Любой текст содержит главную и второстепенную информацию:
Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста, авторской позиции.
В тексте может быть только одна главная тема, которая реализуется через несколько микротем, подчиненных одной главной теме.
Изложение как вид речевого произведения может быть
подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля.
Сжатое изложение — передает основное содержание в краткой форме.
Способы сжатия текста:
3. Замена (упрощение)
Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения:
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
1.выделить главное (существенное) и детали (подробности);
4. пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
5. объединить существенное;
6. составить новый текст.
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение единичных явлений или фактов достигается путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста или при помощи замены однородных членов их обобщающим наименованием.
связанные одной мыслью части предложений;
конкретные, единичные факты, события, явления.
Пример языкового обобщения
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
— однородных членов обобщающим словом;
— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
— части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
1. заменить сложное предложение простым;
2. заменить предложение или его часть указательным местоимением;
3. объединить два или три предложения в одно;
4. разбить сложное предложение на сокращённые простые;
5. перевести прямую речь в косвенную;
6. найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
6. сформулировать получившееся предложение.
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Для выполнения заданий, используете разные способы сжатия
подробностей и деталей
1. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.
Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)
Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)
Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);
Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)
Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).
Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)
2. Запишите предложения, исключая один или несколько синонимов
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)
3. Прочитайте предложения, найдите в них и подчеркните уточняющие или поясняющие конструкции. Запишите текст без них.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
1) А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу. (Сол.)
2) Знаешь. Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день. (Ток.)
4) Потом расскажу. При встрече. (Чак.)
5) Всегда он таким был. С детства. (Н. И.)
6) Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами.
7) Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.)
4. Сократите текст, исключая одно или несколько предложений с описаниями и рассуждениями.
Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. (По Ю.Нагибину)
Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью одного простого или сложного предложения.
Мы с Вовкой забрели в густой березняк. Над головой громко и надоедливо стрекотала сорока, перелетая за нами с дерева на дерево. Мы уже начали выбираться из зарослей, как вдруг Вовка хватает меня за руку и показывает. А там, в листве, висит большой такой тяжёлый комок из веток и сучков. (Ю.Дмитриев)
Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)
На шее у петуха огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами. (Е.Носов)
Замените сложноподчиненное предложение простым
Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.
Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.
Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.
А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением
Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить – для осуществления
для того чтобы получить – для получения
для того чтобы изменить –
для того чтобы соединить –
для того чтобы распределить –
для того чтобы рассмотреть –
— Составьте предложения с получившимися парами.
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Иванов, после того как принял решение , приступил к делу.
— После принятия решения Иванов приступил к делу.
Когда она спускалась с крыльца, то уронила костыль и беспомощно остановилась на ступенях.
Я отошел в сторону, потому совсем не знал, что мне делать.
Открылась сильная горячка, из-за которой бедная больная в течение двух недель находилась у края гроба.
Замените прямую речь косвенной.
Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)
«Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)
«Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)
«Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)
«Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)
«Кур по осени будем считать, а выработку ежедневно, – резко сказал Давыдов. – Ты, Устин, заруби себе на носу: бездельников в колхозе мы терпеть не будем! Дармоеды нам в колхозе не нужны. Ты подумай: куда ты идешь и куда заворачиваешь? У Осетрова почти двести трудодней, у остальных из вашей бригады – за сто, даже у таких больных, как Нечаев, и то около сотни, а у тебя – двадцать девять! Ведь это позор». (Шолохов)
конкретных, единичных явлений
Сжать предложение, подобрав к однородным членам предложения
обобщающее наименование или сочетание слов ( времена года, явления природы, средства связи )
В руках Наташа держала красные, синие, зеленые и жёлтые лоскутки ткани. ( В руках Наташа держала разноцветные лоскутки ткани).
Я люблю бродить по лесным дорожкам не только жарким летом и холодной зимой, но и дождливой осенью, многоголосой весной.
Из-под сена виднелись самовары, кадка с мороженой капустой, какие-то привлекательные узелки и коробочки.
Вчера в сельмаг завезли детские колготки, ползунки, распашонки, чепчики, и весть об этом дошла и до Натальи.
В воскресный день к Клавдии Петровне неожиданно приехали сыновья, дочери и старшая сестра.
У нас в городе уже растут и ель, и сосна, и кедр, и пихта, только персик никак не привыкнет к нашему климату.
На прошлом уроке мы повторяли глаголы и существительные, наречия и причастия, прилагательные и местоимения.
Гоголь, Тургенев, Чехов, Некрасов рисовали картины из жизни крестьян.
Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по горам, и по долам.
Гиперо́ним — слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).
А) К каждой группе подберите гипероним
Молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель
Брат, сестра, племянник, дядя, дочь
Шапка, кепка, папаха, берет, феска, тюбетейка
Карандаш, ручка, фломастер, кисточка
Б) Подчеркните гипонимы, подберите к ним гипероним (из словаря для справок)
Человечеству с древности известны психотропные свойства мухомора, поганки, навозника, чернеющей сыроежки.
Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Яков Сергеевич разобрал часы с кукушкой, разложил по столу какие-то колёсики, болтики, шурупчики, стрелочки, сидит, тупо на них смотрит.
Яблони, груши, сливы, абрикосы, выращенные в нашем питомнике, идеально подходят для средней полосы России.
Тополя, каштаны, ивы, берёзы, липы занимают особое место в любых зеленых зонах, будь то приусадебный участок или городской парк.
На прошлой неделе в школу завезли тетради, карандаши, ручки, дыроколы, папки.
(газ, выразительные средства языка, плодовые деревья, канцтовары,
Замените предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением ( никогда, никуда, никто, ничего, всегда, везде, всюду, всякий, каждый, любой всё, все они и др. ) .
Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы. →Вокруг никого не было видно
В поле, в роще, на реке царствовало безмолвие.
Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
Радость и горе, бедность и непосильный труд пришлось испытать ему в детстве.
Запах черемухи чувствовался в саду, в доме, на улице.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Тебе ни товарищей, ни друзей, ни родителей нельзя винить в происшедшем.
Разрешение на вырубку леса тебе не даст ни председатель, ни парторг, ни женсовет.
Запишите текст сжато, используя прием обобщения
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Исключите второстепенную информацию
Выучить содержание статьи.
Знать способы сжатия и их особенности
Выполнить предложенные тренировочные упражнения.
Распечатать данный материал и оформить его в толстушку.