Что можно убивать в исламе животные
Отношение к животным в Исламе: правда ли, что нам предписано убивать определенных животных?
Вопрос:
Я слышала, что есть хадисы, где говорится о необходимости убивать некоторых животных – таких, как змеи, пауки или черные собаки. Как это совместить с гуманным отношением ко всем созданиям Аллаха, которое предписывает наша религия?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Мы знаем, что Ислам является религией, которая предписывает милостивое отношение ко людям и животным. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) был послан не только в качестве милости к людям, но ко всему живому, как сказано в Коране:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
«Мы послали тебя только как милость для миров» (Коран, 21, 107).
Если посмотреть на хадисы Пророка (мир ему и благословение), то мы увидим, что он всегда говорил о необходимости проявления милости к созданиям Аллаха, в том числе и к животным.
Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يضع لها الإناء فتشرب، ثم يتوضأ بفضلها
«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) обычно наклонял сосуд с водой, чтобы из него могла попить кошка, а потом делал вуду (омовение) этой водой» (Аль-Муджам аль-Аусат, Табрани, хадис 7949).
В другом хадисе сказано:
إذا سافرتم في الخصب، فأعطوا الإبل حظها من الأرض
«Когда вы путешествуете по обильным (плодородным) землям, отпускайте ваших верблюдов пастись, чтобы они могли насытиться» (Сахих Муслим, хадис 1926).
В некоторых хадисах подчеркивается необходимость милосердия к животным даже во время забоя. Сподвижник Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبح، وليحد أحدكم شفرته، فليرح ذبيحته
В следующем хадисе Пророк Аллаха (мир ему и благословение) предостерегал свою общину от жестокого обращения с животными, рассказав историю женщины, которая жестоко обращалась со своей кошкой – они не кормила ее и не отпускала ее добыть себе пропитание. Сказано было, что за это она оказалась в Аду (Сахих аль-Бухари, хадис 3318, передал Ибн Умар).
دخلت امرأة النار في هرة ربطتها، فلم تطعمها، ولم تدعها تأكل من خشاش الأرض
В другом хадисе рассказывается о проявлении жалости к собаке:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) рассказал своим сподвижникам такую историю:
بينما كلب يطيف بركية، كاد يقتله العطش، إذ رأته بغي من بغايا بني إسرائيل، فنزعت موقها فسقته فغفر لها به
«Однажды блудница из иудеев увидела собаку, которая кружила вокруг колодца, страдая от жажды. Женщина сжалилась над ней, сняла туфлю, достала воды и напоила из нее собаку. За это Аллах простил ее грехи» (Сахих аль-Бухари, хадис 3467).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Пророк (мир ему и благословение) подчеркивал необходимость проявления доброты ко всем живым существам.
Однако, в отношении животных, которые могут быть опасными для человека, таких как злых и агрессивных собак (особенно, черных), змей и других опасных животных, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что их предписано убивать, чтобы обезопасить людей от их вреда (что также является проявлением милости к людям).
Мы не можем сказать, что Пророк (мир ему и благословение) велел убивать этих существ без всякой причины. Скорее, это предписание связано с тем, что высока вероятность вреда, исходящая от этих животных. Что касается собак и других животных, которые не представляют опасности для людей, Пророк (мир ему и благословение) не разрешал их убивать или причинять им какой-то вред в любом случае.
Можно ли по Исламу убивать комаров, муравьев, змей, крыс?
Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему. А все животные, которых Аллах сотворил на благо человека, являются частью этой Вселенной.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)
Всевышний Аллах создал все, что на земле, на благо человека, чтобы он пользовался этим благом в рамках установленных шариатом правил.
Что касается убийства животных и насекомых, которые являются творениями Всевышнего Аллаха, то разрешается убивать тех животных и насекомых, которые в основе являются вредными, даже если на данный момент они не причиняют человеку никакого вреда. К такой категории, как мы все знаем, однозначно относятся змеи, крысы и комары.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
خمس من الدواب كلهن فاسق يقتلهن في الحرم: الغراب والحدأة والعقرب والفأرة والكلب العقور
«Пять видов живых существ наносят вред, и их можно убивать даже на (территории) харама: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку». (Бухари, Муслим)
В риваяте же, который приводит Имам Муслим, говорится:
خمس فواسق يقتلن في الحل والحرم: الحية، والغراب الأبقع، والفارة، والكلب العقور، والحديا
«Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах (в хилле и в хараме): змею, пятнистого ворона, мышь, бешеную собаку и коршуна».
Исходя из обеих версий хадиса, получается, что шесть категорий живых существ однозначно разрешается убивать. Также разрешается убивать тех животных, которые отвечают тем же самые критериям. Например, подобно бешенной собаке разрешается убивать таких зверей, как волк, тигр, леопард и других.
А что касается животных и насекомых, которые в основном безвредны для человека, то их нельзя убивать, кроме случаев, когда они вредят или реально угрожают человеку. например – муравей, его нельзя убивать, если он не причиняет нам на данный момент вреда.
От ибн Аббаса (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
نهى رسول الله صلى الله عليه سلم عن قتل أربع من الدواب النملة، والنحلة، والهدهد، والصرد
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четыре создания (вида живых существ): муравья, пчёл, сорокопута (птица, у которой большая голова, белый живот и зеленая спина) и удода (небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком)». (Имам Ахмад, Абу Давуд)
В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Байхаки от Сахля ибн Саада Ас-Саиди (да будет доволен им Аллах), сообщается:
أن النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن قتل خمسة النملة والنحلة والضفدع والصرد والهدهد
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать пятерых: муравья, пчелу, лягушку, сарду и удода». (Байхаки)
Поэтому, в целом, беспричинное убийство данных животных запрещено. Об этом говорит нам данный хадис.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Однажды муравей укусил одного из пророков, и по его приказу поселение муравьев (муравейник) было сожжёно, и Аллах ниспослал ему: «Неужто из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил одну из прославляющих (Аллаха) общин?!»». (Муслим)
То есть разрешается убивать муравья и других вышеперечисленных животных, если от них исходит вред человеку, но сначала нужно попытаться отогнать их какими-нибудь средствами, предотвращающими их приход. Если эта попытка окончится неудачей, разрешается убивать их из-за того, что они доставляют неудобства.
Следовательно, убивать и уничтожать насекомых и животных разрешается, если они причиняют реальный вред человеку, соблюдая все вышеприведенные условия и правила. Однако категорически запрещается убивать их с применением огня.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا يعذب بالنار إلا رب النار. رواه أبو داود وغيره
«Никто, кроме самого Господа, не имеет права подвергать других мукам огня!» (Абу Дауд)
Поэтому следует выбрать такой метод, который быстро, без причинения мук и страданий умертвит этих насекомых и животных.
В каких случаях ислам разрешает умерщвлять животных?
Основной образ действий в исламе в отношении животных – это сохранять им жизнь, потому что это создания, сотворенные Всевышним, и они на свой манер прославляют Его. Кроме того, обязанностью человека является сохранять порядок в мире, не нарушать прав ни одного живого существа. Поэтому ислам повелевает проявлять милосердие и гуманизм к животным. Убийство их без всякой причины, нарушение их прав – это грех, пишет Сабри Эртурхан.
Вместе с этим, существуют животные, убивать которых разрешено при определенных обстоятельствах. В одном хадисе говорится: «Пять видов живых существ наносят вред, и их можно убивать даже на (территории) харама: ворону, коршуна, скорпиона, мышь и бешеную собаку». Согласно другому хадису, «Пять вредных созданий следует убивать на территории харама и в других местах: змею, пятнистого ворона, мышь, бешеную собаку и коршуна». Согласно этим хадисам, названных животных можно убивать даже на территории Запретной мечети, хотя согласно общему правилу убивать живых существ там нельзя. Причина такого разрешения достаточно ясная – перечисленные животные или заключают в себе угрозу для самой жизни человека, или наносят урон его имуществу, продуктам, урожаю и вещам.
Таким образом, разрешается убивать животных, которые являются вредными, опасными, или же животных, от которых невозможно никак спастись, кроме как лишив их жизни. Но при этом необходимо, чтобы животное непосредственно угрожало жизни или имуществу человека или представляло бы опасность для него с какой-то другой точки зрения. Т.е. речь ни в коем случае не идет о том, чтобы стремиться уничтожить находящееся на расстоянии многих километров животное, каким бы опасным оно ни было. Перечисленные в хадисах животные следует убивать тогда, когда они живут в непосредственной близости от человека и являются опасными сами по себе.
Вместе с этим, можно убивать тех животных, которых человек выращивает ради мяса. В случае, когда это делается ради жертвоприношения, то такое убийство является поклонением.
Разрешается убивать животных в случае, когда они угрожают окружающей среде, а также ради медицинских и научных экспериментов. Сюда же относится распыление химических веществ, призванных защитить урожай от насекомых, а также дезинфекцию помещений.
Хотя животных в перечисленных случаях убивать разрешается, при этом необходимо избегать жестокости, причинения страданий и пыток. Кроме того, запрещается сжигать их живьем, потому что в хадисе говорится «Никто, кроме самого Господа, не имеет права подвергать других мукам огня!». Запрещено и поджигать лес или поле, так как это приводит к смерти населяющих их представителей фауны.
Таким образом, случаи, когда животных разрешено убивать, представляют собой исключение. Как правило, это ситуации, когда такое убийство является жизненно важным для человека. Убивать ради развлечения категорически запрещается. Следует подчеркнуть, что если какие-то мусульмане, будучи невежественными и бессердечными, проявляют жестокость по отношению к живым существам, то обвинять следует не ислам, а этих конкретных людей.
Убой животных по нормам Ислама
По мазхабу имама Аш-Шафии, человек, производящий убой животного или птицы или руководящий процессом убоя, должен:
а) быть практикующим мусульманином, знающим процедуру убоя в соответствии с требованиями Ислама;
б) быть совершеннолетним;
в) находиться в здравом рассудке;
г) обладать определёнными навыками и иметь необходимую квалификацию для совершения данной процедуры.
— животное и птица в момент убоя должны быть здоровыми, не заражёнными чем-либо, вызывающим изменение структуры мяса, которое может оказать вредное воздействие и представлять опасность здоровью и жизни человека.
— животное необходимо уложить гуманными методами на левый бок (желательно) по направлению к Кибле (Мекка, Саудовская Аравия) и свести к минимуму боль, причиняемую животному.
— непосредственно перед убоем, одновременно с перерезанием основных шейных артерий, лицом, производящим убой, должно быть произнесено упоминание имени Всевышнего: «Бисмиллях!» («С Именем Аллаха!»);
— использование магнитофонных или иных звуковоспроизводящих устройств и аппаратуры не допускается.
— убой должен производиться острым инструментом одним движением, во время убоя инструмент не должен отрываться от тела животного и птицы;
— в процессе убоя должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи;
— недопустимо резать горло животного прямо у основания головы. Гортань должна оставаться выше линии пореза;
— не допускается затачивать инструмент для убоя в присутствии животного и птицы;
— не допускается производить убой одного животного в присутствии другого;
— нельзя резать животное и птицу тупым инструментом, принося ему тем самым страдания;
— убой животного и птицы производится однократно, “распил” при убое прекращается, как только лезвие ножа отрывается от тела животного и птицы;
— разделка туши разрешается только после того, как вытечет основная часть крови и животное или птица перестаёт подавать признаки жизни;
— нельзя отрубать (отрезать) какую-либо часть тела животного или птицы сразу после убоя пока животное не умрет;
— не допускается сдирать с животного шкуру сразу после убоя пока оно не умрет;
— нельзя выщипывать перья птицы сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя опускать птицу в кипяток сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя употреблять в пищу мясо животных или птиц, убой которых совершён язычниками, атеистами, огнепоклонниками, вероотступниками.
Хотелось бы напомнить производителям и продавцам, использующим термин халал для рекламы своей продукции, что они несут ответственность перед Аллахом за обман покупателей, если их продукция не является халалом.
Ибрагим Абдуллаев,
руководитель Комитета по стандарту Халал при ДУМД
Материалы по теме:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Охота – это не развлечение
Как мусульманин охотится на животных
Понятие «сайд», что в переводе с арабского означает охота, узаконена в Исламе, на что указывает нам слово Всевышнего:
وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا — المائدة2
Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).
Этот аят ограничивает запрет на охоту во время ихрама, т.е. в состоянии выполнения хаджа и указывает на дозволенность охоты после завершения хаджа.
Мудрость дозволенности охоты.
Закалывание животного согласно установленным нормам, охота на них и другие способы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) определил для того, чтобы животное можно было употребить в пищу, входят лишь в категорию поклонения. И эти способы не связаны с какой-либо причиной. Но ищущий может найти мудрость дозволенности закалывания и употребления определённых видов животных и запрета на других. Мудрость дозволенности охоты похожа на мудрость резания в безвыходном положении. Среди животных есть такие, которых Шариат дозволяет употреблять в пищу, но которых очень сложно заколоть согласно нормам Шариата. И поэтому Всевышний облегчил людям, дозволив охоту. И в этом облегчении есть милость и польза для размышляющего человека.
Животные, на которых можно и нельзя охотиться.
Основой в Шариате является дозволенность охоты на разные виды животных. Об этом свидетельствует слово Аллаха:
المائدة2 — وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُوا
Смысл: «А когда вы освободитесь от хаджа, то нет вам греха в охоте» (Тафсиру рухиль баян).
Но есть некоторые исключения:
لَا تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ
Смысл: «Вы не убивайте дичь, будучи в ихраме» (тафсиру ибн Аббас).
قال رسول الله صلى الله عليه و سلم يوم فتح مكة ( إن هذا البلد حرمه الله لا يعضد شوكة ولا ينفر صيده ولا يلتقط لقطته إلا من عرفها )
Смысл: «Поистине это город, который Аллах сделал запретным. Не рубят там колючих деревьев, не пугают дичь, и не подбирают найденное, кроме как если знаешь хозяина».
Дозволенный способ охоты
Различаются два вида или способа дозволенной охоты:
ما أنهر الدم وذكر اسم الله عليه فكلوه
Если же то, чем охотятся, будет не острым и животное убито ударом или раздавлено, или сожжено, то его не разрешается кушать.
К хищным животным можно причислить собаку, тигра, гепарда.
К птицам, наносящим рану, можно причислить сокола и т.д.
Условия дозволенности охоты хищными животными и птицами.
Дозволяется охотиться при помощи хищных животных и птиц при соблюдении нижеследующих условий:
Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) разъяснил слово «мукаллябин», встречающееся в аяте Корана: «Это собака, которая исполняет все твои приказы и запреты».
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
إذا أرسلت كلبك المعلم وسميت فأمسك وقتل فكل وإن أكل فلا تأكل فإنما أمسك على نفسه
Смысл: «Когда ты отправишь обученную собаку и произнесёшь Бисмилля и она поймает и убьёт, то кушай. А если же она (собака) покушает что-либо из дичи, то ты не кушай, ибо она поймала эту дичь для себя» ( Бухари, Муслим).
Когда охота на дичь приравнивается закалыванию, а когда не приравнивается?
Если охота будет проведена по Шариату, соблюдая упомянутые условия, то в таком случае ситуацию можно разделить на два случая.
Первый случай, когда охотник настигает дичь до её смерти, т.е. дичь ещё жива.
Второй случай, когда охотник настиг пойманную дичь после её смерти.
В первом случае, когда дичь ещё жива, охотнику следует зарезать её по нормам Шариата. Если же охотник проявил халатность и не зарезал пойманное животное, и оно умерло без шариатского закалывания, то оно считается наджасом, которое не разрешается кушать.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном Бухари, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Салябату на его слова «Я охочусь с обученной собакой» следующее: «Над добычей, на которую ты охотился с обученной собакой, упомяни имя Аллаха и кушай её. То же касается добычи, пойманной необученной собакой, которую ты успел заколоть».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.