Что можно сыграть в приложении kalimba
Что можно сыграть в приложении kalimba
4. Для совместной игры на различных калимбах.
Если у вас есть Альт в Соль Мажор 15 язычков с G (соль) на нижнем язычке, а у вашего друга Требл в Соль Мажор 17 язычков с B (Си) на нижнем язычке, вы можете смотреть как каждый из вас играет и вам будет понятно что играет ваш друг, потому что раскрашенные язычки совпадают.
Давайте сравним различные калимбы и способы раскраски язычков на них.
Если взять Требл калимбу, то раскрашенные язычки начинаются от самого длинного язычка, на Альто калибе так не получится т.к. нижний язычок это 1 ступень гаммы, а не 3 как в требл. Поэтому для удобства в Альто калимбе раскрасили язычки находящиеся рядом с самым длинным, а дальше как и в Требл калимбе, каждый третий язычок.
Если сравнить три калимбы на фото, у них раскрашенные язычки так же совпадают. В этих калимбах раскрашены язычки, которые настроены на одни и те же ступени гамм.
Т.е. можно заметить что и у этих калимб язычки раскрашены относительно друг друга одинаково (кроме Требл калимбы, где нет раскрашенной 2 ступени т.к. раскрашенных язычков у Требл всего 5), но так как в разных строях разные ступени гаммы попадают на разные язычки, то получается немного разная раскраска нижних язычков.
ВОПРОС №16: Могут ли язычки на калимбе заржаветь со временем?
ОТВЕТ: Конечно, могут, если не соблюдать правила ухода и хранения. И даже очень быстро могут заржаветь, а не со временем, если калимба будет находиться в условиях высокой влажности.
Если язычки хромированные, часть покрытия может отслоиться. это и будут самые первые очаги коррозии.
Если язычки без покрытия, то тем более могут заржаветь, так как именно покрытие их от ржавчины защищает. Некоторые частные мастера специальным лаком покрывают защитным по металлу.
ВОПРОС №17 Приобрёл калимбу с 17 язычками, со стандартным строем D B G E C A F D C E G B D F A C E
Этот строй непопулярен в табах и уроках, могу ли я его поменять на более используемый? И какой строй наиболее распространён.
ОТВЕТ: Калимбу перенастраивать вам совсем не обязательно. Это требл в строе «до мажор». Он активно набирает популярность. В настоящее время для него выкладывается всё больше материалов. гораздо больше, чем для других вариантов строя для требла и всех остальных калимб вместе взятых.
В нашей группе есть тема, где собраны табулатуры для требла «До Мажор» и производных от него https://vk.com/topic-50568834_39524165.
Есть также видеоальбом с табулатурами, где также есть материалы для требла с таким строем. https://vk.com/videos-50568834?section=album_53731054
Для требла «До мажор» подходят табулатуры Альто калимбы https://vk.com/topic-50568834_27736601
Закрашенные язычки помогают при игре по табулатурам. Самые часто встречающиеся калимбы Альто (соль мажор) и Требл (Соль мажор), так же сейчас набирает популярность требл в строе До мажор. Часто при покупке такой калимбы производитель предлагает раскрасить 5 язычков, но это будет неудобно, если вы попробуете сыграть по табулатурам. Вам надо раскрасить язычки как на фото ниже. Для того, чтобы раскрасить язычки, вы можете использовать наклейки, как предлагает производитель, или простой перманентный маркер.
Способ игры по табулатурам очень прост, если табулатура предлагает сыграть, например ноту D (см.фото) справа от нижнего раскрашенного язычка, то играется тоже язычок расположенный справа от раскрашенного нижнего язычка, но на требле До Мажор это будет нота G. Если надо сыграть средний раскрашенный язычок с левой стороны калимбы, то так и играем. На Альто калимбе это будет нота G, а на требле До Мажор это будет нота С т.е. в табулатурах отмечена первая ступень звукоряда (цифра 1), то в строе До Мажор мы тоже играем первую ступень звукоряда, это нота ДО.
Kalimba Real 4+
Son Truong Ngoc
Для iPad
Снимки экрана
Описание
The Kalimba is an African musical instrument consisting of a wooden board (often fitted with a resonator) with attached staggered metal tines, played by holding the instrument in the hands and plucking the tines with the thumbs. The mbira is usually classified as part of the lamellaphone family and part of the idiophone family of musical instruments.
Members of this broad family of instruments are known by a wide variety of names. The kalimba is also known as marímbula and mbria in the Caribbean Islands.
6 Kalimba Simulator (Thumb piano/ an African musical instrument) with real audio, with #, b, adjustable UI:
— Five Treble: 17 keys
— One Alto: 15 keys
More offline and online songs (Kalimba Tabs) for practice
Play simulator or Connect to real Kalimba (play multi-pitch) with mode:
— Melody & Chord
— Melody Only
— Melody (Auto Chord)
— Real Time
— Autoplay
Two view mode for beginner and professional
Build my own tabs and export pdf (similar KTabS): build, pre-play and save, open Kalimba tabs
Import & export midi file. Use this app for creating Standard Midi File (SMF)
Share your tabs to world. Download tabs from world
Record feature: record, play back and share
Полезная информация
🎶 Калимба и игра разных мелодий
КАК СЫГРАТЬ ЛЮБУЮ МЕЛОДИЮ НА КАЛИМБЕ — ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
Научиться играть на калимбе может каждый человек, даже не имеющий представления о музыкальной грамоте. Правда ли это Действительно, научиться извлекать звуки, нажимая и отпуская пластинки-язычки, не так уж сложно. Кроме того, в сети можно найти табулатуры — специальные схемы с обозначениями, когда и какие язычки следует нажимать, чтобы сыграть определенную мелодию на калимбе.
Казалось бы, что может быть проще. Приобрел понравившийся инструмент, потренировался извлекать звуки пальцами, открыл табы и разучивай любимые мелодии.
Хочешь, играй «Калинку-малинку»
А хочешь — саундтрек из «Пиратов Карибского моря»
Однако уже на этом этапе у человека, совершенно не имеющего представления о нотной грамоте, могут возникать сложности. Попробуем разобраться, а для этого совсем чуть-чуть углубимся в теорию музыки.
Почти все знакомые нам инструменты настроены по законам единой системы под названием диатоника, и могут издавать одинаковые по высоте звуки. Благодаря этому их можно объединять в ансамбли и оркестры.
рис. 1 — фортепиано, флейта
и другие инструменты с непрерывным звукорядом
рис. 3 — шестиструнная гитара
Как видим, у привычных нам инструментов звуки, издаваемые с помощью клавиш или струн, выстраиваются в ряд, где самый низкий звук находится на самой крайней ступеньке слева, а самый высокий — на крайней правой ступеньке.
Любая калимба также имеет настройку. Один язычок — одна нота, то есть собственная высота звука. В отличие от аутентичных инструментов, именуемых у себя на родине мбирами, современные «европейские» калимбы также настроены в диатонической системе.
рис. 4 — восьмиязычковая калимба до-мажор
Принципиальное отличие в том, что звуки (язычки) африканского инструмента располагаются от центра в стороны, но не последовательно, а через один.
Схематически это выглядит так:
рис. 5 — калимба до-мажор на 8 язычков
Что ж, скажете вы, просто в древнем инструменте несколько иной принцип расположения звуков. Но ведь зная этот принцип, несложно будет воспроизвести любую мелодию. Совершенно верно! Но только в том случае, если выбранные табулатуры и ваш инструмент совпадут по тональности. Не зря ранее мы уточнили, что на рисунке 4 представлен звукоряд калимбы именно в до-мажоре.
Почему вот такая последовательность звуков называется гамма до-мажор, а не как-то иначе, и какие существуют гаммы, речь пойдет чуть позже.
рис. 6 гамма до-мажор
А пока мы подошли вплотную к ключевой проблеме многих любителей: если калимба изначально настроена в другой тональности, у вас может не получаться воспроизвести музыку «как на видео в YouTube» или по найденным в интернете табам.
И, скорее всего, из всего вышесказанного вам понятно только одно — чтобы сыграть мелодию на калимбе с любой настройкой, неплохо бы хотя бы минимально разобраться в тональностях, ступенях, музыкальных интервалах и ладах.
Чтобы было проще понять суть, приведем пример с человеческим голосом. Допустим, вы решили исполнить песенку, но у вас никак не выходит взять самую высокую ноту. В таких случаях говорят, что для данного голоса тональность произведения слишком высокая. Чтобы исполнить песню, «вытянув» голосом все звуки, вам придется понизить тональность. То же самое и наоборот: если какая-то нота для вас слишком низкая, вам потребуется повысить тональность песни.
Перенос мелодии из одной тональности в другую принято называть транспонированием. Существует несколько способов транспонирования. После освоения данной темы для вас не составит большого труда изменить тональность на соответствующую настройкам вашего инструментам. Например, если у вас калимба до-мажор, а на видео в интернете человек исполняет мелодию на калимбе соль-мажор, потребуется применить навык транспонирования и все получится!
Существует альтернативный способ — настройка калимбы посредством изменения положения язычков. Для этого потребуется специальный инвентарь. Но данный способ может быть целесообразен лишь в том случае, если вы хотите раз и навсегда перестроить свой инструмент в более популярную тональность. Специалисты не рекомендуют прибегать к этому способу, так как всякий серьезный (не сувенирный) инструмент изготавливается с учетом идеального звучания в конкретной тональности. Впрочем, навык вам обязательно пригодится — для чистого и стройного звучания калимба периодически нуждается в настройке.
Послушайте «неправильные» с точки зрения европейца, но такие чарующие звуки аутентичной калимбы
Что можно сыграть в приложении kalimba
Что означают буквы на язычках калимбы на рисунках? Каким нотам соответствуют язычки? Что такое строй инструмента? У Вас появились подобные вопросы?
Эта тема создана для тех, кто делает первые шаги в мир музыки в качестве начинающего музыканта. Не всем в жизни довелось получить музыкальное образование.
Ответы на эти и подобные вопросы могут помочь Вам самостоятельно учиться играть на калимбе, понять как настраивать и перестраивать её.
Названия нот знают все. На рисунке вы можете увидеть те самые буквенные обозначения, которые видите на схемах для настройки калимбы. Также показано каким нотам эти буквы соответствуют. На рисунке одна октава.
Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте ноты помогают октавы.
На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук.
На рисунке выше изображена одна октава. Для наглядности мы демонстрируем всё на клавиатуре фортепиано. Что такое октава?
Привычная нам последовательность нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
Октава — это расстояние между двумя клавишами с одинаковыми названиями. Например, расстояние от ноты РЕ до следующей ноты РЕ образует одну октаву. В каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных.
На этом рисунке показан 5-ти октавный синтезатор. Так же даны названия октав. Строй обычных калимб позволяет играть ноты малой октавы и первой октавы.
Для записи нот от ДО до СИ в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Обратите внимание, что ноту СИ обозначает не буква B, а H. Буквой B обозначают СИ-БЕМОЛЬ (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов всё чаще это правило нарушается).
Сравните. На первой картинке изображены обозначения нот «по-правилам». На второй картинке так же нет ошибки, такое обозначение нот обычно используется при игре на калимбе.
Немного терминологии. Пост №8
Альтерация – это изменение высоты основных ступеней звукоряда (основные ступени звукоряда, например, ДО-МАЖОР – это до ре ми фа соль ля си) (См. пост №9).
Знаки альтерации. Пост №9
Снова вернемся к клавиатуре фортепиано. До этого мы обращали внимание только на белые клавиши. Теперь посмотри на черные.
Каждая октава состоит не из 8 нот ( ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО), а из 12. Если смотреть на клавиатуру фортепиано и читать их по порядку то получится так: ДО, ДО-ДИЕЗ, РЕ, РЕ-ДИЕЗ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ, ЛЯ-ДИЕЗ, СИ, ДО. Или в латинской системе: C, C#, D, D#, E, F, F#, G,#, A#, B.
В нотах и настройке калимбы часто встречаются «знаки альтерации», условно говоря диезы и бемоли.
Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук. Посмотрите, как это выглядит в нотах:
Что можно сыграть в приложении kalimba
Настройка калимбы. Пост № 22
Нагляднее всего пентатоника видна в пентатоник-калимбе с 11 язычками. Возьмем строй G-МАЖОР. Почему настраивается именно так?
Для начала смотрим гамму СОЛЬ-МАЖОР (См. пост №15).
G, A, B, C, D, E, F#. Мы видим, что эта гамма мажорная и в ней присутствуют все 7 ступеней, а нам нужно 5. Мы можем отсчитать от ноты G интервалы (представляем клавиатуру) G-тон-A-тон-B-3 полутона-D-тон-E. Получается G,A,B,D,E.
Или смотрим гамму G, A, B, C, D, E, F# и убираем из нее IV и VII ступени (ноты). И получаем G,A,B,D,E.
Для того, что бы настроить калимбу мы просто от язычка к язычку повторяем эту последовательность нот по-кругу. Таким образом можно построить пентатонику от ЛЮБОЙ ноты! и получить совсем разный вид строя. Таким же образом можно эксперементировать с этническими и неэтническими ладами. Берем ноты лада, если их семь убираем определенные ступени (или считаем интервалы), если их пять, то настраиваем язычки по-кругу повторяя ноты.
Мажорные и минорные трезвучия. Пост №24
Для того чтобы понять, как образуются аккорды снова представим клавиатуру фортепиано.
Разберем аккорды, которые присутствуют на вкладыше. Представим расположение аккордов G,C (мажорные трезвучия) на фортепиано. Если посчитать полутона между ними можно увидеть определенную закономерность.
Аккорды в названии которых встречается буква «m», например Em, Bm, Am это минорные трезвучия. Их особенность состоит в том, что расстояние между нотами отличается от мажорного. В мажоре 4 полутона+3 полутона. В миноре наоборот 3 полутона+4 полутона.
Аккорды dim и sus. Пост №25
Sus – это аккорды с задержаниями. такие аккорды создают ощущение неразрешенности, напряженности мелодии. Для того чтобы образовать такой аккорд надо вторую ноту мажорного аккорда повысить на пол тона (чтобы сделать из мажорного аккорда минорный мы понижали вторую ноту на пол тона, теперь наоборот).
Игра аккордами. Пост №26
Аккорды можно играть по-разному.
1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.
В примере представлены варианты игры аккорда С. Игра аккордами не ограничивается представленными на картинке, можете придумать собственные варианты.
Упражнение. Пост №27
Вот такие упражнения по арпеджио предлагаются на сайте калимбамэджик.
В некоторых аккордах добавляются ноты, которые не присутствуют в изначальных аккордах.
1. Для Альто и Требл калимб. В арпеджио аккорда G, показанное на рис.1, были добавлены ноты, которых не было в этом аккорде, дважды. Второй аккорд С. Одна нота не из аккорда была добавлена в арпеджио. Ноты в аккорде играются по одной за раз. Можно сначала подниматься, затем опускаться по аккорду. И смотрите, возможно ли добавить одну или две ноты не из аккорда, чтобы сделать мелодию более интересной.
2. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МАЖОР предлагается арпеджио по аккордам 1. G (Соль-мажор) 2. Em (Ми-минор) 3. A (Ля-мажор) 4. D (Ре-мажор).
3. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МИНОР.
Обращение аккордов. Пост №28
Для того, чтобы украсить аккорд или сделать его более звучным мы добавляли к нему дополнительные ноты. Но существует еще один способ сделать звучание аккорда более интересным или просто более высоким. До этого мы разбирали только аккорды с основным положением нот. Любой аккорд можно сыграть несколькими вариантами. Например, аккорд ДО-МАЖОР (С), ноты в нем располагаются последовательно ДО, МИ, СОЛЬ. Но для того, чтобы сыграть обращение аккорда можно вместо ДО, МИ, СОЛЬ сыграть МИ, СОЛЬ, ДО или СОЛЬ, ДО, МИ. Чтобы на калимбе сыграть ДО-МАЖОР (С) не обязательно играть именно ту последовательность нот, которая указана во вкладыше. Рассмотрим варианты обращений на примере трезвучий ДО-МАЖОР и СОЛЬ-МАЖОР.
Игра по нотам. Пост №29
Для того, чтобы не ограничивать свой репертуар уже подобранными мелодиями для калимбы, стоит научиться играть по нотам. Это не так сложно как кажется.
Стандартная последовательность нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
На рисунке изображены те ноты, которые можно будет сыграть на калимбе стандартного строя. Для того, чтобы разбирать мелодии, написанные нотами не обязательно учить наизусть все ноты и их расположение, если часто играть по нотам, то они выучатся сами собой. Но для начала лучше постараться запомнить основные названия нот (и их расположение), которые бросаются в глаза, и от них уже можно будет по-порядку отсчитать и вычислить нужную ноту.
На рисунках ниже показаны расположения нот на нотном стане и их названия.
Расположение нот на калимбе. Пост №30
Схемы, приведенные ниже помогут вам вычислить нужную ноту в мелодии.
Мелодия, записанная нотами. Пост №31
Для начала потренируемся на простой мелодии Fais Do-Do. Для того, чтобы сыграть эту мелодию нам не обязательно учить длительности нот (об этом пойдет речь дальше). Можно послушать аудио (партия флейты) и сыграть мелодию с услышанным мотивом, как бы ориентируясь на внутреннее чутье. Можно даже пропеть мелодию.
Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки, или паузы, в мелодии указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Можно сравнить с предложениями на которые разделяется текст.
Теперь с помощью схем (См. Пост №30) вычисляем, где находятся нужные нам ноты и играем их. Когда ноты идут подряд друг за другом (например в такте №9 или №14-15) не обязательно высчитывать каждую ноту, проще играть их просто друг за другом (См. Пост №12). Если потренироваться, то довольно быстро можно будет сыграть мелодию целиком.
Пост №35 Потихоньку подходим к теме «Транспонирование».
Умение транспонировать очень важно для расширения репертуара на калимбе. Транспонирование часто применяют в случае невозможности или трудоемкости исполнения оригинальной мелодии. Ведь проще изменить мелодию, написанную в нотах, чем постоянно изменять строй калимбы.
*Тональность, которая чаще всего используется при игре на калимбе СОЛЬ-МАЖОР. Если посмотреть на таблицу, то можно увидеть, что в этой тональности один ДИЕЗ при ключе.
**Тоника соответствует названию тональности. Например мелодия у нас написана в тональности СОЛЬ МАЖОР, значит тоника у нас будет СОЛЬ. Или мелодия написана в ДО ДИЕЗ МИНОР, значит тоника ДО ДИЕЗ.
Пост №36. Практика. Определим тональность этих мелодий.
Голубой вагон.
1. Знаков при ключе нет, значит эта мелодия написана либо в ля миноре, либо в до мажоре.
2. Смотрим на последнюю ноту. Это ЛЯ. т.к. одна из тональностей так и называется ЛЯ МИНОР, значит мы без труда определяем, что мелодия написана в ЛЯ МИНОРЕ.
Пост №37. Транспонирование.
Транспонирование, транспозиция — перекладывание пьесы из одной тональности в другую.
Есть несколько способов транспонирования.
1. Самый простой, это набрать мелодию в программе, например Guitar Pro (я пользуюсь MuseScore) и просто выбрать там функцию транспонирования. Жмем в программе Guitar Pro меню «Инструменты», далее на «Транспонировать». В появившемся окне из выпадающего списка выбираем количество тонов для переноса и пользуемся.
4. Обычно в руководствах по музыкальной грамоте встречается еще один способ, но он мне показался довольно сложным и я его не использую. Здесь придется использовать знания о ступенях звукоряда (См. пост № 16). Сначала берем нашу мелодию, в данном случае, записанную в тональности ФА мажор, подписываем каждую ноту, какой ступенью гаммы эта нота является. Потом для наглядности, можно записать гамму СОЛЬ мажор и подписать ступени этой гаммы. Далее смотрим с какой ступени гаммы начинается оригинальная мелодия и записываем ноту соответствующую этой ступени в нужной нам тональности. То есть, получается что при переносе из одной тональности в другую порядковый номер ступеней гаммы не меняется, что в первой мелодии, что во второй подписанные цифры останутся одинаковыми, поменяется лишь высота ноты. Например, наша мелодия начинается с V ступени гаммы (с ДО), V ступень гаммы СОЛЬ мажор, это РЕ, значит записываем ноту РЕ, дальше III ступень гаммы, это СИ и т.д.