Что можно сыграть на губной гармошке

Что можно сыграть на губной гармошке

Что можно сыграть на губной гармошке

Табы для губной гармошки. ТОП5 самых популярных композиций

Мы проанализировали статистику посещений страниц нашего самоучителя и хотим поделиться с вами списком самых популярных табулатур для губной гармошки.

А перед этим расскажем несколько интересных фактов.

Факт 1: каждый месяц приблизительно 3000 человек в поисковых системах ищут не «табы для губной гармошки», а загадочное «табу губной гармошки» 🙂

Факт 2: Как вы думаете, сколько человек вписывает правильный запрос «табы для губной гармошки»? Вы не поверите, но их меньше — всего 2000 человек.

Напоминаем, что все табулатуры с детальными аудиопримерами на губной гармонике и минусами для репетиций находятся здесь. А в верхнем меню сайта вы можете выбирать, какие табы (табулатуры) вас интересуют: для начинающих, для продолжающих, или для продвинутых.

А вот и ТОП 5 табулатур (табов) для губной гармоники:

5 место: Summertime

Напоминаем, что в нашем самоучителе вы найдёте более 60-ти композиций с табулатурами.

К каждой композиции нами детально подготовлены:

1) аудиопримеры, сыгранные на губной гармошке,
2) табы (табулатуры) — это упрощенный способ записывания нот для губной гармошки, который понятен даже людям, не владеющими музыкальной грамотой.
3) А также минусы (аудиофонограммы) для того, чтобы каждую композицию, разучивая, вы могли играть под аккомпанемент.

А если вы хотите научиться играть без табулатур, создавать собственные композиции, импровизировать и уверенно играть под аккомпанемент, то приглашаем вас на наш Полный 5-шаговый онлайн курс по игре и импровизации на губной гармошке.

Табы для губной гармошки

Что же такое табы для губной гармошки и с чем их едят? Зачем они нужны? Как по ним играть? Чем табы для губной гармошки отличаются от табулатур для других музыкальных инструментов? С чего начинать, если вы новичок? На что обращать внимание? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Итак. Табы для губной гармошки — ещё их называют табулатуры — это упрощённый способ записывания нот, композиций, мелодий в виде указания вдохов и выдохов на заданных отверстиях губной гармошки.

Чем они удобны? Чтобы играть по табам на губной гармошке не нужно знать нот. Всё, что надо, это понимать, где на гармошке первое отверстие, а где десятое. Благо, на инструменте это обычно указано.

Какие бывают табы для губной гармошки и как они обозначаются?

Чаще всего встречается способ записывания с плюсом и минусом перед цифрой. Цифра в данном случае номер отверстия на губной гармошке. Плюс — это выдох на этом отверстии. Минус — вдох.

Например гамма До мажор в таком виде записывается так:

Второй частый вид табов на губной гармошке пишется с круглыми скобками вместо минуса. Плюс в нём не пишут.

Здесь 4 — это четвёртое отверстие на выдох,

а (4) — оно же на вдох.

Ещё часто можно встретить такой вариант:

Здесь 4 — это вдох, +4 — выдох.

Используют также способ, где вдоховая нота берётся в кружок:

Иногда табы для губной гармошки обозначаются в виде стрелок под цифрами. Цифры — всё те же отверстия. Стрелка вверх — это выдох. Стрелка вниз — вдох. Для большего понимания можно провести аналогию: при вдохе воздух идёт по груди вниз, при выдохе поднимается из лёгких вверх.

Более продвинутые музыканты добавляют к цифровым обозначениям ноты.

Чем табы для губной гармошки отличаются от, например, табулатур для гитары? В гитарных табах ноты обозначаются буквами, а аккорды набором этих букв. Например Am, Dm.

В случае губной гармошки вам надо знать только номера отверстий и не заучивать никаких обозначений. Аккорды на вдох пишутся в круглых скобках, на выдох — в квадратных:

(123) — одновременный вдох на отверстиях 1,2 и 3

[234] — одновременный выдох в отверстиях 2,3 и 4

(45) — одновременный вдох на отверстиях 4 и 5

(14) — октава на вдох на отверстиях 1 и 4

[56] — одновременный выдох в отверстиях 5 и 6

Часто в композициях на губной гармошке используются бенды. То есть понижение ноты на полтона, тон или полтора тона. Используются они на вдоховых нотах. С бендами табы на губной гармошке выглядят так:

Самый распространённый способ с апострофом над цифрой

Бывает и такое обозначение:

Как вы видите, интуитивно становится понятно, где полтона, где тон и т.д.

Повышение ноты на полтона называется овербендом и обозначается следующими способами:

+1о +4о — ноты на выдох

или с кружком над цифрой

Встречаются и другие табы для губной гармошки. Но они редки и в них тоже всё обычно понятно. Главное разобраться, где вдох, а где выдох.

Но если с написанием табов для губной гармошки всё ясно, то с тем, как по ним играть чуть сложнее. Дело в том, что в табулатуре для гармошки не указываются паузы и длительности нот. И для того, чтобы сыграть композицию, её нужно услышать в аудиопримере. Однако, сегодня в интернете полно этих записей, поэтому сложности сыграть знакомую или незнакомую мелодию на самом деле нет.

На нашем сайте есть раздел «Табы для губной гармошки», который в верхнем меню нашего самоучителя обозначен, как «Композиции. (Табы)». В нём вы найдёте не только множество табулатур известных композиций, которые мы постоянно пополняем. Но также вы найдёте аудиопримеры этих композиций в оригинальном исполнении и в исполнении на губной гармошке. Ещё мы подготовили для вас минусовые записи, чтобы вы могли с удовольствием и радостью репетировать под них. И записи в плюсе, для более удобного прослушивания сложных моментов. В них минус не мешает сосредоточиться на губной гармошке.

С каких табулатур лучше начинать играть?

Мы советуем начинать с простых композиций, без бендов. Лучше всего вообще не играть бенды как можно дольше. Пусть ваши губы привыкнут держать только одно отверстие, не задевая соседние. Пусть ваше дыхание станет свободней и расслабленней, а игра мягче и нежнее. Постепенно берите композиции посложнее, где будет больше нот. Скоро вы станете чувствовать себя по-настоящему уверенно в игре одиночными нотами. Теперь можете найти табы для губной гармошки, где есть бенды, и можете пробовать играть по ним.

Итак, допустим вы нашли табулатуру для губной гармошки. Выбрали несложную композицию без бендов. Взяли в руки свою губную гармошку и готовы начинать.

Как же играть по табам на губной гармошке?

Мы дадим алгоритм, которым можно смело пользоваться.

Надеемся, что эта статья была вам полезна и верим в ваш успех. Удачи!

Источник

Как научиться играть на губной гармошке

Какой есть маленький и компактный музыкальный инструмент, который можно прихватить с собой в любое путешествие или на встречу с друзьями? Конечно, губная гармошка. Освоить игру на этом музыкальном инструменте и стать харпером, а именно так называют музыканта играющего на губной гармонике, может каждый. Надо проявить терпение, внимание и освободить немного времени для упражнений.

История создания губной гармошки

Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Христиану Баушману. В 1821 году человек, далекий от музыки, — немецкий часовщик Х. Ф. Л. Баушман — изобретает музыкальный инструмент и дает ему название аура. Аура состояла из железной пластины с пятнадцатью отверстиями, которые закрывались стальными язычками. Свое изобретение мастер использует как камертон. Извлечь звук из ауры можно было только на выдохе, ноты располагались в хроматическом порядке. В дальнейшем ауру стали дорабатывать другие мастера, и появилась губная гармошка.

Основное конструкторское решение в изготовление инструмента внес некий мастер Рихтер. Он сделал гармонику с десятью отверстиями и двадцатью язычками для игры на вдохе и на выдохе. Именно в таком виде инструмент получил свое название mundgarmonika (духовой орган). Настройка гармоники производилась с использованием диатонического звукоряда.

Что можно сыграть на губной гармошке

Большой вклад в развитие гармоники внесла фирма «Хонер». Бизнесмен и предприниматель Матиас Хонер стал крупнейшим производителем губных гармошек в 1857 году. Именно в этой фирме появилась хроматическая губная гармоника, что позволило значительно расширить музыкальный репертуар.

Этот музыкальный инструмент относится к большой семье аэрофонов. В эту группу входит большое количество духовых инструментов, а также аккордеон и гармонь:

Видеоурок для начинающих.

Виды губных гармошек

Инструмент губная гармоника представляет собой две пластинки, оснащенные язычками. Первая пластинка работает на выдохе, вторая на вдохе. Пластинки помещены в корпус, который закрывается двумя накладками. На каждой пластине делают прорези разной длины, над ними крепятся язычки соответствующего размера. При вдохе или выдохе, воздух проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Таким образом, из инструмента извлекается звук.

Губные гармошки бывают двух видов:

Как научиться играть на губной гармошке

Прежде всего, надо выбрать подходящий инструмент. Для начинающих подойдут гармоники с тональностью С-мажор, диатонического звукоряда с десятью отверстиями. Чаще всего для того чтобы научится играть, выбирают гармонику фирмы Honer Marine Band, но можно воспользоваться инструментами других фирм.

Чтобы оценить свою игру и видеть прогресс от занятий, нужно иметь какое-либо звукозаписывающее устройство, например, диктофон или видеокамеру.

Учится играть лучше перед зеркалом. Зеркало поможет оценить правильность исполнения, например, при игре надо двигать инструмент, а не голову.

Для достижения хороших результатов от занятий надо запастись терпением и временем. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не терять приобретенный навык.

Первые шаги в игре

Для начала нужно правильно взять инструмент в руки. Для этого цифры, которые находятся над отверстиями, должны быть расположены к учащемуся. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если дунуть в любые три отверстия губной гармошки одновременно, то получится аккорд до мажор.

При игре на гармонике С-мажор в основном используется выдох, это называется игрой первой позиции или «прямой гармошкой». Такая игра подходит для простых мелодий и для исполнения музыки в стиле фолк. Таким образом, под любую мажорную мелодию можно импровизировать на гармонике, не выходя за средние отверстия, но обязательным условием будет правильная тональность инструмента.

Необходимо запомнить следующие:

Для того чтобы освоить игру по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Проще всего начинать обучение с извлечения аккорда:

Освоив эти три аккорда по очереди, можно приступать к упражнениям:

После того как запомнятся аккорды, можно переходить к дальнейшему обучению.

Видео

Этот видеурок будет особенно полезен тем, кто только приступает к осваиванию инструмента.

Источник

Что можно сыграть на губной гармошке

Что можно сыграть на губной гармошке

Губная гармошка: советы и рекомендации

От простого к сложному

Будьте последовательны: продвинутыми музыкантами не рождаются, а становятся после долгих тренировок. Сначала освойте азы правильного дыхания, научитесь правильно извлекать чистые одиночные ноты на губной гармошке, потом переходите к бендам, играйте мелодии, а уже потом можно подходить к основам импровизации и сложным ритмам. Мастерство приходит незаметно.

Пусть игра на губной гармошке доставляет вам радость

Главный принцип музыкальной педагогики, как и медицины: «Не навреди!». Иногда избыток упражнений может вызвать утомление и неприязнь к инструменту. Лучше выучить одну вещь качественно, чем браться за несколько и испытать разочарование. Заканчивайте свое занятие тогда, когда вам еще хочется заниматься.

Берегите гармонику – и она ответит вам взаимностью

Губная гармошка не любит резких температурных перепадов и сырости. Рекомендуется перед игрой нагреть гармонику в руках до температуры человеческого тела. Для продления жизни гармошки нужно ее носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Время от времени инструмент необходимо вытряхивать, удаляя накопившуюся слюну и частички грязи. Тогда она долго будет радовать вас своим звучанием.

Занимайтесь на своей гармонике регулярно

Старайтесь каждый день уделять внимание игре на гармонике, хотя бы по 15 минут. Редкие, но продолжительные занятия принесут меньше пользы.

Руки – рабочий инструмент каждого гармониста

Начинающим рекомендуется играть с открытыми ладонями. Но исполнители с опытом должны знать, что тембр губной гармошки во многом зависит от объема камеры, которую вы создаете ладонями. Желательно плотно сжимать ладони, создавая препятствие для воздуха. Попеременно открывая и закрывая камеру, вы создаете эффект тремоло, применяемый к длинным нотам, особенно в конце музыкальных фраз. Также интересен квакающий звук (вау-вау), получающийся при изменении положения рук.

Начинающим часто тяжело на вдохе извлекать звук из второго отверстия губной гармошки. Объяснение этому — неправильное дыхание. Часто доходит до смешных случаев, когда человек приносит губную гармошку обратно в магазин и требует ее заменить… Прямо в магазине пробует другие гармоники и тут оказывается, что буквально все гармоники «какие-то бракованные».

Совет: чтобы убедиться, что с гармоникой всё в порядке, сыграйте ноту на втором отверстии, одновременно вдыхая также и носом. Заиграла? О чудо! Но чтобы все-таки научиться правильно дышать, а это чуть ли не самое главное в игре на губной гармонике, над этим надо будет поработать.

Губная гармошка требует уважения

Играть на гармошке необходимо по возможности стоя. Только так можно дышать правильно: выпрямиться, расправить плечи, расслабить тело и дать поработать диафрагме.

Определенные сложности могут возникнуть при исполнении промежуточных бендов на втором и третьем отверстиях. Звук может стать глухим и сиплым. Ищите оптимальное положение языка, которое заставит бенды звучать сочнее и выразительнее.

Развивайте чувство ритма

Наличие природного чувства ритма – это неплохо, но от работы над ритмическим рисунком произведения это вас не освобождает. В этом вам поможет обычный метроном. Аналоги метронома, кстати, легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, осваивайте сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.

Нужно продуманно распределять нагрузку

Оптимального результата можно добиться, если грамотно прилагать усилия к музыкальным занятиям на губной гармошке: репетировать упорно, но с перерывами, не доводя себя до изнеможения. Иначе гармоника может быстро надоесть начинающему гармонисту. Мгновенных успехов ожидать не стоит: все музыкальные инструменты требуют от нас терпения и регулярных занятий. Получайте удовольствие от игры – это поможет вам достичь совершенства.

Губная гармошка. Всегда под рукой.

Губная гармоника достаточно удобна, чтобы носить ее с собой постоянно. Тренироваться можно в любую свободную минутку: вы будете прогрессировать на глазах и через несколько месяцев не узнаете себя.

Музыка ищет слушателя

После нескольких недель занятий на губной гармошке, когда вы уже справляетесь с несколькими несложными произведениями, попробуйте сыграть там, где есть люди: на крылечке перед домом или в городском парке. Так вы постепенно приучите себя не бояться публичных выступлений и подготовитесь к своему первому выступлению.

Не гонитесь за количеством в ущерб качеству

Лучше знать всего несколько мелодий, но исполнять их хорошо, чем десяток – посредственно.

Добивайтесь красивого звучания

Работайте над техникой с самого начала занятий. Осваивайте бенды – приемы понижения звука, используйте их грамотно и уместно. Это самый технически сложный прием игры, на изучение которого могут уйти месяцы: помните о терпении.

Губы не прижимают к гармошке, а плотно обхватывают ее. При этом соприкасается с инструментом только внутренняя, влажная поверхность губ. Сначала это покажется сложным, но вскоре вы научитесь играть одиночные ноты, держа гармошку глубоко во рту. Чем глубже вы обхватываете губную гармошку, тем лучше и «мясистее» ее звук.

Совершенствуйте свою технику

Один из хороших способов развивать свое мастерство игры на губной гармошке – регулярно играть гаммы в разных позициях (тональностях), а также различные упражнения.

Избегайте ошибок в исполнении

При регулярном повторении одной и той же ошибки ваша мышечная и, связанная с ней моторная память, запоминает неправильную информацию, и исправиться потом будет достаточно сложно. Поэтому старайтесь играть на губной гармошке в медленном темпе, но правильно, так мышцы запомнят верную позицию и качество вашей игры улучшится.

Развивайте музыкальную память

Если вы начали разучивать мелодию по табам или нотам, постарайтесь в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Играйте по памяти, вкладывайте душу в это произведение. Пусть не с первого раза, но обязательно должно получиться. Одновременно будет развиваться музыкальный слух, и с каждым разом запоминать фразы будет все легче.

Напевая мелодию, вы запоминаете ее

Еще один способ облегчить запоминание – пропеть или просвистеть мелодию, протопать или прохлопать ритм. Если не получается, тренируйтесь еще.

Импровизация – следующая ступень мастерства

Вы уже научились быстро запоминать мелодию, теперь пришло время разнообразить ее, добавляя импровизацию. Прочтите статью «Как играть блюз на губной гармошке» и… главное, чтобы результат вам нравился.

Оригинальная манера игры и точное звучание

Главное для мастера – хорошее чувство ритма и качественный звук. Свою индивидуальность вы можете проявлять в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным.

Найдите образцы для подражания

Игра виртуозов – лучший учебник для начинающих исполнителей. Носите с собой не только гармошку, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их, когда позволяют обстоятельства.

Композиции для гармоники – не только блюз

Многие музыканты, как правило, используют гармонику для исполнения блюзовых мелодий. Однако блюз – далеко не единственное поле для применения губной гармошки. Есть и другие направления: джаз, классика, рок, бардовская песня, даже попса, русская, немецкая, ирландская, скандинавская народная музыка – выбор огромен. Расширение репертуара поможет вам в полной мере овладеть техникой игры на этом инструменте. Кроме того, у вас могут появиться новые поклонники.

Есть и другие инструменты

Для более глубокого понимания природы музыки попробуйте овладеть еще одним инструментом. Лучше всего подойдет гитара, ведь она часто сопровождает выступление гармониста. Профессиональной игры не требуется, достаточно научиться играть для собственного удовольствия. В дальнейшем это поможет вам лучше взаимодействовать с партнерами-музыкантами.

Объединяйте фразы на губной гармошке

Короткие мелодические фразы повторяются, объединяясь в более длинные. Не стесняйтесь вставлять собственные мелодии, запоминайте то, что получилось, и продолжайте играть в измененном виде.

Губная гармоника любит компанию

Соло на гармошке звучит замечательно, но действительно раскрыть ее потенциал можно только в сопровождении других инструментов. Обычно это гитара. Примечательно, что из двух не очень умелых музыкантов может получиться неплохой дуэт: совместные репетиции служат отличным стимулом для работы над техникой.

Управляйте динамикой звука

Если начинающие стремятся к максимальной громкости и четкости звука, то более опытные музыканты стараются добиться ясности звучания при тихой игре. Варьирование громкости способствует раскрытию потенциала инструмента. Работа с ритмом и звуковой динамикой – задача на перспективу для совершенствующегося исполнителя.

Учитесь играть в коллективе

Вы уже неплохо играете и импровизируете, и вот результат: вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в группе проходит по особым правилам: нужно ждать момента, когда можно солировать, не перебивая других. Признак мастерства гармониста, выступающего в ансамбле, заключается в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже в стороне не останетесь.

Обсуждайте свою игру с коллегами

Старайтесь прослушивать записи своей игры в ансамбле, составлять собственное мнение, а потом просите высказаться других музыкантов. Эта практика поможет вам осознать свою роль в ансамбле: солируете вы, выступаете в промежутке между вокальными фразами или исполняете проигрыши. Правильно понятые критические замечания только способствуют самосовершенствованию.

Источник

Что можно сыграть на губной гармошке

Что можно сыграть на губной гармошке

Что такое позиции на губной гармошке

Научиться играть в разных позициях на губной гармошке означает научиться играть в разных тональностях.

Многие ошибочно полагают, что имея губную гармошку в тональности, например, «до мажор» они смогут играть только и исключительно композиции в данной тональности. Но это распространенное убеждение вообще не соответствует действительности.

На губной гармошке можно сыграть в абсолютно любой тональности, только в некоторых тональностях (позициях) сделать это будет легче, в других — сложнее.

Всего в музыке существует 12 тональностей — ровно столько сколько и нот. Все мы знаем 7 основных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (которым соответствуют белые клавиши на фортепиано), но между некоторыми нотами есть еще дополнительные ноты. Возможно вы о них тоже слышали: до диез, ми бемоль, фа диез, ля бемоль, си бемоль (им соответствуют чёрные клавиши на фортепиано).

Итак: сколько нот — столько существует и тональностей.

Абсолютно любую мелодию можно сыграть в любой тональности: в одной тональности она будет звучать по одному, в другой тональности она будет звучать выше, в третьей — она может звучать ниже (басовыми звуками). Но сама мелодия от этого не меняется и останется узнаваемой. Если бы вы услышали гимн своей страны спетый мужским басом, или женским высоким голосом, сам гимн бы от этого не поменялся — поменялась бы только тональность.

На губной гармошке, хоть и можно сыграть в абсолютно любой тональности любую композицию, в определённых позициях (тональностях) это сделать намного комфортнее и легче (удобное расположение нот на губной гармошке), в других же позициях (тональностях) это сделать достаточно неудобно, да и звучит не слишком красиво (позиции, в которых очень неудобное расположение нот и где встречается много овербендов).

Так сложилось, что на губной гармошке «удобных» позиций (тональностей) всего шесть, то есть учить прийдётся в два раза меньше тональностей 🙂

Кроме того у каждой мажорной тональности (в которых исполняются более весёлые мелодии) есть своя, так называемая параллельная тональность, которая является минорной. Ноты этих тональностей абсолютно одинаковые. Единственное отличие мажорной позиции от минорной — это основная нота тональности (об этом подробно будет рассказано в статье с описанием всех гамм).

То есть гармонисты используют всего шесть позиций и к тому же половина из них — это мажорные тональности, а вторая половина — это параллельные (то есть абсолютно одинаковые по составу нот) минорные тональности.

В результате нам необходимо выучить всего навсего три основных звукоряда и тогда мы сможем играть на одной гармошке аж в шести позициях, то есть тональностях.

Если вдруг нам понадобиться сыграть композцию в той тональности, которую наша губная гармошка не будет «покрывать» (то есть играть в этой позиции будет неудобно), то нам достаточно будет взять губную гармонику другой тональности и сыграть эту композицию в комфортной для нас позиции (тональности).

Гармонисты привыкли называть тональности словом «позиция», более того мы ещё их пронумеровали.

Сейчас мы рассмотрим самые удобные позиции на губной гармошке:

На губной гармошке «до мажор» удобно будет играть в следующих тональностях (позициях):

1) в первой позиции, то есть в тональности «до мажор», а также в параллельной ей тональности — «ля минор» (четвертая позиция).

2) во второй позиции, то есть в тональности «соль мажор», а также в параллельной ей тональности — «ми минор» (пятая позиция).

3) в двенадцатой позиции, то есть в тональноси «фа мажор», а также в параллельной ей тональности — «ре минор» (третья позиция).

Для того, чтобы легко начать играть в каждой из этих позиций (тональностей), необходимо поиграть и привыкнуть к порядку и расположению нот в гамме той или иной тональности.

Помимо этого, играя в разных позициях композиции, вы неосознанно приучаете себя к расположению нот той или иной тональности.

В этом курсе мы подготовили 20 известных композиций, в различных музыкальных стилях. Каждую из этих композиций, в зависимости от того мажорная она (весёлая) или минорная (грустная) можно сыграть в трёх разных тональностях (позициях).

Если композиция мажорная (весёлая), то её можно сыграть в первой (до мажор), второй (соль мажор) и двенадцатой позиции (фа мажор).

Если композиция минорная (грустная), то её комфортно будет играть в одной из минорных тональностей: третьей позиции (ре минор), четвёртой (ля минор), либо пятой позиции (ми минор).

Рекомендуем разобрать и выучить все эти композиции во всех описанных позициях и тогда вы очень хорошо начнёте разбираться в каждой из шести позиций, в которых легко играть на губной гармошке.

Но перед тем, как вы приступите к изучению композиций, рекомендуем вам поиграть гаммы этих шести тональностей.

Переходите к статье с описанием всех гамм и тональностей и поиграйте гаммы каждой из шести позиций, минуя остальные менее удобные позиции (хотя никто вам не запрещает попробовать разобраться и с другими тональностями 🙂 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *