Что можно строить на землях лесного фонда для рекреации
Что можно строить на землях лесного фонда для рекреации
С 01.03.2022 ст. 41 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 301-ФЗ). См. будущую редакцию.
ЛК РФ Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 41 ЛК РФ
1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 18.12.2018 N 471-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Что можно строить на землях лесного фонда для рекреации
Опубликовано письмо Минстроя России №53335-ИФ/09 от 06.12.2021 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».
Указанные индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 №326/пр, с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов РФ за III квартал 2021 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Вышеупомянутое письмо №53335-ИФ/09 подготовлено в дополнение к письмам Минстроя России №46012-ИФ/09 от 25.10.2021, №47672-ИФ/09 от 01.11.2021, №48346-ИФ/09 от 06.11.2021, №48642-ИФ/09 от 09.11.2021, №49637-ИФ/09 от 15.11.2021, №50934-ИФ/09 от 22.11.2021, №50719-ИФ/09 от 22.11.2021, №52935-ИФ/09 от 02.12.2021.
В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в IV квартале 2021 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).
В качестве приложения к данному письму включены:
• ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года для Центрального федерального округа (ЦФО);
• ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года для ЦФО, Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Южного федерального округа (ЮФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Сибирского федерального округа (СФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);
• ИИСС СМР по объектам строительства «Электрификация железных дорог» и «Железные дороги» на IV квартал 2021 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, ПФО, СФО.
Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму и ранее опубликованным письмам Минстроя России, будут указаны дополнительно.
Другие публикации по теме:
Что можно строить на землях лесного фонда для рекреации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 ноября 2020 г. № 908 “Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.119 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:
1. Утвердить Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Д.Н. Кобылкин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2020 г.
Утверждены
приказом Минприроды России
от 09.11.2020 № 908
Правила
использования лесов для осуществления рекреационной деятельности
I. Общие положения
3. Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и (или) на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды рекреационной деятельности.
Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. 2
В случае, если виды рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, противоречат требованиям настоящих Правил, такие виды деятельности на землях лесного фонда не допускаются.
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в случае невозможности соблюдения охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускается.
5. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. 4
Размещение таких некапитальных строений и сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками.
6. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
II. Права и обязанности лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности
7. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги 5 ;
г) возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности 8 ;
д) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
8. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
а) составлять проект освоения лесов 9 ;
б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
д) подавать ежегодно лесную декларацию 10 ;
е) представлять отчет об использовании лесов 11 ;
ж) представлять отчет об охране лесов от пожаров 12 ;
з) представлять отчет о защите лесов 13 ;
и) представлять отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении 14 ;
к) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке 15 ;
л) соблюдать меры санитарной безопасности в лесах 16 ;
м) осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов 17 ;
н) осуществлять рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сразу после прекращения эксплуатации, утраты функциональных свойств или гибели таких объектов 18 ;
п) представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр 19 ;
р) выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.
1 Часть 4 статьи 41 Лесного кодекса.
2 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.
3 Часть 3 статьи 41 Лесного кодекса.
4 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.
5 Часть 1 статьи 13 Лесного кодекса.
6 Пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5135).
7 Часть 2 статьи 41 и часть 7 статьи 21 Лесного кодекса.
8 Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса.
9 Часть 1 статьи 88 Лесного кодекса.
10 Часть 2 статьи 26 Лесного кодекса.
11 Часть 1 статьи 49 Лесного кодекса.
12 Часть 1 статьи 60 Лесного кодекса.
13 Часть 1 статьи 60.11 Лесного кодекса.
14 Часть 1 статьи 66 Лесного кодекса.
15 Часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса.
16 Часть 1 статьи 60.3 Лесного кодекса.
17 Часть 1 статьи 60.7 Лесного кодекса.
18 Часть 6 статьи 21 Лесного кодекса.
19 Часть 4 статьи 91 Лесного кодекса.
Обзор документа
В целях организации отдыха, туризма и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут в т. ч. организовывать туристические станции, тропы и трассы, проводить пешеходные, велосипедные и конные прогулки. На участках, не занятых деревьями и кустарниками, допускается возведение некапитальных строений.
При невозможности охраны редких растений, занесенных в Красную книгу, использование лесов для указанной деятельности не допускается.
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Наиболее полная информация о землях рекреационного назначения
Индустрия отдыха и туризма занимает отдельное место в экономике государства, а также туристических компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому на земли, где можно организовать такой бизнес, всегда есть спрос.
Статья даёт исчерпывающую информацию о правилах их эксплуатации и возможностях оформления в аренду.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Основное понятие
Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:
Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке. Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.
Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.
Какие участки относятся к категории особо охраняемых зон?
Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:
Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.
Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту. Участки могут располагаться:
Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям.
Земли должны быть пригодны для нижеследующего:
Кто является собственником
Этот вид земель не изъят из оборота и не ограничен в обороте, но при их использовании предусмотрен специальный правовой режим. Если такие участки ранее были оформлены в частную собственность, до признания таковых землями рекреационного назначения, их изъятие не допускается, если не возникли нужды федерального значения. Регламент пользования устанавливается в соответствии с целевым назначением, а также согласно нормам статьи 262 ГК РФ.
Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Собственником рекреационных зон федерального значения является государство. В определённых случаях у частных собственников допускается изъятие ЗУ, но только для реализации государственных программ, если они захватывают территории жилых секторов населённых пунктов. В этом случае изъятие происходит на основании выкупа по соглашению сторон. В качестве примера можно привести строительство объектов для проведения Олимпиады.
Зоны отдыха регионального масштаба остаются в обладании местных властей, и принадлежат администрации населённого пункта.
Если до выдела в рекреационные зоны они были оформлены в частную собственность, допускается обременение публичным сервитутом. По соглашению может оформляться частный сервитут.
Правила использования
Физические, юридические лица и ИП, занимаясь туристическим, спортивным бизнесом, или оказывая сопутствующие этому бизнесу услуги, не вправе претендовать на оформление таких участков в собственность. Эти правила распространяются на них, даже при условии возведения строений, которые могут принадлежать частным лицам. С разрешения региональных или федеральных властей они могут оформить право аренды, но только при условии использования земель по целевому назначению.
При проведении строительства санаториев, профилакториев, спортивных комплексов и прочих объектов, соответствующих целевому назначению, оформлять аренду ЗУ вправе как учредитель компании, предоставляющей услуги в области туризма, так и строительная компания, выступающая застройщиком капитальных объектов, предназначенных под дальнейшую эксплуатацию для отдыхающих.
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.
Кроме перечисленного, недопустимо проводить такие виды работ, которые могут повредить поверхность почвы, изменив её уникальные свойства в результате отравлений ядохимикатами, механическими повреждениями. А также проводить деятельность, допускающую нарушение экологии в зоне рекреации. Это касается и правообладателей прилегающих земельных участков, относящихся к другим категориям земель.
Аренда территорий лесного фонда для рекреации
Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.
Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.
Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ. После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.
Что можно строить?
Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:
То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.
Что требуется?
Для возведения построек арендатор обязан:
Что нельзя возводить?
Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.
В частности, нельзя строить:
Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.
Стоимость и сроки
Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ. Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.
Возможность выкупа
Такая процедура невозможна, так как земли лесного фонда не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.
Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:
В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после перевода земель в другую категорию.
В документ вносятся следующие сведения:
На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.
Споры и порядок их решения
Так как регламент использования таких земель обеспечивается специальными положениями, могут возникать ситуации, вызывающие споры о нормах использования и правилах эксплуатации. В первую очередь они могут быть связаны с вопросом о нецелевом использовании арендованных участков.
Контроль над исполнением норм целевого использования возложен:
Представители этих органов вправе проводить проверки по использованию земельных массивов рекреационного значения, надзирать за исполнением установленного регламента.
Госзем контроль уполномочен:
Все вопросы, связанные с нарушением имущественных прав юридических лиц рассматриваются в арбитражном суде. Здесь же могут решаться вопросы о прекращении права аренды, возмещении материального ущерба и т.п. Обращаться следует в арбитражный суд по месту расположения лесного массива.
Земли рекреации входят в состав особо охраняемых зон. Используются для отдыха граждан, спортивных, туристических и лечебно-оздоровительных целей. Принадлежат государству, могут передаваться в аренду. Иногда допускается оформление в собственность, по решению Правительства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на землях, занятых лесами
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с осуществлением градостроительной деятельности на землях лесного фонда и иных землях, занятых лесами.
Федеральным законом устанавливаются особенности строительства, реконструкции, капитального ремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, а также порядок возведения и эксплуатации на этих землях некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В частности, предусматривается, что предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства и определённые с учётом разрешённых видов использования лесов требования к таким объектам, за исключением линейных объектов, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом изменяется порядок осуществления следующих видов использования лесов: для осуществления рекреационной деятельности; для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений; для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Запрещается при использовании лесов строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, отнесённых к жилым домам, за исключением случаев использования лесов в целях осуществления религиозной деятельности.
Федеральный закон расширяет перечень видов деятельности, допускаемых к осуществлению в защитных лесах, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.
Например, в некоторых защитных лесах разрешается строительство и эксплуатация велосипедных и беговых дорожек.
Кроме того, Федеральным законом уточняются правовые нормы, касающиеся проведения государственной (муниципальной) экспертизы проектов освоения лесов, перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иных категорий, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда.
Предусматриваются переходные положения, необходимые для реализации установленных Федеральным законом требований.