Что можно спросить в зоопарке
Что можно спросить в зоопарке
Автор: Титова Светлана Александровна
Организация: МДОУ Старомайнский детский сад № 5
Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Интеграции: познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем.
Развивать связную речь. Расширять словарный запас за счет имен существительных, обозначающих животных и имен существительных во множественном числе, обозначающих детенышей животных.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Активизация словаря: зоопарк, экскурсия, экскурсовод, ветеринар.
Индивидуальная работа: закреплять названия детенышей.
Средства:
— мультимедийный проектор для презентации;
— картинки с изображением животных (целые и разрезанные на четыре-шесть частей);
— игрушки, изображающие животных;
— макеты (иллюстрации) с изображением среды обитания животных;
Предварительная работа:
— рассматривание иллюстраций на тему «Обитатели зоопарка»;
— чтение книг о животных;
— приобретение дидактических игр «Кто что ест?», «Кто есть кто?», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Послушайте загадку и догадайтесь, куда мы отправимся.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
Воспитатель: Вы, наверное, догадались, куда мы с вами сегодня отправимся? (В зоопарк)
Воспитатель: А кто был в зоопарке? (Ответы детей)
Воспитатель: Я сейчас буду передавать мяч по кругу, тот, у кого окажется мяч, называет животное, которое может жить в зоопарке. (Ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в зоопарк, вам нужно отгадать загадки про животных, правильный ответ будет входным билетом. Слушайте внимательно:
Загадки:
Длинный хобот вместо носа.
В жаркий день в нем воду носит.
Машет словно парусами.
Этот добрый великан –
Житель дальних жарких стран.
Фруктов может съесть пять тонн
Серый африканский … (слон).
Он огромный и усатый,
И, к тому же, полосатый.
Если встретишь, не до игр!
В джунглях это – царь зверей!
Всех на свете одолев,
Может, я известен вам
С именем «гиппопотам»?
А народ меня зовёт
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно … (обезьяна).
Это кто с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
У него спокойный нрав,
Сверху вниз глядит … (жираф).
Воспитатель: Молодцы, ребятки!Прежде чем начнется наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения, с которыми мы знакомы.
Поиграем в игру «Можно — нельзя».
Я говорю вам правило, а вы мне скажите, можно это делать или нет.
1. «Нельзя наблюдать за животными»;
2. «Можно подходить близко к клеткам»; (нельзя, а тем более просовывать руки в клетки, ведь это дом животных, и они будут его защищать)
3. «Нельзя ухаживать за животными»;
4. «Можно в зоопарке шуметь»; (нельзя, ведь животные привыкли к тишине, и шум их может раздражать)
5. «Нельзя любоваться животными»;
6. «Можно кормить животных посторонним».(нельзя, животное может отравиться)
Воспитатель: Правильно, ребята, вы молодцы, знаете все правила поведения, поэтому мы смело можем отправляться в путешествие по зоопарку.
Воспитатель: Ребята, а кто работает в зоопарке? Кто ухаживает за животными? Кто следит за здоровьем зверей? (ответы детей).
Воспитатель: В зоопарке работает экскурсовод, который рассказывает посетителям о животных. Запомним это слово. Сейчас я буду экскурсоводом и расскажу вам о животных.
Воспитатель-экскурсовод показывает и рассказывает по слайдам, а дети дополняют рассказ.
Это бурый медведь. Шкура у медведя густая и жесткая. Мишка, сладкоежка: мед, сахар, конфеты, пряники, печенье – его любимое лакомство. Он играет с бревнами, машинными шинами, а летом купается в бассейне, весело фыркает, отряхивается и брызгает на стоящих рядом с вольером людей.
Познакомьтесь, это волк. Его привезли из темного леса-тайги со сломанной лапкой, он был совсем еще маленьким волчонком, когда его подобрали охотники. У него серая шкура, и он немного похож на собаку. Питается хищник мясом, рыбой, яйцами.
Это пятнистый олень. Она очень пугливая. Поэтому тихо, спокойно за ней нужно наблюдать, чтобы не напугать. Ее шкура гладкая и пятнистая. Любимое лакомство оленя: сено, ветки деревьев, кора, овощи.
Это обезьяна. Она живет в жарких странах на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы- обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных. Предлагаю отдохнуть на стульчиках.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Медведь».
Ходит по лесу медведь (Ходьба медведя)
Хочет сесть и посидеть.
Где ж такое место есть, (Разводят руками перед собой)
Чтобы мог медведь присесть?
То высок пенек, (Правая рука перед грудью)
То торчит сучок, (Левая рука на поясе, правая сжата в кулачок, указательный палец торчит)
То мокрый мох, ох! (Развести руками перед собой)
То низкий пень, (Присесть)
Ту густая тень. (Руки поднять)
Нет хорошего местечка! (Взяться за голову)
Эта сказка о медведе, о медведе привереде!
Давайте поиграем в игру «Назови детенышей». (Игра проводится с мячом.)
У медведицы – (медвежата).
У зайчихи – (зайчата).
У волчицы – (волчата).
У тигрицы – (тигрята).
У слонихи – (слонята).
У страуса – (страусята).
У жирафа – (жирафята).
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка.
Тигры – любимцы зоопарка. Тигрицу привезли в зоопарк из цирка на отдых, потому что она очень устала выполнять трюки. А тигренок еще маленький. Он очень любит резвиться, играть. Он забирается на клетку и греет свою полосатую шкурку. Тигр – это хищное животное, поэтому он очень любит мясо.
Павлин – очень красивая птица, с большим разноцветным хвостом, на солнце его перья переливаются всеми цветами радуги. У павлина очень красивый и громкий голос, когда он поет, распускает свой хвост.
Ребята, чтобы лучше запомнить всех животных зоопарка, давайте сложим картинки с их изображением.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Подойдите, пожалуйста, к столам. (Действия детей).
Ведущий: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Добавь словечко», и узнаем, кто еще живет в нашем зоопарке.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
Сильный, гривастый, царь зверей … (лев).
Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).
Очень медлительные … (черепахи).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке?
Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, животным нужно отдыхать, а нам пора возвращаться в детский сад!
Итог.
-Где мы с вами сегодня были?
-Кто работает в зоопарке?
-Какие правила мы соблюдали в зоопарке?
-Каких зверей видели?
-Какой зверь понравился больше?
-Вам было интересно на занятии?
-Кто испытывал затруднения, когда мы играли в игры?
«Клетка — это защита от человека»: как устроены зоопарки и этично ли водить туда детей
Современное общество очень экологично и толерантно. Мы сортируем мусор, чтобы уберечь природу, отказываемся от натуральной кожи, выбираем косметику, которую не тестируют на животных. И считаем, что в зоопарки лучше не ходить, потому что там мучают диких зверей. Но так ли это на самом деле? Мы решили разобраться.
Первый исторический зверинец
С древнейших времен люди использовали животных, чтобы подчеркнуть свою силу и статус: кто-то собирал коллекции диких зверей, кто-то устраивал кровавые бойни. Например, король Англии Генрих III в 1235 году завел трех леопардов. Чуть позже у него появился белый медведь, потом слон, быки и птицы. Зверинец Генриха III существовал почти 300 лет, переходя от одного английского короля к другому, пока на трон не взошла Елизавета I, которая сделала зверинец доступным для простых людей. А еще королева любила стравливать медведей с собаками в специальных ямах.
Затем зверинец перешел к Якову I, который тоже был любителем кровавых зрелищ. Нужно сказать, что животные в то время вообще жили ужасно — они содержались в тесных клетках, поддавались жестокой дрессировке, их плохо кормили. Ходили слухи, что им наливали алкоголь, чтобы они легче переносили контакты с людьми и кровавые бойни.
Самой частой едой хищников были мертвые кошки и собаки — их приносили посетители «зоопарка» в качестве платы за вход
Единственными привилегированными животными в зверинце Якова I были львы — король кормил их молоком из бутылочек, которые делал сам.
В целом, дела королевского зверинца с каждым годом становились все хуже и хуже. Животные содержались в грязи, часто погибали из-за антисанитарии и проблем со здоровьем, в их желудках часто находили гвозди и другие крепежные изделия. В начале XIX века исторический зверинец и вовсе думали закрыть — там в живых осталось лишь 8 животных, хотя раньше их были сотни. Но, к счастью, в то время смотрителем был назначен Альфред Копс, который не дал зверям погибнуть. При нем королевская коллекция разрослась до 280 особей.
В 1828 году в Лондоне был открыт первый в мире зоопарк для научных целей. Через два года Альфред передал туда всю свою коллекцию животных. Спустя 17 лет зоопарк разрешили посещать туристам.
Зоопарки в России
Предшественниками современных зоопарков в России были заповедники великих князей и царей. Например, Иван Грозный имел несколько дворов с зверьми. А его любимым развлечением были сражения вооруженного рогатиной человека с медведем. Царь Алексей Михайлович держал в своей усадьбе в Измайлово китайских гусей, фазанов, оленей и кабанов. А в Летнем саду Петра I жили соболи, орлы, журавли и даже синяя лисица.
Первый зоопарк в России появился в 1864 году в Москве на Пресненских прудах. Зоопарк в Санкт-Петербурге был открыт через год. Люди толпами приходили смотреть на животных, живущих в тесных металлических клетках. Тогда зоопарки считались развлечением и возможностью познакомиться с другим неизвестным миром, никто не думал об этической стороне вопроса.
Сотрудники зоопарков вынуждены убивать около 200 «лишних» животных в год
Первым об этом заговорил в 1907 году немецкий предприниматель Карл Хагенбек, он коллекционировал диких животных и первым стал обустраивать просторные вольеры, где воссоздавал условия дикой природы. Тогда же зоологи начали активно заниматься популяризацией диких и вымирающих видов. Начали появляться некоммерческие организации, которые устанавливали стандарты для владельцев зоопарков и аккредитовывали их.
В 1924 году в СССР создали Добровольное общество охраны природы. Через 6 лет в ВООПе появился отдел животных. В 1959 году было организовано первое Международное общество защиты животных. А спустя еще 22 года оно превратилось во Всемирную федерацию.
Наиболее популярной тема зоопарков стала в 2010-х, особенно в Европе — во многом из-за того, что 2014 году в Копенгагенском зоопарке убили здорового жирафа, потому что там стало слишком много жирафов. Оказалось, что это распространенная практика. И в среднем сотрудники зоопарков вынуждены убивать около 200 «лишних» животных в год.
В 2019 году в интервью «Городу 812» бывший директор Ленинградского зоопарка Иван Корнеев подтвердил такую тактику обращения с лишними животными:
«По большому счету, проблема с лишними животными — это следствие меркантильности зоопарка: когда рождается детеныш, вырастает посещаемость. В принципе, с этим сталкивается любой зоопарк, и в Ленинградском зоопарке это происходило во все времена.
— В Ленинградском зоопарке часто отсеивают лишних животных?
— Были случаи, когда мы усыпляли животных.
Разные группы исследователей проводили опросы, которые показывали, что основная цель посетителей — это не познакомиться с животными, как заявляли зоопарки, а «прогуляться с друзьями или семьей». И это доказывает, что в смысле отношения к животным общество вернулось на несколько веков назад.
«Клетка нужна не для того, чтобы животное не убежало, а чтобы человек туда не вошел»
Как на самом деле чувствует себя животное в неестественной среде обитания, знает Юлия Исламова. Она специалист по коррекции поведения собак и несколько лет проработала в Ленинградском зоопарке:
«Когда я работала с волками, у меня почти год ушел на то, чтобы завоевать их доверие. Чтобы я могла спокойно приносить им еду, заходить к волчатам в родильный домик, проверять, все ли в порядке, обрабатывать раны. Помню, что когда волки начали подпускать меня к себе, я могла спокойно сидеть с ними по полчаса в вольере, заниматься своими делами. Сначала я, конечно, обращала внимание на людей по ту сторону. А потом перестала — и мне, и животным было плевать на то, что происходит за стеклом.
А в это время снаружи собиралась гигантская толпа — всем было интересно посмотреть на человека в одной клетке с волком
Люди пытались со мной разговаривать, задавали вопросы. Но со временем я перестала их слышать. Иногда они что-то кидали, чтобы привлечь мое внимание. Но когда это происходит десятки раз за день, ты уже просто не реагируешь. На самом деле, то, что я сидела столько времени в вольере, это не очень хорошая практика. Потому что при частых контактах животные начинают думать, что люди для них безопасны. А это не так.
Важно понимать, что для животных клетка — это не ограда от свободы, как думают люди. Это защита от человека, возможность чувствовать себя в безопасности. Клетка нужна не для того, чтобы животное не убежало, а чтобы человек туда не вошёл.
Животному важно ощущать собственную безопасность и понимать, что никто на его территорию не пролезет. То есть животные не мыслят в направлении: «О боже! Я буду сидеть в клетке, а на меня будут глазеть!»».
Юлия также подчеркивает, что большинство животных, которые сегодня находятся в зоопарках — это звери, которые выросли в зоопарке и привыкли к вниманию человека. Они просто не готовы к жизни в дикой природе и могут там погибнуть.
Есть ли у зоопарков плюсы
Владимир Кревер, один из основателей WWF в России и научный руководитель программы по сохранению биоразнообразия, считает, что зоопарки выполняют две первоочередные задачи: культурно-просветительскую и научную или природоохранную:
«В зоопарках была обнаружена масса биологических нюансов, которые, скорее всего, не увидели бы в природе. Более того, зоопарки сохранили ряд видов, которые исчезли в дикой природе. Все зубры, например, были убиты еще до начала Второй мировой войны. Но потом биологи собрали в зоопарке всех оставшихся в живых зверей и стали восстанавливать их в дикой природе. Благодаря этому зубров сейчас уже больше трех тысяч ходит. И таких примеров очень много.
Но это если мы говорим о государственных зоопарках, а не о частных зверинцах, которые почему-то тоже начали называть себя зоопарками. Это вообще другая история. Поскольку я считаю, что для большинства животных телесный контакт с человеком — это всегда негативные эмоции. По-моему, есть крайне мало зверей, которые с радостью сами идут на контакт с людьми».
Владимир считает, что дискуссия о плюсах и минусах зоопарков может продолжаться бесконечно. Есть люди, которые занимают крайне радикальные позиции — либо «за», либо «против». Тут нет средней точки соприкосновения во мнениях. И обе стороны не очень хотят слышать друг друга.
Главные минусы зоопарков
Юрий Корецких, председатель «Альянса Защитников Животных» выступает против зоопарков. По его мнению, обществу уже давно пора осознать и принять концепцию, что содержать диких животных в клетках — это негуманно и противоестественно: «Да, бывают исключения, когда животное можно поместить в ограниченное пространство для каких-то временных манипуляций или ради его спасения. Но, в целом, человечество должно отказаться от практики содержания животных в маленьких закрытых пространствах, особенно ради развлечения».
Оксана Данилова, эксперт по индустрии развлечений с животными общественной организации «Голоса за животных», тоже считает, что современные зоопарки руководствуются прежде всего интересами людей, а не животных. На первом месте стоит удовлетворение любопытства посетителей, их развлечение и получение за счет этого прибыли:
«На маленьком пространстве собирают сотни животных из разных климатических зон, ведущих разный образ жизни, и все подгоняется под удобство людей. Поэтому в зоопарках звери часто ограничены тесными клетками с бедной средой, хотя в природе слоны, например, могут проходить десятки километров в день. Животных, ведущих ночной образ жизни, демонстрируют днем.
Зверей из жарких стран помещают в холодный климат и наоборот — белых медведей размещают на жаре
Ведущие стайный или стадный образ жизни животные вынуждены взаимодействовать в лучшем случае с одним-двумя сородичами. Часто звери не имеют возможности укрыться от людей — для этого не хватает пространства. Это лишь часть претензий к зоопаркам».
По ее мнению, многие виды, которые сегодня есть в зоопарках, уже не относятся к редким, поэтому они не участвуют в программах по сохранению, а демонстрируются лишь ради интереса: «Если ставить целью изучение животных, то зоопарк дает представление только о внешнем виде животного, но не может показать его поведение в естественной среде, что искажает общее представление.
Для изучения животных, воспитания в детях любви и уважения к ним, полезнее будет показывать их в естественной природе. Для этого можно путешествовать хотя бы по окрестностям своей области и учить детей наблюдать за местными животными и птицами, что уже делают некоторые сообщества. Можно съездить в приюты и реабилитационные центры для животных, где ребенок сможет проявить эмпатию и заботу. Например, в Ленинградской области есть Центр реабилитации диких животных «Сирин». В школьную программу хорошо было бы включить уроки биоэтики, чтобы с юных лет прививать детям уважение к животным».
Нет объективных критериев для оценки уровня жизни в зоопарке
«Говорить о том, что зоопарки — это плохо, что животные в них мучаются, нельзя. Есть зоопарки, где условия соблюдаются идеально. Существуют показатели продолжительности жизни, которые в неестественной среде обитания у четвероногих намного выше. Это объясняется нормальным питанием, отсуствием стресса из-за хищников и ветеринарным сопровождением.
Однако утверждать, что всем животным в зоопарках хорошо, тоже будет неправильно. Есть зоопарки победнее, у которых не хватает средств на масштабную реконструкцию. Но это не значит, что владельцы таких мест любят мучить животных. Им просто нужны деньги.
Нет объективных критериев для оценки уровня жизни в зоопарке. Обратитесь к работнику конкретного места, куда вы хотите сходить, он довольно быстро расскажет, насколько условия содержания конкретного зверя соотвествуют его потребностям. Потому что в одном и том же зоопарке условному зубру может быть хорошо, а медведю плохо. Обратите внимание на размер клетки, покрытия пола, кормление, внешний вид зверя, достаточно ли он упитан — тут речь не только о худобе, но и о переедании», — считает Владимир Кревер.
Если вы хотите быть идеальным посетителем зоопарка, который не наносит вред животным за клеткой при посещении зоопарка, то стоит придерживаться некоторых советов от бывшего работника зоопарка Юлии Исламовой:
«На самом деле, все, что нужно от человека, который посещает зоопарк, это чтобы ему были интересны животные. Чтобы он отчетливо понимал, что звери не заинтересованы в общении с людьми. Что он пришел на их территорию, где должен быть наблюдателем в естественной среде обитания», — говорит Юлия.
По материалам Zoological Society of London, Zоо– Encyclopedia Britannica (24 March 2017), World’s First Zoo — Hierakonpolis (Hierakonpolis, Egypt, Archaeology Magazine), «Scientific» Observations at the Zoo,»Towards the Biopark: The Zoo That Is Not», The Animal Game: Searching for Wildness at the American Zoo, KQED — Are Zoos Good or Bad for Animals
Фото на обложке: Shutterstock / Anastasia Grig