Что можно спросить в зоопарке

Что можно спросить в зоопарке

Автор: Титова Светлана Александровна

Организация: МДОУ Старомайнский детский сад № 5

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна

Интеграции: познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем.

Развивать связную речь. Расширять словарный запас за счет имен существительных, обозначающих животных и имен существительных во множественном числе, обозначающих детенышей животных.

Воспитывающие:

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Активизация словаря: зоопарк, экскурсия, экскурсовод, ветеринар.

Индивидуальная работа: закреплять названия детенышей.

Средства:

— мультимедийный проектор для презентации;

— картинки с изображением животных (целые и разрезанные на четыре-шесть частей);

— игрушки, изображающие животных;

— макеты (иллюстрации) с изображением среды обитания животных;

Предварительная работа:

— рассматривание иллюстраций на тему «Обитатели зоопарка»;

— чтение книг о животных;

— приобретение дидактических игр «Кто что ест?», «Кто есть кто?», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Послушайте загадку и догадайтесь, куда мы отправимся.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём

И смотреть зверей идём?

Воспитатель: Вы, наверное, догадались, куда мы с вами сегодня отправимся? (В зоопарк)

Воспитатель: А кто был в зоопарке? (Ответы детей)

Воспитатель: Я сейчас буду передавать мяч по кругу, тот, у кого окажется мяч, называет животное, которое может жить в зоопарке. (Ответы детей)

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в зоопарк, вам нужно отгадать загадки про животных, правильный ответ будет входным билетом. Слушайте внимательно:

Загадки:

Длинный хобот вместо носа.

В жаркий день в нем воду носит.

Машет словно парусами.

Этот добрый великан –

Житель дальних жарких стран.

Фруктов может съесть пять тонн

Серый африканский … (слон).

Он огромный и усатый,

И, к тому же, полосатый.

Если встретишь, не до игр!

В джунглях это – царь зверей!

Всех на свете одолев,

Может, я известен вам

С именем «гиппопотам»?

А народ меня зовёт

В зоопарке, в синей клетке

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожи, ест бананы

Кто? Конечно … (обезьяна).

Это кто с длиннющей шеей

Здесь под солнцем рожки греет?

У него спокойный нрав,

Сверху вниз глядит … (жираф).

Воспитатель: Молодцы, ребятки!Прежде чем начнется наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения, с которыми мы знакомы.

Поиграем в игру «Можно — нельзя».

Я говорю вам правило, а вы мне скажите, можно это делать или нет.

1. «Нельзя наблюдать за животными»;

2. «Можно подходить близко к клеткам»; (нельзя, а тем более просовывать руки в клетки, ведь это дом животных, и они будут его защищать)

3. «Нельзя ухаживать за животными»;

4. «Можно в зоопарке шуметь»; (нельзя, ведь животные привыкли к тишине, и шум их может раздражать)

5. «Нельзя любоваться животными»;

6. «Можно кормить животных посторонним».(нельзя, животное может отравиться)

Воспитатель: Правильно, ребята, вы молодцы, знаете все правила поведения, поэтому мы смело можем отправляться в путешествие по зоопарку.

Воспитатель: Ребята, а кто работает в зоопарке? Кто ухаживает за животными? Кто следит за здоровьем зверей? (ответы детей).

Воспитатель: В зоопарке работает экскурсовод, который рассказывает посетителям о животных. Запомним это слово. Сейчас я буду экскурсоводом и расскажу вам о животных.

Воспитатель-экскурсовод показывает и рассказывает по слайдам, а дети дополняют рассказ.

Это бурый медведь. Шкура у медведя густая и жесткая. Мишка, сладкоежка: мед, сахар, конфеты, пряники, печенье – его любимое лакомство. Он играет с бревнами, машинными шинами, а летом купается в бассейне, весело фыркает, отряхивается и брызгает на стоящих рядом с вольером людей.

Познакомьтесь, это волк. Его привезли из темного леса-тайги со сломанной лапкой, он был совсем еще маленьким волчонком, когда его подобрали охотники. У него серая шкура, и он немного похож на собаку. Питается хищник мясом, рыбой, яйцами.

Это пятнистый олень. Она очень пугливая. Поэтому тихо, спокойно за ней нужно наблюдать, чтобы не напугать. Ее шкура гладкая и пятнистая. Любимое лакомство оленя: сено, ветки деревьев, кора, овощи.

Это обезьяна. Она живет в жарких странах на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы- обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных. Предлагаю отдохнуть на стульчиках.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Медведь».

Ходит по лесу медведь (Ходьба медведя)

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, (Разводят руками перед собой)

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенек, (Правая рука перед грудью)

То торчит сучок, (Левая рука на поясе, правая сжата в кулачок, указательный палец торчит)

То мокрый мох, ох! (Развести руками перед собой)

То низкий пень, (Присесть)

Ту густая тень. (Руки поднять)

Нет хорошего местечка! (Взяться за голову)

Эта сказка о медведе, о медведе привереде!

Давайте поиграем в игру «Назови детенышей». (Игра проводится с мячом.)

У медведицы – (медвежата).

У зайчихи – (зайчата).

У волчицы – (волчата).

У тигрицы – (тигрята).

У слонихи – (слонята).

У страуса – (страусята).

У жирафа – (жирафята).

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка.

Тигры – любимцы зоопарка. Тигрицу привезли в зоопарк из цирка на отдых, потому что она очень устала выполнять трюки. А тигренок еще маленький. Он очень любит резвиться, играть. Он забирается на клетку и греет свою полосатую шкурку. Тигр – это хищное животное, поэтому он очень любит мясо.

Павлин – очень красивая птица, с большим разноцветным хвостом, на солнце его перья переливаются всеми цветами радуги. У павлина очень красивый и громкий голос, когда он поет, распускает свой хвост.

Ребята, чтобы лучше запомнить всех животных зоопарка, давайте сложим картинки с их изображением.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Подойдите, пожалуйста, к столам. (Действия детей).

Ведущий: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Добавь словечко», и узнаем, кто еще живет в нашем зоопарке.

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Сильный, гривастый, царь зверей … (лев).

Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).

Очень медлительные … (черепахи).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке?

Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, животным нужно отдыхать, а нам пора возвращаться в детский сад!

Итог.

-Где мы с вами сегодня были?

-Кто работает в зоопарке?

-Какие правила мы соблюдали в зоопарке?

-Каких зверей видели?

-Какой зверь понравился больше?

-Вам было интересно на занятии?

-Кто испытывал затруднения, когда мы играли в игры?

Источник

«Клетка — это защита от человека»: как устроены зоопарки и этично ли водить туда детей

Современное общество очень экологично и толерантно. Мы сортируем мусор, чтобы уберечь природу, отказываемся от натуральной кожи, выбираем косметику, которую не тестируют на животных. И считаем, что в зоопарки лучше не ходить, потому что там мучают диких зверей. Но так ли это на самом деле? Мы решили разобраться.

Первый исторический зверинец

С древнейших времен люди использовали животных, чтобы подчеркнуть свою силу и статус: кто-то собирал коллекции диких зверей, кто-то устраивал кровавые бойни. Например, король Англии Генрих III в 1235 году завел трех леопардов. Чуть позже у него появился белый медведь, потом слон, быки и птицы. Зверинец Генриха III существовал почти 300 лет, переходя от одного английского короля к другому, пока на трон не взошла Елизавета I, которая сделала зверинец доступным для простых людей. А еще королева любила стравливать медведей с собаками в специальных ямах.

Затем зверинец перешел к Якову I, который тоже был любителем кровавых зрелищ. Нужно сказать, что животные в то время вообще жили ужасно — они содержались в тесных клетках, поддавались жестокой дрессировке, их плохо кормили. Ходили слухи, что им наливали алкоголь, чтобы они легче переносили контакты с людьми и кровавые бойни.

Самой частой едой хищников были мертвые кошки и собаки — их приносили посетители «зоопарка» в качестве платы за вход

Единственными привилегированными животными в зверинце Якова I были львы — король кормил их молоком из бутылочек, которые делал сам.

В целом, дела королевского зверинца с каждым годом становились все хуже и хуже. Животные содержались в грязи, часто погибали из-за антисанитарии и проблем со здоровьем, в их желудках часто находили гвозди и другие крепежные изделия. В начале XIX века исторический зверинец и вовсе думали закрыть — там в живых осталось лишь 8 животных, хотя раньше их были сотни. Но, к счастью, в то время смотрителем был назначен Альфред Копс, который не дал зверям погибнуть. При нем королевская коллекция разрослась до 280 особей.

Что можно спросить в зоопарке

В 1828 году в Лондоне был открыт первый в мире зоопарк для научных целей. Через два года Альфред передал туда всю свою коллекцию животных. Спустя 17 лет зоопарк разрешили посещать туристам.

Зоопарки в России

Предшественниками современных зоопарков в России были заповедники великих князей и царей. Например, Иван Грозный имел несколько дворов с зверьми. А его любимым развлечением были сражения вооруженного рогатиной человека с медведем. Царь Алексей Михайлович держал в своей усадьбе в Измайлово китайских гусей, фазанов, оленей и кабанов. А в Летнем саду Петра I жили соболи, орлы, журавли и даже синяя лисица.

Первый зоопарк в России появился в 1864 году в Москве на Пресненских прудах. Зоопарк в Санкт-Петербурге был открыт через год. Люди толпами приходили смотреть на животных, живущих в тесных металлических клетках. Тогда зоопарки считались развлечением и возможностью познакомиться с другим неизвестным миром, никто не думал об этической стороне вопроса.

Что можно спросить в зоопарке

Сотрудники зоопарков вынуждены убивать около 200 «лишних» животных в год

Первым об этом заговорил в 1907 году немецкий предприниматель Карл Хагенбек, он коллекционировал диких животных и первым стал обустраивать просторные вольеры, где воссоздавал условия дикой природы. Тогда же зоологи начали активно заниматься популяризацией диких и вымирающих видов. Начали появляться некоммерческие организации, которые устанавливали стандарты для владельцев зоопарков и аккредитовывали их.

Что можно спросить в зоопарке

В 1924 году в СССР создали Добровольное общество охраны природы. Через 6 лет в ВООПе появился отдел животных. В 1959 году было организовано первое Международное общество защиты животных. А спустя еще 22 года оно превратилось во Всемирную федерацию.

Наиболее популярной тема зоопарков стала в 2010-х, особенно в Европе — во многом из-за того, что 2014 году в Копенгагенском зоопарке убили здорового жирафа, потому что там стало слишком много жирафов. Оказалось, что это распространенная практика. И в среднем сотрудники зоопарков вынуждены убивать около 200 «лишних» животных в год.

В 2019 году в интервью «Городу 812» бывший директор Ленинградского зоопарка Иван Корнеев подтвердил такую тактику обращения с лишними животными:

«По большому счету, проблема с лишними животными — это следствие меркантильности зоопарка: когда рождается детеныш, вырастает посещаемость. В принципе, с этим сталкивается любой зоопарк, и в Ленинградском зоопарке это происходило во все времена.

— В Ленинградском зоопарке часто отсеивают лишних животных?

— Были случаи, когда мы усыпляли животных.

Разные группы исследователей проводили опросы, которые показывали, что основная цель посетителей — это не познакомиться с животными, как заявляли зоопарки, а «прогуляться с друзьями или семьей». И это доказывает, что в смысле отношения к животным общество вернулось на несколько веков назад.

«Клетка нужна не для того, чтобы животное не убежало, а чтобы человек туда не вошел»

Как на самом деле чувствует себя животное в неестественной среде обитания, знает Юлия Исламова. Она специалист по коррекции поведения собак и несколько лет проработала в Ленинградском зоопарке:

«Когда я работала с волками, у меня почти год ушел на то, чтобы завоевать их доверие. Чтобы я могла спокойно приносить им еду, заходить к волчатам в родильный домик, проверять, все ли в порядке, обрабатывать раны. Помню, что когда волки начали подпускать меня к себе, я могла спокойно сидеть с ними по полчаса в вольере, заниматься своими делами. Сначала я, конечно, обращала внимание на людей по ту сторону. А потом перестала — и мне, и животным было плевать на то, что происходит за стеклом.

А в это время снаружи собиралась гигантская толпа — всем было интересно посмотреть на человека в одной клетке с волком

Люди пытались со мной разговаривать, задавали вопросы. Но со временем я перестала их слышать. Иногда они что-то кидали, чтобы привлечь мое внимание. Но когда это происходит десятки раз за день, ты уже просто не реагируешь. На самом деле, то, что я сидела столько времени в вольере, это не очень хорошая практика. Потому что при частых контактах животные начинают думать, что люди для них безопасны. А это не так.

Важно понимать, что для животных клетка — это не ограда от свободы, как думают люди. Это защита от человека, возможность чувствовать себя в безопасности. Клетка нужна не для того, чтобы животное не убежало, а чтобы человек туда не вошёл.

Что можно спросить в зоопарке

Животному важно ощущать собственную безопасность и понимать, что никто на его территорию не пролезет. То есть животные не мыслят в направлении: «О боже! Я буду сидеть в клетке, а на меня будут глазеть!»».

Юлия также подчеркивает, что большинство животных, которые сегодня находятся в зоопарках — это звери, которые выросли в зоопарке и привыкли к вниманию человека. Они просто не готовы к жизни в дикой природе и могут там погибнуть.

Есть ли у зоопарков плюсы

Владимир Кревер, один из основателей WWF в России и научный руководитель программы по сохранению биоразнообразия, считает, что зоопарки выполняют две первоочередные задачи: культурно-просветительскую и научную или природоохранную:

«В зоопарках была обнаружена масса биологических нюансов, которые, скорее всего, не увидели бы в природе. Более того, зоопарки сохранили ряд видов, которые исчезли в дикой природе. Все зубры, например, были убиты еще до начала Второй мировой войны. Но потом биологи собрали в зоопарке всех оставшихся в живых зверей и стали восстанавливать их в дикой природе. Благодаря этому зубров сейчас уже больше трех тысяч ходит. И таких примеров очень много.

Но это если мы говорим о государственных зоопарках, а не о частных зверинцах, которые почему-то тоже начали называть себя зоопарками. Это вообще другая история. Поскольку я считаю, что для большинства животных телесный контакт с человеком — это всегда негативные эмоции. По-моему, есть крайне мало зверей, которые с радостью сами идут на контакт с людьми».

Что можно спросить в зоопарке

Владимир считает, что дискуссия о плюсах и минусах зоопарков может продолжаться бесконечно. Есть люди, которые занимают крайне радикальные позиции — либо «за», либо «против». Тут нет средней точки соприкосновения во мнениях. И обе стороны не очень хотят слышать друг друга.

Главные минусы зоопарков

Юрий Корецких, председатель «Альянса Защитников Животных» выступает против зоопарков. По его мнению, обществу уже давно пора осознать и принять концепцию, что содержать диких животных в клетках — это негуманно и противоестественно: «Да, бывают исключения, когда животное можно поместить в ограниченное пространство для каких-то временных манипуляций или ради его спасения. Но, в целом, человечество должно отказаться от практики содержания животных в маленьких закрытых пространствах, особенно ради развлечения».

Что можно спросить в зоопарке

Оксана Данилова, эксперт по индустрии развлечений с животными общественной организации «Голоса за животных», тоже считает, что современные зоопарки руководствуются прежде всего интересами людей, а не животных. На первом месте стоит удовлетворение любопытства посетителей, их развлечение и получение за счет этого прибыли:

«На маленьком пространстве собирают сотни животных из разных климатических зон, ведущих разный образ жизни, и все подгоняется под удобство людей. Поэтому в зоопарках звери часто ограничены тесными клетками с бедной средой, хотя в природе слоны, например, могут проходить десятки километров в день. Животных, ведущих ночной образ жизни, демонстрируют днем.

Зверей из жарких стран помещают в холодный климат и наоборот — белых медведей размещают на жаре

Ведущие стайный или стадный образ жизни животные вынуждены взаимодействовать в лучшем случае с одним-двумя сородичами. Часто звери не имеют возможности укрыться от людей — для этого не хватает пространства. Это лишь часть претензий к зоопаркам».

Что можно спросить в зоопарке

По ее мнению, многие виды, которые сегодня есть в зоопарках, уже не относятся к редким, поэтому они не участвуют в программах по сохранению, а демонстрируются лишь ради интереса: «Если ставить целью изучение животных, то зоопарк дает представление только о внешнем виде животного, но не может показать его поведение в естественной среде, что искажает общее представление.

Для изучения животных, воспитания в детях любви и уважения к ним, полезнее будет показывать их в естественной природе. Для этого можно путешествовать хотя бы по окрестностям своей области и учить детей наблюдать за местными животными и птицами, что уже делают некоторые сообщества. Можно съездить в приюты и реабилитационные центры для животных, где ребенок сможет проявить эмпатию и заботу. Например, в Ленинградской области есть Центр реабилитации диких животных «Сирин». В школьную программу хорошо было бы включить уроки биоэтики, чтобы с юных лет прививать детям уважение к животным».

Нет объективных критериев для оценки уровня жизни в зоопарке

«Говорить о том, что зоопарки — это плохо, что животные в них мучаются, нельзя. Есть зоопарки, где условия соблюдаются идеально. Существуют показатели продолжительности жизни, которые в неестественной среде обитания у четвероногих намного выше. Это объясняется нормальным питанием, отсуствием стресса из-за хищников и ветеринарным сопровождением.

Однако утверждать, что всем животным в зоопарках хорошо, тоже будет неправильно. Есть зоопарки победнее, у которых не хватает средств на масштабную реконструкцию. Но это не значит, что владельцы таких мест любят мучить животных. Им просто нужны деньги.

Нет объективных критериев для оценки уровня жизни в зоопарке. Обратитесь к работнику конкретного места, куда вы хотите сходить, он довольно быстро расскажет, насколько условия содержания конкретного зверя соотвествуют его потребностям. Потому что в одном и том же зоопарке условному зубру может быть хорошо, а медведю плохо. Обратите внимание на размер клетки, покрытия пола, кормление, внешний вид зверя, достаточно ли он упитан — тут речь не только о худобе, но и о переедании», — считает Владимир Кревер.

Что можно спросить в зоопарке

Если вы хотите быть идеальным посетителем зоопарка, который не наносит вред животным за клеткой при посещении зоопарка, то стоит придерживаться некоторых советов от бывшего работника зоопарка Юлии Исламовой:

«На самом деле, все, что нужно от человека, который посещает зоопарк, это чтобы ему были интересны животные. Чтобы он отчетливо понимал, что звери не заинтересованы в общении с людьми. Что он пришел на их территорию, где должен быть наблюдателем в естественной среде обитания», — говорит Юлия.

По материалам Zoological Society of London, Zоо– Encyclopedia Britannica (24 March 2017), World’s First Zoo — Hierakonpolis (Hierakonpolis, Egypt, Archaeology Magazine), «Scientific» Observations at the Zoo,»Towards the Biopark: The Zoo That Is Not», The Animal Game: Searching for Wildness at the American Zoo, KQED — Are Zoos Good or Bad for Animals

Фото на обложке: Shutterstock / Anastasia Grig

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *