Что можно спросить у классного руководителя

18 советов классного руководителя, как общаться с родителями и вести себя с детьми

У каждого ребёнка был классный руководитель, а часто и не один. В каких-то школах он просто выполняет функции организатора, а для кого-то становится чуть ли не второй мамой. Редактор «Мела» Саша Шведченко сходила в свою школу и поговорила с учителем информатики с 20-летним стажем и классным руководителем Светланой Голосовой о том, как превратить класс в команду.

Об атмосфере в классе и знакомстве с детьми

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

1. За классным руководителем следят дети — маленькие и взрослые. И они, подобно лакмусовой бумажке, в два счёта считывают ложь и хитрость. Как только ты попытаешься от ребёнка что-то скрыть, он тут же это почувствует. Дальнейшие нормальные отношения с ним выстроить будет невозможно — рухнет всё и сразу.

2. Помимо того что классный руководитель учит детей и следит за успеваемостью в классе, он отвечает ещё и за микроклимат в коллективе. Причём это касается не только детей, но и родителей. Без них, кстати, не обойтись: если нет поддержки от мам и пап, атмосфера в классе будет не очень хорошей.

3. Подростковый возраст — как насморк. Его нужно просто пережить. Желательно, чтобы в этот период ребёнок был занят с утра до вечера. Вообще, классный руководитель должен отлично знать возрастные особенности каждого человека. Его роль в средней школе меняется с каждым годом, потому что дети взрослеют. Для того, чтобы каждому ребёнку было хорошо, придётся создать атмосферу семьи — и в пятом, и в одиннадцатом классе.

4. К первой встрече с детьми классный руководитель готовится как к обычному уроку. Чтобы не нервничать, нужно написать себе план встречи и быть хорошо подготовленным. Если в классе есть новенькие, нужно обязательно познакомить их с остальными ребятами. Следует помнить, что первое впечатление всегда запоминается, поэтому никаких негативных эмоций или даже звуков быть не должно.

5. Детей нужно любить. И они обязательно ответят тебе тем же. Про доброту и отзывчивость всё понятно: человек, который любит детей, не может быть злым. Также всё ясно про крики и унижения: это недопустимо.

Об отношениях с родителями

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

6. С родителями всегда сложнее, чем с детьми. Часто они думают, что их мнение — единственно правильное. Ещё они бывают намного старше классного руководителя. Но нужно помнить, что большинство из них всё-таки не работают в школе и не учились на педагогическом.

7. На родительском собрании я никогда не перехожу на личности. Легко сказать: «Вот Иванов, и у него двойки». Но бедный папа Иванова после этого больше на собрание не придёт. Если ты хочешь привлечь внимание родителя к проблеме, разговаривай с ним лично.

8. Хвалить прилюдно нужно: это всегда хорошо. Если фамилия ребёнка не прозвучала в каком-то списке, для родителей это повод задуматься и попытаться выяснить у ребёнка, почему же он в чём-то не поучаствовал.

9. Родители всегда негласно между собой соревнуются. Для них собственные дети — самые лучшие. Но важно объяснить им, что со всеобъемлющей заботой не стоит перегибать палку. Подчас они просто не дают ребёнку шанса.

10. Родительские собрания — это хорошо. Конечно, на них тратится колоссальное количество энергии, потому что перед тобой взрослые люди с собственным мнением. Я стараюсь сделать так, чтобы родители тоже понимали, что мы как семья. И если с Петей Ивановым что-то случилось, то мама Саши, скорее всего, будет за это переживать.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

«Русичка на разогреве у математички»: почему собрания в школе бесполезны

11. Родители могут обращаться к классному руководителю с самыми разными проблемами. Помимо учёбы и успеваемости, например, они могут спросить, нравятся ли вам новые штаны ребёнка и подойдут ли они для мероприятия, на которое собрался класс. К этому нужно быть просто готовым: набраться терпения и принимать как данность. Чтобы их не обидеть, можно похвалить за активность, а потом аккуратно скорректировать их действия.

О детях с особенностями и травле

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

12. Классный руководитель должен знать об особенностях каждого ребёнка. Если школьник, к примеру, медлительный, классный руководитель должен объяснить другим педагогам, что этому ребёнку нужно больше времени.

13. Если ребёнок сталкивается с травлей, чаще всего он такую ситуацию пытается разрешить сам. Я же стараюсь объяснять, что первое и самое важное действие — обратиться к взрослому. Одна из обязанностей классного руководителя — чувствовать микроклимат в коллективе от и до, улавливать сигналы тревоги или обеспокоенности. Кстати, детям бывает трудно извиниться, и в таком случае классному руководителю приходится самому искать нужные слова, чтобы помирить детей.

14. В каждой школе есть свои правила, все они прописаны в уставе. Можно просто занудно зачитать его детям, а можно доходчиво объяснить правила в игровой форме. Будет здорово, если дети сами их сформулируют. Задайте им вопрос: «А что будет, если вы поступите так-то?» И они легко на этот вопрос ответят.

15. В каждом классе есть дети, которых никто не слышит и не видит, они никогда не поднимают руку. И у каждого из них совершенно точно есть скрытые таланты: ребёнок либо хорошо рисует, либо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. А может быть, он просто любит смотреть футбол. Эти таланты нужно обязательно найти и попытаться их реализовать в рамках школьной жизни. Хорошо играет на скрипке — пусть выступает на празднике. Главное — не заставлять ребёнка, а хорошо попросить: мол, без тебя никак не справимся. При таком подходе он через какое-то время точно почувствует свои сильные стороны и станет увереннее в себе.

О личном времени и уважении к свободному времени детей

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

16. Классный руководитель не работает круглосуточно. У него есть личное время, которое он имеет право потратить на себя и семью. Это не прихоть, это важный восстановительный период. Работать без передышки очень вредно, человек не успевает восстанавливаться, от этого у него падает результативность. Поэтому после 20:00 мы решаем только самые срочные и необходимые вопросы. К этому нужно приучить весь класс.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Классный руководитель как человек-функция. Что он должен школе и детям

18. Детям нужно доверять. Поверьте, они очень ответственно относятся к своим обещаниям. А вот когда их что-то заставляют делать, этого они не любят. Если стыдить ребёнка перед всем классом и говорить, что он бессовестный, в следующий раз он просто ничего не сделает. Гораздо результативнее будет просто подбодрить и попросить кого-то из ребят помочь ему. Мои дети знают: я не имею права их подводить, а они не имеют права подводить меня.

Источник

Вопросы для классного руководителя

ВОПРОСЫ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ГРУПП ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ.

(программа психолого-педагогического сопровождения учащихся,

прошедших обследование на ПМК)

Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?

Можно ли назвать его живым и веселым?

Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

Обидчив ли ребенок?

Смущается ли он при разговоре с незнакомыми людьми?

Бывает ли ребенок возбужден, что не может усидеть на месте?

Любит ли он мечтать?

Можно ли его назвать раздражительным?

Спокойно ли спит ваш ребенок?

Доводит ли он до конца дело, игру?

Часто ли его терзает чувство вины?

Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

Испытывает ли он страх?

Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

Часто ли ребенок «дуется»?

Можно ли назвать ребенка нервным?

Беспокоят ли его боли без всякой причины?

Легко ли его задеть, покритиковать за что-нибудь?

Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?

Успевает ли он выполнять работу (задание) в срок?

Застенчив ли он в присутствии старших?

Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?

Ведет ли он себя также со взрослыми?

Ответив на вопросы можно сделать выводы, о его настойчивости, воле, эмоциональной уравновешенности, возбудимости.

Анкеты и вопросы при работе с учащимися

Тест: «Знаю ли я себя?»

Инструкция: Выбери ответ, который соответствует твоему мнению.

L Если тебе предстоит сделать выбор какого-нибудь одного дела из многих, то

3. Совершал ли ты на прошлой неделе поступки, причины которых ты затрудняешься
объяснить?

4. Если время повернуть назад, то вчерашний день:

6. Знаешь ли ты, что изменилось в тебе, если сравнить твое поведение сегодня и год
назад?

9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам
личности?

Беседа с классным руководителем, учителем.

Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках.

Его способности в учебе, в работе, его возможности.

Что Вас беспокоит в его поведении и учебе?

Чем проявляются недостатки его поведения в коллективе класса?

Его отношение к общественным поручениям, участие в коллективной жизни класса.

Его отношение к товарищам класса.

Какие учебные предметы ты любишь больше других?

Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?

Твоя общественная работа и ее результаты?

Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

Твое отношение к старшим?

Анкета «Определение тревожности»

Не может долго работать, не уставая.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Любое задание вызывает беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о возможных неприятностях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что снятся страшные сны.

Руки обычно холодные и влажные.

Нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, с трудом засыпает.

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдержать слезы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Анкета для определения импульсивности.

Всегда быстро находит ответ, когда о чем-то спрашивают.

У него часто меняется настроение.

Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

Обидчив, но не злопамятен.

Часто чувствуется, что ему все надоело.

Быстро, не колеблясь, принимает решение.

Может резко отказаться от еды, которую не любит.

Нередко отвлекается на занятиях.

Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

Обычно уверен, что справится с любым заданием.

Может нагрубить воспитателю.

Временами кажется, что он переполнен энергией.

Это человек действия, рассуждать не любит.

Требует к себе внимание, не хочет ждать.

В играх не подчиняется общим правилам.

Горячится во время разговора, часто повышает голос.

Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

Любит организовывать и предводительствовать.

Похвала и порицание действует на него сильнее, чем на других.

Анкета для определения агрессивности.

Злой дух временами вселяется в него.

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Бывает, что ребенок с удовольствием ломает игрушки, что-то потрошит, рвет книги.

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение.

Не прочь подразнить животных.

Переспорить его маловероятно.

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает.

Кажется, что иногда у него возникает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя, как личность самостоятельную и решительную.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виновных.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически слабыми.

У него нередки признаки мрачной раздражительности.

Не уступает сверстникам, не делится тем, что имеет, не считается ни с кем.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Блок 4. АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

Тебе нравится учиться в УЧИЛИЩЕ?

Утром ты всегда с радостью идешь на занятия, или тебе часто хочется остаться спать?

Иду с радостью; Бывает по-разному; Чаще хочется остаться дома.

Если бы учитель сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел или остался дома?

Пошел бы в школу; Не знаю; Остался бы дома.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится; Бывает по-разному; Остался бы дома.

Ты хотел бы, чтоб тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы; Не знаю; Хотел бы.

Ты хотел бы, чтобы были большие перемены?

Ты часто рассказываешь о занятиях своим родителям и друзьям?

Часто; Редко; Не рассказываю.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель; Точно не знаю; Хотел бы.

У тебя в училище много друзей?

Много; Мало; Нет друзей.

Тебе нравятся твои однокурсники?

Нравится; Не очень; Не нравится.

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

Блок 5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОНЯТЛИВОСТИ,

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

В каком городе (поселке, деревне) ты живешь? Твой адрес?

Сколько человек в вашей семье? Назови их.

Что интересного есть в городе (поселке, деревне), в котором ты живешь?

В какое время года появляются на деревьях листья?

Для чего нужна армия?

Что остается на земле после дождя?

Как правильно переходить дорогу?

Для чего человеку голова? Нос? Уши? Руки?

Ты хочешь ходить в училище? Почему?

Назови времена года. Чем отличаются осень от лета?

Сколько дней в неделе? Назови их.

Какие ты знаешь профессии?

Какие страны ты знаешь?

Какие передачи смотришь по телевизору?

Что ты знаешь про космос?

Что нужно сделать, если ты порежешь палец?

Назови своих друзей. Почему дружишь с ними?

На чем ездят люди? Как назвать, одним словом?

Какие продукты питания ты знаешь?

Каких ты знаешь писателей, поэтов?

Назови предметы столовой и кухонной посуды.

Какие знаешь сказки? За что их любишь?

Как назвать одним словом лук, репу, морковь, огурец?

Чем отличаются дикие животные от домашних? Назови тех и других.

Чем отличается день от ночи?

Что нужно сделать, если ты потеряешь игрушку твоего друга?

Сосчитай до 10. Какое число перед числом 6?

Реши задачу: на дереве сидели 3 птички, потом 2 улетели. Сколько осталось птичек?

Какое число больше: 20 или 12?На сколько?

Как ты думаешь, что интересного будет в жизни?

Почему нельзя трогать спички?

Что такое честность, скромность, правдивость?

Назови предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы?

Как нужно вести себя в гостях?

Для чего выращивают гречиху, пшеницу, картофель?

Чем отличается река от озера?

Как, по-твоему, лучше: учиться одному или в училище с учителем?

Чем отличается самолет от птицы? Чем похож?

Как понять фразу: «у человека золотые руки»?

Чем отличается дерево от кустарника?

Что нужно делать, если случиться пожар?

Почему в магазине, транспорте, в кино нужно платить деньги?

Кто написал сказку о рыбаке и золотой рыбке?

49. Кто такой Юрий Гагарин?

Блок 8. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ.

Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

В песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

Любит музыкальные записи.

Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

В пении выражает чувства, свое состояние.

Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства.

Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не выпускает основной линии событий, о которых рассказывает.

Любит писать рассказы и стихи.

Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.

Передает чувства через мимику, жест и движения.

Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей. Когда о чем-то с увлечением рассказывает.

С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

Пластичен и открыт всему новому не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может после них отказаться.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

Постоянно преуспевает в каком-либо виде спортивной игры.

Бегает быстрее всех в группе.

Координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

Любит ходить в походы, играть на открытом воздухе.

Предпочитает проводить свободное время, играя в баскетбол, футбол, волейбол.

На занятиях все легко и быстро схватывает.

Обладает чувством здорового смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.

Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.

Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеет в виду.

Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания.

Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.

У него богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.

Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а взрослые

Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.

Обгоняет своих сверстников по учебе.

Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения, вопросы.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит красиво и художественно выполненную вещь.

Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок и т.д.).

Когда имеет свободное время охотно лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшение для дома, одежды и т.д.).

Прибегает к рисунку.

Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

Дать оценку каждому из качеств в баллах.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Номер материала: ДБ-1018126

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании

Время чтения: 1 минута

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

13 советов начинающему классному руководителю

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.

Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть фото Что можно спросить у классного руководителя. Смотреть картинку Что можно спросить у классного руководителя. Картинка про Что можно спросить у классного руководителя. Фото Что можно спросить у классного руководителя

5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *